Чжу Си

редактировать
Чжу Си
Zhu xi.jpg Чжу Си
Родился18 октября 11:30. Юси, Провинция Фуцзянь, Династия Сун
Умер23 апреля 1200 (1200-04-23) (69 лет)
Другие именаЛюбезность title : 元 晦 Yuánhuì. Псевдоним (号): 晦庵 Huì Àn
РегионКитайская философия
Школа Конфуцианство, Неоконфуцианство
Влияния
Под влиянием
Чжу Си
Zhu Xi (китайские иероглифы).svg Имя Чжу в обычных китайских иероглифах
Китайских 朱熹
Альтернативное китайское название
Китайский 朱子
Буквальное значение«Мастер Чжу»
Статуя Чжу Си в Академии Грота Белого Оленя на горе Лушань

Чжу Си (; китайский : 朱熹; 18 октября 1130 - 23 апреля 1200), также известный под своим любезным именем Юаньхуэй (или Чжунхуэй ), и одноименный Хуэйань, был китайский каллиграф, историк, философ, политик и писатель династии Сун. Он был конфуцианцем ученым, который был самым влиятельным неоконфуцианцем в Китае. Его вклад в китайскую философию, включая его редактирование и комментарии к Четырем книгам, которые позже составили учебную программу экзамена на государственную службу в Имперском Китае с 1313 по 1905; и его акцент на процессе «исследования вещей» (кит. : 格物; пиньинь : géw) и медитации как методе самосовершенствования.

Чжу был описан как второй по влиянию мыслитель в истории Китая после Конфуция. Он был ученым с обширным знанием классиков, комментариев, историй и других произведений своих предшественников. За свою жизнь он несколько раз был государственным служащим, хотя большую часть своей сознательной жизни избегал государственных должностей. Он также написал, составил и отредактировал почти сотню книг и переписывался с десятками других ученых. Он был учителем для групп студентов, многие из которых предпочитали учиться у него годами. Он основывался на учении братьев Ченг и других; и далее развили свои метафизические теории в отношении принципа (lǐ 理) и жизненной силы (qì 氣). Его последователи записали тысячи его бесед.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Учения
    • 2.1 Четыре книги
    • 2.2 Жизненная сила (氣 qi), принцип (理 li) и Высшее Предельное (太極 тайцзи)
    • 2.3 Человеческая природа
    • 2.4 Сердце / разум
    • 2.5 Знание и действие
    • 2.6 Исследование вещей и расширение знания
    • 2.7 Религия
    • 2.8 Медитация
    • 2.9 Об обучении, обучении и создании академии
  • 3 Влияние даосизма и буддизма на Чжу Си
  • 4 Наследие
  • 5 Каллиграфия
    • 5.1 Стиль каллиграфии
  • 6 См. Также
  • 7 Сноски и ссылки
  • 8 Дополнительная литература
    • 8.1 Переводы
  • 9 Внешние ссылки
Жизнь

Чжу Си, чья семья происходит из округа Уюань, Хуэйчжоу (в современном провинции Цзянси ) родился в Фуцзянь, где его отец работал шерифом субпрефектуры. После того, как его отец был вынужден покинуть свой пост из-за его оппозиции политике умиротворения правительства по отношению к чжурчжэням в 1140 году, Чжу Си получил наставления от своего отца дома. Многие анекдоты свидетельствуют о том, что он был очень рано развившимся ребенком. Было записано, что в пять лет он осмелился спросить, что лежит за пределами Небес, а в восемь он понял значение Классики сыновства (Сяоцзин). В юности он был вдохновлен предложением Мэнция о том, что все люди могут стать мудрецами. После смерти отца в 1143 году он учился у друзей отца Ху Сяня, Лю Цзихуэй и Лю Мяньчжи. В 1148 году, в возрасте 19 лет, Чжу Си сдал Императорский экзамен и стал одаренным ученым (цзиньши 進士). Первым официальным диспетчерским положением Чжу Си был субпрефектурный регистратор Тонгань (同安縣 主 簿), который он служил с 1153 по 1156 год. С 1153 года он начал учиться у Ли Тонга, который следовал неоконфуцианской традиции Чэн Хао и Чэн И, и формально стал его учеником в 1160 году.

В 1179 году, после того, как с 1156 года он не служил в официальной должности, Чжу Си был назначен префектом военного ведомства Нанкан. Район (南康 軍), где он возродил Академию Грота Белого Оленя. и был понижен в должности три года спустя за критику некомпетентности и коррупции некоторых влиятельных чиновников. Было несколько случаев приема на прием и последующего понижения в должности. После увольнения с последнего назначения он был обвинен в совершении множества преступлений, и было подано ходатайство о его казни. Большую часть этой оппозиции возглавлял Хань Туочжоу, премьер-министр, который был политическим соперником Чжу. Несмотря на то, что его учение подверглось резкой критике со стороны истеблишмента, почти тысяча храбрых людей посетила его похороны. После смерти Хань Туочжоу преемник Чжу Чжэнь Дэсю вместе с Вэй Ляовэн сделали ветвь неоконфуцианства Чжу доминирующей философией при дворе Сун.

В 1208 году, через восемь лет после его смерти, император Нинцзун из Сун реабилитировал Чжу Си и удостоил его посмертного имени Вэнь Гун (文公), что означает «Достопочтенный джентльмен культуры». Около 1228 г. император Лицзун из Сун удостоил его посмертного дворянского титула герцога (Государства) Хуэй (徽 國 公). В 1241 году мемориальная доска Чжу Си была помещена в Конфуцианском храме в Цюйфу, тем самым возведя его в. Сегодня Чжу Си почитается как один из «Двенадцати философов » (十二 哲) конфуцианства. Современные китаеведы и китайцы часто называют его Чжу Вэнь Гун (朱文公) вместо его имени.

Учения

Четыре книги

Во времена династии Сун учение Чжу Си считалось неортодоксальным. Вместо того, чтобы сосредоточиться на И Цзин, как и другие неоконфуцианцы, он предпочел выделить четыре книги: Великое обучение, Доктрину среднего, Аналитики Конфуция и Менция в качестве основной учебной программы для честолюбивых ученых-чиновников. Ко всем этим классикам он написал обширные комментарии, не получившие широкого признания в его время; однако позже они стали общепринятыми. Четыре книги служили основой экзаменов на государственной службе вплоть до 1905 года, и изучение классики часто начиналось с комментариев Чжу Си как краеугольного камня для их понимания.

Источники нового подхода Чжу Си к проблеме Конфуцианские учебные программы были найдены в нескольких работах братьев Ченг. Чжу Си «систематизировал учения братьев Чэн и переработал их в свою собственную философскую программу», перейдя «от филологии к философии».

Жизненная сила (氣 ци), принцип (理 li) и Высшее Предельное (太極 тайцзи)

Чжу Си утверждал, что все вещи возникают в результате союза двух универсальных аспектов реальности: ци, иногда переводится как жизненная (или физическая, материальная) сила; и li, иногда переводится как рациональный принцип (или закон). Источником и суммой li является Тайцзи (Wade-Giles : T‘ai Chi), что означает Высшее Предельное. Источник ци (Wade-Giles : ch'i) не так ясно указан Чжу Си, что заставляет некоторых авторитетов утверждать, что он был метафизическим монистом, а другие - утверждать это. он был метафизическим дуалистом.

Согласно теории Чжу Си, каждый физический объект и каждый человек имеет свою ли и, следовательно, в своей метафизической основе контактирует с Тайцзи. То, что называется человеческой душой, разумом или духом, понимается как Тайцзи, или высший творческий принцип, проявляющийся в человеке.

Ци и Ли действуют вместе во взаимной зависимости. У всех существ во вселенной они взаимоисключающие. Эти два аспекта проявляются в создании существенных сущностей. Когда их активность нарастает (быстрая или экспансивная), это режим энергии ян. Когда их активность ослабевает (замедляется или сокращается), это режим энергии инь. Фазы Ян и Инь постоянно взаимодействуют, каждая из них приобретает или теряет доминирование над другим. В процессе нарастания и убывания, чередования этих фундаментальных вибраций, развиваются так называемые пять элементов (огонь, вода, дерево, металл и земля). Чжу Си утверждает, что ли существовал еще до Небес и Земли

С точки зрения ли и ци система Чжу Си сильно напоминает буддийские идеи 理 ли (опять же, принцип) и 事 ши (дела, имеет значение), хотя Чжу Си и его последователи категорически утверждали, что они не копируют буддийские идеи. Вместо этого, по их мнению, они использовали концепции, уже представленные задолго до этого в «И-цзин».

Чжу Си обсуждал, как он считал концепцию Высшего Абсолютного совместимой с принципами даосизма, но его концепция Тайцзи отличалась от понимания Дао в даосизме. Там, где Тайцзи - это дифференцирующий принцип, который приводит к появлению чего-то нового, Дао неподвижен и молчит, сводя все к равенству и неразличимости. Он утверждал, что существует центральная гармония, которая не статична или пуста, а динамична, и что Высшее Предельное само находится в постоянной творческой активности.

Человеческая природа

Чжу Си считал более раннего конфуцианца Сюнь Цзы еретиком за отход от Мэн-цзы идеи врожденной человеческой добродетели. Даже если люди ведут себя аморально, высший регулирующий принцип остается хорошим. Причина аморальных поступков - ци. Метафизика Чжу Си состоит в том, что все содержит ли и ци. Ли - это принцип, который присутствует во всем и управляет вселенной. У каждого человека есть идеальная ли. Таким образом, люди должны действовать в полном соответствии с моралью. Однако, в то время как ли является основной структурой, ци также является частью всего. Ци скрывает нашу совершенную моральную природу. Задача нравственного совершенствования - очистить нашу ци. Если наша ци чистая и сбалансированная, мы будем действовать совершенно нравственно.

Сердце / ум

Ясность ума и чистота сердца идеальны в конфуцианской философии. В следующем стихотворении «Размышления во время чтения - 1» Чжу Си иллюстрирует эту концепцию, сравнивая ум с зеркалом, которое остается закрытым до тех пор, пока оно не понадобится, которое просто отражает мир вокруг себя, оставаясь чистым среди текущих вод, символизирующих Дао. По-китайски разум иногда называли «квадратным дюймом», что является буквальным переводом термина, упомянутого в начале стихотворения.

Небольшой квадратный пруд с открытым зеркалом., где солнечный свет и облака задерживаются и уходят. Я спросил, как он остается таким прозрачным., он сказал, что родниковая вода продолжает течь в. (перевод Red Pine )

Знание и действие

Согласно Чжу Эпистемология, знания и действия Си были неделимыми компонентами по-настоящему разумной деятельности. Хотя он действительно различал приоритет знания, поскольку разумное действие требует предусмотрительности, и важность действия, поскольку оно производит заметный эффект, Чжу Си сказал: «Знание и действие всегда нуждаются друг в друге. Это похоже на человека, который не может ходить без ног, хотя у него есть глаза, и который не может видеть без глаз, хотя у него есть ноги. Что касается порядка, то на первом месте знания, а в отношении важности действия важнее. "

Исследование вещи s и расширение знаний

Чжу Си выступал за 格物致知 гэу чжижи, исследование вещей. Как исследовать и что это такое, является источником множества споров. Для Чжу Си эти вещи являются моральными принципами, и расследование включает в себя внимание ко всему, как в книгах, так и в делах, потому что «моральные принципы совершенно неисчерпаемы».

Религия

Чжу Си не придерживался традиционные идеи Бога или Небес (Тиан ), хотя он обсуждал, как его собственные идеи отражают традиционные концепции. Он поощрял агностическую тенденцию в конфуцианстве, потому что считал, что Высшее Предельное является рациональным принципом, и обсуждал его как разумную и упорядочивающую волю, стоящую за вселенной (при этом заявляя, что «Небеса и Земля не имеют разума» своих собственных "и продвигая их единственной функцией было производить вещи. Можно ли считать это сознательной или разумной волей, явно спорный вопрос). Он не поощрял поклонение духам и подношения изображениям. Хотя он практиковал некоторые формы поклонения предкам, он не соглашался с тем, что души предков существовали, полагая вместо этого, что поклонение предкам - это форма памяти и благодарности.

Медитация

Чжу Си практиковал ежедневную форму, называемую цзинцзуо, похожую на буддийскую дхьяну или чань-дин, но не то же самое, что и в буддийской дхьяне (Wade-Giles: ch'an-ting). Его медитация не требовала прекращения всякого мышления, как в некоторых формах буддизма; скорее, он характеризовался тихим самоанализом, который помогал сбалансировать различные аспекты личности и позволял сосредоточить мысли и концентрацию.

Его форма медитации была по своей природе конфуцианской в ​​том смысле, что она касалась морали. Его медитация пыталась рассуждать и ощущать гармонию со вселенной. Он считал, что этот тип медитации сближает человечество и приводит его в гармонию.

Об обучении, обучении и создании академии

Письмо Чжу Си (1194), инструктирующее подчиненного чиновника по вопросам местного управления после того, как он ушел с поста администратора Таньчжоу для повторного назначения преподавать при императорском дворе

Чжу Си сильно сосредоточил свою энергию на обучении, утверждая, что обучение - единственный путь к мудрости. Он хотел сделать стремление к мудрости доступным для всех людей.

Он сетовал на более современные методы печати и последовавшее за этим распространение книг. Он считал, что это делает студентов менее благодарными и сосредоточенными на книгах просто потому, что книг стало больше, чем раньше. Поэтому он попытался пересмотреть то, как студенты должны учиться и читать. Фактически, разочарованный местными школами в Китае, он основал свою собственную академию White Deer Grotto Academy, чтобы обучать учеников должным образом и надлежащим образом.

Влияние даосизма и буддизма на Чжу Си

Чжу Си написал то, что впоследствии стало ортодоксальной конфуцианской интерпретацией ряда концепций в даосизме и буддизме. Хотя он, казалось, перенял некоторые идеи из этих конкурирующих систем мышления, в отличие от предыдущих неоконфуцианцев, он строго придерживался конфуцианской доктрины активного нравственного совершенствования. Он обнаружил, что буддийские принципы затемняют и вводят в заблуждение изначальный разум, а также разрушают человеческие отношения.

Наследие
Мемориальный храм Чжу Си в древнем городе Хуэйшань, Уси

С 1313 по 1905 годы, комментарии Чжу Си «Четыре книги» легли в основу экзаменов государственной службы Китая. Его учение должно было доминировать над неоконфуцианцами, такими как Ван Фучжи, хотя спустя два с половиной столетия спустя появились несогласные, такие как Ван Янмин и Школа разума.

Его философия пережила Интеллектуальную революцию 1917 года, и позже Фэн Юлан интерпретировал свою концепцию ли, ци и тайцзи в новой метафизической теории.

Он также имел влияние в Японии, известной как Сусигаку (朱子学, Школа Мастера Чжу), и в Корее, известной как Джуджахак (주자학), где это стало ортодоксией.

Журнал Life оценил Чжу Си как сорок пятую по значимости личность в последнем тысячелетии.

Потомки Чжу Си, такие как Конфуций и другие известные конфуцианцы, носили наследственный титул Уцзин Боши (五 经 博士; 五 經 博士 ; Wǔjīng Bóshì), что в переводе означает Эрудит или Доктор (PhD ) из Пяти Классиков и наслаждался ранг 8а в системе Мандарин (бюрократ).

Один из его потомков женился на Императоре Лицзуне.

Каллиграфии

Чжу Си с ранних лет возрастом, последовал за своим отцом и рядом великих каллиграфов того времени в практике каллиграфии. Сначала он изучил стиль Цао Цао, но позже специализировался на обычном шрифте Чжун Яо и бегущем курсиве Янь Чжэньцина. Хотя его рукописи, оставленные миру, разрознены и неполны, а большинство его работ потеряно. Более того, его известность в области философии была настолько велика, что даже его талант в каллиграфии затмился. Он был искусен как в бегущем, так и в рукописном шрифте, особенно в крупных персонажах, но сохранившиеся произведения искусства состоят в основном из коротких письменных заметок в бегущем сценарии и редко из крупных символов. Его подлинные рукописи собраны в Нанкинском музее, Пекинском дворцовом музее, музее провинции Ляонин, Тайбэйском дворцовом музее и Национальном музее Токио, Япония. Некоторые изделия находятся в частных коллекциях в Китае и за рубежом. Свиток руки соломенной хижины, один из шедевров Чжу Си, написанный бегущим курсивом, находится в зарубежной частной коллекции.

Ручной свиток соломенной хижины

Ручной свиток соломенной хижины состоит из трех отдельных частей:

  1. Заголовок
  2. 102 символа Чжу Си в бегущем курсиве
  3. Постскриптум Вэнь Тяньсяна (1236–1283) из династии Сун, Фан Сяору (1375–1402), Чжу Юньмин (1460–1526), ​​Тан Инь (1470–1523) и Хай Руи (1514–1587) династия Мин.

Стиль каллиграфии

Каллиграфия Чжу Си была признана приобретающей стиль династий Хань и Вэй. Он мастерски владел центральным кончиком, и его мазки кистью плавные и круглые, устойчивые, но плавные в движениях без малейшего намека на легкомыслие и резкость. Действительно, его каллиграфия отличается стабильностью и элегантностью в построении с непрерывным потоком энергии. Не пытаясь быть претенциозным или преднамеренным, его письменные персонажи хорошо сбалансированы, естественны и нетрадиционны. Поскольку он был патриархом философии конфуцианства, понятно, что его знания пронизаны всеми его трудами с должным уважением к традиционным стандартам. Он утверждал, что, хотя правила должны соблюдаться для каждого слова, должно быть место для терпимости, разнообразия и естественности. Другими словами, каллиграфия должна была соблюдать правила и в то же время не подчиняться им, чтобы выразить качество естественности. Неудивительно, что его каллиграфия на протяжении веков высоко ценилась такими великими личностями, как:

Тао Чун И (около 1329–1412 гг.) Из династии Мин :

, когда мастер Чжу унаследовал ортодоксальное учение и распространил его на царство мудрецов, и, тем не менее, он был также опытен в беге и курсиве, особенно в крупных персонажах. Его кисть была уравновешенной и элегантной. Какими бы частичными или изолированными ни были его рукописи, их с нетерпением ждали и ценили.

Ван Сай Цзин (1526–1590) из династии Мин :

Мазки кистью в его каллиграфии были быстрыми без попытки формальности, но ни один из его мазков и точек не соответствовал правилам каллиграфии.

Вэнь Тяньсян из династии Сун в постскриптуме Чжу Си к Свитку руки соломенной хижины:

Люди в старину говорили, что в древние времена были вложены кости верных подданных. каллиграфия Янь Чжэньцина. Наблюдая за выполнением мазков кисти Чжу Си, я действительно убедился в истинности этого мнения.

Чжу Юньмин из династии Мин в постскриптуме Чжу Си к Свитку руки в соломенной хижине:

Мастер Чжу был верным, образованным и великим ученым на протяжении веков. Он был великолепен в каллиграфии, хотя при жизни писал немного, и поэтому в более поздние времена их редко видели. Этот ролл собирал Вонг Сзе Ма очень давно, и в последнее время он появился в мире. Мне довелось увидеть это однажды, и, хотя я сожалел, что не пытался до сих пор тщательно изучить его, в кабинете моего друга, мне так повезло увидеть его снова. Это показало, что мне суждено увидеть рукописи мастера Чжу. Поэтому я написал это предисловие для своего намерения.

Хай Руи из династии Мин в постскриптуме Чжу Си к Свитку руки в соломенной хижине:

Письма соблазнительны, тонки, элегантны и выдаются. Поистине такое произведение каллиграфии - чудо природы.

См. Также
Сноски и ссылки
Дополнительная литература
  • Дж. Перси Брюс. Чу Си и его мастера, Probsthain Co., Лондон, 1922.
  • Дэниэл К. Гарднер. Учимся быть мудрецом, Калифорнийский университет Press, Беркли, 1990. ISBN 0-520-06525-5.
  • Брюс Э. Карпентер. «Чу Си и искусство чтения» в обзоре Университета Тэдзукаяма (Тэдзукаяма дайгаку ронсю), Нара, Япония, нет. 15, 1977, с. 13–18. ISSN 0385-7743
  • Винг-Цит Чан, Чу Си: Жизнь и мысль (1987). ISBN 0-312-13470-3.
  • Винг-цит Чан, Чу Си: Новые исследования. University of Hawaii Press: 1989. ISBN 978-0-8248-1201-0
  • Gedalecia, D. (1974). «Экскурсия в сущность и функцию». Философия Востока и Запада. т. 4, 443-451.
  • Хойт Кливленд Тиллман, Утилитарное конфуцианство: вызов Чэнь Ляна Чу Си (1982)
  • Wm. Теодор де Бари, Неоконфуцианское православие и познание разума и сердца (1981), о развитии мысли Чжу Си после его смерти
  • Вин-ци Чан (ред.), Чу Си и Неоконфуцианство (1986), сборник статей на конференции
  • Дональд Дж. Манро, Образы человеческой природы: портрет Сун (1988), анализ концепции человеческой природы в мысли Чжу Си
  • Джозеф А. Адлер, Реконструкция конфуцианского Дао: Присвоение Чжу Си Чжоу Дуньи (2014), исследование того, как и почему Чжу Си выбрал Чжоу Дуньи первым истинным конфуцианским мудрецом со времен Мэн-цзы
  • Лянбинь Дай, «От филологии к философии: Чжу Си (1130–1200) как читатель-аннотатор» (2016). В канонических текстах и ​​научных практиках: глобальный сравнительный подход, под редакцией Энтони Графтона и Гленна В. Моста, Кембридж: Cambridge University Press, 2016, 136–163, о Чжу Си в контексте и развитии неоконфуцианства

Переводы

Все переводы являются отрывками, если не указано иное.

  • Макклатчи, Томас (1874). Конфуцианская космогония: перевод сорок девятого раздела Полного собрания сочинений философа Чу-Фу-Цзы. Шанхай: Американская пресвитерианская миссия.
  • Брюс, Дж. Перси (1922). Философия человеческой природы. Лондон: Пробстхайн.
  • Винг-цит Чан (1963), Справочник по китайской философии. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  • Гарднер, Дэниел (1986). Чу Си и Та-сюэ: неоконфуцианские размышления о конфуцианском каноне. Кембридж: Гарвардский университет.
  • Чан, Винг-цит (1967). Размышления о вещах под рукой. Нью-Йорк: Columbia University Press.
    • Полный перевод 近 思 錄.
  • Гарднер, Дэниел К. (1990). Учиться быть мудрецом: отрывки из бесед Мастера Чу, тематически организованные. Беркли: U. California Press. ISBN 0520909046.
  • Виттенборн, Аллен (1991). Дальнейшие размышления о текущих вещах. Лэнхэм: Университетское издательство Америки. ISBN 0819183725.
    • Полный перевод 續 近 思 錄.
  • Эбрей, Патрисия (1991). Семейные ритуалы Чу Си. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691031495.
    • Полный перевод 家 禮.
  • Adler, Joseph A. (2002). Введение в изучение классики перемен (I-hsüeh ch'i-meng). Прово, Юта: Global Scholarly Publications.
    • Полный перевод 易學 啟蒙.
  • Adler, Joseph A. (2014). Реконструкция конфуцианского Дао: присвоение Чжу Си Чжоу Дуньи). Олбани: SUNY Press.
    • Полный перевод комментариев Чжу Си на Тайцзиту шуо 太極 圖 說 Чжоу Дуньи и Tongshu 通 書.
  • Адлер, Джозеф А. (2020). Первоначальное значение Ицзин: комментарий к Писанию перемен. Нью-Йорк: Columbia University Press.
    • Полный перевод Чжу Си Бэньи ben, с введением и аннотациями.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Чжу Си.
В Wikiquote есть цитаты, относящиеся к: Чжу Си
Последняя правка сделана 2021-06-23 09:38:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте