Ван Фучжи

редактировать
Ван Фучжи
王夫之
Ван Фучжи.jpg Ван Фучжи.
Родился(1619-10-07) 7 октября 1619 года. Хэнъян, Хунань, Китай
Умер18 февраля 1692 (1692-02-18) (72 года). Хэнъян, провинция Хунань, Китай
Род занятийИсторик, эссеист, философ
Известная работаЧуаньшань ишу цюаньцзи
ДвижениеАнти-цинские настроения
ДетиВан Бан (сын). Ван Ю (сын)
Родитель (и)Ван Чжаопин. Тан Журэн
Китайское имя
Китайский
Цзычжань
Традиционный китайский
Упрощенный китайский
Цзянчжай
Традиционный китайский
Упрощенный китайский
Ситан
китайский se

Ван Фучжи (китайский : 王夫之; пиньинь : Ван Фужи; Уэйд-Джайлз : Ван Фу-чжи ), 1619–1692) любезное имя Эрнонг (而 農), псевдоним Чуаньшань (船山), китайский эссеист, историк и философ конца Мин, начала династии Цин.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Философские работы
    • 2.1 Метафизика
    • 2.2 Этика
    • 2.3 Эпистемология
    • 2.4 Политика и история
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь

Ван Фучжи родился в семье ученых в Хэнъян в провинции Хунань в 1619 году. в китайских классических текстах в очень молодом возрасте. Он сдал экзамен на государственную службу в возрасте двадцати четырех лет, но его предполагаемая карьера была отклонена вторжением в Китай маньчжур, основателей династии Цин (или Цин).

Оставаясь верным императорам Мин, Ван сначала сражался с захватчиками, а затем провел остаток своей жизни, скрываясь от них. Его убежище было у подножия горы, от которой он получил свое альтернативное название). Он умер в 1693 году, хотя доподлинно неизвестно, где и как.

Философские работы

Говорят, что Ван Фучжи написал более сотни книг, но многие из них были потеряны. Остальные его работы собраны в Чуаньшань ишу цюаньцзи (船山 遺書 全集). Он также написал комментарий к Цзыжи Тунцзянь, озаглавленный «Комментарии после прочтения Тунцзянь» (讀 通鑒 論, «Ду Тунцзянь Лунь»).

Ван был последователем Конфуция, но он считал, что неоконфуцианская философия, которая доминировала в Китае в то время, исказила учение Конфуция. Он написал свои собственные комментарии к конфуцианской классике (в том числе пять к Ицзин или Книге Перемен ) и постепенно разработал свою собственную философскую систему. Он писал на многие темы, включая метафизику, эпистемологию, моральную философию, поэзию и политику. Помимо Конфуция, на него также повлияли выдающиеся неоконфуцианцы ранней династии Сун Чжан Цзай и Чжу Си.

Метафизика

Метафизика Вана является разновидностью материализма. Он утверждал, что существует только ци (氣 или ци; энергия или материальная сила); Ли (理, принцип, форма или идея), которая была центральной концепцией в ортодоксальной неоконфуцианской мысли Чжу Си, например, не существует независимо, являясь просто принципом ци. В этом его метафизика представляет собой продолжение и развитие метафизики Чжан Цзая, что наиболее ярко выражено в его комментариях к корректирующему невежеству мастера Чжана, а также в марксистский период он был высоко оценен как «протоматериалистический». в КНР после 1949 года.

Этика

Метафизические идеи Вана привели его к натуралистической моральной философии (которая принесла ему большую популярность в современном Китае). Дело в том, что в природе нет ценностей; добродетели и ценности присваиваются объектам и действиям людьми. В частности, человеческие желания не являются злом по своей природе; они не только неизбежны, поскольку являются неотъемлемой частью нашей природы, но и могут быть полезными - моральная природа людей основана на наших чувствах к другим. Только отсутствие модерации приводит к проблемам. Человеческие желания составляют главный пример наших отношений - как материальных существ - с материальным миром, в котором мы живем, и человеческая природа развивается из нашей изначальной материальной природы вместе с изменениями, которым мы претерпеваем в результате нашего взаимодействия с миром.

Эпистемология

Ван придавал большое значение необходимости как опыта, так и разума: мы должны изучать мир, используя свои чувства, и тщательно обдумывать его. Знание и действие взаимосвязаны, и действие - это основа знания. Приобретение знаний - процесс медленный и кропотливый, случаев внезапного просветления не бывает.

Политика и история

Взгляды Вана на политику и историю даже больше, чем его материализм, принесли ему популярность в современном Китае. Он утверждал, что правительство должно приносить пользу людям, а не власть имущим. История - это непрерывный цикл обновления, включающий постепенный прогресс человеческого общества. Бывают периоды хаоса и нужды, а также стабильности и процветания, в зависимости от степени добродетели императора и народа в целом, но основное направление - вверх. Это результат естественных законов, управляющих людьми и обществом. Ван считал, что власть феодалов-помещиков была злом и должна быть ослаблена повышением налогов, что также привело бы к увеличению числа крестьян-землевладельцев.

То, что подразумевается под Пути [Дао], - это управление конкретными вещами. [...] Лао-цзы был слеп к этому и сказал, что Путь существует в пустоте [...] Будда был слеп к этому и сказал, что Путь существовал в тишине. [...] Можно продолжать произносить такие экстравагантные слова слова бесконечно, но от конкретных вещей никому не уйти.
(Чуань-шань и-шу)

Ван занял решительную антиманьчжурскую позицию в своих трудах и отличался систематической попыткой выразить свой антиманьчжурский подход в широком историческом и философском контексте. Он также настаивал на том, чтобы китайцы отличались от некитайцев, поскольку оба должны оставаться на своих территориях и уважать суверенитет друг друга, чтобы избежать возможности вторжения или интеграции.

Вместе с его Конфуцианская мысль, он также признал «необходимость управлять системой», связанную с китайским легализмом.

См. Также
Ссылки
  1. ^Запись об «антиманьчжизме» на стр. 11, «Современный Китай: энциклопедия истории, культуры и национализма» (Справочная библиотека гуманитарных наук Гарланд). Автор: Ке-Вэнь Ван, Рутледж, ISBN 0 -8153-0720-9. См. [1]
  2. ^Цзяньфэй Чжу 2004. стр.44. Китайские пространственные стратегии: Имперский Пекин, 1420-1911 гг. https://books.google.com/books?id=O4fntFtSxGgCpg=PA44
  • Брайан Карр и Индира Махалингам [edd] Companion Encyclopedia of Asian Philosophy (1997: Лондон, Routledge) ISBN 0-415-24038-7
  • Питер Дж. Кинг «Сотня философов» (2004: Hove, Apple Press) ISBN 1-84092-462- 4
  • Жак Герне "Philosophie et sagesse chez Wang Fuzhi (1619-1692)", в: Gernet L'intelligence de la Chine. Le social et le mental (1994: Париж, Галлимар) ISBN 2-07-073569-9
  • Тан, Кайлин, «Ван Фузи». Энциклопедия Китая (Философское издание), 1-е изд.
Дополнительная литература
  • Блэк, Элисон Х. (1989). Человек и природа в философской мысли Ван Фу-чжи. Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295963389
  • Chan, Wing-tsit (trans.), 1963, A Source Book in Chinese Philosophy, Princeton, NJ: Princeton University Press.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 07:54:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте