Окно-роза часто используется как общий термин, применяемый к круглому окну, но особенно используется для тех, которые встречаются в готических соборах и церкви. Окна разделены на сегменты каменными импостами и узором. Термин «окно-розетка» не использовался до 17 века и, согласно Оксфордскому словарю английского языка, среди других авторитетных источников, происходит от английского названия цветка rose.
Название «окно колеса» часто применяется к окну, разделенному на простые спицы, исходящие от центрального выступа или проема, в то время как термин «окно-роза» зарезервирован для этих окон, иногда очень сложной конструкции, которые, как видно, имеют сходство с многолепестковой розой. Окна-розетки также называют «окнами Екатерины» в честь Святой Екатерины Александрийской, приговоренной к казни на ломающемся колесе с шипами . Круглое окно без узоров, которое можно найти во многих итальянских церквях, называется окулярным окном или окулусом.
розовыми окнами, особенно характерными для готической архитектуры, и их можно увидеть во всех основные готические соборы Северной Франции. Их происхождение намного раньше, и розовые окна можно было увидеть в различных формах на протяжении всего средневекового периода. Их популярность, наряду с другими средневековыми чертами, возродилась во время возрождения готики 19 века, так что их можно увидеть в христианских церквях по всему миру.
Окулус - Флорентийский собор
Колесо - церковь Сан-Франческо в Лучере, Италия
Плита - в Дзялошицах, Польша
Районнан - у руин аббатства Лангиду
Яркий - Собор Мо, Франция
Барокко - Катания
Происхождение окна-розы можно найти в Роман окулус. Эти большие круглые отверстия пропускают свет и воздух, наиболее известным из которых является верхняя часть купола Пантеона. Окна с каменным узором появились еще в античности. Геометрические узоры роз очень развиты и распространены в римской мозаике.
Окулус Пантеона, Рим
римской мозаики. Афины
Римская мозаика. Рим
Римская мозаика. Помпеи
Геометрическая роза в римской мозаике. Испания
В раннехристианской и византийской архитектуре есть примеры использования круглых глаз. Обычно они встречаются либо вокруг барабана купола, как в Храме Гроба Господня, Иерусалим, либо высоко в конце фронтона низкочастотного классического стиля форма фронтона, как в Sant'Agnese fuori le mura, Рим, и собор Торчелло.
Окулус Санта-Мария-Маджоре, Рим, V век (украшение позже)
Баптистерий св. Иоанна из Пуатье, Франция, 6-7 века
Окули из Sant'Agnese fuori le mura
Собор Торчелло, Венеция
Аквилея Базилика, Италия, XI век
Окно VIII века, ныне расположенное в Венеции, вырезанное из цельной плиты, имеет чередующиеся узорные детали. из двух ярусов по четыре ланцета, разделенных тремя глазками. Многие полукруглые окна с пронизывающим узором существовали с 6 по 8 века, а позже в Греции.
в церквях продолжали использоваться маленькие круглые окна, такие как в Сан-Агнесе и Торчелло, а также неглазурованные декоративные круглые ниши. в Италии, приобретая все большую популярность в более поздний романский период.
Немецкий историк искусства Отто фон Симсон считал, что окно-роза происходит от окна с шестилопастными розетками и восьмиугольник, который украшал внешнюю стену Омейядского дворца Хирбат аль-Мафджар, построенного в Иордании между 740 и 750 годами нашей эры. Эта теория предполагает, что крестоносцы принесли дизайн этого привлекательного окна в Европу, представив его церквям. Но орнамент розы и, независимо от этого, узор очень часто присутствуют в пережитках раннехристианской архитектуры, византийской архитектуры и особенно в меровингском искусстве и вестготове. архитектура до мусульманского завоевания Испании. Но также известны половинки роз, как, например, церковь Сан-Хуан-Баутиста в Баньос-де-Черрато. Немногочисленность и хрупкость пережитков этого времени не позволяют говорить о том, что в раннем средневековье не существовало целого окна-розетки в ажурной технике.
Меровингов декоративные архитектурные мраморные рельефы, VI век, выставленные в Баптистерии Св. Иоанна из Пуатье
Меровингов в Миссале Готикум, около 700 г. две большие розы - шестилопастные
обычные вестготские украшения. Археологический склеп в Соборе Валенсии, 6–7 века
Вестготский узор из роз, доисламский, из базилики Святого Винсента Леринского Кордовского, 6–7 века
Вестготский окно с каменным узором, Церковь Сан-Хуан-Баутиста, Баньос-де-Серрато, 7 век
Около Овьедо в Испании несколько церквей конца 9-го и начала 10-го веков, которые демонстрируют замечательное множество окон, содержащих самые ранние образцы окон из роз за пределами Византийской империи. Узоры очень похожи на мотивы, найденные на византийских рельефных резных изображениях мрамора саркофагов, кафедр, а также в головах колодцев и пронизывающих украшениях ширм и окон Равенны и <38.>Константинополь. Церковь Сан-Педро имеет прямоугольное окно с пронизанным орнаментом из двух перекрывающихся кругов, верхняя часть которой содержит греческий крест, а окно разделено кругами и плечами креста на многочисленные секции, похожие на узорчатые «огни».
В другой из этих церквей, Сан-Мигель-де-Лилло, находится самый ранний известный пример аксиально расположенного окулуса с узором. Существует несколько таких окон разных размеров, и встречается украшение как в виде греческого креста, так и в форме зубчатого лепестка, предвосхищая как колесо, так и окна-розетки.
Сан-Мигель-де-Лилло, Овьедо, Испания. К 850
Сан-Мигель-де-Лилло, деталь
Сан-Мигель-де-Лилло, деталь
Круглые окна и декоративные круглые выемки - отличительная черта многих романских церквей и соборов, особенно в Германии и Италии, где этот стиль существовал в течение длительного периода, перекрывая развитие готики во Франции и ее приход французскими архитекторами в Англию.
В Германии Вормский собор имеет колесные окна в передней части нефа и фронтонов, что очень похоже на раннехристианскую базилику Сан-Аньезе в Риме.. Апсидный западный конец имеет центральное окно колеса с меньшими окулами на каждой грани. Церковь Апостолов, Кельн имеет множество окулярных и лопастных окон, образующих декоративные элементы на фронтонах и под рейнским рулем шпилем. Восьмиугольный купол имеет кольцо глаз с двумя изогнутыми гранями.
Сан-Педро, Авила, Испания.В Тршебич, Чешская Республика, это базилика Святого Прокопия в романском стиле XII и XIII веков с апсидными окнами, подобными окнам в Вормсе, но в этом случае проемы заполнены узором готической формы, четко обозначая переход к новому стилю.
В Италии использование круговых мотивов в различных средствах массовой информации было характерной чертой церковных фасадов, встречающейся в раннем христианстве, романском, готическом, церкви эпохи Возрождения и барокко, хорошо известный пример - те большие круги из полихромного мрамора, которые дополняют центральное круглое окно на Альберти Фасад в стиле раннего ренессанса в Санта-Мария-Новелла в Флоренции. Окулы также обычно использовались в барабанах, поддерживающих купола, и в качестве верхнего света в восьмиугольных баптистериях, например, в Кремоне.
Романские фасады с окулами включают Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция, 11 век, Сан-Микеле, Павия, ок. 1117 и Пистойя собор, 1150. Поскольку окна увеличивались в размерах в более поздний романский период, колесные окна стали стандартной чертой, прекрасные примеры которых есть в Сан-Зено-Маджоре, Верона и Монца собор.
На фасаде романского фасада Сполето собора есть множество углубленных и ажурных глаз, окружающих центральные элементы розового окна, установленного в квадрате под большой мозаикой 1207 года.
В Англии есть пять романских колесных окон, особенно в приходских церквях Барфрестон и Замок Хедингем.
Переход от романского стиля к готике не был четким даже в Аббатство Сен-Дени, к северу от Парижа, где аббат Сугер между 1130 и 1144 годами собрал различные недавно появившиеся черты готики в одном здании, тем самым «создав» Готический стиль.
Оригинальное окно-розетка Сугера в прототипе готического фасада Сен-Дени, вероятно, предшествовало многим из оставшихся круглых окон в романских зданиях, например, в Англии, в Тршебиче и Сполето, а также на фасаде в Шпейере.
Окно Сугера не было явно готическим по внешнему виду. Он больше не имеет своей первоначальной формы, но рисунок середины XIX века, сделанный реставратором Виолле-ле-Дюк, указывает на то, что у него было очень большое окулярное пространство в центре, стекло поддерживалось железным обручем и окружен простыми полукруглыми выступами лепестками, вырезанными из плоского камня в технике, известной как «пластинчатый узор». Окно теперь украшено готическим узором, возможно, добавленным Виолле-ле-Дюк, который был очень обеспокоен отсутствием устойчивости всего фасада и, восстановив башни, был вынужден снести северную. когда он внезапно утих.
Наряду с простыми колесными окнами конца нормандского периода в Англии, Германии и Италии, большое окно конца XII века все еще существует в Шартрском соборе. Это замечательное окно сочетает в себе большой кругленький круг в центре с излучающими спицами окна колеса, окруженное кольцом меньших «пластинчатых ажурных» огней с зубчатыми краями. Окно, изображающее Страшный суд, содержит оригинальную схему остекления и сохраняет большую часть оригинального стекла 1215 года, несмотря на повреждение во время Второй мировой войны.
После западного окна Шартра, более смелые готические окна были созданы в Соборной церкви Нотр-Дам в Мант и в динамично скульптурном фасаде Лаонского собора (который также необычно имеет окно-розетку на востоке конец как и в нем трансепт заканчивается). Эти окна имеют большие светильники, заключенные в узоры полукруглой формы, похожие на перекрывающиеся лепестки.
Реймсский собор, ФранцияОкно, которое находится в центре известного готического фасада Нотр-Дам в Париже, имеет более отчетливый готический вид, с многомилонами в двух полосах, расходящихся от центрального кругляка, каждая из которых заканчивается заостренными арками. Именно это окно, завершенное около 1255 года, стало образцом для многих других окон-розеток, включая окна трансептов в Сен-Дени и гигантское и сложное окно в южном трансепте в Нотр-Дам.
At Шартр, розы трансепты повторяют стиль оригинальной розы XII века, развивая тему контрастных форм. Южная роза сочетает в себе колесо с кругами и полукругами, тогда как северная роза представляет собой квадратные огни, которые, вращаясь вокруг центра, расположены под разными углами, создавая калейдоскопический эффект большой энергии.
Со времени постройки Шартра размеры окна-розетки начали увеличиваться с развитием более сложных оконных стилей, связанных с готической архитектурой. К середине 13 века роза достигла максимально возможного размера - во всю ширину нефа или трансепта, как это видно на трансептах роз в Сен-Дени и Париже.
На фасадах Сен-Дени, Шартра, Манта, Лаона и Парижа роза была помещена под круглую арку. Следующим важным событием в его использовании для готического стиля было размещение его под остроконечной аркой, как это было сделано в Нотр-Дам де Реймс (после 1241 года), в трансептах а также в более поздних розах фасада . Эта форма, вероятно, произошла от ныне разрушенного Св. Никайза, также в Реймсе.
Окно-роза часто помещалось над рядом вертикальных огней в качестве вершины композиции, небольшие угловые «промежутки» между розой и нижним ярусом заполнялись меньшими огнями в форме розы, как в трансептах Сен-Дени и Нотр-Дам.
Последним шагом в эволюции готического стиля было превращение розы в ряд вертикальных огней разной высоты и сужение ее заостренным точечным светом, так что она стала центром обширной оконной композиции, покрывая весь конец трансептов, как в соборах Руан или Бове. Такого рода сложную композицию можно также увидеть в восточной части Миланского собора.
. Розовые окна также были вставлены в квадратные окна, при этом прожилки были пронизаны и залиты меньшими огнями, как в Париже, 1257 г., или без скульптуры, форма, более распространенная в Италии, как в Сполето, также встречается в северном трансепте Вестминстерского аббатства и в Страсбургском соборе, ( см. изображение выше).
В ряде соборов Австралии есть розовые окна в стиле готического возрождения, в том числе три, созданные Уильямом Уорделлом в соборе Святой Марии, Сидней и еще один в Соборе Святого Патрика, Мельбурн, которые образуют верхнюю часть очень большого окна с семью светами в западном конце.
Два примера окон-розеток можно найти в Национальной базилике, построенной в 1893 году, и в церкви Санта-Тереза, построенной в 1934 году. Собор в Куэнке, в южных Андах имеет заметное окно-розетку.
В Англии использование окна-розетки обычно ограничивалось трансептами, хотя розы большого размаха были построены на западном фасаде Байлендского аббатства и в восточный фасад Старого собора Святого Павла в Лондоне.
Средневековые окна-розы встречаются в соборах Йорка, Линкольна, Кентербери, Дарема и Оксфорда..
Medieval Beverley Minster имеет пример окна в виде колеса в стиле ранней готики с десятью спицами, каждый световой элемент заканчивается трилистником с заостренными выступами и окружен декоративным узором из пластин.
Более поздние окна можно будет увидеть в внеконфессиональной часовне Abney Park в Лондоне, спроектированной в 1838–1840 годах Уильямом Хоскингом FSA; Церковь Святой Троицы, Барнс, Лондон; Святой Николай, Ричмонд ; и Собор Святого Олбана Джордж Гилберт Скотт.
В Крайст-Черч Эпплтон-ле-Мур, Йоркшир, архитектор 19 века Дж. Л. Пирсон По всей видимости, он вдохновился региональным цветочным символом белой розой. Это необычное окно с узором из пластин, датируемое 1860-ми годами, имеет пять двойных секций, подобных двухчастным лепесткам простой розы.
Считается, что самое большое окно-роза в Англии было установлено в часовне Lancing College в 1978 году и имеет диаметр 32 фута.
Во Франции огромное количество средневековых розовых окон, многие из которых сделаны из старинного стекла. В северной Франции окно-роза обычно является центральным элементом фасада. На фасадах трансептов также обычно есть окна-розетки. Примеры можно увидеть в Нотр-Дам, Париж (см. Слева), Базилика Сен-Дени (см. Слева), Шартрский собор (см. Выше), Реймсский собор, Амьенский собор и Страсбургский собор (см. Вводные изображения.)
В Италии розовое окно особенно использовался ломбардскими архитекторами, как в Сан-Зено в Вероне и в соборе Модены, а также в тосканских готических церквях, таких как соборы Сиены и Орвието. Выдающимся примером окна-розы является центральное украшение с тринадцатью спицами Малой базилики в Ларино, Молизе (1312 г.). Другие - Базилика Святого Франциска Ассизского и Санта-Мария-ди-Коллемаджо (1289) в Аквиле.
Первый методистский союз В церкви в Лаббоке, штат Техас, находится одно из самых больших окон-розеток диаметром 26 с половиной футов. Барокко oculus без узоров и витражей можно увидеть в San Jose Mission в Сан-Антонио, штат Техас, который был основан отцами-францисканцами и датируется 1718 годом. по 1731.
Самое большое окно-роза в Соединенных Штатах - Великое окно-роза над главными дверями Собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Он спроектирован в стиле готического возрождения и сделан из более чем 10 000 кусков цветного стекла.
Вашингтонский национальный собор имеет три больших окна-розы, которые символизируют Сотворение, Страшный суд и Слава Богу.
В 1954 году французский художник Анри Матисс создал Мемориальное Розовое Окно Эбби Олдрич Рокфеллер на восточной стене Объединенной церкви Покантико-Хиллз, Нью Йорк.
. В готических соборах и церквях, где роза часто встречается над Западной дверью, наиболее распространенным предметом витража, который он содержит, является Страшный суд, который по давней традиции изображен либо на фреске, либо на стекле на западной стене здания. В таких окнах Христос изображен сидящим в центре «света», а в свете вокруг него - символы четырех евангелистов, Апостолов, Пророки, Святые и Ангелы. Некоторые окна показывают владычество Бога над Небом и Землей, включая зодиакальные знаки и Подвиги месяцев.
Когда окна-розетки используются на концах трансепта, одно из этих окон часто посвящается Марии. как Мать Иисуса. В современной католической мысли окно-роза часто ассоциируется с Девой Марией, потому что один из ее титулов, на который ссылается святой Бернар Клервоский, - это " Мистическая роза ". Однако конкретная ассоциация Марии с окном-розеткой в средневековый период маловероятна, потому что термин «окно-роза» не был придуман до 17 века, когда таких окон строилось мало. Однако с возрождением готического стиля в 19-м и 20-м веках, много витражей, которые были установлены в окнах-розетках, как в новых церквях, так и в качестве реставрации в старых церквях, были посвящены Дева Мария.
Специальное примечание, которое следует прочитать в первую очередь: Стили, представленные ниже, относятся к архитектурным достижениям, которые произошли в эволюции окна Роза.
Окно-роза имело невероятно богатые мотивы и выполнено потрясающе великолепные узоры, которые сделали его культовым.
Италия, Троя, собор Санта-Мария-Ассунта (1093–1125).
Италия, Базилика Сан-Франческо д'Ассизи (1228–1253).
Франция, Нотр-Дам де Пари (1250–1260).
Италия, Монтероссо-аль-Маре, церковь Св. Иоанна Крестителя (1282–1307).
Италия, Аквила, базилика Санта-Мария-ди-Коллемаджо (1287 г.).
Собор базилики Лоди, Италия
Франция, Шартрский собор, старинное окно трансепта в процессе реставрации.
Франция, Собор Сан, трансепт, показывающий Яркое окно, встроенное в большую композицию.
Нотр-Дам де Пари, Франция, северный трансепт.
Франция, Сент-Шапель, Париж, Апокалипсис в ярких узорах.
Англия Линкольнский собор, Око епископа. Фрагменты старинного стекла в окне плавной готики.
Германия, Мемориальная церковь (Gedaechtniskirche), Шпейер.
Швеция, Церковь Оскара Фредикса.
Перу, Президентский дворец
Англия, Сент-Матиас, Ричмонд. архитектор Г. Скотт, стекло Уильям Уэйлс
Германия, окно алтаря Химмельфартскирхе, Дрезден.
Испания, Майорка, Пальма, с узором, который уже присутствовал в древнеримских и визготских розах.
Австралия, окно Waratah, St Bede's, Drummoyne, Sydney, работы Альфреда Генделя.
США, окно над алтарем в Болотной часовне Бостонского университета
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с розовыми окнами. |