Ку Чулин

редактировать
Ирландский мифологический герой

«Сетанта убивает собаку Кулина», иллюстрация Стивена Рида из книги «Элеонора» Халл, Мальчики Кухулин, 1904

Ку Чулин, также пишется Ку Чулайн или Кухулин(, Ирландский: (A насчет этого звука слушай ); «Собака Каланна ») и иногда известный на английском языке как Кухуллин, является ирландским мифологическим полубогом, который появляется в рассказах цикл Ольстера, а также в шотландской и мэнской мифологии. Считается, что он воплощение ирландского бога Луга, который также является его отцом. Его мать - смертная Дейхтин, сестра Конхобара мак Несса.

Родившийся Сетанта, он получил свое более известное имя в детстве после убийства свирепой сторожевой собаки Куланна. в порядке самообороны и задействовать его место, пока не будет восстановлена ​​замена. В возрасте семнадцати лет он в одиночку защищал Ольстер от армий королевы Медб из Коннахта в знаменитом Тайн Бо Куайлнге ("Погоня за скотом Кули "). Было предсказано, что его великие дела принесут вечную славу, но его жизнь будет короткой. Он известен своим ужасающим боевым безумием, или риастрадом (Томас Кинселла переводится как «спазм варпа», а Киаран Карсон как «крутящий момент»), в он становится неузнаваемым монстром. кто не знает ни друга, ни врага. Он сражается на своей колеснице, ведомой верным возничим Лаегом и запряженной его лошадьми, Лиат Мача и Дуб Сайнгленд.

Содержание
  • 1 Легенды
    • 1.1 Рождение
    • 1.2 Детство
    • 1.3 Тренировка Эмер и Ку Чулина
    • 1.4 Убийство его сына
    • 1.5 Лугаид и Дербфоргейл
    • 1.6 Набег на Кули
    • 1.7 Пир Брикриу
    • 1.8 Смерть Ку Роя
    • 1.9 Единственная ревность Эмер
    • 1.10 Смерть
    • 1.11 Внешний вид
  • 2 Более поздние истории
    • 2.1 Сиабур-Чарпат Кон Куленд
    • 2.2 Легенда Нокмани
  • 3 Индоевропейские параллели
  • 4 Культурные изображения
    • 4.1 Изображения
    • 4.2 Литература
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 литература
    • 9.1 Тексты в переводе
    • 9.2 Пересказы
  • 10 Внешние ссылки
Легенды

Рождение

Существует несколько версий истории о чудесном рождении Ку Чулина. В самой ранней версии Compert C (h) о Кулине («Зачатие Cú Chulainn») его мать Дейхтин - дочь и возница Конхобара мак Несса, король Ольстера., и сопровождает его, когда он и знать Ольстера охотятся на стаю волшебных птиц. Когда начинает падать снег, жители Ольстера ищут убежище в соседнем доме. Когда жена хозяина рожает, Дейхтин помогает в рождении мальчика, а кобыла рожает близнецов жеребят. На следующее утро ольстерцы оказываются в Бруг-на-Бойнде (курган эпохи неолита в Ньюгрейндж ) - дом и его обитатели исчезли, но ребенок и жеребята остались. Дейхтина забирает мальчика домой и начинает воспитывать его как своего собственного, но мальчик заболевает и умирает. Бог Луг является ей и говорит, что он был их хозяином в ту ночь и что он положил в ее утробу своего ребенка, которого следует назвать Сетантой. Ее беременность превращается в скандал, поскольку она обручена с Суалтамом мак Ройхом, а ольстерцы подозревают Конхобара в том, что он отец, поэтому она делает аборт и ложится в своего мужа «целиком девственницей». Затем она зачинает сына, которого называет Сетанта.

В более поздней и более известной версии Compert Con Culainn Дейхтин - сестра Конхобара, исчезает из Emain Macha, столицы Ольстера. Как и в предыдущей версии, ольстерцы отправляются на охоту на стаю волшебных птиц, их настигает метель и ищут убежища в соседнем доме. Их хозяин - Луг, член Туата Де Дананн, но на этот раз его жена, родившая в ту ночь сына, - сама Дейхтин. Ребенка зовут Сетанта.

Дворяне Ольстера спорят о том, кто из них должен быть его приемным отцом, пока мудрый Моранн не решит, что его должны воспитывать некоторых из них: сам Конхобар; Сенча мак Аилелла, который научит его рассудительности и красноречию; богатый Блай Брюгу, который будет защищать и обеспечивать его; благородный воин Фергус мак Ройх, который позаботится о нем и научит защищать слабых; поэт Амергин, который будет его воспитывать, и его жена Финдчоем, которая будет его нянчить. Он воспитывается в доме Амергина и Финдчоума на Мюртхемне Равнина в современном графстве Лаут (в то время часть Ольстера), вместе с их сыном Коналлом Чернахом.

У города графства Лаут в Дандолке естьиз Mé do rug Cú Chulainn cróga (ирландский ) «Я родил храброго Ку Чулина».

Детство

Истории детства Ку Чулина рассказываются в эпизоде ​​воспоминаний в «Тайн Бо Куайндж». Будучи маленьким ребенком, он жил в доме своих родителей на равнине Мюртхемн и умолял разрешить ему присоединиться к отряду мальчиков в Эмайн-Мача. Однако он отправляется в путь сам по себе, и когда он прибывает в Эмайн, он выбегает на игровое поле, не прося защиты у мальчиков, не зная об этом обычае. Мальчики воспринимают это как вызов и нападают на него, но у него есть риастрад, и он бьет их в одиночку. Конхобар прекращает борьбу и устраняет недоразумение, но как только Сетанта подставляет себя под защиту мальчиков, он преследует их, требуя, чтобы они поставили себя под его защиту.

«Кухулин желает оружия короля»., иллюстрация Стивена Рида в книге Элеоноры Халл «Мальчики Кухулин», 1904

Кулан кузнец приглашает Конхобара на пир в свой дом. Перед тем как уйти, Конхобар идет на игровое поле, чтобы посмотреть, как мальчики играют в метатель. Он так впечатлен игрой Сетанты, что просит его присоединиться к нему на пиру. Сетанте предстоит закончить игру, но она обещает последовать за королем. Но Конхобар забывает, и Каланн выпускает свою свирепую собаку, чтобы защитить свой дом. Когда Сетанта прибывает, он убивает ее в целях самозащиты, в одной версии, разбивая ее о стоящий, а в другой - загоняя слиотар (бросающий мяч) ему в глотку с помощью его херли. Куланн опустошен потерей собаки, поэтому он будет охранять ему замену, и пока она не станет достаточно взрослой, чтобы выполнять эту работу, он сам будет охранять дом Кулана. друид Катбад объявляет, что отныне его имя будет Ку Чулинн - «Собака Каланна».

Однажды в Эмайн Мача Ку Чулинн подслушивает, как Катбад обучает своих учеников. Один спрашивает его, для чего этот день благоприятен, и Катбад отвечает, что любой воин, который возьмется за оружие в этот день, будет иметь вечную славу. Ку Чулин, которому всего семь лет, просит в Конхобар и оружия. Ни одно из данного ему оружия не выдерживает его силы, пока Конхобар не дает ему свое собственное оружие. Но когда Катбад видит это, он печалится, потому что он не завершил свое пророчество - воин, взявший оружие в тот день, будет знаменит, но его жизнь будет короткой. Вскоре после этого, в ответ на подобное пророчество Катбада, Ку Чулин требует колесницу от Конхобара, и только собственная колесница короля противостоит ему. Он отправляется в набег и убивает трех сыновей Нехтана Сене, которые хвастались, что убили больше ольстерцев, чем оставшихся в живых ольстерцев. Он возвращается к Эмайну Махе в своем безумном бою, и ольстерцы боятся, что он всех их убьет. Жена Конхобара Мугайн выводит женщин из Эмайна, и они обнажают перед ним свои груди. Он отворачивается, и ольстерцы бросают его в бочку с холодной водой, которая взрывается от жара его тела. Они поместили его во вторую бочку, которая кипит, и третью, которая нагревается до приятной температуры.

Тренировки Эмер и Ку Чулина

В юности Ку Чулина он так красив, что ольстерцы беспокоятся что без собственной жены он украдет их жен и погубит их дочерей. Они ищут подходящую жену по всей Ирландии, но у него не будет ни одной, кроме Эмер, дочери Форгалла Монаха. Однако Форгалл против этого матча. Он предлагает, чтобы Ку Чулинн тренировался в оружии с известной женщиной-воином Скатах в стране Альба (Шотландия ), надеясь, что испытание будет слишком тяжелым для него, и он будет убит. Ку Чулинн принимает вызов и отправляется в свою резиденцию Дун Скайт (Крепость теней) на острове Скай. Тем временем Форгалл предлагает Эмер Лугаиду Мак Нойсу, королю Мюнстера, но когда он слышит, что Эмер любит Ку Чулина, Лугайд отказывается от ее руки.

Скаты учиты Ку Чулина всем искусствам войны, включая использование Гаэ Булга, ужасного колючего копья, брошенного ногой, которое нужно вырезать из своей жертвы. Среди его однокурсников Фердиад, который становится лучшим другом и приемным братом Ку Чулина. У них очень близкие отношения, они спят в одной постели и часто и долго говорят о своей любви друг к другу; Иногда это интерпретировалось, что двое мужчин были как любовниками, так и приемными братьями (хотя эта теория противоречива). Во время своего пребывания там Ската сталкивается с битвой против Айфе, ее соперниками и в некоторых версиях ее сестры-близнеца. Скаты, зная о доблести Аифе, опасается за жизнь Ку Чулина и дает ему мощное снотворное, чтобы уберечь его от битвы. Однако из-за большой силы Ку Чулина она усыпляет его всего на час, и вскоре он присоединяется к драке. Он сражается с Айфе в единоборстве, и эти двое равны, но Ку Чулин отвлекает ее, крича, что лошади и колесница Айфе, вещи, которые она ценит больше всего в мире, упали со скалы и схватили ее. Приставив меч к ее горлу, он соглашается пощадить ее жизнь при условии, что она прекратит свою вражду со Ската и родит ему сына.

Оставив Айфе беременной, Ку Чулин возвращается из Шотландии полностью подготовленным, но Форгалл по-прежнему отказывается использовать его жениться на Эмер. Ку Чулин штурмует крепость Форгалла, убивая двадцать четыре человека Форгалла, похищает Эмер и крадет сокровища Форгалла. Сам Форгалл падает с валов насмерть. Конхобар имеет «право первой ночи » на все браки своих подданных. Он боится реакции Ку Чулина, если он применит ее в этом случае, но в равной степени боится этого авторитет, если он не сделает этого. Катбад предлагает решение: Конхобар спит с Эмер в ночь свадьбы, но Катбад спит между ними.

Убить своего сына

Восемь лет спустя, Коннла, Ку Сын Чулина от Айфе прибывает в Ирландию в поисках своего отца, но Ку Чулинн его принимает как злоумышленника и убивает его, когда он отказывается назвать себя. Коннла не называет себя, так как его мать Айфе обязывала его не называть себя и не отступать от проблемы. Она делает это, желая отомстить Ку Чулинну за любовь к другой женщине после нее. Коннла также был обучен и почти победил своего отца в битве, но намеренно промахивается, поскольку узнает, что Ку Чулин - его отец. Однако Ку Чулинн поражает Коннлу своим копьем, Гаэ Балг, что смертельно ранит его. Последние слова Коннлы своему отцу перед смертью заключались в том, что они «несли бы флаг Ольстера к воротам Рима и за его пределами», оставив Ку Чулина убитым горем. История Ку Чулина и Коннлы поразительно похожа на легенду о персидском герое Ростаме, который также убил своего сына Сохраба. Уама Рост и Ку Чулина есть несколько общих характеристик, в том числе убийство свирепого зверя в очень раннем возрасте, почти непобедимость в бою и манера их смерти. Другой похожий миф в Гильдебранде, в котором Хильдебранд убивает своего сына Хадубранда.

Лугайд и Дербфоргайл

Во время своего пребывания за границей Ку Чулин спас скандинавскую принцессу Дербфоргаилла от принесения в жертву фоморианцам. Она влюбляется в него, и они со своей служанкой приезжают в Ирландию в поисках его в образе пары лебедей. Ку Чулин, не понимает, кто она, стреляет в нее своей пращой, а затем спасает ей жизнь, высасывая камень из ее бока. Вкусив ее крови, он не может жениться на ней и отдает ее своему приемному сыну Лугаиду Риабу нДерг. Лугаид становится верховным королем Ирландии, но Lia Fáil (камень судьбы) не вскрикивает, когда стоит на нем, поэтому Ку Чулин раскалывает его надвое своим мечом. Когда женщины Ольстера изувечили Дербфоргаилла из-за ревности к ее сексуальному желанию, и он умирает от ее ран, Лугайд умирает от горя, а Ку Чулин мстит им, разрушая дом, в котором находятся женщины, и убивает 150 из них.

Погоня за скотом Кули

«Кухулин в битве», иллюстрация Дж. К. Лейендекер в «Мифах и легендах кельтской расы» Т. В. Роллстона, 1911

В возрасте семнадцати лет Ку Чулин в одиночку защиту Ольстер от армии Коннахта в Таин Бо Куайлндж. Медб, королева Коннахта, организовала вторжение, чтобы украсть быка Донн Куайндж, Ку Чулинн позволяет ей застать Ольстера врасплох, потому что он следовало за женщиной, когда ему следовало следить за границей. Мужчины Ольстера стали инвалидами из-за проклятия, которое заставило их страдать от родовых схваток. Таким образом, обещаем Ку Чулина становится не дать армии Медба продвигаться дальше. Он делает это, используя право единоборства на бродах. Он побеждает чемпиона за чемпионом в противостоянии, которое длится месяцами.

Перед битвой к нему приходит красивая женщина, утверждая, что она дочь короля, но он отказывается от нее. Женщина раскрывается как Морриган, и в различных формах она нападает на него в различных формах животных, пока он сражается против Лоха мак Мофемиса. Как угорь, она ставит его подножку вброд, но он ломает ей ребра. Как волк, она перегоняет скот через брод, но он ослепляет ей глаза пращой. Наконец, она появляется в образе телицы во главе панического бега, но он ломает ей ногу другим камнем для пращи. После того, как Ку Чулин, наконец, побеждает Лоха, Морриган представляется ему как старуха, доящая корову, с теми же травмами, которые он нанес ей в ее животных формах. Она дает ему три глотка молока.

После одного особенно тяжелого боя Ку Чулин лежит тяжело ранен, но его посещает Луг, который говорит ему, что он его отец, и лечит его раны. Когда Ку Чулин просыпается и видит, что отряд мальчиков Эмайна Маха напал на армию Коннахта и был убит, у него есть свой самый впечатляющий риастрад:

Первый варп-спазм охватил Кухулина и превратил его в чудовище., отвратительный и бесформенный, неслыханный. Его голени и суставы, каждый сустав, каждый угол и весь орган с головы до ног дрожали, как дерево во время наводнения или тростник в ручье. Его тело яростно скрутилось внутри кожи, так что его ступни и голени переместились назад, а пятки и переместились вперед... засосал один глаз так глубоко, что дикий журавль не смог нащупать его щекой из глубины черепа; другой глаз выпал по щеке. Его рот странно искривился: его щека отделилась от его челюстей, пока не появился глоток, его легкие и его печень хлопали во рту и горле, его нижняя челюсть нанесла верхний смертоносный удар, огненные хлопья, большие, как овечья шерсть, достигли его рот из его горла... Волосы на его голове закручивались, как клубок красного тернового куста, застрявшего в щели; Если бы королевская яблоня со всеми ее царственными плодами потрясла им, вряд ли яблоко коснулось бы земли, но каждое из них было бы зацеплено за прядь его волосы, когда оно от ярости встало на его черепе.

Томас Кинселла (переводчик), Тайн, Oxford University Press, 1969, стр. 150–153

Он нападает на армию и убивает людей, стены из трупов.

«Кухулин перевозит Фердиаду через рекуперацию», иллюстрация Эрнеста Валкузинса из книги Чарльза Сквайра, «Кельтские мифы и легенды», 1905 год.

Когда его приемный отец Фергус мак Ройх, находящийся в изгнании при дворе Медба, отправляется к нему лицом к лицу, Ку Чулин соглашается уступить, если Фергус соглашается вернуть услугу при следующей встрече. Наконец, он сражается в изнурительной трехдневной дуэли со своим лучшим другом и сводным братом, Фердиадом, у брода, названного Áth Fhir Diadh (Арди, графство Лаут ) после он.

В конце концов ольстерцы пробуждаются, сначала один за другим, а затем в массовом порядке. Финальная битва начинается. Ку Чулин остается в стороне, поправляясь от ран, пока не видит, что Фергус приближается. Он принимает в бой и противостоит Фергусу, который использует свою сторону сделки и уступает ему, уводя свои силы с поля боя. Другие союзники Коннахта в панике, и Медб вынужден отступить. В этот неподходящий момент у нее начинается менструация, и хотя Фергус формирует охрану вокруг нее, Ку Чулин прорывается, когда она справляется с этим, и оставляет ее в своей власти. Однако он щадит ее, потому что не считает правильным убивать женщин, и охраняет ее отступление в Коннахт до Атлона.

Пир Брикриу

Возмутителя спокойствия Брикриу однажды подстрекает трех героев, Ку Чулина, Коналла Сернаха и Лоэгайре Буадаха, на борьбу за часть чемпиона на его пиршестве. В каждом установленном тесте Ку Чулин побеждает, но ни Коналл, ни Лёгайр не признают результат. Cú Roí мак Дайр из Мюнстера решает эту проблему, посещая каждого в облике отвратительного чурла и предлагая им обезглавить его, а затем позволить ему вернуться и обезглавить их в ответ. Коналл и Лоэгэр оба обезглавили Ку Роя, который поднимает его голову и уходит, но когда ему приходит время вернуться, они убегают. Только Ку Чулин достаточно храбр и благороден, чтобы подчиниться топору Ку Роя; Ку Рой щадит его, и он объявлен чемпионом. Этот вызов обезглавливания появляется в более поздней литературе, в первую очередь в среднеанглийском стихотворении Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь. Другие примеры включают в себя французский «Жизнь Карадока» 13 века и английские романсы «Турка» и Гоуин и сэр Гавейн и Карл Карлайлский.

Смерть Ку Рой

Ку Рой, снова замаскированный, присоединяется к ольстерцам в набеге на Инис Фер Фалга (вероятно, остров Мэн ), в вернуться за свой выбор трофеев. Они крадут сокровища и похищают Блатнат, дочь короля острова, которая любит Ку Чулина. Но когда Ку Рой просят выбрать свою долю, он выбирает Блатната. Ку Чулин пытается помешать ему забрать ее, но Ку Рой подстригает его волосы и толкает его на землю по подмышки, прежде чем убежать, забрав Блатната с собой. Как и другие герои, такие как библейский Самсон, Дурьодхана в Махабхарате и валлийский Llew Ллав Гиффес, Ку Рой может быть убит только при определенных надуманных обстоятельствах, которые различаются в разных версиях истории. Блатнат узнает, как убить его, и предает его Ку Чулену, который совершает преступление. Однако Фершертне, поэт Ку Роя, разгневанный предательством своего господина, хватает Блатнат и прыгает со скалы, убивая ее и себя.

Единственная ревность Эмер

«Кухулина упрекает Эмер», иллюстрация автора Х. Р. Миллар из Чарльза Сквайра, Кельтские мифы и легенды, 1905

У Ку Чулина много любовников, но ревность Эмер возникает только тогда, когда он влюбляется в Фанд, жену Мананнана. Мак Лир. Мананнан оставила ее, и на нее напали трое фоморианцев, которые хотят контролировать Ирландское море. Ку Чулин соглашается защищать ее, пока она выйдет за него замуж. Она неохотно соглашается, но при встрече они влюбляются. Мананнан знает, что их отношения обречены, потому что Ку Чулин смертен, а Фанд - фея; Присутствие Ку Чулина уничтожило бы фей. Эмер, тем временем, пытается убить своего соперника, но, когда она видит силу любви Фанд к Ку Чулену, она решаетотдать его ей. Фанд, тронутая великодушием Эмер, решает вернуться к собственному мужу. Мананнан трясет плащом между Ку Чулинном и Фандом, гарантирую, что эти двое никогда больше не встретятся, а Ку Чулин и Эмер выпивают зелье, чтобы стереть все это дело из своих воспоминаний.

Смерть

«Смерть Кухулина», иллюстрация Стивена Рида в книге Элеоноры Халл «Мальчики Кухулин», 1904

(на ирландском языке: Aided Con Culainn, также известная как Brislech Мор Мейдж Мюртхемне). Медб вступает в сговор с Лугаидом, сыном Ку Роя, Эрком, сыном Кайрбре Ниа Фер, и сыновьями других убитых Ку Чулинном сыновей, чтобы выманить его к его смерти. Его судьба решена нарушением geasa (табу) на него. Гейса Ку Чулина включил запрет на употребление в пищу собачьего мяса, но в ранней Ирландии существовало сильное общее табу на отказ от гостеприимства, поэтому, когда старая старуха предлагала ему поесть собачьего мяса, у него нет другого выбора, кроме как сломать его гейс. Таким образом, он духовно ослаблен для предстоящей битвы. У Лугаида есть три волшебных копья, и предсказано, что король падет от каждого из них. Первым он убивает возницы Ку Чулина Лаэга, король колесниц. Вторым он убивает лошадь Кулина, Лиат Маха, царя лошадей. Третьим он поражает Ку Чулина, смертельно ранив его. Ку Чулин привязывает себя к стоящему камню, чтобы умереть на ногах, столкнувшись с врагами. Этот камень традиционно обозначается как Clochafarmore, расположенный недалеко от Дандолка. Из-за его свирепости, даже когда он на грани смерти, только когда ворон приземляется ему на плечо, его враги считают, что он мертв. Лугайд приближается и отрубает ему голову, но когда он это делает, «герой-свет» горит вокруг Ку Чулина, его меч выпадает из его руки и отрезает руку Лугаиду. Свет исчезает только после того, как его правая рука, рука с мечом, отрезается от его тела. Согласно Анналам, Ку Чулинн умер в 1 году нашей эры.

Коналл Чернах поклялся, что, если Ку Чулинн умрет до него, он отомстит за него до заката, и когда он услышит, что Ку Чулин мертв, он преследует Лугаида. Но он бьет его только после того, как его лошадь кусает бок Лугаида. Он также убивает Эрка и возвращает его голову к Таре, где сестра Эрка Ахал умирает от горя по своему брату.

Внешний вид

Ку В текстах иногда упоминается внешность Чулина. Его обычно описывают как маленького, молодого и безбородого. Его часто описывают как темного: в «Ухаживании за Эмером» и «Пир Брикриу» он «темный, грустный человек, самый симпатичный из людей Эрина», в Опьянение ольстерцев он «маленький чернобровый человек », а в« Призрачной колеснице Ку Чулина »волосы были густыми, черными и гладкими, как их лизнула корова... в его голове быстро заблестели глаза и серый»; однако пророчица Федельм в Тайн Бо Куайлж это его как блондинку. Наиболее подробное описание его внешности дается позже в «Тайне»:

И, конечно же, юный Кухулин мак Суалдаим был красив, когда пришел показать свою форму армиям. Можно было бы подумать, что у него отдельные три шевелюры - каштановые у основания, кроваво-красные посередине и золотисто-желтая корона. Эти волосы были уложены тремя завитками в расщелине на затылке. Каждая длинная, рыхлая прядь свисала ему на плечи в сияющем великолепии, темно-золотая, прекрасная и тонкая, как золотая нить. Сотня аккуратных красно-золотых кудрей тёмно сияла на его шее, а голова была покрыта сотней малиновых нитей, усыпанных драгоценными камнями. У него было по четыре ямочки на каждой щеке - желтая, зеленая, малиновая и синяя - и по семь ярких зрачков, драгоценных камней, в каждом царственном глазу. На каждой ступне было по семь пальцев на ногах, на каждой руке по семь пальцев, ногти - хваткой ястребиного когтя или грифона.

— Томас Кинселла (переводчик), Тайн, Oxford University Press, 1969, стр. 156–158
Более поздние рассказы

Сиабур-Чарпат Кон Кулайн

Сиабур-Чарпат Кон Кулайнд (или «Демоническая колесница Ку Чулайнда») рассказывает историю о том, когда Святой Патрик был пытается исправить короля Лёгера в христианство.

В сказке Святой Патрик посетил короля Лёгэра, пытаясь обратить его в христианскую веру. Король согласился, но с условием, что святой вызовет Ку Чулина из мертвых, чтобы привести его к царю. Святой Патрик согласился, и тогда появился герой в сопровождении колесницы, два его коня Лиат Маха и Дуб-Сингленд вместе со своим возничим Лоэгом. Святой спрашивает, уверен, что он еще не был уверен, что он был настолько коротким. Святой отвечает, что Бог настолько силен, что король снова увидит героя.

Призрачный герой возвращается, и на этот раз приветствует его к святому, затем он поворачивается к королю и подтверждает, что это Ку Чулин, он видит, а не какого-то демона, и умоляет поверить в святого и его бога. Происходит диалог между королем и призрачным героем, в котором старый герой рассказывает о своей жизни, включая поэтическое повествование о своих героических деяниях, заканчивающуюся просьбу к Патрику ему тоже попасть на небеса - король тюрьен. В конце этого святой заявляет, что Ку Чулинн приветствуется на небесах.

Дата рассказа не определена.

Легенда о Нокмани

Позже Ку Чулин был переосмыслен как злой гигант, враждебный с Фионном маком Кумхейлом (или Финном МакКулом).

Не зарегистрировано до XIX века самой ранней известной версией была «Легенда о Нокмани» в «Рассказах и очерках… ирландского крестьянства 1845 года» Уильяма Карлтона. Варианты опубликованы в книге Патрика Кеннеди «Легендарные вымыслы об ирландских кельтах» (1866 г.), а затем переизданы и представленной широкой аудиторией У. Йейтс в «Сказках и народных сказках ирландского крестьянства» (1888 г.), за последовали многочисленные адаптации и варианты, многие из которых не указаны в титрах. Работа была включена в более поздние сборники «народных сказок» другими редакторами, такими как Джозеф Джейкобс в его «Кельтских сказках» (1891).

В этой сказке сила Ку Чуллэйна заключалась в его среднем пальце. Желая победить Финна, он пришел в дом Финна, но Финн переоделся младенцем, пока его жена Уна пекла торты, некоторыми со сковородками внутри, некоторыми без них. Когда Ку Чулин не мог откусить свой торт (в котором был утюг), но ребенок мог (в пироге Финна не было утюга), Ку Чулин с изумлением почувствовал, насколько острые были зубы у ребенка, позволив Финну укусить его средний палец.

Индоевропейские параллели

Ку Чулин демонстрирует поразительное сходство с легендарным персидским героем Ростамом, а также германское Слово о Гильдебранде и труды греческого эпического героя Геракла, предполагающие общее индоевропейское происхождение, но отсутствуют лингвистические антропологические и археологические материалы. Удар Кулином собаки дубиной напоминает десятый подвиг Геракла, в котором Геракл обвиняется в краже скота Гериона и подвергается нападению двуглавой собаки, которую он отправляет дубинкой.

Дополнительные индоевропейские типологические параллели включают литовского Велния, который, как и Ку Чулинн, является защитником крупного рогатого скота, и Ромула, который в юности ассоциировался с собакой и был окружен молодой группой воинов (маккрад в случае Ку Чулина).

Культурные изображения
Умирающий Кухулин Оливер Шеппард (1911), теперь в GPO, Дублин.
См. также Ирландская мифология в популярной культуре § Ку Чулинн

Изображения

Образ Ку Чулина используется как ирландскими националистами, так и ольстерскими юнионистами. Гэльское возрождение привело к ирландскому революционному периоду с элементами ирландской мифологии, принятыми в националистической символике. В Св. В школе Энды, которой руководит Патрик Пирс, был витраж с изображением Ку Чулина. Бронзовая скульптура мертвого Ку Чулина работы Оливера Шеппарда стоит в Главпочтамте Дублина (GPO) в ознаменование Пасхального восстания 1916 года. Иамон де Валера открыл статую на Пасху 1935 года в президента Исполнительного совета (премьер-министр) и описал работу Шеппарда как «символ бесстрашного мужества и неизменного постоянства наших людей». на аверсе медали 1916 года, врученной республиканским ветеранам восстания, Военной звезды Ирландских сил обороны и памятного десять шиллингов выпущены в 1966 году к 50 -летию.

Напротив, профсоюзы видят в ольстермана, защищающую провинцию от врагов с юга: например, в Белфасте он изображен на фреске на Хайфилде. Драйв, и ранее был изображен на фреске на Ньютаунардс-роуд, как "защитник Ольстера от ирландских атак", обе фрески, основаны на скульптуре Шеппарда. Он также изображен на фресках в националистических частях города и многих националистических районов Ирландии. 1996 году на Ленадун-авеню, Западный Белфаст, посвященная память погибших Временных ИРА мужчин в этом районе, на котором в центре изображен Ку Чулинн.

Статуя Ку Чулина, несущего тело Фер Диада, стоит в Арди, графство Лаут, традиционно на месте их сражений в Тайн Бо Куайлнге. Скульптура Мартина Херона, озаглавленная «Во имя любви к Эмер», изображающая Ку Чулина, представляющая подвигающий балансирующий 20-футовый шесте, балансирующий на рукояти копья, которому он научился у Scáthach, был установлен в Арма в 2010 году.

Литература

Августа, леди Грегори пересказала многие легенды Ку Чулина в своей книге 1902 года Кухулин из Мюртхемна, который перефразировал оригиналы, но также романтизировал некоторые сказки и опустил большую часть более жестокого содержания. Этот первый перевод был очень популярен и поддерживался движением кельтского возрождения. В нем было вступительное слово ее друга Уильяма Батлера Йейтса, написавшего несколько пьес, основанных на легенде, в том числе пьесы «На берегу Бейла» (1904 г.), «Зеленый шлем» (1910 г.), «У Ястребиного колодца» (1917 г.), «Единственная ревность Эмер» (1919 г.) и «Смерть Кухулина» (1939 г.) и стихотворение «Борьба Кухулина с морем» (1892 г.). Татайр Пидар Уа Лаогайр, священник из Касллионс в графстве Корк, еженедельно сериализовал Тайн Бо Куайндж в The Cork Examiner между 1900-1901 гг. в рамках гэльского возрождения. Падрайг Пирс, другой писатель эпохи возрождения и член Конрада на Гейлге упоминает Ку Чулина в его 1912 ирландский язык стихотворение Mise Éire, где Пирс олицетворяет Ирландию как материнскую фигуру, которая родила Ку Чулинн, но дни славы которой остались позади. Статуя Ку Чулина, созданная Шеппардом, изображена в романе Сэмюэля Беккета 1938 года Мерфи как порок, чтобы высмеять Ирландское свободное государство и отношение его жителей. История Ку Чулина и многих других персонажей из ирландских Беалоидей сказок, таких как Фионн мак Кумхейл, до сих пор преподается как часть ирландской программы начальной школы как в Республике, так и в Северной Ирландии.

См. Также
Примечания
Ссылки
Источники
Современная литература
Дополнительная литература
  • Бруфорд, Алан (1994). "Cú Chulainn - An Ill-Mad е Герой? ". В Хильдегард Л. К. Тристрам (ред.). Text und Zeittiefe. ScriptOralia 58. Тюбинген: Гюнтер Нарр. С. 185–215.
  • Кэри, Джон (1999). «Ку Чулинн как больной герой». В Рональде Блэке, Уильяме Гиллисе; Roibeard Ó Maolalaigh (ред.). Кельтские связи: материалы десятого Международного конгресса кельтских исследований, Vol. 1. Ист Линтон: Таквелл. С. 190–8.
  • Грей, Элизабет А. (1989–90). «Луг и Ку Чулин: король и воин». Studia Celtica. 24/25: 38–52.
  • Яски, Барт (1999). "Cú Chulainn, gormac и dalta из Ольстерменов". Кембрийские средневековые кельтские исследования. 37 : 1–31.
  • Надь, Джозеф Фалаки (1984). «Героические судьбы в Макгнимраде Финна и Ку Чулина». Zeitschrift für celtische Philologie. 40 : 23–39.

Тексты в переводе

Пересказы

Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Cúchulainn на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-16 13:42:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте