Австрийское лирическое сопрано
Гундула Яновиц (родился 2 августа 1937 года) - австрийское лирическое сопрано певец опер, ораторий, лидер, концертов. Она - одна из самых известных оперных певиц 20-го века, выдающаяся в 1960-х и 1970-х годах.
Содержание
- 1 Карьера
- 2 Голос и репертуар
- 3 Избранная дискография
- 4 Фильмография
- 5 Награды и награды
- 6 Источники
- 7 Внешние ссылки
Карьера
Яновиц родилась в Берлине, но выросла в Граце, Австрия, где она стала натурализованной австрийкой. Она училась в Консерватории Граца в Австрии и уже начала петь на высшем уровне к концу 1950-х годов (Гайдна The Creation, с Гербертом фон Караяном в 1960 г.). В 1959 году Караян пригласил ее на роль Барбарины в опере Моцарта Свадьба Фигаро в Венской государственной опере, постоянным участником которой она стала в 1962 году.
1960-е и 1970-е годы Яновиц стала одной из самых популярных певиц в своей области на международном уровне, и она разработала обширную дискографию произведений от Баха до Рихарда Штрауса. Среди выдающихся дирижеров, с которыми она выступала, были Караян, а также Отто Клемперер, Ойген Йохум, Леонард Бернштейн, Рафаэль Кубелик, Карл Бём, Георг Шолти и Карлос Кляйбер.
Одним из акцентов в творчестве Яновиц было развитие песенных концертов, которые она давала несколько раз в Зальцбурге. Фестиваль. После своей вокальной карьеры она активно работала учителем вокала. В 1990 году она временно заняла должность оперного директора в Граце.
Яновиц выступала на многих великих сценах мира, включая оперный фестиваль Глайндборн, Байройтский фестиваль., Зальцбургский пасхальный фестиваль, Метрополитен-опера, Парижская опера, Ла Скала и Королевская опера Дом. В 1980 году она исполнила партию графини в ставшей легендарной новой постановке «Женитьба Фигаро» (с Георгом Шолти в роли дирижера, Джорджо Стрелер в качестве режиссера и Эцио Фриджерио в роли художника по декорациям.). Ее запись «Лидер» Шуберта для женского голоса дважды была удостоена премии Германии Deutscher Schallplattenpreis.
Прощание Яновица с оперной сценой произошло 18 мая 1990 года в Венской государственной опере в главной роли Ариадны на Наксосе (с дирижером Генрихом Холлрайзером и директором и дизайнером [de ]). Она продолжала петь сольные концерты Lieder до 1997 года, когда полностью прекратила выступление. Помимо того, что она была почетным членом Венской государственной оперы и Музыкальной академии в Граце, она была назначена почетным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне в 2000 году.
Голос и репертуар
Голос Яновица узнаваем по его чистому, «кристально чистому», «сливочному» тону и быстрому вибрато. Как и ее предшественница Мария Стадер, у которой был похожий тембр. ей и, как и ее современнице, Элизабет Харвуд, Яновиц владела прежде всего высоким и средним регистрами и лирико-эмоциональным выражением. Несмотря на ее сравнительно слабую звуковую проекцию, она иногда играла драматические роли ( Зиглинд, Леонора, Эльза) или комические роли (Марзеллин, Розалинда), но больше всего ее ценили как Фьордилиджи, графиня Розина Альмавива, Памина, Агата, Арабелла, Ариадна, ангел Габриэль (Сотворение мира), графиня Мадлен и священный о ее интерпретации Четырех последних песен Ричарда Штрауса, Дэвида Боуи писал: «Хотя Элеонора Стебер и Лиза Делла Каса прекрасно интерпретируют это монументальное произведение, исполнение Яновица [...] справедливо описывается как трансцендентное. Он страдает любовью к жизни, которая постепенно угасает. Я не знаю другого музыкального произведения или какого-либо другого выступления, которое бы меня так трогало ». За некоторыми исключениями, она избегала ролей на иностранных языках (хотя существуют записи ее пения Дона Карлоса и Верди Реквием и все три оперы Моцарт / ДаПонте на итальянском языке). Отрывок из ее изображения графини Фигаро в дуэттино «Canzonetta sull'aria » со швейцарским сопрано Эдит Матис занимает видное место в фильме 1994 года Искупление Шоушенка.
Избранная дискография
- С Отто Клемперером : Волшебная флейта
- С Герберт фон Караян : The Creation, The Seasons, Die Walküre, Götterdämmerung, St Matthew Passion, Месса си минор, Фиделио (как Марзеллин), Девятая симфония, Missa solemnis, Немецкий реквием, Четыре последние песни
- С Бернардом Хейтинком, Четыре последние песни
- С Леонардом Бернстайном : Fide lio (как Леонора)
- с Eugen Jochum : Carmina Burana
- с Carlos Kleiber : Der Freischütz
- С Карлом Бемом : Così fan tutte, Женитьба Фигаро, Летучая мышь, Времена года, Каприччио
- С Джеффри Тейтом : Дон Джованни (как Донна Эльвира)
- С Рафаэлем Кубеликом : Die Meistersinger фон Нюрнберг, Лоэнгрин
- С Рудольфом Кемпе : Ариадна на Наксосе
- С Карлом Рихтером : Рождественская оратория, Мессия, Орфей и Эвридика
- С Гансом Кнаппертсбушем : Парсифаль (1962, как Цветочница)
- С Гельмутом Кох: Иуда Маккавей
- С Фердинандом Лейтнером : Армида
- С Вильфридом Бетчером: Моцарт : Концертные арии, Георг Филипп Телеман : Ино (Драматическая кантата)
- Лидер от Франца Шуберта, с Чарльзом Спенсером (фортепиано)
- Ли eder от Franz Schubert, с Irwin Gage (фортепиано). Включает «Gretchen am Spinnrade », «Die Männer sind méchant» и «Der Hirt auf dem Felsen "
- Das Marienleben, Op.27, Пол Хиндемит с Ирвином Гейджем (фортепиано).
Фильмография
Концерты
- Гундула Яновиц: Концерт (запись вживую) (1970, дирижер Берислав Клобучар, Video Artists International Inc.)
- Симфония Бетховена № 9 ре минор, Op.125 «Хорал» (1968, дирижер / режиссер Герберт фон Караян, Unitel Classica)
- Месса Баха си минор BWV 232 (1969, дирижер) Карл Рихтер; режиссер Арне Арбом, Unitel Classica)
- Реквием Моцарта K.626 (1971, дирижер Карл Бём; режиссер Unitel Classica)
- Брамс Ein Deutsches Requiem, op.45 (1978, дирижер / режиссер Герберт фон Караян, Unitel Classica)
Оперы
- Così fan tutte (1969, дирижер Карл Бём; режиссер Вацлав Кашлик, Unitel Classica)
- Летучая мышь (1972, дирижер Карл Бём; режиссер Отто Шенк, Unitel Classica)
- Арабелла (1977, дирижер сэр Георг Шолти ; директор Отто Шенк, Unitel Classica)
- Фиделио (1977, дирижер Зубин Мета ; директор Пьер Журдан, Gaumont Distribution)
- Ариадна на Наксосе ( 1978, дирижер, Карл Бём; режиссер Джон Вернон, Unitel Classica)
- Фиделио (1978, дирижер, Леонард Бернштейн ; режиссер Отто Шенк, Deutsche Grammophon)
Награды и награды
- 1969 Kammersängerin в Австрии и в Берлине в 1974
- 1978 Джозеф Маркс Музыкальная премия государства Штирия
- 2000 Австрийский крест Почетная грамота в области науки и искусства, 1-й степени
- Золотая медаль 2003 г. за заслуги перед городом Вена
- Золотая медаль Штирии
- Премия имени Хуго-Вольфа 2019
Ссылки
- ^ «Яновиц, Гундула» от Алан Блит, Grove Music Online (требуется подписка)
- ^«Гундула Яновиц 70» от Мануэля Бруга, Die Welt (2007-08-02) (на немецком языке)
- ^ Гундула Яновиц на bach-cantatas.com
- ^ "BBC Cardiff Singer of the Wo rld Члены жюри ".
- ^" Гундула Яновиц (Gala 337) ". Норбек, Питерс и Форд. Проверено 2 сентября 2015 г.
- ^«Гундула Яновиц - (The) Golden Voice».Джеймса Джолли, Граммофон (01.04.2006)
- ^Daily Mail, июль 1964 г., цитируется здесь: http://www.prestoclassical.co.uk/r/Glyndebourne/GFOCD00664
- ^"Sinfinimusic - Deutsche Grammophon". www.deutschegrammophon.com.
- ^Ферранте, Исидоро (02.09.2011). «Уровень и степень вибрато в голосе сопрано: обзор одного столетия пения» (PDF). Журнал акустического общества Америки. 130 (3): 1686. doi : 10.1121 / 1.3621017.
- ^Боуи, Д., «Признания винного наркомана», Ярмарка тщеславия, ноябрь 2003 г.
- ^«Джозеф Маркс :: Сообщество Джозефа Маркса». www.joseph-marx-gesellschaft.org.
- ^«Ответ на парламентский вопрос» (pdf) (на немецком языке). п. 1250. Проверено 21 января 2013 г.
- ^"Hugo-Wolf-Medaille für österreichische Sopranistin Janowitz". Salzburger Nachrichten. dpa. 2019-07-22.
Внешние ссылки