Луг

редактировать
Эта статья об ирландском божестве. Чтобы узнать о других предметах с похожими именами, см. Луг (значения).

Луг
Член Туата Де Дананн
Tricephale Carnavalet.jpg
Обители
Оружие
Животные
Фестивали
Персональные данные
Родители
Супруги
Дети

Луг или Луг ( древнеирландский:  [luɣ] ; современный ирландский : Lú [l̪ˠuː] ) - один из самых известных богов в ирландской мифологии. Член Туата Де Дананн, Луг изображается как воин, король, мастер-ремесленник и спаситель. Он ассоциируется с навыками и мастерством во многих дисциплинах, включая искусство. Он также связан с клятвами, истиной и законом и, следовательно, с законным царством. Луг связан с праздником урожая Лугнасад, носящим его имя. Его самые распространенные эпитеты - Ламфада. [ˈL̪ˠaːwəd] («длинной руки», возможно, за его умение обращаться с копьем или его способности правителя) и Samildánach («одинаково квалифицированный во многих искусствах»).

В мифологии Луг - сын Циан и Этниу (или Этлиу). Он - внук по материнской линии фоморианского тирана Балора, которого Луг убивает в битве при Маг Туиред. Его приемный отец - морской бог Мананнан. Сын Луга - герой Ку Чулинн, который, как полагают, является воплощением Луга.

У Луга есть несколько магических вещей. Он владеет неудержимым огненным копьем, пращой и собакой по имени Файлинис. Говорят, что он изобрел фидчелл (гэльский эквивалент шахмат ), игры с мячом и скачки.

Он отвечает пан кельтского бога Lugus, и его Welsh аналог является Lleu Ллоу Gyffes. Его также приравнивали к Меркурию и Аполлону.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имя
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Эпитеты
  • 2 Описание
  • 3 Мифология
    • 3.1 Рождение
    • 3.2 Луг присоединяется к Туата Де Дананн
    • 3.3 Сыновья Туирэанна
    • 3.4 Битва при Маг Туиреде
    • 3.5 Более поздняя жизнь и смерть
    • 3.6 В других циклах и традициях
  • 4 Семья
  • 5 владений
    • 5.1 Копье Луга
    • 5.2 Праща
    • 5,3 Фрагарах
    • 5.4 Лошадь Луга и волшебная лодка
    • 5.5 Собака Луга
  • 6 Сравнительная мифология
  • 7 Топонимия
  • 8 См. Также
  • 9 Пояснительные примечания
    • 9.1 Ссылки

Имя

Этимология

Значение имени Луга до сих пор остается предметом споров. Некоторые ученые предполагают, что оно происходит от предложенного протоиндоевропейского корня * (h2) lewgh-, означающего «связывать клятвой» (сравните древнеирландское luige и валлийское llw, оба значения означают «клятва, клятва, акт присяги» и производные от прото-кельтской формы с суффиксом, * lugiyo-, «клятва»), предполагая, что он изначально был богом клятв и заключенных под присягой договоров. Когда Балор встречает Луга во Второй битве при Мойтуре, он называет Луга «болтуном». В прошлом обычно считалось, что его имя произошло от другого предложенного протоиндоевропейского корня * leuk-, «мигающий свет», и с викторианской эпохи его часто считали богом солнца, подобно греко-римскому Аполлону. Однако фигура Луга в ирландской мифологии и литературе, кажется, лучше соответствует кельтскому богу, отождествляемому с Меркурием, описанному Юлием Цезарем в его De Bello Gallico. Существуют серьезные фонологические проблемы с получением названия от * leuk-, особенно из-за того, что протоиндоевропейский * -k- никогда не производил прото-кельтский * -g- ; по этой причине большинство современных специалистов по кельтским языкам больше не принимают эту этимологию.

Эпитеты

  • Ламфада ( [ˈL̪ˠaːwəd̪ˠə] («длинной руки») - возможно, за его умение обращаться с копьем или его способности как правителя.
  • Ильданах («специалист во многих искусствах»)
  • Самильданах («одинаково квалифицированный во всех искусствах»)
  • Lonnansclech
  • Лоннбеймнех («яростный нападающий»)
  • Макния («юный воин / герой»)
  • Конмак ("гончая-сын")

Описание

Луга обычно описывают как молодого воина. В кратком повествовании Бэйле в «Скай Луге» описывается как очень большой и очень красивый, а также как всадник с копьями.

Когда он появляется перед раненым Ку Чулинном в Тайн Бо Куалндж, его описывают следующим образом:

Мужчина светлый и высокий, с огромной головой вьющихся желтых волос. На нем обернута зеленая мантия, а на груди - белая серебряная брошь. Рядом с его белой кожей он носит тунику из королевского атласа с красно-золотой вставкой до колен. В руках у него черный щит с жесткой накладкой из бело-бронзы. В его руке пятиконечное копье, а рядом с ним раздвоенное копье. Замечательна игра, спорт и развлечения, которые он делает (с этим оружием). Но никто не обращается к нему, и он ни к чему не обращается, как будто никто его не видит.

В другом месте Луг описывается как высокий молодой человек с ярко-красными щеками, белыми боками, лицом цвета бронзы и волосами цвета крови.

Наконец, в «Судьбе детей» Туренн Луг несколько раз сравнивают внешность с солнцем. Он описан Бресом следующим образом:

Тогда встал Брис, сын Балара, и сказал: «Это чудо для меня, - сказал он, - что сегодня солнце встает на западе, а на востоке - через день». «Было бы лучше, чтобы так было», - сказали друиды. "Что еще это?" сказал он. «Сияние лица Луга Длиннорукого», - сказали они.

В другом месте того же отрывка сделано следующее замечание:

... они пробыли там недолго, когда увидели армию и хорошее войско, приближающееся к ним с Востока, и в авангарде был один молодой человек, имевший высокую власть над всеми; и подобно заходящему солнцу было сияние его лица и лба, и они не могли смотреть на его лицо из-за его великолепия. И вот кто это был - Луг Ламфхада Лоиннбхеймионах... из Земли Обетованной... и когда Катбарр (шлем Мананнана) был спущен с него, его лицо и лоб были такими же яркими, как солнце на сухой летний день.

Мифология

Рождение

Отец Луга - Циан из Туата Де Дананн, а его мать - Этниу : дочь Балора из фоморов. В Кэт Мэйдж Туиред их союз представляет собой династический брак после союза между Туата Де и фоморианцами. В Книге захватов, Киан дает мальчик в Tailtiu, королева Фир Болг, в на воспитании. В Dindsenchas Луг, приемный сын Tailtiu, описывается как «сын немого чемпиона». В стихотворении Бэйле Сутайн Ситх Эамхна Луг назван «потомком поэта».

В сказке, рассказанной Джону О'Доновану Шейном О'Дуганом с острова Тори в 1835 году, рассказывается о рождении внука Балора, который вырос, чтобы убить своего деда. Имя внука неизвестно, его отца зовут Мак Синнфаэлаид, и манера его убийства Балора отличается, но это было принято как версия рождения Луга и адаптирована как таковая леди Грегори. В этой сказке Балор слышит пророчество друида о том, что он будет убит собственным внуком. Чтобы предотвратить это, он заключает свою единственную дочь в Тор Мор (большая башня) острова Тори. О ней заботятся двенадцать женщин, которые должны помешать ей когда-либо встречаться или даже узнавать о существовании мужчин. На материке Мак Синнфаэлаид владеет волшебной коровой, которая дает такое обильное молоко, что все, включая Балора, хотят завладеть ею. В то время как корова находится на попечении брата Мака Синнфаэлаида, Мак Самтэйнна, Балор появляется в виде маленького рыжеволосого мальчика и обманом заставляет его отдать ему корову. В поисках мести Мак Синнфаэлайдх обращается к худой сидхе (женщине-фее) по имени Бирог, которая с помощью магии переносит его на вершину башни Балора, где он соблазняет Эйтну. Со временем она рожает тройню, которую Балор собирает в простыню и отправляет утопить в водовороте. Посланник топит двоих младенцев, но невольно бросает одного ребенка в гавань, где его спасает Бирог. Она отводит его к отцу, который передает его брату, кузнецу Гавиде, на воспитание.

С его рождением может быть связана дальнейшая тройственность. Его отец в сказке - один из триады братьев, Мак Синнфаэлаид, Гавида и Мак Самтейнн, тогда как в Лебор Габала его отец Циан упоминается вместе с его братьями Ку и Кетеном. У двух персонажей по имени Лугаид, популярное средневековое ирландское имя, которое, как считается, произошло от Луг, есть три отца: Лугайд Риаб нДерг (Лугайд из красных полос) был сыном трех Финдемна, или прекрасных тройняшек, и Лугайд мак Кон Рой был также известен как мак Три Кон, «сын трех псов». В другой великой ирландской истории о «изолированной деве», трагедии Дейрдры, замысел короля уносится тремя братьями, охотниками с собаками. Собачьи образы продолжаются братом Циан Ку («гончая»), другим Лугаидом, Лугаидом МакКоном (сыном гончей) и сыном Луга Кухулинном («Гончая Куланна»). Четвертым Лугаидом был Лугайд Лоигде, легендарный король Тары и предок (или вдохновитель) Лугаида МакКона.

Луг присоединяется к Туата Де Дананн

В молодости Луг отправляется в Тару, чтобы присоединиться ко двору короля Нуады Туата Де Дананн. Привратник не впустит его, если у него нет навыков, которые он может использовать, чтобы служить королю. Он предлагает свои услуги в качестве мастера, кузнеца, чемпиона, фехтовальщика, арфиста, героя, поэта, историка, колдуна и мастера, но каждый раз его отвергают, поскольку у Туата Де Дананн уже есть кто-то с этим навык. Когда Луг спрашивает, есть ли у них кто-нибудь, обладающий всеми этими навыками одновременно, привратник должен признать поражение, и Луг присоединяется к суду и назначается вождем Ирландии Олламом. Он выигрывает соревнование по метанию каменных плит против чемпиона Огмы и развлекает двор своей арфой. Туата Де Дананн в то время подвергаются притеснениям со стороны фоморов, и Луг удивлен, как кротко они принимают их угнетение. Нуада задается вопросом, сможет ли этот молодой человек привести их к свободе. Луг получает командование Туата Де Дананн, и он начинает подготовку к войне.

Сыновья Туирэанна

Туирэнн и Киан, отец Луга, - давние враги, и однажды его сыновья, Брайан, Ючар и Ючарба замечают Киана вдалеке и решают убить его. Они находят его прячущимся в форме свиньи, но Циан обманом заставил братьев позволить ему превратиться обратно в человека, прежде чем они его убили, дав Лугу законное право требовать компенсацию за отца, а не только за свинью. Когда они пытаются похоронить его, земля дважды выплевывает его тело назад, прежде чем удерживать его, и в конце концов признается, что это могила Луга. Луг устраивает пир и приглашает братьев, и во время этого он спрашивает их, что они потребуют в качестве компенсации за убийство их отца. Они отвечают, что смерть будет единственным справедливым требованием, и Луг соглашается. Затем он обвиняет их в убийстве своего отца, Циана, и ставит перед ними серию, казалось бы, невыполнимых квестов. Братья отправляются в приключение и достигают их всех, кроме последнего, который обязательно их убьет. Несмотря на мольбы Туиринн, Луг требует, чтобы они продолжили, и, когда все они смертельно ранены, он отказывает им в использовании одного из предметов, которые они добыли, - волшебной свиной кожи, которая лечит все раны. Они умирают от ран, а Туиринн умирает от горя по их телам.

Битва при Маг Туиреде

Используя магические артефакты, собранные сыновьями Туирэнна, Луг возглавляет Туата Де Дананн во Второй битве при Маг Туиридх против фоморов. Перед битвой Луг спрашивает каждого мужчину и женщину в своей армии, какое искусство он или она принесет в бой; Затем он обратился к своей армии с речью, которая возвышала дух каждого воина до уровня короля или лорда. Нуада убита Балором в битве. Луг сталкивается с Балором, который открывает свой ужасный ядовитый глаз, убивающий все, на что он смотрит, но Луг стреляет из пращи, которая выбивает ему глаз в затылок, убивая Балора и нанося хаос фоморианской армии позади. После победы Луг находит Бреса, полуфоморианца, бывшего короля Туата Де Дананн, одиноким и незащищенным на поле битвы, и Брес умоляет о его жизни. Он обещает, что если его пощадят, то он обеспечит, чтобы коровы Ирландии всегда давали молоко. Туата Де Дананн отклоняют это предложение. Затем он обещает четыре урожая в год, но Туата Де Дананн говорят, что им подходит один урожай в год. Но Луг сохраняет свою жизнь при условии, что он научит Туата Де Дананн, как и когда пахать, сеять и жать.

Позже жизнь и смерть

Луг организовал мероприятие, подобное Олимпийским играм, под названием « Ассамблея Талти», которое завершилось в Лугнасад (1 августа) в память о его приемной матери, Таилтиу, в городе, носящем ее имя (ныне Тельтаун, графство Мит ). Он также учредил ярмарки Лугнасадх в областях Карман и Наас в честь Карман и Нас, одноименных богинь-покровительниц этих двух областей. Скачки и демонстрации боевых искусств были важными мероприятиями на всех трех ярмарках. Однако сам Лугнасад - это празднование триумфа Луга над духами Потустороннего мира, которые пытались сохранить урожай для себя. Он сохранился до христианских времен и до сих пор отмечается под разными именами. Лунаса - теперь ирландское название августа.

Согласно стихотворению о диндсенхах, Луг был ответственен за смерть Бреса. Он сделал 300 деревянных коров и наполнил их горькой ядовитой красной жидкостью, которую затем «доили» в ведра и предлагали Бресу напоить. Брес, который был обязан не отказываться от гостеприимства, выпил его, не дрогнув, и это его убило.

Говорят, что Луг изобрел настольную игру « Фидчелл».

У одной из его жен, Буах, был роман с Чермайтом, сыном Дагды. Луг убил его в отместку, но сыновья Кермайта, Мак Куилл, Мак Кехт и Мак Грин, в ответ убили Луга, пронзив ему ногу, а затем утопив в Лох-Лугборте в графстве Уэстмит, которым он правил сорок лет. Позже Чермайт был возрожден его отцом, Дагда, который использовал гладкий или исцеляющий конец своего посоха, чтобы вернуть Чермайта к жизни.

В других циклах и традициях

  • В Ольстерском цикле он породил Кухулина со смертной девушкой Дейхтиной. Когда Кухулин лежал раненый после изнурительной серии боев во время Тайн Бо Куайлендже (набег скота на Кули), появился Луг и залечил его раны в течение трех дней.
  • В истории исторического цикла « Бэйле ин Скай» («Призрачный транс») Луг явился в видении Конну Битвы Сотни. Возведенный на престол, он приказал красивой женщине, называемой Суверенитетом Ирландии, подать Конну порцию мяса и чашку красного эля, ритуально подтвердив его право на правление и династию, которая последует за ним.
  • В фениях Цикле карлика арфист CNU Deireóil утверждал, что сын Луга.
  • Luigne, люди, населявшие графства Мят и Слаие, требовал спуска от него.
  • Айнле указан как сын Луга Длиннорука (здесь называемого «Лео ламфота») и убит Курнаном Черноногим в Реннских Динсенчах. Айнле, чье имя означает «чемпион», описывается как прославленный и славный, но в том же поэтическом стихе он также описывается как слабак, не имеющий силы в битве.
  • Луг появляется в фольклоре как обманщик, а в графстве Мейо грозы назывались битвами между Лугом и Балором, что заставляет некоторых предполагать, что он был богом бури.

Семья

Лугу дается материнское имя мак Этленн или мак Этненн («сын Этлиу или Этниу », его матери) и отцовское имя мак Сеин («сын Циан », его отец). Он - внук по материнской линии фоморианского тирана Балора, которого Луг убивает в битве при Маг Туиред. Его приемный отец - морской бог Мананнан. Сын Луга - герой Ку Чулинн, который, как полагают, является воплощением Луга.

У него было несколько жен, в том числе Буи (также известная как Буах или Буа «Победа») и Нас, дочерей Руадри Руада, короля Британии. Буи жил и был похоронен в Ноут (Кногба). Нас похоронили в Наасе, графство Килдэр, названном в ее честь. У Луга был сын, Ибич «коней» от Наса. Говорят, что Нас умирает от шума боя, поэтому трудно узнать, где она умирает. Дочерью или сестрой Луга была Эблиу, вышедшая замуж за Финтана. Согласно смертному Дейхтину, Луг был отцом героя Ку Чулина.

Имущество

Луг обладал рядом магических предметов, найденных сыновьями Туирилла Пиккрео в среднеирландских редакциях Лебор Габала. Здесь перечислены не все предметы. Позднее повествование « Судьба детей Туиранна» не только дает список предметов, собранных для Луга, но и наделяет его такими дарами от морского бога Мананнана, как меч Фрагарах, конь Энбарр (Аонбарр), лодка Скуабтуинн / Сгуаба Туинне («Чистильщик волн»), его доспехи и шлем.

Копье Луга

Кровожадное магическое копье Луга, описанное в популярной книге Чарльза Сквайра (1905).- иллюстрация HR Millar См. Также: Луин из Кельтчара

Копье Луга ( sleg), согласно тексту Четырех Драгоценностей Туата Де Дананн, было сказано, что невозможно одолеть, было перевезено в Ирландию из Гориаса (или Финдиаса).

Лью получил Копье Ассаль (ирландский: Gae одолевают) в качестве штрафа ( ERIC), наложенного на детей Tuirill Piccreo (или Biccreo), в соответствии с короткой счет в Книга захватов, который добавляет, что колдовство «Ibar ( Ю )» сделал бросок всегда попадал в цель, и "Athibar (Re-Yew)" заставлял копье возвращаться.

В полной версии повествования, названной [A] oidhe Chloinne Tuireann (Судьба детей Туиринна), с копий не ранее 17-го века, Луг требует копье по имени Ar-éadbair или Areadbhair ( ранний современный ирландский язык : Aꞃéadḃaiꞃ), которое принадлежало Писиру, царю Персии, что его кончик нужно держать погруженным в горшок с водой, чтобы он не воспламенился, свойство, подобное Луину из Кельтчара. Это копье в переводе еще называют «Палач».

Есть еще одно название, которым пользуется копье Луга: «[тис] дерево, лучшее из дерева» (ранний современный ирландский язык: eó bo háille d'íoḋḃaiḃ), встречающееся во вставленном стихе в «Судьбе детей Туирэнна».. «Знаменитый тис из дерева» ( ibar alai fhidbaidha) - это также название, которое копье Луга дано в трактате, в котором утверждается, что оно, Луин из Кельтчара и копье Крималл, ослепившее Кормака Мак Аирта, были одним и тем же оружием ( трактат в TCD MS 1336 (H 3. 17), col.723, обсуждаемый на странице Lúin ).

Метательное оружие Луга, будь то дротик или ракета, было задумано как символ молниеносного оружия.

По словам популярного писателя Чарльза Сквайра, праща Луга, названная «Цепь Луга», была радугой и Млечным путем. Сквайр добавляет, что копье Луга, которое не нуждалось в обращении, было живым и жаждало крови настолько, что, только погрузив его голову в сонный глоток измельченных свежих листьев мака, можно было удержать его в покое. Когда приближалась битва, она затягивалась; затем он ревел и боролся со своими ремнями, из него вылетал огонь, и он рвался сквозь ряды врага, однажды выскользнув из поводка, не уставая убивать.

Праща

См. Также: Мозговые шары

Согласно кратким отчетам в Lebor Gabála Erenn, Луг использовал «пращу» ( cloich tabaill), чтобы убить своего деда, Балора Сильного Крушителя в битве при Маг Туиред. В повествовании Кэт Мейдж Туред, сохранившемся в уникальной копии 16-го века, говорится несколько иначе, что Луг использовал пращу, чтобы уничтожить сглаз Балора Пронзающего Глаза (Болур Биругдерк).

Боеприпасы, которые использовал Луг, были не просто камнем, а татлумом, согласно определенному стихотворению в Egerton MS. 1782 г. ( olim W. Monck Mason MS.), Первое четверостишие которого звучит следующим образом:

 Táthlum tromm thenntide tenn robūi ag Tūath Dé Danann, hī robriss súil Balair búain high ar toghail in tromshlúaigh

 Татлум, тяжелый, огненный, твердый, Который был с собой Туата Де Дананн, Он сломал жестокий глаз Балору, издавна, в битве великих армий.

—Meyer (1905) изд. —O'Curry (1873) tr.

В стихотворении описывается состав этого татлума, образованного из крови, собранной с жаб, медведей, льва, гадюк и шеи Осмуинна, смешанной с песками Арморианского и Красного морей.

Fragarach

Луг также изображен одетым с Фрегартахом (более известным как Фрагарах ), мечом Мананнана, в собрании Туата Де Дананн в Судьбе Детей Туиринн.

Лошадь Луга и волшебная лодка

У Луга была лошадь по имени Энбхарр, которая могла передвигаться как по суше, так и по морю. Как и большую часть его оборудования, это было предоставлено ему богом моря Мананнаном мак Лиром. Когда Дети Туирэанна попросили одолжить эту лошадь, Луг пожалел их, сказав, что было бы неправильно давать ссуду в долг. Следовательно, Луг не смог отказать в их просьбе использовать причал (лодку) Луга или лодку, « Подметатель волн » (ирландское: Sguaba Tuinne).

В Лебор Габала, Гейн и Реа были именами пары лошадей, принадлежавших королю острова Сицилия [на (Тирренском море)], которые Луг потребовал от сыновей Туирилла Бриккрео как éric.

Собака Луга

Основная статья: Файлинис

Файлинис было именем детеныша короля Иоруайда, которого Луг потребовал как éiric (неустойку) в Oidhead Chloinne Tuireann. Это совпадает с названием собаки, упомянутой в « Осиановой балладе», иногда упоминаемой в первой строке « Dám Thrír Táncatair Ille (Они пришли сюда группой из трех человек)». В балладе гончую зовут Чалиннис (Шалиннис) или Файлинис (в тексте Лисмора), и она принадлежала тройке из Ируайде, с которой сталкивается Фианна. Он описывается как «древний серый пёс... который был с Луком Мантийным, / подарен ему сыновьями Туиринна Бикреанна»

Сравнительная мифология

Луга соответствует пану - кельтскому бога Lugus и его валлийской коллеге является Lleu Льего Gyffes. Его также приравнивают к Меркурию. Иногда он интерпретируется как бог бури, реже сегодня - как бог солнца. Другие отметили сходство в убийстве Луги о Балоре в убийство Бальдра по Лкам. Мастерство Луга во всех искусствах побудило многих связать его с неназванным галльским богом, которого Юлий Цезарь отождествляет с Меркурием, которого он описывает как «изобретателя всех искусств». Цезарь описывает галльского Меркурия как самого почитаемого божества в Галлии, наблюдающего за поездками и деловыми операциями.

Святая Молога считается христианским продолжением бога Луга.

Топонимия

Графство Лаут в Ирландии названо в честь деревни Лаут, которая названа в честь бога Луга. Исторически у топонима было разное написание; «Лугмад», «Лугмхай» и «Лугмхад» ( полный список см. В « Списке исторических имен» ). Лу - это современное упрощенное написание. Другие места, названные в честь Луга, включают пирамиду из камней в Селевее (Suidhe Lughaidh, или Трон Луга), Данлевей и Рат-Лугаид в Карни, Слайго. Зелевей находился в Мойтурра-Чонлайн и, согласно местному фольклору, был местом, где в старину собирались гиганты.

Современный город Лион был основан как Колония Copia Феликса Munatia в 43 г. до н.э., но к концу первого века нашей эры пришел, чтобы быть известным как « Lugdunum », латинизированный вариант древнего галльского имя * Lugudunon, что означает «крепость Луг ".

Один из четырех регионов Галисии называется Луго, в честь этого бога.

Смотрите также

Пояснительные примечания

использованная литература

Цитаты
Библиография
( Baile In Scáil, Призрачный транс)
( Кэт Мейдж Туиред )
( Compert Con Culainn )
(LGE)
( Метрические диндшенчи )
( Oidheadh ​​Chlainne Tuireann, Смерть детей Tuireann)

(Школа археологии и палеоэкологии MGL Baillie, Королевский университет, Белфаст)

( Ренн Диндшенчас)
( Тайн Бо Куайлндж, Погоня за скотом в Кули)
  • Кинселла, Томас., изд. (1969). Тайн. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-280373-5.
(Другой)
  • Кросс, Том Пит и Кларк Харрис Словер. Древние ирландские сказки, Генри Холт и компания, Inc., 1936. ISBN   1-56619-889-5.
  • Эллис, Питер Берресфорд. Словарь кельтской мифологии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN   0-19-508961-8.
  • Маккиллоп, Джеймс. Словарь кельтской мифологии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN   0-19-280120-1.
  • Овист, Криста Л. Интеграция Меркурия и Лугуса: миф и история в конце железного века и ранней Римской Галлии. Чикаго: диссертация Школы богословия Чикагского университета, стр. 703, 2004 г. (ссылка)
  • Вуд, Джульетта. Кельты: жизнь, мифы и искусство. Издатели Thorsons, 2002. ISBN   0-00-764059-5.
Предшественник Нуада Верховный король Ирландии AFM 1870–1830 до н.э. FFÉ 1447–1407 до н.э. Преемник Eochaid Ollathair
Предшественник Амергин Глуингель Главный Оллам Ирландии Мифологическая эпоха Преемник Адна мак Утидир
Последняя правка сделана 2023-04-13 05:22:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте