Зенобия

редактировать
Королева Пальмирской империи в Сирии третьего века

Августа
Зенобия. Btzby2.png
Августа
Zenobia obversee.png Зенобия as Императрица на лицевой стороне антониниана (272 г.)
Императрица
Срок полномочий272 г.н.э.
ПредшественникСоздан титул
ПреемникНет
Королева-мать Пальмиры
Срок полномочий267–272
ПредшественникСоздан титул
ПреемникНет
Королева-консорт Пальмиры
Срок полномочий260–267
ПредшественникСоздан титул
ПреемникНет
РодилсяСептимия Бцби (Бат-Заббай). c.240. Пальмира, Сирия
УмерПосле 274
СупругОденат
Выпуск
Полное имя
Септимия Зенобия (Бат-Заббай)
Королевское имя
Септимия Зенобия Августа
Дом Дом Одената

Септимия Зенобия (Пальмирин : Буквы справа налево BETH, TAW, ZAYIN, BETH, YODH: 𐡡𐡶𐡦𐡡𐡩 (Бцби ), произносится Бат-За bbai ; c.240 - ок. 274 г. н.э.) была королевой III века в Пальмиренской империи в Сирии. Ее родословная окружена множеством легенд; она, вероятно, не была простолюдином и вышла замуж за правителя города Одената. Ее муж стал королем в 260 г., возвысив Пальмиру до верховной власти на Ближнем Востоке, победив сасанидов и стабилизировав римский Восток. После Одаената Зенобия стала регентом своего сына Вабаллата и де-факто владела властью на протяжении всего его правления.

В 270 году Зенобия начала вторжения, которое подчинило себе большую часть римского Востока и завершилось аннексией Египта. К середине 271 г. ее царство расширилось от Анкиры, центральной Анатолии, до южного Египта, хотя она оставалась номинально подчиненной Риму. Однако в ответ на кампанию римского императора Аврелиана в 272 году Зенобия объявила своего сына императором и принял титул императрицы (объявив об отделении Пальмиры от Рима). Римляне победили после тяжелых боев; королева была осаждена в своей столице и захвачена Аврелианом, который сослал ее в Риме, где она провела остаток своей жизни.

Зенобия была культурным монархом и способствовала созданию интеллектуальной среды при своем дворе, открытой для ученых и философов. Она терпимо относилась к своим подданным и защищала религиозные меньшинства. Королева поддерживала стабильную администрацию, которая управляла мультикультурной многонациональной империей. Зенобия умерла после 274 года, и о ее судьбе было записано множество историй. Ее взлет и вдохновляли историков, художников и писателей, и она была патриотическим символом в Сирии.

Содержание

  • 1 Имя, внешний вид и источники
  • 2 Происхождение, семья и ранние годы жизни
    • 2.1 Современные эпиграфические данные
    • 2.2 Древние источники
      • 2.2.1 Арабские традиции и аз-Забба
  • 3 Королева Пальмиры
    • 3.1 Консорт
      • 3.1.1 Возможная роль в убийстве Одаената
    • 3.2 Регент
      • 3.2.1 Консолидация власти
        • 3.2.1.1 Раннее правление
      • 3.2. 2 Расширение
        • 3.2.2.1 Сирия и вторжение в Аравию Петрея
        • 3.2.2.2 Аннексия Египта и кампании в Малой Азии
      • 3.2.3 Управление
        • 3.2.3.1 Культура
        • 3.2.3.2 Религия
          • 3.2.3.2.1 Иудаизм
        • 3.2.3.3 Администрация
          • 3.2.3.3.1 Соглашение с Римом
      • 3.2.4 Императрица и открытое восстание
      • 3.2.5 Падение
  • 4 Плен и судьба
  • 5 Заголовки
  • 6 Потомки
  • 7 Оценка и наследие
  • 8 Миф, романтизм и популярная культура
    • 8.1 Избранные культурные изображения
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Ссылки
    • 11.2 Источники
    • 11.3 Дополнительная литература
  • 12 лицо Внешние ссылки

Имя, внешний вид и источники

Ее было темным и смуглого оттенка, ее глаза были черными и могущественными сверх обычного, ее дух был божественно велик, а ее красота невероятна. Ее зубы были такими белыми, что многие думали, что вместо зубов у нее был жемчуг.

История Августа

Родилась Зенобия ок. 240–241. Она носила гентилициум (фамилия) Септимия, а ее родное пальмиренское имя было Бат-Заббай (написано «Бцби» в пальмиренском алфавите, арамейском имя, означающее «дочь Заббая »). В греческом - дипломатическом и другом языке Пальмиры, используемом во многих пальмиренских надписях - она ​​использовала имя Зенобия («та, чья жизнь происходит от Зевса »). Филолог Вильгельм Диттенбергер полагал, что имя Бат Заббай подверглось детортуму (повороту), в результате чего произошло имя Зенобия. В Пальмире такие имена, как Забейда, Забдила, Заббай или Забда, часто преобразовывались в «Зенобиос» (мужской род) и «Зенобия» (женский род) при написании на греческом. Историк Виктор Дурей полагал, что королева использовала греческое имя как перевод своего родного имени из уважения своим греческим подданным. Историк девятого века ат-Табари в своем сильно беллетризованном отчете написал, что царицу звали Наила аль-Забба. Манихейские источники называли ее «Тади». 62>

Никаких современных статуй Зенобии не было найдено ни в Пальмире, ни где-либо еще, сохранились только надписи на основаниях статуй, указывающие на то, что статуя королевы когда-то стояла на этом месте; Наиболее известные изображения Зенобии - ее идеализированные портреты, найденные на ее монетах. Скульптуры из пальмирены обычно были безличными, в отличие от греческих и римских: статуя Зенобии дала бы представление о ее общем стиле в одежде и украшениях, но не раскрыла ее истинный облик. Британский ученый Уильям Райт посетил Пальмиру в конце девятнадцатого века в тщетных поисках скульптуры королевы.

Помимо археологических свидетельств, жизнь Зенобии была записана в различных древних источниках но многие из них ошибочны или сфабрикованы; История Августа, позднеримское собрание биографий, наиболее заметным (хотя и ненадежным) средством той эпохи. Автор (или авторы) «Истории Августа» придумал множество событий и писем, приписываемых Зенобии при отсутствии современных источников. Некоторые рассказы Истории Августа подтверждаются из других источников и более достоверны. Византийский летописец Иоаннес Зонарас считается важным элементом жизни Зенобии.

Происхождение, семья и ранние годы жизни

Пальмиренское общество было сплавом семитского племена (в основном арамейцы и арабские ) и Зенобию нельзя отождествлять с какой-либо одной группой; как пальмирена, она могла иметь и арамейское, и арабское происхождение. Информация о происхождении Зенобии и непосредственных семейных связях скудна и противоречива. О ее матери ничего не известно, а личность ее отца обсуждает. В манихейских источниках упоминается «Нафша», сестра «царицы Пальмиры», но эти источники запутаны, и «Нафша» может относиться к самой Зенобии: сомнительно, что у Зенобии была сестра.

По-видимому, не та Простолюдин, Зенобия получила бы образование, высококачественной пальмиренской девушке. История Августа содержит подробности ее ранней жизни, хотя их достоверность сомнительна; Согласно «Истории Августа», в детстве царица увлекалась охотой, и помимо ее родного пальмирского арамейского языка, она свободно говорила египетским и греческим, а также говорила латынь. Когда ей было около четырнадцати лет (ок. 255), Зенобия стала второй женой Одената, рас («владыка») Пальмиры. Благородные семьи в Пальмире часто вступают в брак, и вполне вероятно, что Зенобия и Одаенат имели общие предков.

Современные эпиграфические данные

Основываясь на своих предположениях на археологических данных, различные историки предполагают, что отцом Зенобии было несколько человек. :

Надпись в Пальмире в честь Юлия Аврелия Зенобия, которого некоторые считают отцом Зенобии

Юлий Аврелий Зенобий появляется на пальмирской надписи как стратег Пальмиры в 231–231 гг. 232; Основываясь на схожести имен, Зенобий был предложен как отец Зенобии нумизматом Альфредом фон Салле и другими. Археолог Уильям Уоддингтон высказался в пользу идентификации Зенобия как отца, предполагая, что его статуя стояла напротив того места, где стояла статуя королевы в Великой колоннаде. Однако лингвист Жан-Батист Шабо указал, что статуя Зенобия стоит напротив статуи Одената, а не Зенобии, и отверг гипотезу Уоддингтона. Единственным гентилициумом, появляющимся на надписях Зенобии, была «Септимия» (а не «Джулия Аврелия», которую она бы родила, если бы гентилициум ее отца был Аврелий), и нельзя доказать, что королева изменила свой гентилиций на Септимию после замужества.>

Одна из надписей Зенобии записала ее как «Септимия Бат-Заббай, дочь Антиоха». Личность Антиоха окончательно не известна: его родословная не регистрируется в надписях Пальмиры, и имя не было распространено в Пальмире. Это, в сочетании со значением Зенобии Пальмирена (дочь Заббая), привело ученых, таких как Харальд Ингольт, к предположению, что Антиох мог быть далеким предком: царем Селевкидов Антиох IV Эпифан или Антиох VII Сидет, женой которого была Птолемея Клеопатра Тея. По мнению историка, Зенобия не создала бы неясного предка, чтобы связать себя с древними македонскими правителями: если бы требовалась сфабрикованная родословная, была бы изобретена более прямая связь. Согласно Стоунману, Зенобия «имеет основания, что [ее предки Селевкидов] правдивы». Историк Патрисия Саузерн, отмеченная, что Антиох был упомянут без королевского титула или намёка на великое происхождение, считает, что он был прямым предком или родственником, а не царем Селевкидов, жившим за три столетия до Зенобии. 62>

На основании пальмиренского имени Зенобии, Бат Заббай, ее отца, возможно, звали Заббай; в качестве альтернативы, Заббай могло быть именем более далекого предка. Историк Тревор Брайс предполагает, что она была связана с Септимием Заббаем, командиром гарнизона Пальмиры, и он, возможно, даже был ее отцом. Археолог Чарльз Симон Клермон-Ганно, пытаясь согласовать значение имени «Бат Заббай» с надписью, в которой царица упоминается как дочь Антиоха, предположил, что два брата, что было установлено с бездетным Заббай умирает и бросает в вдову, чтобы выйти замуж за своего брата Антиоха. Таким образом, поскольку Зенобия родилась из левиратного брака, теоретически она была дочерью Заббая, отсюда и название.

Древние источники

В истории Августа, Зенобия считает, что он был потомком Клеопатры и заявляет о своем происхождении от Птолемеев. Согласно Суда, византийской энциклопедии 10 века, после завоевания Пальмирены Египта софист Каллиник Петрский написал десятитомную историю Александрия посвящена Клеопатре. По мнению ученых, под Клеопатрой Каллиник имел в виду Зенобию. Помимо легенд, в египетских монетах или папирусах нет прямых подъемников современного слияния Зенобии и Клеопатры. Связь могла быть изобретена врагами Зенобии, чтобы дискредитировать ее, но косвенные доказательства на то, что Зенобия сама сделала заявление; имперское заявление, когда-то приписываемое императору Северусу Александру (умер в 235 г.), вероятно, было сделано Зенобией от имени ее сына Вабаллата, где царь назвал Александру «моим родовым городом», который указывает на претензию на птолемеевское происхождение. Предполагаемое утверждение Зенобии о связи с Клеопатрой, по-видимому, было политически мотивированным, так как это дало ей связь с Египтом и сделало ее законным преемником престола Птолемеев. Связь между Зенобией и Птолемеями маловероятна, и попытки классических источников проследить происхождение царицы от Птолемеев через Селевкидов являются апокрифическими.

арабскими традициями и аль-Заббой '

Хотя некоторые арабские историки связывают Зенобию с царицей Савской, их рассказы апокрифичны. Средневековые арабские традиции определяют королеву Пальмиры по имени аль-Забба, и ее самый романтичный рассказ исходит от аль-Табари. Согласно ат-Табари, она была амаликитянкой ; ее отцом был Амр ибн Зариб, Амалик шейх, убитый Танухидами. Ат-Табари называет сестру аль-Заббы «Забибой». Джадима ибн Малик, царь танухидов, убивший отца королевы, был убит аз-Заббой. Согласно ат-Табари, аль-Забба имел крепость вдоль Евфрата и правил Пальмирой

. В рассказе аль-Табари не упоминаются римляне, Оденат, Вабаллат или сасаниды; рассказывая о племенах и их отношениях, он окутан легендами. Хотя рассказ, безусловно, основан на истории Зенобии, он, вероятно, связан с историей полулегендарной кочевой арабской царицы (или цариц). Крепость Аль-Заббы, вероятно, была Халабие, которая была восстановлена ​​исторической королевой Пальмирены и названа Зенобией.

Королева Пальмиры

Консорт

Бюст Оденатуса Оденат, бюст 250-х гг.

В первые века нашей эры Пальмира была городом, подчиненным Риму и входившим в провинцию Сирия Финики. В 260 г. римский император Валериан выступил против персидского монарха Сасанидов Шапура I, который вторгся в восточные районы империи; Валериан был разбит и взят в плен около Эдессы. Оденат, формально верный Риму и его императору Галлиену (сын Валериана), был объявлен королем Пальмиры. Начав успешные кампании против Персии, он был коронован царем царей Востока в 263. Оденат короновал своего старшего сына, Иродиана, как соправителя. Помимо королевских титулов, Оденат получил множество римских титулов, самое главное корректор totius orientis (правительство всего Востока), правила римскими территориями с Черного моря. - Палестина. В 267 году, когда Зенобии было около двадцати или чуть больше тридцати, Оденат и его старший сын были убиты, возвращаясь из кампании.

Первая надпись, в которой Зенобия регистрируется как царица, датируется двумя или тремя годами после смерти Одената, поэтому неизвестно, когда именно Зенобия получила титул «королевы Пальмиры». Однако, вероятно, она была назначена королевой, когда ее муж стал королем. Как королева-консорт, Зенобия оставалась в тени и не упоминалась в историях. Согласно более поздним сообщениям, в том числе рассказу Джованни Боккаччо, она сопровождала своего мужа в его походах. По словам Саузерна, Зенобия подняла боевой дух солдат и получила бы политическое влияние, которое ей необходимо в ее дальней карьере.

Возможная роль в убийстве Оденатуса

Согласно «Истории Августа», Оденат был убит двоюродным братом по имени Меоний. В «Истории Августа» сына Одената от первой жены звали Герод, и его отец короновал его соправителем. История Августа утверждает, что Зенобия какое-то время вступила в сговор с Меониусом, потому что она не приняла своего пасынка в качестве наследника его отца (раньше своих детей). История Августа не предполагает, что Зенобия была причастна к событиям, приведшим к убийству ее мужа, а преступление приписывается моральному упадку и ревности Меония. Этот отчет по мнению историка, можно отклонить как вымышленный. Хотя некоторые современные предполагают, что Зенобия была причастна к убийству из-за политических амбиций и противодействия римской политике своего мужа, она продолжала политику Одената в течение первых лет на троне.

Регент

Старая монета Вабаллатус, сын Зенобии и преемник своего отца Одената (на лицевой стороне антониниана, 272 г. н.э.)

В истории Августа Меоний был императором ненадолго, прежде чем был убит своими солдатами, однако никаких надписей или свидетельств не существует. для его правления. Во время убийства Одената Зенобия могла быть со своим мужем; Согласно летописцу Георгию Синцеллу, он был убит около Гераклеи Понтийской в Вифинии. Передача власти, похоже, прошла гладко, поскольку Синцелл сообщает, что от убийства до армии, перед коронующей Зенобии, прошел один день. Зенобия могла быть в Пальмире, но это уменьшило бы вероятность плавного перехода; солдаты могли выбрать одного из своих офицеров, поэтому первый сценарий своего пребывания с мужем более вероятен. Исторические записи единодушны в том, что Зенобия не боролась за господство, и нет никаких свидетельств отсрочки передачи престола Оденату и сыну Зенобии, десятилетнему Вабаллату. Хотя она никогда не утверждала, что правит сама по себе и провела как регент для своего сына, Зенобия держала бразды правления в королевстве, а Вабаллат находился в тени своей матери, никогда не проявляя действующей власти.

Консолидация власти

Монархия Пальмирена была новой; лояльность была основана на лояльности Оденатусу, что делало передачу власти преемнику более трудной, чем это было бы при установленной монархии. Оденат пытался обеспечить будущее династии, короновав своего старшего соправителем, но оба были сына убиты. Зенобия, оставленная для обеспечения престолонаследия Пальмирены и сохраненные после лояльности ее подданных, подчеркнули преемственность между ее покойным мужем и его преемником (ее сыном). Вабаллат (с Зенобией, руководившей процесс) начал титулы своего отца, и в его самой ранней известной надписи он записан как Царь царей.

Цветная карта древнего Ближнего Востока Римские области под Оденатом (желтый) и королевство Пальмирена (зеленый)

Одаенат административной территорией римского Востока и превосходя власть римских провинциальных губернаторов области. Его самосозданный статус был официально оформлен императором Галлиеном, у которого не было иного выбора, кроме как уступить. Власть Одената по сравнению с властью императора и центральной власти была беспрецедентной и эластичной, но отношения оставались гладкими до его смерти. Егоство означало, что необходимо было прояснить авторитет и положение правителей Пальмирены, что привело к убийству по поводу их интерпретации. Римский двор рассматривал Одената как назначенного римского чиновника, получившего власть от императора, но двор Пальмирены считал его положение наследственным. Этот конфликт был первым шагом на пути к войне между Римом и Пальмирой.

Римские титулы Одената, такие как dux Romanorum, corrector totius orientis и imperator totius orientis отличался от своих королевских восточных рангов тем, что римские чины не были наследственными. Вабаллат имел права претензии на свои королевские титулы, но не имел права на римские - специальные корректоры (обозначенные старшим военным и провинциальным полководца в римской системе), который использовался для своего сына в своих самых ранних надписях с надписью «Король Короли». Хотя римские императоры приняли королевскую преемственность, получение римского воинского звания вызвало недовольство империи. Император Галлиен, возможно, решил вмешаться, чтобы восстановить центральную власть; Согласно Истории Августа, префект преторианца Аврелий Гераклиан был послан, чтобы утвердить имперскую власть на востоке, и был отброшен армией Пальмирены. Однако это сомнительно, поскольку Гераклиан участвовал в убийстве Галлиена в 268 году. Оденат был убит незадолго до императора, и Гераклиан не мог быть отправлен на Восток, сразился с Пальмиренами и вовремя вернулся на Запад, чтобы участвовал в заговоре против императора.

Раннее правление
Руины крепости из песчаника Цитадель Халабие, переименованная в «Зенобию» после ее ремонта королевой

Степень территориального контроля Зенобии во время ее раннее правление обсуждается; согласно историку Фергусу Миллару, ее власть была ограничена Пальмирой и Эмесой до 270 лет. Если это было так, то события 270 года (когда Зенобия завоевала Левант и Египет ) необычны. Более вероятно, что царица территорий, контролируемые ее покойным мужем, точка, поддерживаемая Южным и историком Удо Хартманном, подтвержденными древними источниками (такими как римский историк Евтропий, который писал, что) королева унаследовала власть мужа). В «Истории Августа» также упоминается, что Зенобия взяла под свой контроль Восток во время правления Галлиена. Еще одним свидетельством расширенного территориального контроля было заявление византийского историка Зосима, который писал, что королева конденцию в Антиохии.

. Нет никаких зарегистрированных волнений против царицы, сопровождавших ее восхождение в древние времена. враждебные ей источники, свидетельствующие об отсутствии серьезной оппозиции новому режиму. Наиболее очевидными кандидатами в оппозицию были римские губернаторы провинций, но источники не говорят, что Зенобия выступает против кого-либо из них. Согласно Хартманну, губернаторы и военачальники восточных провинций, по-видимому, признали и поддержали Вабаллата как преемника Одената. Во время раннего регентства Зенобии она сосредоточена на охране границ с Персией и умиротворением Танухидов в Хауране. Чтобы защитить персидские границы, царица укрепила множество поселений на Евфрате (в том числе цитадели Халабие - позднее названные Зенобией - и Залабие ). Существуют косвенные доказательства конфронтации с сасанидскими персами; вероятно, в 269 году Вабаллат принял победный титул Персика Максима (великого победителя в Персии); это может быть связано с незарегистрированной битвой против персидской армии, пытающейся контролировать северную Месопотамию.

Расширение

В 269 году, когда Клавдий Готик (преемник Галлиена) защищал границы Италии и Балканы против германских нашествий, Зенобия укрепляла свой авторитет; Римские чиновники на Востоке были зажаты между верностью императору и растущими требованиями Зенобии к верности. Время и причины решения королевы использовать военную силу для укрепления своего авторитета на Востоке неясны; Ученый предположил, что римские власти отказывались признавать власть Пальмирены, а экспедиции Зенобии были сохранены для господства. Другим фактором, возможно, была возможность обеспечить безопасность провинции, что, вероятно, возможно, было возможно, что единственная возможность сохранить стабильность на Востоке - это напрямую контролировать регион. Историк связал действия Зенобии с ее желанием защитить экономические интересы Пальмиры, которым угрожала неспособность Рима защиты провинции. Кроме того, согласно Шварцу, экономические интересы противоречили; Бостра и Египет получили торговлю, которая в результате этого проходила бы через Пальмиру. Танухиды около Бостры и купцы Александрии, вероятно, пытались избавиться от господства Пальмирены, вызвав военный ответ со стороны Зенобии.

Сирия и вторжение в Аравию Петрея
Обширные руины Бостра, разграблен Пальмирой в 270

Весной 270 года, когда Клавдий сражался с готами в горах Фракии, Зенобия послала своего полководца Септемия Забдаса в Бостру (столица провинции Аравия Петрея ); выбор времени королевы преднамеренным. В Аравии римский правитель (дукс) (командующий Легио III Киренаика ) выступил против Пальмиренов и был разбит и убит. Забдас разграбил город и разрушил храм Зевса Хаммона, почитаемую святыню легиона. Латинская надпись после падения Зенобии свидетельств о ее разрушении: «Храм Юппитера Хаммона, разрушенный врагами Пальмирены, который... перестроен, с серебряной статуей и железными дверями (?)». Город Умм-эль-Джималь, возможно, также был разрушен пальмиренцами в связи с их усилиями по подчинению Танухидов.

После победы Забдас двинулся на юг вдоль Иордана. Вэлли и, очевидно, не встретил большого сопротивления. Есть свидетельства того, что Петра подверглась нападению небольшого отряда, проникшего в этот регион. В конце концов Аравия и Иудея были покорены. Доминирование пальмирены в Аравии широко распространяется вехами, носящими имя Вабаллата. Покорение Сирии потребовало меньше усилий, потому что Зенобия есть там существенную поддержку, особенно в Антиохии, традиционной столице Сирии. Вторжение в Аравию совпало с прекращением производства монет на имя Клавдия антиохийским монетным двором, что указывает на то, что Зенобия начала усиливать контроль над Сирией. К ноябрю 270 г. монетный двор начал выпускать монеты на имя Вабаллата.

Арабские вехи представили короля Пальмирены как римского губернатора и полководца, называя его вир клариссимус рекс консул император dux Romanorum. Принятие титулов, вероятно, должно было быть узаконить контроль Зенобии над провинцией, а не узурпация имперского титула. До сих пор Зенобия могла сказать, что она действовала как представитель императора (который защищал восточные земли империи), в то время как римский монарх был озабочен борьбой в Европе. Хотя использование этих титулов Вабаллатом равносильно притязанию на императорский трон, Зенобия все же могла оправдать их и сохранить маску подчинения Риму; «Император» был командующим войсками, а не равным императору («император цезарь»).

Аннексия Египта и кампании в Малой Азии

Вторжение в Египет иногда объясняется желанием Зенобии обеспечить себе альтернативный торговый путь к Евфрату, был отрезан из-за который войны с Персией. Эта теория игнорирует тот факт, что маршрут Евфрата был нарушен только частично, и не учитывает амбиции Зенобии. Дата кампании неизвестна; Зосим поместил его после битвы при Найссе и перед смертью Клавдия, которая датируется летом 270 года. Ватсон, делает упор на работы Зонара и Синцелла и отклоняя рассказ Зосима, помещает вторжение в октябрь 270 года. (после смерти Клавдия). Согласно Ватсону, оккупация Египта была оппортунистическим шагом Зенобии (воодушевило известие о смерти Клавдия в августе). Появление Пальмирена на восточной границе Египта способствовало бы интересам в провинции, которой было расколото; У Зенобии были сторонники и противники среди местных египтян.

Цветовая карта Пальмиры Пальмира в зените в 271 г.

Положение Рима плохо из-за отсутствия префекта, Тенагино Проба, который был борьбой с пиратами. Согласно Зосиму, Пальмиренам помог египетский полководец по имени Тимаген; Забдас двинулся в Египет с 70 000 солдат, победив армию в 50 000 римлян. После победы пальмиренцы отошли от своих основных сил и превратить гарнизон из 5000 солдат. К началу ноября Тенагино Пробус вернулся и собрал армию; он изгнал Пальмиренов и вернул Александрию, побудив Забдаса вернуться. Пальмиренский генерал нанес удар по Александрии, где, похоже, имел поддержку на местах; город попал в руки Забдаса, и римский префект бежал на юг. Последняя битва была у Вавилонской крепости, где укрылся Тенагино Пробус; римляне одержали верх, так как они тщательно выбирали свой лагерь. Тимаген, зная земля, устроил засаду в тылу римлян; Тенагино Пробус покончил жизнь самоубийством, и Египет стал частью Пальмиры. В «Истории Августа» Блемми были среди союзников Зенобии, и Гэри К. Янг цитирует нападение Блеммиса и оккупацию Коптоса в 268 г. как объединение Пальмирена-Блемми.

Только Зосим открыл о двух вторжения, в отличие от многих ученых, которые выступали за первое вторжение и отказ от отступления (с последующим подкреплением, которое взяло Александрию к концу 270 г.). Во время египетской кампании был вовлечен в кризис престолонаследия между братом Клавдия Квинтиллом и генералом Аврелианом. Египетские папирусы и монеты подтверждают правление Пальмирены в Египте; папирусы перестали использовать годы правления императоров с сентября по ноябрь 270 г. из-за кризиса престолонаследия. К декабрю датирование царствования было возобновлено, и папирусы использовали годы царствования правящего императора Аврелиана и сына Зенобии Вабаллата. К ноябрю 270 г. египетские монеты были выпущены на имена Аврелиана и царя Пальмирены. Нет никаких свидетельств того, что Зенобия когда-либо посещала Египет.

Хотя операция могла начаться при Септимии Заббае, заместителя командира Забдаса, вторжение в Малую Азию не началось полностью до прибытия Забдаса весной 271. Пальмирены аннексировали Галатию и, согласно Зосиму, достигли Анки. Вифинии и монетный двор Cyzicus остались вне контроля Зенобии, и его подчинять Халкидон потерпели неудачу. Кампания в Малой Азии плохо документирована, но западная часть региона стала частью власти королевы; в Малой Азии не чеканились монеты с портретами Зенобии или Вабаллата, а королевских надписей на Пальмире не обнаружено. К августу 271 года Забдас вернулся в Пальмиру, Пальмирская империя находилась в зените.

Управление

Зенобия правила империей разных народов; как Пальмирена, она привыкла иметь дело с многоязычным и мультикультурным разнообразием, так как она родом из города, охватил совокупность культов. Царство царицы культурно было разделено на восточно-семитскую и эллинистическую зоны; Зенобия пыталась успокоить обоих и, похоже, успешно обратилась к этническим, культурным и политическим группам региона. Царица представила образ сирийского монарха, эллинистической королевы и римской императрицы, получившие широкую поддержку для своего дела.

Культура
Две огромные статуи сидящих фигур Правый колосс Мемнона, вероятно, был восстановлен Зенобией.

Зенобия превратила свой двор в центр обучения, и многие интеллектуалы и софисты сообщили в Пальмире во время ее царствовать. Когда ученые мигрировали в город, он заменил классические учебные центры, такие как Афины для сирийцев. Самым известным придворным философом был Лонгин, прибывший во время правления Одаената и ставший наставником Зенобии в пайдее (аристократическое образование). Многие историки, в том числе Зосим, ​​обвиняли Лонгина в том, что он оказал влияние на королеву, чтобы она выступила против Рима. Эта точка зрения представляет королеву как податливую, но, согласно Саузерну, действия Зенобии «нельзя полностью возлагать на дверь Лонгина». Среди других интеллектуалов, связанных с двором, были и Каллиник Петрский.

Со второго по четвертый века сирийские интеллектуалы утверждали, что греческая культура не развивалась в Греции, но был адаптирован из Ближнего Востока. Согласно Ямвлиху, великие греческие философы повторно использовали идеи Ближнего Востока и Египта. При дворе Пальмиры, вероятно, доминировала эта школа мысли, с интеллектуальным повествованием, представляющим династию Пальмиры как римскую имперскую, сменившую правителей Персии, Селевкидов и Птолемеев, которые контролировали регион, в котором предположительно зародилась эллинистическая культура. Никострат написал историю Римской империи от Филиппа Араба до Одената, представив последнего как законного имперского преемника и противопоставив его успехи губительному правлению императоров.

Зенобия пустилась в путь. несколько реставрационных проектов в Египте. Один из Колоссов Мемнона был известен в древности пением; Звук, вероятно, был вызван трещинами в статуе, а солнечные лучи взаимодействовали с росой в трещинах. Историк Глен Бауэрсок предположил, что королева восстановила колосса («заставив его замолчать»), что объяснило бы рассказы третьего века о пении и их исчезновении в четвертом.

Религия
Барельеф четырех человекоподобных богов Самые важные божества Пальмиры: (справа налево) Бел, Ярхибол, Аглибол и Баалшамин

Зенобия следовала пальмиренскому язычеству, где поклонялись ряду семитских богов с Белом во главе пантеона. В Зенобии проживали христиане и евреи, и в древних источниках было много утверждений о верованиях царицы; манихейские источники утверждали, что Зенобия была одной из них; в рукописи, датированной 272 годом, упоминается, что царица Пальмиры поддержала манихеев в создании общины в Абидаре, который находился под властью царя по имени Амару, который мог быть лахмидским царем Амром ибн Ади. Однако более вероятно, что Зенобия терпела все культы в попытке привлечь поддержку групп, маргинализированных Римом.

Епископ Афанасий Александрийский писал, что Зенобия не «передавала церкви в руки». евреев сделать из них синагоги »; Хотя королева не была христианкой, она понимала силу епископов в христианских общинах. В Антиохии, считающейся представителем политического контроля Востока и содержащей большую христианскую общину, Зенобия, по-видимому, сохраняла власть над церковью, привлекая влиятельных священнослужителей, включая, вероятно, Павла Самосатского, под свою эгиду. Возможно, она даровала Полу звание (младшего судьи); он явно пользовался защитой королевы, которая помогла ему сохранить епархиальную церковь после того, как он был отстранен от должности епископа Антиохии синодом епископов в 268 г..

Иудаизм

Менее чем через сто лет после правления Зенобии Афанасий Александрийский назвал ее «еврейкой» в своей «Истории ариан». В 391 году архиепископ Иоанн Златоуст писал, что Зенобия была еврейкой; так поступал сирийский летописец около 664 г. и епископ Бар Гебрей в тринадцатом веке. По мнению французского ученого, Зенобия, вероятно, была прозелитом ; это объясняло ее натянутые отношения с раввинами. Тейксидор считал, что Зенобия заинтересовалась иудаизмом, когда Лонгин говорил о философе Порфирии и его интересе к Древнему Завещанию. Хотя талмудические источники были враждебны Пальмире из-за подавления Оденатом евреев Негардеи, Зенобия, очевидно, имеет поддержку некоторых еврейских общин (особенно в Александрии). В Каире, мемориальная доска, существующая надпись, подтверждающая обеспечение иммунитета еврейской синагоге в последней четверти тысячелетия до нашей эры королем Птолемеем Эвергетом (I или II ) найден. Значительно позже на мемориальной доске была сделана повторная надпись в ознаменование восстановления иммунитета «по приказу королевы и короля». Хотя это и недатировано, буквы надписи датируются намного позже эпохи Клеопатры и Антония; Зенобия и ее сын - единственные кандидаты на пост царя и царицы, правящие Египтом после Птолемеев.

Историк Э. Мэри Смоллвуд писала, что хорошие отношения с сообществом диаспоры не означают, что евреи Палестины были довольны правлением Зенобии, и что ее правлению в этом регионе явно противились. Терумот рассказывает историю раввина «Амми» и раввина «Самуил бар Нахмани», которые посетили суд Зенобии и попросили освободить еврея («Зейр бар Хинена»), задержанного по ее приказу. Царица отказалась, сказав: «Почему вы пришли спасти его? Он учит, что ваш создатель творит чудеса для вас. Почему бы не позволить Богу спасти его?» Во время разрушения Аврелианом Пальмиры палестинские призывники с «дубинками и дубинами» (которые, возможно, были евреями) сыграли жизненно важную роль в поражении Зенобии и разрушении ее города.

Нет никаких свидетельств того, что Зенобия была рождена как царица. Еврей; Имена ее семей и ее семей принадлежали арамейскому ономастикону (собрание имен). Предполагаемое покровительство королевы Павлу Самосатскому (которого обвиняли в «иудаизме»), возможно, породило идею, что она была прозелитом. Только христианские источники отмечают еврейство Зенобии; ни один еврейский источник не упоминает об этом.

Администрация

Королева, вероятно, провела большую часть своего правления в Антиохии, административной столице Сирии. До монархии Пальмира имела институты греческого города (полис ) и управлялась сенатом, который отвечал за большинство гражданских дел. Оденат поддерживал институты Пальмиры, как и Зенобия; в пальмиренской надписи после ее падения записано имя Септимия Хаддудана, сенатора Пальмирены. Однако королева, очевидно, правила самодержавно ; Септимий Вород, наместник Одената и один из самых важных чиновников Пальмиры, исчез из записей после восхождения Зенобии. Королева открыла двери своего правительства восточной знати. Самыми важными придворными и советниками Зенобии были ее генералы Септемий Забдас и Септимий Заббай; оба были генералами при Оденате и получили от него gentilicium (фамилию) «Септимий».

Оденат уважал привилегию римского императора назначать губернаторов провинций, и Зенобия продолжала эту политику во время своего правления. раннее царствование. Хотя королева не вмешивалась в повседневное управление, она, вероятно, имела власть командовать губернаторами в организации пограничной безопасности. Во время восстания Зенобия сохранила римские формы правления, но сама назначила губернаторов (особенно в Египте, где он вступил в должность в 270 году, а затем в 271 году).

Соглашение с Римом
Лицевая и оборотная стороны древней монеты Пальмирена антониниан отчеканен в Антиохии 271 г. н.э., показывая Аврелиана (слева) как императора и Вабаллата как короля

Зенобия изначально избегала провокации Рима, требуя для себя и своего сына титулов, унаследованных от Одената, подданного Рима и защитника его восточных границ. После расширения своей территории она, похоже, попыталась быть признанным имперским партнером в восточной половине империи и представила своего сына как подчиненного императору. В конце 270 г. Зенобия чеканила монеты с портретами Аврелиана и Вабаллата; Аврелиан был назван «императором», а Вабаллат - «королем». Год царствования в ранних образцах чеканки был только годом Аврелиана. К марту 271 года, несмотря на то, что Аврелиан был назван верховным монархом, назвав его первым в формулах датировки, на чеканке также появился год царствования Вабаллата. Указывая на чеканке, что правление Вабаллата началось в 267 году (за три года до правления императора), Вабаллат оказался старшим соратником Аврелиана.

Одобрение императором власти Пальмирены было предметом споров; Принятие Аврелианом правления Пальмирены в Египте может быть выведено из папирусов Oxyrhynchus, которые датируются годами правления императора и Вабаллата. Никаких доказательств формального соглашения не существует, и доказательства основаны исключительно на совместной чеканке монет и датировании папирусов. Вряд ли Аврелиан согласился бы на такое разделение власти, но он не смог действовать в 271 году из-за кризисов на Западе. Его очевидное попустительство действиям Зенобии могло быть уловкой, чтобы дать ей ложное чувство безопасности, пока он готовился к войне. Другой причиной терпимости Аврелиана могло быть его желание обеспечить постоянные поставки египетского зерна в Рим ; не записано, что поставки были прекращены, и корабли отплыли в Рим в 270 году, как обычно. Некоторые современные ученые, такие как Гарольд Маттингли, предполагают, что Клавдий Готик заключил формальное соглашение с Зенобией, которое Аврелиан проигнорировал.

Императрица и открытое восстание

Обе стороны монеты в память Зенобия Монета Зенобии как императрицы с Юнона на реверсе, 272 г. н.э.

Надпись, найденная в Пальмире и датированная августом 271 г., называется Zenobia eusebes (благочестивый); этот титул, используемый римскими императрицами, можно было рассматривать как шаг королевы к имперскому титулу. Другая современная надпись называла ее себасте, греческий эквивалент «императрицы» (лат. Augusta ), но также признавала римского императора. В египетской квитанции конца 271 г. Аврелиан и Вабаллат были приравнены друг к другу и вместе назывались Августи. Наконец, Пальмира официально порвала с Римом; Александрийский и Антиохийский монетные дворы удалили портрет Аврелиана с монет в апреле 272 года, выпустив новые тетрадрахмы в именах Вабаллата и Зенобии (которых называли Августом и Августой соответственно)

. имперских титулов Зенобии означало узурпацию : независимость от Аврелиана и открытое восстание против него. Хронология событий и причины, по которым Зенобия объявила себя императрицей, неясны. Во второй половине 271 г. Аврелиан двинулся на восток, но его задержали готы на Балканах; это могло встревожить королеву и заставить ее претендовать на императорский титул. Зенобия, вероятно, также понимала неизбежность открытого конфликта с Аврелианом и решила, что симулирование подчинения бесполезно; ее принятие императорского титула было использовано, чтобы сплотить солдат на ее стороне. Кампания Аврелиана, кажется, была главной причиной провозглашения Пальмирены имперским государством и удаления его портрета с монет.

Падение

Путь кампании Аврелиана

Узурпация, начавшаяся в конце марта или начало апреля 272 г., закончилось августом. Аврелиан провел зиму 271–272 гг. В Византии и, вероятно, в апреле 272 г. перешел Босфор в Малую Азию. Галатия легко пала; гарнизоны Пальмирены, по-видимому, были выведены, и столица провинции Анкира была возвращена без борьбы. Все города Малой Азии открыли свои двери для римского императора, и только Тиана оказала некоторое сопротивление, прежде чем сдаться ; это расчистило путь Аврелиану для вторжения в Сирию, сердце Пальмирены. Одновременная экспедиция достигла Египта в мае 272 года; к началу июня Александрия была захвачена римлянами, а к третьей неделе июня - остальным Египтом. Зенобия, похоже, вывела большую часть своих армий из Египта, чтобы сосредоточиться на Сирии, что в случае проигрыша означало бы конец Пальмиры.

В мае 272 года Аврелиан направился к Антиохии. Приблизительно в 40 километрах к северу от города он победил пальмиренскую армию (возглавляемую Забдасом) в битве при Иммае. В результате Зенобия, которая ждала в Антиохии во время битвы, отступила со своей армией к Эмесе. Чтобы скрыть катастрофу и сделать свой полет более безопасным, она распространила сообщения о том, что Аврелиан схвачен; Забдас нашел человека, похожего на римского императора, и провел его через Антиохию. На следующий день Аврелиан вошел в город и двинулся на юг. После поражения гарнизона Пальмирены к югу от Антиохии, Аврелиан продолжил свой марш, чтобы встретить Зенобию в битве при Эмесе.

70-тысячная армия Пальмирены, собравшаяся на равнине Эмеса, почти разбила римлян. В первоначальном трепете от победы они ускорили свое продвижение, прорвав свои позиции и позволив римской пехоте атаковать их фланг. Побежденная Зенобия направилась в свою столицу по совету военного совета, оставив свою сокровищницу. В Пальмире царица приготовилась к осаде; Аврелиан блокировал маршруты снабжения продовольствием, и переговоры, вероятно, были безуспешными. Согласно «Истории Августа», Зенобия сказала, что будет сражаться с Аврелианом с помощью своих персидских союзников; однако эта история, вероятно, была сфабрикована и использовалась императором, чтобы связать Зенобию с злейшим врагом Рима. Если бы такой союз существовал, разразилась бы гораздо более масштабная пограничная война; однако персидская армия не была послана. Когда ситуация ухудшилась, царица уехала из города в Персию, намереваясь искать помощи у бывшего врага Пальмиры; по словам Зосима, она ехала «на верблюде, самой быстрой в своей породе и быстрее любой лошади».

Плен и судьба

Искусственный пруд с плавающими утками и холмами на заднем плане Вилла Адриана ; Зенобия, как сообщается, провела свои последние дни на вилле недалеко от комплекса Адриана в Тибуре.

Аврелиан, узнав об отбытии Зенобии, послал отряд, который захватил царицу, прежде чем она смогла пересечь Евфрат в Персию; Пальмира капитулировала вскоре после того, как известия о пленении Зенобии достигли города в августе 272 года. Аврелиан отправил королеву и ее сына в Эмесу для суда, за ним последовала большая часть придворной элиты Пальмиры (включая Лонгина). Согласно «Истории Августа» и «Зосиму», Зенобия обвинила в своих действиях своих советников; однако нет никаких современных источников, описывающих процесс, только более поздние враждебные римские источники. Сообщенная о трусости королевы в поражении, вероятно, была пропагандой Аврелиана; Императору было выгодно изобразить Зенобию эгоистичной и предательской, отговорив Пальмиренов от того, чтобы приветствовать ее как героя. Хотя Аврелиан казнил большинство своих пленников, он пощадил королеву и ее сына, чтобы продемонстрировать ее в своем запланированном триумфе.

Судьба Зенобии после Эмесы неясна, поскольку древние историки оставили противоречивые сведения. Зосим писал, что она умерла перед переходом через Босфор по пути в Рим; согласно этому счету, королева заболела или умерла от голода. В целом ненадежный летописец, Иоанн Малалас, писал, что Аврелиан унизил Зенобию, проведя ее по восточным городам на верблюде ; в Антиохии император приковал ее цепями и усадил на возвышение на ипподроме на три дня перед населением города. Малалас завершил свой рассказ, написав, что Зенобия появилась во время триумфа Аврелиана, а затем была обезглавлена.

Большинство древних историков и современных ученых соглашаются, что Зенобия была показана в триумфе Аврелиана; Зосим был единственным источником, который сказал, что царица умерла, не дойдя до Рима, что поставило его под сомнение. Публичное унижение (как рассказывал Малалас) - вероятный сценарий, поскольку Аврелиан, вероятно, хотел бы предать гласности свое подавление восстания Пальмирены. Однако только Малалас описывает обезглавливание Зенобии; по мнению других историков, после триумфа Аврелиана ей удалось сохранить жизнь. В «Истории Августа» записано, что Аврелиан подарил Зенобии виллу в Тибуре рядом с виллой Адриана, где она жила со своими детьми. Зонарас писал, что Зенобия вышла замуж за дворянина, а Синцелл - за римского сенатора. Дом, который она занимала, стал туристической достопримечательностью в Риме.

Титулы

Свинцовый жетон, в котором Зенобия назначается королевой c. 268

Королева обязана своим высоким положением меньшинству своего сына. В честь коронации Иродиана в 263 г. в Пальмире была воздвигнута статуя. Согласно надписи на основании статуи, ее заказал Септимий Вород, затем дуумвири (магистрат) Пальмиры и Юлий. Аврелий, прокуратор королевы (казначей). Согласно историку Дэвиду Поттеру, Зенобия - упомянутая царица, и надпись является свидетельством того, что она использовала этот титул при жизни Одената. Надпись на вехе на дороге между Пальмирой и Эмесой, датируемая ранним правлением Зенобии, идентифицирует ее как «прославленную королеву, мать царя царей»; это была первая надпись, дающая ей официальное положение. Свинцовый жетон из Антиохии также идентифицирует Зенобию как королеву.

Самым ранним подтвержденным свидетельством Зенобии как королевы в Пальмире является надпись на основании статуи, воздвигнутой для нее Забдасом и Заббаем, датированная августом 271 года и призывающая ее «самая прославленная и благочестивая королева». На недатированной вехе, найденной около Библа, Зенобия названа Севастой. Королева никогда не признавалась единоличным монархом в Пальмире, хотя де-факто была сувереном империи; в надписях она всегда ассоциировалась со своим мужем или сыном, за исключением Египта (где некоторые монеты чеканились только от имени Зенобии). Согласно ее монетам, королева приняла титул Августы (императрицы) в 272 году и правила под королевским именем Септимия Зенобия Августа.

Потомки

Септимий Геродиан, возможно, был тем же лицом, что и Хайран II, вероятный сын Зенобии

Помимо Вабаллата, у Зенобии были и другие дети; изображение ребенка по имени Хайран (II) появляется на оттиске печати вместе с изображением его брата Вабаллата; имя матери не выгравировано, а печать недатирована. Сын Одената, Геродиан, идентифицируется Удо Хартманном с Хайраном I, сыном Одената, который появляется в надписях Пальмирены еще в 251 году. Дэвид С. Поттер, с другой стороны, предположил, что Хайран II является сыном. Зенобии и что он Геродиан вместо Хайрана I. Натанаэль Андраде утверждал, что Хайран I, Геродиан и Хайран II - одно и то же лицо, отвергая существование второго Хайрана.

Спорная надпись на Пальмирене упоминает мать царя Септимия Антиоха ; имя королевы отсутствует, и Диттенбергер отказался заполнить пробел именем Зенобии, но многие ученые, такие как Грейс Макурди, считали, что отсутствующее имя - Зенобия. Септимий Антиох мог быть младшим братом Вабаллата или был представлен таким образом по политическим причинам; Антиох был провозглашен императором в 273 году, когда Пальмира во второй раз восстала против Рима. Если Антиох был сыном Зенобии, он, вероятно, был маленьким ребенком, отцом которого не был Одаенат; Зосим описал его как ничтожного, подходящего для пятилетнего мальчика. С другой стороны, Макурди, ссылаясь на язык, который использовал Зосим, ​​когда описывал его, счел более вероятным, что Антиох был не сыном Зенобии, а родственником, который использовал ее имя, чтобы узаконить свои претензии на престол.

Имена Геренниана и Тимолая были упомянуты как дети Зенобии только в Истории Августа. Геренниан может быть объединением Хайрана и Иродиана; Тимолай, вероятно, вымышленный, хотя историк Дитмар Киенаст предположил, что он мог быть Вабаллатом. Согласно Истории Августа, потомки Зенобии были римской знатью во время правления императора Валента (годы правления 364–375). Евтропий и Иероним вели хронику потомков королевы в Рим в четвертом и пятом веках. Они могли быть результатом зарегистрированного брака с римским супругом или потомством, сопровождавшим ее из Пальмиры; обе теории, однако, предварительные. Зонарас - единственный историк, отметивший, что у Зенобии были дочери; он писал, что один женился на Аврелиане, который выдал замуж других дочерей королевы за выдающихся римлян. По словам Саузерна, брак императора с дочерью Зенобии - вымысел. Еще одно заявление о происхождении - это связь святого Зенобия Флорентийского с королевой; семья банкиров Джиролами утверждала, что происходит от святой пятого века, и предполагаемая связь была впервые отмечена в 1286 году. Семья также распространила свои корни до Зенобии, утверждая, что святая была ее потомком.

Оценка и наследие

Оценить Зенобию сложно; королева была мужественна, когда господство ее мужа оказалось под угрозой, и, захватив трон, она защитила регион от вакуума власти после смерти Одената. По словам Уотсона, она сделала то, что оставил ей Оденат, «блестящей демонстрацией силы». С точки зрения Ватсона, Зенобию не следует рассматривать как абсолютного властителя или как бескорыстного героя, борющегося за свое дело; по словам историка Дэвида Графа, «она серьезно относилась к титулам и обязанностям, которые она взяла на себя для своего сына, и что ее программа была гораздо более экуменической и творческой, чем программа ее мужа Одената, а не просто более амбициозной».

Зенобия вдохновил ученых, ученых, музыкантов и актеров; ее слава сохранилась на Западе и превыше всего на Ближнем Востоке. Как героическая королева с трагическим концом, она стоит рядом с Клеопатрой и Будикой. Легенда о королеве превратила ее в идола, которого можно переосмыслить, чтобы удовлетворить потребности писателей и историков; Таким образом, Зенобия, в свою очередь, была борцом за свободу, героем угнетенных и национальным символом. Королева - женский образец для подражания; согласно историку Михаилу Ростовцеву, Екатерина Великая любила сравнивать себя с Зенобией как с женщиной, создавшей военную мощь и интеллектуальный двор. В течение 1930-х годов, благодаря феминистской прессе из Египта, Зенобия стала иконой для читательниц женских журналов в арабоязычном мире как сильная националистическая женщина-лидер.

Зенобия и полумесяц на банкноте Зенобия на сирийском номере 1998 года ₤ S 500 банкноты

Ее самое прочное наследие - в Сирии, где королева является национальным символом. Зенобия стала иконой для сирийских националистов ; у нее был культ среди сирийцев, получивших образование на Западе, и роман журналиста Салима аль-Бустани 1871 года был озаглавлен «Зенобия маликат Тадмор» (Зенобия, королева Пальмиры). Сирийский националист, написавший первую историю Сирии на арабском языке в 1874 году (аль-Укуд ад-дуррийя фи тарих аль-мамлака аль-Сурийя; Жемчужное ожерелье в истории Сирийского королевства), был очарован Зенобией и включил ее в свою книгу. его книга. Для Матара царица зажгла надежду на новую Зенобию, которая восстановит былое величие Сирии. Другая история Сирии была написана в 1881 году, в которой Янни назвал Зенобию «дочерью отечества» и тосковал по ее «славному прошлому». Янни описал Аврелиана как тирана, который лишил Сирию счастья и независимости, захватив ее королеву.

В современной Сирии Зенобия считается патриотическим символом; ее изображение появилось на банкнотах, а в 1997 году она была героем телесериала Аль-Абабид (Анархия). Сериал посмотрели миллионы людей в арабоязычном мире. Он рассматривал израильско-палестинский конфликт с сирийской точки зрения, где борьба королевы символизировала борьбу палестинцев за право на самоопределение. Зенобия также была предметом биографии Мустафы Тласса, бывшего министра обороны Сирии и одной из самых выдающихся фигур страны.

Мифы, романтизм и популярная культура

Гарольд Маттингли назвал Зенобию «одной из самых романтичных фигур в истории». По словам Саузерна, «настоящая Зенобия неуловима, возможно, в конечном итоге недостижима, и романисты, драматурги и историки в равной степени могут усвоить доступные свидетельства, но все же должны предаваться разным степеням предположений».

Она была предмет романтических и идеологически мотивированных биографий древних и современных писателей. История Августа является ярчайшим примером идеологического описания жизни Зенобии, и ее автор признал, что она была написана с критикой императора Галлиена. Согласно «Истории Августа», Галлиен был слаб, потому что позволил женщине править частью империи, а Зенобия была более способным правителем, чем император. Повествование изменилось, когда «История Августа» перешла к жизни Клавдия Готика, прославленного и победоносного императора, причем автор характеризует защиту Зенобией восточной границы как мудрое делегирование власти Клавдием. Когда «История Августа» дошла до биографии Аврелиана, взгляд автора на Зенобию резко изменился; королева изображается виноватой, наглой, гордой трусихой. Ее мудрость была дискредитирована, а ее действия сочтены результатом манипуляций со стороны советников.

«Непоколебимая» красота Зенобии была подчеркнута автором «Истории Августа», который приписал ее женскую робость и непоследовательность (причины ее предполагаемой предательство своих советников, чтобы спасти себя). Пол королевы представлял дилемму для истории Августа, поскольку он бросал тень на победу Аврелиана. Его автор приписал Зенобии многие мужские черты, чтобы сделать Аврелиана победоносным героем, подавившим опасную амазонскую королеву. Согласно «Истории Августа», у Зенобии был ясный мужественный голос, она была одета как император (а не как императрица), ехала верхом, ее сопровождали евнухи вместо фрейлины, маршировала со своей армией, пила со своими генералами, была осторожна с деньгами (вопреки стереотипным привычкам тратить деньги своего пола) и занималась мужскими увлечениями, такими как охота. Джованни Боккаччо написал причудливый отчет 14-го века о королеве, в которой она была сорванцом в детстве, которая предпочитала бороться с мальчиками, бродить по лесам и убивать коз, чем играть, как молодая девушка. Целомудрие Зенобии было темой этих романтизированных рассказов; Согласно «Истории Августа», она презирала половой акт и позволяла Оденату лечь в свою постель только для зачатия. Ее предполагаемое целомудрие произвело впечатление на некоторых историков-мужчин; Эдвард Гиббон ​​ писал, что Зенобия превзошла Клеопатру в целомудрии и доблести. По словам Боккаччо, Зенобия сохранила девственность, когда боролась с мальчиками в детстве.

Посетители Пальмиры в семнадцатом веке возродили романтический интерес западного мира к Зенобии. Этот интерес достиг пика в середине девятнадцатого века, когда леди Эстер Стэнхоуп посетила Пальмиру и написала, что ее люди обращались с ней как с королевой; как сообщается, ее встречали пением и танцами, а бедуины воины стояли на городских колоннах. Процессия завершилась имитацией коронации Стэнхоупа под аркой Пальмиры как «королевы пустыни» Уильям Уэр, очарованный Зенобией, написал причудливый рассказ о ее жизни. Писатели и драматурги, такие как Хейли Элизабет Гарвуд и Ник Дир, также писали о королеве.

Избранные культурные изображения

Бюст Зенобии Харриет Хосмер Зенобия, королева Пальмиры (1857) Картина Зенобии, смотрящей на Пламиру Последний взгляд королевы Зенобии на Пальмиру от Герберт Густав Шмальц (1888)
  • Скульптуры:
  • Литература:
  • Картины:
  • Королева Зенобия обращается к своим солдатам. Автор Джамбаттиста Тьеполо ; датируется началом восемнадцатого века, но точный год неизвестен. Эта картина (часть серии картин Зенобии) был нарисован Тиепом оло на стенах дворца семьи Зенобио в Венеции, хотя они не имели отношения к королеве.
  • Последний взгляд королевы Зенобии на Пальмиру (1888) Герберт Густав Шмальц.
  • Оперы:

См. также

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

  • Бюргерсдейк, Дидерик, изд. (2008). Зенобия ван Пальмира. Vorstin Tussen Europese en Arabische Traditie. Armada: Tijdschrift voor Wereldliteratuur (на голландском языке). 53 . Uitgeverij Wereldbibliotheek. ISBN 978-9-028-42256-8.
  • Уолтеринг, Робберт А.Ф.Л. (2014). «Зенобия или аз-Заббах: современный арабский литературный прием главного героя Пальмиры». Ближневосточная литература. Рутледж. 17 (1): 25–42. doi : 10.1080 / 1475262X.2014.903047. ISSN 1475–262X. S2CID 162487602.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-23 08:24:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте