Сенсориум

редактировать

A Сенсориум (/ sɛnˈsɔːrɪəm /) (множественное число: сенсория ) - это аппарат организма восприятие рассматривается как единое целое, «место ощущения », где оно переживает и интерпретирует среду, в которой живет. Термин первоначально вошел в английский язык из поздней латыни в середине 17 века, от основы sens- («смысл »). В более раннем употреблении он относился в более широком смысле к мозгу как к органу разума (Oxford English Dictionary 1989). В медицинском, психологическом и физиологическом дискурсе он стал обозначать общий характер уникальной и изменяющейся сенсорной среды, воспринимаемой людьми. К ним относятся ощущения, восприятие и интерпретация информации об окружающем мире с использованием таких способностей разума, как чувства, феноменальное и психологическое восприятие, познание и интеллект..

Содержание
  • 1 Соотношения ощущений
  • 2 Развитие уникальных сенсоров у культур и людей
  • 3 Сенсорная экология и антропология
  • 4 Помутнение сенсориума
  • 5 См. Также
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки и дополнительная литература
Соотношения ощущений

В 20 веке сенсориум стал ключевой частью теорий Маршалла Маклюэна, Эдмунда Карпентера и Уолтер Дж. Онг (Карпентер и Маклюэн, 1960; Онг, 1991).

Маклюэн, как и его наставник Гарольд Иннис, полагал, что СМИ предвзято относятся к времени и пространству. Он обратил особое внимание на то, что он назвал сенсориумом, или воздействием средств массовой информации на наши чувства, утверждая, что средства массовой информации влияют на нас, манипулируя соотношением наших чувств. Например, алфавит подчеркивает зрение, которое, в свою очередь, заставляет нас мыслить линейно, объективно. Таким образом, среда алфавита оказывает влияние на изменение способа, которым мы, коллективно и индивидуально, воспринимаем и понимаем нашу среду в том, что было названо Эффектом алфавита.

Сосредоточение внимания на вариациях сенсориума в разных социальных контекстах, эти теоретики в совокупности предполагают, что мир объясняется и воспринимается по-разному в зависимости от конкретных «отношений чувств», которые члены культуры разделяют в сенсориях, в которых они учатся (Howes 1991, p. 8). Более поздние исследования показали, что люди могут включать в свои уникальные сенсорные перцепционные склонности, превышающие их культурные нормы; даже когда, как в истории обоняния на Западе, рассматриваемое чувство подавляется или в основном игнорируется (Classen, Howes and Synnott, 1994).

Это взаимодействие различных способов восприятия мира можно сравнить с опытом синестезии, где стимул одного чувства вызывает восприятие другим, на первый взгляд несвязанным чувством, как у музыкантов, которые могут пробуйте интервалы между слышимыми нотами (Beeli et al., 2005) или артистов, которые чувствуют запах цветов. Многие люди, у которых одно или несколько чувств ограничено или потеряно, развивают сенсориум с таким чувством, которое более благоприятно для тех, которыми они обладают. Часто слепые или глухие говорят о компенсирующем эффекте, в результате чего их осязание или обоняние обостряются, изменяя то, как они воспринимают и рассуждают о мире; особенно показательные примеры можно найти в случаях «диких детей», чье раннее детство прошло в оскорбительной, запущенной или нечеловеческой среде, что усиливало и минимизировало способности восприятия (Classen 1991).

Развитие уникальных сенсоров в культурах и у отдельных людей

Хотя некоторые считают эти модальности ненормальными, более вероятно, что эти примеры демонстрируют контекстуальную и социально усвоенную природу ощущений. «Нормальный» сенсориум и «синестетический» сенсориум различаются в зависимости от разделения, связи и взаимодействия разнообразного сенсорного аппарата тела. Синестет просто развил другой набор отношений, включая когнитивные или интерпретирующие навыки, которые обеспечивают уникальные способности и понимание мира (Beeli et al., 2005). Сенсориум - это создание физической, биологической, социальной и культурной среды отдельного организма и его взаимоотношений во время пребывания в мире.

То, что с одной точки зрения считается странным размытием ощущений, является нормальным и «естественным» способом восприятия мира в другом, и действительно, у многих людей и их культур сенсория фундаментально развивается отличается от модальности большинства западной науки и культуры, ориентированной на видение. Различным контрастом является мысль бывшего русского по этому поводу:

Словарь русского языка... определяет осязание следующим образом: «В действительности все пять чувств можно свести к одному - чувство осязания. Язык и нёбо ощущают пищу; ухо - звуковые волны; нос - эманации; глаза - лучи света ". Вот почему во всех учебниках осязание всегда упоминается первым. Это означает констатировать, воспринимать телом, рукой или пальцами (Аноним, 1953).

Как объясняет Дэвид Хоуз:

Ссылка на российские учебники, в которых сначала рассматривается прикосновение, в отличие от американских учебников психологии, которые всегда начинаются со зрения, подтверждается другими наблюдателями (Simon 1957) и служит для того, чтобы подчеркнуть, как иерархия чувств может значительно различаться даже между культурами, принадлежащими к одной и той же общей традиции (в данном случае - традиции «Запада») (2003, стр. 12-13
Сенсорная экология и антропология

Подобные идеи послужили толчком для развития растущей области, которая стремится понять другие культуры из их собственных уникальных сенсоров. Антропологи, такие как Пол Столлер (1989) и Майкл Джексон (1983, 1989), сосредоточили свое внимание на критике гегемонии видения и текстуальности в социальных науках. Они выступают за понимание и анализ, который является воплощенным, чувствительным к уникальному контексту ощущений тех, кого он хочет понять. Они считают, что полное понимание и принятие других сенсориев является ключевым требованием, если этнография должна приблизиться к истинному пониманию.

Смежная область изучения - сенсорная (или перцептивная) экология. Эта область направлена ​​на понимание уникальных сенсорных и интерпретирующих систем, которые развиваются у всех организмов, на основе конкретной экологической среды, в которой они живут, испытывают и адаптируются. Ключевым исследователем в этой области был психолог Джеймс Дж. Гибсон, который написал множество основополагающих томов, в которых рассматриваются чувства в терминах целостных, автономных систем восприятия. Они демонстрируют собственное внимательное интерпретирующее поведение, а не действуют просто как каналы, доставляющие информацию для когнитивной обработки, как в более репрезентативных философиях восприятия или теориях психологии (1966, 1979). Системы восприятия обнаруживают аффорданс в объектах мира, направляя внимание на информацию об объекте с точки зрения возможных вариантов использования, которые он предоставляет организму.

Отдельные сенсорные системы тела являются лишь частями этих более широких перцептивных экологий, которые включают в себя физический аппарат ощущений, окружающую среду, которую мы ощущаем, а также как усвоенные, так и врожденные системы для направления внимания и интерпретации результатов. Эти системы представляют и вводят в действие информацию (как влияние, которое приводит к трансформации ), необходимую для восприятия, идентификации или рассуждений о мире, и распределяются по самому дизайну и структурам тело по отношению к физической среде, а также в концепциях и интерпретациях разума. Эта информация варьируется в зависимости от вида, физической среды и контекста информации в социальных и культурных системах восприятия, которые также меняются во времени и пространстве, а также по мере того, как человек учится на протяжении жизни. Любая единственная модальность восприятия может включать или перекрывать множественные сенсорные структуры, а также другие способы восприятия, и сумма их отношений и соотношение смешения и важности составляют сенсориум. Восприятие, понимание и рассуждение организма зависят от конкретного восприятия мира, доставляемого изменением отношений чувств.

Помутнение сенсориума

A помутнение сенсориума, также известное как измененный сенсориум, представляет собой заболевание, характеризующееся неспособностью ясно мыслить или концентрироваться. Обычно это синоним или существенно перекрывается с измененным уровнем сознания. Это связано с огромным разнообразием основных причин, от состояний, вызванных лекарствами, до патогенных состояний, вызванных болезнью или дефицитом минералов.

См. Также
Сноски
  1. ^«Определение сенсориума». Оксфордские словари. Оксфордский университет. Получено 21 июля 2017 г.
  2. ^«Медицинское определение сенсориума». MedicineNet. Проверено 21 июля 2017 года.
  3. ^Old Messengers, New Media: The Legacy of Innis and McLuhan Архивировано 01.10.2007 в Wayback Machine, виртуальном музее выставка в Библиотеке и архивах Канады
Ссылки и дополнительная литература
  • «Сенсориум». 1989. Оксфордский словарь английского языка. J.A. Симпсон и E.S.C. Вайнер, ред. 2-е изд. Оксфорд: Clarendon Press. OED Online. Издательство Оксфордского университета. По состоянию на 15 апреля 2005 г. http://oed.com/cgi/entry/50219915 (требуется подписка)
  • Анонимно. 1953. "Русские чувственные образы". В «Изучение культуры на расстоянии», Маргарет Мид и Рода Метро, ​​ред. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 162–69.
  • Бели, Джан, Микаэла Эсслен и Лутц Янке. 2005. «Синестезия: когда цветные звуки имеют сладкий вкус». Природа 434 (38). <http://www.nature.com/cgi-taf/DynaPage.taf?file=/nature/journal/v434/n7029/full/434038a_fs.html >. По состоянию на 15 апреля 2005 г.
  • Карпентер, Эдмунд и Маршалл Маклюэн, ред. 1960. Исследования в области коммуникации. Бостон: Бикон Пресс.
  • Классен, Констанс. 1991. Сенсорные приказы «диких детей». В разновидностях чувственного опыта. Дэвид Хоуз, изд. Торонто: Университет Торонто Press. Стр. 47-60.
  • Классен, Констанс, Дэвид Хоуз и Энтони Синотт. 1994. Аромат: Культурная история запаха. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Коте, Марк. 2010. «Техника и сенсориум человека: переосмысление теории медиа через тело» Теория и событие. 13: 4 [1] Проверено 26 ноября 2011 г.
  • Гибсон, Джеймс Дж. 1966. Чувства, рассматриваемые как системы восприятия. Бостон: Houghton Mifflin.
  • Гибсон, Джеймс Дж. 1979. Экологический подход к визуальному восприятию. Бостон: Houghton Mifflin.
  • Хоуз, Дэвид, изд. 1991. Разновидности чувственного опыта. Торонто: University of Toronto Press.
  • Хоуз, Дэвид. 2003. Чувственные отношения: вовлечение чувств в культуру и социальную теорию. Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press.
  • Джексон, Майкл. 1983. "Мышление телом: эссе о понимании метафоры". Социальный анализ 14: 127-48.
  • Джексон, Майкл. 1989. Пути к расчистке: радикальный эмпиризм и этнографическое исследование. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
  • MedTerms. 3 января 2001 г. «Сенсориум - медицинский словарь». По состоянию на 15 апреля 2004 г.
  • Онг, Уолтер Дж. 1991. Смещение сенсориума. В разновидностях чувственного опыта. Дэвид Хоуз, изд. Торонто: Университет Торонто Press. Стр. 47-60.
  • Саймон Б., изд. 1957. Психология в Советском Союзе. Стэнфорд: издательство Стэнфордского университета.
  • Столлер, Пол. 1989. Вкус этнографических вещей: чувства в антропологии. Филадельфия: University of Pennsylvania Press.
  • Триппи, доктор 2006 «Сенсориум доктора Триппи» Это веб-сайт, посвященный изучению сенсориума человека и социальной организации.
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:24:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте