Aus tiefer Not schrei ich zu dir , BWV 38

редактировать

Aus tiefer Not schrei ich zu dir
BWV 38
Хорал кантата по И.С.Баху
Enchiridion geistlicher Gesänge 29.jpg Лютера «S гимн, основа для кантаты, в 1524 печати
Повод 21-е воскресенье после Троицы
Хорал " Aus tiefer Not schrei ich zu dir " Мартина Лютера
Выполненный 29 октября 1724 года: Лейпциг. ( 1724-10-29)
Вокал САТБ хор и соло
Инструментальная
  • 4 тромбона
  • 2 гобоя
  • струны
  • континуо

Aus Tiefer Не Schrei ич цу реж (Из глубокой тоске я взываю к Тебе), BWV  38, является церковь кантата на Иоганна Себастьяна Баха. Он написал хоральную кантату в Лейпциге в 1724 году для 21-го воскресенья после Троицы и впервые исполнил ее 29 октября 1724 года.

Кантата является частью второго цикла кантат Баха, посвященного лютеранским гимнам. Хоральная кантата основана на Мартина Лютера покаянной «s гимнAus Tiefer не Schrei Ich цу дир “, пересказ Псалма 130. Первая и последняя строфы Лютера используются без изменений: первая трактуется как хоральная фантазия, вторая - как заключительный хорал из четырех частей. Неизвестный либреттист перефразировал три внутренние строфы как два набора речитативов и арий. Бах написал кантату для четырех солистов-вокалистов, хора из четырех частей и инструментального ансамбля в стиле барокко из четырех тромбонов, двух гобоев, струнных и континуо. Кантата необычна тем, что использует мелодию хорала не только во внешних частях, но и в качестве материала для мотивов речитатива и арии, когда-то даже мелодия хорала используется как непрерывная линия. В соответствии с духом гимна 200-летней давности, который перефразирует Ветхий Завет, Бах использовал стиль мотета во внешних частях со всеми инструментами, особенно с четырьмя тромбонами, усиливая вокальные партии.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История и текст
  • 2 Музыка
    • 2.1 Структура и оценка
    • 2.2 Движения
      • 2.2.1 1
      • 2.2.2 2
      • 2.2.3 3
      • 2.2.4 4
      • 2.2.5 5
      • 2.2.6 6
  • 3 записи
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История и текст

Бах сочинил эту хоральную кантату в Лейпциге в 1724 году. Написанная в 21-е воскресенье после Троицы, она была частью его второго ежегодного цикла кантат, который планировался как цикл хоральных кантат, основанных на известных лютеранских гимнах, на все случаи литургической жизни. год.

Предписываемые показания для воскресенья были от Paul «s Послание к Ефесянам,„приимите всеоружие Божие“( Ефесянам 6: 10-17 ), и из Евангелия от Иоанна, в исцелении сына царедворца ( Иоанна 4: 46–54 ).

Кантата основана на Мартина Лютера «s гимнAus Tiefer не Schrei Ich цу дир “, в пересказе из Псалма 130. Это было во времена Баха «обязательным гимном» для воскресенья. Лютер писал о псалме, что он исходит от

поистине раскаявшееся сердце, глубоко тронутое своими бедствиями. Мы все в глубоком и великом несчастье, но не чувствуем своего состояния. Плач - это не что иное, как сильное и искреннее желание Божьей благодати, которое не возникает в человеке, если он не видит, на какой глубине он лжет.

Текст хорала остается неизменным в течение первых и последних движений. Неизвестный поэт перефразировал остальные три строфы хорала для частей 2–5. В речитативе, который Бах поставил для сопрано, либреттист добавил к тексту Лютера то, что Гофманн назвал «по сути свободным расширением его идеологического содержания».

Бах провел первое исполнение кантаты 29 октября 1724 года.

Музыка

Структура и оценка

Бах структурировал кантату в шести частях. Текст и мелодия гимна сохраняются во внешних хоровых частях, хоральной фантазии и заключительном хорале из четырех частей, которые образуют две серии речитатива и арию. Бах записал произведение для четырех солистов-вокалистов ( сопрано, альт, тенор, бас ), четырехчастного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко из четырех тромбонов (Tb), двух гобоев (Ob), двух скрипок (Vl), альта ( Va) и бассо континуо. Это одна из трех кантат Баха, в которых используются четыре разные партии тромбона (сопрано, альт, тенор и бас), остальные - это Ach Gott, vom Himmel sieh darein, BWV 2 и Ich hatte viel Bekümmernis, BWV 21. Инструменты играют colla parte с голосами внешних частей в стиле песнопений Баха.

В следующей таблице движений оценка соответствует Neue Bach-Ausgabe. Эти ключи и подпись времени, взяты из Alfred Дюрра, используя обычное время символ для общего времени (4/4). Континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения Aus Tiefer Not schrei ich zu dir
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Aus tiefer Not schrei ich zu dir Лютер хоральная фантазия SATB 4Тб 2Об 2Vl Va E (фригийский) обычное время
2 В Хесу Гнаде вирд аллейн анон речитатив А обычное время
3 Ich höre mitten в ден Лейдене анон ария Т 2Ob Несовершеннолетний обычное время
4 Ах! Daß mein Glaube noch so schwach анон речитатив S обычное время
5 Wenn meine Trübsal как Mit Ketten анон ария САБ Ре минор обычное время
6 Ob bei uns ist der Sünden viel Лютер хорал SATB 4Тб 2Об 2Vl Va E (фригийский) обычное время

Движения

В этой кантате Бах использовал мелодию хора не только во вступительной хоральной фантазии и заключительном хорале, но и во внутренних частях. Он построил тему арии из частей мелодии, как в части 3, использовал мелодию как непрерывную линию (часть 4) и взял мотивы из мелодии. Американский музыковед Эрик Чейф предполагает, что вся кантата также основана на «дизайне», который тонально опускается в первых пяти частях и снова поднимается в заключительном хорале, используя текстовую тему «разрушения с последующим восстановлением».

1

Вступительная часть - это хоральная фантазия « Aus tiefer Not schrei ich zu dir » (Взываю к Тебе из глубокой тоски) на мелодию гимна во фригийском стиле. Он сочетает в себе структуру мотета с хроматическими и диссонансными гармониями. Как и в своих мотетах и хоральной кантате Ach Gott, vom Himmel sieh darein, BWV 2, Бах использует старый стиль озвучивания, когда все инструменты дублируют вокальные партии. Баховед Клаус Хофманн отмечает, что использование Бахом более старого музыкального стиля может отражать указание Бахом на источник, перефразирование Лютера текста из Ветхого Завета. Низкие голоса начинают каждую строку с имитации будущей мелодии, которая затем представляется сопрано длинными нотами как cantus firmus. Музыковед Джулиан Минчем интерпретирует имитационный контрапункт как «изображение отдельных криков бедствия, которые сливаются в единый человеческий крик». Джон Элиот Гардинер, дирижировавший кантатой Баха в 2000 году, сравнивает стиль как с Генрихом Шютцем, так и с Антоном Брукнером, отмечая, что, используя средства более старых мастеров, Бах «раздвигает границы этого движения мотета почти за пределы стилистики». достичь этой мелодии во фригийском стиле резкими хроматическими поворотами ".

2

Как и фантазия, альт-речитатив « In Jesu Gnade wird allein » (Только по благодати Иисуса) стилистически архаичен. Баховед Альфред Дюрр описывает речитатив secco как «простой, но убедительно декларируемый». Минчам отмечает, что его «полу-хаотическая» форма может отражать суматоху зла и греха: движение сохраняет «архаичное модальное ощущение», но с непрерывной линией, «которой, кажется, не хватает согласованности, которую обычно ожидают от баса Баха».

3

Теноровая ария « Ich höre mitten in den Leiden » (я слышу это посреди своих горестей) выразительна с заметным синкопированным ритмическим мотивом, который проходит через всю часть. Линия тенора является частью четырехчастной текстуры с гобоями и континуо. Гобои играют «непрерывно переплетенные хроматические линии».

Лютер задумал противоположные идеи псалма, чтобы представить «противоречивые и дисгармоничные вещи, ибо надежда и отчаяние - противоположности», и написал в своей песне, что мы должны «надеяться в отчаянии», потому что «надежда, которая формирует нового человека, растет в мире. посреди страха, сокрушающего старого Адама ».

4

В сопрано-речитативе « Ach! Daß mein Glaube noch so schwach » (увы, моя вера еще так слаба) используется модифицированная версия мелодии хорала в виде строки континуо. Гардинер отмечает «бескомпромиссный» способ изменения нормального порядка: сопрано, обычно поющее chorale cantus firmus (твердую песню) под континуо, выражает здесь слабость и неуверенность, отмечая «баттута», в то время как прочной основой является хорал в бас, которому можно было представить текст третьей строфы « Darum auf Gott will hoffen ich » («Поэтому я буду уповать на Бога»). Гардинер указывает на деталь: слову «Zeichen» (знак) «дано выразительное, символическое выражение, этому слову присвоен уменьшенный септаккорд... образованный всеми тремя« знаками », один диез (F-диез), один бемоль ( Е-бемоль) и один натуральный (С). Как заключает Эрик Чейф,

поскольку Евангелие от Иоанна известно как Книга знаков, и поскольку тональный план Страстей по Иоанну Баха, кажется, был задуман как форма игры на трех музыкальных знаках (т.е. острых, плоских и естественных ключевых областях), эта важная деталь в плане Aus Tiefer Not, возможно, имеет более широкое значение, связанное с тонально-аллегорическими процедурами Баха в целом.

5

Трио-ария « Wenn meine Trübsal als mit Ketten » («Когда мои проблемы похожи на цепи») сравнивается с трио как часть кантаты Du Friedefürst, Herr Jesu Christ, BWV 116, составленной тремя неделями ранее и затем выражающей « Ach, wir bekennen» unsre Schuld »(Увы, мы признаемся в своих грехах). Это одно из трех трио в этом цикле кантат.

В этом движении «отчаяние, как цепи, сковывает одно несчастье за ​​другим» противопоставляется «освободит ли меня мой Спаситель внезапно от всего этого», которое представляется сродни утру следующей ночи. Бах выражает отчаяние нисходящей последовательной ритурнель, основанной на круге квинт через минорные клавиши (D, G, C, F), наконец, до си-бемоль мажор ), тогда как «рассвет веры» иллюстрируется восходящим движением. Минчам характеризует ритурнель как «комфортно традиционную», в отличие от «запутанной» темы. Хофманн отмечает «оперное качество» движения, когда, например, при словах « daß alles plötzlich von mir fällt » (так что все внезапно меня отпускает) полифония внезапно превращается в гомофонию.

6

Четырехчастная установка заключительного хорала " Ob bei uns ist der Sünden viel " (Хотя грехов среди нас много) начинается с диссонирующего аккорда, интерпретированного Хофманном как последний крик боли "в почти романтическом "манера". Гардинер комментирует: «С полным оркестровым дублированием всех голосов (опять же, эти четыре тромбона!), Этот хорал впечатляет, пугающий своим лютеранским рвением». Минчам отмечает «загадочную» финальную каденцию сеттинга, которая «оставляет нам ощущение того, что человеческое состояние продолжается».

Записи
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-10 03:46:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте