Лю Сяобо

редактировать
Китайский литературный критик, писатель, профессор и правозащитник

Лю Сяобо
刘晓波
Liu Xiaobo.jpg
Родился(1955-12-28) 28 декабря 1955. Чанчунь, Цзилинь, Китай
Умер13 июля 2017 (2017-07-13) (61 год). Шэньян, Ляонин, Китай
НациональностьКитаец
Alma mater
Род занятийПисатель, политический обозреватель, правозащитник
Супруг (а)Тао Ли ​​(m.1982; див. 1989) ​. Лю Ся ​​(m.1996) ​
Дети1
НаградыНобелевская премия мира 2010 года
Лю Сяобо
Лю Xiaobo (китайские иероглифы).svg «Лю Сяобо» на упрощенном ( вверху) и традиционные (внизу) китайские иероглифы
упрощенный китайский 刘晓波
традиционный китайский 劉曉波

Лю Сяобо (китайский : 刘晓波, 28 декабря 1955 - 13 июля 2017) был китайский писатель, литературный критик, правозащитник, философ и лауреат Нобелевской премии мира, который призвал к проводил политические реформы и участвовал в кампаниях по прекращению коммунистического однопартийного правления в Китае. Он был заключен в тюрьму как политический заключенный в Цзиньчжоу, Ляонин. 26 июня 2017 года он был освобожден по медицинским показаниям после того, как ему поставили диагноз рак печени, и впоследствии умер 13 июля 2017 года.

Лю прославился в китайских литературных кругах 1980-х годов благодаря своей образцовой литературе. критики, и в конечном итоге стал приглашенным исследователем в нескольких международных университетах. Он вернулся в Китай, чтобы поддержать протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, и впервые был заключен в тюрьму с 1989 по 1991 год, снова с 1995 по 1996 год и еще раз с 1996 по 1999 год по подозрению в подстрекательстве к подрывной деятельности. государственная власть. Он был президентом Независимого китайского ПЕН-центра с 2003 по 2007 год. С середины 1990-х он также был президентом журнала Minzhu Zhongguo (Демократический Китай). 8 декабря 2008 года Лю был задержан в связи с его участием в манифесте Хартии 08. Формально он был арестован 23 июня 2009 г. по подозрению в «подстрекательстве к подрыву государственной власти ». 23 декабря 2009 года его судили по тем же обвинениям, и 25 декабря 2009 года он был приговорен к одиннадцати годам тюремного заключения и двум годам лишения политических прав.

Во время своего четвертого тюремного срока Лю был приговорен к Нобелевская премия мира 2010 года за «его долгую и ненасильственную борьбу за основные права человека в Китае»

Лю был первым гражданином Китая, удостоенным Нобелевской премии любой вид при проживании в Китае. Он был третьим человеком, удостоенным Нобелевской премии мира в тюрьме или заключении, после Карла фон Осецкого в Германии (1935) и Бирмы Аунг Сан Су Чжи (1991). Он был вторым человеком, которому было отказано в праве на получение Нобелевской премии для него, а также вторым человеком, умершим в заключении. Первым был Осецки, который умер в больнице Вестенд в Берлине-Шарлоттенбурге после содержания под стражей. a нацистский концлагерь. Берит Рейсс-Андерсен, председатель Норвежского Нобелевского комитета, обвинил коммунистический режим Китая в его смерти и сказал, что «Лю Сяобо имел внес свой вклад в братство народов своим ненасильственным сопротивлением репрессивным действиям коммунистического режима в Китае ».

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и работа
  • 2 Мысли и политические взгляды
    • 2.1 О китайцах и западные культуры
    • 2.2 О китайской демократии
    • 2.3 Об исламском мире
  • 3 Правозащитная деятельность
  • 4 Хартия 08
    • 4.1 Концепция и распространение Хартии 08
  • 5 Арест на 2008–2017 гг., суд и заключение
    • 5.1 Арест
    • 5.2 Судебное разбирательство
  • 6 Нобелевская премия мира
  • 7 Условно-досрочное освобождение и лечение h
  • 8 Смерть и похороны
    • 8.1 Цензура
    • 8.2 Похороны
    • 8.3 Реакция
      • 8.3.1 Sinosphere
      • 8.3.2 Международный
        • 8.3.2.1 Государства
        • 8.3.2.2 Организации
  • 9 Основные работы
  • 10 Награды и награды
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Ранние годы и работа

Лю родился 28 декабря 1955 г., Чанчунь, провинция Цзилинь, семье интеллектуалов. Отец Лю, Лю Лин (刘伶), родился в 1931 году в уезде Хуайдэ провинции Цзилинь. Профессор китайского языка в Северо-восточном педагогическом университете, он умер от болезни печени в сентябре 2011 года. Мать Лю, Чжан Суцинь (张素勤; 張素勤), работала в детском саду Северо-восточного педагогического университета. Лю Сяобо был третьим ребенком в семье из пяти мальчиков.

  • Его старший брат Лю Сяогуан (刘晓光; 劉曉光), менеджер Даляньской компании по импорту и экспорту одежды, вышел на пенсию. Он был разлучен с Лю Сяобо после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
  • Его второй брат, Лю Сяохуэй (刘晓晖; 劉曉暉), историк, окончил исторический факультет Северо-Восточного педагогического университета и стал заместителем директора из музея провинции Цзилинь.
  • Его четвертый брат Лю Сяосюань (刘晓暄; 劉曉暄), 1957 года рождения, профессор энергетики и материалов Технологического университета Гуандун, занимается оптическими функциональными полимерными материалами и применением светоотверждаемых материалов. технологические исследования. В 1995 году он был принят в аспирантуру в университет Цинхуа, но политическая деятельность Лю Сяобо означала, что ему не разрешили сдавать экзамены.
  • Его младший брат Лю Сяодун (died;) умер от сердца болезнь начала 1990-х.

В 1969 году, во время Движения за деревню, отец Лю отвел его в Horqin Right Front Banner, Внутренняя Монголия. Его отец был профессором, который оставался верным Коммунистической партии. После окончания средней школы в 1974 году его отправили в сельскую местность, чтобы работать на ферме в Цзилине.

В 1977 году Лю поступил на факультет китайской литературы в Цзилиньский университет, где он основал поэтическую группу, известную как «Невинные сердца» (赤子 心 詩社) с шестью одноклассниками. В 1982 году он получил степень бакалавра литературы, а затем поступил на факультет китайской литературы в Пекинский педагогический университет в качестве студента-исследователя, где в 1984 году получил степень магистра литературы и начал преподавать в качестве преподавателя. после этого. В том же году он женился на Тао Ли, от которой в 1985 году у него родился сын по имени Лю Тао.

В 1986 году Лю начал свою докторскую программу и опубликовал свои литературные критические статьи в различных журналах. Он прославился как «темная лошадка » за свои радикальные взгляды и резкие комментарии к официальным доктринам и истеблишментам. Подобные мнения шокировали как литературные, так и идеологические круги, а его влияние на китайских интеллектуалов было названо «шоком Лю Сяобо» или «Феноменом Лю Сяобо». В 1987 году была опубликована его первая книга «Критика выбора: диалоги с Ли Цзэхо, которая впоследствии стала публицистикой бестселлером. Он всесторонне критиковал китайскую традицию конфуцианства и бросал откровенный вызов Ли Цзэжоу, восходящей идеологической звезде, оказавшей сильное влияние на современную молодую интеллигенцию в Китае.

В июне 1988 г. Лю получил докторскую степень по литературе. Его докторская диссертация «Эстетика и свобода человека» была единогласно выдержана и впоследствии опубликована как его вторая книга. В том же году он стал преподавателем той же кафедры. Вскоре он стал приглашенным исследователем в нескольких университетах, включая Колумбийский университет, Университет Осло и Гавайский университет. Во время протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Лю был в Соединенных Штатах, но решил вернуться в Китай, чтобы присоединиться к движению. Позже он был назван одним из «четырех дзюнцзи площади Тяньаньмэнь» за то, что он убедил студентов покинуть площадь и тем самым спас сотни жизней. В том же году была опубликована его третья книга «Туман метафизики» - всесторонний обзор западных философий. Вскоре все его работы были запрещены в Китае.

Мысли и политические взгляды

О китайской и западной культурах

Эволюция его эстетического представления об «индивидуальной субъективности» в противоположность до теории эстетической субъективности Ли Цзэжоу, которая объединила марксистский материализм и кантианский идеализм, он поддерживал понятие «эстетической свободы», основанное на индивидуалистическом концепция свободы и эстетики. Он также подверг резкой критике «традиционное отношение китайских интеллектуалов к поиску рационализма и гармонии как рабского менталитета» точно так же, как оно подвергалось критике со стороны радикального левого литературного критика Лу Сюня во время Движения новой культуры. Он также поддержал призыв нового культурного движения к повальной вестернизации и отказу от китайской традиционной культуры. В интервью 1988 года гонконгскому изданию Liberation Monthly (ныне известному как Open Magazine) он сказал, что «модернизация означает полную вестернизацию, выбор человеческой жизни - это выбор западного образа жизни. Разница между западной и китайской системами правления гуманна против гуманно, золотой середины нет... Вестернизация - это не выбор нации, а выбор всего человечества ».

В том же интервью Лю спросили, что нужно для Китая, чтобы осуществить настоящую историческую трансформацию. Он ответил:

[Потребуется] 300 лет колониализма. За 100 лет колониализма Гонконг превратился в то, что мы видим сегодня. При таком большом Китае, конечно, потребуется 300 лет в качестве колонии, чтобы он смог трансформироваться в нынешний Гонконг. Я сомневаюсь, хватит ли 300 лет.

В статье в The New York Review of Books Саймон Лейс написал, что восприятие Лю Сяобо Запада и его отношения к модернизирующемуся Китаю эволюционировал во время своих путешествий по Соединенным Штатам и Европе в 1980-х.

Во время посещения Метрополитен-музея в Нью-Йорке он испытал своего рода прозрение, которое кристаллизовало смятение его последнего само- вопрошающий: он осознал поверхностность своего собственного познания в свете невероятных богатств различных цивилизаций прошлого и одновременно осознал неадекватность современных западных ответов на современное затруднительное положение человечества. Его собственная мечта о том, что вестернизация может быть использована для реформирования Китая, внезапно показалась ему такой же жалкой, как отношение «парализованного, смеющегося над парализованным», - признался он в то время:

Моя склонность идеализировать западную цивилизацию проистекает из мое националистическое желание использовать Запад для реформирования Китая. Но это привело меня к тому, что я упустил из виду недостатки западной культуры... Я был подобострастен по отношению к западной цивилизации, преувеличивая ее достоинства и в то же время преувеличивая собственные достоинства. Я смотрел на Запад так, как если бы он был не только спасением Китая, но и естественным и конечным местом назначения всего человечества. Более того, я использовал этот иллюзорный идеализм, чтобы присвоить себе роль спасителя... Теперь я понимаю, что западная цивилизация, хотя она может быть полезна для реформирования Китая на его нынешнем этапе, не может спасти человечество в общем смысле. Если мы на мгновение отойдем от западной цивилизации, мы увидим, что она обладает всеми недостатками человечества в целом... Если я, как человек, живший при автократической системе Китая более тридцати лет, захочу задуматься о судьба человечества или как быть настоящим человеком, у меня нет другого выбора, кроме как проводить две критические работы одновременно.

Я должен:

  1. использовать западную цивилизацию как инструмент для критики Китая.
  2. использовать свое собственное творчество для критики Запада.

В 2002 году он задумался над своим начальным Маоистские приправленные радикальными эстетическими и политическими взглядами в 1980-е:

Я понимаю, что вся моя молодость и ранние произведения были воспитаны ненавистью, насилием и высокомерием или ложью, цинизмом и сарказмом. В то время я знал, что мышление в стиле Мао и язык культурной революции укоренились во мне, и моей целью было преобразовать себя [...]. Мне может потребоваться целая жизнь, чтобы избавиться от яда.

Лю признал в 2006 году в другом интервью журналу Open Magazine (ранее известному как Liberation Monthly), что его ответ 1988 года на «300 лет колониализма» был импровизирован, хотя он и сделал это. не намерен отказываться от него, поскольку он представляет собой «крайнее выражение его давней веры». Тем не менее цитата была использована против него. Он прокомментировал: «Даже сегодня [в 2006 году] радикальные патриоты« злой молодежи »по-прежнему часто используют эти слова, чтобы нарисовать меня« изменой ».

О китайской демократии

В письме своему другу Ляо Иу в 2000 году он выразил свои мысли о перспективах демократического движения в Китае:

По сравнению с другими при коммунистическом черном занавес, мы не можем называть себя настоящими мужчинами. Несмотря на великие трагедии всех этих лет, у нас до сих пор нет праведного великана, подобного [Вацлаву] Гавелу. Чтобы каждый имел право быть эгоистичным, должен быть праведный великан, который будет бескорыстно жертвовать. Чтобы получить «пассивные свободы» (свободу от произвольного притеснения со стороны власть имущих), должна быть воля к активному сопротивлению. В истории ничего не суждено. Появление мученика полностью изменит душу нации и повысит духовные качества людей. Но Ганди был случайно, Гавел случайно; Две тысячи лет назад крестьянский мальчик родился в яслях еще более случайно. Человеческий прогресс зависит от случайного рождения этих людей. Нельзя рассчитывать на коллективную совесть масс, но только на великую индивидуальную совесть, которая сплотит слабые массы. В частности, нашему народу нужен этот праведный великан; привлекательность образца для подражания безгранична; символ может пробудить изобилие моральных ресурсов. Например, способность Фан Личжи выйти из посольства США или Чжао Цзыян способность активно сопротивляться после ухода в отставку, или тот-то и такой-то отказывается идти. за границу. Очень важной причиной молчания и амнезии после четвертого июня является то, что у нас не было праведного великана, который выступил бы вперед.

Он также был ярым критиком китайского национализма, считая, что «ненормальный национализм "который существовал в Китае на протяжении последнего столетия, превратился из оборонительного стиля, который содержал" смешанные чувства неполноценности, зависти, жалобы и обвинения ", в агрессивную форму" патриотизма ", наполненную" слепой самоуверенностью, пустотой хвастовство и сдерживаемая ненависть ". «Ультранационализм», применяемый Коммунистической партией Китая после протестов на площади Тяньаньмэнь, также стал «эвфемизмом поклонения насилию на службе автократических целей».

В 2009 году во время судебного процесса по обвинению в «подстрекательстве к подрыву государственной власти » в связи с его участием в разработке манифеста Хартии 08, который требовал свободы слова, прав человека и демократических выборов, он написал эссе, известное как как «У меня нет врагов », где говорится, что «враждебный менталитет может отравить дух нации, спровоцировать жестокую борьбу не на жизнь, а на смерть, разрушить терпимость общества и человечность, а также заблокировать продвижение страны к свободе и демократии. ", и он заявил, что у него нет врагов и нет ненависти.

Об исламском мире

В международных делах он поддерживал президента США Джорджа Буша ' s вторжение в Афганистан в 2001 г., его вторжение в Ирак в 2003 г. и последующее переизбрание.

В его статье 2004 г. Названный «Победой англо-американского альянса за свободу», он похвалил возглавляемые США конфликты после холодной войны как «лучший пример того, как следует вести войну в современной цивилизации». Он писал: «Независимо от жестокости террористов и независимо от нестабильности ситуации в Ираке, и, более того, независимо от того, как патриотическая молодежь может презирать сторонников Соединенных Штатов, таких как я, моя поддержка вторжения в Ирак не будет Так же, как с самого начала я верил, что военное вмешательство Великобритании и Соединенных Штатов будет победоносным, я все еще полон веры в окончательную победу Альянса свободы и демократическое будущее Ирака, и даже если вооруженные силы Великобритании и США должны столкнуться с некоторыми препятствиями, подобными тем, с которыми они сталкиваются в настоящее время, это мое убеждение не изменится ". Он предсказал, что «возникнет свободный, демократический и мирный Ирак».

Он прокомментировал исламизм, что «культура и (религиозная) система создают такую ​​угрозу» (Исламский фундаментализм ) должен быть крайне нетерпимым и кровожадным ». Он также раскритиковал скандалы о злоупотреблениях в тюрьмах Ирака. Во время президентских выборов в США в 2004 году Лю снова похвалил Буша за его военные действия против Ирака и осудил кандидата от Демократической партии Джона Керри за недостаточную поддержку войн, в которых тогда участвовали США.

Что касается Израиля, он сказал, что «без защиты Америки долгие преследуемые евреи, столкнувшиеся с истреблением во время Второй мировой войны, вероятно, снова были бы утоплены ненавистью исламского мира». Он защищал политику США в израильско-палестинском конфликте, который, по его мнению, был виной "провокаторов" палестинцев.

Правозащитная деятельность

27 апреля 1989 г. Лю вернулся в Пекин и сразу стал активным сторонником народного движения. Когда армия, казалось, готов насильно выталкивать студентов, которые постоянно занимали площадь Тяньаньмэнь, чтобы бросить вызов правительству и армии, которая была принуждая его заявление о военное положение, он инициировал четырех- трехдневная голодовка 2 июня. Эта акция, позже названная «Голодной забастовкой четырех джентльменов на площади Тяньаньмэнь», заслужила доверие студентов. Он потребовал, чтобы и правительство, и студенты отказались от идеологии классовой борьбы и приняли новую политическую культуру диалога и компромисса. Хотя было уже слишком поздно, чтобы предотвратить массовое убийство, начавшееся в ночь на 3 июня, за пределами площади, он и его коллеги успешно провели переговоры со студенческими лидерами и командующим армией, чтобы несколько тысяч студентов, оставшихся на площади, были было разрешено мирно выйти из нее, что предотвратило, возможно, гораздо более масштабное кровопролитие.

5 июня Лю был арестован и заключен в тюрьму Циньчэн за его предполагаемую роль в движении, и три месяца спустя его исключили из Пекинского педагогического университета. Правительственные СМИ выпустили множество публикаций, в которых его называли «бешеной собакой» и «черной рукой», потому что он якобы подстрекал и манипулировал студенческим движением с целью свержения правительства и социализма. Его публикации были запрещены, в том числе его четвертая книга «Идя голым к Богу», которая тогда была в печати. Однако на Тайване его первая и третья книги «Критика выбора: диалоги с ведущим мыслителем Ли Цзэжоу» (1989) и двухтомные «Тайны мысли и мечты человечества» (1990) были переизданы с некоторыми дополнениями.

В январе 1991 года, через 19 месяцев после ареста, Лю Сяобо был осужден за «контрреволюционную пропаганду и подстрекательство», но он был освобожден от уголовного наказания за «серьезные заслуги» за предотвращение того, что могло быть кровавой конфронтацией в Площадь Тяньаньмэнь. После освобождения он развелся; впоследствии его бывшая жена и сын эмигрировали в США. Он возобновил писать, в основном о правах человека и политических вопросах, но ему не разрешили публиковать их на материковом Китае.

В 1992 году, находясь на Тайване, он опубликовал свою первую книгу после тюремного заключения «Монологи пережившего судный день», противоречивые мемуары, в которых содержатся его признания и его политическая критика народного движения. в 1989 году.

В январе 1993 года Лю был приглашен в Австралию и Соединенные Штаты для интервью в документальном фильме The Gate of Heavenly Peace. Хотя многие из его друзей предлагали ему найти убежище за границей, Лю вернулся в Китай в мае 1993 года и продолжил писать как фрилансер.

18 мая 1995 года китайская полиция арестовала Лю за то, что он начал кампанию петиций по поводу накануне шестой годовщины протестов на площади Тяньаньмэнь с призывом к правительству пересмотреть это событие и начать политическую реформу. Он находился под наблюдением в пригороде Пекина в течение девяти месяцев. Он был освобожден в феврале 1996 года, но снова был арестован 8 октября за то, что написал Декларацию от 10 октября, написанную им и другим известным диссидентом, Ван Сичжэ, главным образом по тайваньскому вопросу, который выступал за мирное воссоединение в целях чтобы противостоять яростным угрозам коммунистической партии Китая в отношении острова. За это заявление ему было приказано отбыть три года трудового перевоспитания «за нарушение общественного порядка».

В 1996 году, когда он все еще находился в заключении в трудовом лагере Лю женился на Лю Ся, которая сама не была пленницей. Поскольку она была единственным человеком извне, которому разрешалось навещать его в тюрьме, она считалась его «самой важной связью с внешним миром».

После освобождения 7 октября 1999 года Лю Сяобо возобновил свою внештатную писательскую деятельность.. Однако сообщалось, что правительство построило сторожевой пост рядом с его домом, и его телефонные звонки и интернет-соединение прослушивались.

В 2000 году, находясь на Тайване, Лю опубликовал книгу «Нация, которая лжет совести», политическую критику на 400 страницах. В Гонконге также был опубликован «Выбор стихов» - 450-страничный сборник стихов из переписки между ним и его женой во время его заключения; в соавторстве с Лю и его женой. Последняя из трех книг, которые он опубликовал в течение года, была опубликована в материковом Китае, позже названная «Избранные стихотворения Лю Сяобо и Лю Ся» (劉曉波 劉霞 詩選), 250-страничный сборник литературной критики, в соавторстве с популярным молодым человеком. писатель и сам под своим неизвестным псевдонимом «Лао Сяо». В том же году Лю участвовал в создании «Независимого китайского ПЕН-центра» и был избран в совет директоров и президентом в ноябре 2003 года; два года спустя он был переизбран на обе должности. В 2007 году он не добивался переизбрания на пост президента, но занимал должность члена совета директоров, пока не был задержан полицией в декабре 2008 года.

В 2003 году, когда Лю начал писать отчет о правах человека в Китае у себя Дом, его компьютер, письма и документы были конфискованы правительством. Однажды он сказал: «на день рождения Лю Ся [жены Лю] ее лучшая подруга принесла две бутылки вина в [мой дом], но полиция заблокировала вход. Я заказал торт [на день рождения], и полиция также отклонила человек, который доставил нам торт. Я поссорился с ними, и полиция сказала: «Это ради вашей безопасности. За эти дни произошло много взрывов бомб». Эти меры были ослаблены до 2007 года, до Олимпийские игры 2008 года в Пекине.

В январе 2005 года, после смерти бывшего китайского премьер-министра Чжао Цзыяна, который проявил сочувствие к студенческим демонстрациям в 1989 году, Лю был немедленно помещен под домашний арест. за две недели, прежде чем он узнал о смерти Чжао. В том же году он опубликовал в США еще две книги: «Будущее свободного Китая в гражданском обществе» и «Ядовитый меч с одним клинком: критика китайского национализма».

Письмо Лю считается подрывным Коммунистической партией Китая, и его имя подвергается цензуре. Он призвал к многопартийным выборам и свободным рынкам, отстаивал ценности свободы, поддерживал разделение властей и призвал правительства нести ответственность за свои проступки. Когда он не находился в тюрьме, он находился под наблюдением правительства, а также находился под домашним арестом в периоды, которые правительство считало политически чувствительными.

Деятельность Лю в области прав человека получила международное признание. В 2004 году «Репортеры без границ» присудили ему премию Фонда Франции как защитнику свободы прессы.

Тюремные сроки для Лю Сяобо
ДатаСрок заключенияПричинаРезультат
Январь 1991 г.июнь 1989 г. - январь 1991 г.Подстрекательство к контрреволюцииЗаключен в тюрьму Циньчэн ожидает суда и выписан, когда подписал «письмо о покаянии».
1995май 1995 - январь 1996Участие в движении за демократию и права человека и публичное заявление о необходимости исправить нарушения правительства в отношении подавления студенческого протеста 1989Освобожден после шести месяцев заключения.
19963 года трудового перевоспитания Нарушение общественного порядкаТри года тюремного заключения в трудовом лагере. В 1996 году он женился на Лю Ся (сама не заключенная). Освобожден в 1999 году.
8 декабря 2008 года11 лет (умер через 8,5 лет)Подозрение в подрывной деятельности государственной властиПриговорен к 11 годам лишения свободы. тюрьму и лишили всех политических прав на два года. Находился в заключении в Цзиньчжоу тюрьме в Ляонине, пока не был доставлен в Первую больницу Шэньяна Китайского медицинского университета, где и умер.
Хартия 08

Зачатие и распространение Хартия 08

Политический протест в Гонконге против задержания Лю Сяобо

Лю Сяобо активно участвовал в написании Хартии 08 и подписал ее вместе с более чем тремя сотнями граждан Китая. Хартия - это манифест, выпущенный 10 декабря 2008 года в связи с 60-й годовщиной принятия Всеобщей декларации прав человека. Он был написан в стиле чехословацкой Хартии 77 и призывает к большей свободе слова, правам человека, более демократичным выборам, приватизации государственных предприятий и земли и экономическому либерализму. По состоянию на сентябрь 2010 года под Хартией было собрано более 10 000 подписей.

2008–2017 годы арест, суд и тюремное заключение

Арест

За два дня до официального выпуска Хартии 08 Поздно вечером 8 декабря 2008 года Лю был арестован полицией, как и другой ученый, подписавший Хартию 08. По словам Чжана, эти двое были задержаны по подозрению в сборе подписей под Хартией. В то время как Лю содержался в одиночной камере, ему было запрещено встречаться ни с его адвокатом, ни с семьей, но ему разрешили пообедать с женой Лю Ся и двумя полицейскими в первый день Нового 2009 года. 23 июня 2009 г. прокуратура Пекина одобрила арест Лю по обвинению в «подозрении в подстрекательстве к подрыву государственной власти», что является преступлением по статье 105 Уголовного кодекса Китая. В пресс-релизе Синьхуа, объявляющем об аресте Лю, Пекинское Бюро общественной безопасности утверждало, что Лю спровоцировал подрыв государственной власти и ниспровержение социалистической системы с помощью таких методов, как распространение слухов и клевета с почти дословным цитированием статьи 105; Пекинское общественное вещание также отметило, что Лю «полностью сознался».

Судебное разбирательство

1 декабря 2009 года полиция Пекина передала дело Лю в прокуратуру для расследования и обработки; 10 декабря прокуратура официально предъявила Лю Лю обвинение в «подстрекательстве к подрыву государственной власти » и направила его адвокатам Шан Баоцзюню и Дин Сикуйю обвинительный акт. 23 декабря 2009 г. его судили в суде промежуточной инстанции № 1 Пекина. Его жене не разрешили присутствовать на слушании, хотя его зять присутствовал. Дипломатам из более чем десятка стран, включая США, Великобританию, Канаду, Швецию, Австралию и Новую Зеландию, было отказано в доступе в суд, чтобы наблюдать за судебным процессом, и все они стояли за пределами суда в течение его всего срока. Среди них были Грегори Мэй, политический офицер посольства США, и Николас Уикс, первый секретарь посольства Швеции.

Лю написал заявление под названием «У меня нет врагов », намереваясь чтобы это было прочитано на суде. Ему никогда не давали права говорить. Эссе позже было зачитано на церемонии вручения Нобелевской премии мира 2010 года, на которую Лю не смог присутствовать из-за своего заключения. 25 декабря 2009 года суд промежуточной инстанции № 2 Пекина приговорил Лю к одиннадцати годам тюремного заключения и двум годам лишения политических прав по обвинению в «подстрекательстве к подрыву государственной власти». По словам родственников и адвоката Лю, он планировал обжаловать приговор. В приговоре Хартия 08 была названа как часть доказательств, подтверждающих его осуждение. Джон Помфрет из The Washington Post сказал, что Рождество было выбрано, чтобы выбросить новости, потому что китайское правительство считает, что жители Запада с меньшей вероятностью обратят на это внимание. в праздник.

Политическая реформа Китая... должна быть постепенной, мирной, упорядоченной и управляемой и должна быть интерактивной, сверху вниз и снизу вверх. Такой способ требует наименьших затрат и приводит к наиболее эффективному результату. Я знаю основные принципы политических изменений: упорядоченные и контролируемые социальные изменения лучше, чем хаотические и неконтролируемые. Порядок плохого правительства лучше хаоса анархии. Поэтому я выступаю против систем правления, которые являются диктатурами или монополиями. Это не «подстрекательство к подрыву государственной власти». Оппозиция не эквивалентна подрывной деятельности.

— Лю Сяобо, 9 февраля 2010 г.

Лю утверждал, что его приговор нарушает как конституцию Китая, так и Всеобщую декларацию прав человека Организации Объединенных Наций. Он утверждал, что обвинения против него в «распространении слухов, клевете и других способах подстрекательства к свержению правительства и свержению социалистической системы» были надуманными, поскольку он не фабриковал и не создавал ложную информацию, а также не порочил доброе имя и репутацию. других, просто выражая точку зрения, оценочное суждение.

Профессор уголовного права Гао Минсюань указал, что публикация провокационных речей в Интернете и сбор подписей в поддержку свержения правительства больше не являются свободой слова, это деяние, запрещенное уголовным законодательством. Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики отметило, что во многих странах существуют аналогичные законы, предотвращающие деятельность, направленную на защиту оттока правительства, например, Закон 1351 о государственной измене Англии.

Польская фреска в Варшаве, где говорится: «Солидарность с Лю Сяобо»

Задержание Лю осуждали во всем мире как правозащитные организации, так и зарубежные страны. 11 декабря 2008 г. США Государственный департамент призвал освободить Лю, за чем 22 декабря 2008 г. последовал аналогичный запрос консорциума ученых, писателей, юристов и правозащитников. Кроме того, 21 января 2009 г. 300 международных писателей, в том числе Салман Рушди, Маргарет Этвуд, Ха Джин и Юнг Чанг, призвали Освобождение Лю в заявлении, выпущенном через PEN. В марте 2009 года One World Film Festival наградил Лю Сяобо премией Homo Homini, организованной фондом «Люди в нужде» за продвижение свободы слова, демократических принципов и прав человека.

В декабре 2009 года Европейский Союз и Соединенные Штаты выступили с официальными призывами к безоговорочному освобождению Лю Сяобо. Правительство Китая, отвечая на международные призывы до вынесения приговора, заявило, что другие страны должны «уважать судебный суверенитет Китая и не делать того, что может вмешиваться во внутренние дела Китая».

Отвечая на приговор, United Nations Human Уполномоченный по правам Наванетхем Пиллэй выразил озабоченность ухудшением политических прав в Китае. Канцлер Германии Ангела Меркель резко раскритиковала приговор, заявив, что «несмотря на большой прогресс в других областях в выражении взглядов, я сожалею, что китайское правительство по-прежнему массово ограничивает свободу прессы». Канада и Швейцария также осудили приговор. Президент Китайской Республики Ма Ин-цзю призвал Пекин «терпеть инакомыслие». 6 января 2010 года бывший президент Чехии Вацлав Гавел присоединился к другим диссидентам коммунистической эпохи в посольстве Китая в Праге, чтобы подать петицию с призывом к освобождению Лю. 22 января 2010 г. Европейская ассоциация китаеведов направила открытое письмо Ху Цзиньтао от имени более 800 ученых из 36 стран с призывом освободить Лю.

18 января 2010 года Лю был номинирован на Нобелевскую премию мира 2010 Вацлавом Гавелом, 14-м Далай-ламой, Андре Глюксманном, Вартан Грегориан, Майк Мур, Карел Шварценберг, Десмонд Туту и Григорий Явлинский. Представитель министерства иностранных дел Китая Ма Чжаосю заявил, что присуждение Лю Нобелевской премии мира было бы «совершенно неправильным». Секретарь Нобелевского комитета Гейр Лундестад заявил, что на награду не повлияет оппозиция Пекина. 25 сентября 2010 года The New York Times сообщила, что в Китае распространяется петиция в поддержку номинации на Нобелевскую премию.

14 сентября 2010 года мэр Рейкьявика, Йон Гнар, встретился по не имеющему отношения к делу вопросу с членом Политбюро КПК Лю Ци и потребовал, чтобы Китай освободил диссидента Лю Сяобо. Также в сентябре Вацлав Гавел, Дана Немцова и Вацлав Мали, лидеры Чехословакии Бархатной революции, опубликовали открытое письмо в International Herald Tribune с призывом к награда будет вручена Лю, а вскоре после этого начала распространяться петиция.

6 октября 2010 года неправительственная организация Freedom Now, которая выступает в качестве международного советника Лю Сяобо хранится у его семьи, публично опубликовал письмо от 30 членов США Конгресс президенту Бараку Обаме, призывая его напрямую поднять вопрос как о Лю, так и о заключенном в тюрьму диссиденте Гао Чжишене президенту Китая Ху Цзиньтао на саммите G-20 в ноябре 2010. Президент Китайской Республики Ма Ин-цзю поздравил Лю с получением Нобелевской премии и попросил китайские власти улучшить свое впечатление в глазах мира, уважая права человека, но не призывал его

15 октября 2010 г. Служба новостей Китая сообщила, что в 2008 г. Лю получил финансовую помощь от Национального фонда поддержки демократии, который является "Вашингтонская некоммерческая организация, финансируемая в основном Конгрессом США ".

В 2011 году был посвящен Лю Сяобо; 20 марта в его честь были проведены чтения в более чем 60 городах на всех континентах и ​​радиостанции. Призыв "" поддержали более 700 писателей со всего мира, в том числе лауреаты Нобелевской премии Джон М. Кутзи, Надин Гордимер, Герта Мюллер и Эльфриде Елинек, а также Брейтен Брейтенбах, Элиот Вайнбергер., Салман Рушди, Викрам Сет, Марио Варгас Льоса, Вольф Бирманн и Дэйв Эггерс.

20 марта 2011 года международный литературный фестиваль призвал Лю Сяобо к всемирному чтению. Более 700 авторов со всех континентов подписали апелляция и более 150 учреждений приняли участие в мероприятии.

19 ноября 2013 года его жена Лю Ся, которая была помещена под домашний арест вскоре после присуждения Лю Сяобо Нобелевской премии мира, подала апелляцию в пользу Лю. Повторное рассмотрение дела Сяобо. Этот шаг был назван "экстраординарным", потому что Действия могут переориентировать внимание мира на положение в области прав человека в Китае. По словам ее адвоката, Мо Шаопин, Лю Ся посетила своего мужа в Цзиньчжоу тюрьме в Ляонине и получила его одобрение, прежде чем подать это ходатайство.

Нобелевская премия мира

8 октября 2010 года Нобелевский комитет наградил Лю Нобелевской премией мира «за его долгую и ненасильственную борьбу за основные права человека в Китае», заявив, что Лю долгое время был лидером в качестве лауреата этой премии.. Жена Лю, Лю Ся, выразила благодарность от имени своего мужа Нобелевскому комитету, тем, кто предлагал Лю, и тем, кто поддерживал его с 1989 года, включая Матери Тяньаньмэнь - членов семьи или представителей тех, кто был убит или пропал без вести во время разгона военными протестов 4 июня 1989 г.. Она сказала: «Премия должна принадлежать всем, кто подписал Хартию 08 и был заключен в тюрьму за их поддержку».

Лю Ся сообщил лауреату о своей награде во время визита в тюрьму Цзиньчжоу 9 октября 2010 года, однажды после официального анонса. Она сообщила, что Лю плакала и посвятила награду тем, кто пострадал в результате протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, сказав: «Награда в первую очередь предназначена для мучеников на площади Тяньаньмэнь». После того, как г-жа Лю вернулась домой, ее поместили под дом. арестовали, и за ним наблюдала вооруженная охрана. Она выразила желание присутствовать на церемонии награждения в Норвегии в декабре, но скептически относилась к своим шансам на это. Лю Ся написал открытое письмо 143 выдающимся деятелям, призывая их посетить церемонию награждения в Осло.

Китай отрицательно отреагировал на награду, немедленно подвергнув цензуре новости об объявлении награды в Китай, хотя позже в тот же день стали доступны ограниченные новости о награде. Иностранные новостные агентства, включая CNN и BBC, были немедленно заблокированы, а жесткая цензура была применена к личным сообщениям. Министерство иностранных дел Китая денонсировало награду Лю Сяобо, заявив, что это «полностью противоречит принципу награждения, а также является осквернением Премии мира». Посол Норвегии в Китайской Народной Республике был вызван в Министерство иностранных дел 8 октября 2010 г. и подал официальную жалобу на присуждение Лю Нобелевской премии мира. Китайское правительство назвало Лю Сяобо преступником и заявило, что он не заслуживает награды. Китайский диссидент Вэй Цзиншэн в своем ответе на новости о награждении раскритиковал Лю, назвав его «сообщником коммунистического режима». В результате почти все крупномасштабные коммерческие сделки ограничены, и их отношения испортились до смерти Лю Сяобо в 2017 году, когда начались переговоры. В октябре 2018 года норвежский король Харальд V посетил Пекин и встретился с президентом Китая Си Цзиньпином, что символизировало восстановление китайско-норвежских отношений.

Global Times, часть китайской государственной газеты People's Daily опубликовал заявление, в котором говорилось, что Лю Сяобо и его дело должным образом прошли «строгую юридическую процедуру», обвиняя западные режимы в сенсации истории Лю Сяобо «в нарушение судебного суверенитета Китая». Китайская газета также отвергла мнение о том, что Лю Сяобо следует описывать как «китайский Манделу », заявив: «Мандела был лауреатом Нобелевской премии мира за то, что привел африканский народ к борьбе с апартеидом победа через борьбу... однако награждение китайского заключенного, который противостоял властям и был отвергнут основным китайским обществом, высмеивает судебную систему Китая... [которая] обеспечивает бесперебойную жизнь общества с 1,3 миллиардами человек ".

После объявления Нобелевской премии мира празднования в Китае были остановлены или сокращены, а известные интеллектуалы и другие диссиденты были задержаны, запуганы или поставлены под наблюдение; Жена Лю, Лю Ся, была помещена под домашний арест, и ей запретили разговаривать с репортерами, даже несмотря на то, что против нее не было предъявлено никаких официальных обвинений. Шестьдесят пять стран с представительствами в Норвегии были приглашены на церемонию вручения Нобелевской премии, но пятнадцать из них отклонили приглашение, в некоторых случаях из-за активного лоббирования со стороны Китая. Помимо Китая, в эти страны входили Россия, Казахстан, Тунис, Саудовская Аравия, Пакистан, Ирак, Иран, Вьетнам, Венесуэла, Египет, Судан, Куба и Марокко.

Китай также ввел ограничения на поездки для известных диссидентов раньше Церемония. Китайская группа объявила, что ее ответ на Нобелевскую премию мира, Премию мира Конфуция, будет присужден бывшему вице-президенту Тайваня Льен Чану за мост мира, которым он был строительство между Тайванем и материковым Китаем. Сам Лиен Чан отрицал, что ему был известен приз в размере 15 000 долларов.

Условно-досрочное освобождение по медицинским показаниям и здоровье

26 июня 2017 года сообщалось, что Лю был освобожден по медицинским показаниям после того, как ему поставили диагноз "терминальное" рак печени в конце мая 2017 года. 5 июля министерство юстиции Шэньяна опубликовало заявление, в котором говорилось, что больница, где проходил лечение Лю, пригласила онкологов из США, Германии и других стран присоединиться к своей команде врачей. Однако в заявлении не упоминалось, какие иностранные врачи были приглашены и ответил ли кто-либо из них. В заявлении, полученном днем ​​позже из больницы, говорится, что Лю был госпитализирован 7 июня. 8 июля больница сообщила, что Джозеф М. Херман из Онкологического центра Андерсона Университета Техаса и Маркус Бюхлер из Гейдельбергского университета присоединились к местным экспертам для группы консультация. Иностранные врачи сказали, что Лю дал понять, что хочет, чтобы его отправили за границу на лечение. Признавая риск, связанный с перемещением пациента, они сочли, что Лю был в состоянии поехать за границу, чтобы получить помощь, которую они были готовы ему предоставить. Однако в больнице заявили, что иностранные врачи подтвердили, что даже у них нет лучших методов лечения, а также что отечественные врачи проделали очень хорошую работу. 10 июля в больнице сообщили, что Лю находится в критическом состоянии и страдает от все более раздутого желудка, воспаления брюшной стенки, падения артериального давления, работы почек, роста раковых образований, и что они активно его спасали и начали использовать непрерывную заместительную почечную терапию (ЗПТ). 12 июля в больнице сообщили, что Лю страдает печеночной недостаточностью (Чайлд-Пью класс C), почечной недостаточностью, дыхательной недостаточностью, септическим заболеванием. шок, сгусток крови и т. д. и что они сообщили о необходимости интубации трахеи, но его семья отказалась от этой процедуры. New York Times сообщила, что не удалось связаться с семьей Лю для подтверждения его состояния.

Смерть и похороны

Лю Сяобо умер 13 июля 2017 года в Первой больнице Шэньяна в Китае. Медицинский университет от рака печени.

Цензура

После его смерти мировые средства массовой информации сравнивают судьбу Лю Сяобо с судьбой Карла фон Осецкого, Нобелевский лауреат 1935 г., также умерший в плену авторитарного режима. В то время как о смерти Лю широко сообщалось в западных средствах массовой информации, в прессе материкового Китая она упоминалась лишь в очень поверхностной манере. Цензоры удалили изображения или смайлики свечей или простой «RIP»; поисковые запросы о здоровье Лю на Sina Weibo вернули сообщение: «Согласно соответствующим законам и политике, результаты по запросу« Лю Сяобо »не могут отображаться». Citizen Lab задокументировала цензуру смерти Лю Сяобо в WeChat и Weibo ». 16 июля они отметили цензуру в WeChat изображений, связанных с Лю после того, как он смерть, и обнаружила, что даже изображения блокировались в индивидуальном чате в первый раз, а также в групповом чате и в моменты WeChat. На основе анализа блокировки поискового запроса в Weibo лаборатория подтвердила, что Все еще действовал полный запрет на поиски по имени Лю Сяобо. Они заявили: «Фактически, одного имени, данного ему Сяобо, достаточно, чтобы вызвать цензуру на английском языке, а также на упрощенном и традиционном китайском...»

Рано утром 15 июля 2017 г. была проведена краткая панихида по Лю, тело которого было кремировано после короткой траурной службы. Траурная церемония и похороны Лю были тщательно организованы, так как друзей и сторонников предупредили о публичных похоронах или поминальных мероприятиях. не потерпим. Все вопросы, которые задают международные журналисты Лю не появился в официальных стенограммах брифингов китайского министерства иностранных дел. Германия, Великобритания, Франция, США, Тайвань и Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн призвали Китайскую Народную Республику разрешить жене Лю Сяобо Лю Ся путешествовать и покинуть страну, если она пожелает.

Похороны

Похороны были организованы жестко, когда китайское правительство пыталось защитить свое отношение к Лю и его жене, хотя это было ясно они и члены их семей находились под постоянным наблюдением. Хотя на похоронах присутствовали брат г-жи Лю и двое братьев г-на Лю и их жены, никого из друзей Лю нельзя было идентифицировать по официальным фотографиям скорбящих. Представитель правительства сказал: «Лю Ся сейчас на свободе, [но] убита горем, и ее не нужно беспокоить». Однако после видео захоронения Лю на море она скрылась из виду. Правительство заявило, что Лю был кремирован, а его прах рассеян в море по собственному желанию семьи. Его старший брат Лю Сяогуан появился на том же брифинге для прессы и поблагодарил Коммунистическую партию Китая, а также правительство, «потому что все, что они сделали для нашей семьи, свидетельствует о высоком уровне гуманности и личной заботе о нас». Согласно биографу Лю Сяобо Ю Цзе, Лю отлучил своего старшего брата Сяогуана после инцидента 4 июня, назвав его «мелким бюрократом коммунистической партии». Юй также критиковал Сяогуана за то, что он узурпировал положение Лю Ся как ближайшего родственника и его «бесстыдство» в попытке отобрать долю денег, получаемых Лю от Нобелевской премии. Сторонники Лю обвинили правительство Китая в попытке стереть любые святыни или следы Лю Сяобо с помощью морского захоронения его останков. Китайские правозащитники Ху Цзя заявили South China Morning Post, что эти поспешные действия «унизительны для нобелевского лауреата»

В Гонконге, который до сих пор обладает быстро сокращающимся кругом гражданских прав, которых нет на материковом Китае, активисты организовали единственное крупномасштабное поминовение Лю на китайской земле. Бдение возле Пекинского офиса связи началось 10 июля и продолжалось до его смерти. Некоторые газеты города разместили портрет Лю на своих первых полосах, чтобы объявить о его смерти, в то время как другие прокоммунистические журналы отодвинули освещение событий на внутренние страницы. В Законодательном совете законодатели продемократического лагеря предприняли семь попыток вынести на обсуждение Лю, но президент совета Эндрю Люн, представляющий правящую фракцию, отверг эти попытки на том основании, что этот вопрос не имел «неотложной общественной важности согласно 16.2 Правил процедуры, [и что] формулировки их петиций не имели нейтралитета».

Реакции

Sinosphere

Март в память о Лю Сяобо в Гонконг

Китайская Народная Республика: Представитель Министерства иностранных дел Гэн Шуан отчитал иностранных официальных лиц за «неправильные комментарии по поводу смерти Лю Сяобо» болезни »и сказал, что Китай сделал« суровые заявления »их странам. Гэн также заявил 14 июля, что «вручение приза такому человеку противоречит целям этой награды. Это богохульство над призом мира», согласно Голосу Америки. Но в почти идентичном репортаже «Голоса Америки» китайцы также писали, что заявление Гэна невозможно найти в стенограмме вопросов и ответов регулярного брифинга для прессы, размещенной на веб-сайте министерства.

Китайская Республика: Президент Китайской Республики Цай Инь-вэнь умолял коммунистическое правительство «проявить уверенность в проведении политической реформы, чтобы китайцы могли пользоваться данными Богом правами свободы и демократии... Китайская мечта не предполагается, что речь идет о военной мощи. Это должно быть связано с принятием во внимание идей, подобных идеям Лю Сяобо. Только благодаря демократии, в которой каждый китаец имеет свободу и уважение, Китай может действительно стать гордой и важной страной ». В своем выступлении в Facebook бывший президент Китайской Республики и лидер Гоминьдана Ма Ин-цзю сказал, что китайская мечта должна развиваться пропорционально свободе и правам человека. Мэр Тайбэя Ко Вен Чже выразил соболезнования.

Правительство Тибета в изгнании : 14-й Далай-лама, который сам является лауреатом Нобелевской премии мира 1989 года, спикер из тибетского парламента в изгнании Кхенпо Сонам ​​Тенпхел и премьер-министр тибетского правительства в изгнании Лобсанг Сангай оплакивал смерть Лю. 14 июля 2017 года Далай-лама выступил со следующим коротким заявлением: «Я глубоко опечален, узнав, что такой же лауреат Нобелевской премии Лю Сяобо скончался, отбывая длительный срок тюремного заключения. Я выражаю свои молитвы и соболезнования его жене Лю Ся и другие члены его семьи. Хотя его больше нет в живых, остальные из нас могут лучше всего отдать дань уважения Лю Сяобо, продвигая принципы, которые он давно воплощал в жизнь, что приведет к более гармоничному, стабильному и процветающему Китаю. Это мой вера в то, что неустанные усилия лауреата Нобелевской премии Лю Сяобо в деле свободы вскоре принесут плоды ".

Международный

Государства

Франция: Президент Эммануэль Макрон, который провел пресс-конференцию по случаю визита президента США Трампа, позже воздал должное доктору Лю в твиттере, назвав его "борцом за свободу". Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан также выразил соболезнования.

Германия: Канцлер Ангела Меркель охарактеризовала Лю Сяобо как «отважного борца за гражданские права и свободу слова». Министр иностранных дел Зигмар Габриэль сказал, что «Китай теперь обязан быстро, прозрачно и правдоподобно ответить на вопрос о том, нельзя ли было выявить рак намного раньше».

Япония: Оба министра иностранных дел Affairs Фумио Кишида и главный секретарь кабинета Ёсихидэ Суга выразили соболезнования.

Норвегия: Премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг сказала: «Я с глубоким сожалением узнала о кончине Лю Сяобо. Лю Сяобо на протяжении десятилетий был центральным голосом за права человека и дальнейшее развитие Китая.. "Турбьёрн Ягланд, член и бывший председатель Норвежского Нобелевского комитета и бывший премьер-министр Норвегии, сравнил Лю Сяобо с Карлом фон Осецки, отмечая, что он стал вторым лауреатом Нобелевской премии, которому помешали получить премию, потому что он умер в тюрьме. В официальном заявлении Норвежского Нобелевского комитета обвинили коммунистический режим Китая в смерти Лю Сяобо и осудили эрозию прав человека как универсальную ценность; от имени комитета председатель Рейсс-Андерсен заявила, что «Лю Сяобо внес свой вклад в братство народов своим ненасильственным сопротивлением репрессивным действиям коммунистического режима в Китае» и что «китайцы Правительство несет большую ответственность за его преждевременную смерть ". Рейсс-Андерсен сказал, что Лю Сяобо останется «мощным символом для всех, кто борется за свободу, демократию и лучший мир». Она также посетовала на «печальный и тревожный факт, что представители свободного мира, которые сами высоко ценят демократию и права человека, менее склонны отстаивать эти права на благо других».

Великобритания: Министр иностранных дел Борис Джонсон назвал Лю «пожизненным борцом за демократию, права человека и мир» и сказал, что его смерть стала огромной потерей. Он также заявил, что «Лю Сяобо должно было быть разрешено выбрать себе лечение за границей», и призвал китайские власти «снять все ограничения» в отношении вдовы Лю.

США: Хотя Дональд Трамп не предлагал и не спрашивал о смерти доктора Лю на пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном, его пресс-секретарь сделал заявление с соболезнованиями. Государственный секретарь Рекс Тиллерсон сказал, что «Лю посвятил свою жизнь улучшению своей страны и человечества, а также стремлению к справедливости и свободе», и призвал Пекин освободить вдову Лю. США Посол в ООН Никки Хейли и США Посол в Китае Терри Бранстад оба выразили соболезнования.

Исполнительная комиссия Конгресса по Китаю, члены которой входят как в Палату представителей, так и Сенат, выступила с двухпартийным заявлением. Подкомитет Палаты представителей США по международным отношениям по Африке, глобальному здравоохранению, глобальным правам человека и международным организациям провел слушание по делу Лю и его смерти (под названием «Трагический случай Лю Сяобо») Нэнси Пелоси., лидер меньшинства Дома был опечален известием о кончине Лю. Еще 18 мая республиканец сенатор Тед Круз и представитель Марк Медоуз повторно представили законопроекты, чтобы возобновить свои усилия по переименованию адреса посольства. Китая в Вашингтоне, округ Колумбия, как "Лю Сяобо Плаза, 1". Боб Фу, китайский американский правозащитник и пастор, сказал газете Texas Tribune, что он "определенно более оптимистично настроен по поводу того, что законопроект Круза будет принят президентом Трампом. Позже сенатор Марко Рубио написал письмо, чтобы прислать Лю Ся, вдову Лю Сяобо. Сенатор Джон Маккейн сказал, что «это только последний пример наступления коммунистического Китая на права человека, демократию и свободу».

Бывший президент Джордж Буш и первая леди Лаура Буш также выразила соболезнования.

Организации

Европейский Союз: Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер и Президент Европейского Совета Дональд Туск сказал в совместном заявлении, что они узнали о смерти Лю «с глубокой печалью» и что «Мы призываем китайские власти разрешить его жене, г-же Лю Ся, и его семье. похоронить Лю Сяобо в месте и способом по их выбору и позволить им мирно горевать ".

Организация Объединенных Наций: Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн сказал, "Движение за права человека в Китае и во всем мире потеряло принципиального чемпиона, который посвятил свою жизнь защите и продвижению прав человека, мирно и последовательно, и который был заключен в тюрьму за отстаивая свои убеждения. Лю Сяобо был истинным воплощением демократических идеалов ненасилия, которые он так горячо отстаивал ».

Основные работы
  • Критика выбора: диалоги с Л.И. Цзэжоу. Шанхайское народное издательство. 1987.
  • Критика выбора: диалоги с ведущим мыслителем Л. И. Цзэжоу. Шанхайское народное издательство. 1989.
  • Эстетика и свобода человека. Издательство Пекинского педагогического университета. 1988.
  • Идем нагим к Богу. Издательство Time Literature and Art. 1989.
  • Туман метафизики. Шанхайское народное издательство. 1989.
  • Тайны мысли и мечты человечества, 2 тома. Strom Stress Publishing Company. 1989–1990.
  • Contemporary Politics and Intellectuals of China. Tangshan Publishing Company, Тайвань. 1990.
  • Критика современной китайской интеллигенции (японский перевод). Книжный магазин Tokuma, Токио. 1992.
  • Монологи пережившего Судный день. Издательство China Times, Тайвань. 1993.
  • Избранные стихи Лю Сяобо и Лю Ся. Сяфэй Эр Интернэшнл Пресс, Гонконг. 2000.
  • Под псевдонимом Лао Ся и в соавторстве с Ван Шо (2000). Красавица дала мне нокаутирующий наркотик. Литературная пресса Чанцзян.
  • Нация, которая лжет совести. Издательство Jie-jou Publishing Company, Тайвань. 2002.
  • Гражданское пробуждение - Рассвет свободного Китая. Исследовательский фонд Лаогая. 2005.
  • Одно лезвие и токсичный меч: критика современного китайского национализма. Broad Press Inc., Саннивейл. 2006.
  • Падение великой державы: меморандум Китаю. Юнчен Культура. Октябрь 2009 г.
  • От инцидента с TianAnMen до Хартии 08 (на японском языке): Меморандум для Китая. Книжный магазин Fujiwara, Токио. Декабрь 2009.
  • Нет врагов, нет ненависти. Belknap Press издательства Гарвардского университета. 2012.
  • Четвертая июньские элегии: Стихи, переведенные с китайского Джеффри Яном, с предисловием Его Святейшества Далай-ламы, двуязычное издание. Graywolf Press. 2012.
Награды и награды
  • Отличная награда (2004) за статью Corrupted News is not News, опубликованная в номере за январь 2004 года
  • Главный приз (2005 г.) за статью «Рай сильных мира сего, ад уязвимых», сентябрь 2004 г., выпуск
  • Отличная награда (2006 г.) за «Причины и окончание кровопролития Шаньвэя на, Январь 2006 г.
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Лю Сяобо
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Лю Сяобо.
Викиновости есть новости по теме:
Вердикт Лю и статьи, приведенные в качестве доказательства его вины в приговоре
Другие материалы, написанные Лю Сяобо
Другие материалы, связанные с Лю Сяобо
Награды и достижения
Предшествовал. Барак Обама Нобелевская премия мира Лауреат . 2010Преемник. Эллен Джонсон-Серлиф. Лейма Гбоуи. Тавакель Карман
Последняя правка сделана 2021-05-28 04:02:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте