Eugen Jochum (немецкий: ; 1 ноября 1902 - 26 марта 1987) был немецким дирижером, наиболее известным своими интерпретациями музыки Антона Брукнера, Карла Орфа и Иоганнес Брамс и др.
Йохум родился в римско-католической семье в Бабенхаузене, около Аугсбурга, Германия; его отец был органистом и дирижером. Йохум изучал фортепиано и орган в Аугсбурге, поступив в Музыкальную Академию с 1914 по 1922 год. Затем он учился в Мюнхенской консерватории, где его учителем композиции был Герман фон Вальтерсхаузен; именно там он переключил свое внимание на дирижирование, его учителем был Зигмунд фон Хаузеггер, который дирижировал первым исполнением оригинальной версии Девятой симфонии Антона Брукнера и сделал первое исполнение запись этого.
Первый пост Йохама был репетиционным пианистом в Mönchen-Gladbach, а затем в Киле. Он дебютировал как дирижер с Мюнхенским филармоническим оркестром в 1926 году в программе, в которую входила Седьмая симфония Брукнера . В том же году он был назначен дирижером Кильского оперного театра, где в первый сезон провел семнадцать опер, в том числе Летучий голландец, Кавалер роз и Турандот.
После Киля он отправился в Мангейм, где Вильгельм Фуртвенглер похвалил его дирижирование. Он отклонил предложение провести двенадцать концертов с Нью-Йоркским филармоническим симфоническим оркестром, полагая, что его репертуар и опыт еще не соответствовали ему. (Он не появлялся в Америке до 1958 года). Следующим его назначением был музыкальный руководитель в Дуйсбурге, с 1930 по 1932 год. В 1932 году он стал руководителем оркестра Берлинского радио, также проводя 16 концертов за сезон. Берлинская филармония и Немецкая опера.
В 1934 году Йохум сменил Карла Бема в качестве музыкального директора Гамбургской государственной оперы и Гамбургская филармония. На протяжении нацистской эры Гамбург оставался, как выразился Йохум, «достаточно либеральным», и Йохум даже смог сохранить свой пост, несмотря на то, что не присоединился к партии. Он исполнял музыку таких композиторов, как Хиндемит и Барток в других местах, запрещенных нацистами. В 1944 году Йозеф Геббельс включил Йохума в список Gottbegnadeten.
Однако в послевоенных инициативах по денацификации между британскими и американскими властями возникли «разногласия на высоком уровне» по поводу Джохума, который был «исключением» из обычной практики, когда британские власти следовали американскому примеру: после «первоначальной очистки» Джохума и выбора его дирижером Мюнхенской филармонии в мае 1945 года американские власти временно занесли его в черный список. основания того, что он "исключительно хорошо выступил" во время войны и что его братья были "фанатичными" нацистами; но британские власти «не нашли вины» Джохума, утверждая, что он никогда не был членом нацистской партии, СС или Sturmabteilung, оставался «убежденным католиком», и «не ставил под угрозу его художественную целостность». Только в 1948 году американские власти определили, что они не могут найти никаких доказательств его присоединения к каким-либо нацистским организациям.
Йохум продолжал служить в Гамбурге до 1949 года, а затем ушел, когда вновь сформированный Bayerischer Rundfunk назначил его музыкальным руководителем-основателем своего нового оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио. Для создания оркестра Йохум «нанял высококвалифицированных музыкантов», в том числе Квартет Кеккерта как «ядро струнных». Йохум оставался музыкальным руководителем оркестра до 1961 года; с ним он сделал множество записей, в основном для Deutsche Grammophon.
. Йохум также был постоянным приглашенным дирижером Концертгебау-оркестра, Амстердам и выступал в качестве оркестра » первый дирижер '(eerste dirigent) с 1941 по 1943 год, во время главного дирижёра Виллема Менгельберга. С 1961 по 1963 год Йохум был совместным главным дирижером оркестра Концертгебау вместе с Бернаром Хейтинком. Он часто дирижировал в Лондоне с Лондонским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром. В 1975 году LSO назначило его лауреатом дирижеров, и он занимал эту должность до 1978 года. Йохум был главным дирижером Бамбергской симфонии с 1969-1973 годов. Позже он регулярно работал с Государственной капеллой Дрездена, с которой он записал полные симфонии Брукнера и «Лондонские» симфонии Йозефа Гайдна (которые он также записал с Лондонской филармонией). Он регулярно появлялся на Зальцбургском фестивале. Он также в 1953–54 и 1971 годах дирижировал в Bayreuth Festspielhaus ; дебютировал как дирижёр Тристан и Изольда.
Он руководил мировыми премьерами различных произведений, в том числе Концерта для струнных Бориса Блахера, Concerte per il principe Eugenio by, Французской сюиты Вернер Эгк, Танц-Рондо Готфрида фон Эйнема и Симфония № 6 Карла Амадеуса Хартмана.
Он был постоянным артистом с самого начала Records в 1932 году. В эпоху стерео LP он записывал в основном для Deutsche Grammophon. Его цикл DG симфоний Антона Брукнера, разделенных между Берлинским филармоническим и Симфоническим оркестром Баварского радио, остался в каталогах записей с момента его первого выпуска. в 1960-е гг. Этот цикл и более поздний цикл Йохама Брукнера с Staatskapelle Dresden для EMI получили широкое и частое признание и стали причиной того, что его имя особенно ассоциируется с этим композитором. Кроме того, он был президентом Международного общества Брукнера с 1950 года и много писал об интерпретации Брукнера. Тем не менее, согласно некрологу New York Times, он сказал в интервью 1983 года: «Сегодня все думают обо мне как о специалисте по симфониям Брукнера. Но я начал с музыки Баха, Моцарта и Бетховена. И это касается их музыки. что я все еще чувствую себя ближе всех ". Его записи Баха мессы си минор и St. Страсти по Иоанну часто считаются одними из лучших из этих произведений. Три его полные записи симфоний Бетховена также получили высокую оценку: они были сделаны с Берлинским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Баварского радио в 1950-х годах для Deutsche Grammophon, с Королевским оркестром Концертгебау в конце 1960-х для Philips и с Лондонским симфоническим оркестром в 1970-х для EMI. Йохум также сделал две полные записи симфоний Иоганнеса Брамса, одну с Берлинской филармонией в середине 1950-х годов, другую с Лондонской филармонией в 1977 году. декораций дирижер Кеннет Вудс назвал его «величайшим дирижером Брамса из когда-либо живших». (Другие назвали бы Вайнгартнера или Тосканини.) Он также записал фортепианные концерты Брамса с Эмилем Гилельсом, запись, которая часто считается одной из лучших, сделанных из этих произведений. Его записи Моцарта, Гайдна, Шумана, Вагнера и Карла Орфа также получили высокую оценку. Его запись 1967 года Кармина Бурана, по мнению Билла Алфорда, является авторитетной интерпретацией, поскольку сам Орф присутствовал во время записи и одобрил готовый продукт.
Что касается его техники подиума, Кеннет Вудс блоги: «Посмотрите на его руки - очень маленькие и целенаправленные движения, но такие мощные». Вудс также заявляет, что «его чувство rubato, хотя и невероятно смелое, возможно, более безошибочно, чем [чувство] даже Вильгельма Фуртвенглера ».
Старший брат Йохума Отто Йохум (1898–1969) был композитором и хоровым дирижером; его младший брат Георг Людвиг Йохум (1909–1970) был, как и Йохум, дирижером оркестра. Его дочь Вероника Джохум - пианистка на факультете Музыкальной консерватории Новой Англии в Бостоне, Массачусетсе.
Джохум умерла в Мюнхене в 1987 году в возрасте 84. Его жена Мария умерла в 1985 году.
Предыдущий. без предшественника | Главный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио. 1949 –1960 | Преемник. Рафаэль Кубелик |
Предыдущий. Джозеф Кейлберт | Главный дирижер Бамбергского симфонического оркестра. 1969–1973 | Преемник. Джеймс Лофран |