L'estro armonico ( Гармоническое вдохновение), соч. 3, представляет собой набор из 12 концертов для струнных инструментов итальянского композитора Антонио Вивальди, впервые опубликованных в Амстердаме в 1711 году. Двенадцать трио-сонат Вивальди , соч. 1 и Двенадцать скрипичных сонат, соч. 2, содержал только сонаты, поэтому L'estro armonico была его первым сборником концертов, появившимся в печати. Кроме того, он впервые выбрал иностранного издателя, Эстьен Роже, вместо итальянца. Каждый концерт состоял из восьми частей: четырех скрипок, двух альтов, виолончели и континуо. Партия континуо была напечатана как фигурный бас для виолончели и клавесина.
Концерты относятся к формату концерта 7, то есть: для каждого концерта есть семь независимых частей. В каждой группе из трех последовательных концертов первый - это концерт для четырех скрипок, второй - для двух скрипок, а третий - сольный скрипичный концерт. Виолончель получает солидные пассажи в нескольких концертах для четырех и двух скрипок, так что некоторые из концертов соответствуют традиционному римскому формату концерто гроссо, где концертино из двух скрипок и виолончели играет в отличие от струнного оркестра. L'estro armonico - пионер оркестрового унисоно в концертных частях.
Вивальди написал несколько концертов специально для L'estro armonico, в то время как другие концерты набора были написаны ранее. Ученый Вивальди Майкл Талбот описал этот набор как «возможно, самый влиятельный сборник инструментальной музыки, появившийся за весь восемнадцатый век».
L'estro armonico (гармоническое вдохновение) было опубликовано как сочинение Антонио Вивальди. 3 в Амстердаме в 1711 году и посвящен Фердинандо де Медичи, великому принцу Тосканы под титулом «Фердинандо III». Опп. Вивальди. 1 и 2 содержали только сонаты, таким образом, L'estro armonico была его первым сборником концертов, появившимся в печати. Кроме того, Вивальди впервые выбрал иностранного издателя, Эстьен Роже, вместо итальянского. Вивальди написал несколько концертов специально для L'estro armonico, в то время как другие концерты набора были написаны ранее.
L'estro armonico - это набор из 12 концертов для струнных инструментов. В первом издании 1711 года каждый концерт состоял из восьми частей:
Концерты относятся к формату концерта 7, то есть: для каждого концерта есть семь независимых частей. В каждой группе из трех последовательных концертов первый - это концерт для четырех скрипок, второй - для двух скрипок, а третий - сольный скрипичный концерт. Виолончель получает солидные пассажи в нескольких концертах для четырех и двух скрипок, так что некоторые из концертов соответствуют традиционному римскому формату концерто гроссо, где концертино из двух скрипок и виолончели играет в отличие от струнного оркестра. L'estro armonico - пионер оркестрового унисоно в концертных частях.
Концерт № 1 ре мажор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 549:
Концерт № 2 соль минор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 578:
Концерт № 3 соль мажор для скрипки соло и струнных, RV 310:
Концерт № 4 ми минор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 550:
Концерт № 5 ля мажор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 519:
Концерт № 6 ля минор для скрипки соло и струнных, RV 356:
Концерт № 7 фа мажор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 567:
Концерт № 8 ля минор для двух скрипок и струнных, RV 522:
Концерт № 9 ре мажор для скрипки соло и струнных, RV 230:
Концерт № 10 си минор для четырех скрипок, виолончели и струнных, RV 580:
Концерт № 11 ре минор для двух скрипок, виолончели и струнных, RV 565:
(Обратите внимание, что в этом концерте можно назвать 5 частей из-за изменений темпа в первой части.)
Концерт № 12 ми мажор для скрипки соло и струнных, RV 265:
В наши молодые годы пятый концерт Вивальди, состоящий из грохочущих отрывков в бесконечных полукваверах, был созданием каждого скрипичного музыканта, который мог взлетать в облака и имитировать не только полет, но и свистящие ноты птиц.
- Чарльз Берни (1726–1814), Циклопедия Риса Санта-Мария-делла-Пьета, Венеция, церковь, построенная на месте больницы Пьета.В своем предисловии к изданию Dover ученый Вивальди Элеонора Селфридж-Филд дает отчет об исполнении и истории публикаций L'estro armonico. Вероятно, изначально сочиненный для исполнения в Ospedale della Pietà, сборник из 12 концертов был сгруппирован в четыре цикла по три, каждый из которых содержал концерт для 1, 2 и 4 концертных скрипок соло. В каждом двойном концерте для скрипки также была партия концертной виолончели, у которой не было фиксированной роли, иногда она играла соло, а иногда отвечала двум солистам-скрипачам. В Пьете исполнение концертов позволило бы продвинутым ученикам развить свои навыки солистов и дало бы возможность другим научиться играть в ансамбле. Посвятитель коллекции Фердинандо Медичи часто бывал в Венеции из своей родной Флоренции и поддерживал Пьету. После концерта там в апреле 1711 года с ораторией Гаспарини, старшего коллеги Вивальди, местная венецианская газета сообщила, что «аудитория, более многочисленная, чем когда-либо, была в восторге от энергичной гармонии такого разнообразия инструментов». Селфридж-Филд предположил, что весьма вероятно, что концерт включал исполнение концертов из L'estro armonico.
Вероятный портрет Вивальди, ок. 1723 г.После публикации концерты из сборника широко исполнялись в Италии в виде церковной и камерной музыки как в помещении, так и на открытом воздухе. В театрах и оперных театрах они исполнялись небольшими группами по 10 человек, как в « Пьете», иногда с Вивальди в качестве солиста. Концерты под открытым небом в 1720-1730-х годах могли собирать до сотни исполнителей. Несмотря на то, что они были созданы в религиозных учреждениях, печатные копии были широко распространены по всей Европе: в период с 1711 по 1743 год было произведено 20 переизданий амстердамского издания Эстиен Роже. Продажи были немного более успешными, чем продажи знаменитой коллекции Вивальди 1725 года Il cimento dell'armonia e dell'inventione который содержал The Four Seasons.
В Лондоне Джон Уолш, типограф Генделя, опубликовал двенадцать концертов двумя частями в 1715 и 1717 годах, а также опубликовал все двенадцать в одном томе с отдельными концертами, включенными в более поздние сборники. В Лондоне его версия была украдена другими типографиями в 1720-х годах; а в Париже было пять или более переизданий с конца 1730-х до начала 1750-х годов. Произведения также передавались посредством рукописных копий, часто отдельных концертов, наиболее популярным на сегодняшний день является Op.3, № 5, у которого есть 15 известных копий и транскрипций.
Талбот (2010) дает подробное описание выступлений и приемов концертов в Великобритании и Ирландии в восемнадцатом веке, составленное из отчетов современников. Самым популярным концертом из постановки был Op.3, № 5, RV 519, который обычно называли «Пятым Вивальди». Два других концерта из набора также были сыграны публикой, Op.3, Nos.3 и 12. В лондонском каталоге 1780 года сольные партии каждого из трех концертов рекламировались по цене шесть пенсов за концерт; а в другом каталоге 1790 года сольная партия с добавленной басовой партией рекламировалась по цене один шиллинг за концерт.
Немногие итальянские скрипачи продвигали Вивальди в Англии. В случае с Франческо Близнецов это было отчасти из-за его преданности своему учителю Корелли, а отчасти из-за его собственных амбиций как композитора. Его протеже Чарльз Ависон почти наверняка выражал взгляды Близнецов, когда он отклонил концерты Вивальди как «несовершенные гармонией и истинным изобретением», резкую ссылку на Il cimento dell'armonia e dell'inventione. С другой стороны, в Лондоне скрипач Мэтью Дубур, другой ученик Франческо Джеминиани, как известно, неоднократно исполнял Пятый концерт (по крайней мере, в 1720 году) и использовал его для обучения своих учеников; об этом рассказывает один из них, Фрэнсис Флеминг, в автобиографическом романе «Жизнь и необыкновенные приключения Тимоти Гиннадрейка»:
В это время у него было огромное желание научиться играть на скрипке, и его отец, который сам кое-что знал об этом, инициировал его; он поправился так быстро, что вскоре лишил отца возможности наставлять его. Старый джентльмен, обнаружив, что у него есть музыкальный гений, нанял известного музыканта, некоего Дюбура, чтобы научить его; он также значительно улучшился под руководством этого профессора: 5-й концерт Вивальди часто исполнялся на сцене театра мастером Тима под бурные аплодисменты, поскольку в то время считалось, что ни один человек не в силах исполнить музыкальное произведение сложнее. Это возбуждало великое соревнование в нашем герое, который обычно вставал в четыре часа утра, чтобы практиковать 5-е число Вивальди; он продолжал делать это в течение пяти месяцев подряд, помимо того, что он делал в другое время, так что в среднем он не играл менее пяти часов каждый день: и действительно, этот инструмент требует этого, если ученик твердо намерен делать что-нибудь великое. мастерство.
Известно, что ирландский скрипач Джон Клегг, вундеркинд, учившийся как у Джеминиани, так и у Дюбура, был сторонником концертов Вивальди, хотя ни в одной из записей конкретно не упоминается L'estro armonico. Чтобы проиллюстрировать, насколько «Пятая пьеса Вивальди» вошла в массовую культуру, Талбот упоминает музыкальное развлечение 1743 года, когда представление рекламировалось в программе, включающей «танцы на веревке, акробатику, прыжки и равновесие», с танцами, включающими «Пьяный» Крестьянин »,« Хорнпайп в деревянных башмаках »и новые« Танцы Моррис ». В эссе 1760 года Оливер Голдсмит записал следующий анекдот о знаменитом слепом ирландском арфисте Турлоу О'Кэролане :
Джон Парри аранжировал третий и пятый концерты для арфы Плакат 1776 года "Золотой Пиппин" в Королевском театре, ЙоркОказавшись однажды в доме ирландского дворянина, где присутствовал музыкант, выдающийся в своей профессии, Кэролан немедленно бросила ему вызов на испытание мастерства. Чтобы продолжить шутку, его светлость убедил музыканта принять вызов, и он соответственно отыграл пятый концерт Вивальди. Кэролан, сразу же взяв арфу, сыграл за ним всю пьесу, не пропустив ни одной ноты, хотя он никогда ее раньше не слышал: это вызвало некоторое удивление; но их изумление возросло, когда он заверил их, что сам может сделать концерт в том же вкусе, который он сразу же сочинил с таким духом и красноречием, что он может сравниться (ибо он у нас до сих пор) с лучшими сочинениями Италии.
Имя скрипача не называется, но комментаторы предложили Джеминиани, Дюбурга или Клегга; как указывает Талбот, вряд ли это были Близнецы из-за его известной антипатии к Вивальди. Транскрипции для арфы третьего и пятого концертов сохранились в сборниках другого знаменитого слепого арфиста, валлийца Джона Парри ; они хранятся в Национальной библиотеке Уэльса в Аберистуите. В Британской энциклопедии 1797 года записано, что пятый концерт также был сыгран на ирландском варианте знаменитого изобретения Бенджамина Франклина - стеклянной гармонике. Под записью для Harmonica или Armonica описывается губная гармошка из 35 стаканов, о которой ее изобретатель, дублинский врач Эдвард Каллен, пишет:
Я сам, хотя и очень далек от того, чтобы быть опытным игроком, могу с большой легкостью пройти все части знаменитого рондо Фишера; нет, я слышал пятый концерт Вивальди, сыгранный на нем с такой же отчетливостью, как на скрипке.
В восемнадцатом веке существовало множество аранжировок клавишных инструментов, как описано в следующем разделе. Одна из сохранившихся транскрипций сочинения 3, № 3 восемнадцатого века была интерпретирована как переложение для глокеншпиля. Темы из частей концертов были заимствованы другими композиторами для вокальных произведений: вступительные темы из последней части Op.3, No 11 были заимствованы Бахом для первой хоровой части в его кантате 1714 года Ich hatte viel Bekümmernis, BWV 21 ; а вступительный мотив первой части пятого концерта цитируется Генделем в арии Tho 'the honors в его оратории 1750 года « Теодора». Наиболее существенное заимствование произошло в бурлетте «Золотой Пиппин», впервые исполненной в 1773 году в Королевском театре Ковент-Гарден, на музыку различных композиторов в аранжировке Джона Абрахама Фишера. Первая часть пятого концерта была аранжирована для последнего номера, секстет для главных героев: Юпитера, Юноны, Паллады, Венеры, Париса и Дракона.
Соч. 3, No. 6, RV 356, является важным произведением в методе скрипки Судзуки, где ученики сначала знакомятся с игрой в более высокой позиции.
Многие сохранившиеся транскрипции L'estro armonico Вивальди отражают немедленную популярность этих произведений при его жизни. Как указывает Талбот (2010), Op.3, № 5, RV 519, безусловно, самый популярный концерт на Британских островах, так часто исполнялся публично и конфиденциально, что его просто называли «Вивальди». Пятый ». Сборник - и особенно пятый концерт - породил множество аранжировок для клавишных инструментов. Огромный успех концертов Вивальди при его жизни сопровождался его быстрым падением в безвестность после его смерти в 1741 году. Как соглашаются ученые Вивальди, некоторые из самых ранних и наиболее значительных транскрипций - сделанные в Веймаре в 1710-х годах Иоганном Себастьяном Бахом как часть аранжировки для клавишных и органа итальянских и итальянских концертов - косвенно сыграли решающую роль в восстановлении репутации Вивальди во время так называемого «возрождения Вивальди» в двадцатом веке.
Ryom-Verzeichnis, подробно описан в двух томах Ryom (1986) и Ryom (2007), содержит краткое изложение известных уцелевших изданий, рукописные копии и компоновки концертов рукописи. Шесть из них были аранжированы Бахом: три для скрипки соло были аранжированы для клавесина; два двойных скрипичных концерта для органа (две клавишные и педаль); а один из концертов для четырех скрипок был аранжирован для четырех клавесинов и оркестра. Еще четыре аранжировки клавиатуры появляются в книге Энн Доусон, английской антологии, датируемой примерно 1720 годом, аранжировок для клавикорда, девственницы или клавесина, приготовленных неизвестным мастером. Как указывает Риом (1986, стр. 616–617), пятый концерт Op.3, № 5, RV 519 - уникальный концерт, в результате которого появилось так много транскрипций: они подробно описаны в Talbot (2010)..
Рукопись с автографом BWV 596, транскрипция Баха Op.3, № 11, которая вошла в репертуар Вильгельма Фридемана Баха.В Concerto транскрипции Баха, вероятно, были сделаны в Веймаре, где он работал в качестве придворного органиста и позднего концертмейстера в период 1708-1717. Считается вероятным, что многие из транскрипций были сделаны в 1713/1714 годах, когда Бах имел доступ к копии L'estro armonico, привезенной в Веймар молодым принцем Иоганном Эрнстом Саксен-Веймарским после двухлетнего пребывания. в Нидерландах. Бах сделал клавесинные аранжировки трех концертов для скрипки соло:
Он аранжировал два двойных скрипичных концерта для органа, партитуру для двух мануалов и педали:
Гораздо более поздняя обработка одного из концертов для четырех скрипок как концерта для четырех клавесинов и струнных. Он был датирован периодом Баха в Лейпциге, вероятно, концом 1720-х или началом 1730-х годов.
Транскрипции Баха не получили широкого распространения. Они были опубликованы только в 1840-х и 1850-х годах К. Дж. Петерсом в изданиях, подготовленных Фридрихом Конрадом Грипенкерлем - частью «возрождения Баха» девятнадцатого века. На этом этапе все транскрипции концертов Баха, вне зависимости от авторства, описывались как «после Вивальди». Проблемы с атрибуцией снова возникли в связи с новым изданием транскрипций концертов, опубликованным Bach-Gesellschaft в 1890-х годах. Споры, возникшие в 1910-х годах при оценке их авторства и авторства оригинальных концертов, вызвали возрождение Вивальди, которое включало переоценку Вивальди и, в конечном итоге, повторное открытие его многочисленных «утерянных» произведений.
Книга Анны Доусон, часть наследства музыкальных рукописей в стиле барокко, хранящихся в настоящее время в Музыкальной библиотеке Генри Уотсона в Манчестере, содержит аранжировки для инструментов с одним ручным управлением для следующих концертов:
Селфридж-Филд описывает их как замену «мужественной акробатики скрипичного принципа Вивальди на нежную грацию девственных украшений: встряски, куле, длинные апоггиатуры и т. Д.».
Помимо расположения RV 519 в Книге Анны Доусон, было много других:
Название компакт-диска | Лейбл звукозаписи | Дата записи |
---|---|---|
Антонио Вивальди: Концерты | Обнаружить | 1994 г. |
Антонио Вивальди: L'estro armonico, 12 Concerti Op. 3 | Philips | |
Антонио Вивальди: L'Estro Armonico, 12 Concerti Op. 3 | Авангард | 1957 г. |
Антонио Вивальди: Meisterwerke Zum Kennenlernen | Искусство классики | 1991 г. |
Классический Топ 1000 | Классическая мания | |
Концерты Виртуозы | Аналекта | |
Караян дирижирует Вивальди и Бахом | Deutsche Grammophon | |
L'Estro Armonico | Цифровой концерт | 1990 г. |
Мастера классической музыки: Вивальди | Дельта | |
Музыка для контрабаса и струнного квартета | Галло | 1998 г. |
Величайшие композиторы мира: Вивальди (музыкальная банка для коллекционного издания) | Madacy Entertainment | 2008 г. |
Величайшие композиторы мира: Вивальди (Коллекционное издание) | Madacy Entertainment | 2008 г. |
Вивальди: Концерты | Риво Альто | 1996 г. |
Вивальди: Концерт Quattro Violini; L'Estro Armonico | Zig Zag Territoires | 2007 г. |
Вивальди: Концерты Opp. 3, 4, 8 и 9 (бокс-сет) | Декка | 2006 г. |
Вивальди: Концерты (Box Set) | Архив продукции | 1987 г. |
Вивальди: Концерты | FSM Adagio | |
Вивальди: Концерты L'Estro Armonico, соч. 3 №№ 1–6 | Блестящая классика | |
Вивальди: L'Estro Armonico, соч. 3, т. 1 (гибридный SACD) | Искусство | 2002 г. |
Вивальди: L'estro armonico, соч. 3 / 1–6 | Arte Nova | 1995 г. |
Вивальди: L'Estro Armonico, соч. 3, №№ 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11 | Наксос | 1991 г. |
Вивальди: L'estro Armonico, соч. 3, т. 1: Концерты № 1–6 (DVD Audio) | Искусство | 2003 г. |
Вивальди: L'Estro Armonico, соч. 3, т. 1 | Искусство | 2002 г. |
Вивальди: L'Estro Armonico: Концерты №№ 1–7 | Point Classics | 1994 г. |
Вивальди: L'Estro Armonico | Бонджованни | 1997 г. |
Вивальди: L'Estro Armonico | Чандос | 2002 г. |
Вивальди: L'estro Armonico | Disky | 2000 г. |
Вивальди: L'estro Armonico | Лондон | 1994 г. |
Вивальди: L'Estro Armonico | Лондон | 1998 г. |
Вивальди: Времена года (бокс-сет) | Наксос | 1993 г. |
Вивальди: Шедевры (бокс-сет) | Блестящая классика | |
Вивальди: L'estro armonico, соч. 3 | Канал Классика | 2015 г. |