Критическая психология - это взгляд на психологию, который во многом опирается на критическую теорию. Критическая психология бросает вызов господствующей психологии и пытается применить психологическое понимание более прогрессивными способами, часто обращаясь к социальным изменениям как к средству предотвращения и лечения психопатологии.
Критические психологи считают, что традиционная психология не учитывает, как власть различия между социальными классами и группами могут влиять на психическое и физическое благополучие человека или группы. Традиционная психология делает это отчасти путем объяснения поведения на индивидуальном уровне.
Критика господствующей психологии, согласующаяся с текущим использованием критической психологии, существовала с момента современного развития психологии в конце 19 века. Термин «критическая психология» начал употреблять в 1970-х годах в Берлине Freie Universität Berlin. Немецкая ветвь критической психологии возникла раньше и развивалась в значительной степени отдельно от остальной области. По состоянию на май 2007 года на английский переведено лишь несколько работ. Немецкое движение критической психологии уходит своими корнями в послевоенное студенческое восстание бэби-бумеров в конце 60-х; см. Немецкое студенческое движение. Критика политической экономии Маркса сыграла важную роль в немецкой ветви студенческого восстания, центром которого был Берлин. Тогда Берлин был капиталистическим городом, окруженным управляемой коммунистами Восточной Германией, и представлял собой "горячую точку" политических и идеологических споров для революционных немецких студентов. Социологические основы критической психологии явно марксистские.
Одной из самых важных и сложных книг в этой области является Grundlegung der Psychologie (Основы психологии) Клауса Хольцкампа, которого можно было бы считать теоретический основатель критической психологии. Хольцкамп написал две книги по теории науки и одну по сенсорному восприятию, прежде чем опубликовать Grundlegung der Psychologie в 1983 году. Хольцкамп считал, что его работа обеспечивает прочную парадигму психологических исследований, поскольку рассматривал психологию как допарадигматическую научную дисциплину ( Т.С. Кун использовал термин «допарадигматический» для социальных наук ).
Хольцкамп в основном основывал свою изощренную попытку предоставить исчерпывающий и интегрированный набор категорий, определяющих поле психологического исследования, на подходе Алексея Леонтьева к культурно-исторической психологии и теория деятельности. Леонтьев рассматривал человеческие действия как результат биологической, а также культурной эволюции и, опираясь на материалистическую концепцию культуры Маркса, подчеркивал, что индивидуальное познание всегда является частью социального действия, которое, в свою очередь, опосредовано созданными человеком инструментами (культурными артефактами). язык и другие созданные человеком системы символов, которые он рассматривал как главную отличительную черту человеческой культуры и, следовательно, человеческого познания. Другим важным источником была теория личности Люсьена Сева, в которой была представлена концепция «матриц социальной активности» как опосредующей структуры между индивидуальным и социальным воспроизводством. В то же время Grundlegung систематически интегрировал предыдущую специализированную работу, выполненную в Свободном университете Берлина в 1970-х годах критическими психологами, на которые также оказали влияние Маркс, Леонтьев и Сев. Сюда входили книги по поведению животных / этологии, сенсорному восприятию, мотивации и познанию. Он также включил в свой подход идеи из психоанализа Фрейда и феноменологии Мерло-Понти .
Одним из основных результатов исторического и сравнительного анализа репродуктивной деятельности, восприятия и познания человека, проведенного Хольцкампом, является очень специфическая концепция значения, которая определяет символическое значение как исторически и культурно сконструированные целенаправленные концептуальные структуры, которые люди создают в тесной связи с материальной культуры и в контексте исторически специфических формаций общественного воспроизводства.
Исходя из этой феноменологической точки зрения на культурно опосредованное и социально обусловленное действие, Хольцкамп предпринял разрушительную и оригинальную методологическую атаку на бихевиоризм (которую он назвал психологией S – R (стимул – реакция)), основанной на лингвистическом анализе, показанном в мельчайшие подробности риторических паттернов, с помощью которых этот подход к психологии создает иллюзию «научной объективности», в то же время теряя актуальность для понимания культурно обусловленных преднамеренных человеческих действий. Против этого подхода он разработал свой собственный подход к обобщению и объективности, опираясь на идеи из Курта Левина в главе 9 Grundlegung der Psychologie.
Его последняя крупная публикация перед его смертью в 1995 году была посвящена обучению. Он появился в 1993 году и содержал феноменологическую теорию обучения с точки зрения субъекта. Одной из важных концепций, разработанных Хольцкампом, была «переинтерпретация» теорий, разработанных традиционной психологией. Это означало взглянуть на эти концепции с точки зрения парадигмы критической психологии, тем самым интегрировав их полезные идеи в критическую психологию, в то же время выявляя и критикуя их ограничивающие последствия, которые в случае психологии S – R были риторическим устранением. предмета и намеренного действия, а в случае когнитивной психологии, которая учитывала субъективные мотивы и намеренные действия, методологический индивидуализм.
Таким образом, первая часть книги содержит обширный обзор истории психологических теорий обучения и минутная переинтерпретация этих концепций с точки зрения парадигмы критической психологии, которая фокусируется на намеренных действиях в конкретных социально-исторических / культурных контекстах. Концепции обучения, которые он нашел наиболее полезными в своем собственном подробном анализе "обучения в классе", были получены от когнитивных антропологов Джин Лейв (ситуативное обучение ) и Эдвин Хатчинс ( распределенное познание ).
Вторая часть книги содержала обширный анализ институциональных форм "обучения в классе" в современном государстве как культурно-исторического контекста, который во многом определяет современное обучение и социализацию. В этом анализе он в значительной степени опирался на статью Мишеля Фуко Дисциплина и наказание. Хольцкамп считал, что обучение в классе как исторически специфическая форма обучения не в полной мере использует потенциал ученика, а, скорее, ограничивает его или его способности к обучению с помощью ряда «обучающих стратегий». Частично его мотивация для написания книги заключалась в том, чтобы искать альтернативные формы обучения, которые бы более плодотворно использовали огромный потенциал человеческой психики. Следовательно, в последнем разделе книги Хольцкамп обсуждает формы «расширенного обучения», которые, кажется, избегают ограничений обучения в классе, такие как ученичество и обучение в контексте, отличном от классных комнат.
Этот поиск завершился планами написать крупную работу о жизненном лидерстве в конкретном историческом контексте современного (капиталистического) общества. Из-за его смерти в 1995 году эта работа так и не прошла стадии ранних (и преждевременных) концептуализаций, некоторые из которых были опубликованы в журналах Forum Kritische Psychologie and Argument.
В 1960-х и 1970-х годах термин радикальная психология использовался психологами для обозначения отрасли, которая отвергала акцент традиционной психологии на личности как на основной единице анализа и единственном источнике психопатологии. Вместо этого радикальные психологи исследовали роль общества в возникновении и лечении проблем и рассматривали социальные изменения как альтернативу терапии для лечения психических заболеваний и как средство предотвращения психопатологии. В психиатрии часто использовался термин антипсихиатрия, и теперь британские активисты предпочитают термин критическая психиатрия. Критическая психология в настоящее время является предпочтительным термином для психологической дисциплины, стремящейся найти альтернативы тому, как дисциплина психологии снижает человеческий опыт до уровня индивида и тем самым лишает возможности радикальных социальных изменений.
Начиная с 1990-х годов начала появляться новая волна книг по критической психологии, наиболее влиятельной из которых стала отредактированная книга Денниса Фокса и Исаака Приллелтенски «Критическая психология». Различные вводные тексты к критической психологии, написанные в Соединенном Королевстве, как правило, сосредоточены на дискурсе, но некоторые сторонники критической психологии рассматривают это как сведение человеческого опыта к языку, который так же политически опасен, как и способ, которым традиционная психология сводит опыт к языку. индивидуальный ум. Другие утверждали, что внимание к языку и идеологическим процессам необходимо для эффективной критической психологии - это не просто вопрос применения основных психологических концепций к проблемам социальных изменений.
В 1999 году Ян Паркер опубликовал влиятельный манифест как в онлайн-журнале Radical Psychology, так и в Annual Review of Critical Psychology. В этом манифесте утверждается, что критическая психология должна включать следующие четыре компонента:
Существует несколько международных журналов, посвященных критической психологии, в том числе не издаваемый International Journal of Critical Psychology (продолжение в журнале Subjectivity) и Annual Review of Critical Psychology. Журналы по-прежнему ориентированы на академическую аудиторию, хотя Annual Review of Critical Psychology работает как онлайн-журнал с открытым доступом. Между критическими психологами и критическими психиатрами в Великобритании существуют тесные связи через Asylum Collective. Дэвид Смейл был одним из основателей The Midlands Psychology Group, коллектива критических психологов, который подготовил манифест социально-материалистической психологии бедствия. Курсы критической психологии и исследовательские центры доступны в Манчестерском столичном университете, Йоркском университете Сент-Джонс, Университете Восточного Лондона, Эдинбургском университете, Университете Квазулу-Натал, Центре выпускников Городского университета Нью-Йорка и Университете Нью-Йорка. Западная Грузия. Бакалавриат также можно найти в Калифорнийском институте интегральных исследований и в Прескотт-колледже.
Как и многие другие критические приложения, критическая психология вышла за пределы марксистских и феминистских корней, чтобы извлечь выгоду из других критических подходов. Рассмотрим экопсихологию и трансперсональную психологию. Критическую психологию и связанные с ней работы также иногда называют радикальной психологией и психологией освобождения. В области психологии развития большое влияние оказала работа Эрики Бурман.
Различные дисциплины психологии начали формировать свои собственные критические ориентации. Возможно, наиболее обширными из них являются критическая психология здоровья и общественная психология.
Ранний международный обзор перспектив критической психологии можно найти в книге «Критическая психология: голоса за изменения», под редакцией Тода Слоана (Macmillan, 2000). В 2015 году Ян Паркер редактировал Справочник по критической психологии.
В FU-Berlin критическая психология на самом деле не рассматривалась как раздел психологии и следовала своей собственной методологии, пытаясь переформулировать традиционную психологию на неортодоксальном марксистском основы и заимствования из советских идей культурно-исторической психологии, в частности Алексей Леонтьев. Несколько лет назад отделение критической психологии в FU-Berlin было объединено с отделением традиционной психологии.
Апрельский выпуск журнала Theory Psychology (под редакцией Десмонда Пейнтера, Афанасиоса Марвакиса и Леендерта Моса) за 2009 год посвящен анализу немецкой критической психологии.
Университет Квазулу-Натал в Дурбане, Южная Африка - один из немногих в мире, предлагающих магистерский курс критических психология. Обзор критической психологии в Южной Африке см. В статье Десмонда Пейнтера и Мартина Терре Бланша «Критическая психология в Южной Африке: оглядываясь назад и глядя вперед».
Critical Психология в США и Канаде по большей части сосредоточена на критике поддержки господствующей психологией несправедливого статус-кво. Докторская программа по критической социальной / психологии личности и психологии окружающей среды в Центре выпускников CUNY является единственной докторской программой по критической психологии в Соединенных Штатах. Прескоттский колледж в Прескотте, штат Аризона, предлагает онлайн-магистерскую программу по критической психологии и социальным услугам, а также имеет критически ориентированную программу бакалавриата. Калифорнийский институт интегральных исследований в Сан-Франциско также предлагает программу завершения бакалавриата с дополнительным курсом по критической психологии, а критические взгляды иногда встречаются в традиционных университетах, возможно, особенно в рамках программ общественной психологии. Университет Западной Джорджии предлагает степень доктора философии. в «Сознании и обществе», причем критическая психология является одним из трех основных теоретических направлений. Усилия в Северной Америке включают создание в 1993 г. RadPsyNet, публикации 1997 г. «Критическая психология: введение» (под редакцией Денниса Фокса и Исаака Приллелтенски; расширенное издание 2009 г. под редакцией Денниса Фокса, Исаака Приллелтенски и Стефани Остин), Монтерейская конференция по критическим проблемам в 2001 г. Психологии, а также в основных темах многих статей в Journal of Social Action in Counseling and Psychology.
Викиверситет имеет учебные ресурсы по критическим психология |