Королевство Аюттхая

редактировать

Королевство Аюттхая. อาณาจักร อยุธยา. Аначак Аюттхая.
1350–1767
Флаг Королевство Аюттхая Торговый флаг (1680–1767)) Печать (1657–1688 гг.) Королевства Аюттхая Печать (1657–1688)
Ayutthaya's zone of influence and neighbours, c. 1540 Зона влияния Аюттхая и соседи, ок. 1540
КапиталАюттхая. 1350-1463.

Пхитсанулок. 1463-1488. Аюттхая. 1488-1666. Лопбури. 1666-1688.

Аюттхая. 1688-1767
Общие языкиАюттхайский диалект
РелигияБольшинство : Тхеравада Буддизм. Меньшинство : Индуизм, Римско-католический, Ислам
ПравительствоФеодал абсолютная монархия с в качестве исполнительного органа
король
• 1350–69Раматибоди I (Утонг)
• 1590–1605Санфет II (Наресуан)
• 1657–88Раматибоди III (Нараи)
• 1758–67Боромморачатхират V (Эккатхат)
Законодательное собраниеНет (абсолютная монархия )
История
Утонг восходит на трон в Аюттхая1350
Личный союз с Королевством Сукхотай 1438
Вассалом из династии Таунгу 1564, 1569
• Слияние с Сукотаи и независимость от Таунгу 1583, 1584
Нарес uan и Слоновая война Минджи Сва1593
• Конец династии Сукхотай 1630
Падение Аюттайи в 1767 году 1767
Валюта
ПредшественникПреемник
Королевство Лаво
Королевство Сукхотай
Королевство Накхонситхаммарат
Королевство Тонбури
Сегодняшняя частьТаиланда. Малайзия. Мьянма. Камбоджа

Королевство Аюттхая (; Тайский : อยุธยา, RTGS : Аюттхая, произносится (Об этом звуке слушайте ); также пишется «Аюдхья» или «Айодхья ») было сиамским королевством, существовавшим с 1350 по 1767 год с центром в городе Аюттхая. Королевство Аюттхая считается предшественником современного Таиланда, и его развитие является важной частью Истории Таиланда.

Царство Аюттхая возникло из мандалы города-государства в Нижней долине Чао Прайя в конце четырнадцатого века во время упадка Кхмерской империи. После столетия территориальной экспансии Аюттхая была централизована и стала крупной державой в Юго-Восточной Азии. Аюттхая столкнулась с бирманскими вторжениями, которые привели к Первому падению Аюттхая в 1569 году. Однако король Наресуан (годы правления 1590–1605) освободил Аюттхаю от кратковременного бирманского правления и расширил Аюттхаю в военном отношении. К 1600 году вассалы королевства включали в себя несколько городов-государств на Малайском полуострове, Сукотаи, Лан На и некоторых частях Бирмы и Камбоджа, хотя степень контроля Аюттхая над своими соседями со временем менялась. В семнадцатом веке Аюттхая превратилась в центр международной торговли, и ее культура процветала. Правление короля Нараи (годы правления 1657–1688) было описано как «золотой век» сиамской культуры и было известно историческими контактами между сиамским двором и двором короля Людовика XIV Франции. Однако в восемнадцатом веке Аюттхая уступила место гражданским войнам и возобновлению бирманских вторжений. Королевство Аюттхая закончилось в 1767 году вторжением бирманцев, и город Аюттхая, просуществовавший 417 лет, был разрушен. Резиденция сиамских властей была перенесена в Тонбури, а позже в Бангкок.

В зарубежных источниках Аюттхая называлась «Сиамом», но многие источники говорят, что жители Аюттайи называли себя Тай и их королевство Крунг Тай (тайский : กรุง ไท), означающее «страна Тай» (กรุง ไท ). Он также упоминался как Иудея на картине, запрошенной Голландской Ост-Индской компанией.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Ранние завоевания и расширение
    • 1.3 Централизация и институционализация
    • 1.4 Первые бирманские войны
    • 1.5 Иностранное влияние и династическая борьба
    • 1.6 Нараи Великий и революция
    • 1.7 Вторые бирманские войны
      • 1.7.1 Крушение
  • 2 Правительство
    • 2.1 Короли
  • 3 Политическое развитие
    • 3.1 Социальные классы
    • 3.2 Ранжирование социальных классов
    • 3.3 Военные
  • 4 Культура и общество
    • 4.1 Религия
    • 4.2 Искусство и представления
    • 4.3 Литература
      • 4.3.1 Влияние Индии на сиамский язык
      • 4.3.2 Рамакиен
      • 4.3.3 Кхун Чанг Кхун Фаен: сиамская эпическая народная поэма
    • 4.4 Архитектура
    • 4.5 Известные архитектурные памятники Аюттхая
    • 4.6 Ежедневно life
      • 4.6.1 Одежда
  • 5 Экономика
    • 5.1 Торговля
    • 5.2 Валюта
    • 5.3 Аюттхая как международный торговый порт
      • 5.3.1 Контакты с Западом
      • 5.3.2 Контакты с Восток Азия
  • 6 Известные иностранцы, 17 век Аюттхая
  • 7 Галерея изображений
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Цитаты
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
    • 12.1 Королевские хроники Аюттхая
    • 12.2 Бирманские счета
    • 12.3 Западные счета
  • 13 Внешние ссылки
История

Истоки

Юго-Восточная Азия в начале 15 века:. Синий Фиолетовый : Королевство Аюттхая. Темно-зеленый : Лан Ксанг. Фиолетовый : Лан На. Оранжевый : Королевство Сукхотай. Красный : Кхмерская империя. Желтый : Чампа. Синий : Đại Việt. Лайм : Маджапахит Картина Иоганна Вингбонса из Аюттхая, ок. 1665. Картина Аюттхая около 1665 года, написанная Йоханнесом Вингбонсом по заказу Голландской Ост-Индской компании, Амстердам.

Происхождение Аюттайи было предметом научных дебатов. Традиционные источники утверждают, что король Утонг, правитель города под названием «Утонг», передвинул свой двор из-за угрозы эпидемии. Город «Утонг» не был современным округом У Тонг, провинцией Супханбури, который был крупным Дваравати, но уже был заброшен до основания. Аюттхая. В хрониках Ван Влиета, сочинении семнадцатого века, говорится, что король Утонг был китайским купцом, обосновавшимся в Пхетчабури до переезда в Аюттхая. Тамнан Мулла Сатсана, литература шестнадцатого века Ланна, утверждает, что король Утонг был из королевства Лаво. Независимо от своего происхождения, король Утонг, который был постангкорианским правителем одного из городов в долине Нижняя Чао Прайя, перенес свой двор на остров на пересечении трех рек; Река Чао Прайя, река Лопбури и река Па Сак, и основала там Аюттхаю в 1350 году, назвав ее в честь Айодхьи, одного из самых священных индуистских городов Индии. одно и то же имя.

Сам город Аюттхая, однако, мог существовать до предполагаемого «основания» в 1350 году. Известно, что некоторые храмы в Аюттхая существовали до 1350 года. Недавние археологические исследования выявили ранее существовавшие бараи накладывается на последующие структуры и поддерживает теорию Лаво. Позднее бараи превратились в Буенг Пхра Рам (тайский : บึง พระราม) в месте под названием Нонг Сано (тайский : หนอง โสน), в котором король Утонг заложил свой фундамент. На карте раскопок показаны следы барая недалеко от юго-западной оконечности Ват Яй Чай Монгхон, который мог быть построен на месте бывшего важного храмового комплекса Ангкора. Лаво (современный Лопбури ) был центром ангкорского политического и культурного влияния в Центральном Таиланде. Королевство Лаво основало порт на месте Аюттайи под названием Айодхая Шри Рама Тхепнакорн (тайский : อ โยธ ยา ศรี ราม เทพ นคร). Король Утонг основал свою базу на ранее существовавшем ангкорском месте.

До основания Аюттхая в долине Нижнего Чао Прайя существовало множество государств, включая Кхмерскую Империю, Лопбури, Супхан Бури и Пхетчабури. Супханбури отправил дани династии Сун в 1180 году, а Петчабури - династии Юань в 1294 году. Некоторые утверждают, что Супханбури на самом деле упоминался в китайских источниках.

Ранние завоевания и экспансия

Аюттхая показана на карте мира Фра Мауро (ок. 1450 г.) под названием «Scierno», происходящим от персидского «Shahr-I». -Но », что означает« Новый город »

Целостность лоскутного одеяла городов раннего царства Аюттхая сохранялась в основном благодаря семейным связям в рамках системы мандалы. У короля Утонга были сын, принц Рамесуан, правитель Лопбури, его брат, правитель Праек Срирача (в современном провинции Чайнат ) и его зять, Кхун Луанг Па-нгуа, правитель Супханбури. Правитель Пхетчабури был его дальним родственником. Король назначал принца или родственника правителем города, и город, которым правил принц, назывался Муанг Лук Луанг (тайский : เมือง ลูกหลวง). Каждый правитель города присягал на верность королю Аюттхая, но также сохранял определенные привилегии.

Политика ранней Аюттхая характеризовалась соперничеством между двумя династиями; династия Утонг, основанная на Лопбури, и династия Супханнабхум, основанная на Супханбури. Когда король Утонг умер в 1369 году, ему наследовал его сын Рамесуан. Однако Кхун Луанг Па-Нгуа, правитель Супханбури, захватил трон у Рамесуана в 1370 году, что побудило Рамесуана вернуться в Лопбури. Кхун Луанг Па-Нгуа короновал себя как король Бороммарача I, и после его смерти в 1388 году ему наследовал его сын Тонг Лан. Однако Рамесуан затем двинулся из Лопбури, чтобы захватить Аюттхаю, и казнил Тонг Лана. Рамесуан был коронован еще раз, и в конце концов его сын Рамрача умер в 1395 году. Принц, племянник короля Бороммарача, узурпировал трон у Рамрачи в 1408 году.

Аюттхая была обратил внимание экспансионистов на своих соседей, в первую очередь на Сукхотай и Ангкор. Победа короля Бороммарачи I над Сукотаи, затем сосредоточенным на Пхитсанулоке, в 1378 году поставила Сукхотай под власть Аюттайи. Бороммарача II привел армии к разграблению Ангкора в 1431 году, закончив свое шестисотлетнее существование, а также расширился до плато Корат. Бороммарача II сделал своего сына принца Рамесуана правителем Сукотаи в Пхитсанулоке. После его смерти в 1448 году принц Рамесуан занял трон Аюттайи как король, таким образом, Аюттхая и Сукотаи были объединены. Хроники Лигора, составленные в семнадцатом веке, говорят, что правитель Петчабури послал своего сына править Лигором в Южном Таиланде. Королевство Лигор затем было включено в состав Аюттхая.

Централизация и институционализация

Аюттхая приобрела две мандалы; Сукотаи и Лигор. Система Muang Look Luang не подходила для управления относительно обширными территориями. Правительство Аюттхая было централизовано и институционализировано при короле Трайлоканате в ходе его реформ, провозглашенных в Палатинском законе 1455 года, который стал конституцией Аюттхая на весь остаток его существования и продолжал оставаться конституцией Сиама до 1892 года, хотя и в измененных формах. В центральном правительстве доминировала система Chatusadom (тайский : จตุสดมภ์ букв. «Четыре столпа»), в которой судом руководили два премьер-министра; Самуха Найок, гражданский премьер-министр и Самуха Калахом, Великий главнокомандующий войсками, курирующий гражданские и военные дела, соответственно. При Самухе Найок были четыре министерства. В регионах царь посылал не «правителей», а «наместников» управлять городами. Города подчинялись губернаторам. которые были из дворянства, а не правили с привилегиями, как это было раньше. Была создана «Иерархия городов», и города были организованы в четыре уровня. Крупные города верхнего уровня имели власть над городами второстепенного или нижнего уровня.

Возникающее Королевство Аюттхая также становилось могущественным. Отношения между Аюттхая и Лан На ухудшились после того, как Аюттхая поддержал восстание Тау Чоя в 1451 году, Юттиттхира, дворянин из Королевства Сукхотай, у которого были конфликты с Аюттхая дал Сам Тилокарадж. Ютиттхира призвал Боромму Трайлоканат вторгнуться в Пхитсанулок, разожгнув войну Аюттхая-Лан На над долиной Верхнего Чао Прайя (Королевство Сукхотай). В 1460 году правитель Чалианга сдался Тилокараджу. Затем Боромма Трайлоканат применил новую стратегию и сосредоточился на войнах с Лан На, перенеся столицу в Пхитсанулок. Лан На потерпел неудачу, и Тилокарадж в конце концов подал иск о мире в 1475 году.

Из-за отсутствия закона о наследовании и сильной концепции меритократии, когда бы ни спорили о наследовании, княжеские правители или могущественные сановники, заявлявшие о своих заслугах, собрали свои силы и двинулись в столицу, чтобы заявить о своих претензиях, что привело к нескольким кровавым переворотам.

В начале 15 века Аюттхая проявила интерес к Малайскому полуострову, но крупные торговые порты султаната Малакка оспаривали его притязания на суверенитет. Аюттхая предприняла несколько неудачных завоеваний Малакки, которая была дипломатически и экономически укреплена военной поддержкой Минского Китая. В начале 15 века минский адмирал Чжэн Хэ основал в портовом городе оперативную базу, сделав его стратегическим положением, которое китайцы не могли позволить себе проиграть сиамам. Под этой защитой Малакка процветала, став одним из главных врагов Аюттайи до захвата Малакки португальцами.

Первые бирманские войны

Начиная с середины 16-го века. века, королевство неоднократно подвергалось нападениям со стороны династии Таунгу из Бирмы. Бирманско-сиамская война (1547–49) привела к неудавшейся бирманской осаде Аюттайи. Вторая осада (1563–64) во главе с королем Байиннаунгом вынудила короля Маха Чаккрапхата сдаться в 1564 году. Королевская семья была доставлена ​​в Пегу ( Баго), со вторым сыном царя Махинтратират, установленным вассальным королем. В 1568 году Махинтратхират восстал, когда его отцу удалось вернуться из Пегу как буддийский монах. Последовавшая за этим третья осада захватила Аюттайю в 1569 году, и Байиннаунг сделал Махатхаммарачатирата (также известного как Санфет I) своим вассальным королем, установив династию Сукхотай.

Наресуан зарезал Лак Вай Тхам Му а военный генерал Таунгу в 1586/87 году. Битва слонов между Наресуаном и Минги в 1593 году.

В мае 1584 года, менее чем через три года после смерти Байиннаунга, Упараджа Наресуан (или Санфет II), сын Санфета I, провозгласил независимость Аюттхая. Это провозглашение привело к неоднократным вторжениям Бирмы в Аюттхаю, от которых сиамцы отбились, в конечном итоге завершившись дуэлью на слонах между королем Наресуаном и наследником Бирмы Минги Сва в 1593 году во время четвертой осады империи. Аюттхая, в котором Наресуан убил Мингьи Сва. Сегодня эта сиамская победа отмечается ежегодно 18 января как день Королевских вооруженных сил Таиланда. Позже в том же году война вспыхнула снова (бирманско-сиамская война (1593–1600) ), когда сиамцы вторглись в Бирму, сначала заняв провинцию Танинтари на юго-востоке Бирмы в 1593 году, а позже - города Моулмейн и Мартабан в 1594 году. В 1599 году сиамцы напали на город Пегу, но в конечном итоге были изгнаны бирманскими повстанцами, которые убили бирманского короля Нанда Баин и захватили власть.

В 1613 году, после того, как король Анаукпетлун воссоединил Бирму и взял под свой контроль, бирманцы вторглись на удерживаемые сиамами территории в провинции Танинтари и захватили Тавой. В 1614 году бирманцы вторглись в Лан На, который в то время был вассалом Аюттайи. Сражения между бирманцами и сиамами продолжались до 1618 года, когда договор положил конец конфликту. В то время Бирма получила контроль над Лан На, а Аюттхая сохранила контроль над южным Танинтари (к югу от Тавои).

Иностранное влияние и династические битвы

В 1605 году Наресуан умер от болезни, когда во время кампании против распространения конфликта между бирманцами в регионе Шан, в результате чего значительно расширившееся сиамское королевство перешло к его младшему брату Экатотсарот (Санфет III). Правление Экатотсарота было отмечено стабильностью Сиама и его сферы влияния, а также усилением взаимодействия с иностранными государствами, особенно с Голландской республикой, Португальской империей и сёгунатом Токугава (посредством Red Seal Ships ) и др. Действительно, представители многих зарубежных стран начали заполнять гражданскую и военную администрацию Сиама - японские торговцы и наемники во главе с Ямадой Нагамасой, например, имели значительное влияние на короля

Эра Энкатотсарота закончилась. с его смертью в 1620 году. Вопрос о его правопреемстве был осложнен предполагаемым самоубийством его старшего законного сына Сутхата, в то время как его второй законный сын, Си Саовапхак, никогда не был официально объявлен наследником самим Энкатотсаротом. Тем не менее Си Саупхак вступил на престол вопреки воле своего покойного отца и возглавил короткое и безрезультатное правление, во время которого он был похищен и взят в заложники японскими купцами, а затем убит. После этого эпизода королевство было передано Сонгтам, младшему сыну, рожденному Энкатотсаротом и первоклассной наложнице.

Изображенная на этой современной сиамской картине наемная армия японского авантюриста Ямада Нагамаса сыграла ключевую роль в придворных интригах в первой половине XVII века.

Сонгтам временно восстановил стабильность в Аюттайе и сосредоточены внутри на религиозных строительных проектах, особенно на большом храме в Ват Пхра Пхуттабат. В сфере внешней политики Сонгтам потерял сюзеренитет Лан На, Камбоджу и Тавой, изгнал португальцев и расширил границы Сиама за рубежом. торговые связи, включая Английскую Ост-Индскую компанию и Французскую Ост-Индскую компанию, а также новые торговые колонии в Сиаме, представляющие общины со всей Азии. Вдобавок Сонгтам продолжал служить Ямаде Нагасаме, японские наемники которого в тот момент служили королевской гвардией короля.

Когда жизнь Сонгтама начала угасать, вопрос о наследовании снова вызвал конфликт, когда оба короля Сонгтама брат, принц Сисин, и его сын, принц Четтхатират, нашли поддержку своих требований в сиамском суде. Хотя тайская традиция обычно предпочитает братьев сыновьям в вопросах наследования, Сонгтам заручился помощью своего влиятельного кузена, Прасат Тхонг, чтобы его сын вместо этого унаследовал королевство. Когда Сонгтам умер в 1628 году, Прасат Тонг использовал свой союз с наемниками Ямады Нагасамы, чтобы очистить всех, кто поддерживал притязания принца Сисина, в конечном итоге захват и казнь Сисина. Вскоре Прасат Тхонг стал более могущественным в Сиаме, чем недавно коронованный король Четтатриат, и в результате дальнейших интриг устроил переворот, в ходе которого Четтхатират был свергнут и казнен в пользу своего еще младшего брата Атиттаявонга, которого Прасат Тхонг намеревался использовать в качестве марионеточного правителя.

Эта форма правления быстро встретила сопротивление со стороны элементов тайского двора, которые были недовольны идеей иметь двух действующих глав государства. Поскольку Прасат Тонг уже правил Сиамом во всем, кроме имениКалахом, он решил решить проблему, организовать окончательное свержение с престола и казнь маленького короля в 1629 году. Таким образом, Прасат Тонг полностью узурпировал королевство двойным путем. (возможно, тройное) цареубийство, уничтожившее династию Сукхотай через 60 лет после ее защиты бирманцами. Многие из бывших союзников короля Прасат Тонга превратить его дело после его восхождения на трон. В ходе подавления такого сопротивления Прасат Тонг убил своего бывшего союза Ямаду Нагасаму (который теперь выступал против переворота Прасат Тонга) и быстро изгнал всех оставшихся японцев из Сиама. В конце концов, это событие было принято в стране, это событие знаменует конец давних официальных отношений сёгуната Токугава с королевством Аюттхая.

Нарай Великий и революция

Французские иезуиты наблюдают затмение с королем Нараем и его двором в апреле 1688 года, незадолго до сиамской революции.

После его смерти в 1656 году королю Прасат Тонгу сначала наследовал его старший сын, Чай, который почти сразу был свергнут и казнен братом покойного короля, Си Сутхаммарача, который, в свою очередь, потерпел поражение в единоборстве со своим племянником Нараи. Нараи, наконец, занял стабильное положение короля Аюттхая при поддержке преимущественно иностранной придворной фракции, состоящей из групп, которые были маргинализованы во время правления его отца, Прасат Тонга. Среди его благодетелей были, в частности, персидские, голландские и японские наемники. Поэтому неудивительно, что эпоха короля Нарая была эпохой экстравертного Сиама. Внешняя торговля доставляла Аюттхая не только предметы роскоши, но и новое оружие. В середине 17 века, во время правления короля Нараи, Аюттхая стала очень процветающей.

В 1662 году война между Бирмой и Аюттайей (бирманско-бирманская война (1662-64) ) снова вспыхнул, когда король Нараи попытался использовать беспорядки в Бирме, чтобы захватить контроль над Лан На. Бои на границе между двумя противниками продолжались два года, и однажды Нараи захватил Тавой и Мартабан. В конце концов, у Нараи и сиамов закончились припасы, и они вернулись домой в пределах своих границ.

Несмотря на коммерческое процветание, правление Нарая было также неспокойным в социальном плане. Во многом это можно объяснить трехсторонним конфликтом между голландскими, английскими и английскими торговыми компаниями, которые сейчас работают в Сиаме с беспрецедентной интенсивностью из-за сиамских роль центра торговли, поддержанная Нараи. Из этих конкурирующих иностранных колониальных владений, склонен отдавать предпочтение отношениям с французами, опасаясь растущих голландских и английских колониальных владений в Южно-Китайского моря.

начал принимать общины французских иезуитов в свой двор и поддерживать более тесные отношения как с Францией, так и Ватиканом. знаменитых достижений его правления. Нараи также сдал в аренду порты Бангкок и Мерги французам, и в его армию было включено много французских генералов, чтобы обучить ее западными стратегиями и контролировать строительство фортов в европейском стиле... В это время Нарай покинул традиционную столицу Аюттхая нового ради дворца, спроектированного иезуитами в Лопбури.

. католическое укреплялось в Сиаме, и беспрецедентное французских фортов было возведено и размещено гарнизон на земле, арендованной площади Нараем, американской американской системой придворных, буддистских элементов духовности и другими некатолическими и / или нефрановыми элементами двора Нараи. при его правление. Это враебное отношение было особенно направлено против Константина Фолкона, католического греческого авантюриста и сторонника французского влияния, который достиг ранга премьер-министра Нарая и главного советника по иностранным делам. Большая часть этого беспорядка была в первую очередь религиозной, так как французские иезуиты открыто пытались обратить Нарая и королевскую семью в католицизм.

Нараи обхаживали не только католики, но также и прозелитизм персов-мусульман Чамс и Макассар при его дворе, более поздние из которых начали безуспешное восстание в 1686, чтобы заменить Нараи мусульманским марионеточным королем. Несмотря на то, что члены фракции выступают против иностранного суда, в первую очередь должны быть выполнены полномочия католиков, есть свидетельства того, что не имеет никакого желания полностью перейти в какую-либо из религий.

Тем не менее, недовольный фракция, известная теперь знаменитым полководцем Нараи, Фетрача, давно планировала переворот, чтобы устранить Нарая. Когда в мае 1688 года король серьезно заболел, Фетрача и его сообщники арестовали его вместе с Фаулконом, за исключением Нараи, который умер в плену в июле того же года. Убрав короля и его наследников с дороги, Фетрахатен узурпировал трон и официально короновал себя королем Аюттхая 1 августа.

Король Фетрача почти сразу отвел Мерги из-под французского контроля и начал решающий Осада Бангкока, завершившаяся официальным отступлением французов из Сиама. Однако правление Претачи было нестабильным. Многие губернаторы провинций Пхетрача отказались его правление законным, и восстания сторонников покойного Нараи продолжались много лет. Самым важным изменением в Сиаме после стал отказом Фетраха продолжать работу иностранных посольств Нараи. Вместо этого король Фетрача решил от многих решений Нараи и закрыл почти для всех форм общения, кроме голландского.

Вторая бирманская война

В середине 18 века Аюттхая снова попала в ловушку войн с бирманцами. Бирманско-сиамская война (1759–1760), начатая династией Конбаунгов Бирмы, не смогла захватить Аюттайю, но захватила северный Танинтай. Бирманско-сиамская война (1765–1767) привела к разграблению города Аюттхая и разграблению королевства в апреле 1767 года.

Падение

Аюттхая и Юго-Восточная Азия ок. 1707-1767 Три пагоды Ват Пхра Си Санпхет, в хранятся останки короля Боромматраилоканата, короля Бороммарахатирата III и короля Раматибоди II голова Будды, заросшая фиг деревом в Ват Махатхат, Исторический парк Аюттхая

После кровавого периода династической борьбы Аюттхая вступила в то, что называют золотым веком, относительно мирным периодом второй четверти 18 века. когда процветали искусство, литература и образование. Были иностранные войны. Примерно с 1715 года Аюттхая боролась с лордами Нгуен (вьетнамскими правителями южного Вьетнама) за контроль Камбоджи. Но большая угроза исходила из Бирмы, где появилась новая династия Конбаунг покорили государства Шан.

Последние пятьдесят лет царства были свидетелями кровавой борьбы между князьями. Трон был их главной целью. Последовали чистки судебных чиновников и способных генералов. Последний монарх, Экатат, установлен как принц Ануракмонтри, который был его младшим братом, уйти в отставку и сам занял трон.

Согласно французскому происхождению, Аюттхая в 18 веке включает следующие основные города: Мартабан, Лигор или Накхон Шри Таммарат, Тенассерим, Джанк Цейлон или Пхукет остров, Сингора или Сонгкхла. Ее притоками были Патани, Паханг, Перак, Кедах и Малакка.

В 1765 году совокупная численность населения составляла 40 000 человек. мощные силыманских армий вторглись на территорию Аюттхая с севера и запада. Крупные окраинные города быстро капитулировали. После 14-месячной осады город Аюттхая капитулировал и был сожжен в апреле 1767 года. Художественные сокровища Аюттхая, библиотеки с ее историческими историми были почти полностью уничтожены, а бирманцы разрушили королевство Аюттхая..

Бирманское правление длилось всего несколько месяцев. Бирманцы, которые, также вели вынуждены отступить в начале 1768 года, когда китайские войска угрожали собственной столице, были вынуждены отступить с китайцами с 1765 года.

Большая часть бирманских войск выведены, страна была доведена до хаоса. От старой столицы остались лишь руины королевского дворца. Провинции провозгласили независимость при генералах, монахах-изгоях и членах королевской семьи.

Один генерал, Прайя Таксин, бывший губернатор Так, начал усилия по воссоединению. Он собрал силы и начал наносить ответный удар по бирманцам. В конце концов он основал столицу в Тонбури, через Чао Прайя от нынешней столицы, Бангкока. Таак-Син взошел на трон и стал известен как король Таак-Син или Таксин.

Руины исторического города Аюттхая и «связанные исторические города» в историческом парке Аюттхая были внесены в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Город Аюттхая был основан от старого города Аюттхая, и теперь он является его жертвой провинции Аюттхая.

Правительство

Короли

Руины старого города Аюттхая

Короли Аюттхая были абсолютными столицей монархи с полурелигиозным статусом. Их авторитет проистекал из идеологий индуизма и буддизма, а также из естественного лидерства. Король Сукхотая был вдохновлен надписью 1, найденной в Сукотае, которая говорила, что король Рамкамхенг будет слышать прошение любого подданного, который звонит в колокол у ворот дворца. Таким образом, король считался от своим народом.

Карта Аюттхая

в Аюттхае отцовские аспекты царской власти исчезли. Царя считали чаккрапхатом (санскрит чакравартин ), который своей приверженностью закону заставил весь мир вращаться вокруг себя. Согласно индуистской традиции, король - это аватар Вишну, разрушитель демонов, рожденный, чтобы защищать людей. Буддисты верят в царя как в праведного правителя (санскрит : дхармараджа), который строго следует учению Гаутамы Будды и стремится к благополучию своего народа.

Официальные имена королей отражают эти религии: индуизм и буддизм. Они считались воплощениями различных индуистских богов: Индры, Шивы или Вишну (Рамы ). Церемония коронации руководили брамины, поскольку индуистский бог Шива был «повелителем вселенной». Однако, согласно кодексам, король имел высшую обязанность защищать людей и уничтожать зло.

Согласно буддизму, царь также считался бодхисаттвой. Одной из важнейших обязанностей короля было строительство храма или статуи Будды как символа процветания и мира.

Для местных жителей еще одним аспектом королевской власти была аналогия с «Господом Всевышнего». Земля »или« Тот, кто правит Землей »(Пхра Чао Пхендин). Согласно придворному этикету, особый язык, рачасап (санскрит : раджашабда, «царский язык»), использовался для общения с королевской семьей или о ней. В Аюттхая король, как говорили, предоставил контроль над землей своим подданным, от знати до простолюдинов, в соответствии с системой шакна или сакдина, кодифицированной королем Боромматраилокканатом (1448–88). Система сакдина была похожа на феодализм, но не совпадала с ней, при которой монарх не владел землей. Хотя нет никаких конкретных доказательств того, что эта система землепользования представляла собой формальную дворцовую экономику, французы Франсуа-Тимолеон де Шуази, приехавший в Аюттайю в 1685 году, писал: «король имел абсолютная власть. Он поистине бог сиамцев: никто не смеет произносить его имя ». Другой писатель XVII века, голландец Ян ван Влит, заметил, что король Сиама «почитался и почитался второстепенными после бога подданными». Законы и приказы издавал король. Ибо иногда сам король был также высшим судьей, который судил и наказывал важных преступников, таких как предатели или мятежники.

Помимо системы сакдина, еще одним из многочисленных институциональных нововведений Боромматраилокканата было занять положение упараджи, что переводится как «наместник» или «принц», обычно занимаемое старшим сыном или родным братом короля, в попытке упорядочить престолонаследие - особенно трудный подвиг для полигамная династия. На практике между царем и упараджей был присущий конфликт и частые споры о престолонаследии. Однако очевидно, что власть трона Аюттайи имела свои пределы. Гегемония короля Аюттхая всегда основывалась на его харизме, основанной на его возрасте и сторонниках. Без сторонников время от времени происходили кровавые перевороты. Самыми влиятельными фигурами столицы всегда были генералы или военный министр Калахом. В течение последнего столетия Аюттайи кровопролитные бои между князьями и генералами, нацеленные на трон, преследовали двор.

Политическое развитие

Социальные классы

Портрет сиамского государственного чиновника, одна из портретных картин из коллекции Портреты из периодических подношений Императорского Цин Се Суй, 18-е живопись века в Национальном дворце-музее в Тайбэе. Аюттхаянский чиновник Коса Пан одет в Ломфок и Круи

реформы короля Боромматраилокканат (годы правления 1448–1488) поместил царя Аюттайи в центр сильно стратифицированной социальной и политической иерархии, которая простиралась на все царство. Несмотря на отсутствие доказательств, считается, что в Королевстве Аюттхая основной единицей социальной организации была деревенская община, состоящая из домохозяйств расширенных семей. Право на землю принадлежало старосте, который владел ею от имени общины, хотя крестьяне-собственники пользовались землей до тех пор, пока они ее обрабатывали. Постепенно лорды стали придворными (อำ มา ต ย์ ) и правителями-данниками малых городов. В конечном итоге царь был признан земным воплощением Шивы или Вишну и стал священным объектом политико-религиозных культовых практик, совершаемых брахманами королевского двора, входящими в состав буддийского двора. свита. В буддийском контексте девараджа (божественный царь) был бодхисаттвой. Вера в божественное царство преобладала в 18 веке, хотя к тому времени ее религиозные последствия имели ограниченное влияние.

Ранжирование социальных классов

Обладая обширными резервами земли, доступной для возделывания, королевство зависело от приобретения и контроля адекватной рабочей силы для сельскохозяйственного труда и обороны. Резкий подъем Аюттхая повлек за собой постоянные войны, и, поскольку ни одна из сторон в регионе не имела технологического преимущества, количество сражений обычно определялось численностью армий. После каждой победоносной кампании Аюттхая уносила несколько завоеванных людей обратно на свою территорию, где они ассимилировались и добавлялись к рабочей силе. Раматибоди II (годы правления 1491–1529) основал барщину. система, при которой каждый свободный человек должен быть зарегистрирован как phrai (слуга) у местных лордов, chao nai (เจ้า นาย ). Когда разразилась, мужчины-фры подверглись войне впечатлению. Над phrai находился най (นาย ), который отвечал за военную службу, барщин на общественных работах и ​​на земле чиновника, которому он был назначен. Прай Суай (ไพร่ ส่วย ) выполнил трудовые обязательства, уплатив налог. Если он находил принудительный труд под его наи противным, он мог себя продать как тот (ทาส, «раб»), более привлекательного наи или лорду, который заплатил вознаграждение в качестве компенсации за потерю барщинный труд. До одной трети предложения рабочей силы в 19 веке составляли фрай.

Богатство, статус и политическое влияние были взаимосвязаны. В соответствии с системой сакдина царь выделил рисовые поля судебным чиновникам, губернаторам провинций и военачальникам в качестве платы за их услуги короне. Размер земельного участка каждого чиновника определялся номер простых людей или прайов, которому он мог приказать работать на нем. Количество рабочей силы, которому мог бы командовать конкретный глава или должностное лицо, определяло его статус по отношению к другим в иерархии и его богатство. На вершине иерархии король, который символически был величайшим землевладельцем королевства, теоретически командовал услугами самого большого числа прай, называемых прай-луанг («королевские слуги»), которые платили налоги, служили в королевской армии и работали на королевских землях.

>набор вооруженных сил зависел от, или мун, назначающего «господина», главных лиц, которые командовали своим собственным фрайсомом, или «подданными». Когда разразилась, эти чиновники были подчиняться царскому командованию. Таким образом, официальные лица стали ключевыми фигурами в политике королевства. По крайней мере, два чиновника устроили перевороты, взяв трон сами, в то время, как кровавые столкновения между королем и его чиновниками, за следовали чистки придворных чиновников, были обычным явлением.

Король Трайлок в начале XVI века установил наделы земли и фрай для королевских чиновников на каждой ступени иерархии, таким образом, социальную структуру страны до введения заработной платы правительственных чиновников в 19 веке.

Социальный классОписание
муннаиНе облагаемая налогами административная элита в столице и административных центрах.
фрай луангКоролевские военнослужащие, проработавшие период каждый год (возможно, шесть) для короны. Обычно им запрещали покидать свою деревню, кроме как для выполнения барщины или военной службы.
фрай сомПростолюдины без каких-либо обязательств перед короной. Их было намного больше, чем phrai luang.

Вне системы в некоторой степени находились sangha (эта буддийская монашеская община), к которой можно было присоединиться все классы людей, и китайцы, живущие за границей. Ватс стал центрами тайного образования и культуры, в то время как в этот период китайцы впервые начали селиться в Таиланде и вскоре начали контроль над экономической жизнью страны.

Китайцы не обязаны зарегистрироваться на барщину, чтобы они могли свободно перемещаться по королевству и торговлей. К 16 веку китайцы контролировали внутреннюю торговлю Аюттхая и заняли важное место на гражданской и военной службе. Большинство этих мужчин взяли тайских жен, поскольку немногие женщины покинули Китай, чтобы сопровождать мужчин.

Утонг отвечал за составление Дхармашастры, юридического кодекса, основанного на индуистских источниках и традиционных тайских обычаях.. Дхармашастра оставалась инструментом тайского права до конца 19 века. Была введена бюрократия, основанная на иерархии высокопоставленных и титулованных чиновников, и общество было организовано аналогичным образом. Однако кастовая система не была принята.

16 век стал свидетелем подъема Бирмы, которая захватила Чиангмай в бирманско-сиамской войне. из 1563-1564 гг.. В 1569 году бирманские войска, к которым присоединились тайские повстанцы, в основном члены королевской семьи Таиланда, захватили город Аюттхая и унесли всю королевскую семью в Бирму (бирманско-сиамская война 1568-70 ). Дхаммараджа (1569–1590 гг.), Тайский губернатор, который помогал бирманцам, был назначен вассальным королем в Аюттхае. Независимость Таиланда была восстановлена ​​его сыном, королем Наресуаном (1590–1605), который обратился против бирманцев и к 1600 году изгнал их из страны.

Будучи преисполнен решимости предотвратить новую измену, подобную измене своего отца, Наресуан приступил к объединению администрация страны непосредственно подчиняется королевскому двору в Аюттхая. Он прекратил практику назначения королевских принцев для управления провинциями Аюттхая, назначив вместо этого придворных чиновников, которые должны были выполнять политику, установленную королем. После этого королевские князья были ограничены столицей. Их борьба за власть продолжалась, но при дворе под бдительным присмотром короля.

Чтобы обеспечить свой контроль над новым классом губернаторов, Наресуан издал декрет, согласно которому все свободные люди, подлежащие службе фрай, стали фрай луанг, связанными непосредственно с королем., который распространил использование своих услуг среди своих должностных лиц. Эта мера дала королю теоретическую монополию на всю рабочую силу, и развивалась идея, что, поскольку король владел услугами всего народа, он также владел всей землей. Министры и губернаторы - а также сакдина, которая шла с ними, - обычно были унаследованными должностями, на которых доминировали несколько семей, часто связанных с королем браком. Действительно, тайские короли часто использовали брак для укрепления союзов между собой и влиятельными семьями - обычай, преобладавший на протяжении 19 века. В результате такой политики жены короля обычно исчислялись десятками.

Король Наресуан входит в заброшенный Баго, Бирма в 1600 году, фреска Прайи Анусатчитракон, Исторический парк Аюттхая.

Даже после реформ Наресуана эффективность королевского правительства в течение следующих 150 лет была нестабильной. Королевская власть за пределами земель короны - теоретически абсолютная - на практике ограничивалась слабостью гражданской администрации. Влияние центрального правительства и короля не было распространено за пределами столицы. Когда в конце 18 века разразилась война с бирманцами, провинции легко покинули столицу. Поскольку силы силовых структур было нелегко собрать для защиты столицы, город Аюттхая не мог устоять против бирманских агрессоров.

Военные

Вооруженные силы Аюттхая были источником Королевской тайской армии. Армия. Армия была организована в небольшую постоянную армию в несколько тысяч человек, которая защищала столицу и дворец, и гораздо более крупную армию военного времени, базирующуюся на призывниках. Призыв был основан на системе Phrai (включая phrai luang и phrai som), которая требовала, чтобы местные вожди предоставляли заранее определенную квоту мужчин из их юрисдикции на основе численности населения во время войны. Эта базовая система военной организации практически не изменилась вплоть до начала периода Раттанакосин.

. Основное вооружение пехоты в основном состояло из мечей, копий, лука и стрел. Пехотные части поддерживали кавалерийский и слоновий корпуса.

Культура и общество

Религия

Огромный 19-метровый покрытый золотом сидящий Будда в Ват Пханан Чонг, последний из 1324 года, предшествует Основание города

основной религией Аюттхая был буддизм Тхеравады. Однако многие элементы политической и социальной системы были взяты из индуистских священных писаний и проводились браминами священниками. Многие районы королевства также исповедовали буддизм Махаяны, ислам и под влиянием французских миссионеров, прибывших через Китай в 17 веке, некоторые небольшие районы были преобразованы в Римский католицизм. Влияние махаяны и тантрических практик также вошло в буддизм тхеравады, породив традицию под названием тантрическая тхеравада.

. В естественном мире также обитало множество духов, которые являются частью сатсаны фи. Фи (тайский : ผี) - это духи зданий или территорий, природных мест или явлений; они также являются духами предков, которые защищают людей, или могут также включать злых духов. Пхи, которые являются божествами-хранителями мест или городов, отмечаются на фестивалях с общими собраниями и подношением еды. Духи присутствуют в тайском фольклоре.

Считалось, что Фи влияет на природные явления, включая болезни человека, и поэтому баци на протяжении тысячелетий стала важной частью идентичности людей и религиозного здоровья. Дома духов были важным народным обычаем, который использовался для обеспечения баланса с естественным и сверхъестественным миром. Астрология также была жизненно важной частью понимания естественного и духовного мира и стала важным культурным средством насаждения социальных табу и обычаев.

Искусство и перформанс

Мифы и эпические истории Рамакиена предоставляют сиамцам богатый источник драматических материалов. Королевский двор Аюттхая разработал классические драматические формы выражения, называемые кхон (тайский : โขน) и лакхон (тайский : ละคร). Рамакиен сыграл роль в формировании этого драматического искусства. В период Аюттхая кхон, или театрализованная версия Рамакиена, классифицировался как лакхоннаи или театральное представление, предназначенное только для аристократической публики. Сиамская драма и классический танец позже распространились по континентальной Юго-Восточной Азии и повлияли на развитие высококультурного искусства в большинстве стран, включая Бирму, Камбоджу и Лаос.

Исторические свидетельства показывают, что тайское искусство театральных постановок должно уже к 17 веку были сильно развиты. Людовик XIV, король-солнце Франции, имел официальные дипломатические отношения с королем Аюттайи Нараем. В 1687 году Франция послала дипломата Симона де ла Лубера, чтобы записать все, что он видел в Сиамском королевстве. В своем знаменитом отчете «Du Royaume de Siam» Ла Лубер внимательно наблюдал за классическим сиамским театром XVII века, включая эпическую сцену битвы из спектакля хон, и очень подробно записал увиденное:

Хон спектакль, знаменитый танец периода Аюттхая.

У сиамцев есть три вида сценических пьес: то, что они называют конусом [khôn], - это фигурный танец под звуки скрипки и некоторых других инструментов. Танцоры в масках и вооружены и представляют собой скорее бой, чем танец. И хотя каждый совершает резкие движения и экстравагантные позы, они не перестают постоянно смешивать какие-то слова. Большинство их масок отвратительны и изображают либо чудовищных зверей, либо разновидности демонов. Шоу, которое они называют Lacone, представляет собой смесь стихотворения с эпосом и драматизмом, которое длится три дня, с восьми утра до семи вечера. Это истории в стихах, серьезные, которые исполняются несколькими артистами, которые всегда присутствуют, и которые поют только взаимно... Рабам - это двойной танец мужчин и женщин, который не воинственный, но галантный... они могут исполнять они не связывают себя, потому что их танец - это простой марш, очень медленный и без резких движений; но с большим количеством медленных изгибов тела и рук.

Из одежды сиамских танцоров кхон Ла Лубер записал, что «у танцующих в Рабаме и Конусе позолоченные бумажные шляпки, высокие и высокие. заостренные, как церемониальные шапки Мандаринов, но свисающие по бокам ниже ушей, украшенные поддельными камнями и двумя подвесками из позолоченного дерева ».

Ла Лубер также заметил существование муай-тай и муай-лаос, отметив, что они выглядели одинаково (т. Е. Использовали для борьбы как кулаки, так и локти), но техники обертывания рук были разными.

Достижения и влияние тайского искусства и Культура, развитая в период Аюттхая в соседних странах, была очевидна в наблюдении Джеймса Лоу, британского исследователя Юго-Восточной Азии, во время ранней эры Раттанакосин: «Сиамцы достигли значительной степени совершенства в драматических выставках - и в этом отношении им завидуют их соседи Бирма русские, лаосцы и камбожанцы, все они нанимают сиамских актеров, когда они могут быть найдены ».

Литература

Аюттхая была королевством, богатым литературной продукцией. Даже после разграбления Аюттайи в 1767 году многие литературные шедевры на тайском языке сохранились. Однако в аюттайской литературе (а также в тайской литературе до современной эпохи) преобладала композиция стихов (то есть поэзия), тогда как прозаические произведения были зарезервированы для юридических вопросов, отчетов о государственных делах и исторических хроник. Таким образом, существует множество произведений эпического характера на тайском языке. Тайская поэтическая традиция изначально была основана на местных поэтических формах, таких как рай (ร่าย), кхлонг (โคลง), кап (กาพย์) и клон (กลอน). Некоторые из этих поэтических форм - особенно клонг - были общими для носителей тайских языков с древних времен (до появления Сиама).

Влияние Индии на сиамский язык

Благодаря буддийскому и индуистскому влиянию через Цейлон были получены различные чанда просодические измерители. Поскольку тайский язык является односложным, для составления этих классических санскритских метров требуется огромное количество заимствованных слов из санскрита и пали. Согласно Б.Дж. Тервилю, этот процесс ускорился во время правления короля Боромма-траилокканата (1448-1488), который реформировал модель правления Сиама, превратив сиамское государство в империю при мандала феодальный строй. Новая система требовала нового имперского языка для благородного класса. Это литературное влияние изменило курс тайского или сиамского языка, выделив его среди других тайских языков, резко увеличив количество санскритских и палийских слов и потребовав от тайцев разработать систему письма, сохраняющую орфографию санскритских слов. для литературных целей. К 15 веку тайский язык превратился в отличительную среду вместе с зарождающейся литературной идентичностью новой нации. Это позволяло сиамским поэтам сочинять в различных поэтических стилях и настроениях, от игривых и юмористических стихов в рифленой оправе до романтических и элегантных клонгов и отполированных и властных просодий чан, модифицированных с классических санскритских метров. Тайские поэты экспериментировали с этими различными просодическими формами, создавая новаторские «гибридные» поэмы, такие как Лилит (тайский : ลิลิต, чередование кхлонг и кап или рай стихов) или Кап хор Клонг (тайский : กาพย์ ห่อ โคลง - кхлонг стихи, окутанные кап стихами). Таким образом, тайцы развили острый ум и острый слух к поэзии. Однако, чтобы максимально использовать эту новую литературную среду, требовалось интенсивное классическое образование на пали. Это сделало поэзию исключительным занятием знати. Тем не менее, Б.Дж. Тервил отмечает, цитируя учебник 17-го века Джиндамани, что писцов и простых сиамских мужчин тоже поощряли изучать основы пали и санскрита для продвижения по службе.

Рамакиен

Хануман защищает Павильон Рамаса ( настенная живопись, «Комната 53» галереи в Ват Пхра Кео)

Большинство стран Юго-Восточной Азии разделяют индийскую культуру. Таким образом, традиционно тайская литература находилась под сильным влиянием индийской культуры и буддистско-индуистской идеологии с момента ее первого появления в 13 веке. Таиланд национальный эпос в Таиланде - это версия истории Рамы-Пандита, изложенная Готамой Буддой в Дашаратха Джатаке, называемой Рамакиен, переведенный с пали и преобразованный в сиамские стихи. Важность эпоса Рамаяна в Таиланде связана с принятием тайцами индуистской религиозно-политической идеологии королевского сана, воплощенной Господом Рамой. Столица Сиама, Аюттхая, была названа в честь священного города Айодхьи, города Господа Рамы. Тайские короли нынешней династии, начиная с Рамы VI и задним числом, упоминались как «Рама » до наших дней (отношения с Западом заставили корону искать краткое имя, чтобы передать королевскую власть обоим Тайцы и иностранцы, следующие европейским стилям).

Несколько версий эпоса Рамакиен были потеряны при разрушении Аюттайи в 1767 году. В настоящее время существуют три версии. Один из них был подготовлен под наблюдением (и частично написан) Королем Рамой I. Его сын, Рама II, переписал некоторые части для хон драмы. Основными отличиями от оригинала являются расширенная роль бога обезьян Ханумана и добавление счастливого конца. Многие из популярных стихов тайской знати также основаны на индийских сказках. Одна из самых известных - основанная на древнеиндийской истории принца Анирудха.

Кхун Чанг Кхун Фаен: сиамская эпическая народная поэма

Современное исполнение устного сефаса чтения тайской поэзии.

В В период Аюттхая также процветали народные сказки. Одна из самых известных сказок - это история Кхун Чанг Кхун Фаен (Тайский : ขุน ช้าง ขุนแผน), которую в Таиланде называют просто «Кхун Фаен», которая сочетает в себе элементы романтическая комедия и героические приключения, закончившиеся высокой трагедией. Сюжет о Кхун Чанг Кхун Фаен (KCKP) вращается вокруг Кхун Фаена, сиамского генерала со сверхчеловеческими магическими способностями, который служил королю Аюттхая, и его отношений любовного треугольника между ним, Кхун Чангом и красивой сиамской девушкой по имени Ван-Тонг.. Состав KCKP, как и другие устно передаваемые эпосы, со временем эволюционировал. Он возник как декламация или sepha в тайской устной традиции примерно в начале 17 века (ок. 1600). Сиамские трубадуры и менестрели со временем добавили больше сюжетных линий и приукрашивали сцены к исходной сюжетной линии. К позднему периоду царства Аюттхая оно приобрело нынешнюю форму в виде длинного произведения эпической поэмы длиной около 20 000 строк, охватывающего 43 самут тай книг. Версия, которая существует сегодня, была составлена ​​с использованием клон-метра повсюду и упоминается в Таиланде как нитхан Кхам Клон (тайский : นิทาน คำ กลอน), что означает «поэтическая сказка».

Архитектура

Буддийский храм Аюттхая попадает в одну из двух широких категорий: массивный храм в стиле ступа и стиль пранга (тайский : ปรางค์). Пранги также можно найти в различных формах в Сукотаи, Лопбури, Бангкок (Ват Арун ). Размеры могут варьироваться, но обычно пранги имеют высоту от 15 до 40 метров и напоминают возвышающуюся структуру, похожую на кукурузный початок.

Пранги по сути представляют гору Меру. В Таиланде реликвии Будды часто хранились в хранилищах этих построек, отражая веру в то, что Господь Будда является самым значительным существом, достигшим просветления и показывающим путь к просветлению другим.

Известные архитектурные памятники Аюттхая

ИмяИзображениеПостроенСпонсор (ы)
Ват Чай Ваттанарам Wat chaiwatthanaram.jpg 1630Кинг Прасат Тонг
Ват Махатхат วัด มหาธาตุ 3.jpg 1374Король Бороммарахатират I
Ват Пханан Чонг วัด พ นั ญ เชิง วรวิหาร от Pholtograph.jpg 1324
Ват Пхра Си Санпхет Ват пхра шри санпетч (храм), Аюттхая, Таиланд. jpg 1350Кинг Раматибоди I
Ват Ратчабурана Вход в Ват Ратчабурана (Аюттхая).jpg 1424Король Бороммарачатират II
Wat Lokayasutharam (Temple) Ayuthaya, Thailand.jpg 1452Король Интарача
Wat Phra Ram - Day.jpg 1369Король Рамесуан
Ват Пхуттайсаван พระ ปรางค์ ประธาน วัด ท ไธ ย สวรรค์. Jpg До основания Аюттхая.Король Раматибоди I
Руины Чеди Сингха Лом Ват Тхаммикарат.jpg До основания Аюттхая.Король Лаво

Повседневная жизнь

Одежда

Тайские традиционные костюмы в Национальном музее Бангкока

Три стиля одежды были очевидны в период Аюттхая. Каждый стиль зависел от социального класса.

1. Придворная одежда (которую носили король, королева, наложницы и высшие правительственные чиновники):

  • Мужчины : Король носил монгкут (тайский : มงกุฎ) в качестве головного убора, круглый воротник-стойка с хруи и носил chong kben (тайский : โจงกระเบน), как брюки.
    • Придворные чиновники (служившие в королевском дворце) носили ломфок в качестве головного убора, хруи, и носили чонг кбэн.
  • Женщины Королева носила чада (тайский : ชฎา), как головной убор, сабай (тайский : สไบ), (нагрудный платок, который оборачивается через одно плечо вокруг груди и спины) и носил пханунг (тайский : ผ้านุ่ง) как юбку.
    • Наложницы носили длинные волосы, сабай и пханунг.

2. Дворяне (богатые граждане):

  • Мужчины : носили рубашку с воротником-стойкой, прическу махадтай (тайский : ทรง มหาดไทย) и носили чонг кбен.
  • Женщины : носили сабай и пханунг.

3. Жители:

  • Мужчины : носили набедренную повязку, демонстрировали обнаженную грудь, прическу махадтай, иногда носили саронг или чонг кбен.
  • Женщины : носили сабай и пха nung.
Экономика
Плавучий рынок, рынок в период Аюттхая, где товары продаются с лодок

Тайцы никогда не испытывали недостатка в богатых запасах еды. Крестьяне сажали рис для собственного потребления и для уплаты налогов. Все, что осталось, было использовано для поддержки религиозных учреждений. Однако с 13 по 15 века в выращивании риса в Таиланде произошли изменения. В высокогорье, где осадки должны быть дополнены системой орошения для контроля уровня воды в затопленных рисовых полях, тайцы сеяли клейкий рис, который до сих пор является основным продуктом питания в географических регионах севера и северо-востока. Но в пойме реки Чао Прайя фермеры обратились к другому сорту риса - так называемому плавающему рису, тонкому, не клейкому зерну, привезенному из Бенгалии, - который будет расти достаточно быстро, чтобы успевать за темпами. с повышением уровня воды на равнинных полях.

Португальцы в заливе Таиланда 16-17 века. Светло-зеленый - территории, завоеванные или уступленные. Темно-зеленый союзник - желтый Аюттхая - основные фабрики

Новый штамм рос легко и обильно, производя излишки, которые можно было дешево продавать за границу. Таким образом, Аюттхая на южной оконечности поймы стала центром экономической активности. Под покровительством короля барщины рыли каналы, по которым рис доставлялся с полей на королевские корабли для экспорта в Китай. В процессе этого дельта Чао Прайя - илистые отмели между морем и твердой землей, до сих пор считавшиеся непригодными для проживания, - была освоена и возделана. Традиционно у короля была обязанность провести религиозную церемонию, чтобы благословить посадку риса.

Хотя риса в Аюттхая было много, экспорт риса был запрещен время от времени, когда случался голод из-за стихийных бедствий или войны. Рис обычно обменивался на предметы роскоши и оружие у жителей Запада, но выращивание риса предназначалось в основном для внутреннего рынка, а экспорт риса был явно ненадежным.

Торговля

Валюта

Аюттхая официально использовала раковины каури, пракаб (обожженные глиняные монеты) и под дуанг (тайский : พดด้วง) как валюты. Под дуанг стал стандартным средством обмена с начала 13 века до правления короля Чулалонгкорна.

Аюттхая как международный торговый порт

Торговля с европейцами была активной в 17 веке. Фактически европейские купцы обменивали свои товары, в основном современное оружие, такое как винтовки и пушки, на местные продукты из внутренних джунглей, такие как сапановый (букв. «Мост») лес, оленьи шкуры и рис. Томе Пирес, португальский путешественник, в 16 веке упоминал, что Аюттхая, или Одиа, «богата хорошими товарами». Большинство иностранных купцов, приезжавших в Аюттхаю, были европейцами и китайцами и облагались налогом со стороны властей. В королевстве было изобилие риса, соли, сушеной рыбы, арака и овощей.

Торговля с иностранцами, в основном с голландцами, достигла пика в 17 веке. век. Аюттхая стала основным направлением для купцов из Китая и Японии. Было очевидно, что иностранцы начали принимать участие в политике королевства. Короли Аюттхая нанимали иностранных наемников, которые иногда вступали в войны с врагами королевства. Однако после чистки французов в конце 17 века главными торговцами Аюттхая были китайцы. Голландцы из голландской Ост-Индской компании (Vereenigde Oost-Indische Compagnie или VOC) по-прежнему действовали. Экономика Аюттхая быстро пришла в упадок в 18 веке, пока вторжение бирманцев не привело к полному краху экономики Аюттхая в 1788 году.

Контакты с Западом

В 1511 году, сразу после завоевания Малакки португальцы направили дипломатическую миссию во главе с Дуарте Фернандесом ко двору короля Раматибоди II Аюттайи. Установив дружеские отношения между Королевством Португалия и Королевством Сиам, они вернулись с сиамским посланником, который нес подарки и письма королю Португалии. Португальцы были первыми европейцами, посетившими страну. Через пять лет после этого первоначального контакта Аюттхая и Португалия заключили договор, дающий португальцам разрешение на торговлю в королевстве. Похожий договор 1592 года дал голландцам привилегированное положение в торговле рисом.

Иностранцев тепло приветствовали при дворе Нарая (1657–1688), правителя с космополитическим мировоззрением, который, тем не менее, опасался внешнего влияния. Были налажены важные торговые связи с Японией. Голландским и английским торговым компаниям было разрешено открывать фабрики, а тайские дипломатические миссии были отправлены в Париж и Гаагу. Поддерживая эти связи, тайский двор умело натравливал голландцев на англичан и французов, избегая чрезмерного влияния единой державы.

Однако в 1664 году голландцы применили силу, чтобы добиться соглашения, предоставляющего им экстерриториальные права, а также более свободный доступ к торговле. По настоянию своего министра иностранных дел, греческого авантюриста Константина Фаулкона, Нараи обратился за помощью во Францию. Французские инженеры построили укрепления для тайцев и построили новый дворец в Лопбури для Нараи. Кроме того, французские миссионеры занимались образованием и медициной и привезли в страну первый печатный станок. Личный интерес Людовика XIV был вызван сообщениями миссионеров, предполагающих, что Нараи может быть обращен в христианство.

Однако французское присутствие, поощряемое Фолконом, вызвало недовольство и подозрения тайской знати и буддийского духовенства. Когда распространились слухи, что Нарай умирает, генерал Фетрача (годы правления 1688–1693) устроил государственный переворот, сиамскую революцию 1688 года, захватил престол, убил назначенного наследника, христианина, и предал смерти Фалкона вместе с несколькими миссионерами. Затем он выслал оставшихся иностранцев. В некоторых исследованиях говорится, что Аюттхая начала период отчуждения от западных торговцев, одновременно приветствуя все больше китайских торговцев. Но другие недавние исследования утверждают, что из-за войн и конфликтов в Европе в середине 18 века европейские купцы сократили свою деятельность на Востоке. Однако было очевидно, что Голландская Ост-Индская Компания или VOC продолжала вести дела в Аюттхая, несмотря на политические трудности.

Контакты с Восточной Азией

Между 1405 и 1433 годами, Китайская династия Мин спонсировала серию из семи морских экспедиций. Император Юнлэ разработал их, чтобы установить присутствие Китая, установить имперский контроль над торговлей и произвести впечатление на иностранные народы в бассейне Индийского океана. Он также мог захотеть расширить систему притока . Считается, что китайский флот под командованием адмирала Чжэн Хэ трижды поднимался вверх по реке Чао Прайя в Аюттхаю.

Тем временем в Аюттхая была основана японская колония. Колония занималась торговлей, особенно экспортом оленьих шкур и сапхановой древесины в Японию в обмен на японское серебро и японские изделия ручной работы (мечи, лакированные шкатулки, высококачественную бумагу). В Аюттхая Япония была заинтересована в закупке китайских шелков, а также оленьих шкур и шкуры ската или акулы (из которых делали своего рода шагрень для японцев меч рукоятки и ножны ).

В японских кварталах Аюттхая проживало около 1500 японцев (по некоторым оценкам, до 7000). Община на тайском языке называлась Пан Ипун, и возглавлялся японским вождем, назначенным тайскими властями. Похоже, это была комбинация торговцев, христиан новообращенных (Киришитан ), которые бежали из своей родной страны в различные страны Юго-Восточной Азии. страны после преследований Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, а также безработных бывших самураев, проигравших в битве при Сэкигахара.

Падре Антониу Франсиско Кардим рассказал о том, как в 1627 году прислуживал причастие около 400 японским христианам в столице Таиланда Аютхая ("400 japoes christaos "). Были также японские общины в Лигоре и Патани.

Notable foreigners, 17th century Ayutthaya
Image gallery
See also
Notes
Citations
References
  • Original text adapted from the Library of Congress Country Study of Thailand
  • Bak er, Chris; Фонгпайчит, Пасук (2017). A History of Ayutthaya: Siam in the Early Modern World. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-64113-2.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Higham, Charles (1989). The Archaeology of Mainland Southeast Asia. Cambridge, England: Cambridge University Press. ISBN 0-521-27525-3. Retrieved 6 September 2009.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Kohn, George Childs (1999). Dictionary of Wars (Revised ed.). New York: Facts on File, Inc. ISBN 0-8160-3928-3.
  • Marcinkowski, M. Ismail (2005). From Isfahan to Ayutthaya: Contacts between Iran and Siam in the 17th Century. Singapore: Pustaka Nasional. ISBN 9971-77-491-7. Retrieved 8 August 2009.
  • Rajanubhab, Prince Damrong (2001). Our Wars with the Burmese. Bangkok: White Lotus. ISBN 974-7534-58-4.
  • Syamananda, Rong (1990). A History of Thailand. Chulalongkorn University. ISBN 974-07-6413-4.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Wood, William Alfred Rae (1924–1926). A History of Siam. London: Fisher Unwin Ltd.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Wyatt, David K. (2003). Thailand: A Short History. New Haven, Connecticut: Yale University Press. ISBN 0-300-08475-7.CS1 maint: ref=harv (link )
Further reading
  • Bhawan Ruangsilp (2007). Dutch East India Company Merchants at the Court of Ayutthaya: Dutch Perceptions of the Thai Kingdom, Ca. 1604–1765. BRILL. ISBN 90-04-15600-3.
  • Chrystall, Beatrice (2004). Connections Without Limit: The Refiguring of the Buddha in the Jinamahanidana (Dissertation). Cambridge: Harvard University.
  • Listopad, John A (1995). The Art and Architecture of the Reign of Somdet Phra Narai (Dissertation). Ann Arbor: University of Michigan.
  • Peerapun, Wannasilpa (1991). The Economic Impact of Historic Sites on the Economy of Ayutthaya, Thailand (Dissertation). University of Akron.
  • Smith, George V (1974). The Dutch East India Company in the Kingdom of Ayutthaya, 1604–1694 (Dissertat ион). Northern Illinois University.
  • Smithies, Michael (1999). A Siamese Embassy Lost in Africa 1686: The Odyssey of Ok-Khun Chamman. Chiang Mai: Silkworm Books. ISBN 978-974-710-095-2.

Royal Chronicles of Ayutthaya

There are 18 versions of Royal Chronicles of Ayutthaya (Phongsawadan Krung Si Ayutthaya) known to scholars. See Wyatt, David K. (1999). Chronicle of the Kingdom of Ayutthaya. Tokyo: The Center for East Asian Cultural Studies for UNESCO, The Toyo Bunko. pp. Introduction, 14. ISBN 978-4-89656-613-0.)

Некоторые из них доступны в Cushman, Richard D. (2000). Королевские хроники Аюттайи: синоптический перевод, отредактированный Дэвидом К. Вяттом. Бангкок: Сиамское общество.

Бирманские отчеты

Это бирманские исторические отчеты об Аюттайе.

  • Кхам Хай Кан Чао Крунг Као (Лит. Свидетельство жителей Старой Столицы (т.е. Аюттхая))
  • Кхам Хай Кан Кхун Луанг Ха Ват (Лит. храм »(прозвище короля Усумпхона)) - английский перевод.
  • Рукописи на пальмовых листах №1197 из коллекции Центральной библиотеки университетов или Йодая Язавин - доступны на английском языке в Tun Aung Chain tr. (2005) Хроники Аюттхая, Янгон: Историческая комиссия Мьянмы

Западный отчет

  • Второе путешествие Папы Ташара и посланников иезуитов по праву королевской семьи Сиама. Paris: Horthemels, 1689.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Королевством Аюттхая.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Королевством Аюттхая
Королевский дом —Династия Аюттхая Год основания: 1350
Предшествующий. Сукотаи Королевство Правящая династия из. Королевства Аюттхая. 1350–1767Преемник. Королевство Тонбури
Последняя правка сделана 2021-06-12 21:27:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте