Французские готические витражи

редактировать
Французские готические витражи
Шартрский залив 44 Добрый самаритянин Full.jpg Окно доброго самаритянина из Шартрского собора
Активные годы 12-15 века
Страна Франция

Французские готические витражи были важной особенностью французской готической архитектуры, особенно соборов и церквей, построенных между 12 и 16 веками. В то время как витражи использовались во французских церквях в романский период, готические окна были намного больше, в конечном итоге заполняя целые стены. Они были особенно важны в соборах высокой готики, особенно в Шартрском соборе. Их функция заключалась в том, чтобы наполнить интерьер мистическим разноцветным светом, представляющим Святой Дух, а также иллюстрировать библейские истории для подавляющего большинства прихожан, которые не умели читать.

Окно- роза было особенно важной особенностью крупных французских соборов, начиная с Нотр-Дам де Пари. Обычно его находили над порталами на западном фронте, а часто и на трансептах.

За годы готического периода окна становились все больше и больше, пропуская больше света через гризайльное стекло, а детали расписного стекла становились намного тоньше, постепенно напоминая картины. Большая часть оригинального стекла была разрушена в веках после средневековья; большая часть стекол сегодня отреставрирована или произведена замена на более современную.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя готика (12 - начало 13 вв.)
    • 1.1 Базилика Сен-Дени
    • 1.2 Шартрский собор раннего периода (12 в.)
  • 2 Высокая готика и вискоза (13 век)
    • 2.1 Шартрский собор более позднего периода (13 век)
    • 2.2 Rayonnant Gothic - Сент-Шапель
    • 2.3 Нотр-Дам де Пари
    • 2.4 Сен-Дени
    • 2,5 Северная и западная Франция
  • 3 Ранний яркий стиль (14 век)
  • 4 Позднее яркое (15 век)
    • 4.1 Буржский собор
  • 5 Переход к эпохе Возрождения (16 век)
  • 6 покровителей
  • 7 Символизм
  • 8 Техника
    • 8.1 Изготовление стекла
    • 8.2 Изготовление окна
    • 8.3 Покраска окна
    • 8.4 Сборка
    • 8.5 Серебряное пятно
    • 8.6 Мигающее стекло
  • 9 Цвет
  • 10 Ажурное
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания и цитаты
  • 13 Библиография

Ранняя готика (12 - начало 13 вв.)

Базилика Сен-Дени

Осталось лишь очень небольшое количество оригинальных французских витражей XII века. Большая часть его была разрушена и заменена в 19 веке. Ранние окна представляли собой совокупность очень маленьких кусочков стекла, часто разной толщины, часто окрашенных, которые можно было увидеть только издалека. Их главный эффект заключался в том, что они постоянно менялись в зависимости от внешнего освещения в данный момент.

Первым важным готическим сооружением во Франции была королевская базилика Сен-Дени (ныне собор Сен-Дени), традиционная гробница французских королей, расположенная недалеко от Парижа. Аббат Сугер, близкий советник французского короля, который руководил правительством во время отсутствия короля во время крестовых походов, перестроил амбулаторию с готическими ребристыми сводами, прежде всего, чтобы освободить больше места для витражей.

Средневековая французская церковь, следуя доктрине святого Августина, связала свет с силой Бога, Сына и Святого Духа. Сугер был поклонником доктрин раннехристианского философа Иоанна Скота Эриугена (ок. 810–887) и Диониса, или Псевдо-ареопагита, который учил, что свет был божественным проявлением, а все вещи были «материальными светами», отражая бесконечный свет самого Бога. Для Сугера витражи стали способом создать сияющий неземной свет, идеальный для религиозных размышлений. Сугер описал законченную работу в Сен-Дени как «кольцевую цепочку часовен, благодаря которой вся церковь будет сиять чудесным и непрерывным светом самых светлых окон, проникая во внутреннюю красоту». Это продолжало быть основной причиной появления витражей в готический период. Пьер де Руасси, сановник капитула Шартрского собора, примерно в 1200 году писал, что витражи, устанавливаемые в нефе, «будут передавать ясность солнечного света, обозначающего Священное Писание, которое отталкивает от нас зло, поскольку они озари нас. "

Одно окно в Сен-Дени изображало самого покровителя, аббата Сугера, у ног Девы Марии. В аббатстве также было окно «Дерево Джессе», изображающее генеалогию Христа, которое стало обычным явлением в готических соборах в следующем столетии.

Каждое из окон ранней готики имело тему или сюжет, например «Страсти Христовы», иллюстрированные десятками отдельных медальонов. В высоких стрельчатых окнах на каждом уровне было по одному-два медальона, максимум три. каждая размером не более квадратного метра. Круглые медальоны разделялись широкими каймами с геометрическим или растительным орнаментом. Историю окна можно было прочитать от медальона к медальону, обычно снизу вверх. Сюжет был выбран не художником, а церковным начальством собора. Они иллюстрировали жизнь Святых и христианских мучеников, а также эпизоды Нового и Ветхого Завета для большей части собрания, которое не умело читать. Многие окна включали панели, иллюстрирующие работу гильдии, например, каменщиков или пекарей, которые их финансировали.

Шартрский собор раннего периода (XII в.)

  • Вершина Древа окна Джессе, Шартрский собор (1150 г.)

  • Деталь витража под названием Notre-Dame de la Belle Verierre

  • Шартрский собор, окна Страстей Христовых (ок. 1150 г.)

Несколько важных примеров окон 12-го века можно найти в Шартрском соборе с внутренней стороны западного фасада, в трех стрельчатых окнах под окном-розеткой. Эти окна пережили разрушительный пожар в соборе 1194 года и считаются одними из лучших образцов работ XII века во Франции. Они представили знаменитый шартрский синий, стекло, окрашенное оксидом кобальта (II), которое охлаждает и уравновешивает яркие красные и желтые цвета окон. В каждом из окон также есть медальон, на котором изображены его дарители; мясники для «Чуда с окном Богородицы», водовозы для окна «История Марии Магдалины». В соборе также есть раннее окно «Древо Иессе», иллюстрирующее генеалогию Христа в форме генеалогического древа, представленного во сне пророком Иессеем.

Высокая готика и вискоза (13 век)

Развитие ребристого свода и аркбутана привело к тому, что соборы становились все выше и выше, с меньшей потребностью в толстых стенах и с большим пространством для окон. Промежуточные уровни стен, занятые галереями в романский период, были объединены и получили окна. В результате верхние стены между контрфорсами постепенно заполнялись окнами все больше и больше.

Изменения в архитектуре сопровождались техническими и художественными новшествами в изготовлении витражей. Маленькие окна в стиле ранней готики с их глубокими насыщенными цветами были заменены гораздо более крупными и тонкими окнами, которые пропускали больше света. У них были более простые геометрические узоры и более выразительные лица фигур, которые можно было увидеть издалека. Пространство вокруг фигур часто оставляли белым или в гризайле, или украшали растительным или цветочным орнаментом. Бледно-желтые и охры, сделанные с помощью морилки Silver (отсюда и название «витраж»), стали более распространенными. и цвета были более разнообразными.

Шартрский собор позднего периода (13 век)

  • Западное розовое окно и ланцеты, Шартрский собор

  • Южное розовое окно, Шартрский собор (1221–1230)

  • Деталь окна южной розы, Шартр

  • Шартрское окно с северной розой

После разрушения значительной части собора в 1194 году началась крупная кампания по сбору средств на его восстановление. Король Франции внес свой вклад, как и его английский враг Ричард Львиное Сердце. Так же поступали купцы и гильдии Шартра, спонсировавшие новые окна. Новый собор был почти закончен за удивительно короткий срок в двадцать пять лет, хотя он не был повторно освящен до 1260 года. В результате витражи имеют замечательное единство стиля, примером которого являются окна нефа и особенно у северных и южных окон-розеток, с их тонким балансом красного и синего. В Шартре, благодаря дополнительной поддержке, обеспечиваемой новыми аркбутанами, стены были преобразованы в серию отсеков, в каждой из которых было небольшое окно-розетка вверху и два стрельчатых окна внизу. В последующие годы в других соборах, таких как Амьен в 1220 году, пространство между окнами в каждом пролете постепенно уменьшалось, пока окна не занимали большую часть стены. Реконструкция также включала создание двух больших новых окон-розеток в трансептах. После реконструкции в Шартре было сто шестьдесят окон и три окна-розетки, что сделало окна доминантой архитектуры. В начале XII века для новых соборов было создано так много окон, что в одном и том же соборе иногда использовались несколько мастерских в разных стилях. Между 1210 и 1215 годами в соборе Буржа работали три разные мастерские. Это положило начало высокой готике, или «классическому» стилю французской готической архитектуры и витражей.

Районная готика - Сент-Шапель

  • Дьявол похищает женщину, панно Сент-Шапель (середина XIII в.) (Сейчас находится в Музее средневековья, Париж)

  • Верхние окна

  • Деталь окна Южного залива; король

Примерно между 1225–1230 годами в Иль-де-Франс и других регионах начал появляться новый стиль, который проявлялся в архитектуре, скульптуре и живописи, а также в витражах. Он был более графическим, более кратким, с упрощенными формами, представлял жесткую стилизацию лиц, а мантии и одежда стали более реалистичными. Позже историки дали этому периоду название Rayonnant. Важные ранние примеры включают западное розовое окно Нотр-Дам-де-Пари, часовню Девы Марии в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре (разрушено в 18 веке, но часть стекла сохранилась).

Самая важная и влиятельная работа в этом стиле - верхняя королевская часовня Сент-Шапель (1234–1244), построенная для Людовика IX для демонстрации его недавно приобретенной коллекции священных реликвий. Единственная часовня содержит 670 квадратных метров витражей, не считая более позднего западного розового окна, а стены высотой 20,4 метра под сводом кажутся полностью стеклянными. Это стало возможным благодаря перемещению опор стены, кластеров из девяти колонет, наружу. Кроме того, окна поддерживались двумя рядами железных решеток, на средней высоте и на вершине. Железные опорные стержни скрыты перекладинами узора. Остальные металлические опоры для окон спрятаны под карнизом крыши.

Железные решетки оконного узора образовывали трилоба, кадрили, медальоны и другие геометрические фигуры, обрамляющие каждую сцену. Из-за этой сложной сети из фреймов каждая панель была очень маленькой; цифры на верхних уровнях почти невозможно различить. Важные фигуры и сцены размещены в дополнительных четырехугольных декорациях мозаичного декора, в которых преобладают красный и синий цвета. Подобные красно-синие четырехугольники оттеняют изображения геральдических щитов, изображения замков Кастилии и особенно королевских гербов Флер-де-Лис.

В верхней часовне пятнадцать окон, состоящих из 1113 стеклянных панелей. Почти две трети стекла оригинальные.

В отличие от окон большинства готических соборов, окна которых в основном были посвящены житиям Святых и Апостолов, окна Сент-Шапель были в первую очередь посвящены реликвиям, хранившимся в часовне; фрагменты, предположительно принадлежавшие Истинному Кресту и Терновому венцу от Распятия Христа. Окна изображали историю еврейского народа и, наконец, связали библейских королей с правлением покровителя окна Людовика IX. Царь изображался в окнах с короной Христа.

Окна Sainte-Chapelle, как полагают, были изготовлены тремя разными мастерскими, немного различающимися по стилю. На некоторых, похоже, повлияли новые разработки в области иллюминированных рукописей. Стеклянные узоры демонстрируют богатое убранство, изящество фигур и точность жестов, невиданных ранее в витражах.

Стили окон Сент-Шапель нашли немедленный отклик в окнах других соборов и церквей 13-го века, особенно Суассонского собора, созданного вскоре после Сент-Шапель, вероятно, теми же художниками.

Собор Парижской Богоматери

Другими крупными примерами витражей Rayonnant являются большие северные и южные розовые окна трансепта Нотр-Дам де Пари, строительство которого спонсировал король Франции Людовик IX.

Сен-Дени

Еще одна влиятельная группа окон из искусственного шелка была создана для базилики Сен-Дени преемником Сугера аббатом Эйдом Клементом. Он сохранил оригинальные окна в амбулатории, но реконструировал центральное святилище и построил большой новый трансепт, чтобы заменить каролингский неф. В новом нефе и трансепте было два важных нововведения. Во-первых, традиционные опоры, поддерживающие крышу, были заменены колоннами, которые объединяли колонны. Эти коллонеты напрямую связаны с болезненными сводами свода. Во-вторых, в результате заостренные арки окон могли полностью заполнять верхнюю стену. Два очень больших окна-розетки полностью заполнили верхние концы северного и южного трансептов. Восстановленное аббатство было освящено в 1281 году. Дизайн окна Сан-Дени, созданный излучающими каменными стенами, позже дал новому стилю название «Rayonnant».

Северная и западная Франция

Соборы Амьена, Труа, Реймса и Шалон-сюр-Марн на севере Франции были одними из первых, кто принял новый стиль окон Rayonnant, наряду с окнами в более раннем стиле 1200 года. Новые окна собора Труа в регионе Шампань были окрашены в насыщенные цвета. Фигуры в окнах собора Шалон-сюр-Марн (1240–1245 гг.) Отделились от единого фона. В окнах Реймского собора (1240–1245 гг.) Апостолы были изображены на указах с изображениями церквей и епископов Шампани.

В западной Франции изменение стиля произошло позже, а не началось до 1245–1250 годов. В соборе Ле-Мана окна стали более геометрическими, а фигуры уменьшились в размерах. Между 1255 и 1260 годами во французских окнах появилась еще одна новая тенденция; большие панели, окружающие цветные фигуры, были заполнены гризайлем, серым или белым стеклом. На юге, в Клермон-Ферране, оконщики продолжали использовать небольшие оконные стекла одного цвета, в то время как в других соборах, например, в соборе Тура, на одном стекле отображалось несколько цветов. Постепенно большинство новых церквей стали следовать единой теме; верхние окна хора выполнены в однотонных тонах, за исключением окон над хором, где фигуры были окружены гризайлями.

По всей Франции фигуры также развивались в стиле маньеризма. В период 1255–1260 годов окна стали соответствовать стилю королевских рукописей, написанных после возвращения из плена Людовика IX.

Во второй половине 13 века части гризайли были оживлены кадрилями, иллюстрирующими библейские истории и окаймленными нежной листвой. Фигурки представлялись с полуобёрнутыми головами, фигуры очень выразительно жестикулировали. Новые более светлые цвета и маньеристические фигуры повлияли на окна за пределами Франции. Базилика Сен-Урбен де Труа, построенный Урбана IV, начиная с 1262 годом на его родине, был хороший примером нового стиля.

Сорок лет спустя, в XIV веке, с появлением серебряных пятен в Иль-де-Франс и Нормандии, витражи перестали быть мозаикой разных цветов и стали намного ближе к картинам с одинаковой яркостью повсюду.

Ранний яркий стиль (14 век)

В XIV веке Франция была вовлечена в Столетнюю войну с Англией, а также столкнулась с серией смертельных эпидемий чумы. Королевское правительство, занятое войной, уменьшило покровительство искусства. Тем не менее, создание витражей продолжалось, с постоянными инновациями, в частности, с появлением большего количества гризайли, чтобы сделать окна светлее, и более широким использованием серебряной морилки и росписи на стекле. Большая часть нововведений произошла в Нормандии, в Руанском соборе и соборе Эвре.

Самые ранние примеры использования гризайли в верхних окнах, существующие сегодня, относятся к периоду с 1260 по 1270 год, в высоком хоре собора Тура и на верхнем уровне собора Шевет в соборе Труа. Другие образцы появились в оконных проемах Шартрского собора. Верхняя часть хора Шартра была снесена в 1270 году и перестроена в новом стиле с большими окнами. Окна были закончены к 1300 году. Следуя новому стилю, большая часть пространства, окружающего фигуры, была заполнена гризайлями. В окнах нефа появились и другие признаки меняющегося стиля; богатство красок окон раннего Шартра все еще сохранялось, но декоративные медальоны исчезли, а сложные навесы и арки, похожие на архитектуру церкви, были помещены над фигурами, чтобы выделить их. Это стало общей чертой яркого. Каждая вертикальная секция окна обычно содержала две высокие фигуры, одна над другой, в окружении гризайли.

В соборе Эвре, окна которого датируются всем XIV веком, фигуры часто включают небольшие цветные панели, на которых изображены дарители окон и их святые покровители. Украшение в основном состоит из геральдики и вариаций дизайна геральдической лилии. Другие ранние образцы появляются в аббатстве Сен-Уэн в Руане, где хранится одна из лучших коллекций стекла XIV века во Франции. В его окнах есть окно Томаса Бекета, иллюстрирующее мученическую кончину этого святого. Как и другие окна того периода, большая часть окна выполнена в стиле гризайль, что позволяет пропускать максимум света, в то время как фигуры обрамлены сложными архитектурными деталями, соответствующими богато украшенной архитектуре самой церкви. Окна Flamboyant постепенно утратили мозаичный вид ранних витражей и стали все больше и больше походить на картины.

Одной из отличительных черт пышности была криволинейная форма каменных столбов внутри арочного верха окон, которые при некотором воображении напоминали пламя, возбужденное ветром. Этот дизайн дал стилю свое название - яркий. Он состоял из двух компонентов; верхний элемент, называемый суфле, напоминал удлиненный четырехлистный клевер; по бокам которого стояли два мушетта, волнообразные веретенообразные формы, украшенные куспидами в узорах. Вариации этого дизайна были найдены в верхней части многих ярких окон.

Использование гризайли светлого цвета, а затем и белого фона стало все более распространенным в XIV веке. Окна стали более изысканными и имели более широкую цветовую гамму. Стены внутреннего убранства собора все чаще покрывались плотным узором и декором, конкурирующим с окнами. Фигуры в окнах часто окружали белым стеклом, чтобы обрамлять их и выделять их. Наложенные медальоны в форме под названием «Legendaire» стали обычным явлением. Ланцетные окна стали еще одной общей чертой окон. Вместо множества фигур в стрельчатых окнах была только одна фигура, окруженная белым.

В четырнадцатом веке качество стекла стало намного лучше благодаря усовершенствованию материалов и процесса выдувания стекла. Белое стекло стало светлее и прозрачнее.

Была введена новая техника - нанесение тонкого слоя цветной эмалевой краски снаружи окон. Его можно было аккуратно поскрести каменным инструментом, чтобы придать цвету рельефность и разнообразить. Также был разработан процесс окрашивания серебром. Снаружи стекло должно было иметь окраску серебряного морилки, а внутри художник рисовал фигурки. Художник мог использовать несколько разных цветов и оттенков на одном стекле.

Совершенствовалась и техника росписи по стеклу. Фигуры стали более реалистичными и изысканными, поскольку художники следовали стилю иллюминаторов рукописей.

Новая фаза, названная международной готикой, появилась в Европе примерно в 1360 году, когда стили и инновации были разделены между странами. Одним из источников новых идей во Франции был Папский двор в Авиньоне, установленный в 1309 году. Суд помог внедрить художественные идеи эпохи Возрождения, такие как реализм и перспектива, во французское искусство, включая витражи.

Еще одно важное изменение французских витражей произошло в 14 веке. Это было изменение стиля повествования окна. До XIII века в окнах были десятки сцен из жизни святого или мученика, показывающие все эпизоды его жизни. В XIV веке окна стали концентрироваться на одном важном событии из жизни мученика в более широком масштабе. Еще одним нововведением 14 века стало использование медальона, изображающего дарителя окна. Некоторым дарителям было посвящено несколько медальонов, а одному из них, Раулю де Ферьере, было посвящено целое стрельчатое окно в соборе Эвре.

Позже Яркий (15 век)

  • Окно Сен-Северин в Париже (15 век)

  • Жозеф и его братья, Сен-Шапель (15 век)

  • Окно-роза в Сент-Шапель (1485–1498 гг.)

  • Деталь окна-розы в Сент-Шапель - Апокалипсис (1485–98)

  • Рисунок центра окна-розы Сент-Шапель - видение семи подсвечников (ок. 1485 г.) (см. Фото слева)

  • Часовня апсиды собора Эвре (восстановлена ​​после Второй мировой войны)

  • Фрагмент окна собора Эврё (15 в., Отреставрирован)

  • Окно-роза церкви Сен-Маклу, Руан

  • Яркие окна нефа королевской церкви-аббатства Сен-Уан, Руан (начало 16 в.)

В начале 15 века во Франции производилось очень мало новых витражей; страна была в разгаре Столетней войны, озабоченная катастрофическим поражением при Азенкуре, завоеванием Франции английским королем Генрихом V и освобождением Жанны д'Арк. Лишь после изгнания англичан французская архитектура восстановила свое важное положение.

Во второй половине 15 века во Франции резко возродилось искусство витражей, все ближе и ближе приближаясь к живописи с использованием перспективы и других живописных техник. Но вскоре Франция постепенно утратила свое господство, так как международный готический стиль, особенно в Германии и Фландрии, приобрел известность. Работы фламандских братьев Ван Эйк стали источником вдохновения для окон по всей Европе.

Общие характеристики французских витражей этого периода включают целые панели, заполненные декоративным навесом, почти все белые, с легкими пятнами. Дизайн навесов представлял собой замысловатые узоры линий и форм, которые дополняли замысловатые детали интерьеров Flamboyant. Важным нововведением стало заимствование приемов живописи раннего Возрождения. В некоторых случаях фигуры окон полностью пересекали разделительные столбы, занимая более одного стеклянного панно.

В 15 веке стали известны имена художников-витражистов, и художники стали ездить из города в город, чтобы делать окна. Мастерские по производству витражей располагались в крупных городах Европы и все больше и больше времени уделяли обслуживанию существующих окон. В конце 15 века король Франции Карл V объявил изготовителей витражей освобожденными от налогов. Художники по витражу также стали иметь более широкий круг клиентов; не только короли, но и богатые аристократы и купцы. Окна делали не только в соборы, но и в ратуши и дворцовые резиденции. Герцог Жан де Берри, брат короля Карла V, заказал витражи для своей резиденции в Бурже. По мере того, как бумага становилась все более распространенной, рисунки видных окон распространились по Европе, и один и тот же дизайн можно было использовать в нескольких разных городах.

Важные окна, сделанные во Франции в этот период, включают окно-розу на западном фасаде Сент-Шапель (1485–1498 гг.), В котором краска на стекле использовалась с исключительным реализмом и фантазией для изображения Апокалипсиса. Церковь Святого Северина в Париже - еще один пример. Руан был важным центром производства стекла в стиле поздней готики; исключительная коллекция окон этого периода находится в церкви Сен-Маклу в Руане.

    Буржский собор

    • Буржский собор, окно Апостолов (15 век)

    • Буржский собор, сцены из жизни Сен-Дени (15 век)

    • Буржский собор, часовня Жака Кера, Благовещение (1448–1450)

    Бурж при герцоге Жане дю Берри, брате короля Франции Карла V, был крупным центром витражей в 15 веке. У него была своя Сент-Шапель, которая была разрушена во время Французской революции. Некоторые из окон сохранились и были переустановлены в Буржском соборе в 19 ​​веке. Следуя стилю 15 века, окна часто изображали фигуры святых и покровителей на темном фоне, в то время как более высокие части окон были заполнены очень сложными арками и другими архитектурными элементами, обычно белого цвета, которые подходили к интерьеру. украшение церкви.

    Переход к эпохе Возрождения (16 век)

    • Окна XVI века в нефе собора Труа

    • Окна XVI века в соборе Труа

    • Окно XVI века в церкви Сен-Пьер де Дре

    Покровители

    Окна были очень дорогими в изготовлении, и большинство окон в соборах финансировалось донорами, от королей и знати до мастеров гильдий города. Король Людовик IX напрямую профинансировал розовые окна в Нотр-Дам де Пари и все окна в Сент-Шапель, которые заполнены символами его правления.

    Первый витраж, изображающий его покровителя, находится в базилике Сен-Дени, где у ног Христа изображен аббат Сугер. Но позже, в XII и XIII веках, эта практика стала очень распространенной. Покровители часто изображались в окнах, которые они финансировали, либо молящимися, либо, в случае ремесленных гильдий, показывались на работе. В окнах были изображены работающие пекари, мясники, кожевники, меховщики, менялы и другие профессии. Розовое окно южного трансепта Шартрского собора содержит гербы его покровителя, Петра I, герцога Бретонского, в трилистнике розы и центральном ланцете, а также портреты его жены, его сына и дочери, стоящих на коленях..

    Символизм

    Собор должен был представлять Царство Небесное на земле, и каждый элемент витража был богат христианской символикой. Стеклянные стены соответствовали стенам небесного города, украшенных драгоценностями и наполненных божественным светом, как это описано в Книге Откровений. Сцены в окнах были полны символов. Группа рабочих на заднем плане или в обрамлении изящных арок и колонн указывала на то, что они работали не в обычной мастерской, а в небесной мастерской. Даже декоративные элементы имели значение. Вьющийся плющ, окружавший многие сцены, олицетворял обновление Эдемского сада на земле.

    Апостолов и святых, как правило, изображали с объектами, связанными с ними, чтобы зрители могли узнавать их так же, как готические скульптуры. Женская фигура с короной олицетворяла Церковь. Серафим или ангел убирая меч представлял либо ангел, который охраняет врата рая, или мир, заключенный между Богом и человеком в искуплении Распятия.

    Техника

    См. Также: Витражи

    Изготовление стекла

    Техника изготовления витражей в ранней готике была практически такой же, как и в романский период. Стекло изготавливали на отдельной площадке, обычно возле леса, где было много дров для плавления стекла. Одна из разновидностей этого процесса была подробно описана в начале XII века монахом Теофилом в трактате под названием «Schedula Diversarum Artium» или «Трактат о разнообразных искусствах».

    В методике, описанной Теофилом, названной «By Manchon», ингредиенты, смесь двух третей растительной золы, которая содержала калий, смешивалась с третью речного песка, который давал кремний. Этот метод чаще всего использовался для изготовления бутылок и стаканов. Стекло выдувалось на конце трубки в сферический пузырь, который в горячем состоянии скатывался в цилиндрическую форму. Пока цилиндр был еще горячим, отрезали концы цилиндра и деревянным шпателем расплющивали его в плоский прямоугольник.

    Французы использовали вариант этого плана, называемый стеклом «Плато» или «Циве». В этом методе стекло сначала выдувается в пузырь, как в предыдущем методе. Затем, пока пузырек был еще горячим, в другой конец пузыря вставляли вторую трубку и отсоединяли первую трубку. Стекло постоянно вращалось, постепенно толкалось и сплющивалось в круглый диск или пластину с небольшим подъемом в центре, куда вставлялась трубка.

    Цвета были созданы путем добавления оксидов металлов; обычно оксид железа, медь и марганец к расплавленному стеклу. Кобальт создал знаменитую синюю шартрских окон. Медь может быть желтой, зеленой или синей. Красный был самым сложным для изготовления цветом, поскольку красный цвет пропускал очень мало света. В этом случае горячее выдувное стекло погружали в сосуд с красным красителем, который плавился со стеклом.

    Ближе к концу 13 века стеклодувы начали добавлять в стекло слои разных цветов, которые затем можно было шлифовать или выгравировать, чтобы получить более разнообразные оттенки и сочетания цветов. Постепенно цвета стекла все больше напоминали цвета, используемые в живописи.

    Делаем окно

    Первым шагом в создании окна был дизайн, цветной рисунок размером примерно одну десятую полного размера, сделанный для утверждения мастером-строителем и покровителем окон. На этом плане показан дизайн свинцового и железного каркаса, скреплявшего стекло, и цвета каждого предмета. Художник по стеклу, или художник по стеклу, выбирал цвета, выбирая из небольших образцов цветных кусочков, предоставленных мастером по стеклу. После утверждения плана точная копия плана в натуральную величину была нарисована углем на вершине большого стола, покрытого гипсом. Положение и цвет каждой фигуры были отмечены и пронумерованы.

    Копии каждой секции окна, показывающие каждый кусок стекла, были тщательно отслежены и переданы терьеру или стеклодуву. Он осторожно отколол нужные ему куски от больших кусков цветного стекла, используя нагретый железный инструмент в ранний период и алмазный резак в более поздний период.

    Покраска окна

    • Расписные детали Самсона и льва из Сент-Шапель (сейчас в Национальном музее средневековья, Париж).

    Художник добавлял детали одежды и лиц и другие детали. «Краской» в ранней готике была эмаль, смесь оксида железа или порошка оксида меди с водой и гуммиарабиком, которая делала темно-коричневый или серый цвет. Его более или менее разбавили, чтобы изменить его прозрачность. Цвет был смешан с «мягким» стеклом, разновидностью стекла с низкой температурой плавления, что позволяло смешивать смесь непосредственно со стеклом окон.

    Художники помещали оконную секцию на открытый мольберт, поставленный перед окном, или ставили стекло на прозрачный стол, чтобы художник мог видеть эффект света, проходящего через стекло. После того, как роспись стекла была закончена, она была запечена при 600 градусах Цельсия, чтобы закрепить цвет.

    В период ярких красок художники разработали использование матовых штрихов, которые позволили создавать тени и создавать трехмерные изображения. Это было сделано путем нанесения слоя полупрозрачной эмали на всю поверхность стекла, и, когда стекло высохнет, но до обжига, с помощью маленькой жесткой щеточки из свиного волоса счистите градуированные огни и полутона.. Это обеспечило гораздо больший реализм и детализацию и приблизило витражи к живописи.

    сборка

    Затем детали были обрезаны и вставлены в прорези тонких свинцовых полос, которые удерживали их вместе. Промежутки между стеклом и свинцом были заполнены смолой, а края заделаны воском. Полоски свинца были спаяны вместе, чтобы закончить панель. Затем окно было помещено в нишу стены и закреплено железными прутьями, прикрепленными к каменной кладке.

    • Свинцовые ленты и железные прутья окна Томаса Бекета в Кентерберийском соборе (конец 12 - начало 13 вв.)

    Серебряное пятно

    • Расписанный ангел серебряной морилкой (XIV в.), Лувр

    • Стекло с желтым серебряным пятном окружает и выделяет фигуры в ярком окне Тулузского собора.

    Начиная с 1300-х годов окнам часто придают дополнительные оттенки цвета, используя серебряную морилку, смесь солей серебра, измельченных тонко, смешанную с желтой охрой и разбавленную водой. Это был ингредиент, который породил термин «витраж». Морилка нанесена на внешнюю сторону окна, а детали нарисованы на внутренней стороне. Серебряная морилка использовалась для получения цветовой гаммы от желтого до оранжевого и коричневого оттенков. Если нарисовать его на синем стекле, он может стать зеленым. Это позволило придать цветам и оттенкам больше нюансов. Небольшие штрихи могут придать окну особый блеск; золотой цвет в окнах обычно создавался серебряной морилкой.

    Серебряная морилка использовалась в Египте еще в 8 веке для окрашивания ваз, была адаптирована арабскими художниками и введена в Испанию. Впервые он был использован в Нормандии примерно в 1300 году и в Англии в 1310 году. С использованием серебряной морилки окна постепенно утратили вид мозаики из цветных кусочков стекла и все больше напоминали иллюстрации к иллюминированным рукописям.

    Мелькнуло стекло

    В конце 13 века оконные художники также нанесли дополнительные слои цветного стекла на свои окна, а затем выгравировали верхние слои, чтобы раскрыть цвета под ними. Это давало еще более тонкие и нежные оттенки и постепенно приближало искусство витража к живописи. Но это также разрушило некоторую чистоту и мистические качества более ранних витражей, цвет которых полностью обеспечивался светом, проходящим через стекло.

    Цвет

    • Стекло XII века, Неопалимая купина из жизни Моисея, в базилике Сен-Дени (XII век)

    • Гризайль и серебряная морилка (использованная для золотого цвета) в окне Шартрского собора (13 век)

    • Аббатство Сен-Уан в Руане (завершение 15 века) имело полную цветовую гамму на белом фоне.

    В ранней готике XII века преобладающими цветами были насыщенный синий и рубиново-красный. Цвета часто были неровными и полосатыми, но интенсивность цвета, особенно в маленьких окнах, была больше, чем в более поздних окнах. Эти цвета использовались для всего фона фигур и редко рисовались. Эмалевые краски использовались в основном для декорирования белого и другого более светлого стекла. Только в начале 13 века художники начали покрывать синий фон росписью. Белое стекло использовалось экономно, как нить, вплетенная в дизайн.

    В XIII и XIV веках стало доступно более широкое разнообразие цветов и оттенков благодаря использованию гризайли, серебряной морилки и мерцания. Цвета были более последовательными, но менее насыщенными и глубокими, чем цвета ранней готики. Частично это произошло из-за оптики; в темных церквях 12 века цвета маленьких окон с их толстым стеклом и большим контрастом казались более яркими. В XIII и XIV веках художники сконцентрировали цвета в фигурах, чтобы они выделялись на светлом фоне.

    Узор

    По мере того, как окна становились все больше и больше, это привело к развитию узора, сети каменных ребер или стоек, усиленных железными прутьями, обрамляющими светильники, или секциями стекла.

    Окна в стиле ранней готики были небольшими, и каждый свет выходил в отдельный проем в каменной стене. Это называлось ажурной пластиной, и оно наиболее широко использовалось в оформлении окна-розы в раннем готическом стиле в Шартрском соборе.

    К концу XII века, когда окна стали больше, возникла необходимость в разработке новой системы, повышающей сопротивление стеклу ветру. Каждая стеклянная панель была вставлена ​​в каркас, первоначально сделанный из дерева, а затем из железных прутьев, поставленных под прямым углом. Примером может служить окно «Дерево Джессе» в Сен-Дени (см. Изображение выше).

    Большие окна-розетки 13-го века, особенно окна Шартрского собора и Нотр-Дам-де-Пари, требовали иного рисунка. Стойки и стержни были преобразованы в криволинейные формы, очерчивая стеклянные панели, создавая сложные конструкции внутри окна. Миллионы Собора Парижской Богоматери расходятся от центра, как лучи солнца, давая название стилю Районнант. В поздней готике ажурные рамы, видимые снаружи, сливаются с ажурным убранством фасадов собора.

    Смотрите также

    Примечания и цитаты

    Библиография

    • Арнольд, Хью (1913). Витражи средневековья в Англии и Франции. Лондон: Адам и Чарльз Блэк.
    • Балкон, Сильви; Филиппо, Жак (2001). Катедраль Сен-Пьер-и-Сен-Поль де Труа. Париж: Национальный центр памятников, Монумент (Éditions du Patrimoine). ISBN   978-2-85822-615-3.
    • Бризак, Кэтрин (1994). Le Vitrail (на французском). Париж: Мартиньер. ISBN   2-73-242117-0.
    • Chastel, Роберт (2000). L'Art Français- Pré-Moyen Âge-Moyen Âge (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN   2-08-012298-3.
    • Дэй, Льюис (1897). Окна - книга о витражах и росписи. Лондон: Б. Т. Брастфорд.
    • Дучер, Роберт (1988). Caractéristique des Styles (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN   2-08-011539-1.
    • де Финанс, Лоуренс (2012). Ла Сент-Шапель - Дворец Сите (на французском языке). Париж: Éditions du patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN   978-2-7577-0246-8.
    • Уве, Этьен (2019). Шартр - Путеводитель по собору. Шартр. ISBN   978-2-909575-65-0.
    • Мартиндейл, Эндрю (1967). Готическое искусство. Темза и Гудзон. ISBN   2-87811-058-7.
    • Макнамара, Денис (2017). Comprendre L'Art des Églises (на французском языке). Ларусс. ISBN   978-2-03-589952-1.
    • Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN   978-2-7373-6535-5.
    • Миньон, Оливье (2017). Архитектура Du Patrimoine Française - Abbayes, Églises, Cathédrales et Châteaux (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN   978-27373-7611-5.
    • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры. Барри и Дженкинс. ISBN   0-7126-1279-3.
    • Венцлер, Клод (2018). Cathédales Cothiques - un Défi Médiéval (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN   978-2-7373-7712-9.
    • Le Guide du Patrimoine en France (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. 2002. ISBN.   978-2-85822-760-0.
    Последняя правка сделана 2023-03-19 10:19:05
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте