Ван Фучжи | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
王夫之 | |||||||||
Ван Фучжи. | |||||||||
Родился | (1619-10-07) 7 октября 1619 года. Хэнъян, Хунань, Китай | ||||||||
Умер | 18 февраля 1692 (1692-02-18) (72 года). Хэнъян, провинция Хунань, Китай | ||||||||
Род занятий | Историк, эссеист, философ | ||||||||
Известная работа | Чуаньшань ишу цюаньцзи | ||||||||
Движение | Анти-цинские настроения | ||||||||
Дети | Ван Бан (сын). Ван Ю (сын) | ||||||||
Родитель (и) | Ван Чжаопин. Тан Журэн | ||||||||
Китайское имя | |||||||||
Китайский | 王 夫 之 | ||||||||
| |||||||||
Цзычжань | |||||||||
Традиционный китайский | 而 農 | ||||||||
Упрощенный китайский | 而 农 | ||||||||
| |||||||||
Цзянчжай | |||||||||
Традиционный китайский | 姜 齋 | ||||||||
Упрощенный китайский | 姜 斋 | ||||||||
| |||||||||
Ситан | |||||||||
китайский se | 夕 堂 | ||||||||
| |||||||||
Ван Фучжи (китайский : 王夫之; пиньинь : Ван Фужи; Уэйд-Джайлз : Ван Фу-чжи ), 1619–1692) любезное имя Эрнонг (而 農), псевдоним Чуаньшань (船山), китайский эссеист, историк и философ конца Мин, начала династии Цин.
Ван Фучжи родился в семье ученых в Хэнъян в провинции Хунань в 1619 году. в китайских классических текстах в очень молодом возрасте. Он сдал экзамен на государственную службу в возрасте двадцати четырех лет, но его предполагаемая карьера была отклонена вторжением в Китай маньчжур, основателей династии Цин (или Цин).
Оставаясь верным императорам Мин, Ван сначала сражался с захватчиками, а затем провел остаток своей жизни, скрываясь от них. Его убежище было у подножия горы, от которой он получил свое альтернативное название). Он умер в 1693 году, хотя доподлинно неизвестно, где и как.
Говорят, что Ван Фучжи написал более сотни книг, но многие из них были потеряны. Остальные его работы собраны в Чуаньшань ишу цюаньцзи (船山 遺書 全集). Он также написал комментарий к Цзыжи Тунцзянь, озаглавленный «Комментарии после прочтения Тунцзянь» (讀 通鑒 論, «Ду Тунцзянь Лунь»).
Ван был последователем Конфуция, но он считал, что неоконфуцианская философия, которая доминировала в Китае в то время, исказила учение Конфуция. Он написал свои собственные комментарии к конфуцианской классике (в том числе пять к Ицзин или Книге Перемен ) и постепенно разработал свою собственную философскую систему. Он писал на многие темы, включая метафизику, эпистемологию, моральную философию, поэзию и политику. Помимо Конфуция, на него также повлияли выдающиеся неоконфуцианцы ранней династии Сун Чжан Цзай и Чжу Си.
Метафизика Вана является разновидностью материализма. Он утверждал, что существует только ци (氣 или ци; энергия или материальная сила); Ли (理, принцип, форма или идея), которая была центральной концепцией в ортодоксальной неоконфуцианской мысли Чжу Си, например, не существует независимо, являясь просто принципом ци. В этом его метафизика представляет собой продолжение и развитие метафизики Чжан Цзая, что наиболее ярко выражено в его комментариях к корректирующему невежеству мастера Чжана, а также в марксистский период он был высоко оценен как «протоматериалистический». в КНР после 1949 года.
Метафизические идеи Вана привели его к натуралистической моральной философии (которая принесла ему большую популярность в современном Китае). Дело в том, что в природе нет ценностей; добродетели и ценности присваиваются объектам и действиям людьми. В частности, человеческие желания не являются злом по своей природе; они не только неизбежны, поскольку являются неотъемлемой частью нашей природы, но и могут быть полезными - моральная природа людей основана на наших чувствах к другим. Только отсутствие модерации приводит к проблемам. Человеческие желания составляют главный пример наших отношений - как материальных существ - с материальным миром, в котором мы живем, и человеческая природа развивается из нашей изначальной материальной природы вместе с изменениями, которым мы претерпеваем в результате нашего взаимодействия с миром.
Ван придавал большое значение необходимости как опыта, так и разума: мы должны изучать мир, используя свои чувства, и тщательно обдумывать его. Знание и действие взаимосвязаны, и действие - это основа знания. Приобретение знаний - процесс медленный и кропотливый, случаев внезапного просветления не бывает.
Взгляды Вана на политику и историю даже больше, чем его материализм, принесли ему популярность в современном Китае. Он утверждал, что правительство должно приносить пользу людям, а не власть имущим. История - это непрерывный цикл обновления, включающий постепенный прогресс человеческого общества. Бывают периоды хаоса и нужды, а также стабильности и процветания, в зависимости от степени добродетели императора и народа в целом, но основное направление - вверх. Это результат естественных законов, управляющих людьми и обществом. Ван считал, что власть феодалов-помещиков была злом и должна быть ослаблена повышением налогов, что также привело бы к увеличению числа крестьян-землевладельцев.
То, что подразумевается под Пути [Дао], - это управление конкретными вещами. [...] Лао-цзы был слеп к этому и сказал, что Путь существует в пустоте [...] Будда был слеп к этому и сказал, что Путь существовал в тишине. [...] Можно продолжать произносить такие экстравагантные слова слова бесконечно, но от конкретных вещей никому не уйти. |
(Чуань-шань и-шу) |
Ван занял решительную антиманьчжурскую позицию в своих трудах и отличался систематической попыткой выразить свой антиманьчжурский подход в широком историческом и философском контексте. Он также настаивал на том, чтобы китайцы отличались от некитайцев, поскольку оба должны оставаться на своих территориях и уважать суверенитет друг друга, чтобы избежать возможности вторжения или интеграции.
Вместе с его Конфуцианская мысль, он также признал «необходимость управлять системой», связанную с китайским легализмом.