![]() | |
Категория | Одноместные автомобили |
---|---|
Страна | Международный |
Первый сезон | 2014–2015 гг. |
Пилоты | 27 (2019–20) |
Команды | 12 (2019–20) |
Конструкторы | Spark - Dallara |
Поставщики шин | Michelin |
чемпион пилотов | ![]() |
чемпион команд | ![]() |
Официальный сайт | FIAFormulaE.com |
![]() |
Formula E, известного как ABB FIA Formula E для по причинам спонсорства, это чемпионат для одноместных автомобилей автоспорт, в котором используются только электромобили. Сериал продвигается и принадлежит Formula E Holdings. В 2011 году он был задуман в Париже Жаном Тодтом на FIA, а первый чемпионат стартовал в Пекине в сентябре 2014 года. Он санкционирован FIA. Алехандро Агаг является основателем и нынешним председателем Formula E Holdings.
Предложение по городскому, одноместному автомобилю электромобиль чемпионат по автоспорту был задуман Жаном Тодтом, президентом мирового руководящего органа по автоспорту, Международной автомобильной федерации (FIA), и представлен политикам ans Алехандро Агаг и Антонио Таяни и итальянский актер Тео Теоколи на ужине в небольшом итальянском ресторане в столице Франции Париже на 3 марта 2011 г. Таяни сконцентрировался на электрификации автомобильной промышленности, сокращении выбросов углекислого газа и внедрении гибридных и электрических систем. Агаг поддержал предложение Тодта после того, как последний обсудил вопрос об открытии FIA тендера на организацию серии. Агаг сказал Тодту, что он возьмется за эту задачу из-за его предыдущего опыта в заключении контрактов с телевизионными станциями, спонсорстве и маркетинге.
FIA объявила в декабре 2019 года, что Формуле E будет предоставлен статус чемпионата мира с 2020 года. –21 сезон, что делает его первой гоночной серией за пределами Формулы-1, получившей статус чемпионата мира.
В настоящее время в чемпионате Формулы E принимают участие двенадцать команд по два гонщика в каждой. В этом спорте представлены электрические гоночные автомобили, похожие по стилю на автомобили с гибридным приводом Формулы-1. Гонки обычно проходят на временных уличных трассах в центре города протяженностью от 1,9 до 3,4 км (от 1,2 до 2,1 мили).
Все соревнования начинаются с двух утренние тренировки: первая 45-минутная тренировка, за которой следует 30-минутная тренировка. Во время этих сессий водители могут использовать полную разрешенную выходную мощность (в настоящее время 250 кВт (335 л.с. ).
). Квалификационная сессия проводится позже в тот же день и длится примерно один час. Пилоты делятся на четыре группы по шесть человек, каждая из которых имеет 6 минут на то, чтобы установить свой лучший круг. Первая группа состоит из шести пилотов, которые в настоящее время лидируют в чемпионате, за ними следуют шесть следующих в чемпионате и т. д. гандикап для ведущих пилотов, потому что условия трассы обычно улучшаются в течение сессии. Полная мощность 250 кВт доступна на протяжении всей квалификации. Начиная со второго сезона, шесть самых быстрых пилотов снова, один за другим, выходят на супер-полюс. серия буллитов для определения шести лучших позиций в сетке.
Сама гонка рассчитана на 45 минут плюс один круг. В течение первых четырех сезонов гонщики делали один обязательный пит-стоп для смены машины. Автомобиль Gen2, в этом больше нет необходимости, потому что Батареи хватает на всю гонку. Поскольку всепогодные шины рассчитаны на всю гонку, пит-стопы в настоящее время необходимы только для замены спущенной шины или ремонта автомобиля. В гоночном режиме максимальная мощность в настоящее время ограничена до 200 кВт (268 л.с.).
Очки начисляются десяти лучшим пилотам по стандартной системе FIA (25-18-15-12-10-8-6-4-2-1). Пилоту, занявшему поул-позицию, также начисляется 3 очка, а гонщику, установившему самый быстрый круг (если он финиширует в первой десятке), дополнительно дается 1 очко (2 очка в течение первых двух сезонов). Чемпионат состоит как из гонок, так и команд. Тотал гонщика по итогам сезона складывается из его лучших результатов. Общая сумма команды складывается из подсчета очков обоих гонщиков в течение сезона.
Для каждой гонки болельщики могут проголосовать за своего любимого пилота через различные социальные сети каналы, чтобы дать им дополнительный импульс мощности. Голосование начинается за 6 дней до соревнования и закрывается после первых 15 минут соревнования. Каждый из пяти победителей Fanboost получает дополнительный импульс мощности, который можно использовать в 5-секундном окне во время второй половины гонки.
В пятом сезоне появилась особенность Был введен так называемый режим атаки, в котором водители получают дополнительные 25 кВт мощности, проезжая через обозначенный участок трассы за пределами гоночной трассы. Продолжительность режима ускорения и количество доступных ускорений определяется FIA незадолго до каждой гонки, чтобы команды не могли предвидеть его использование и включать в стратегию гонки. Все режимы атаки должны быть активированы в конце гонки, но их не нужно использовать (т. Е. Если последний режим атаки активирован на предпоследнем круге, водитель не наказывается за то, что он все еще активирован в конце гонки. раса). Начиная с 6 сезона, дополнительная мощность увеличена до 35 кВт. Если есть период желтого цвета полного курса или машина безопасности, режим атаки не будет активирован. При использовании автомобиля безопасности или FCY 1 кВтч энергии будет сброшен, что даст водителям и командам больше возможностей для управления энергопотреблением.
Первые четыре сезона гоночный электромобиль была использована модель Spark Racing Technology, названная Spark-Renault SRT 01E. Шасси было разработано Далларой, аккумуляторная система создана Williams Advanced Engineering и пятиступенчатой коробкой передач Hewland. Michelin был официальным поставщиком шин. В течение первого сезона сериями было заказано 42 электромобиля, по 4 машины были предоставлены каждой из 10 команд, а 2 машины оставлены для тестирования.
Этот первый автомобиль Формулы E имел мощность не менее 250 лошадиных сил (190 кВт). Автомобиль смог разогнаться с 0 до 100 км / ч (от 0 до 62 миль в час) за 3 секунды с максимальной скоростью 225 км / ч (140 миль в час). Генераторы, используемые для подзарядки аккумуляторов, питаются от глицерина, побочного продукта производства биодизеля.
В первом сезоне все команды использовали электродвигатель, разработанный McLaren (такой же, как в его суперкаре P1 ). Но начиная со второго сезона производители трансмиссий могут создавать собственные электродвигатели, инверторы, коробки передач и системы охлаждения; шасси и аккумулятор остались прежними. Силовые агрегаты на сезон 2016–17 создавали девять производителей: ABT Schaeffler, Andretti Technologies, DS-Virgin, Jaguar, Mahindra, NextEV TCR, Penske, Renault и Venturi.
Автомобиль Formula E второго поколения («Gen2») был представлен в сезоне 2018–19 технологический прогресс по сравнению с предыдущим автомобилем Spark-Renault SRT 01E - аккумулятор емкостью 54 кВтч, выходная мощность увеличилась с 200 кВт до 250 кВт, а максимальная скорость увеличилась примерно до 280 км / ч (174 миль в час). Появление машины Gen2 также означает конец смены автомобилей в середине гонок. Новые автомобили оснащены тормозными системами Brembo, выбранными Spark Racing Technology в качестве единственного поставщика. Новые автомобили также оснащены halo, Т-образным каркасом безопасности, предназначенным для защиты головы водителя при столкновении и отражении летящих объектов. Michelin остается производителем шин, поставляя шины с всепогодными протекторами.
Автомобиль Gen3 Formula E планируется представить в девятом сезоне Formula E (2022–2022 гг.) 23). Ожидается, что мощность автомобиля составит 350 кВт в квалификации и 300 кВт в гонке, в то время как уровни рекуперации будут разрешены как на передней (250 кВт), так и на задней (350 кВт) осях для максимального восстановления 600 кВт при торможении. Батарея также будет спроектирована так, чтобы обеспечивать «мгновенную зарядку» мощностью до 800 кВт, что позволит впервые подзарядить пит-стоп перед чемпионатом. В июле 2020 года было объявлено, что Spark Racing Technology будет производить шасси и поставлять MGU для передней оси, Williams Advanced Engineering будет поставлять аккумулятор, а Hankook будет поставлять поставляем всесезонные шины из биоматериалов и экологически чистой резины.
с 2014 года, BMW i8 плагин-гибрид используется в качестве автомобиля безопасности Formula E .
Календарь состоял из 11 гонок, проведенных в 10 различных городах-организаторах: Пекин, Путраджая, Пунта-дель-Эсте, Буэнос-Айрес, Лонг-Бич, Майами, Монте-Карло, Берлин, Москва и, наконец, Лондон, где проходили два последних тура чемпионата.
Первая гонка Формулы E на Beijing Olympic Green Circuit 13 сентября 2014 года была выиграна Лукасом Ди Грасси, после Ника Хайдфельда и Николас Прост вылетел на последнем повороте. В течение сезона было 7 разных победителей гонок: Себастьян Буэми (трижды), Сэм Берд (дважды), Нельсон Пике-младший ( дважды), Антониу Феликс да Коста, Николя Прост, Жером д'Амброзио и Лукас Ди Грасси. Чемпионат был решен на последней гонке в Лондоне, где Нельсон Пике-младший стал первым чемпионом Формулы E, всего на одно очко опередив Себастьяна Буэми. Пике, Буэми и Ди Грасси теоретически имели шанс выиграть титул в финальном раунде. Командный чемпионат был определен в предпоследней гонке, где e.dams Renault (232 очка) победил Dragon Racing (171 очко), который обошел ABT в финальном раунде. чемпионат.
Второй сезон Формулы E начался в октябре 2015 года и закончился в начале июля 2016 года. Календарь состоял из 10 гонок в 9 разных городах. В этом сезоне были представлены восемь производителей, которым было разрешено разрабатывать новые силовые агрегаты. Себастьен Буэми выиграл чемпионат, набрав всего на 2 очка больше, чем Лукас ди Грасси, завоевав самый быстрый круг в финальной гонке в Лондоне.
Сезон FIA Formula E 2016–17 стал третьим сезоном чемпионата FIA Formula E. Он начался в октябре 2016 года в Гонконге и закончился в июле 2017 года в Монреале. Лукас ди Грасси выиграл чемпионство в последней гонке сезона, опередив на 24 очка Себастьяна Буэми и на 54 очка опередив пилота-новичка, занявшего третье место Феликса Розенквиста. Команда Renault e.Dams успешно защитила свой командный чемпионский титул.
Сезон FIA Formula E 2017–18 стал четвертым сезоном чемпионата FIA Formula E. Он начался в декабре 2017 года в Гонконге и закончился в июле 2018 года. Жан-Эрик Вернь завоевал титул с запасом гонки в Нью-Йорке, заняв пятое место, в то время как его соперник Сэм Берд проиграл набрать достаточно очков, чтобы продолжить борьбу в финальной гонке сезона.
После трудной первой половины сезона Audi Sport ABT Schaeffler улучшила свои показатели в во второй половине и обогнав Techeetah в финальной гонке, чтобы претендовать на чемпионство команд с преимуществом в два очка.
Гоночный автомобиль Gen2 был представлен в пятом сезоне со значительно улучшенной мощностью и запасом хода, что устраняет необходимость в замене машин и пит-стопов в целом за исключением повреждений. Тем не менее, автомобили по-прежнему уязвимы для перебоев в электроснабжении, если красные флажки и машины безопасности продлят гонки. В Gen2 также была представлена система защиты драйверов halo. Автомобиль был представлен в январе 2018 года.
BMW, Nissan и DS Automobiles присоединятся к Formula E в качестве официальных производителей в сезоне 2018–19, а Nissan заменит Renault, который покинул чемпионат, чтобы сосредоточить свои ресурсы на своей команде Formula 1. Формат гонок также изменился с установленного количества кругов на 45 минут плюс один круг.
Hong Kong ePrix 2019 стал 50-й гонкой Формулы E с момента ее создания в 2014 году. Формула E участвовала в гонках в 20 городах на пяти континентах, и 13 мировых производителей приняли участие в гонках. Четыре гонщика стартовали во всех 50 гонках Формулы E: Лукас ди Грасси, Сэм Берд, Даниэль Абт и Жером д'Амброзио.
После В первой гонке в Нью-Йорке Жан-Эрик Вернь выиграл свой второй чемпионат Формулы E, став первым гонщиком, выигравшим более одного чемпионского титула, а также титул чемпиона подряд. Techeetah выиграл свой первый чемпионат конструкторов.
К шестому сезону Формулы E к серии присоединились еще два производителя: Mercedes-Benz и Porsche. В чемпионате был внесен ряд изменений в правила, в первую очередь, вычитание полезной энергии в условиях машины безопасности и желтых условий полного курса, при этом у водителей вычиталась энергия на уровне 1 кВт / ч в минуту. Из-за пандемии COVID-19 чемпионат был приостановлен в марте 2020 года, и все запланированные гонки в конечном итоге были отменены. Сезон завершился в августе шестью гонками на Tempelhof Airport Street Circuit в Берлине на трех разных трассах.
Чемпионом сезона был Антониу Феликс да Коста, завоевавший свой первый титул за две оставшиеся гонки. DS Techeetah стал командным чемпионом во второй раз подряд.
Начиная с сезона 2020–21, чемпионство Формулы E будет предоставлено FIA статус чемпионата мира, так как он отвечает критериям наличия четырех участников-производителей и гонок на трех континентах с сезона 2015–16. Реконструкция автомобиля Spark Gen2 под названием Gen2 EVO изначально планировалась к дебюту в этом сезоне, но позже была отложена из-за пандемии COVID-19.
В течение первого сезона FE School Series для студенческих команд, которые разработали свои собственные электромобили, проводились в качестве гонок поддержки на выбранных мероприятиях. Во втором сезоне сериал не получил продолжения.
Roborace разрабатывает первый в мире автономный и гоночный автомобиль с электрическим приводом. Компания планирует организовать первый глобальный чемпионат по беспилотным автомобилям. Он провел демонстрации на отдельных гонках в течение сезона Формулы E 2016–17 и сезона Формулы E 2017–18 годов.
Формулы E и Jaguar провел серию серийной поддержки с Jaguar I-Pace аккумуляторными электрическими внедорожниками. Сериал назывался I-Pace eTrophy и проходил вместе с пятым и шестым сезонами Formula E (с декабря 2018 года по лето 2020 года). В мае 2020 года Jaguar объявил об отмене сериала.
Формула E обеспечивает всестороннее прямое телевещание, которое транслируется через основные вещательные компании по всему миру (FOX Sports, BBC, CCTV-5, Eurosport, Canal +, J Sports, Ziggo Sport Totaal ). Производство осуществляется Aurora Media Worldwide.
С первого сезона мировую ленту представляют Джек Николлс и Дарио Франкитти, а Ники Шилдс играет роль ямы. репортер переулок.
Режиссеры Фишер Стивенс и Малкольм Венвилл создали документальный фильм о сезоне 2017–1818 годов называется And We Go Green. В нем освещаются некоторые инновации и проблемы Формулы Е, а также рассказывается о нескольких гонщиках и их соперничестве в течение сезона. Фильм был со-продюсером Леонардо ди Каприо и был показан на Международном кинофестивале в Торонто в 2019 году .
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чемпионатом FIA Formula E. |
Awards | ||
---|---|---|
Предшественник. Nissan GT Academy | Autosport. Премия за новаторство и инновации . 2014 | Присуждена. McLaren Applied Technologies |