Мананнан мак Лир

редактировать
"Мананнан" перенаправляется сюда. О корабле Steam Packet Isle of Man см. HSC Manannan. Мананнан скульптуры Джон Саттон в Gortmore, Магиллиган, Лондондерри, Северная Ирландия.

Лодка I века до н.э. Клад Бройтеров, который был найден недалеко от Магиллигана и может быть вотивным подношением Мананнану.

Мананнан или Мананн, также известный как Мананнан мак Лир («сын моря»), - воин и король Потустороннего мира в ирландской мифологии, который связан с морем и часто интерпретируется как морской бог, обычно как член Туата Де Дананн.

Его считают правителем и хранителем Потустороннего мира, и его владения упоминаются под такими именами, как Эмайн Аблах, Маг Мелл (Равнина Наслаждений) или Тир Таирнгир (Земля Обещаний ). Он описывается как верховный король выживших Туата Де после появления людей ( милезианцев ) и использует туман невидимости ( féth fíada ), чтобы скрыть местонахождение своего дома, а также жилища сидхов других.

В современных сказках он, как говорят, владеет самоходной лодкой по имени Сгуаба Туинне («Подметатель волн»), лошадью Аонбхарр, которая может курсировать как по воде, так и по суше, и смертоносным мечом по имени Фрагарах, который истощает силы. список на этом не заканчивается.

Мананнан также появляется в легендах Шотландии и Мэн, где он известен как Мананнан мак и Лейр («маленький Маннан, сын моря»). Остров Мэн ( Маннин) назван в его честь, в то время как другие говорят, что он назван в честь острова. Он родственник валлийской фигуры Manawydan fab Llŷr.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Имя
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Фамилия и эпитеты
  • 2 В ирландской мифологии
    • 2.1 Характеристики
      • 2.1.1 Обитель
      • 2.1.2 Over-король
      • 2.1.3 Подарки для Cormac Mac Airt
      • 2.1.4 Подарки и ссуды Лугу
      • 2.1.5 Подарки Фиане
      • 2.1.6 Параллели
    • 2.2 Семейные отношения
  • 3 Фольклор
    • 3.1 Торговец Орбсен
  • 4 В мифологии острова Мэн
    • 4,1 мэнский фольклор
    • 4.2 Керн О'Доннелла
    • 4.3 Преследование Джиллы Декара и его лошади
    • 4.4 Скачки О'Нила
  • 5 Топономия
  • 6 См. Также
  • 7 Пояснительные примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Имя

Мананнану дано несколько имен, имен, эпитетов и фамилий. Его имя пишется Manandán на древнеирландском, Manannán на современном ирландском и шотландском гэльском, и Mannan на мэнском гэльском.

Некоторые из имен, приравниваемых к Мананнану, включают:

  • Оирбсиу, Оирбсен или Орбсен (см. §Торговец Орбсен ниже)
  • Дуартен О'Дюартен
  • Катал О'Сейн ( Катал происходит от слова «битва» и означает «великий воин»)
  • Гилла де ("Слуга")
  • Джилла Декар ("Беспокойный мальчик-слуга")

Этимология

По некоторым данным, его имя происходит от острова Мэн с суффиксом -an, обозначающим «человек с острова Мэн». Само это может происходить от кельтского слова, означающего «гора» или «возвышение», поскольку остров Мэн поднимается из моря на горизонте. С другой стороны, это может происходить от более раннего индоевропейского слова, обозначающего воду или влажность. В средневековой ирландской традиции Мананнан стал считаться одноименным островом (а не наоборот).

Фамилия и эпитеты

Наиболее распространенные эпитеты для Мананнана усиливают его ассоциацию с войной и морем. Мак Лир означает «сын моря» или «сын Лера ».

Было высказано предположение, что его отец Лер был морским богом, роль которого взял на себя Мананнан. Другая фамилия Мананнана - Мак Аллоит или Мак Аллоид - означает «сын земли или земли», так что Мананнан фактически является сыном моря и земли.

В ирландской мифологии

Мананнан появляется во всех четырех циклах ирландской мифологии, хотя он играет заметную роль только в ограниченном количестве сказок.

В сказке Ольстерского цикла, Серглиге Кон Кулинн («Ложа Кухулина»), жена Мананнана, Фанд, имеет злополучный роман с ирландским воином Кухулином. Когда Фанд видит, что ревнивая жена Кухулина, Эмер достойна его (и в сопровождении отряда вооруженных женщин), она решает вернуться к Мананнану, который затем встряхивает свой плащ ( ирландское : brat (t)) между Фандом и Кухулином, что вызывает они не смогут вспомнить друг друга. Таким образом, Мананнан обладает покровом забвения.

Характеристики

Мананнан проехал на своей колеснице по морю, встретившись с Браном и его командой, плывущими на корабле, в сказке « Имрам Мозг» («Путешествие Брана»), считающейся ранним произведением. В этой истории он сказал Брану, что море для него на самом деле не вода, а, скорее, «Я [Мананнан] безупречно вижу на Равнине Подвигов / красные увенчанные цветы». Он продолжает рассказывать Брану о том, как он направляется в Ирландию, чтобы иметь отношения с Каинтиджерном, который впоследствии родит Монгана.

В более поздних источниках Мананнан посещает страну живых, его движения сравнивают с ветром, ястребом или ласточкой, а иногда принимают форму грохочущего колеса, катящегося по ландшафту, как, например, в «Погоне за Гиллой Декар»., комический рассказ XVI века. Есть также местные предания, что Мананнан двигался, как колесо, вращающееся на своих трех ногах, традиция, широко распространенная на острове Мэн (ср. Трискелион ), но, по словам Джона О'Донована, также встречается в некоторых восточных графствах Ленстера, хотя это фольклор был незнаком Уитли Стоуксу.

Обитель

Мананнан - владыка и хранитель Благословенных островов, Маг Мелл и Эмхайн Аблах, острова Яблоневых деревьев. Мананнан поет куплет, описывающий свое море как Mag Mell (Равнина наслаждений) в «Путешествии Брана», утверждая, что коней на равнине не видно, таким образом намекая на то, что он скрыл свое жилище с помощью пелены невидимости ( féth fíada).. «Эмаин» был местом происхождения волшебной серебряной яблочной ветки, принесенной Бран мак Фебейл.

Говорят, что Мананнан обитал в Земле Обетованной ( Tír Tairngire ), как в сказке « Echtra Cormaic ».

Сверх-король

Роль верховного короля для Мананнана среди Туата Де Дананн описана в повествовании Altram Tige Dá Medar («Питание домов двух молочных сосудов») в рукописи XIV – XV веков, « Книге Фермоя». Мэйр Макнейл подвела итоги работы.

После того, как Туата Де Дананн были побеждены Эримоном из милезианцев (людей), Бодб Дерг был выбран королем TDD, а Мананнан - со-королем или, возможно, надзирателем короля. В одном отрывке Мананнан заявляет, что он принял верховную власть над мелкими королями TDD.

Мананнану было поручено определить, какие сидхе или волшебные курганы должны были быть заселены выжившими членами TDD. Собственное жилище Мананнана было на Emain Ablach, в городе Cruithin па Cuan, как рассказ позже показывает. Мананнан обеспечивал благополучие TDD, укрываясь в пятой фиаде или тумане невидимости, проводя праздник Гойбниу (Fleadh Goibhneann), который даровал вечную молодость, и кормил их свиньями Мананнана (Mucca Mhannanain), которые давали неисчерпаемый запас пищи.

Подарки для Cormac Mac Airt

Мананнан в сказке « Эхтра Кормаик » владел двумя магическими предметами, которые он подарил Кормаку мак Аирту, верховному королю Тары: успокаивающая музыкальная серебряная ветвь с яблоками из золота и Кубок Истины.

Мананнан первоначально появился в образе воина и описал, не называя свою родину, местом, где старость, болезни, смерть, разложение и ложь были неизвестны. В конце концов он уговорил короля приехать в качестве гостя в эту землю обетованную ( Tír Tairngire ).

Подарки и ссуды Лугу

Согласно « Oidheadh ​​Chloinne Tuireann», роману, сохранившемуся только в раннем современном ирландском стиле, у Мананнана были и другие магические предметы.

У него была самонавигационная лодка под названием «Коракль Мананнана », также известная как Сгуаба Туинне (Scuab-tuinne) или «Подметатель волн», которая могла перемещаться самостоятельно, а также лошадь, которая могла путешествовать по суше или морю под названием Аонбхарр из Мананнана., переводится в популярных пересказах как « Энбарр распущенной гривы». И лошадь, и лодка были взяты в аренду Луг Ламфаде, но Сынам Туирэанна удалось одолжить лодку.

Мананнан также снабдил Луга полным набором доспехов и оружия, когда Туата Де собрали свое войско, чтобы сразиться с фоморианцами. Луг ехал на коне Мананнана, Аонбхарре, и был вооружен мечом Мананнана Фрагарах («Возмездие» или «Ответчик»). Любое ранение, нанесенное этим мечом, оказывалось фатальным, а его противник уменьшался до слабости роженицы.

Луг также носил шлем Мананнана Катбарр, который О'Карри заменяет Кеннбхеарру, который он считает существительным нарицательным, а не именем собственным. Этот шлем был украшен двумя драгоценными камнями спереди и одним сзади. Мананнан в lúirech или бронежилет и Мананнан в Scabal ( шейная часть или нагрудный ) также была частью арсенала Луга.

Подарки Фиане

( Кран-мешок)

Мананнан был также владельцем «журавлика-мешка» ( ирландское : corrbolg), полного сокровищ, согласно среднеирландской фенийской легенде «Журавль-мешок» ( Duanaire Finn Poem VIII), датируемой 13 веком.

К Мананнану была отправлена ​​женщина, преобразованная в форму журавля. Она была Аойф, дочерью Делбхаот ( ирландское : Áiffe ingen Dealbhaoíth) и хозяйкой многих красавиц Ильбхрека ( ирландское : Ilbric Iolchrothaigh). Возможно, здесь Илбхреак был Илбхреаком, сыном Мананнана. Аойф была преобразована друидом ее ревнивой любовной соперницы (Юхры, дочери Абартаха), чье заклинание продлилось 200 лет.

Когда Аойфе умерла, Мананнан превратила шкуру своего журавля в волшебный мешок с сокровищами, содержимое которого было видно только при затоплении во время полного прилива и казалось пустым после отлива. Сумка находилась во владении Луга Ламхфады, а затем была забрана убийцами Луга, тремя сыновьями Чермайта. Позже Мананнан подарил его Конайре Мору, верховному королю Тары. Сумка с краном в конечном итоге принадлежала Cumhall Mac Trénmhóir, как было сказано в начале этой статьи. Macgnímartha Finn. Это, как предполагается, является «сокровище мешок», который был потерян в Камхолл в «раба, ставшего предателем», Liath Luachra, который предательски ранеными Cumall в Cath Cnucha, но выздоровел позже сына Камхолл в, Финна, когда он вырос.

(Щит Финна)

Мананнан также поручил ремесленник Lucra (recté Luchta ), чтобы сделать его щит, чтобы быть сделано из дерева, а позже перешли к Финну, по яйцекладке ( Дуань) «Щит Финна». Древесина была получена от засохшего орешника, на развилке которого Луг поставил отрубленную голову Балора. Яд проник в это дерево, убив или ослепив рабочих, пытавшихся выкорчевать или обработать его. Названы имена различных владельцев, таких как Тэдж мак Нуадат, но Мананнан передал их Крималл мак Тренмор, дяде Финна, после смерти отца Финна.

Параллели

Мананнан, кроме того, отождествляется с несколькими фигурами обманщиков, включая Гилла Декар и Бодач ан Хота Лахтна («чурл в тусклом пальто»).

Сходство неисчерпаемого свиней Мананнан к Odin кабанов «s сехримнир в Харбарда было замечено. У Маннанана также была крапчатая корова, которую он и Энгус привезли из Индии вместе с серой коровой, двумя золотыми кубками и двумя шелковыми балками.

Семейные отношения

Отец Мананнана - морской бог Лер («Море; Океан»; Лир - форма родительного падежа), роль которого он, кажется, берет на себя. Как Оирбсен, его отца зовут Эллот, сын Элаты. В « Альтрам Тиге Да Медар» Мананнан называет себя приемным сыном Дагды.

Согласно Тайну Бо Куайлнге (набег скота Кули), его жена - прекрасная богиня Фанд («Жемчужина красоты» или «Слеза», которую позже вспоминают как «Королеву фей», хотя более ранние упоминания указывают на то, что она тоже была морское божество). Другие источники говорят, что его женой была богиня Айне, хотя в других случаях она считается его дочерью. У Мананнана была дочь, которую звали Ниам из Золотых Волос. Также вероятно, что другой дочерью была Клиодна, но источники трактуют это иначе. В любом случае, это молодая женщина из земель Мананнана, прозвище «Светловолосая». Мананнан также имел желтоволосую дочь учитывая «креститься» имя Curcog ( что означает «улей» или «густую хохолок»), который был дан до поощряться путем Энгусом.

У Мананнана также есть сыновья по имени Эхердонд Мор и Гайдияр, которые изнасиловали Бекуму Кнейсгель.

Другой дочерью Мананнана была святая Атрахта; Согласно устной легенде, она пыталась проложить дамбу через Лох-Гара, неся в своей юбке большие камни, но ей помешала скромность. В другой легенде об Атракте говорится, что она жила на дне Лох-Гара и появлялась только каждые семь лет, чтобы навестить свою сестру Се (Ке). Атракта вылечил женщину, и однажды дракон с рыком льва вышел из ила и был побежден Пресвятой Богородицей. Существует также предание, что Се (или Сейбх), дочь Мананнана, потеряла свою красоту и сообразительность из-за заклинания, но вернула свою красоту после того, как Оисин предоставил ей хосписы после того, как другие ее избегали.

В «Путешествии Брана» Мананнан предсказал Брану, что великий воин будет потомком его. Таким образом, Mongán mac Fiachnai становится поздним дополнением к генеалогическому древу Mac Lir. Исторический Монган был сыном Фиахне мак Бээтэйн, родившимся в конце VI века. Согласно легенде, Фиахнаэ, который воевал в Шотландии, вернулся домой с победой из-за сделки, заключенной с Мананнаном (либо им самим, либо его женой), чтобы позволить Мананнану иметь ребенка от его жены. Этого ребенка, Монгана, якобы увезли в Потусторонний мир, когда он был очень молод, чтобы его вырастил Мананнан. Сага VIII века Комперт Монгаин рассказывает о деяниях легендарного сына. В Динсенчас Мананнан также описывается как отец Ибеля, после смерти которого Мананнан бросил из своего сердца черты горя, которые стали Лох-Руиди, Лох-Куан и Лох. Dacaech.

Мананнан часто играет традиционную роль приемного отца, воспитывающего ряд приемных детей, включая Луга Великого и детей Дейрдры.

Названы имена двух братьев Мананнана, в честь которых были названы расчищенные равнины - Брон, который, как предполагается, был убит Фергусом и Сейте. Точно так же в уэльском фольклоре Бран Благословенный - брат Манавидана.

Фольклор

Торговец Орбсен

Девятое столетие Sanas Cormaic (Кормака Глоссарий) euhemerizes Мананнан как «известного купца» на острове Мэн и лучший моряк в Западной Европе, который знал по «изучению неба», когда погода была бы хорошим и плохим. В аннотации О'Донована отмечается, что этот торговец носил другое имя, Орбсен, сын Аллота, и так говорится в « Огигии» Родерика О'Флаэрти (1685 г.).

Тем не менее, Желтая книга Лекана (написанная ок. 1400 г.) разделяет эти цифры, заявляя, что было четыре человека по имени Манандан, которые жили в разное время. Это: Манандан мак Аллойт, «друид Туат Де Дананн», чье «собственное имя было Ойрбсен »; Манандан мак Лир, великий моряк, торговец и друид; Манандан мак Чирп, король островов и Манн; и Манандан мак Атгнаи, который взял сыновей Уиснеха и отплыл в Ирландию, чтобы отомстить за их смерть.

Предание гласит, что Орбсен участвовал в битве при Мойкуллине в графстве Голуэй и упал на берегу озера Орбсен; озеро, названное в его честь, - это современный Лох-Корриб. Конфликт, в котором Мананнан мак Аллоид был убит Уллинном, был описан в стихах поэтом 11 века Фланном Майнистрехом. На Мойкуллинском поле воздвигнут большой каменный столб, возможно, обозначающий место битвы.

В мифологии острова Мэн

Фольклор мэн

Южный Баррул, известный дом Мананнана на острове Мэн

Согласно местным преданиям острова Мэн, Мананнан был первым правителем острова.

Первый правитель

В документе под названием «Предполагаемая истинная хроника человека» (16 век) утверждается, что Мананнан был первым «правителем Манна» и «был как пайним (язычником), и благодаря некромантии сохранил Землю человека под туманом», и взимали в качестве налога набор зеленых тростников, которые должны были выплачиваться каждую канун летнего солнцестояния в месте под названием Варфилд (современный Южный Баррул ). Более или менее то же самое говорится в стихах « Традиционной баллады », известной как «Мананнан бег ва Мак и Лейрр» (1504 г.), чей третий катрен гласит:

Мананнан Бег ва Мак и Лейрр Шен ин чид эр экроу рио иэ Агх мир акция шалунья оддима Чароу эхенэ агх Анкрити

Маленький Мананнан был сыном Лейра; он был первым, у кого он был [остров]; но, насколько я понимаю, он сам был язычником.

- Аноним (1504). Поезд, Джозеф изд. тр. (1864) —Переведено Джозефом Трейном (1854 г.), с изменениями, внесенными в « Дублинское обозрение» (1865 г.).

Таким образом, стихотворение определил царь острова как один Мананнана-бек-макинтош-у-Lheirr, «маленький Мананнану, сын моря» (или «сын Лир »). Позднее Мананнан был изгнан Святым Патриком согласно стихотворению.

Что касается предлагая остров Мэн камыш в Мананнан, есть доказательства этих дикие растения-которые обычно растут на болотах, были священными для него.

Иллюзорная магия

Согласно традиции, Мананнан когда-то владел Замком Пил и заставил одного человека, охраняющего его стены, появиться как тысяча, тем самым сумев изгнать своих врагов. Рассказчик из Мэна София Моррисон повторяет эту историю, за исключением того, что сокращает усиление до стократных людей и ссылается на валу как на «большой каменный форт на острове Пил ». Она также добавляет историю о том, что Мананнан когда-то создавал импровизированные лодки из осоки, создавая иллюзию более крупного флота, из-за чего захватчики-викинги в ужасе бежали из бухты острова Пил.

Керн О'Доннелла

В «Керне» О'Доннелла Мананнан появляется как керн или служащий при дворе различных исторических персонажей из Ирландии XVI века. Как керн, Мананнан неоднократно описывался как одетый в тонкую полосатую одежду и кожаные броги (туфли), пропитанные водой, с ушами и половиной меча, торчащими из его мантии, и с тремя обожженными дротиками падуба (в другом месте описанными как одно копье) в его руке. правая рука. В этом облике он снова появляется как обманщик, входящий в дома своих хозяев без приглашения и незамеченный гвардейцами.

В доме Черного Хью О'Доннелла в Баллишанноне Мананнан вызывает придворных музыкантов на соревнование и играет на арфе настолько мелодично, что может уснуть любого, включая страдающих и умирающих. О'Доннелл заявляет, что никогда не слышал такой красивой музыки, и предлагает керну новую одежду; керн отказывается от подарка О'Доннелла, а также отказывается оставаться при его дворе (указывая, что он должен отправиться в Кнок-Айн на следующий день), поэтому О'Доннелл заставляет своих людей окружить керн, чтобы предотвратить его отъезд. Мананнан снова играет музыку, но на этот раз напряжение заставляет людей О'Доннелла рубить друг друга топорами. Покидая О'Доннелла, Мананнан получает штраф в размере двадцати голов скота и землю, а взамен натирает десны убитых О'Доннелом волшебной травой, которая возвращает их к жизни.

На следующей остановке керна около Лимерика Шейн Мак ан Ярла приглашает керна в свой дом, услышав о репутации Мананнана в области чтения и музыки, на что Мананнан заявляет, что он не импотент. Однако, когда Шейн приносит керну инструмент и книгу, керн не может читать или играть, пока Шейн не высмеивает его. Когда Шейн спрашивает Мананнана, посещал ли он Десмонда раньше, он заявляет, что был там с Фианной несколько тысячелетий назад.

Затем керн отправляется в Ленстер, чтобы навестить Макеохайда, который стал недееспособным из-за перелома ноги и заражения крови. Когда его спрашивают о его искусстве, керн заявляет, что он целитель, и говорит Мак-Эохайду, что, если он откажется от своего скупого и грубого поведения, он исцелится. Затем Мананнан обрабатывает ногу Макеохайда целебной травой, которая немедленно восстанавливается после болезни. Затем Макеохайд устраивает пир для Мананнана и предлагает ему свою пышную дочь вместе с триста голов крупного рогатого скота, лошадей, овец и свиней. Однако, прежде чем он сможет получить свою награду, керн убегает из дома Макеохайда к следующему пункту назначения.

Он отправляется в Слайго, где встречает О'Коннера, который собирается воевать с Мюнстером. После некоторых насмешек со стороны людей О'Коннера керн предлагает свои военные услуги О'Коннеру, если тот соглашается, что с керном не будет сделано ничего несправедливого. Люди О'Коннера участвуют в набегах на скот, и когда люди из Манстера пытаются украсть их обратно, Мананнан убивает их из лука и 24 стрел. Затем он перегоняет весь скот через Шеннон и обратно в О'Коннер в Слайго. На пиру в честь победы О'Коннер пренебрегает Мананнаном, выпивая первый тост, не думая о керне, поэтому Мананнан декламирует несколько стихов, выражающих свое недовольство, а затем исчезает из компании.

Затем керн идет в дом Тейгу О'Келли и описывает свое искусство как колдовство. Он обманывает О'Келли двумя ложными трюками (виляет ухом и заставляет тростник исчезнуть), затем из сумки колдует нить, которую он подбрасывает в воздух и прикрепляет к облаку, зайцу, биглю и мальчику-псу. Из другой сумки он вытаскивает женщину, и все персонажи бегут по нитке в облака. Король замечает, что произойдет что-то плохое, например, мальчик окажется с женщиной, а собака поедает зайца. Когда Мананнан закручивает свою нить, это действительно именно то, что обнаруживают люди, и О'Келли в гневе обезглавливает собачку. Затем керн поворачивает голову мальчика-пса назад, но после жалоб О'Келли поворачивает ее обратно на правую сторону.

Наконец, керн навещает короля Ленстера, чьи музыканты, по его словам, звучат хуже, чем гром кувалды в самых нижних областях ада. Затем музыканты и люди Короля прыгают через керн, но каждый удар, который они наносят по керну, наносит одинаковую рану и себе. В отместку король 3 раза выносит керна на виселицу, чтобы его повесили, но каждый раз они находят на его месте одного из доверенных лиц короля на конце веревки. На следующий день на восходе солнца керн возвращается в королевский замок и предлагает исцелить всех мужчин, которые были убиты накануне, и оживляет их с помощью целебной травы.

Лишь в конце сказки керн раскрывается как Мананнан, которому в доме Шейна О'Доннеллана в Мите предлагают блюдо из яблочных яблок и болгарской камбалы. Как керн, Мананнан постоянно называл себя сладким в один день и горьким или кислым на следующий день и описывает себя как прогуливающегося или путешественника, который родился в «Эллахе царей». Он также дает себе следующие имена: «Дуартейн О'Дуартейн», «Катал О'Сейн», «Гилла де» и «Джилла Декар» во время своих путешествий. Керн О'Доннелла является примером народной памяти ирландских богов спустя долгое время после христианизации.

Погоня за Джиллой Декар и его лошадью

Как Гилла Декар, имя, также упоминаемое в «Керне О'Доннелла», Мананнан фигурирует в фенианской истории «Погоня за Джиллой Декаир и его конем». В этой сказке Фианна сталкиваются с Gilla на Самайн, преследуя охоту через леса Ballachgowan в Мюнстере. Гилла описывается как гигантский мужественный хулиган с черными конечностями, дьявольский, уродливый и уродливый, ведущий изможденную лошадь с серыми задними конечностями и тонкими ногами на железной цепи. Кроме того, Джилла одет как воин с выпуклым черным щитом, свисающим со спины, с широким рифленым мечом на левом бедре, двумя длинными дротиками на плече и мягкой мантией вокруг него, все это напоминает описание Мананнана в « Керн О'Доннелла ». После приветствия Финна словами, которые начинаются: «Да благословят тебя боги, Финн, о человек приветливой беседы...», Гилла говорит Финну, что он фоморианин, который посещает королей христианского мира, чтобы заработать заработную плату, и что его имя было дано из-за больших личных жертв, которые он приносит от имени своих слуг. Затем Джилла спрашивает Финна, нанимает ли он его в качестве всадника, на что Финн соглашается, а затем просит отпустить его лошадь, чтобы она паслась вместе с лошадьми Фианны. Когда Финн дает свое разрешение, Гилла разводит свою лошадь, чтобы пастись с другими, и продолжает калечить и убивать всех лошадей Фианны.

После того, как Финн попросил совета у Фианны, Финн велит Конану Мак Морне сесть на лошадь Джиллы и оседлать его до смерти, но, хотя он яростно пытается заставить лошадь двинуться с места, он не сдвигается с места. Затем еще тринадцать Фианна садятся на лошадь, пытаясь утяжелить ее так же, как Джиллу, но лошадь все равно отказывается двинуться с места. Затем Джилла говорит Финну и Фианне, что, если бы он прослужил остаток своего срока из-за презрительного легкомыслия Финна, его бы пожалели и высмеяли, поэтому он говорит им, что расстанется, и покидает Фианну с таким свирепым грохотом. скорость, которую сравнивают со скоростью ласточки и шумом мартовского ветра над горой. Как только лошадь Джиллы теряет своего хозяина из виду, он мчится за ним с четырнадцатью фианнами на спине. Затем Финн и оставшаяся Фианна следят за Джиллой и его лошадью, пока они не прибывают в море, где другая Фианна хватает лошадь за хвост, когда она спускается над водой вместе с пятнадцатью мужчинами.

Затем Финн отправляется в Бен-Адар, где Туата Де Дананн пообещала детям Гаэля, что, если им когда-нибудь понадобится покинуть Ирландию, они встретят для них экипировку корабля. Когда «Фианна» приближается к морю, Финн встречает пару людей, которых описывают как «самый громоздкий из героев, самый сильный из воинов, самый стойкий из чемпионов». Оба мужчины несут щиты со львами, леопардами и грифонами, «ужасные» мечи, малиновые плащи с золотыми фибулами, золотые сандалии и золотые ленты на головах. Они кланяются Финну и говорят ему, что являются сыновьями короля Индии, которые обладают способностью создавать корабли с помощью трех ударов топора и могут нести корабли по суше и по морю. Один из братьев говорит Финну, что его зовут Ферадах.

После трех дней на кораблях Ферадаха, не видя ни суши, ни побережья, «Фианна» достигла скалистого острова, где они заметили следы «Джиллы». Здесь выясняется, что Дермот, воспитанный Мананнаном и Энгусом Огом, вынужден прыгнуть на остров, используя копья Мананнана, которыми он обладал. Дермот оставляет Фианну позади и отправляется в красивую лесную страну, наполненную жужжащими пчелами и птицами. Посреди засаженной деревьями равнины Дермот видит массивное дерево с переплетенными ветвями, под которым находится колодец с чистой водой, над которым висит украшенный рог для питья. Дермот жаждет воды в колодце, преследует ее и сталкивается с громким грохотом, указывающим на то, что никто не должен пить ее воды. Дермот пьет воду, и появляется враждебный волшебник, который упрекает Дермота в том, что тот бродил по его лесам и пил его воду. Дермот и волшебник сражаются друг с другом, и волшебник прыгает в колодец, оставляя Дермота позади. Затем Дермот убивает оленя своим копьем, готовит его и засыпает. На следующий день он находит волшебника, и двое продолжают свою битву в течение трех дней, причем волшебник прыгает в его колодец в конце каждого дня. На третий день Дермот следует за волшебником в колодец и обнаруживает при его выходе широкую открытую цветочную равнину с царственным городом. Он следует за волшебником в город, где он сражается с хозяином, пока не истечет кровью, не получит травму и не упадет на землю. Когда Дермот просыпается, крепкий волшебник бьет его ногой в спину и объясняет, что он здесь не для того, чтобы причинить вред Дермоту, а для того, чтобы объяснить, что он находится в опасном месте врагов. Затем волшебник отправляет Дермота в долгое путешествие к высокой крепости, где его раны исцеляются травами, и его отправляют на пир с людьми волшебника.

Когда Дермот спрашивает, где он и кто он, волшебник отвечает ему, что он находится в Тир фо Туинн, что он рыцарский волшебник, враг Волшебника Колодца, с которым Дермот сражался, и что он был нанял работать под руководством Финна на год. В то время как Дермот задержан с Волшебником Рыцарства, Финн и Фианна создают веревочные лестницы, а также взбираются по скалам на остров. Там они встречают короля верхом на лошади, который ведет их в свое королевство, где они наслаждаются пиршеством. Фианна ведет войну с королем против короля Греции, который пытается вторгнуться на остров. После победы в войне происходит большой праздник с королями других земель, и там Финн воссоединяется с Дермотом. Дермот объясняет, что настоящее имя Гиллы - Абартах, сын Аллхада, и он живет в Земле Обетованной.

Дочь короля Греции пообещала себя Финну до его поражения, поэтому Фианна снова разделилась на группы, одна для преследования Абартаха, а другая - для Греции. Фианна забрать дочь короля Греции Тайзу для Финна и вернуться в Землю Обетованную. Их они воссоединяются с Финном, нашедшим Абартач. Абартах бросает вызов Финну, чтобы определить, в каком долгу за долгие путешествия, приключения и победы Фианны, за что Голл требует уплаты в виде четырнадцати женщин из Земли Обетованной вместе с собственной женой Абартаха, которые должны ехать на его автомобиле. лошадь, как и Фианна, обратно в Ирландию. Абартач соглашается с условиями, исчезает перед Фианной, и компания возвращается в Ирландию.

Хотя ни один из персонажей в истории явно не назван Мананнаном, сеттинг сказки в Tir fo Thuinn, использование имени Джилла Декар, которое явно является одним из имен Мананнана в Керне О'Доннелла, и описание Гиллы Все поведение ясно указывает на то, что он является центральным персонажем на острове. Кроме того, имя Абартах используется в контексте семьи Мананнана как правая рука сына Мананнана Эксидонда Мора. В Книге Лекана Абартач и Мананнан перечислены вместе как два знаменитых вождя Туата Де, известных как великий музыкант и великий мореплаватель. В другом месте Абартах, чье имя означает карлик, а также известный под именем Эверти, был волшебником размером с карлика, терроризировавшим часть Ирландии. Абартач был уязвим только в одной части своего тела, и Фионн Мак Кумхейлл смог убить его, засунув большой палец ему в рот, чтобы определить уязвимое место, прежде чем пронзить его. Затем Абартаха похоронили в могиле вверх ногами, чтобы он не воскрес из мертвых.

Скачки О'Нила

Существует народная легенда, что английский скакун вызывает одного из О'Ниллов на скачки. Мананнан хочет защитить характер ирландца и знает, что ни одна из лошадей О'Нила не имеет шансов против лошадей англичанина, поэтому он появляется в образе нищего и бросает вызов англичанину на гонку, которую он сам бежит от замка Шейна до Дублина.. Своими чарами он побеждает в гонке и защищает гордость Ирландии и клана О'Нилов. Сказка имеет некоторое сходство с скачками Маха, а также с римской традицией, в которой Нептун Эквестер наблюдал за скачками.

Топономия

В честь Мананнана есть места в Ирландии, на острове Мэн и в Шотландии. В Ирландии большинство из них находятся на побережье или содержат водные объекты. К ним относятся озеро Маннин ( Лох-Мананан) в графстве Майо, залив Маннин ( Cuan Mhanainn) в графстве Голуэй, остров Маннин ( Manainn) в графстве Корк, Кашелмананнан ( Caiseal Mhanannáin, « кольцо Мананнана ») и фея Шиваннан ( Sí Mhanannáin, Manannáin). курган ») в графстве Роскоммон, Дерриманин ( Дойр Мананн,« дуб Мананна ») в графстве Мейо и Каррикманнан ( Каррейг Манаинн,« скала Мананна ») в графстве Даун. Также в Ирландии Лох-Корриб получил свое название от альтернативного имени Мананнана Оирбсиу или Ойрбсен. Топонимы Клакманнан ( Clach Mhanainn) и Сламаннан ( Sliabh Mhanainn) в Шотландии также могут относиться к Мананну.

Смотрите также
Пояснительные примечания
использованная литература
Цитаты
Библиография
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-01 05:11:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте