Для использования в других целях, см
Рапсодия (значения).
Рапсодия в музыке это одно движение работа, которая является эпизодической еще интегрированным, сыпучим в структуре, показывая диапазон высококонтрастных настроения, цвета и тональности. Атмосфера спонтанного вдохновения и чувство импровизации делают его более свободным по форме, чем набор вариаций.
Слово рапсодия происходит от греческого : ῥαψῳδός, рапсидос, чтец эпической поэзии ( рапсод ), и стало использоваться в Европе к 16 веку как обозначение литературных форм, не только эпических поэм, но и сборников. разных произведений, а позже и любого экстравагантного выражения чувств или чувств. В 18 веке литературные рапсодии впервые стали связаны с музыкой, как, например, в « Musicalische Rhapsodien» Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта (1786), сборнике песен с клавишным аккомпанементом, а также нескольких сольных клавишных пьес. Однако первыми сольными фортепианными сочинениями с таким названием были « Пятнадцать рапсодий» Вацлава Яна Томашека, первая из которых появилась в 1810 году. Хотя вокальные образцы можно найти уже в « Альтовой рапсодии» Брамса, соч. 53 (1869), в XIX веке рапсодия стала преимущественно инструментальной формой, сначала для фортепиано, а затем, во второй половине века, масштабной националистической оркестровой «эпопеей» - модой, инициированной Ференцем Листом. Интерес к цыганской игре на скрипке с середины 19 века привел к появлению ряда важных произведений в этом стиле, в частности Листа, Антонина Дворжака, Джорджа Энеску, Эрне Донаньи и Белы Бартока, а в начале 20 века представили британские композиторы. влияние Фольклор сочинил ряд примеров, в том числе Ральф Воан Уильямс «s три Норфолк рапсодии, Джордж Баттерворта » s A Шропшир Лад, и Фредерик Делиус «s Brigg Fair (которая подзаголовком„английский рапсодия“).
Некоторые знакомые примеры могут дать представление о характере рапсодии:
- Уго Альфвен, Шведская рапсодия № 1 ( Мидсоммарвака), для оркестра
- Бела Барток, Рапсодия № 1 и Рапсодия № 2 для скрипки и фортепиано (также в переложении для оркестра)
- Иоганнес Брамс, Две рапсодии, соч. 79 и рапсодия ми-бемоль мажор, соч. 119, No. 4, для фортепиано соло
- Эммануэль Шабрие, Испания, рапсодия для оркестра
- Клод Дебюсси, Премьера рапсодии для кларнета и фортепиано (также в оркестровке композитора)
- Клод Дебюсси, Рапсодия для альт-саксофона с оркестром
- Эрне Донаньи, Четыре рапсодии, соч. 11, для фортепиано соло
- Джордж Энеску, Румынские рапсодии №№ 1 и 2, для оркестра
- Эдвард Герман, Валлийская рапсодия, для оркестра
- Джордж Гершвин, Rhapsody in Blue, Second Rhapsody, для фортепиано с оркестром
- Джеймс П. Джонсон, Ямекроу - негритянская рапсодия
- Герберт Хауэллс, Три рапсодии, соч. 17, для сольного органа
- Ференц Лист, Венгерские рапсодии для фортепиано соло
- Дэвид Поппер, Венгерская рапсодия
- Сергей Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини, соч. 43, для фортепиано с оркестром
- Морис Равель, Испанская рапсодия, для оркестра
- Ральф Воан Уильямс, Norfolk Rhapsody No. 1, для оркестра
- Панчо Владигеров, Болгарская рапсодия "Вардар"
В 1975 году британская рок- группа Queen выпустила " Bohemian Rhapsody ", напыщенную имитацию оперной рок-песни, которая представляет собой четырехчастную сюиту, но исполняется с рок-инструментами. Хотя ее композитор Фредди Меркьюри назвал «пародией на оперу», она также была охарактеризована как «своего рода семиминутная рок- кантата (или« мегасонга ») в трех различных частях». Он стал одним из самых продаваемых синглов в Великобритании за все время.
Смотрите также
использованная литература
- Кто есть кто в Music International 1958. Чикаго: Кто есть кто международный. Биографическое дело № B11719. См. Текущий издатель Международного биографического центра, Кембридж, Англия.
- Анон. 1968. Мир аккордеонистов. Нью-Йорк: Бедфорд-Хиллз.
- Анон. nd " 166: Королева, Богемская рапсодия ". Rolling Stone Music: 500 величайших песен всех времен (по состоянию на 9 апреля 2013 г.).
- Браун, Мэтью. 2012. Дебюсси Редукс. Блумингтон: Издательство Индианского университета. 9780253357168.
- Эрлевин, Стивен Томас. nd « Королева: Биография ». Веб-сайт Allmusic (по состоянию на 9 апреля 2013 г.).
- Кеннеди, Майкл (ред.). 2006. «Рапсодия». Оксфордский музыкальный словарь, второе издание, исправленное. Заместитель редактора Джойс Борн. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198614593.
- Бюро авторских прав Библиотеки Конгресса. 1957. Американская рапсодия. Авторское право: Alpha Music Co., Нью-Йорк, Нью-Йорк, США. Композитор: Джон Серри-старший.
- Рэндел, Дон Майкл (ред.). 2003. «Рапсодия». Гарвардский музыкальный словарь, четвертое издание. Справочная библиотека издательства Гарвардского университета. Кембридж: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0674011632.
- Каток, Джон. 2001. «Рапсодия». Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
- Робертс, Эмма. 2012. " Самые продаваемые синглы в Великобритании " MSN Music (14 ноября), стр. 3 « Королева - Богемская рапсодия » (по состоянию на 9 апреля 2013 г.).
- Салмен, Вальтер. 1966. Geschichte der Rhapsodie. Атлантида-Musikbücherei. Цюрих и Фрайбург-им-Брайсгау: Атлантида.
- Тарускин, Ричард. 2009. Музыка в конце ХХ века. Оксфордская история западной музыки 6. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199796007.
- Томпсон, Венди и Джейн Беллингхэм. 2002. «Рапсодия». Оксфордский компаньон к музыке под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198662129.