Листомания

редактировать
Лист в 1843 году

Листомания или лихорадка Листа была сильным фанатичным безумием, направленным против венгерского композитора Ференца Листа во время его выступлений. Это безумие впервые произошло в Берлине в 1841 году, а позднее этот термин был придуман Генрихом Гейне в фельетоне, который он написал 25 апреля 1844 года, обсуждая концертный сезон в Париже 1844 года. Листомания характеризовалась интенсивным уровнем истерии, демонстрируемым фанатами, сродни обращению с знаменитостями музыкантами сегодня - но во времена, не известные таким музыкальным возбуждением.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Характеристики
  • 3 Создание и использование термина
  • 4 Причины
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История

Ференц Лист начал получать уроки игры на фортепиано в возрасте семи лет у своего отца Адама Листа, талантливого музыканта, игравшего на фортепиано, скрипка, виолончель и гитара, и кто знал Йозеф Гайдн, Иоганн Непомук Хаммель и Людвиг ван Бетховен лично. К 11 годам Ференц Лист уже писал музыку и выступал на концертах. Повзрослев, Лист продолжал учиться и развивать свои навыки игры на фортепиано.

Лист начал обширное турне по Европе в 1839 году, которое он продолжал в течение следующих восьми лет. Этот период был наиболее ярким для Листа как концертного пианиста, и он получил много наград и восхищения во время своих гастролей. Ученые назвали эти годы периодом «трансцендентной казни» Листа. В этот период появились первые сообщения о бурных откликах поклонников Листа, которые стали называть Листоманией.

Лист прибыл в Берлин около Рождества 1841 года, и слух о его прибытии вскоре распространился. Той ночью группа из тридцати студентов исполнила ему серенаду, исполнив его песню «Rheinweinlied». Позже он отыграл свой первый сольный концерт в Берлине 27 декабря 1841 года в Sing-Akademie zu Berlin перед восторженной публикой. Позже это выступление было отмечено как начало Листомании, которое после 1842 года охватило всю Европу.

Характеристики

Листомания характеризовалась истерической реакцией на Листа и его концерты. Сообщалось, что игра Листа поднимала настроение публики до мистического экстаза. Поклонники Листа собирались над ним, сражаясь за его носовые платки и перчатки. Поклонники носили его портрет на брошках и камее. Женщины пытались получить прядь его волос, и всякий раз, когда он ломал струну пианино, поклонники пытались получить ее, чтобы сделать браслет. Некоторые почитатели даже носили стеклянные склянки, в которые наливали его кофейные остатки. Согласно одному сообщению:

Лист однажды выбросил на улице старый окурок сигары под бдительными глазами увлеченной фрейлины, которая благоговейно вытащила опасную травку из сточной канавы, поместила ее в медальон и в окружении монограммы "FL" в алмазах и выполняла свои придворные обязанности, не подозревая о том болезненном запахе, который они исходили.

Создание и использование термина

Писатель Генрих Гейне придумал термин Листомания, чтобы описать излияние эмоций, сопровождавших Листа и его выступления. Гейне написал серию музыкальных фельетонов за несколько разных музыкальных сезонов, обсуждая музыку дня. Его обзор музыкального сезона 1844 года, написанный в Париже 25 апреля 1844 года, является первым местом, где он использует термин Листомания:

Когда раньше я слышал о приступах обморока, которые разразились в Германии и особенно в Берлине, когда Лист показался там, я пожал плечами и подумал: тихая субботняя Германия не желает упускать возможность получить то небольшое необходимое упражнение, которое ей разрешено... В их случае, подумал я, это вопрос зрелища для ради зрелища... Так я объяснил эту Листоманию и увидел в ней признак политически несвободных условий, существующих за Рейном. Но я все-таки ошибался и не замечал этого до прошлой недели, в Итальянском оперном театре, где Лист дал свой первый концерт... Это действительно была не германо-сентиментальная, сентиментально-сентиментальная берлинская публика, перед которой Лист играл, совершенно точно. в одиночку, а точнее, в сопровождении исключительно своего гения. И все же как судорожно подействовал на них один его вид! Какими бурными были аплодисменты, раздающиеся ему навстречу!... [Что] это было одобрение! Настоящее безумие, неслыханное в анналах фурора!

Музыковед Дана Гули утверждает, что использование Гейном термина «Листомания» не использовалось таким же образом, как «битломания ». используется для описания сильных эмоций, вызванных The Beatles в 20 веке. Вместо этого Листомания имела гораздо больший медицинский акцент, потому что термин «мания» был гораздо более сильным термином в 1840-х годах, тогда как в 20-м веке «мания» могла относиться к чему-то столь же легкому, как новая мода. Некоторые считали Листоманию настоящим заразным заболеванием, и критики рекомендовали меры по иммунизации населения.

Некоторые критики того времени думали, что Листомания, или «лихорадка Листа» ", как это иногда называли, было главным образом отражением отношения берлинцев и северных немцев и того, что в южно-германских городах не было бы таких эпизодов Листомании из-за разницы в конституции населения. Как говорится в одном отчете в мюнхенской газете 1843 года:

лихорадка Листа, инфекция, которая вспыхивает в каждом городе, который посещает наш художник, и которую не могут защитить ни возраст, ни мудрость, кажется здесь только спорадически, и такие удушающие случаи, как Наши жители с их сильным телосложением так часто появлялись в северных столицах.

Причины

Не было известной причины Листомании, но были попытки объяснить это состояние. Гейне попытался объяснить причину Листомании в том же письме, в котором он впервые использовал этот термин. В этом письме он написал:

В чем причина этого явления? Решение этого вопроса относится скорее к области патологии, чем к области эстетики. Врач, специализирующийся на женских болезнях, и которого я попросил объяснить магию, которую наш Лист оказал на публику, очень странно улыбнулся и в то же время сказал всевозможные вещи о магнетизме, гальванизм, электричество, заражение тесного зала, наполненного бесчисленными восковыми лампами и несколькими сотнями надушенных и вспотевших людей, историческая эпилепсия, феномен щекотки, музыкальных кантерид и других ужасных вещей, которые, как мне кажется, имеют отношение к тайнам bona dea. Возможно, решение вопроса не зарыто в такие авантюрные глубины, а плывет по весьма прозаической поверхности. Мне иногда кажется, что все это колдовство можно объяснить тем фактом, что никто на земле не знает так хорошо, как организовать свои успехи или, скорее, свою мизансцену, как наш Ференц Лист.

Дана Гули утверждает, что разные люди объясняли причину Листомании в берлинской публике по-разному, исходя из своих политических пристрастий в то время; более того, те, кто придерживался прогрессивного взгляда на дела, думали, что излияние эмоций берлинской публикой было в значительной степени побочным эффектом репрессивного и сурового государства и что энтузиазм по поводу Листа был "компенсирующим, иллюзорным заменителем отсутствие агентуры и общественного участия среди берлинцев ". Противоположный положительный взгляд на Листоманию заключался в том, что это был ответ на великую доброжелательность и милосердие Листа. Эта точка зрения объяснялась следующим образом:

Оптимистическая и популярная политическая риторика Фридриха Вильгельма IV с ее обещаниями либеральных социальных реформ предрасполагала берлинскую публику к тому, чтобы оценить различные жесты Листа в поддержку благотворительных, гуманитарных целей, как они видели они сами и их монарх перекликаются с благосклонностью Листа. Но что важно, они нашли доказательства этого не только в его пожертвованиях. Его личная открытость, его поведение по отношению к публике и его исполнительский стиль также стали символами «благотворительности».

Предполагается, что одним из факторов, способствующих Листомании, было то, что Лист в молодые годы был известен как красивый мужчина.

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-28 03:23:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте