Сент-Шапель

редактировать
Французская королевская часовня в Париже, Франция
Сент-Шапель
Sainte Chapelle - Верхний уровень 1.jpg Сент-Шапель, интерьер верхнего уровня
Религия
Принадлежность Католическая церковь
Провинция Парижская архиепископия
Регион Иль-де-Франс
Обряд Римский обряд
СтатусСекуляризация со времен Французской революции
Местоположение
ГосударствоФранция
Географические координаты 48 ° 51′19 ″ N 2 ° 20′42 ″ E / 48,85528 ​​° N 2.34500 ° E / 48.85528; 2,34500 Координаты : 48 ° 51'19 ″ N 2 ° 20'42 ″ E / 48,85528 ​​° N 2,34500 ° E / 48,85528; 2.34500
Архитектура
ТипПриходская церковь
Стиль Французская готика
Основание1242 (1242)
Завершено1248 (1248)
Исторический памятник
Официальное название: Sainte-Chapelle
Обозначение1862
Регистрационный номерPA00086259
НоминалÉglise
Веб-сайт
www.sainte-chapelle.fr

The Sainte-Chapelle (французское произношение:, Holy Chapel ) - королевская часовня в готическом стиле, в средневековом Palais de la Cité, резиденции Короли Франции до 14 века, на острове Сите на реке Сене в Париже, Франция.

Строительство началось где-то после 1238 года, и часовня была освящена 26 апреля 1248 года. Сент-Шапель считается одним из высших достижений районного периода <256 г.>Готическая архитектура. Он был заказан королем Франции Людовиком IX для размещения его коллекции реликвий Страсти , включая Терновый венец Христа - один из наиболее важные реликвии средневекового христианского мира, позже хранившиеся в близлежащем Соборе Парижской Богоматери до пожара 2019 года, который он пережил.

Наряду с Консьержери, Святым -Шапель - одно из самых ранних сохранившихся зданий Капетингов королевского дворца на острове Сите. Хотя он был поврежден во время Французской революции и восстановлен в 19 веке, он имеет одну из самых обширных коллекций витражей 13 века в мире.

Сент-Шапель возвышается над крышами королевского дворца. Иллюстрация месяца июнь из Très Riches Heures du Duc de Berry братьев Лимбург, ок. 1400.

была построена Сент-Шапель или «Святая часовня» во дворе королевского дворца на острове Сите (ныне часть более позднего административного комплекса, известного как Ла Консьержери ). разместить Людовик IX коллекцию реликвий Христа, которая включала Терновый венец, Изображение Эдессы и около тридцати другие предметы. Людовик купил свои реликвии Страстей у Болдуина II, латинского императора в Константинополе, на сумму 135000 ливров, хотя фактически эти деньги были выплачены венецианцам, которым были заложены мощи. Мощи прибыли в Париж в августе 1239 года, привезенные из Венеции двумя монахами-доминиканцами. По прибытии король Людовик устроил недельный праздничный прием в честь реликвий. На заключительном этапе их путешествия их нес сам король, босиком и одетыми как кающиеся, сцена, изображенная в окне «Реликвии Страстей» на южной стороне часовни. Реликвии хранились в большом изысканном серебряном сундуке Grand-Chasse, на который Людовик потратил еще 100 000 ливров. Напротив, вся часовня обошлась в 40 000 ливров, чтобы построить и застеклить. До завершения строительства в 1248 г. реликвии хранились в часовнях Шато де Венсен и специально построенной часовне в Шато де Сен-Жермен-ан-Ле. В 1246 году фрагменты Истинного креста и Святого копья были добавлены в коллекцию Людовика вместе с другими реликвиями. Часовня была освящена 26 апреля 1248 года, и мощи Людовика были перенесены в их новый дом с большой церемонией.

Помимо того, что он служил местом поклонения, Сент-Шапель играл важную роль в политических и культурных амбициях короля Людовика и его преемников. Когда императорский трон в Константинополе занимал простой граф Фландрии, а Священная Римская империя находилась в тревожном беспорядке, художественное и архитектурное покровительство Людовика помогло позиционировать его как центрального монарха в западном христианском мире, Сент-Шапель вписывается в давнюю традицию престижных дворцовых часовен. Подобно тому, как император мог частным образом пройти из своего дворца в собор Святой Софии в Константинополе, теперь Людовик мог пройти прямо из своего дворца в Сент-Шапель. Что еще более важно, двухэтажная дворцовая часовня имела очевидное сходство с небной часовней Карла Великого в Аахене (построена в 792–805 гг.) - параллель, которую Людовик стремился использовать, представляя себя как достойный преемник первого императора Священной Римской империи.

Архитектура

Королевская часовня является ярким примером этапа готического архитектурного стиля, названного «Rayonnant ", отмеченный ощущением невесомости и сильным вертикальным акцентом. Он стоит прямо на нижней часовне, которая служила приходской церковью для всех жителей дворца, который был резиденцией правительства. Позднее король был признан святым католической церковью. Его титул стал Сент-Луисом.

Панорамный вид на Нижнюю часовню

Экстерьер

Вид на часовню с примерного положения ворот дворца (нижние части закрыты гораздо более поздними постройками)

Современный посетитель, входящий во двор Королевского дворца, мог бы были встречены видом величественной церемониальной лестницы (Grands Degres) справа от них и северного фланга и восточной апсиды Сент-Шапель слева от них. Внешний вид часовни демонстрирует многие из типичных характеристик районной архитектуры - глубокие контрфорсы, увенчанные вершинами, скошенные фронтоны по линии крыши и огромные окна, разделенные узором из брусков. Внутреннее разделение на верхнюю и нижнюю часовни четко обозначено снаружи струной, нижние стены пронизаны меньшими окнами с характерной формой сферического треугольника. Несмотря на свое убранство, экстерьер относительно прост и строг, лишен аркбутанов или крупных скульптур и не дает намеков на внутреннее богатство.

Ни один дизайнер-строитель не назван в архивах, связанных со строительством. В 19 веке предполагалось (как и многие другие здания средневекового Парижа), что это работа мастера-каменщика Пьера де Монтрей, который работал над реконструкцией Королевского аббатства Сен- Дени и завершил фасад южного трансепта Собора Парижской Богоматери. Современная наука отвергает эту атрибуцию в пользу Жана де Шеля или Томаса де Кормона, в то время как Роберт Браннер увидел в дизайне руку неопознанного мастера-каменщика из Амьена.

Самыми очевидными архитектурными предшественниками Сент-Шапеля являются апсидальные часовни. Амьенский собор, на который он похож по своей общей форме, и Епископскую часовню (ок. 1180-е гг.) Нойонского собора, у которой он позаимствовал двухэтажный дизайн. Однако, как часто утверждается, основное влияние на его общий дизайн, по-видимому, оказали современные изделия из металла, особенно драгоценные святыни и реликварии, изготовленные Мозаном золотоделами.

Металл также, по-видимому, был используется в конструкции. Хотя контрфорсы достаточно большие, они слишком близко к своду, чтобы противостоять его боковому удару. Металлические элементы, такие как железные стержни или цепи, способные выдерживать натяжение, должны были использоваться для замены аркбутанов предыдущих конструкций.

Интерьер

Витражи в интерьере

Парижская палатинская часовня, построенная для размещения реликвария, сама была похожа на драгоценный реликварий, вывернутый наизнанку (с богатейшим убранством внутри). Хотя в интерьере преобладает витраж (см. Ниже), каждый дюйм оставшейся поверхности стен и свода также был богато окрашен и украшен. Анализ сохранившихся фрагментов краски показывает, что первоначальные цвета были намного ярче, чем те, которые предпочитали реставраторы XIX века, и были ближе к цветам витражей. четырехлистник аркады дадо был расписан сценами святых и мучеников и вставлен расписным и позолоченным стеклом, имитирующим лиможскую эмаль, в то время как богатые тканевые портьеры добавляли богатства интерьера.

Выше уровня дадо, установленных на сгруппированных валах, разделяющих большие окна, находятся двенадцать скульптурных каменных фигур больше, чем в натуральную величину, представляющих двенадцать Апостолов (шесть из них - копии - поврежденные оригиналы сейчас находятся в Musée du Moyen Age ). Каждый несет диск с освящающими крестами, которые традиционно наносились на столбы церкви при ее освящении. Ниши на северной и южной сторонах часовни - это личные оратории короля и его матери, Бланш Кастильской.

Витражи

Самая известная часть часовни, среди лучших К их типу в мире относятся огромные витражи, для которых поверхность каменной стены уменьшена до немногим более тонкого каркаса. Пятнадцать огромных окон середины 13-го века заполняют неф и апсиду, а большое окно-роза с ярким узором (добавлено к верхней часовне около 1490 г.) доминирует над западной стеной.

Витражи Сент-Шапель

Несмотря на некоторые повреждения, окна отображают четкую иконографическую программу. Три окна восточной апсиды иллюстрируют Новый Завет со сценами Страстей (в центре) с младенчеством Христа (слева) и из жизни Иоанна Богослова (справа). Напротив, в окнах нефа преобладают ветхозаветные образцы идеального царствования / королевства, что является очевидным намеком на их царских покровителей. Цикл начинается у западной бухты северной стены со сценами из Книги Бытия (сильно отреставрированной). Следующие десять окон нефа следуют по часовой стрелке со сценами из Исхода, Иосифа, Чисел / Левита, Иисуса Навина / Второзакония, Судей (переход к южной стене) Иеремии / Товии, Иудифи / Иова, Есфири, Давида и Книги Царств. Последнее окно, занимающее самый западный залив южной стены, обновляет этот рассказ о сакральном царстве серией сцен, показывающих повторное открытие мощей Христа, чудеса, которые они совершили, и их перемещение в Париж в руках короля Людовика.

Позднее прием и реставрация
Потолок нижней часовни

Парижский схоласт Жан де Жандун в своем "Tractatus de laudibus Parisius" (1323 г.) хвалил это здание как одно из самых красивых строений Парижа, цитируя:

самую красивую из часовен, часовню короля, наиболее прилично расположенную в Стены царского дома имеют целостную и неразрывную структуру из прочнейшего камня. Прекраснейшие цвета картин, драгоценная позолота изображений, прекрасная прозрачность красных окон со всех сторон, красивейшие полотна алтарей, дивные достоинства святилища, фигуры мощей, внешне украшенные ослепительными драгоценные камни дарят такую ​​гиперболическую красоту этому молитвенному дому, что, войдя в него внизу, можно понять, что он, словно увлеченный небесами, попадет в одну из лучших комнат Рая.

О, как целительные молитвы всемогущему Богу изливаются в этих ораториях, когда внутренняя и духовная чистота молящихся пропорционально соответствует внешнему и физическому изяществу ораторского искусства!

О, как мирно Святейшему Богу воспеваются хвалы в этих шатрах, когда сердца певцов подобным образом украшены добродетелями прекрасными изображениями скинии!

О, как приемлемы для славнейшего Бога подношения на этих жертвенниках, когда жизнь приносящих жертву сияет в соответствии с позолоченным светом жертвенников!

Ущерб во время революции

Большая часть часовни в том виде, в котором она выглядит сегодня, представляет собой воссоздание, хотя почти две трети окон подлинные. Часовня наиболее сильно пострадала в конце восемнадцатого века во время Французской революции, когда были сняты шпиль и балдахин, а реликвии рассеяны (хотя некоторые сохранились как "" реликвии Сент-Шапель "в сокровищнице Нотр-Дам де Пари ) и различные реликварии, в том числе grande châsse, были переплавлены.

Реставрации XIX века

Внешний вид Сент-Шапель, 1903 год

Сент-Шапель был реквизирован в качестве архивного хранилища в 1803 году. Было удалено двухметровое стекло, чтобы облегчить рабочее освещение и уничтожены или выставлены на продажу. Его хорошо задокументированная реставрация, завершенная под руководством Феликса Дубана в 1855 году, была расценена современниками как образцовая и соответствует оригинальным чертежам и описаниям часовни, которые сохранились.

Реставрация 21 века

Сент-Шапель, начиная с 1970-х годов, подвергалась различным этапам реставрации. Загрязнение воздуха, стихия и большое количество посетителей - все это приводит к повреждению витражей. Также в 1945 году был нанесен слой внешнего лака, чтобы защитить стекло от пыли и царапин во время бомбардировок во время войны. Он постепенно темнел, что сделало уже тусклые изображения еще труднее. В 2008 году была начата более обширная семилетняя программа реставрации, стоимостью около 10 миллионов евро на очистку и консервацию всех витражей, очистку каменной кладки фасада, а также на консервацию и ремонт некоторых скульптур. Половина финансирования была предоставлена ​​частными донорами, другая половина поступила от Villum Foundation. В реставрацию был включен инновационный слой термоформованного стекла, нанесенный снаружи витражей для дополнительной защиты. Проект завершен в 2015 году к 800-летию со дня рождения г. Людовик, который приказал построить церковь.

Сент-Шапель сегодня

Сент-Шапель является национальным историческим памятником с 1862 года.

___ Рядом со станцией метро : Cité.
Gallery
Другие Сент-Чапеллы

До роспуска Сент-Шапель в 1803 году, после Французской революции, термин «Sainte-Chapelle royale» также относился не только к зданию, но и к самой часовне, хор Сент-Шапель. Однако этот термин применялся и к ряду других зданий. Часовня Людовика IX послужила вдохновением для создания нескольких «копий», в смысле королевских или герцогских часовен в целом схожей архитектурной формы, построенных для размещения реликвий, особенно фрагментов реликвий Страстей Людовика, подаренных королем. Такие часовни обычно прикреплялись к герцогскому дворцу (например, Буржу, Риому) или к аббатству с особыми связями с королевской семьей (например, Сен-Жермер-де-Флай). Как и в случае с оригиналом, такие «Святые часовни» почти всегда были дополнением к обычной палатинской или аббатской часовне со своим преданным духовенством, обычно созданным как коллегия каноников. Для покровителей такие часовни служили не только публичным выражением личного благочестия, но и ценными дипломатическими инструментами, побуждающими важных посетителей приходить и поклоняться их реликвиям и показывать их связь с французской короной. Известные Сент-Чапеллы во Франции включают:

По мере роста статуса святого Людовика среди европейской аристократии влияние его знаменитой часовни распространилось и за пределы Франции, с важными копиями в замке Карлштейн недалеко от Праги (c 1360 г.), Хофбургкапелла в Вене (освящена в 1449 г.) Соборная церковь Святого Креста и Святого Варфоломея, Вроцлав (ок. 1350 г.) и Эксетер-Колледж, Оксфорд (1860 г.).

Ссылки

Примечания

Дополнительная литература
  • Кавикки, Камилла (2019). «Происхождение и распространение изображений Святой Часовни». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии. 44 (1–2): 57–77. ISSN 1522-7464.
  • Gebelin, F. (1937) La Sainte Chapelle et la Conciergerie. Париж.
См. Также
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы по теме к Sainte-Chapelle.
Последняя правка сделана 2021-06-06 07:47:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте