Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543 - это отрывок из органной музыки, написанный Иоганном Себастьяном Бахом примерно в свои годы в качестве придворного органиста герцога Саксен-Веймарского (1708–1713).
Согласно Дэвиду Шуленбергу, основные источники для BWV 543 можно проследить до берлинского круга вокруг Карла Филиппа Эмануэля Баха и Иоганн Кирнбергер. Переписчик, связанный с К. П. Э. Бахом, был идентифицирован только как «Аноним 303»; Рукопись сейчас хранится в Берлинской государственной библиотеке. Хотя он менее плодовит, чем переписчики, такие как Иоганн Фридрих Агрикола, из множества ручных копий, распространенных для покупки Anon 303, включая копии из Sing-Akademie zu Berlin, извлеченные из Киева в 2001 году комментаторы сходятся во мнении, что профессиональный переписчик, должно быть, имел близкие отношения с КПЕ Бахом. Другой вторичный источник BWV 543 поступил от переписчика Иоганна Готфрида Зибе и Кирнбергера. Рукопись стала частью Amalienbibliothek, музыкальной библиотеки принцессы Прусской Анны Амалии ; сейчас он находится в Берлинской государственной библиотеке. Есть дополнительный источник от переписчика Иоахима Андреаса Дробса, чья партитура для BWV 543 вошла в коллекцию Иоганна Кристиана Киттеля, теперь хранящуюся в Библиотеке Лейпцигского университета. Источники BWV 543a, который, как предполагается, является более ранней версией BWV 543, заметно отличающейся от прелюдии, но идентичной фуге, происходят из Лейпцига. Основным источником был неустановленный переписчик, связанный с учеником Баха Иоганном Людвигом Кребсом ; рукопись сейчас находится в Берлинской государственной библиотеке. Вторичный источник - от переписчика Иоганна Петера Келлнера, написанного около 1725 года и также находящегося сейчас в Берлинской государственной библиотеке. Дополнительный источник - партитура переписчика Майкла Готтхардта Фишера; в настоящее время он хранится в Музыкальной библиотеке Ирвинга С. Гилмора Йельского университета.
Существует две версии Прелюдии, обе относятся к одному и тому же периоду в Веймаре (1708–1713). Версии фуги идентичны, в то время как две версии прелюдии отличаются, первая версия BWV 543 / 1a короче и предположительно более ранняя. Источники для BWV 543 кратко изложены в разделе выше. Различия между двумя версиями прелюдии обсуждаются в Williams (2003) : более ранняя версия имеет длину 43 бара, а более поздняя версия - 53 бара. Основные различия проявляются в тактах 1–6 BWV 543a / 1 и тактах 1–9 из 543/1, где нисходящие полукваверные фигуры с ломаной хордой изменены и усечены. То же самое относится к соответствующим проходам для стержней 17–18 в BWV 543a / 1 и стержней 26–28 в BWV 543/1. Вдобавок триплетные полукваверы в более поздней прелюдии обозначены как демисемикваверы. Как замечает Бичи (1973) : «Более серьезным вопросом, касающимся вступительного отрывка прелюдии в ее ранней и более поздней версиях, является тот факт, что Бах заменил свои demisemiquavers на полусвободные [...] и при этом сохранил более спокойное настроение и менее восторженное чувство в музыке; это изменение, однако, не означает и не может означать, что ранняя версия неверна или что композитор ошибался. В более поздней версии Бах мыслил в более широком масштабе и рассматривал фуга и сопутствующее движение в таком же крупном масштабе [...] Самый простой способ расширить раннюю прелюдию состоял в том, чтобы удвоить значение нот в цитируемых отрывках и, таким образом, сделать его поток более равномерным ».
музыковед Питер Уильямс указал, что запоминающийся «длинный последовательный хвост» этого предмета фуги (его последние 3 такта) «легко запутывает ухо относительно ритма» и является гармонично точный «пересказ» последовательности в 6-8 тактах двойного скрипичного концерта Вивальди соч. 3 No. 8 ля минор (RV 522, из L'estro armonico). Бах аранжировал этот концерт Вивальди как свой сольный органный «концерт» BWV 593, вероятно, в 1714–1716 гг.
Эту 4-голосную фугу BWV 543 сравнивали с клавесином Фугой ля минор Баха., BWV 944, трехголосная фуга, которая, вероятно, была написана в 1708 году, и эту органную фугу даже назвали «последним воплощением» BWV 944. (Сходство было упомянуто Вольфгангом Шмидером, редактором из Bach-Werke-Verzeichnis.) Однако идея любых близких отношений (не говоря уже о реинкарнации) подверглась сомнению. Уильямс пишет, что фугу «часто сравнивали с клавишной фугой BWV 944 [...] и считали ее своего рода версией, [но] сходство - контуры субъекта и контрпредмета, элемент вечного движения, довольно свободный близко - слишком незначительны », чтобы поддерживать сравнения. Уильямс также ссылается на «сходство» между очертанием объекта и контуром ля минорной фуги BWV 559, или между фигурами педалей на заключительных стадиях обеих прелюдий [и] в начальной [правой] фигуре прелюдии, в Корренте в сочинении Вивальди. 2 № 1 1709 г. и фуга ми минор Пахельбеля ». Помимо наблюдений Уильямса о предмете фуги, фуги BWV 543 и 944 отличаются более крупными очертаниями: их гармоническая структура, а также серия экспозиций и эпизодов не параллельны.
Хотя Филипп Спитта видел элементы северных традиций ранней Prelude BWV 543a / 1, типичные для школы Букстехуде, Уильямс ( 2003) указал, что те же функции присутствуют и в более поздней версии BWV 543/1. К ним относятся сольные пассажи в начале; полукваверные проходы со скрытым двух- или трехчастным контрапунктом как в инструкции, так и на педалях; виртуозные отрывки demisemiquaver с трелями, ведущими к каденции; и бегущие фигуры полуквавера и демисемиквавера повсюду, в том числе в начале и в коде. Традиционными аспектами являются полукваверный арпеджированный пассаж с его «скрытым контрапунктом», который включает нисходящую хроматическую басовую линию. Цифры полуквавера начинаются в руководстве как соло:
, а затем, после длительного приукрашивания демисемиквавера над точкой тонической педали, снова слышны в педали. Приукрашенная каденция, которая следует за этим - полная ручных пробежек по продолжительным нотам педали - ведет к контрапунктному исследованию вступительного материала в последовательности ; за этим следует очень свободное исполнение. Особенности, которые отличают письмо Баха от произведений семнадцатого века, включают его постоянный темп во всем; тщательное планирование кульминаций; хорошо оцененные изменения от полукваверов к триплетам полуквавров и затем к полукваверам. После 36-го такта в руководствах присутствуют мотивы полуквавера, на которые даны аналогичные мотивы в педалях: есть бризовые эффекты, подобные тем, что встречаются в прелюдии хорала BWV 599 или Passacaglia, BWV 582/1 ; и мотивы педалей, подобные тем, которые встречаются в прелюдии к хоралу BWV 643. Однако для обеих хоральных прелюдий из Orgelbüchlein именно систематическое использование мотивов задает особое музыкальное настроение. Токката -подобная прелюдия ля минор - в стилистике фантастика - несет в себе черты раннего, северогерманского стиля Баха, в то время как фуга может считаться более поздним произведением Баха. зрелость.
Версии фуги из 4 частей для BWV 543a и BWV 543 идентичны; он длится 151 бар. Эту тему можно проследить до органного концерта Баха ля минор BWV 593, транскрибированного для органа из концерта Антонио Вивальди для двух скрипок, Op.3, № 8, RV 522, часть его коллекции L'estro armonico. Фугу можно разбить на следующие части:
Фуга находится в . 8времени, в отличие от прелюдии, который находится в . 4времени. Тема фуги, как и в прелюдии, состоит из арпеджио аккордов и нисходящих последовательностей, особенно в ее последней половине. Из-за последовательного характера сюжета большая часть фуги состоит из секвенций или ритмов. Фуга заканчивается одной из наиболее токкатных -подобных виртуозных каденций Баха в гармоническом миноре. В отличие от большинства клавиатурных минорных произведений Баха, он заканчивается на минорном аккорде, а не на пикардовой трети.
В его книге о восприятии органных сочинений Баха в девятнадцатом веке В Германии музыковед Рассел Стинсон сразу выделяет Феликса Мендельсона, Роберта Шумана, Ференца Листа и Иоганнеса Брамса. В своем вступлении Стинсон пишет, что переживание этих произведений «глазами и ушами этих четырех титанов неизмеримо увеличивает понимание музыки». Он выбирает фугу из BWV 543, получившего прозвище «Великий», как типичный пример: ее исполнение на органе, где Мендельсон без особых усилий освоил работу с педалями; фуга как композиционная модель как для Мендельсона, так и для Брамса; транскрипция для фортепиано, которую регулярно играли Лист и Брамс; и фактическая публикация транскрипции Листа, которая вдохновила начинающих пианистов. Женщины также играли важную роль: Клара Шуман как известная пианистка и соратница Баха; и опытные сестры Мендельсона, Фанни и Ребека, которые играли фугу в фортепианных аранжировках вместе или со своим братом Феликсом. В качестве дополнительного доказательства репутации фуги Стинсон замечает, что «Шуман посетил и рассмотрел единственное публичное выступление Мендельсона движения, Лист слышал, как Клара играла ее фортепианную транскрипцию, а Клара в конечном итоге играла транскрипцию Листа».
Благодаря своим связям с издателем С. Ф. Петерс, семья Фанни, Ребека и Феликс Мендельсон, как известно, играли в частном порядке или исполняли на публике органные произведения Баха, аранжированные для два фортепиано или фортепиано в четыре руки.
Из-за общей рапсодической природы пьесы многие органисты играют ее свободно, и в различных темпах; его можно легко переписать на другой инструмент. Лист включил его в свои транскрипции «Шести великих прелюдий и фуг» BWV 543–548 для фортепиано (S. 462 ), составленных в 1839–1840 гг. И опубликованных в 1852 г. Петерс.
В детстве отец обучал Листа мастеру клавишных сочинений Баха с ежедневными упражнениями на фуги из Хорошо темперированного клавира. Однако как концертного пианиста Лист не любил орган. В 1857 году, после посещения органного концерта Баха в Frauenkirche, Dresden, который пленил и Клару Шуман, и Йозефа Иоахима, реакция Листа было: «Хм, сухо, как кости». Тем не менее, что касается музыки Баха, Лист стал очень влиятельным исполнителем, транскриптором и учителем.
Уже в 1836 году, в начале своей карьеры, известно, что Лист питал благоговение перед великим Бахом ». шесть прелюдий и фуг », BWV 543–548, или« Великая шестерка »фуг, как они стали называться в девятнадцатом веке. Фактически, в прошлом году Лист сбежал в Женеву с Мари д'Агуль, от которой у них в итоге родилось трое детей. После рождения их первенца Лист попросил у матери в 1836 г. копии «35» «Искусство фуги» и «Великой шестерки». В том же году Лист сблизился с кругом Жорж Санд и Адольфа Пикте, оба приверженцы Баха. Три года спустя, написав Пикте из Рима, Лист хвалил «великолепные» Шесть фуг, предлагая прислать ему копию, если таковая у него не будет. Во время его пребывания в Риме в церкви посольства Франции проходила служба, где Лист исполнил одну из фуг Баха: по мнению Стинсона, Лист вряд ли обладал педальной техникой, необходимой для любой из Великой шестерки, так что почти наверняка это был один из ВТЦ. Когда Лист переехал в Берлин в 1841 году, первые концерты, на которых были услышаны его новые фортепианные переложения Великой шестерки, состоялись в начале 1842 года с фугой ми минор из BWV 548 в Singakademie и фуга ля минор из BWV 543 в Потсдаме.
Карикатура на концерт Листа, 1842 годВ то время, как странствующий музыкант, пианистическая пиротехника Листа привлекла огромное внимание любителей концертов. Термин Листомания был придуман Генрихом Гейне в 1844 году для описания безумия, вызванного его берлинской аудиторией, даже среди музыкально информированных. Лист регулярно исполнял фугу ля минор в Берлине с 1842 по 1850 год. В этот период появились сообщения о том, что Лист прибегал к трюкам перед живой публикой, что, возможно, вызвало заслуженные обвинения в шарлатанстве. В августе 1844 года Лист оставался в Монпелье, выступая в этом регионе. Там он встретился со своим другом Жан-Жозефом Бонавентура Лоренсом, органистом, художником и писателем. Его дружба с Шуманами и Мендельсоном, а также с библиотекой Баха, которую он вместе с ними собрал, позволила Лорену стать одним из главных экспертов по органным произведениям Баха во Франции. 40 лет спустя брат Лоренса вспоминает их беседу за обедом. В полусерьезном подшучивании Лист продемонстрировал три способа сыграть фугу ля минор, произведение, которое, по словам Лоренса, было настолько сложным, что только Лист мог бы справиться с этим. Лист сначала дал прямую интерпретацию, которая была идеальным классическим способом игры; затем он дал второй, более красочный, но все же нюансированный вариант, который был также оценен; наконец, он представил третью интерпретацию, «как бы я поставил ее для публики... изумить, как шарлатан!» Затем Лоуренс пишет, что «закуривая сигару, которая проходила в моменты от его губ к его пальцам, исполняя десятью пальцами часть, написанную для педалей, и предаваясь другим поездкам силы и престижа, он был потрясающим, невероятным, невероятным. и были приняты с благодарностью и энтузиазмом ". Стинсон (2006) указывает, что такого рода уловки не были редкостью в то время: «Действительно, [Лист], как сообщается, сопровождал Иоахима в последней части Концерта для скрипки Мендельсона с зажженной сигарой в его руке. правая рука все время! »
Альтенбург, резиденция Листа и принцессы фон Сайн-Витгенштейн в ВеймареВ 1847 году, измученный годами концертной деятельности, Лист уехал в Веймар., где в 1848 году он был назначен Каппельмейстером в Великом княжестве, ту же роль когда-то исполнял Бах. Первоначально он был там 13 лет. Позже он также разделил свое время между Будапештом и Римом, проводя мастер-классы. Его новой любовницей стала принцесса Каролина фон Сайн-Витгенштейн, которая жила в загородном поместье в Воронинцах Украины ; их товарищество продолжалось до смерти Листа. После трех месяцев в Воронинцах Лист приступил к работе над подготовкой транскрипции BWV 543–548. В качестве отправной точки он выбрал издание Haslinger, хотя, вероятно, также обращался к изданию Петерса 1844 года. На разных этапах ему помогал переписчик Иоахим Рафф. Стинсон (2006) дает технические подробности различных этапов транскрипции, которые начались с простых заметок в партитуре Хаслингера: они записаны в Goethe- und Schiller-Archive в Веймар. В своей книге Стинсон приводит прелюдию A minor к BWV 543 в качестве основного примера того, как работает этот процесс, с особым вниманием к тому, как можно заполнить педальную часть правой рукой. В опубликованной версии Петерса Лист решил поместить прелюдию и фугу си минор, BWV 544 последними, изменив стандартный порядок в большинстве редакций для органа. С его точки зрения, что Бах был «музыкальным св. Фомой Аквинским», Лист, в конечном счете, проявил почти религиозное рвение к уважению партитуры, написанной Бахом. Как заключает Стинсон, «более тридцати лет спустя Лист сказал своим классам фортепиано, что с его стороны было бы« греховно »добавлять динамические отметки к партитуре фуги ля минор, поскольку« великий Бах »сам ничего не написал. " Даже в более поздние годы фуга Листа ля минор оставалась одной из его любимых: когда его пригласили сыграть на частном вечернем концерте с почетными гостями принц Альберт Прусский и его жена принцесса Мария из Саксен-Альтенбурга, первым выбором Листа была фуга, и в его благодарственном письме говорится, что Клара Шуман теперь, естественно, играет его транскрипцию, а не свою собственную. В 1880-х годах американские ученики Листа, в частности Карл Лахмунд, засвидетельствовали, что ему доставляло удовольствие слушать или говорить о фуге, будь то ужин в его честь в Веймаре, где студенты пели ее вместе, или мастер-класс по обсуждению его выступлений. Как отмечает Стинсон, «пожизненная пропаганда этого движения Листом - как исполнитель, расшифровщик и учитель - несомненно, является одной из причин его непреходящей популярности».
В 1895–1986 гг. Макс Регер сделал ряд аранжировок органных произведений Баха как для фортепианного дуэта, так и для фортепианного соло. Аранжировка BWV 543 с четырьмя стрелками происходит из его коллекции Ausgewählte Orgelwerke, опубликованной в 1896 году издательствами Augener Co в Лондоне и G. Ширмер в Нью-Йорке, содержит десять произведений высокого уровня сложности. Делая транскрипцию в 1895 году в Висбадене, Регер пренебрежительно прокомментировал Ферруччо Бузони, итальянскому композитору и коллеге по транскрипции Баха: «Жаль, что Ференц Лист проделал такую плохую работу. на его транскрипции органных пьес Баха - это не что иное, как поделка ". В 1905 году Регер стал постоянным партнером по фортепиано Филиппа Вольфрума, музыкального директора Гейдельбергского университета и автора двухтомной монографии о Бахе. Их сотрудничество включало не только концертные туры, но и специальный фестиваль «Бах-Регер-Музыка» в июне 1913 года, организованный как пятый Гейдельбергский музыкальный фестиваль. Как бахианец, органист и композитор, взгляды Регера на прием Баха, в частности его публичные произведения, хорошо отражены в литературе. Согласно Андерсону (2006a), в 1905 году Регер был одним из нескольких немецких музыкантов, художников и критиков, опрошенных Die Musik на J.S. Актуальность Баха («Was ist mir Johann Sebastian Bach und was bedeutet er für unsere Zeit?»); как заключает Андерсон, «краткость« эссе »Регера, однако, не препятствует появлению определенных тем, которые более подробно рассматриваются в других его произведениях: природа прогресса,« болезнь »современной музыкальной культуры, немецкий национализм., вина критиков ". В своем часто цитируемом ответе Регер написал: «Себастьян Бах для меня Альфа и Омега всей музыки; на нем покоится и от него исходит настоящий прогресс! Что значит - извините, что должно - Себастьян Бах означает для нашего времени? «Самое мощное и неиссякаемое лекарство не только для всех тех композиторов и музыкантов, которые страдают от« непонятого Вагнера », но и для всех тех« современников », которые страдают от всех видов заболеваний позвоночника. Быть« бахианцем »- значит быть подлинным Немец, непреклонный. То, что Баха можно было так долго недооценивать, - величайший скандал для «критической мудрости» восемнадцатого и девятнадцатого веков ».
В 1898 году, до того как его музыка получила признание, Регер побывал в Св. Павла, Франкфурт-на-Майне, чтобы услышать концерт его произведений берлинского органиста Карла Штраубе. Они сразу же разделяли близость к произведениям Баха, и, в свою очередь, Штраубе стал самым важным промоутером Регера. В 1903 году Штраубе ушел преподавать в консерватории в Лейпциге, где он стал органистом в Thomaskirche, а затем, в 1918 году, в Thomaskantor, когда-то занимал эту должность. заполненный Бахом. Хотя Регер родился в деревне в Нижней Баварии, в 1907 году Регеру также удалось получить место преподавателя в Лейпцигской консерватории. Игра Штраубе на органе отражала поздне-романтический стиль: как и в работах Регера, использование им роликового механизма Walze и Swell, впервые примененное Вильгельмом Зауэром, позволило быстро изменить динамику и оркестровый цвет. В случае фуги BWV 543 это вызвало критику даже среди ярых сторонников Штраубе, когда неортодоксальная регистрация привела к предполагаемой жертве ясности во время блестящей работы над отрывком. В 1913 г. новое издание Полного собрания сочинений Баха для органа было опубликовано К. Ф. Петерс, под редакцией Штраубе, с подробными инструкциями по органной технике, следуя его методам. После смерти Регера в 1916 году ряд учеников Штраубе в Лейпциге помогли сохранить эту традицию, несмотря на Orgelbewegung, движение за реформу органов в Германии, начавшееся в 1920-х годах. Один из лейпцигских учеников Штраубе, Генрих Флейшер, был призван на службу в Германию в 1941 году; в России он был ранен в автокатастрофе в 1943 году; после трех дней операции в Рувно ему сообщили, что ему необходимо ампутировать два пальца левой руки, один полностью, а другой частично. Несмотря на травмы, он перешел по назначению в американский университет в Университет Миннесоты, восстановив свою карьеру органиста. В 2018 году декан Биллмейер из того же университета и бывший органный ученик Флейшера написал отчет о исполнительских традициях Штраубе, сопровождаемый выступлениями из Германии, включая запись BWV 543 из Зауэр оргена в Михаэлискирхе, Лейпциг.
Оскароносный итальянский композитор Эннио Морриконе описал связь между BWV 543 и основные темы некоторых фильмов, которые он забил. В книге Алессандро Де Роса 2019 года «Эннио Морриконе»: по его собственным словам, Морриконе описал основную музыкальную тему фильма 1970 года Исследование гражданина, который выше подозрений как «неоднозначное танго». Позже он понял, что это напомнило ему тему The Sicilian Clan, выпущенного годом ранее. Он заметил: «После того, как я продолжил размышления об этом сходстве, я тогда понял, что и другая тема была получена из моей собственной идеализации фуги ля минор BWV 543 Иоганна Себастьяна Баха. В поисках оригинальности я оказался в ловушке одной из них. из моих самых глубоких чувств ".
| subscription =
, | registration =
и | editors =
()Wikimedia Commons has media related to BWV 543 – Prelude and Fugue in A minor for organ. |
|subscription=
, |registration=
, and |editors=
()