Литературная инквизиция (упрощенный китайский : 文字狱; традиционный китайский : 文字獄; пиньинь : wénzìyù; букв. : «тюремное заключение из-за писаний») или речевое преступление (китайский: 以 言 入 罪) относится к официальное преследование интеллектуалов за их труды в Китае. Ханью Да Сидиан определяет это как «правитель намеренно извлекает слова или фразы из писаний интеллектуалов и произвольно обвиняет его, чтобы преследовать его» («旧时 谓 统治者 为 迫害 知识分子 , 故意 从其 著作 中摘取 字句 , 罗 织 成 罪 "). Инквизиция имела место при каждой из династий, правивших Китаем, хотя Цин был особенно известен своей практикой. В общем, есть два способа проведения литературной инквизиции. Во-первых, убеждение исходило из самого письма. То есть письменность была прямой причиной преследования. Во-вторых, письменность использовалась как инструмент для предоставления законных доказательств заранее установленного приговора. Такие преследования могли быть вызваны даже одной фразой или словом, которое правитель считал оскорбительным. Некоторые из них были вызваны табу на именование, например, написанием китайского иероглифа, являющегося частью личного имени императора. В самых серьезных случаях не только писатель, но и его ближайшие и дальние родственники, а также его близкие также были замешаны и убиты.
Самая ранняя зарегистрированная литературная инквизиция произошла в 548 г. до н.э. в штате Ци в период весны и осени. Записано в Цзо чжуань, могущественный министр Цуй Чжу (崔 杼), убивший правителя герцога Чжуана, убил трех придворных историков (Тайши, 太史), потому что они настаивали на записи событие в официальной истории. Сожжение книг и захоронение ученых в династии Цинь также рассматривается некоторыми китайскими учеными как форма литературной инквизиции. Неизвестно, как часто происходили преследования. Однако, по сравнению с Мин и династией Цин, литературная инквизиция до династии Сун происходила реже из-за отсутствия печати.
Одним из основных случаев в династии Хань был случай Ян Юня (杨 恽). Император Сюань сначала освободил его от должности в правительстве по обвинению в диффамации. В 54 г. до н. Э. Он был приговорен к смертной казни через рубку по пояс из-за его жалоб на несправедливое обращение, написанных в письме для своего друга Сунь, которое считалось неуважительным и возмутительным по отношению к Императору. Пострадавшие от этого его друзья, которые еще находились в суде, также были освобождены от занимаемых должностей. В 208 году Конг Жун, ведущая фигура Семи ученых Цзяньань в конце династии Восточная Хань, был убит военачальником Цао Цао. за его письма к Цао, в которых он не согласен и критикует его правила и практику, включая запрет Цао на алкоголь за его потенциальное негативное влияние на нацию. Его жена и два сына также были убиты. В период Троецарствия смерть Цзи Канга также была связана с его написанием. В ответ на предложение Сыма Чжао занять должность гражданского чиновника, Цзи Кан написал письмо («与 山 巨 源 绝交 书»), в котором выразил свой отказ от какой-либо политической карьеры. Это письмо, однако, позже послужило оправданием для совета Чжун Хуэя, чиновника, который передал предложение Сыма Чжао Цзи Кану, чтобы приговорить Цзи Канга к смерти.
Во время династии Северная Вэй премьер-министр Цуй Хао вырезал Го Шу («国书»), в котором записана история правящий клан Туоба, главным редактором которого он был назначен, в каменные памятники и расположил их на обочине главной дороги в пригороде столицы. Бюрократы Сяньбэя сочли раскрытие истории их предков общественности оскорбительным и неуместным. Таким образом, Цуй Хао был обвинен в клевете на государство и, таким образом, приговорен к смертной казни в 450 году. Вместе с Цуй Хао весь его клан, кланы его жен и 128 чиновников, участвовавших в редакционной работе, были приговорены к смертной казни.
В 609 году Сюэ Даохэн, дед Сюэ Юаньчао, был приговорен к смертной казни Император Ян из Династия Суй. В ответ на попытку императора Яна не дать Сюэ уйти в отставку, Сюэ написал эссе, восхваляющее предыдущего императора Вэня. Император Ян посчитал этот ответ издевательством и посчитал его оскорбительным. Непосредственной причиной смерти Сюэ было его высказывание в память о Гао Цзюн (高 熲), который поддержал конкурента императора Яна и был приговорен к смертной казни. Однако есть свидетельства того, что первопричиной его смерти была ревность императора Яна к его поэтическому таланту как к автору знаменитого стихотворения «СиСиЯнь» («昔 昔 盐») из династии Суй. В этом случае смерть Сюэ также может рассматриваться как литературная инквизиция по стихотворению (诗 祸, шихуо).
Династия Сун ознаменовала подъем литературной инквизиции как по количеству случаев, так и по ее использованию. Во времена династии Сун количество дел о литературной инквизиции превышало сотню. Концепция литературной инквизиции начала формироваться в этот период времени. В отличие от единичных случаев в предыдущих династиях, литературная инквизиция в династии Сун стала инструментом политической борьбы, сознательно и целенаправленно использовавшимся противоборствующими политическими партиями для подавления и устранения оппонентов. Однако, поскольку император-основатель династии Сун, император Тай-цзу, поклялся не убивать ученых или интеллектуалов, писавших с комментариями или обращениями по политическим вопросам, интеллектуалов, участвовавших в литературной инквизиции в династии Сун, часто изгоняли, а не приговаривали к смерти.
В 1079 году поэт Су Ши из династии Сун был заключен в тюрьму на несколько месяцев, а затем сослан императором. Шэньчжун в связи с обвинением в написании и распространении стихов, якобы содержащих клевету на суд. Этот случай также был связан с политическим контекстом того времени. В штате проводилась социально-экономическая реформа, Новая политика, во главе с канцлером Ван Анши. Однако Су Ши как консерватор в то время выразил несогласие с некоторыми методами этой реформы. Такие действия вызвали гнев людей, поддержавших реформу, в том числе нескольких человек из Цензура (юситай,), ответственных за слежку за должностными лицами и установление фактов в случае судебных разбирательств. Один из цензоратов, Ли Дин, возбудил дело, написав императору и обвинив Су Ши в диффамации. Под его усилием Цензорат указал более чем на 60 свидетельств в более чем 10 стихотворениях Су Ши и выявил более 20 человек, которые общались с Су Ши посредством писаний.
Южная Сун, особенно во время Цинь Хуэя на посту канцлера, ознаменовала рост широкого и систематического использования литературной инквизиции в политических целях. Перед лицом вторжения со стороны чжурчжэней династии Цзинь в северную часть Китая, дебаты в суде велись между «провоенной партией» во главе с Юэ Фэем и «антивоенная партия», выступающая за мирные договоры с Джином. Как лидер «антивоенной партии», Цинь Хуэй использовал литературную инквизицию как инструмент для запугивания или устранения своих политических оппонентов, чтобы достичь политического согласия в отношении угрозы вторжения Цзинь. Цинь Хуэй специально нацелился на лидеров «провоенной партии», Чжао Дина (赵鼎), Ху Цюаня (胡 铨) и Ли Гуана (李光). В 1138 году, в ответ на унизительные условия Цзинь в их мирных переговорах, которые превратили Сун в подчиненное государство, и Чжао Дин, и Ху Цюань выразили решительные возражения. В результате Чжао Дин был отстранен Цинь Хуэем от должности Великого советника осенью 1138 года. Позже он был сослан на сегодняшний Хайнань, где он покончил жизнь самоубийством в 1147 году, когда Цинь Хуэй принял меры против своего письма. снова заявляя о своей решимости против мирных переговоров с Джином. Тем временем Ху Цюань написал в своем мемориале в 1138 году, что принятие этих условий означало бы «[взять] Империю Твоих предков и [превратить] ее в Империю этих собак-варваров». Хотя эти фразы отражали общественное мнение о мирных переговорах, Цинь Хуэй воспринял их как мятежные и призвал к суровому наказанию Ху в качестве примера, чтобы помешать другим должностным лицам сделать то же самое. Поэтому Ху был отстранен от должности, сослан в Чжаочоу (昭 州) и запрещен к восстановлению.
Ли Гуан был также наказан за свою откровенную критику Цинь Хуэя как предателя. Таким образом, Цинь Хуэй обвинил Ли в негодовании и недоброжелательности и сослал его в сегодняшнюю провинцию Гуанси в 1141 году. В 1150 году он был снова сослан на Хайнань из-за его попытки составить «частную историю» (野史), что было запрещено и якобы клеветническим императором и Цинь Хуэем из-за их страха перед потенциальными негативными записями о своих действиях. Дело Ли Гуана касалось нескольких других связанных с ним чиновников. Одним из них был У Юаньмэй (吴 元 美), который был понижен в должности в результате дела Ли. Затем он написал «Повесть о двух сыновьях Ся» («夏二子 传»), выражая свои чувства к его нынешней ситуации. В этом письме У использовал слова «Ся» (夏) и «Шан» (nds), которые могли быть временами года, а также династиями, и, таким образом, могли быть истолкованы как смена времен года с лета на осень или упадок династии. У также упомянул «мух и комаров», которые были насекомыми, активными в это время года, но также часто служили аллегорией презренным людям в китайской культуре. Таким образом, эти слова послужили доказательством того, что Цинь Хуэй обвинил его в диффамации и в дальнейшем сослал Ху в сегодняшнюю провинцию Гуандун, где Ху умер.
Есть записи о литературных преследованиях во время династии Мин, и в начале этого периода преследовались самые жестокие. До того, как стать императором, Чжу Юаньчжан (император Хуну ), основатель династии Мин, был неграмотным и был нищим. Создавая свою империю, он окружил себя учеными, относясь к ним с уважением, в то время как он учился читать и знакомиться с историей. Он разослал ученым просьбу об их присутствии, и, хотя многие соглашались, другие отказывались, опасаясь последствий, если они допустят ошибку. Иногда император, который учился читать, приказывал казнить того, кто написал что-то, что он неправильно понял.
Правители Маньчжуры под руководством Династия Цин особенно известна своим литературным исследованием. Маньчжуры были этническим меньшинством, которое победило китайскую хань во главе династию Мин ; как таковые, они были чувствительны к общественным настроениям по отношению к ним. Писатели и официальные лица обычно занимали позицию проведения различий между ханьскими китайцами и маньчжурами; последние традиционно считались варварами в ханьской китайской культуре. Однако пока у власти были маньчжуры, писатели прибегали к завуалированной сатире. По словам Гу Миндонга, специалиста по китайской литературе и интеллектуальной мысли, маньчжуры стали почти параноиками по поводу значений, связанных с китайскими иероглифами для слов «яркий» и «чистый», «Мин» и «Цин» соответственно. Одной из инквизиций было «Дело истории династии Мин » (明 史 in) в 1661–1662 годах под руководством регентов (до императора Канси пришел к власти в 1669 г.), в результате чего около 70 человек были убиты и еще больше сосланы.
При династии Цин литературная инквизиция началась с единичных случаев во время правления императоров Шуньчжи и Канси, а также затем превратился в образец. Во время правления императора Цяньлуна было 53 случая литературных преследований. Между 1772 и 1793 годами император Цяньлун предпринял попытку избавиться от «злых» книг, стихов и пьес. Он намеревался избавиться от работ сторонников династии Мин, которые, по его мнению, писали подрывные антицинские истории о завоевании Маньчжурии. Масштабы разрушений, причиненных этим «литературным холокостом», неясны из-за пробелов в имперских архивах, однако до 3000 работ могли быть потеряны. По оценкам, за этот период инквизицией было уничтожено 151 723 тома. Среди произведений, подвергшихся такой обработке, были книги, считавшиеся неуважительными по отношению к императорам Цин или предыдущим династиям этнических меньшинств, которые можно было рассматривать как аналог Цин. С 1780 года пьесы также могли быть уничтожены, если они были вульгарными или содержали антиманьчжурские материалы. Писатели, критиковавшие династию Цин, могли ожидать, что все их работы будут стерты, независимо от содержания. Инквизиция часто использовалась для выражения местных амбиций и соперничества, которые имели мало общего с собственными политическими интересами правителя. Таким образом, возникла межклассовая, а также внутриклассовая война. Например, простолюдины могли предъявить обвинения ученым.
В 1799 г. император Цзяцин объявил, что рассмотрение дел литературной инквизиции как государственной измены и восстания является юридическим несправедливым и неуместным и приказал пересмотреть предыдущие дела. Таким образом, он положил конец эпохе обширных литературных исследований при императоре Канси, Юнчжэне и Цяньлуне, которая длилась почти 150 лет.