Королевство Раттанакосин (1782–1932)

редактировать
Четвертое королевство в истории Таиланда (1782-1932 гг.)

Королевство Раттанакосин
1782– 1932
Флаг Таиланда (1782 г.).svg Красный флаг с белым Сударшана Чакра из Вишну, который используется как символ династии Чакри. Принято королем Рамой I (Будда Йодфа Чулалок).
ПредшествовалоКоролевство Тхонбури
За ним последовалаИстория Таиланда (1932–1973)
Монарх (ы)Пхуттайотфа Чулалок (король Рама I). Пхуттхалоэтла Напалаи (король Рама II). Нангклао (король Рама III). Монгкут (король Рама IV). Чулалонгкорн (король Рама V). Ваджиравудх (король Рама VI). Праджадхипок ( Король Рама VII)

Королевство Раттанакосин (тайский : อาณาจักร รัตนโกสินทร์, произносится (Об этом звуке слушайте )) является четвертым и нынешним королевством в истории Таиланда. Он был основан в 1782 году, когда был учрежден Раттанакосин как столица. Эта статья охватывает период до сиамской революции 1932 года..

Максимальная зона влияния Раттанакосина включала вассальные государства из Камбоджи, Лаоса, Шанские государства и некоторые малайские королевства. Королевство было основано Рамой I из Чакри. Первая половина этого периода характеризовалась консолидацией власти королевства и перемежалась периодическими конфликтами с Бирмой, Вьетнамом и Лаосом. Второй период был периодом столкновений с колониальными державами Великобритании и Франции, в которых Сиам оставался единственным государством Юго-Восточной Азии, сохранившим свою независимость.

Внутренне королевство. превратился в современное централизованное национальное государство с границами, определяемыми взаимодействием с западными державами. Был достигнут экономический и социальный прогресс, отмеченный ростом внешней торговли, отменой рабства и распространением формального образования на формирующийся средний класс. Однако неудача в проведении существенных политических реформ завершилась революцией 1932 года и отказом от абсолютной монархии в пользу конституционной монархии.

Содержание

  • 1 Общая информация
  • 2 История
    • 2.1 Основание (1782–1809)
      • 2.1.1 Вторжение во Вьетнам
      • 2.1.2 Войны с Бирмой
      • 2.1.3 Экономика, культура и религия
    • 2.2 Мир (1809–1824)
      • 2.2.1 Искусство и литература
    • 2.3 Консолидация (1824–1851)
    • 2.4 Просвещение (1851–1868)
      • 2.4.1 Дхаммаюттика Никая
    • 2.5 Реформатор (1868–1910)
    • 2.6 От королевства к современной нации (1910–1925)
      • 2.6.1 Реформа образования
      • 2.6.2 Первая мировая война
    • 2.7 Конец абсолютного правления (1925–1932)
      • 2.7.1 Революция
  • 3 Культура
    • 3.1 Одежда
      • 3.1.1 Старый Раттанакосин
      • 3.1.2 Современный Раттанакосин
    • 3.2 Архитектура
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

История вопроса

Чао Прайя Чакри, позднее Пхуттайотфа Чулалок или Рама I. Карта Бангкока в начале Период Раттанакосин. Вид на Бангкок XIX века с Золотой горой на заднем плане.

В 1767 году, после почти четырех столетий господства в Юго-Восточной Азии es, Аюттхая была сбита вторжением бирманских армий.

Несмотря на полное поражение и последующую оккупацию династией Конбаунгов, Сиам сделал быстрое выздоровление. Сопротивление бирманскому правлению возглавил дворянин китайского происхождения, Таксин, военачальник. Первоначально базировавшийся в Чантабури на юго-востоке, в течение года он победил бирманскую оккупационную армию и восстановил сиамское государство со столицей в Тонбури на западном берегу Чао Прайя. 20 км от моря. В 1768 году он был коронован как Таксин. Он вновь объединил центральные районы Таиланда под своим правлением, а в 1769 году он также занял западную Камбоджу.

. Затем он двинулся на юг и восстановил сиамское правление на Малайском полуострове до Пенанг и Теренггану. Обеспечив свою базу в Сиаме, Таксин напал на бирманцев на севере в 1774 и захватил Чиангмай в 1776 году, навсегда объединив Сиам и Ланна. Ведущим генералом Таксина в этой кампании был Тонг Дуанг, известный под прозвищем Чаопрайя, или лорд Чакри, сам был потомком народа мон. В 1778 году Чакри возглавил сиамскую армию, которая захватила Вьентьян, также Луангпхрабанг, подчиненное северное лаосское королевство, и в конечном итоге установила сиамское господство над лаосскими королевствами.

Несмотря на эти успехи, к 1779 году у Таксина были политические проблемы дома. Похоже, у него развилась религиозная мания, отталкивающая могущественное буддийское монашество, утверждая, что он сотапанна или божественная фигура. У него также были проблемы с придворными чиновниками, китайскими купцами и миссионерами. Иностранные наблюдатели высказали предположение, что он скоро будет свергнут. В 1782 году Таксин послал свои армии под командованием Чакри, будущего Рамы I из Раттанакосина, для вторжения в Камбоджу, но пока они были в отъезде, в окрестностях столицы вспыхнуло восстание. Повстанцы, пользующиеся поддержкой народа, предложили трон генералу Чакри, «верховному генералу». Чакри, несший военную службу, вернулся из Камбоджи и сверг Таксина, который вскоре после этого якобы был «тайно казнен».

Чакри правил под именем Раматибоди (ему посмертно было присвоено имя Пхуттайотфа Чулалок), но теперь он широко известен как Рама I, первый король из более поздней известной династии Чакри. Одним из первых его решений было перенести столицу через реку в деревню Банг Макок (что означает «место оливковых слив »). Новая столица была расположена на острове Раттанакосин, защищенном от нападения рекой с запада и серией каналов с севера, востока и юга. Таким образом, Сиам приобрел как свою нынешнюю династию, так и свою нынешнюю столицу.

История

Основание (1782–1809)

Рама I, который сам был из Мон Тайцы и китайское происхождение восстановили большую часть социальной и политической системы королевства Аюттхая, провозгласив новые законы, восстановив судебные церемонии и установив дисциплину в буддийском монашестве. Его правительство осуществлялось шестью великими министерствами (кром ), возглавляемыми королевскими князьями. Четыре из этих управляемых территорий: Калахом юг; Махаттай север и восток; Прахланг область непосредственно к югу от столицы; и Кром Муанг, район вокруг Бангкока. Два других были министерством земель (Кром На) и министерством королевского двора (Кром Ван). Армией управлял заместитель и брат короля, Упарат.

Бирманцы, видя беспорядки, сопровождавшие свержение Таксина, снова вторглись в Сиам в 1785 году. Рама позволил им занять и север, и юг, но Упарат, вице-король, его брат, повел сиамскую армию в западный Сиам и разбил бирманские силы в битве при Канчанабури. Это было последнее крупное бирманское вторжение в Сиам, хотя уже в 1802 году бирманские силы пришлось изгнать из Ланны. В 1792 году сиамцы оккупировали Луангпхабанг и подчинили большую часть Лаоса косвенному сиамскому правлению. Камбоджа также находилась под властью Сиама. К моменту своей смерти в 1809 году Рама I создал сиамское господство, господствовавшее на территории, значительно большей, чем современный Таиланд.

Вторжение во Вьетнам

В 1776 году, когда повстанческие силы Тай Сона захватили Гиа Динь, они казнили всю королевскую семью Нгуен и большую часть местного населения. Нгуен Анх, единственный оставшийся в живых член семьи Нгуен, сумел бежать через реку в Сиам. Находясь в изгнании, Нгуен Ан хотел вернуть себе Гиа Динь и вытеснить повстанцев Тай-Сона. Он убедил нейтрального короля Пхуттайотфа Чулалока из Сиама предоставить ему войска поддержки и небольшой отряд вторжения.

В середине 1784 года Нгуен Ан с 50 000 сиамскими войсками и 300 кораблями двинулся через Камбоджу, затем к востоку от Тонлесапа и проник в недавно аннексированные провинции Аннам. 20 000 сиамских войск достигли Кьензянга и еще 30 000 высадились в Чап-Лапе, когда сиамцы продвигались к Cần Thơ. Позже в том же году сиамцы захватили бывшую камбоджийскую провинцию Гиа Динь, где, как утверждалось, они совершили зверства против населения вьетнамских поселенцев.

Нгуен Ху, ожидая наступления сиамов, тайно разместил свою пехоту на территории, близкой к нынешней Мо Тхо, и на некоторых островах посередине, напротив других войск на северных берегах с морскими подкреплениями по обе стороны от позиций пехоты.

Утром 19 января Нгуен Ху отправил небольшой военно-морской флот под знаменем перемирия, чтобы заманить сиамцев в свою ловушку. После стольких побед сиамская армия и военно-морские силы были уверены в капитуляции. Итак, они пошли на переговоры, не подозревая о ловушке. Войска Нгуен Хуа ворвались в сиамские формирования, перебили безоружных эмиссаров и обратились против неподготовленных войск. Битва закончилась почти полным уничтожением сиамских войск. Все корабли сиамского флота были уничтожены, и только 1000 человек из первоначальной экспедиции выжили, чтобы перебраться через реку в Сиам.

Войны с Бирмой

Вскоре король Бирмы Бодаупайя начал проводить свои амбициозные кампании по расширению своих владений над Сиамом. Бирманско-сиамская война (1785–1786), также известная в Сиаме как «война девяти армий», потому что бирманцы пришли девятью армиями, таким образом разразилась. Бирманские солдаты хлынули в Ланну и Северный Сиам. Сиамские войска под командованием Кавилы, принца Лампанга, оказали храбрый бой и задержали наступление бирманцев, все время ожидая подкрепления из Бангкока. Когда Пхитсанулок был захвачен, Анурак Девеш Задний дворец, и сам Рама I повел сиамские войска на север. Сиамцы освободили Лампанг от бирманской осады.

На юге Бодавпая ждал в Чеди Сэм Онг готовый к атаке. Переднему дворцу было приказано вести свои войска на юг и контратаковать бирманцев, идущих в Ранонг через Накхонситхаммарат. Он привел бирманцев в бой около Канчанабури. Бирманцы также напали на Таланг (Пхукет ), где только что умер губернатор. Его жена Чан и ее сестра Мук собрали местных жителей и успешно защитили Таланг от бирманцев. Сегодня Чан и Мук почитаются как героини из-за их сопротивления бирманским вторжениям. В их собственных жизнях Рама I даровал им титулы Тхао Тхеп Касатри и Тхао Шри Сунтон.

Бирманцы продолжили захват Сонгкхла. Услышав эту новость, правители Пхатталунга бежали. Однако монах по имени Пхра Маха призвал жителей области поднять оружие против бирманцев, его кампания также увенчалась успехом. Позднее Пхра Маха был возведен в дворянство Рамой I.

Когда его армии были уничтожены, Бодавпая отступил. В следующем году он снова атаковал, на этот раз объединив свои войска в единую армию. С этой силой Бодавпая прошел через перевал Трех пагод и обосновался в Та Дин Данг (перевал Трех пагод). Передний дворец двинул сиамские войска на встречу с Бодавпайей. Бой был очень коротким, и Бодавпая был быстро побежден. Эта короткая война получила название «Кампания Та Дин Данг ».

Экономика, культура и религия

Ват Пхра Кео вид из внешнего двора Большого дворца.

Иммиграция Китая увеличилась во время правления Рамы I, поскольку он поддерживал политику Таксина, разрешающую китайцам иммиграция для поддержания экономики страны. Китайцы были в основном заняты торговлей и торговлей, и к тому времени, когда его сын и внук взошли на престол, европейские исследователи отметили, что Бангкок был заполнен китайскими джонками всех размеров.

307>Храм Изумрудного Будды, один из многих строительных проектов короля.

Рама I перенес столицу из Тонбури, который был основан его предшественником Таксином, и построил новую столицу, Бангкок. В течение первых нескольких лет до основания столицы он руководил строительством дворцов и Королевской часовни. Королевская часовня или Ват Пхра Кео, где хранится Изумрудный Будда, находится на территории его Большого дворца. После завершения строительства новой столицы Рама I провел церемонию, назвав новую столицу.

В 1804 году Рама I начал составление Закона о трех печатях, состоящего из собранных старых законов Аюттхая. и организовал.) Он также инициировал реформу правительства и стиля королевской власти.

Хануман на своей колеснице, фреска сцена из Рамакиена в Ват Пхра Кео.

Рама I также был известен тем, что проводил крупные реформы в буддизме. как восстановление нравственной дисциплины среди монахов страны, которая постепенно разрушалась с падением Аюттхая. Монахи уже баловались суевериями, когда он впервые пришел к власти, и Рама I ввел в действие закон, который требовал от монаха, желающего поехать в другое княжество для дальнейшего образования, предъявить сертификат с личными данными, который установил бы монаха bona fides и что он был должным образом рукоположен. Король также неоднократно подчеркивал преданность Будде, а не духам-хранителям и прошлым правителям, пережиткам древнего анимистического поклонения, которое существовало среди тайцев до его правления.

Король также назначил первого Верховный патриарх тайского буддизма, в обязанности которого входило обеспечение соблюдения законов Рамы I в рамках буддийской Сангхи. Рама I поощрял перевод древних пали сочинений и буддийских текстов, утраченных в хаосе после разграбления Аюттхая бирманцами в 1767 году. Он также написал тайскую версию Рамаяна, эпос под названием Рамакян.

Рама I возобновил отношения с Ватиканом и иезуитами. Миссионеры, изгнанные во время правления Таксина, были приглашены обратно в Сиам. Затем католическая миссионерская деятельность продолжилась в Сиаме. По сообщениям, число местных католиков неуклонно увеличивалось до тысяч, поскольку их церкви были защищены, и снова получили свободу распространять свои убеждения.

Мир (1809–1824 гг.)

Король Пхра Пхутталоэтла Нафалаи ( Рама II)

Правление сына Рамы I Пхутталоэтла Напалаи (ныне известного как король Рама II ) было относительно спокойным. Семья Чакри теперь контролировала все ветви сиамского правительства - поскольку у Рамы I было 42 ребенка, у его брата Упарата - 43, а у Рамы II - 73, не было недостатка в королевских принцах для укомплектования бюрократии, армии, старшего монаха. капюшон и провинциальные правительства. (Большинство из них были детьми наложниц и, таким образом, не имели права наследовать трон.) Произошла конфронтация с Вьетнамом, теперь ставшим крупной державой в регионе, за контроль над Камбоджей в 1813 году, закончившаяся восстановлением status quo ante. Но во время правления Рамы II в Сиаме снова стали ощущаться западные влияния.

В 1786 году Британская Ост-Индская компания заняла Пенанг, а в 1819 году они основали Сингапур. Вскоре британцы вытеснили голландцев и португальцев в качестве основного экономического и политического влияния Запада в Сиаме. Британцы возражали против сиамской экономической системы, при которой торговые монополии принадлежали королевским принцам, а предприятия подлежали произвольному налогообложению. В 1821 году Ост-Индская компания лорд Гастингс, затем генерал-губернатор Индии, отправил агента компании Джона Кроуферда с миссией переговоры о новом торговом соглашении с Сиамом - первый признак проблемы, которая должна была доминировать в сиамской политике XIX века.

Искусство и литература

Статуя Пхра Афай Мани на Ко Самете

Рама II был любителем искусства и, в частности, литературного искусства. Он был опытным поэтом, и любой, кто мог написать изысканные стихи, заслужил благосклонность короля. Это привело к тому, что его окрестили «королем поэтов». Благодаря своему покровительству поэт Сунтон Фу смог повысить свой дворянский титул с «phrai» до «khun», а затем и «phra». Сунтон - также известный как пьяный писатель - написал множество произведений, в том числе эпическую поэму Пхра Афай Мани.

Рама II переписал большую часть великих произведений времен правления Рамы I в современном стиле. Ему приписывают создание популярной версии тайской народной сказки Рамакиен и написания ряда танцевальных драм, таких как. Король был опытным музыкантом, играл и сочинял для скрипки и вводил новые инструментальные техники. Он также был скульптором и, как говорят, изваял лицо Будды Нирамитра в Ват Арун. Из-за его художественных достижений день рождения Рамы II теперь отмечается как Национальный день художников (Wan Sinlapin Haeng Chat), который проводится в честь художников, которые внесли свой вклад в культурное наследие королевства.

Консолидация (1824–1851)

Статуя короля Нангклао (Рама III). Король вел массовые войны против Камбоджи и Вьетнама.

Рама II умер в 1824 году, и ему мирно наследовал его сын принц Джессадабондиндра, который правил как король Пхра Нангклао, ныне известный как Рама III. Младшего сына Рамы II, Монгкута, «побудили» стать монахом, отстранив его от политики.

В 1825 году британцы отправили в Бангкок еще одну миссию во главе с Ост-Индской компанией эмиссаром Генри Берни. К этому времени они аннексировали южную Бирму и, таким образом, были соседями Сиама на западе, а также расширяли свой контроль над Малайей. Король не хотел уступать британским требованиям, но его советники предупредили его, что Сиам постигнет та же участь, что и Бирма, если британцы не будут приспособлены. Таким образом, в 1826 году Сиам заключил свой первый торговый договор с одной из западных держав - договор Берни. В соответствии с договором Сиам согласился установить единую систему налогообложения, снизить налоги на внешнюю торговлю и отменить некоторые королевские монополии. В результате торговля Сиама быстро росла, в Бангкоке поселились многие иностранцы, и начали распространяться западные культурные влияния. Королевство стало богаче, а его армия лучше вооружилась.

Лаосское восстание под предводительством Аноувонга было подавлено в 1827 году, после чего Сиам разрушил Вьентьян, осуществил массовые принудительные перемещения населения из Лаоса в более надежно удерживаемый район Исан и разделил Лао-мыанг на более мелкие части, чтобы предотвратить новое восстание. В 1842–1845 годах Сиам вёл успешную войну с Вьетнамом, которая усилила сиамское правление над Камбоджей. Наиболее заметным наследием Рамы III в Бангкоке является храмовый комплекс Ват Пхо, который он расширил и наделил новыми храмами.

Рама III считал своего брата Монгкута, который был очень популярен среди британцев, своим наследником, хотя как монах Монгкут не мог открыто брать на себя эту роль. Он использовал свое долгое пребывание в качестве монаха, чтобы получить западное образование у французских и американских миссионеров и британских купцов, одним из первых сиамцев, сделавших это. Он выучил английский и латынь, изучал естественные науки и математику. Миссионеры, несомненно, надеялись обратить его в христианство, но он был строгим буддистом и сиамским националистом. Он намеревался использовать эти западные знания, чтобы укрепить и модернизировать Сиам, когда он взошел на трон, что он и сделал в 1851 году.

К 1840-м годам стало очевидно, что независимость Сиама находится в опасности со стороны колониальных держав: это было показано драматично: Первая опиумная война с Китаем в 1839–1842 гг. В 1850 году британцы и американцы отправили в Бангкок миссии с требованием снятия всех ограничений на торговлю, создания правительства западного образца и иммунитета для своих граждан от сиамских законов (экстерриториальность ). Правительство Рамы III отказалось от этих требований, в результате чего его преемник оказался в опасной ситуации. Сообщается, что Рама III сказал на смертном одре: «[T] Здесь больше не будет войн с Бирмой и Вьетнамом. У нас они будут только с Западом».

В экономическом плане с самого основания Раттанакосин был свидетелем растущей роли китайских купцов, политика, которая началась с короля Таксина, который сам был сыном китайского купца. Помимо торговцев, китайские фермеры приехали искать удачи в новом королевстве. Правители Раттанакосина приветствовали стимулирование экономики Китая. Некоторые торговцы-китайцы стали судебными чиновниками. Китайская культура была принята и продвинута. Многие китайские произведения были переведены китайскими придворными сановниками. Отношения Сиама с Китайской империей были крепкими. Рама I заявил о своем кровном родстве с Таксином, опасаясь, что китайский суд может отклонить его одобрение. Отношения были гарантированы миссиями данников, продолжавшимися до правления Рамы IV.

Просвещение (1851–1868)

Фотография короля Монгкута (Рамы IV) в униформе западного стиля Белый слон, стоящий лицом к подъемнику, в центре красного поля. Национальный флаг, установленный королем Монгкутом (Рамой IV)

Монгкут вступил на трон как Рама IV в 1851 году, решив не допустить попадания Сиама под колониальное господство путем принудительной модернизации его упорные субъекты. Но хотя теоретически он был абсолютным монархом, его власть была ограничена. Будучи монахом в течение 27 лет, он не имел базы среди могущественных королевских князей и не имел современного государственного аппарата для выполнения его желаний. Его первые попытки реформирования, создания современной системы управления и улучшения положения долговых рабов и женщин, потерпели неудачу.

Рама IV приветствовал вторжение Запада в Сиам. Сам король и его окружение были активно пробритански настроенными. Это стало очевидным в 1855 году, когда миссия во главе с губернатором Гонконга сэром Джоном Боурингом прибыла в Бангкок с требованиями немедленных изменений, подкрепленных угрозой применения силы. Король с готовностью согласился с требованиями нового договора, названного Договором Боуринга, который ограничивал импортные пошлины до трех процентов, отменял королевские торговые монополии и предоставлял британским подданным экстерриториальность. Другие западные державы вскоре потребовали и получили аналогичные уступки.

Король пришел к выводу, что реальная угроза Сиаму исходила от французов, а не от англичан. Британцы были заинтересованы в коммерческой выгоде, французы - в построении колониальной империи. Они заняли Сайгон в 1859 году, а в 1867 году установили протекторат над южным Вьетнамом и восточной Камбоджей. Рама IV надеялся, что британцы защитят Сиам, если он предоставит им экономические уступки, которых они требуют. В следующее царствование это окажется иллюзией, но это правда, что британцы считали Сиам полезным буферным государством между Британской Бирмой и Французским Индокитаем.

Дхаммаюттика Никая

Старая печать Дхаммаюттика Монгкут соблюдение заповедей

Инструментом религиозной реформации Монгкута был новый буддийский орден, Дхаммаюттика Никая. Монахи Дхаммаюттика стали клерикальным авангардом движения, продвигающего новую интерпретацию буддизма, которое стремилось демифологизировать религию. В соответствии с этим орденом религиозной реформации Ват Бовоннивет Вихара стал административным центром ордена Таммают и по сей день.

Изначально орден Таммают был ограничен двумя монастырями. Во время правления Монгкута (1851-1868) орден распространился на Лаос и Камбоджу.

Реформатор (1868–1910)

Король Чулалонгкорн (Рама V) с царем Николаем II в России в Санкт-Петербурге 1897. Королевский герб герб Королевства Сиам, представленный королем Чулалонгкорном, герб был гербом Сиама с 1878 по 1910 год. Карта Сиама в 1900 году

Рама IV умер в 1868 году, и ему наследовал его 15-летний сын Чулалонгкорн, который правил как Рама V, а теперь известен как Рама Великий. Рама V был первым сиамским королем, получившим полное западное образование, его учила британская гувернантка Анна Леоновенс, чье место в сиамской истории было придумано как Король и я. Сначала во время правления Рамы V доминировал консервативный регент Чаопхрая Си Сурьявонгсе, но когда в 1873 году король достиг совершеннолетия, он вскоре взял на себя управление. Он создал Тайный совет и Государственный совет, официальную судебную систему и бюджетное управление. Он объявил, что рабство будет постепенно отменено, а долговая кабала ограничена.

Сначала принцы и консерваторы успешно сопротивлялись программе реформ короля, но когда старшее поколение было заменено более молодыми, получившими западное образование принцами, сопротивление угасло. Он нашел могущественных союзников в лице своих братьев Принца, которых он сделал министром финансов, принца Дамронга, который организовал внутреннее управление и образование, и своего зятя принца Девравонгсе, министра иностранных дел 38 лет. В 1887 году Девравонг посетил Европу, чтобы изучить правительственные системы. По его рекомендации король учредил кабинет правительства, аудиторский офис и отдел образования. Полуавтономный статус Чиангмая был отменен, а армия была реорганизована и модернизирована.

Территориальные претензии, от которых Сиам отказался в конце XIX - начале XX веков

В 1893 году французские власти в Индокитае использовали небольшой пограничный спор, чтобы спровоцировать кризис. Французские канонерские лодки появились в Бангкоке и потребовали уступки лаосских территорий к востоку от Меконга. Король обратился к британцам, но британский министр сказал королю согласиться на любых условиях, которые он может получить. Королю ничего не оставалось, как подчиниться. Единственным жестом Британии было соглашение с Францией, гарантирующее целостность остальной части Сиама. Взамен Сиаму пришлось отказаться от своих притязаний на тайоязычный регион Шан на северо-востоке Бирмы в пользу британцев.

Французы, однако, продолжали оказывать давление на Сиам, и в 1906–1907 годах они устроили новый кризис. На этот раз Сиаму пришлось уступить контроль Франции над территорией на западном берегу Меконга напротив Луангпхабанга и около Чампасака в южном Лаосе, а также в западной Камбодже. Британцы вмешались, чтобы предотвратить усиление французского давления на Сиам, но их ценой в 1909 году было признание британского суверенитета над Кедах, Келантаном, Перлисом и Теренггану согласно англо-сиамскому договору 1909 года. Все эти «потерянные территории» находились на периферии сиамской сферы влияния и никогда не находились под их надежным контролем, но вынужденный отказ от всех претензий на них был значительным унижением как для короля, так и для страны. Историк Дэвид К. Уятт описывает Чулалонгкорна как «сломленного духом и здоровьем» после кризиса 1893 года. Это стало основанием для изменения названия страны: с потерей этих территорий Великого Сиама больше не было, король теперь правил только основными «тайскими землями».

Между тем реформа не ослабевала, превращая абсолютную монархию, основанную на традиционных отношениях власти, в современное централизованное национальное государство. Процесс все больше находился под контролем сыновей Рамы V, получивших европейское образование. Железные дороги и телеграфные линии объединяли ранее удаленные и полуавтономные провинции. Валюта была привязана к золотому стандарту, а современная система налогообложения заменила произвольные сборы и барщинный труд прошлого. Самой большой проблемой была нехватка подготовленных государственных служащих, и многие иностранцы были вынуждены трудоустроиться до тех пор, пока не будут построены новые школы и не будут выпускаться сиамские выпускники. К 1910 году, когда король умер, Сиам превратился в полусовременную страну и продолжал избегать колониального господства.

От королевства к современной нации (1910–1925)

Король Ваджиравуд (Рама VI), поддерживал национализм и модернизацию

Одной из реформ Рамы V было введение западного стиль закона о престолонаследии, поэтому в 1910 году ему мирно наследовал его сын Ваджиравудх, который правил как Рама VI. Он получил образование в Сандхерстской военной академии и в Оксфорде и был англизированным джентльменом Эдварда. Действительно, одной из проблем Сиама был увеличивающийся разрыв между прозападной королевской семьей и высшей аристократией и остальной частью страны. Западному образованию потребовалось еще 20 лет, чтобы проникнуть в бюрократию и армию.

При Раме V была проведена политическая реформа, но король по-прежнему оставался абсолютным монархом, который действовал в качестве главы кабинета и укомплектовал все учреждения государства своими родственниками. Новый король Ваджиравуд, сын Рамы V, с его британским образованием, знал, что остальная часть «новой» нации не может быть исключена из правительства навсегда, но он не верил в демократию западного образца.. Он применил свои наблюдения об успехе британской монархии, правившей Индией, чаще появляясь на публике и проводя больше королевских церемоний. Однако Рама VI также продолжил план модернизации своего отца.

Бангкок все больше и больше становился столицей новой нации Сиама. Правительство Рамы VI начало несколько общенациональных проектов развития, несмотря на финансовые трудности. Новые дороги, мосты, железные дороги, больницы и школы росли по всей стране на средства из Бангкока. Вновь созданные «наместники» были назначены в недавно реорганизованный «Регион», или Монтон (Круг), в качестве королевских агентов, контролирующих административные дела в провинциях.

Король основал Корпус Дикого Тигра, или Kong Suea Pa (กอง เสือป่า), военизированную организацию сиамцев с «хорошим характером», объединившуюся для продвижения дела нации. Он также создал младшее отделение, которое сегодня действует как Национальная скаутская организация Таиланда. Король уделял много времени развитию движений, поскольку видел в этом возможность установить связь между собой и лояльными гражданами. Это также был способ выделить и почтить его фаворитов. Сначала дикие тигры набирались из личного окружения короля (вероятно, многие присоединились к ним, чтобы снискать расположение Ваджиравудха), но позже среди населения возник энтузиазм.

О движении взрослых немецкий наблюдатель писал в сентябре 1911 года: «Это отряд добровольцев в черной форме, обученный более или менее военным способом, но без оружия. Британские разведчики, по-видимому, образуют парадигму Корпуса тигров. По всей стране, в самых отдаленных местах создаются части этого корпуса. Трудно узнать тихих и флегматичных сиамцев ».

Военизированное движение в значительной степени исчезло к 1927 году, но было возрождено и превратилось в Добровольческий корпус защиты, также называемый Деревенскими разведчиками. (ลูกเสือ บ้าน)

Тронный зал Ананта Самакхом в Бангкоке

Стиль правления Ваджиравуда отличался от стиля правления его отца. В начале шестого правления король продолжал использовать команду своего отца, и в повседневной рутине правительства не было внезапных перерывов. Таким образом, большая часть повседневных дел находилась в руках опытных и компетентных людей. Им и их сотрудникам Сиам был обязан многими прогрессивными шагами, такими как разработка национального плана просвещения всего населения, создание клиник, где проводилась бесплатная вакцинация против оспы, и продолжающееся расширение железных дорог.

Однако старшие посты постепенно заполнялись членами королевской тусовки, когда вакансия открывалась в результате смерти, отставки или отставки. К 1915 году половина кабинета состояла из новых лиц. Наиболее примечательными были присутствие Чао Прайя Йомарата и отсутствие принца Дамронга. Он ушел в отставку с поста министра внутренних дел официально из-за плохого состояния здоровья, но на самом деле из-за трения между ним и королем.

Образовательная реформа

Рама VI был первым королем Сиама, который установил модель конституции во дворце Дусит. Сначала он хотел увидеть, как можно управлять делами в рамках этой западной системы. Он видел преимущества в этой системе и думал, что Сиам может медленно продвигаться к ней, но не может быть принят сразу, поскольку большинство сиамцев еще не имело достаточного образования, чтобы понять такое изменение. В 1916 г. высшее образование пришло в Сиам. Рама VI основал колледж Ваджиравуд по образцу британского Итонского колледжа, а также первый тайский университет Университет Чулалонгкорн по образцу Оксбриджа.

Первая мировая война

Государственный флаг Таиланда (1916 г.).svg
Flag of Thailand.svg
Король Рама VI по королевскому приказу изменил национальный флаг Сиама в 1917 году с белого слона на красном фоне на дизайн с цветами, вдохновленными те из союзников..
Сиамский экспедиционный корпус во время Первой мировой войны в Париже, 1919 г.

В 1917 г. Сиам объявил войну Германии и Австро-Венгрии, главным образом, чтобы снискать расположение англичан и французов. Символическое участие Сиама в Первой мировой войне обеспечило ему место на Версальской мирной конференции, и министр иностранных дел Девавонгсе использовал эту возможность, чтобы выступить за отмену договоров XIX века и полное восстановление. Сиамский суверенитет. Соединенные Штаты выполнили обязательство в 1920 году, в то время как Франция и Великобритания отложили это до 1925 года. Эта победа принесла королю некоторую популярность, но вскоре она была подорвана недовольством по другим вопросам, таким как его расточительность, которая стала более заметной, когда в Сиаме обрушился резкий послевоенный спад. в 1919 г. Были также опасения, что у короля не было сына, что подорвало стабильность монархии из-за отсутствия наследников.

Таким образом, когда Рама VI внезапно скончался в 1925 году в возрасте 44 лет, монархия была в ослабленном состоянии. Ему наследовал его младший брат Праджадхипок.

Конец абсолютного правления (1925–1932)

Король Праджадхипок (Рама VII), неожиданно взошедший на престол в 1925 году.

Неподготовленный к своим новым обязанностям, Праджадхипок имел в пользу только живой ум, очаровательную дипломатию в отношениях с другими, скромность и усердную готовность учиться, а также несколько запятнанное, но все же мощное очарование короны.

В отличие от своего предшественника, царь старательно читал практически все государственные бумаги, которые ему приходили, от министерских документов до петиций граждан. В течение полугода только трое из двенадцати министров Ваджиравхуда остались на своем посту, а остальные были заменены членами королевской семьи. С одной стороны, эти назначения вернули людей талантливых и опытных; с другой стороны, это сигнализировало о возвращении к королевской олигархии. Король, очевидно, хотел продемонстрировать явный разрыв с дискредитировавшим себя шестым правлением, и выбор людей для занятия высших должностей, по-видимому, в значительной степени определялся желанием восстановить правительство типа Чулалонгкорна.

Наследие, которое Праджадхипок получил от своего старшего брата, было проблемами того рода, которые стали хроническими в Шестое царствование. Самой важной из них была экономика: финансы государства были в хаосе, бюджет сильно дефицит, а королевские счета превратились в кошмар долгов и сомнительных операций. То, что после Первой мировой войны остальной мир погрузился в глубокую Великую депрессию, тоже не помогло.

Фактически первый акт правления Праджадипока как короля повлек за собой институциональное нововведение, направленное на восстановление доверия к монархии и правительству, создание Верховного совета государства. Этот тайный совет состоял из ряда опытных и чрезвычайно компетентных членов королевской семьи, в том числе давнего министра внутренних дел (и правой руки Чулалонгкорна) принца Дамронга. Постепенно эти князья присвоили все большую власть, монополизировав все основные министерские должности. Многие из них считали своим долгом исправить ошибки предыдущего царствования, но в целом это не ценилось.

С помощью этого совета королю удалось восстановить стабильность в экономике, хотя и ценой сокращения значительного числа государственных служащих и сокращения зарплаты оставшимся. Это было явно непопулярно среди официальных лиц и стало одним из событий, спровоцировавших переворот 1932 года.

Затем Праджадхипок обратил свое внимание на вопрос о будущей политике Сиама. Вдохновленный британским примером, король хотел позволить простому народу иметь право голоса в делах страны путем создания парламента. Предложенную конституцию было приказано разработать, но пожелания короля были отклонены его советниками, которые считали, что население еще не готово к демократии.

Revolution

Группа солдат, стоящих на Royal Plaza в ожидании приказов во время Revolution, 24 июня 1932 года

В 1932 году, когда страна находилась в глубокой депрессии, Верховный совет решил сократить расходы, в том числе военный бюджет. Король предвидел, что такая политика может вызвать недовольство, особенно в армии, и поэтому созвал специальное собрание официальных лиц, чтобы объяснить, почему сокращения были необходимы. В своем обращении он заявил следующее: «Я сам вообще ничего не знаю о финансах, и все, что я могу сделать, это прислушаться к мнению других и выбрать лучшее... Если я совершил ошибку, я действительно заслуживаю прощения. народом Сиама ".

Ни один из предыдущих монархов Сиама никогда не говорил в таких выражениях. Многие истолковали эту речь не так, как явно задумал Праджадхипок, а именно как откровенный призыв к пониманию и сотрудничеству. Они увидели в этом признак его слабости и свидетельство того, что система, которая увековечивала правление склонных к ошибкам автократов, должна быть отменена. В столице возникли серьезные политические волнения, и в апреле король согласился принять конституцию, согласно которой он разделит власть с премьер-министром. Однако радикальным элементам в армии этого было недостаточно. 24 июня 1932 года, когда король находился на берегу моря, гарнизон Бангкока поднял мятеж и захватил власть во главе с группой из 49 офицеров, известных как «Хана Ратсадон ». Так закончились 800 лет абсолютной монархии.

Культура

Одежда

Портрет короля Чулалонгкорна в костюме с узором радж

Старый Раттанакосин

Как и в период Аюттхая, и тайские мужчины, и женщины одевались в набедренную повязку, называемую чонг крабен. Мужчины носили свой чонг-крабен, чтобы покрывать талию до середины бедра, в то время как женщины закрывали талию намного ниже колена. Голая грудь и босые ноги были частью официального тайского дресс-кода и наблюдались на фресках, иллюстрированных рукописях и ранних фотографиях до середины 1800-х годов. Однако после Второго падения Аюттхая женщины из центральной части Таиланда начали стричь волосы короткой стрижкой ежиком, которая оставалась национальной прической до 1900-х годов. До 20-го века основными маркерами, которые выделяли класс в тайской одежде, было использование хлопчатобумажных и шелковых тканей с набивными или ткаными мотивами, но как простые люди, так и члены королевской семьи носили обернутую, а не прошитую одежду.

Современный Раттанакосин.

Начиная с 1860-х годов, королевская семья Таиланда «выборочно применяла викторианский телесный и портновский этикет для создания современных образов, которые рекламировались внутри страны и за рубежом с помощью механически воспроизводимых изображений». Сшитая одежда, в том числе придворные и церемониальные формы, была изобретена во время правления короля Чулалонгкорна. Западные формы одежды стали популярными среди горожан Бангкока в этот период. В начале 1900-х годов король Ваджиравуд начал кампанию, чтобы побудить тайских женщин носить длинные волосы вместо традиционных коротких, а также носить пха шин (ผ้า ซิ่น), трубчатую юбку, вместо chong kraben (โจงกระเบน), тканевая обертка.

Архитектура

См. также

Ссылки

Библиография

  • Грин, Стивен Лайон Уэйкман. Абсолютные мечты. Правительство Таиланда при Раме VI, 1910–1925 гг. Бангкок: Белый лотос, 1999

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 08:59:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте