Цикл Ольстера (Ирландский : an Rúraíocht), ранее известный как цикл красных ветвей, один из четырех великих циклов ирландской мифологии, представляет собой свод средневековых ирландских героических легенд и саг традиционные герои Улайда на территории современного восточного Ольстера и северного Ленстера, особенно округов Арма, Даун и Лаут, происходившие примерно в I веке нашей эры или ранее.
Истории из цикла Ольстера происходят во время правления короля Конхобара Мак Нессы, который правит Улайдом из Эмайна Маха. (ныне форт Наван возле Армы ). Самый выдающийся герой цикла - племянник Конхобара Ку Чулин. Улайды чаще всего конфликтуют с Коннахтой во главе с их королевой Медб, ее мужем Айлилом и их союзником Фергусом мак Ройхом., бывший король Улайдов в изгнании. Самая длинная и самая важная история цикла - Тайн Бо Куайленге или «Набег скота на Кули», в котором Медб собирает огромную армию, чтобы вторгнуться на полуостров Кули и украсть Улайдов. призовой бык, Донн Куайндж, против которого выступил только семнадцатилетний Ку Чулинн. В Mayo Táin Táin Bó Flidhais это белая корова, известная как «Маол», которая является объектом желания, так как она может дать достаточно молока за одну дойку, чтобы накормить армию. Возможно, самая известная история - трагедия Дейрдры, источник пьес У. Б. Йейтс и Дж. М. Синг. Другие истории рассказывают о рождении, ухаживании и смерти персонажей, а также о конфликтах между ними.
Рассказы написаны на стар. и среднеирландском, в основном в прозе, с вкраплениями случайных стихов. Они сохранились в рукописях XII-XV веков, но во многих случаях намного старше. Язык самых ранних рассказов датируется 8 веком, а события и персонажи упоминаются в стихах, датируемых 7 веком. Тон лаконичен, жесток, иногда комичен и в основном реалистичен, хотя время от времени вторгаются сверхъестественные элементы. Ку Чулин, в частности, обладает сверхчеловеческими боевыми навыками, результатом его полубожественного происхождения, и, когда он особенно возбужден, его боевое безумие или риастрад превращает его в неузнаваемого монстра, который не знает ни друзей, ни врагов. Очевидные божества, такие как Луг, Морриган, Энгус и Мидир, также иногда появляются.
В отличие от большинства ранних ирландских исторических традиций, которые представляют древнюю Ирландию как в значительной степени объединенную в преемственности Высоких королей, истории Ольстерского цикла изображают страну без эффективной центральной власти, разделены на местные и провинциальные королевства, часто воюющие друг с другом. Изображенная цивилизация - языческая, пастырская, которой правит воинская аристократия. Связи между аристократическими семьями скрепляются воспитанием детей друг друга. Богатство исчисляется скотом. Война в основном принимает форму набегов скота или единоборств между чемпионами на бродах. Действия персонажей иногда ограничиваются религиозными табу, известными как geasa.
События цикла, как традиционно предполагается, происходят примерно во времена Христа. Истории о рождении и смерти Конхобара синхронизированы с рождением и смертью Христа, и Лебор Габала Эренн датирует Тайн Бо Куайндж, а также рождение и смерть Ку Чулина правлением Верховного короля Конайр Мор, который, как говорится, был современником римского императора Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). В некоторых рассказах, включая Тайн, Кайрбре Ниа Фер упоминается как король Тары, подразумевая, что в то время Верховного короля не было.
Присутствие Коннахты в качестве врагов Улайда является очевидным анахронизмом: традиционно считалось, что Коннахта были потомками Конна Четчатаха, который предположительно жил несколькими веками позже. Более поздние истории используют имя Cóiced Ol nEchmacht в качестве более раннего названия провинции Коннахт, чтобы обойти эту проблему. Однако хронология ранней ирландской исторической традиции - это искусственная попытка христианских монахов синхронизировать местные традиции с классической и библейской историей, и вполне возможно, что исторические войны между улайдами и коннахтами были хронологически неуместны.
Наряду с Лебором Габала Эренн, элементы Ольстерского цикла на протяжении веков считались историческими в Ирландии, и древность этих записей была предметом политизированных дебатов; современные ученые обычно занимают более критическую позицию.
Некоторые ученые XIX и начала XX веков, такие как Юджин О'Карри и Куно Мейер, считали, что рассказы и персонажи Ольстерского цикла были по сути историческими; Т. Ф. О'Рахилли был склонен считать, что рассказы были полностью мифическими, а персонажи эвгемеризовали богов; и Эрнст Виндиш считал, что этот цикл, хотя и в значительной степени вымышленный, содержит мало подлинного мифа. Элементы сказок напоминают классические описания кельтских обществ в Галлии, Галатии и Британии. Воины сражаются на мечах, копьях и щитах и едут в колесницах с двумя лошадьми, которыми управляют опытные возничие, набранные из низших классов. Они берут и хранят головы убитых врагов и хвастаются своей доблестью на пирах, а самые храбрые награждаются curadmír, или «чемпионской долей», лучшим куском мяса. Королей советуют друиды (древнеирландские друи, множественное число друид), а поэты обладают большой властью и привилегиями. Эти элементы привели ученых, таких как Кеннет Х. Джексон, к выводу, что истории Ольстерского цикла сохранили подлинные кельтские традиции дохристианского железного века. Другие ученые оспаривают этот вывод, подчеркивая сходство с раннесредневековым ирландским обществом и влияние классической литературы, учитывая при этом возможность того, что рассказы могут содержать действительно древний материал из устной традиции. Дж. П. Мэллори, таким образом, обнаружил, что археологические записи и лингвистические свидетельства в целом не одобряют присутствие остатков железного века в Ольстере и мифологических циклах, но подчеркнул ссылки на Corlea Trackway в более раннем Tochmarc Étaíne в качестве заметного исключения.
Вероятно, самые древние пласты сказок связаны со сложными отношениями между Улайдом и Эрейном, представлен в Ольстерском цикле Ку Рой и Кланной Дедад, а позже Конаром Мор. Столетие назад Эоин Макнейл и другие ученые заметили, что исторический Улайд, представленный Дал Фиатах, очевидно, был связан с Кланной Дедад. Т. Ф. О'Рахилли позже пришел к выводу, что Улайды на самом деле были ветвью Эрейнн. Некоторые из Эрейннов, по-видимому, были могущественными королями Тары, с вторичной базой власти в теперь потерянной «Таре Рашей» в Западном Мюнстере, где происходят некоторые действия в Ольстерском цикле и возможно, даже были пересажены из средней полосы Тары. Кроме того, можно отметить, что несколько небольших циклов сказок о раннем доминировании Эрейннов в Ирландии, как правило, предшествуют большинству рассказов Ольстерского цикла по содержанию, если не в их окончательных формах, и, как полагают, имеют значительно более древний характер. -Христианский персонаж. Некоторые из них даже не упоминают знаменитых персонажей из цикла Ольстера, а те, что упоминаются, возможно, были немного переработаны после его более позднего расширения с Тайном и стали популярными.
Далее следует список сказок, относящихся к ольстерскому циклу, хотя он и не претендует на исчерпывающий характер. Приведенная здесь классификация по «жанрам» - это просто удобный инструмент для внесения ясности в большую часть текстов, но он не единственно возможный и не является необходимым. отражают современные подходы к классификации текстов.
Большинство важных рассказов о Ольстерском цикле можно найти в следующих публикации:
Ольстерский цикл предоставил материал для ирландских писателей гэльского возрождения на рубеже 20-го века. Огаста, леди Грегори Кухулин из Мюртхема (1902) пересказывает большинство важных историй цикла, как и Элеонора Халл для младших читателей в «Мальчиках Кухулин» (1904). Уильям Батлер Йейтс написал серию пьес - «На берегу Бейла» (1904 г.), «Дейдра» (1907 г.), «Зеленый шлем» (1910 г.), «У Ястребиного колодца» (1917 г.), «Единственный «Ревность к Эмер» (1919) и «Смерть Кухулина» (1939) - и стихотворение Кухулина «Битва с морем» (1892), основанное на легендах, завершившее неоконченную пьесу покойного Джона Миллингтона Синджа Дейдра скорбей (1910), в сотрудничестве с вдовой Синджа Молли Олгуд.
Более свежие литературные адаптации включают детский роман Розмари Сатклифф «Собака Ольстера» ( 1963), роман Патрисии Финни «Тень чаек» (1977) и Винсент Вудс «пьеса Крик с небес (2005). Рэнди Ли Эйкхофф также создал серию из шести романистических переводов и пересказов, начиная с «Рейда» (2000).
Части цикла были адаптированы как веб-комиксы, включая «Скот» Патрика Брауна. Рейд Кули с упором на Кухулин; и М.К. Рид «О быке», основанный на королеве Медб.
Драматическая музыкальная программа «Кельтский герой» из серии Radio Tales для National Public Radio была основана на Ольстере История цикла Тохмарк Эмир.
Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Сказка о свинье Мака Дато на древнеирландском |
Викиисточнике есть оригинальный текст, связанный с эта статья: Повесть о свинье Мака Дато |