Лан Ксан

редактировать
Королевство Лангсанг. ອາ ນາ ຈັກ ລ້ານ ຊ້າງ
1353–1707
Lan Xang's zone of influence and neighbours, c. 1540 Зона влияния и соседи Лан Ксанга, ок. 1540
СтолицаЛуангпрабанг (1353–1560) Вьентьян (1560–1707)
Общие языкиЛаосский
РелигияБуддизм
ПравительствоАбсолютная монархия
Король
• 1353–1385Фа Нгум
• 1373–1416Самсенетаи
• 1548–1571Сеттатират
• 1637–1637– 1694Соринья Вонгса
Историческая эпохаСредние века и Ренессанс
• Основана Фа Нгумом 1353
• Королевство разделено1707
ПредыдущийПреемник
Наньчжао
Кхмерская Империя
Королевство Луангпхабанг
Королевство Вьентьян
Королевство Чампасак
Княжество Фуан

Лао Королевство Лан Ксанг Хом Кхао (Лао : ລ້ານ ຊ້າງ ຮົ່ມ ຂາວ lān sāng hom khāo, произносится ; «Миллион слонов и Белые зонтики ») существовало как единое королевство с 1353 по 1707 год.

В течение трех с половиной столетий, Лань Ксан был одним из крупнейших королевств Юго-Восточной Азии. Значение названия королевства намекает на мощь королевства и грозную военную машину раннего королевства. Королевство является предшественником страны Лаос и основой его национальной исторической и культурной самобытности.

Содержание

  • 1 Исторический обзор
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Легенды о Кхуне Бором
    • 1.3 Завоевания короля Фа Нгума
    • 1.4 Король Самсентхай и королева Маха Деви
    • 1.5 Война белых слонов с Вьетнамом
    • 1.6 Король Визун и расцвет культуры
    • 1.7 Ланна и война с Аюттхая
    • 1.8 Король Сеттатират и бирманские вторжения
      • 1.8.1 Тайные планы
    • 1.9 Восстановление Лан Ксанга
    • 1.10 Золотой век Лан Ксанга
    • 1.11 Споры о престолонаследии
  • 2 Политическая организация
  • 3 Общество
  • 4 Религия
  • 5 Экономика
  • 6 Упадок
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Цитаты
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Исторический обзор

Происхождение

География, которую будет занимать Лань Ксанг, изначально была заселена коренными австроазиатскими племенами, такими как кхмуйские народы и Вьетские народы, давшие начало o культуры бронзового века в Ban Chiang (сегодня часть Isan, Таиланд ) и cultureông Sn культура а также народы железного века около плато Сянкхоанг на равнине кувшинов, Фунан и Ченла (рядом с Ват Пху в провинции Тямпасак ).

Хроники династии Хань о расширении династии Хань на юг содержат первые письменные свидетельства говорящих на тай-кадаи народов или Ай Лао, населявший территории современного Юньнань и Гуанси, Китай. Тайские народы мигрировали на юг серией волн, начиная с 7-го века и ускорились после завоевания Юньнани монголами (1253–1256) в северные пределы того, что впоследствии стало королевством.

Плодородные северные долины Меконга были заняты Дваравати культурой народа мон, а затем Кхмерский, где главный город-государство на севере назывался Муанг Суа и попеременно как Сиенг Донг Сиенг Тонг «Город огненных деревьев у реки Донг» (современный город Луангпхабанг ).

С возвышением Королевства Сукхотай основные города-государства Муанг Суа (Луангпхабанг ) и юг до городов-побратимов из Вьенга Чан Вьенг Кхам (Вьентьян ) все больше подпадал под влияние Тай. После смерти короля Сукхотая Рама Кхамхенга и внутренних споров в королевстве Лан На, как Вьенг Чан Вьенг Кхам (Вьентьян ) и Муанг Суа (Луангпрабанг ) были независимыми лао-тайскими мандалами до основания Лан Ксанга в 1353 году.

Легенды о Кхун Бором

Культурная память о ранних миграциях и смешении влияния Тай с коренными народами, монами и кхмерскими народами были сохранены в мифах и традициях происхождения Лань Ксанга. Культурные, лингвистические и политические корни, подчеркивающие общность этих ранних легенд, могут помочь понять Лань Ксан и его отношения с соседними королевствами. Нитан Кхун Борум «Рассказ о Кхун Бором » был центральным в этих рассказах о происхождении и стал введением к Фонгсавадану или придворным хроникам, которые читались вслух во время благоприятных событий и праздников. На протяжении всей истории Лань Ксанга легитимность монархии была связана с единственной династией Кхун Ло, легендарного короля Муанг Суа и сына Кхун Борома.

Завоевания короля Фа Нгум

Традиционные придворные истории Лан Ксанга начинаются в год Нага 1316 (нага, мифический змей Меконга и дух-защитник королевства) с рождением Фа Нгум. Дед Фа Нгума Суванна Кхампонг был королем Муанг Суа, а его отец Чао Фа Нгиао был наследным принцем. В юности Фа Нгум был отправлен в Кхмерскую империю, чтобы жить как сын короля Джаявармана IX, где ему дали принцессу Кео Канг Я. В 1343 году король Суванна Кампонг умер, и произошел спор о наследовании Муанг Суа.

В 1349 году Фа Нгум получил армию, известную как «Десять тысяч», чтобы взять корону. В то время, когда кхмерская империя находилась в упадке (возможно, из-за вспышки Черной смерти и объединенного притока тайских народов ), и Ланна, и Сукхотай обосновались в бывших Кхмерская территория и сиамцы росли в районе реки Чао Прайя, которая впоследствии стала королевством Аюттхая. Возможность для кхмеров заключалась в создании дружественного буферного государства в районе, который они больше не могли эффективно контролировать с помощью только умеренных военных сил.

Кампания Фа Нгума началась в южном Лаосе, захватив города в районе Чампасака и продвинувшись на север через Такек и Кхам Муанг вдоль среднего Меконга. Со своего положения на среднем Меконге Фа Нгум обратился за помощью и поддержкой к Вьентьяну в нападении на Муанг Суа, но они отказались. Однако принц Но из Муанг Фуан (Муанг Пхуэн) предложил Фа Нгуму помощь и вассалитет в его собственном споре о престолонаследии и помощь в защите Муанг Фуана от i Việt. Фа Нгум согласился и быстро двинул свою армию, чтобы взять Муанг Фуан, а затем взять Ксам-Неуа и несколько небольших городов Ши Вьетта.

Ши Вьет, озабоченные своим соперником Чампа на юге искал четко очерченную границу с растущей мощью Фа Нгума. В результате хребет Аннамит был использован как культурный и территориальный барьер между двумя королевствами. Продолжая свои завоевания, Фа Нгум повернул к Сип Сон Чау Тай вдоль долин Красной и Черной реки, которые были густо заселены Лао. Захватив значительные силы Лаоса с каждой территории под его владениями, Фа Нгум двинулся вниз по Нам Оу, чтобы взять Муанг Суа. Несмотря на три нападения, король Муанг Суа, дядя Фа Нгума, не смог сдержать численность армии Фа Нгума и покончил жизнь самоубийством, вместо того чтобы быть взятым живым.

В 1353 году Фа Нгум был коронован и назвал его своим именем. Королевство Лан Ксанг Хом Кхао «Земля миллиона слонов и белого зонтика», Фа Нгум продолжил свои завоевания, чтобы обезопасить районы вокруг Меконга, переместившись в Сипсонг Панна (современный Автономный район Сишуанбанна Дай Префектура ) и начал движение на юг к границам Ланна вдоль Меконга. Король Фаю из Ланны поднял армию, которую Фа Нгум сокрушил при Чианг Саене, вынудив Ланна уступить часть своей территории и предоставить ценные дары в обмен на взаимное признание. Обезопасив свои непосредственные границы, Фа Нгум вернулся в Муанг Суа.

В 1351 Утонг, который был женат на дочери кхмерского короля Супханбури, основал город Аюттхая. Однако остатки Кхмерской империи находились в прямом конфликте с растущей мощью Аюттхая, и они стали соперниками, а не союзниками. На протяжении 1350-х годов Аюттхая распространилась на западные кхмерские территории и плато Корат. В 1352 г. Ангкор подвергся нападению Аюттхая в неудачной попытке захватить столицу.

Вьентьян оставался независимым и могущественным, а растущая мощь Аюттхая угрожала региональной стабильности. В 1356 г. Фа Нгум двинулся на юг, чтобы захватить Вьентьян за то, что он не поддержал его более раннее наступление на Муанг Суа. В 1357 г. он взял Вьентьян и окружающие его равнины и двинулся на юг, чтобы утвердить Лао контроль над территориями, захваченными Аюттайей. Фа Нгум двинулся через плато Корат, захватив главные города вдоль рек Мун и Чи и продвигаясь на юг до Рой Эт.

Ин. Рой Эт, Фа Нгум напрямую бросил вызов Аюттхая, который признал контроль Лан Ксанга над плато Корат. Утонг послал 100 слонов, золото, серебро, более 1000 кусков слоновой кости и обручил свою дочь Нанг Кео Лот Фа, чтобы она стала второй женой Фа Нгум. К 1357 году Фа Нгум основал мандалу для Королевства Лан Ксанг, которая простиралась от границ Сипсонг Панна с югом Китая до Самбора ниже Меконгских порогов. на острове Хонг и от границы с Вьетнамом вдоль Аннамитского хребта до западного откоса плато Хорат. Таким образом, это было одно из крупнейших королевств Юго-Восточной Азии.

Король Самсэнтай и королева Маха Деви

Статуя Фа Нгума, основателя королевства Лан Ксанг

Фа Нгум снова привел Лан Ксанга к войне в 1360-х годах против Сукхотая в Лан Ксанг победил в защите своей территории, но дал конкурирующим придворным фракциям и измученному войной населению оправдание свергнуть Фа Нгума в пользу его сына Оун Хуэаня. Фа Нгум стал изгнанником в Муанг Нан, где он умер между 1373 и 1390 годами.

В 1371 году Оун Хуэан был коронован как король Самсентхай (король 300000 Тай) тщательно подобранное имя для лаосского принца, которое отдавало предпочтение лаосайскому населению, которым он правил, кхмерской фракции при дворе. Саментхай объединил достижения своего отца и отбил Ланна в Чан Саене в течение 1390-х годов. В 1402 году он получил официальное признание Лань Сана из Империи Мин в Китае.

Материковая часть Юго-Восточной Азии в начале 15 века. Бирюзовый : Лань Сян. Фиолетовый : Лан На. Оранжевый : Королевство Сукхотай. Синий фиолетовый : Королевство Аюттхая. Красный : Кхмерская Империя. Жёлтый : Чампа. Синий : i Việt

В 1416 году, в возрасте шестидесяти лет, Самсентхай умер, и ему удалось добиться успеха по его песне Лан Кхам Даенг. Вьет Хроники записывают, что во время правления Лан Кхам Даенга в 1421 году восстание Лам Сон произошло при Ле Луи против Мин и обратился за помощью к Лан Ксангу. Была отправлена ​​30-тысячная армия со 100 слоновьей конницей, но вместо этого она встала на сторону китайцев.

Смерть Лан Кхам Даенга положила начало периоду неопределенности и цареубийству. с 1428 по 1440 год семь королей правили Лан Ксангом, все были убиты в результате убийства или интриги, руководимой королевой, известной только под своим титулом как Маха Деви или Нанг Кео Пхимфа «Жестокий». Возможно, что с 1440 по 1442 год она правила Лань Ксангом как первая и единственная женщина-лидер, прежде чем в 1442 году была утоплена в Меконге в качестве подношения нагу. В 1440 Вьентьян восстал, но, несмотря на годы нестабильности, столица Муанг Суа смогла подавить восстание. междуцарствие началось в 1453 году и закончилось в 1456 году коронованием короля Чаккафата (1456–1479).

Война белых слонов с Вьетнамом

В 1448 году во время беспорядков Маха Деви, Муанг Фуан и некоторые районы вдоль Черной реки были аннексированы Ши Виотом, и несколько стычек произошло против Ланна вдоль реки Нан. В 1471 император Ле Тхань Тонг из Си Вьет вторгся и разрушил королевство Чампа. Также в 1471 году восстал Муанг Фуан, и несколько вьетнамцев были убиты. К 1478 году велась подготовка к полномасштабному вторжению в Лан Ксанг в качестве возмездия за восстание в Муанг Фуан и, что более важно, за поддержку Империи Мин в 1421 году.

Около в то же время белый слон был пойман и доставлен царю Чаккафату. Слон был признан символом царской власти во всей Юго-Восточной Азии, и Ле Тань Тонг попросил принести шерсть животного в подарок двору Ши Виэт. Запрос был воспринят как оскорбление, и, согласно легенде, вместо него был отправлен ящик, наполненный навозом. Когда предлог был создан, огромные силы Вьетнама пятью колоннами двинулись на покорение Муанг Фуана и были встречены силами Лань Ксанга в составе 200 000 пехотинцев и 2 000 конных слонов, которых возглавляли наследный принц и три поддерживающих генерала.

Ши Вьет одержали тяжелую победу и продолжили свой путь на север, угрожая Муанг Суа. Король Чаккафат и двор бежали на юг в сторону Вьентьяна вдоль Меконга. i Việt взяли столицу Луангпхабанг, а затем разделили свои силы для атаки клешнями. Одна ветвь продолжала идти на запад, захватывая Сипсонг Панна и угрожая Ланне, а другая группа двинулась на юг вдоль Меконга к Вьентьяну. Король Тилок и Ланна превентивно уничтожили северную армию, и силы вокруг Вьентьяна объединились под началом младшего сына короля Чаккафата, принца Тхэн Кхама. Объединенные силы уничтожили армию i Việt, которая бежала в направлении Муанг Фуан. Ши Вьет, насчитывая всего около 4000 человек, разрушил столицу Муанг Фуан в последнем акте мести перед отступлением.

Принц Тан Кхам затем предложил вернуть своего отца Чакпхата на трон, но тот отказался и отрекся от престола в благосклонность его сына, который был коронован как Суванна Баланг (Золотое кресло) в 1479 году. Чи Виот не вторгался в объединенный Лан Ксанг в течение следующих 200 лет, и Ланна стал близким союзником Лан Ксанга.

Король Висун и расцвет культуры

Ват Висун, глазами Луи Делапорте ок. 1867 г.

Последовавшие за королем Лан Ксанг исправили ущерб войны с Đại Việt, что привело к расцвету культуры и торговли. Король Визун (1500–1520) был крупным покровителем искусств, и во время его правления впервые была написана классическая литература Лань Сана. Буддийские монахи и монастыри Тхеравады стали центрами обучения, а сангха росла как в культурной, так и в политической сфере. Нитан Кхун Бором (История Кхун Бором ) впервые появился в письменной форме вместе с несколькими транскрипциями Сказаний Джатака, которые напоминают предыдущие жизни Будды. Трипитака был переписан с пали на лаосский, а лаосская версия Рамаяна или Пра Лак Пра Лам также были написаны.

Были написаны эпические стихи, а также трактаты по медицине, астрологии и праву. Была систематизирована и лаосская придворная музыка, сформировался классический придворный оркестр. Король Визун также спонсировал несколько крупных храмов или «ватов» по ​​всей стране. Он выбрал Пхра Банг, стоящее изображение Будды в мудре или положение «рассеивания страха» в качестве палладия Лан Ксанг. Пхра Банг был привезен кхмерской женой Фа Нгума Кео Канг Я из Ангкора в качестве подарка от ее отца. Традиционно считается, что изображение было выковано на Цейлоне, который был центром буддийской традиции Теревады, и было сделано из ремешка из сплава золота и серебра.

Пхра Банг хранился в Вьентьяне до того времени, отчасти из-за силы традиционных анимистических верований в Муанг Суа. Изображение Пхра Банг было настолько почитаемым, что столица была переименована в его честь с Муанг Суа на Луангпхабанг. Король Визун, его сын Фотисарат, его внук Сеттатират и его правнук Нокео Кумане обеспечили Лан Ксанга преемственности сильных лидеров, которые смогли сохранить и восстановить королевство, несмотря на огромные международные проблемы в грядущие годы.

Ват Висоун, Луангпрабанг

Ланна и война с Аюттайей

Король Фотисарат (1520–1550) был одним из великих королей Лан Ксанга, он взял Нанг Йот Кхам Совет от Ланны как его королевы, а также от меньших королев из Аюттайи и Лонгвека. Фотисарат был набожным буддистом и объявил его государственной религией Лань Ксанга. В 1523 году он запросил копию Трипитаки у короля Каео в Ланне, а в 1527 году он отменил поклонение духам во всем королевстве. В 1532 году период мира закончился для Лан Ксанга, когда Муанг Фуан восстал и потребовалось два года для полного подавления Фотисарата.

В 1533 году он перенес свой двор в Вьентьян, торговую столицу Лан Ксанга. который был расположен в пойме Меконга ниже столицы в Луангпхабанге. Вьентьян был главным городом Лан Ксанга и лежал на слиянии торговых путей, но этот доступ также делал его центром вторжения, от которого было трудно защищаться. Этот шаг позволил Фотисарату лучше управлять королевством и отвечать отдаленным провинциям, граничащим с Ши Виэт, Аюттхая и растущей мощью Бирмы.

В 1539 году он совершил паломничество в Сихоттабонг, и он также улучшил Тот Фаном, чтобы усилить южную региональную мощь Лан Ксанга. Также в 1539 году Фотисарат принял тайского дворянина, который просил убежища у короля Чайрачи Аюттайи в связи с неудавшимся восстанием. Инцидент привел к серии полномасштабных вторжений в Лан Ксанг, которые потерпели сокрушительное поражение при Сала Кхаме в 1540 году.

На протяжении 1540-х годов у Ланна была серия внутренних споров о престолонаследии. Ослабленное королевство было захвачено сначала бирманцами, а затем в 1545 году Аюттхая. Обе попытки вторжения были отражены, хотя окружающей сельской местности был нанесен значительный ущерб. Лан Ксанг направил подкрепление для поддержки своих союзников в Ланна. В ответ Чайрача выступил во главе второй армии в 1547 году, чтобы взять Чиангмай, где он снова потерпел поражение и был вынужден полностью отступить в Аюттхая, где умер почти сразу же по возвращении.

Споры о престолонаследии в Ланне продолжались, но положение Ланна между агрессивными государствами Бирма и Аюттхая потребовало восстановления порядка в королевстве. В знак признания его помощи в борьбе с Аюттхая и его крепких семейных связей с Ланной, королю Фотисарату был предложен трон Ланна за его сына принца Сеттхирата, который в 1547 году был коронован в Чиангмае. Лан Ксанг был на пике своей политической власти: Фотисарат был королем Лан Ксанга, а Сеттатират - его сыном, королем Ланны. В ходе сложной судебной церемонии, записанной в Хрониках Чиангмая, Сеттхират завладел Изумрудным Буддой в качестве своего личного палладия (который позже стал палладием Вьентьяна) и был передан принцессам Нанг Тип и Нанг Тонкхам в роли королев.

Мир не продлится долго. В 1548 году бирманцы вторглись в Аюттайю, но не смогли взять столицу; В том же году к Фотисарату обратилась Бирма с предложением союза. Фотисарат не принял альянс и не поддержал Аюттхая, которая безуспешно пыталась вторгнуться в Лан Ксанг всего восемь лет назад. В 1550 году Фотисарат вернулся в Луангпрабанг, но был убит в результате несчастного случая, когда ехал на слоне перед пятнадцатью международными делегациями, которые искали аудиенции.

Король Сеттатират и бирманские вторжения

Статуя короля Сая. Сеттатхират в Пха Тат Луанг, Вьентьян

В 1548 король Сеттатират (как король Ланна) взял Чианг Саен в качестве своей столицы. У Чиангмая все еще были влиятельные группировки при дворе, и угрозы со стороны Бирмы и Аюттайи росли. После безвременной смерти своего отца король Сеттатират покинул Ланну, оставив жену регентом. Прибыв в Лан Ксанг, Сеттатират был коронован как король Лан Ксанга. Этот отъезд придал смелости соперничающим группировкам при дворе, которые в 1551 году короновали Чао Мекути королем Ланны.

В 1553 году король Сеттатират послал армию, чтобы вернуть себе Ланну, но потерпел поражение. Снова в 1555 году король Сеттатират послал армию, чтобы отбить Ланна под командованием Сена Сулинты, и сумел захватить Чианг Саен. За свой успех Сен Сулинта получил титул Люксай (Победоносец) и подарил одну из своих дочерей королю Сеттатирату. В 1556 г. Бирма при короле Байиннауне вторглась в Ланну. Король Мекути из Ланны сдал Чиангмай без боя, но был восстановлен в качестве бирманского вассала под военной оккупацией.

В 1560 году король Сеттатират официально перенес столицу Лан Ксанга из Луангпхабанга во Вьентьян, который оставался капитал на ближайшие двести пятьдесят лет. Формальное перемещение столицы последовало за обширной программой строительства, которая включала укрепление городской обороны, строительство массивного парадного дворца и Хау Пхра Кео для размещения Изумрудного Будды, а также капитальный ремонт to Тот Луанг во Вьентьяне. В Луангпхабанге Wat Xieng Thong был построен, возможно, в качестве компенсации за утрату статуса бывшей столицы Lan Xang, а в Накхон Пханом были произведены капитальные ремонтные работы That Фаном.

В 1563 году между Лан Ксангом и Аюттайей был подписан договор, который был скреплен обручением принцессы Тепкасатри (чьей матерью была королева Суриотай из Аюттхая ). Однако король король Маха Чаккрапхат вместо этого попытался обменять принцессу Каео Фа, что было немедленно отклонено. В разгар разногласий бирманцы вторглись в северную Аюттайю с помощью Маха Тхаммарачи, наместника и губернатора Пхитсанулока. Только тогда, в 1564 году, король Чаккрапхат отправил принцессу Тепкасатри в Лан Ксанг вместе с огромным приданым в попытке выкупить разорванный союз.

Пока процессия находилась в пути, Маха Таммарача устроил засаду на принцессу и послал ее его повелителям в Бирме; вскоре после этого или в пути она покончила жизнь самоубийством. Столкнувшись с угрозой превосходящих бирманских сил, король Чаккрапхат потерял потенциальный союз с Лан Ксангом, северными территориями Аюттайи и его дочерью. Чтобы предотвратить дальнейшие вторжения, король Чаккрапхат стал вассалом Бирмы и должен был передать себя и своего сына принца Рамесуана в заложники королю Байиннаунгу, оставив другого сына принца Махинтратхирата в качестве вассала в Аюттайе.

Затем бирманцы повернули на север, чтобы свергнуть короля Ланны Мекути, который не смог поддержать вторжение бирманцев в Аюттхаю в 1563 году. Когда Чиангмай пал перед бирманцами, ряд беженцев бежал во Вьентьян и Лан Ксанг.. Король Сеттатират, понимая, что Вьентьян не выдержит длительной осады, приказал эвакуировать город и лишить его запасов. Когда бирманцы взяли Вьентьян, они были вынуждены уйти в сельскую местность за припасами, где король Сеттатират организовал партизанские атаки и небольшие набеги, чтобы запугать бирманские войска. Столкнувшись с болезнями, недоеданием и деморализующей партизанской войной, король Байиннаунг был вынужден отступить в 1565 году, оставив Лан Ксанг единственным оставшимся независимым Тай королевством.

Тайные планы

Ват Сиенг Тонг Луангпрабанг

В 1567 году король Махинтратхират обратился к королю Сеттатирату с тайными планами восстания Аюттхая против Бирмы, начав контратаку против Махатхаммарачатирата в Пхитсанулоке. План предполагал вторжение по суше из Лан Ксанга при поддержке королевского флота в Аюттхая, проходившее вверх по реке Нан. Махатхаммарачатират в то время находился в Бирме, и Маха Чаккрапхату разрешили вернуться в Аюттхаю, поскольку Бирма столкнулась с небольшими восстаниями в районах Шан.

План был раскрыт, и в него было отправлено подкрепление. Пхитсанулок. Понимая, что Пхитсанулок был слишком укреплен, король Сеттатират прекратил атаку, но устроил разрушительную встречную засаду при отступлении во Вьентьян, в которой были убиты пять преследовавших его бирманских генералов. Воспользовавшись этой слабостью, король Чаккрапхат приказал провести вторую атаку на Пхитсанулок, в которой он успешно овладел городом, но смог удержать его лишь ненадолго, неся неоднократные тяжелые потери.

Король Байиннаунг в 1568 году отправил массированное вторжение в ответ на восстание. В начале 1569 года город Аюттхая оказался под прямой угрозой, и Вьентьян послал подкрепление. Однако бирманцы планировали подкрепление, и король Сеттатират попал в ловушку. После двухдневной борьбы силы Лан Ксанга одержали победу в долине Па Сак около Пхетчабуна, после чего один из командующих генералов Накхон Пханом двинулся на юг к Аюттайе. Бирманцы сплотились и смогли уничтожить разделенные силы, и королю Сеттатирату пришлось отступить в сторону Вьентьяна.

Затем бирманцы сосредоточили свою атаку на Аюттхая и взяли город. Король Сеттхират по прибытии во Вьентьян приказал немедленно эвакуироваться. Бирманцам потребовалось несколько недель, чтобы перегруппироваться и отдохнуть, взяв Аюттхаю, что позволило Сеттхирату собрать свои силы и спланировать длительную партизанскую войну. Бирманцы прибыли во Вьентьян и смогли взять слегка защищенный город. Как и в 1565 году, Сеттатират начал партизанский поход со своей базы около Нам Нгум, к северо-востоку от Вьентьяна. В 1570 году Байиннаунг отступил, Сеттатират контратаковал, и более 30 000 были взяты в плен, а также 100 слонов и 2300 кусков слоновой кости от отступающих бирманцев.

В 1571 году королевство Аюттхая и Лан На были бирманскими вассалами. Дважды защитив Лан Ксанг от вторжений бирманцев, король Сеттатират двинулся на юг, чтобы провести кампанию против Кхмерской империи. Победа над кхмерами значительно укрепила бы Лан Ксанг, предоставив ему жизненно важный выход к морю, возможности для торговли и, самое главное, европейское огнестрельное оружие, которое все шире использовалось с начала 1500-х годов. В кхмерских хрониках говорится, что армии из Лан Ксанга вторглись в 1571 и 1572 годах, во время второго вторжения король Баром Рича I был убит в поединке слонов. Кхмеры, должно быть, сплотились, и Лан Ксанг отступил, Сеттатират пропал без вести около Аттапеу. В бирманских и лаосских хрониках записано только предположение, что он погиб в бою.

генерал Сеттатирата Сен Сулинта вернулся во Вьентьян с остатками экспедиции Лан Ксанга. Он сразу же попал под подозрение, и во Вьентьяне вспыхнула гражданская война, когда произошел спор о престолонаследии. В 1573 году он стал королем регентом, но не получил поддержки. Услышав сообщения о беспорядках, Байиннаунг отправил эмиссаров с требованием немедленной сдачи Лан Ксанга. Сен Сулинта убил своих эмиссаров.

Байиннаунг вторгся во Вьентьян в 1574 году, Сен Сулинта приказал эвакуировать город, но ему не хватало поддержки народа и армии. Вьентьян пал перед бирманцами. Сен Сулинта был отправлен в плен в Бирму вместе с наследником Сеттатирата, принцем Нокео Кумане. Бирманский вассал Чао Тха Хеуа остался править Вьентьяном, но правил он всего четыре года. Первая Империя Таунгу (1510–99) была основана, но столкнулась с внутренними восстаниями. В 1580 году Сен Сулинта вернулся в качестве бирманского вассала, а в 1581 году Байиннаунг умер вместе со своим сыном Королем Нандой Байином и контролировал Империю Таунгу. С 1583 по 1591 год в Лань Сане происходила гражданская война.

Восстановленный Лан Санг

Принц Нокео Куманэ содержался в Таунгу суде в течение шестнадцати лет, и 1591 году было около двадцати лет. сангха в Лан Ксанге послал миссию к королю Нандабайину с просьбой вернуть Нокео Команэ в Лан Ксанг в качестве вассального короля. В 1591 году он был коронован в Вьентьяне, собрал армию и двинулся в Луангпхабанг, где он воссоединил города, провозгласил независимость Лан Ксанга и отказался от всякой верности Империи Таунгу.. Затем король Нокео Коман двинулся в сторону Муанг Фуан, а затем в центральные провинции, воссоединив все бывшие территории Лан Ксанга.

В 1593 году король Нокео Команэ начал атаку на Ланна и таунгу Принц Тарравади Мин. Таравадди Мин обратился за помощью к Бирме, но восстания по всей империи лишили его поддержки. В отчаянии к бирманскому вассалу в Аюттхая была отправлена ​​просьба король Наресуан. Король Наресуан послал большую армию и обратился против Таравадди Мина, вынудив бирманцев признать Аюттхаю независимым, а Ланну - вассальным королевством. Король Нокео Коман понял, что его численность меньше, чем объединенная сила Аюттхая и Ланна, и отозвал атаку. В 1596 году король Нокео Команэ внезапно скончался, оставшись без наследника. Хотя он объединил Лан Ксанга и восстановил королевство до такой степени, что оно могло отражать внешнее вторжение, произошел спор о престолонаследии, и череда слабых королей последовала за ним до 1637 года.

Золотой век Лан Ксанга

Сидящая фигура Будды из Лан Ксанга, 17 век

Во время правления короля Соуринья Вонгса (1637–1694) Лан Ксанг пережил пятьдесят семилетний период мира и восстановления. В течение периода Лань Ксан сангха находился на пике власти, привлекая монахов и монахинь для изучения религии со всей Юго-Восточной Азии. Возрождались литература, искусство, музыка, придворный танец. Король Соринья Вонгса пересмотрел многие законы Лан Ксанга и учредил судебные суды. Он также заключил ряд договоров, которые установили как торговые соглашения, так и границы между окружающими королевствами.

В 1641 году Герритт ван Вуйстхофф с голландской Ост-Индской компанией установил официальные торговые контакты с Лан Ксангом.. Ван Вуйстхофф оставил подробные европейские отчеты о торговых товарах и установил отношения Компании с Лан Ксанг через Лонгвек и Меконг.

. В 1642 году отец Джованни Мария Лерия, Иезуит, был первым католическим миссионером, прибывшим в Лань Ксанг. Спустя пять лет у него не было большого успеха в обращении в эту сильно буддистскую страну, и он вернулся в Макао через Вьетнам в 1647 году. Он оставил описание очевидца королевский дворец в Вьентьяне в период расцвета власти в Лан Ксанге.

Королевский дворец, структура и симметрия которого восхитительны, виден издалека. Поистине, он огромен, настолько велик, что его можно было бы принять за город, как с точки зрения его положения, так и с точки зрения бесконечного количества людей, которые там живут. Покои короля украшены великолепным порталом и включают в себя несколько красивых комнат вместе с большим салоном, все они сделаны из нетленного дерева (тик) и украшены снаружи и внутри превосходными барельефами, настолько изящно позолоченными, что они кажутся быть покрытым золотом, а не сусальным золотом. Из королевских покоев, войдя в очень просторные дворы, можно увидеть сначала целый ряд домов, все из кирпича и покрытых плиткой, где обычно живут второстепенные жены короля; а за ними ряд других домов, построенных в такой же симметричной форме для чиновников двора. Я мог бы написать целый том, если бы попытался точно описать все остальные части дворца, его богатства, апартаменты, сады и все подобное.

— о. Джованни Мария Лерия, (1663)

Дворец и весь город Вьентьян были полностью разрушены тайцами во время лаосско-сиамской войны 1827–1828 гг..

Пха Тат Луанг и его место во Вьентьяне

Споры о престолонаследии

Проведенные королем Соуринья Вонгса правовые реформы в равной степени касались дворянства и крестьянства, и когда наследный принц совершил прелюбодеяние с дворцовым служителем, король приказал его убить. Когда Суринья Вонгса умер в 1694 году, он оставил двух молодых внуков (принца Кингкитсарат и принца Интасома) и двух дочерей (принцессу Кумар и принцессу Сумангала) с претензиями на трон. Спор о престолонаследии произошел, когда появился племянник короля принц Сай Онг Хюэ ; Внуки Суриньи Вонгсы бежали в изгнание в Сипсонг Панна, а принцесса Сумангала - в Чампасак. В 1705 году принц Кингкицарат взял небольшую армию у своего дяди в Сипсонг Панна и двинулся в сторону Луангпхабанга. Брат Сай Онг Хюэ, губернатор Луангпхабанга, бежал, и Кингкитсарат был коронован как соперничающий король Луангпхабанга. В 1707 году Лан Ксанг был разделен, и возникли королевства Луангпхабанг и Вьентьян. В 1713 году Королевство Чампасак возникло после восстания против Вьентьяна.

Лаосские королевства оставались независимыми до 1779 года, когда они затем стали вассалами Таиланда. Тем не менее, королевства сохранили свои монархические корни и определенную степень автономии. Например, у Вьентьяна также были отношения данника с вьетнамским судом в Хуу, отношения, которые после неудавшегося лаосского восстания за независимость (1826 г. –1829) из Анувонга, последнего короля Вьентьяна, стал casus belli для сиамско-вьетнамской войны (1831–1834 гг.).

Политическая организация

Руины Хо Пхра Кео королевского храма, изображенного Луи Делапортом (около 1867 г.) после разрушения Вьентьяна в 1828 г.

Река Меконг сформировала политические и экономические артерии для Королевства Лан Ксанг, настолько, что китайское название реки Лань Чанг 瀾滄 является синонимом Лаосского королевства. Река давала возможность людям, торговле и армиям Лань Ксанга перемещаться между региональными центрами силы, но также создавала важные географические и защитные барьеры. Главные пороги образовали границы между областями (и последующими королевствами) Луангпхабанг, Вьентьян и Чампасак. Районы Хонского водопада и Си Фан Дон не были судоходными и обеспечивали естественная защита Лан Ксанга от вторжения вверх по реке.

Основные города Лан Ксанга были расположены в Луангпрабанге, Вьентьяне, включая города в Нонг Кхай, Муанг Фуан, Муанг Са или Муанг Чампа Накхон (Чемпассак ), Нонг Кхай, Сихоттабонг (который в более поздние периоды станет Тхакхек, Накхон Пханом и Сакон Накхон ) и Сян Хун (Цзинхун ) (позже Муанг Синг ) в Сип Сон Панна. Эти крупные города были известны как «муанг» или «виенг» и были классифицированы на основе значительных укреплений и городских стен, в лаосских хрониках записано пять поддерживающих городов и девяносто семь пограничных «муанг».

Поддерживающие города были найдены вдоль плато Корат и имели торговое или военное значение. Скажем, Фонг был кхмерским торговым постом, который стал известен как лаосский культурный центр письма и искусства. Вьенг Кхук упоминается Ван Вуйстхоффом и был «портовым городом» для Вьентьяна, где велась торговля между китайскими купцами до того, как он был разрушен в лаосско-сиамской войне в 1827 году. Юг. Вьентьяна на плато Корат, Нонг Буа Лампху (или Муанг Дан) был крупным укрепленным городом и традиционно управлялся наследными принцами Лаоса.

Нонг Буа Лампу Именно здесь лаосцы победили Аюттхаю в 1571 году, а в 1827 году город был полностью разрушен Таиландом из-за своего символического значения. Это было место крупной битвы против короля Анувонга. Рой Эт на южном плато Корат также был сильно укреплен и был основан кхмером как крупный торговый центр между Пао, Мун и Чи Риверс. Торговые города также существовали в Лое и Нонг Хан Ной на реке Сонг Крам.

. муанг или «города-государства» образовывали независимые государства, связанные с региональной властью. царя в системе, известной как мандала. Каждый город возглавлял городской властелин или Чао Муанг. мандала сформировала важную взаимозависимую систему торговли и дани, которая была основана больше на контроле ресурсов и местного населения, чем на региональных территориях. И войны, и производство риса требовали больших трудовых ресурсов. В Юго-Восточной Азии для армии вторжения было обычной практикой насильственно перемещать население туда, где оно могло быть более доступным для налогообложения, призыва или барщин. Война также была важным средством накопления богатства за счет дани, и в системе мандал не было ничего необычного в том, чтобы отдавать дань сразу нескольким региональным державам.

Общество

Лань Ксанг отличался этническим разнообразием благодаря торговле и наземным этническим миграциям. Множественные горные племена были сгруппированы в широкие культурные категории Лао Теунг (которые включали большинство коренных народов и мон-кхмеров ) и лаосцев. Поет. Лао Лум были этнически доминирующими, и было несколько тесно связанных тайских групп, которые включали Тай Дам, Тай Даенг, Тай Лу, Тай Юань и народы Фуан. Возможно, из-за сложного этнического разнообразия Лан Ксанга структура общества была довольно простой, особенно по сравнению с соседними тайскими народами с системой сакдина или кхмерами с их сложной кастовая система и концепции божественного королевства или девараджа.

Лаосское общество было разделено религиозной и светской властью королевской семьи наверху, за которой следовали дворяне, а затем и крестьянство, в которое входили купцы., ремесленники, фермеры и разнорабочие. Вне системы, но, прежде всего, были сангхи, или духовенство, которые обеспечивали не только социальную мобильность, но и средства для образования. Горные народы или Лао Тён находились вне социальной системы вместе с кха, или "пленными", которые были взяты на войну или работали за уголовные преступления или за долги. сиамцы, кхмеры и шань составляли большинство странствующих торговцев, но были небольшие группы китайцев и вьетнамцев вокруг крупных торговых городов и в Муанг Фуан.

Религия

Монах, перекрашивающий нага в Пха Тат Луанг

Буддизм Тхеравады был государственной религией Лань Ксанга, начиная с царя Фотисарата в 1527 г., но со времен Фа Нгум он стал растущей частью культурного наследия. В деревнях, монастырях и городах Лань Ксанга большая часть повседневной жизни вращалась вокруг местного храма или ват. Храмы были центрами обучения, и все мужчины должны были проводить хотя бы часть своей жизни в религиозных размышлениях как монахи или послушники. Короли могли утвердить свою легитимность, поддерживая сангху и заботясь о новых храмах или строя их. У Лан Ксанга было несколько мощных изображений Будды, которые служили палладием и духовными символами королевства, включая Пхра Банг, Пхра Кео ( «Изумрудный» Будда), Пхра Сэкхам и Пхра Лук (хрустальный Будда Чампасака).

Анимизм также был одной из самых ранних, устойчивых и наиболее важных систем верований для лао-тайских групп, а традиции и практики, зародившиеся в Лань Сане, остались жизненно важной частью Лао духовность. Среди этнических горных племен Лао Сун и Лао Теунг Анимизм был доминирующей религией. Лао Лум считали, что древние мифические змеи, известные как нгуак, населяли основные водные пути, вырезали окружающую сельскую местность и защищали ключевые точки вдоль рек или других водоемов. Самое раннее название реки Меконг было Нам Ньяи Нгу Луанг или «Великая река Гигантского Змея».

Нгуак и нага, которые были «приручены» буддизмом, как полагали, приносили дожди или меняли форму, и нага в частности, считалось, что это духи-покровители, населявшие города Вьентьян и Луангпрабанг в Лан Ксанге. Нага сохранились как общие мотивы не только в мифах и легендах, но также в лаосских храмах и шелковых тканях. Нага стал мощным символом королевства Лан Ксанг, настолько, что, когда Таиланд был вынужден уступить территории, которые впоследствии стали Лаосом в 1893 году, короли Таиланда приказали создать новое государство печати, на которых был изображен символ гаруда Таиланда, питающийся нага Лан Ксанга как тонко завуалированная угроза того, что территориальные потери не были забыты.

Природный мир также был домом для множества духов, которые являются частью Сатсана Пхи. Пхи - это духи зданий или территорий, природных мест или явлений; они также являются духами предков, которые защищают людей, или могут также включать злых духов. Пхи, которые являются божествами-хранителями мест или городов, отмечаются на фестивалях с общими собраниями и подношением еды. Духи распространены по всей лаосской народной литературе.

Считалось, что Фи влияет на природные явления, включая болезни человека, и, таким образом, баци стал важной частью самобытности Лаоса и религиозного здоровья на протяжении тысячелетий. Дома духов были важным народным обычаем, который использовался для обеспечения баланса с естественным и сверхъестественным миром. Астрология также была жизненно важной частью понимания естественного и духовного мира и стала важным культурным средством насаждения социальных табу и обычаев.

Экономика

Лань Ксанг находился в центре сухопутных торговых путей в Юго-Восточной Азии. На севере и северо-западе сухопутные торговые пути из Бирмы и Ланна проходили через Лан Ксанг и Сипсонг Панна (Сишуангбанна ) в направлении Юньнань, где они соединятся с Китайской чайно-конной дорогой. Торговля Луангпрабангом будет течь по Меконгу в Вьентьян, откуда ее затем можно будет транспортировать по суше к истокам Нан и Реки Чао Прая, или по суше на повозке с волами или слоном по плато Корат до Рой Эт.

На востоке Аннамитский хребет образовал барьер, но области Муанг Фуан и Ксам-Неуа были регулярными торговыми точками с Вьетнамом. Торговля от Тхакека и Чампасака текла по Меконгу на остров Кхонг, где товары затем переправлялись через Си Фан Дон и водопад Хон, чтобы снова присоединиться к Меконгу и далее к кхмерскому на юге. Лаосские купцы (лам) отправлялись в районы Лао Тхунг и Лаосун, чтобы обменивать ткань, железо и серебро на лесные продукты, которые будут плыть по потокам на бамбуковых плотах, пока не встретят более крупные реки.

Водопад Хона, на реке Меконг.

Основными сельскохозяйственными культурами Лаоса были клейкий рис и лесная древесина. Оба были трудозатратными и их было трудно перевозить по суше. Натуральное выращивание корнеплодов, бананов, тыкв, огурцов, ямса, водяных буйволов, кур, свиней и других домашних животных было коренным населением Лан Ксанга. Лесные товары, как правило, было легче транспортировать, и их стоимость была выше. Слоны, слоновая кость, бензоиновая смола (аналог ладана ), лак (используется в производстве лаков), кардамон, пчелиный воск, рог носорога, наряду с иглами дикобраза и различными шкурами, обычно продавались. Особое значение имела торговля оленьими шкурами, которая пользовалась большим спросом в Китае и Японии и должна была выйти на рынок через торговые пункты Аюттхаян.

Лаосское мастерство в производстве шелка, ткачества, золота и особенно серебра пользовалось большим спросом. Деревни специализировались на определенных ремеслах или навыках: они производили инструменты, оружие, керамику, бумагу, украшения, алкоголь (лао-лао ), дрессировали слонов или занимались другими уникальными ремеслами. Железная руда добывалась в Муангфуане, олово и драгоценные камни также добывались на севере Луангпхабанга или на востоке вдоль Аннамитного хребта.

Луангпхабанг был важным религиозным и королевская столица Лан Ксанг, но Вьентьян был самым большим и густонаселенным городом (а также политической столицей с 1560 г.) и, таким образом, имел решающее коммерческое значение. Вьентьян изначально был Мон городом под названием Чандапури или «Город Луны». Лао изменит название на Вьенг Чантабури Сисаттанак, что означает «Обнесенный стеной город из сандалового дерева и миллиона наг», позже сокращая его до просто Вьенг Чан (Вьентьян ). Сихоттабонг в Хаммуане и Након Пханом также были региональными торговыми державами для центрального Лан Ксанга, так же как Рой Эт имел решающее значение для наземной торговли на плато Хорат.

упадок

Лао развили отчетливую культурную, языковую, религиозную и политическую историю в течение четырехсотлетнего периода правления Лань Ксанга. Монархия в Лаосе, которая была прямым продолжением традиций Лан Ксанга, продолжалась семьсот пятьдесят лет на протяжении династии Кхун Ло до 1975 года. Упадок Лан Ксанга по сравнению с соседними странами Королевства были в первую очередь из-за географии, слабых внутренних политических структур, ограниченного сельскохозяйственного производства и международной торговли оружием.

Несмотря на свои относительные размеры, Лан Ксанг на протяжении всей своей истории не имел выхода к морю. Река Меконг, являвшаяся основным транспортным средством в королевстве, судоходна только на определенных участках. Лан Ксанг окружали густонаселенные и могущественные соседние государства: Мин Китай, Бирма, Аюттхая, Сукхотай, Ланна, Си Вьет и кхмеры. В политическом отношении феодальная система относительно независимых муэанг и дворян имела региональную автономию.

Преемственность монархов никогда не основывалась исключительно на первородстве, поскольку оба сена ( совет, в который могли бы входить старшие члены королевской семьи, министры и генералы) и Сангха (старшие члены духовенства) выбирали бы подходящего преемника на основании как легитимности, так и личных заслуг. Государственная бюрократия, первоначально разработанная Фа Нгумом и Самсэнтаем, имела военную структуру, которая предусматривала некоторую социальную мобильность за счет меритократии. Однако со временем социальные различия укрепились, и бюрократия стала основана на наследственном титуле. Политические институты в Лан Ксанге создавали споры и нестабильность, особенно во время королевской преемственности.

Торговля и экономика Лань Ксанга основывались на товарах высокой стоимости, которые можно было легко транспортировать по сухопутным торговым путям. Сельскохозяйственные продукты, такие как рис, были слишком тяжелыми для транспортировки, а также облагались налогом и потреблялись местными мыангами. Узкие долины и климат вдоль Меконга подходили только для некоторых сортов клейкого риса. Сорта риса были низкоурожайными и трудоемкими по сравнению с плавающим рисом, выращенным в Таиланде. И Аюттхая, и Таиланд получили огромную прибыль от международной торговли рисом с китайскими, мусульманскими и европейскими торговцами.

Спрос на дорогостоящие торговые товары Лань Ксанга должен был пройти через посреднические королевства, чтобы достичь мировых рынков, например, когда японский спрос на лесные товары увеличился, это было сиамским которые получили прибыль от торговли. Морские торговые пути стали более важными, чем чайные маршруты на севере Лан Ксанга, речная торговля вдоль Меконга и Чао Прая или сухопутная торговля с Вьетнам. Торговля оружием с европейцами началась еще в 1511 году в Аюттхая, и, напротив, первая европейская торговая миссия в Лан Ксанг состоялась только в 1640-х годах. Доступ к передовому европейскому оружию оказался решающим во время вторжения бирманцев на Лан Ксанг и станет более важным в последующих войнах с Вьетнамом и Таиландом в восемнадцатом и девятнадцатом веках.

См. Также

Примечания

Цитаты

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 12:34:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте