Айодхья (Рамаяна)

редактировать

Золотое резное изображение легендарной Айодхьи в храме Аджмер Джайн

Айодхья легендарное город упоминается в древних санскритских -языковых текстах, включая Рамаяна и Махабхарата. Эти тексты описывают его как столицу царей Икшваку, в том числе Рамы.

. Историчность этого легендарного города вызывает озабоченность спора об Айодхье. Согласно одной из теорий, это такой же город, как и современный город Айодхья. Согласно другой теории, это вымышленный город, а современная Айодхья (первоначально называвшаяся Сакета) была переименована в его честь примерно в 4 или 5 веках, в период периода Гуптов.

Содержание

  • 1 Легендарные изображения
  • 2 Историчность
    • 2.1 Отождествление с современной Айодхьей
    • 2.2 Идентификация как легендарный город
      • 2.2.1 Отсутствие археологических свидетельств
      • 2.2.2 Отсутствие древних литературных свидетельств
      • 2.2. 3 Местная легенда Викрамадитьи
      • 2.2.4 Относительно недавняя связь с Рамой
      • 2.2.5 Анализ Рамаяны
      • 2.2.6 Расположение на берегу Ганги
      • 2.2.7 Тайттирия Араньяка и описание Атхарваведы
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Библиография

Легендарные изображения

Согласно Рамаяне, Айодхья была основана Ману, прародителем человечества, и имела размер 12x3. йоджан в районе. И Рамаяна, и Махабхарата описывают Айодхью как столицу династии Икшваку из Косалы, включая Раму и Дашаратху. Пурана-панча-лакшана также описывает город как столицу царей Икшваку, в том числе Харишчандра.

. Рамаяна утверждает, что городом правил царь Дашаратха, потомок царя Икшваку. Его сын Рама был сослан в лес и вернулся в город после нескольких мучений, установив идеальное правление в королевстве. Согласно Уттара Канда, более позднему дополнению к Рамаяне, Рама разделил королевство на Северную и Южную Косалу в конце своего правления с соответствующими столицами в Шравасти и Кусавати. и поставил двух своих сыновей (Лаву и Кусу) править ими. Сам Рама вошел в воды реки Сараю вместе со всеми жителями города и вознесся на небеса. Согласно Махабхарате местом массового самоубийства был Гопратара Тиртха. Впоследствии Айодхья была заселена королем Ришабхой.

В нескольких других литературных произведениях, основанных на истории Рамы, также упоминается Айодхья. К ним относятся «Абхишека» и «Пратиманатака» поэта Бхаса (датированный II веком н.э. или ранее) и Рагхувамша Калидаса (около V века н.э.).

Согласно традиции джайнов, пять тиртханкаров родились в Айодхье, в том числе Ришабханатха, Аджитанатха, Абхинандананатха, Суматинатха и Анантанатха.

Историчность

Отождествление с современной Айодхьей

Многие современные ученые, в том числе Б.. Б. Лал и Х. Д. Санкалия идентифицировал легендарную Айодхью с современным городом Айодхья, но эта теория не является общепринятой.

Аргументы, приведенные в пользу этой идентификации, включают:

  • несколько древних текстов, включая Рамаяну, Бхагават-пурану и Падма-пурану, упоминают, что легендарная Айодхья находилась на берегу реки Сарайу, как и современная Айодхья.
  • Тексты эпохи Гупты, такие как Рагхувамша Калидаса и Брахманда-пурана, используют «Айодхья» как другое имя Шакеты, которое было древним названием современной Айодхьи. Это отождествление также встречается в более поздних санскритских текстах, включая «Абхидхана-Чинтамани» Хемачандры и комментарий Яшодхары к Камасутре.
  • нескольким древним текстам, включая Вишну Смрити и Матсья Пурана упоминает Айодхью как место паломничества (тиртха ). В надписи 1092 г. н.э. Чандравати царя Гахадавалы Чандрадевы упоминается, что он совершил омовение в Сварга-двара тиртхе, расположенной на слиянии рек Сараяу и Гхагра в Айодхье.
  • В эпосах легендарная Айодхья описывается как столица Косалы. В современной Айодхье была найдена надпись 1 века до н.э., выпущенная Дханадевой, который описывает себя как владыку Косалы. В нескольких более поздних надписях также упоминается город Айодхья.

Идентификация как легендарный город

Часть ученых утверждала, что легендарный Айодхья из Рамаяны - чисто мифический город, а не то же самое, что и нынешний - день Айодхья. Среди этих ученых М. К. Джоши, Ханс Т. Баккер и группа из 25 историков из Университета Джавахарлала Неру (JNU) и другие. По мнению этих ученых, процесс отождествления легендарной Айодхьи с Сакетой (древнее название современной Айодхьи) начался в первые века нашей эры и завершился в период периода Гупта.

. Идентификации легендарного Айодхьи как вымышленного города включают следующее:

Отсутствие археологических свидетельств

Историки JNU утверждают, что, согласно археологическим свидетельствам, самые ранние возможные поселения в Айодхье могут быть датированы c. 8 век до н.э., а Рамаяна установлена ​​намного раньше. Рамаяна изображает Айодхью как городской центр с дворцами и зданиями, в то время как раскопки в современной Айодхье указывают на примитивную жизнь.

Ханс Т. Баккер отмечает, что ни одно место под названием Айодхья не засвидетельствовано никакими эпиграфическими или другими археологическими данными. свидетельства до 2 века н.э. Самые ранние сохранившиеся надписи, в которых упоминается место под названием Айодхья, относятся к периоду Гупта. Например, надпись 436 г. н.э. описывает пожертвование браминам из Айодхьи. В надписи 533-534 гг. Н. Э. Упоминается дворянин из Айодхьи. Надпись Гая, которая, как утверждается, была выпущена Самудрагуптой (4 век н.э.), но, по мнению современных историков, возможно, является фальсификацией 8 века, Айодхья описывается как гарнизонный город.

Отсутствие древней литературы Свидетельства

Ранние буддийские и джайнские тексты упоминают Шравасти и Сакета, а не Айодхью, как главные города региона Косала. Более поздние тексты, такие как Пураны, в которых Айодхья упоминается как столица Косалы, просто следуют легендарному Рамаяне.

. Согласно анализу Ханса Т. Баккера, Санскритские источники, в которых упоминается Айодхья, но не Сакета, являются преимущественно вымышленными по своей природе: эти тексты включают Махабхарату, Рамаяну и Пурана-панча-лакшана. С другой стороны, санскритские источники, в которых упоминается Сакета, но не Айодхья, носят «полунаучный или фактический характер». В буддийских текстах на палийском языке город называется Айоджжа или Аюджжа (пали для Айодхья), но предполагают, что он был расположен на берегу реки Ганг (см. Ниже). В ранней джайнской канонической литературе «Ауджха» (пракритская форма «Айодхья») упоминается только один раз: Тана Сутта описывает его как столицу Гандхилавати, района «в значительной степени мифологической» страны Махавидехи. Это указывает на то, что Айодхья в санскритской эпической литературе является вымышленным городом.

Среди санскритских источников отождествление Айодхьи с Шакетой впервые появляется в текстах периода Гупта, включая Брахманда-пурану и Рагхувамша Калидасы. Джайнский текст Пумачария (датированный до 4 века н. Э.) Впервые включает легенду о Раме в джайнскую мифологию. В этот период джайны связали мифологию династии Икшваку со своими тиртханкарами и чакравартинами. Например, первый тиртханкара Ришабха, как говорят, родился в Икхагабхуми (согласно Кальпасутре) или Винии (согласно Джамбу-двипа-праджняпати), которые идентифицируются как Айодхья (Аоджхха) или Шакета. В 19 веке Александр Каннингем из Археологической службы Индии полагал, что Рамаяна также отождествляет Айодхью с Сакетой, основываясь на стихе, который якобы описывает Дашаратху как царя «Сакета-нагара». ". Однако этот стих был сфабрикован брамином из Лакхнау : его нет в оригинальном тексте Рамаяны.

Местная легенда Викрамадитьи

A местная устная традиция Айодхьи, впервые записанная Робертом Монтгомери Мартином в 1838 году, упоминает, что город был заброшен после смерти потомка Рамы Брихадбала. Он оставался заброшенным в течение нескольких столетий, пока царь Викрама (или Викрамадитья) из Удджайна не нашел его. По совету одного мудреца Викрама определил, что древняя Айодхья была местом, где молоко вытекало из вымени теленка. Он вырубил леса, которые покрывали древние руины, основал новый город, построил форт Рамгар и построил 360 храмов.

Согласно историкам JNU, этот миф о «повторном открытии», кажется, признает что современная Айодхья не такая, как древняя Айодхья, и кажется попыткой придать современному городу религиозную святость, которой ему изначально не хватало. Эти историки предполагают, что император 5 века Скандагупта (который принял титул Викрамдитья) перенес свою резиденцию в Сакету и переименовал ее в Айодхью, вероятно, чтобы связать себя с легендарной солнечной династией. Согласно Баккеру, Гупты перенесли свою столицу в Сакету либо во время правления Кумарагупты I, либо во время правления Скандагупты, и это событие, возможно, упоминается в Рагхувамше.

Кишор Кунал утверждает, что нет никаких исторических свидетельств, подтверждающих это теория о том, что Сакета была переименована Скандагуптой в «Айодхью». Он отмечает, что Калидаса Рагхувамша явно относится к тому же городу под названиями «Шакета» и «Айодхья», повествуя легенду о Раме. Историк Гьянендра Пандей утверждает, что упоминание Калидасом «Сакеты» и «Айодхья» не доказывает какой-либо связи между легендарной Айодхьей и современной Айодхьей, поскольку он жил в период Гупта (около 5 века н. Э.), предположительно после того, как Гупты изменили имя Сакеты на «Айодхья».

Относительно недавнее общение с Рамой

Возвышение современного города Айодхья как центра поклонения Раме произошло относительно недавно, восходящие к 13 веку, когда секта Рамананди начала приобретать известность. В нескольких надписях, датированных 5-8 веками, город упоминается, но не упоминается его связь с Рамой. В трудах Сюаньцзана (ок. 602–664 гг. Н. Э.) Город ассоциируется с буддизмом. Он также был важным центром паломничества джайнов, и здесь был найден древний джайнский персонаж (датируемый 4–3 веками до нашей эры). Тексты 11 века относятся к Гопатару тиртха в Айодхье, но не относятся к месту рождения Рамы.

Баккер отмечает, что легенда о Раме не всегда была связана с Айодхьей: например, буддийский Дашаратха-джатака упоминает Варанаси, а не Айодхью, как столицу Дашаратхи и Рамы. Таким образом, связь Рамы с Айодхьей может быть результатом утверждения, что он был членом семьи Икшваку, и связи этой семьи с Айодхьей.

Анализ Рамаяны

Согласно М. К. Джоши, «критический анализ географических данных, имеющихся в рассказах Валмики, не оправдывает общепринятого отождествления древнего города с современным». Например, в Айодхья-канде Рамаяны Бхарата выбирает географически «бессмысленный» маршрут, путешествуя в Айодхью из царства своего дяди Кекейи (расположенного на крайнем западе Индийского субконтинента). Во время этого путешествия он проходит через места, расположенные в современном Одише и Ассаме.

Местонахождение на берегу Ганга

Согласно Хансу Т. Баккеру, более старые части Махабхараты и Пурана-панча-лакшаны упоминают Айодхью как столицу царей Икшваку, но не утверждают, что она была расположена на берегу реки Сарайу. Более старые части Рамаяны только предполагают, что он находился недалеко от реки Сараю. Например, в Рамаяне 2.70.19 говорится, что похоронные процессии Дашаратхи путешествовали из города в Сараю с использованием паланкинов и колесниц, что, по словам Баккера, предполагает, что Сараю находился на некотором расстоянии от города. Согласно Баккеру, только более новые (5 век и позже) части Рамаяны явно описывают Айодхью как расположенную на берегу реки Сараю.

Историки JNU согласны с тем, что древний исторический город под названием «Айодхья» (пали : Ayojjha или Ayujjha) существовали, но утверждают, что это не то же самое, что современная Айодхья или легендарный город, описанный в Рамаяне. Эта теория основана на том факте, что согласно древним буддийским текстам, древний город Айодхья располагался на берегу реки Ганга (Ганга), а не Сараю. Например, в Самьютта Никае говорится: «Однажды Господь Будда гулял в Айодхье по берегу реки Ганга». В комментарии Буддхагхоши к Самьютта Никае упоминается, что жители Айодхьи (Ayujjha-pura) построил вихару для Будды «в изгибе реки Ганга».

Кишор Кунал утверждает, что слово «Ганга» также используется как нарицательное для обозначения святая река на санскрите. В свою поддержку он представляет еще один стих из Самютта Никаи (4.35.241.205), в котором говорится: «Однажды Господь Будда шел в Каушамби на берегу реки Ганга». Древний город Каушамби на самом деле располагался на берегу реки Ямуна, а не Ганги. С. Н. Арья также указывает, что китайский буддийский путешественник 7-го века Сюаньцзан утверждает, что он достиг Айодхьи («А-ю-тэ») после пересечения реки Ганга, путешествуя на юг (Айодхья фактически расположен на севере реки Ганг). Сюаньцзан, кажется, использовал термин Ганга для описания «длинного притока великой реки».

Тайтирия Араньяка и описание Атхарваведы

М. Ч. Джоши утверждал, что Айодхья упоминается в стихе Тайттирия Араньяка, который также с некоторыми вариациями встречается в Атхарваведе :

аначакра навадвара деванам пурайодхьявар. тасйам хиранйатишко>йо ваи там брахмано ведамритенавритм пурам. тасмаи брахма ча брахма ча айух киртим праджах дадух. вибхраджаманам харишим йашаса сампаривритṃṇ круги (также циклы) и девять входов;. внутри него золотой купол-сокровище, небесный мир, вечно освещенный светом (северный полюс).. Кто знает его как город Творца, когда-либо окруженный нектаром. будет иметь долгую жизнь, славу и потомство, дарованное ему Брахмой (солнцем) и Брахмой (луной).. В этот город, всегда сияющий, движущийся и пронизанный Ясами (славой и блеском),. Творец вошел.

- Тайттирия Араньяка 1.27- Перевод МС Джоши

Джоши утверждает, что город Айодхья, описанный в Тайттирия Араньяка (и Атхарваведа), очевидно, является мифическим городом, потому что он, как говорят, быть окруженным водоемом нектара и описывается как место «золотого сокровища-купола небесного мира». По словам Джоши, эта Айодхья похожа на мифические места, такие как Самавасарана и Нандишварадвипа, которые упоминаются в джайнской мифологии.

По мнению других ученых, таких как Б. Б. Лал, слово айодхья в данном контексте - не существительное собственное (название города), а прилагательное, означающее «неприступный». Стих описывает человеческое тело (пур) как имеющее восемь чакр и девять отверстий :

ашачакра навадвара деванам пурайодхья. тасйам хиранйайашкошам сварго джйотиредавриттах

- неприступная твердыня богов;. в нем находится золотой сосуд, восходящий к небесам (сварга), покрытый светом

- Атхарваведа 10.2.31- Перевод Уильяма Дуайта Уитни

Лал указывает, что две родственные формы ayodhyena и ayodhyaḥ появляются в Атхарваведе 19.13.3 и 19.13.7 соответственно в аналогичном смысле слова «непобедимый». Комментатор XIV века Саяна также подтверждает это значение слова. более поздний текст Бхагавад Гита также описывает человеческое тело как город с девятью дверями, в котором пребывает душа. Это подтверждает, что Атхарваведа использует «айодхья» как прилагательное, а не как название города.

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-12 21:17:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте