Ach Gott, vom Himmel sieh darein BWV 2 | |
---|---|
Chorale cantata от Дж. С. Бах | |
Thomaskirche, Лейпциг 1885 | |
Случай | Второе воскресенье после Троицы |
Исполнилось | 18 июня 1724 (1724-06-18) : Лейпциг |
Движения | 6 |
Текст кантаты | анонимный |
Хорал | "Ach Gott, vom Himmel sieh darein ". Автор Мартин Лютер |
Вокал |
|
Инструментальная |
|
Ach Gott, vom Himmel sieh darein(О Боже, посмотри вниз с небес), BWV2хоральная кантата, сочиненная Иоганном Себастьяном Бахом для второго воскресенья после Троицы в 1724 году. Впервые исполнена 18 июня в Лейпциге, она это вторая кантата из его цикла хоральных кантат. церковная кантата основана на гимне Мартина Лютера 1524 "Ach Gott, vom Himmel sieh darein ", перефраз из Псалма 12.
В формате из цикла хоральных кантат Баха, слова гимна сохраняются без изменений только во внешних движениях, в то время как неизвестный современный либреттист перефразировал внутренние строфы для речитативов и арии. Бах структурировал кантату в шести частях , установив мелодию хорала в хоральной фантазии во вступительной части и в четырехчастной постановке в заключительной части. Два хоровых движения образуют чередующиеся речитативы и арии трех вокальных солистов. Бах также использовал четырехчастный хор и инструментальный ансамбль в стиле барокко, состоящий из хора тромбонов, двух гобоев, струнных и континуо. Первую часть он поставил в «архаическом» мотете стиле, а арии в «современном» стиле концертанте, лишь изредка напоминающие хоральную мелодию.
Кантата была впервые опубликована в 1851 году под номером 2 в первом томе, опубликованном Bach Gesellschaft.
Бах занял пост Томаскантор, музыкальный руководитель в Лейпциге, конец мая 1723 года. В его обязанности входило поставлять музыку для воскресных и праздничных дней литургического года в четырех церквях города, и он решил сочинить для этих случаев новые кантаты. Он начал с кантаты для первого воскресенья после Троицы в 1723 году, исполненной 30 мая, и написал серию церковных кантат до Троицы следующего года, которая стала известна как его первый цикл кантат. В следующем году он сочинил новые кантаты по случаю литургического года, каждая из которых была основана на одном лютеранском хорале, произведение, которое позже стало известно как его цикл хоральных кантат. Он написал Ach Gott, vom Himmel sieh darein как вторую кантату этого цикла, который он начал неделю назад с O Ewigkeit, du Donnerwort, BWV 20.
Бах написал кантату для Второго воскресенья после Тринити. Предписанные чтения для воскресенья были взяты из Первого послания Иоанна : «Не любящий брата своего пребывает в смерти» (1 Иоанна 3: 13–18 ) и из Евангелие от Луки, притча о великом пире (Луки 14: 16–24 ). Кантата основана на хорале шестой строфы «Ach Gott, vom Himmel sieh darein », перефразировании Псалма 12 Мартин Лютер, опубликовано в 1524 году в Achtliederbuch, первом лютеранском гимне. В формате цикла хоральных кантат Баха слова гимна сохранены без изменений во внешних частях, здесь первой и шестой, в то время как неизвестный современник либреттист переписал идеи внутренних строф в поэзии для речитативы и арии, которые соответствовали стилю кантат Баха первого цикла. Бах впервые исполнил кантату 18 июня 1724 года.
Бах структурировал кантату в шести частях. Первая и последняя ставятся для хора в виде хоральной фантазии и заключительного хора. Они создают чередующиеся речитативы и арии с текстом, оформленным либреттистом. Бах записал произведение для трех вокальных солистов (альт (A), тенор (T) и бас (B)), четырехчастный хор и барочный инструментальный ансамбль: четыре тромбона (Tb), два гобоя (Ob), две скрипки ( Vl), альт (Va) и bassocontino (Bc). Продолжительность пьесы составляет 20 минут.
В следующей таблице движений подсчет очков соответствует Neue Bach-Ausgabe. Клавиши и размеры взяты из книги ученого Баха Альфреда Дюрра, с использованием символов для общего времени (4/4) и alla breve (2 / 2). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, в то время как континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Духовые | Струнные | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ach Gott, vom Himmel sieh darein | Лютер | Хоральная фантазия | SATB | 4Tb 2Ob | 2Vl Va | ре минор | |
2 | Sie lehren eitel falsche List | anon. | Речитатив | T | ||||
3 | Тилг, о Готт, умер Лерен | анон. | Ария | A | Вл соло | си-бемоль мажор | 3/4 | |
4 | Die Armen sind verstört | анон. | Речитатив | B | 2Vl Va | |||
5 | Durchs Feuer wird das Silber rein | anon. | Ария | T | 2Ob | 2Vl Va | соль минор | |
6 | Das wollst du, Gott, bewahren rein | Лютер | Хорал | SATB | 4Tr 2Ob | 2Vl Va | Ре минор |
Первая и последняя части устанавливают оригинальные слова Лютера и оригинальную мелодию, обе датируются 1524 годом, а значит, возрастом 200 лет, когда Бах написал свою кантату. Бах использовал стиль, который был назван «архаическим»: инструменты включают хор тромбонов, удваивающих голоса.
В вступительной хоральной фантазии «Ach Gott, vom Himmel sieh darein» (Ах, Боже, посмотри вниз с небес) , мелодия хорала исполняется альтом длинными нотами как cantus firmus, дополненная двумя гобоями. Дюрр называет это образцовой песней cantus firmus motet, где каждое вступление хоральной мелодии подготовлено фугальными вступлениями других голосов на ту же тему. Инструменты удваивают голоса, иногда за исключением континуо. Джон Элиот Гардинер, проводивший Паломничество кантаты Баха в 2000 году и записавший Ach Gott, vom Himmel sieh darein в Basilique Saint-Denis в Париже, предполагает, что суровый текст заставил Баха вернуться к строгому стилю мотет, который уже был старомоден.
Вторая часть - это речитатив секко, "Sie lehren eitel falsche List , был шире Gott und seine Wahrheit ist "(Они учат тщеславному, ложному обману, который противостоит Богу и Его истине), который заменяется на arioso для двух строк, которые напоминают слова хорала. Эти строки отмечены adagio, и в них континуо играет в каноне с голосом.
Альто-ария, "Tilg, o Gott, die Lehren, so dein Wort verkehren" ! " (О Боже, удали учения, извращающие твое слово!), Написана в более современном стиле соло скрипки в качестве инструмента obbligato, играющего живую фигуру. Последняя строка текста остается близкой к оригиналу, и Бах снова цитирует хоральную мелодию.
Бас-речитатив «Die Armen sind verstört» (Несчастные сбиты с толку) сопровождается струнными. В средней части он меняется на ариозо, что позволяет Богу ответить на мольбы грешников: «Ich muss ihr Helfer sein» (я должен быть их помощником). Даже во внешних частях струнное письмо усиливает определенную жесткость ритма.
Теноровая ария «Durchs Feuer wird das Silber rein, durchs Kreuz das Wort bewährt erfunden». (Огнем очищается серебро, через крест проверяется Слово). Сопровождается концертом гобоев и струнных. Инструменты сначала молчат в средней части, но возвращаются к своему переходу к da capo со словами «Im Kreuz und Tod geduldig sein» (будьте терпеливы в переносе и бедствии). Гардинер отмечает, что инструментальная музыка предполагает «движение жидкости или поток расплавленного металла» и напоминает об интересе Баха к монетам и драгоценным металлам, а также о современных алхимиках в Дрездене, пытающихся превратить неблагородный металл в золото за Август Сильный, но вместо этого изготавливает фарфор.
Заключительный хорал «Das wollst du, Gott, bewahren rein für diesem arg'n Geschlechte» (Это, Боже, ты хранишь чистым перед этой злой расой. ;) - это сеттинг из четырех частей, в котором все инструменты усиливают голоса.
партитура для автографа принадлежит Staatsbibliothek zu Берлин (Preußischer Kulturbesitz).
Первоначально кантата была опубликована в 1851 году под номером 2 в первом томе Bach-Gesellschaft Ausgabe (BGA), отредактированном Мориц Гауптманн. New Bach Edition (Neue Bach-Ausgabe, NBA) опубликовал партитуру в 1981 году под редакцией Джорджа С. Бозарта с критическим комментарием, опубликованным в 1984 году.
Записи кантат Баха началась в первой половине 20 века. С 1950 года были сделаны серии записей, часто для радиовещания. Николаус Харнонкур и Густав Леонхардт были первыми, кто начал записывать полные кантаты в рамках 20-летнего сотрудничества с использованием старинных инструментов, хоров мальчиков и мальчиков-солистов. Хельмут Риллинг завершил запись священных кантат и ораторий в день 300-летия Баха, 21 марта 1985 года. Другие проекты по записи всех священных кантат в исторически обоснованном представлении были выполнены Тон Купман, Джон Элиот Гардинер, Питер Ян Леусинк и Масааки Судзуки. Сигисвальд Куйкен начал записывать цикл кантат для Полный литургический год с хором OVPP и историческими инструментами, ансамбль La Petite Bande.
В следующей таблице зеленый фон указывает на ансамбль, играющий на инструментах периода в исторически обоснованном исполнении. Год записи, год выпуска, если другой.
Название | Дирижер / Хор / Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Орч. тип |
---|---|---|---|---|---|
J. С. Бах: Das Kantatenwerk - Sacred Cantatas Vol. 1 | Николаус Харнонкур Concentus Musicus Wien | Тельдек | 1971 (1971) | Период | |
Die Bach Kantate Vol. 39 | Хельмут Риллинг Гехингер Кантореи Коллегия Баха в Штутгарте | Хэнсслер | 1979 (1979) | ||
Дж. С. Бах: Полные кантаты Vol. 10 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | (2005) | Период | |
Bach Edition Vol. 12 - Cantatas Vol. 6 | Питер Ян Леусинк Голландский Хор мальчиков Нидерланды Коллегиум Баха | Блестящая классика | (2006) | Период | |
Бах Кантаты Vol. 2: Париж / Цюрих | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Соли Део Глория | (2010) | Период | |
JS Бах: Кантаты для первого и второго воскресенья после Троицы | Крейг Смит Хор Emmanuel Music Оркестр Emmanuel Music | Koch International | 2001 (2001) ) | ||
JS Бах: «O Ewigkeit du Donnerwort» - Cantatas BWV 2, 20 и 176 | Филипп Херревеге Collegium Vocale Gent | Harmonia Mundi France | 2002 (2002) | Период | |
JS Бах: Кантаты Vol. 29 - Cantatas from Leipzig 1724 | Masaaki Suzuki
| BIS | 2004 (2004) (2005) | Период | |
Cantatas: BWV 20–2–10 / "O Ewigkeit, du Donnerwort" | Сигисвальд Куйкен солисты + сопрано Сири Торнхилл (OVPP )La Petite Bande | Акцент | (2008) | Период . |
Общий
Книги
Журналы
Интернет-источники