Чжан Цзай (упрощенный китайский : 张 载; традиционный китайский : 張 載; пиньинь : Чжан Цзай; Уэйд-Джайлс : Чанг Цай) (1020–1077) был китайским философом, эссеистом, политиком, писателем и космологом. Он наиболее известен тем, что сформулировал четыре онтологические цели для интеллектуалов: создать проявления Небесного и Земного духа, создать хорошую жизнь для населения, развить находившуюся под угрозой ученость прошлых мудрецов и открыть вечный мир.
Чжан Цзай родился в 1020 году нашей эры в Хэнцю, провинции Шэньси. В детстве он проявлял интерес к военному делу, но начал изучать конфуцианские тексты. Как и многие философы Сун, Чжан изначально разочаровался в конфуцианской мысли и в течение ряда лет изучал буддизм наряду с даосизмом. Но он решил, что «Путь» нельзя найти в буддизме или даосизме, и вернулся к конфуцианским текстам. Его исследование разнообразных религиозных идей оказало большое влияние на его собственные идеалы. В 1056 году Чжан прочитал лекцию по Классике перемен, которая станет одной из его самых запоминающихся работ. Предполагается, что примерно в это время Чжан впервые встретился с братьями Ченг. После сдачи экзаменов высшего уровня государственной службы он занимал несколько второстепенных государственных должностей.
В 1069 году н.э. Чжан был предложен императору и получил место в правительстве столицы, но вскоре после этого он столкнулся с разногласиями с премьер-министром и удалился в свой дом Хэнцю, где проводил время, изучая и обучение. Вероятно, это был самый продуктивный период его жизни для развития и распространения его собственных философских взглядов. В 1076 году он закончил свою самую значительную работу «Исправление невежества» и представил ее своим ученикам. Позже, в 1076 году н. Э. Он был вызван обратно в столицу и восстановлен на высокой должности. Однако зимой он заболел и снова был вынужден уйти в отставку. Он так и не добрался до своего родного города Хэнцю и умер в дороге в 1077 году. Чжан был помещен в конфуцианский храм в 1241 году за свою работу. Многие произведения Чжана утеряны. Чжу Си собрал избранные произведения Чжана в своей антологии «Изучение пути песни», известной как чж: 近 思 錄. Его самые важные из сохранившихся работ, вероятно, - это его комментарий к книге «Изменения и исправление незнания».
После смерти Чжан Цзая большинство его учеников стали участниками школы братьев Ченг (Ченг И и Чэн Хао ). Его мысль стала известна по большей части благодаря усилиям братьев Ченг и Чжу Си. Чжу Си почитал Чжана как одного из основателей Исследования Пути. [1]
Метафизика Чжан Цзая во многом основана на Классике перемен. Согласно Чжану, все вещи в мире состоят из изначальной субстанции, называемой ци. Для Чжана ци включает в себя материю и силы, управляющие взаимодействием материи, инь и ян. В рассредоточенном, разреженном состоянии ци невидима и несущественна, но когда она конденсируется, она становится твердой или жидкой и приобретает новые свойства. Все материальные вещи состоят из конденсированной ци: камни, деревья и даже люди. Нет ничего, кроме ци. Таким образом, в реальном смысле все имеет одну и ту же суть, идею, которая имеет важное этическое значение. [2] Наиболее значительным вкладом Чжан Цзая в китайскую философию является его забота о ци как основе его онтокосмология. Ци, или жизненная сила, согласно Чжан Цзаю, является фундаментальной субстанцией, с помощью которой можно объяснить все процессы во Вселенной. Во-первых, согласно Чжан Цзяю, ци или жизненная сила - это нечто вечно находящееся в процессе изменения. Во-вторых, постоянное изменение жизненной силы следует определенному образцу активности в соответствии с двумя принципами, инь и ян. Изменения, которым подвергается ци, являются результатом непрерывной деятельности принципов инь и янь. Чжан Цзай приходит к выводу, что во Вселенной нет ничего, что нельзя было бы объяснить с точки зрения взаимодействия двойной активности ци. В-третьих, изменение чего-либо от сгущения к рассеянию или от видимости к невидимости не подразумевает идеи количественного исчезновения рассматриваемой вещи. В-четвертых, Чжан Цзай подчеркивает тот факт, что, хотя создание и преобразование множества вещей можно свести к одному единому шаблону (взаимодействию инь и янь), ничто во всей вселенной не является повторением чего-то еще. В качестве примера, приведенного Чжан Цзаем, нет двух людей, чьи умы абсолютно одинаковы. В-пятых, вечное движение физического мира изначально не вызвано какой-либо внешней силой. Он утверждает, что космос ни от чего не зависит, чтобы быть его первооткрывателем, поскольку ци как таковая является жизненной и самодвижущейся силой, которая одна делает возможными все изменения и движения (Хуанг (1968)).
Неоконфуцианцы в первую очередь ценили доктрину Чжан Зая о мудреце, «образующем единое тело со вселенной». Эта доктрина представляет собой как конфуцианскую неразрывность с ее классическим конфуцианским наследием, так и расширение неоконфуцианской системы. В центре учения Чжан Цзая находится идея человечности, человечности или человечности - во многих смыслах важнейшее учение классической конфуцианской традиции. Это основное качество, которое для Конфуция и Мэн-цзы было связью между человеческим обществом и путями Небес (тянь) и, следовательно, фундаментальным для лежащей в основе моральной структуры вселенной, было расширено Чжан Цзаем, чтобы охватить саму вселенную, поскольку для мудреца формирование «одного тела со вселенной» предполагает взаимодополняемость и фундаментальное отождествление микрокосма и макрокосма. Доктрина также иллюстрирует веру Чжан Зая в фундаментальную доброту и цель вселенной и в потенциал человека реализовать идеал мудреца. В учении о «формировании единого тела со вселенной» Чжан Цзай также утверждал, что четко отделяет конфуцианство от буддизма и даосизма. Для него вселенная и ее процессы имеют реальное существование. В свою очередь, человеческая жизнь рассматривается как внутренне ценная и, в конечном счете, сама основа для реализации мудрости. Для Чжан Цзая такая точка зрения явно отличается от даосизма и буддизма, которые требуют радикального отхода от вселенной в том виде, в каком она дана, для выполнения сотериологических поисков. С точки зрения Чжан Цзая, и даосизм, и буддизм делают упор на бегство от мира, в то время как конфуцианство находит исполнение и окончательную идентичность именно в изменениях, происходящих в этом мире, мире ци, а не пустоте. Мудрец принимает высшую реальность ци и присущую ей доброту, он признает вливание рен во всю структуру самой вселенной, и, таким образом, он может осуществить идеал мудреца, «образуя единое тело со вселенной». [3]
Потомки Чжан Цзая носили титул Уцзин Боши (五 经 博士; 五 經 博士 ; Wǔjīng Bóshì).
В 1452 году Уцзин Боши был дарован потомству Мэнцзы -Мэн Сивэнь 孟希文 56-го поколения и Ян Хуэй -Янь Сихуэй 顔希惠 59-го поколения, то же самое было даровано потомству Чжоу Дуньи -Чжоу Мянь 週 冕 12-е поколение, два брата Ченг (Чэн Хао и Чэн И -Чэнь Кэрэн 程克仁 17-го поколения), Чжу Си -Zhu Ting 朱 梴 (Zhu Chan?) 9-го поколения, в 1456-1457 гг., В 1539 г. таким же был награжден потомок Цзэн Цана - Zeng Zhicui 曾 質 粹 60-го поколения, в 1622 г. потомок Чжан Цзай получил титул и в 1630 году отпрыск от Шао Юна.