Индианаполис Мотор Спидвей | |||||
---|---|---|---|---|---|
Индианаполис 500 | |||||
Санкционирующий орган | USAC | ||||
Сезон | Сезон USAC 1980 года. Сезон тележки 1980 года | ||||
Дата | 25 мая 1980 года | ||||
Победитель | Джонни Резерфорд | ||||
Команда-победитель | Jim Hall Racing | ||||
Средняя скорость | 142,862 миль / ч (229,914 км / ч) | ||||
Полюс | Джонни Резерфорд | ||||
Скорость на полюсе | 192,256 миль / ч (309,406 км / ч) | ||||
Самый быстрый квалификатор | Джонни Резерфорд | ||||
Новичок года | Тим Ричмонд | ||||
Больше всего кругов лидировал | Джонни Резерфорд (118) | ||||
Церемонии перед гонкой | |||||
Государственный гимн | Purdue группа | ||||
"Снова домой в Индиане " | Доктор. Ричард Смит | ||||
Пусковая команда | Мэри Ф. Халман | ||||
Пейс-кар | Pontiac Firebird Trans Am | ||||
Пейс-водитель | Джонни Парсонс | ||||
Стартер | Дуэйн Суини | ||||
Ориентировочная посещаемость | 350 000 | ||||
Телевидение в США | |||||
Сеть | ABC | ||||
Дикторы | Ведущий: Крис Шенкель. Lap-by -lap: Джим Маккей. Цветовой аналитик: Джеки Стюарт | ||||
Рейтинги Nielsen | 13,8 / 27 | ||||
Хронология | |||||
|
64-я Международная лотерея на 500 миль проводилась на Indianapolis Motor Speedway в Speedway, Индиана в воскресенье, 25 мая 1980 года. Джонни Резерфорд выиграл поул-позицию, провел 118 кругов и выиграл гонку с командным отрывом в 29,92 секунды. После провала в гонке годом раньше (с Элом Ансером за рулем), Джим Холл представляет радикально новый Chaparral 2K эффекты грунта шасси были главным фаворитом этого месяца, и это привело к безупречной гонке. Резерфорд, победитель в 1974 и 1976, стал шестым гонщиком, выигравшим Indy 500 три раза.
Том Снева побил рекорд Indy 500, став первым гонщиком, стартовавшим последним (33-м) и возглавившим гонку. Снева дважды лидировала на протяжении 16 кругов и финишировала на второй позиции. Снева также стал первым гонщиком в истории Инди, который стартовал последним и финишировал вторым (подвиг, равный Скотту Гудиеру в 1992 ). Это был третий результат Сневой, занявший второе место за четыре года, что соответствует достижению Билла Холланда ровно 30 годами ранее в 1947, 1948 и 1950. Усилия Сневы впоследствии часто назывались ссылкой «подружка невесты », пока он, наконец, не выиграл гонку в 1983.
. В стартовом составе было 10 новичков, что резко отличалось от 1979, у которого был только один.
Впервые в истории Инди три гонщика, стартовавшие в одиннадцатом и последнем ряду, финишировали в восьмерке лучших - Том Снева 2-й, Гэри Беттенхаузен 3-й и Том Бигелоу 8-е.
После бурного и неоднозначного мая в Инди в 1979, пейзаж гонок Indy car стал начиная осваиваться в более цивилизованной манере. В межсезонье USAC опубликовал свое расписание 1980 года, в котором были представлены такие гонки, как Indianapolis 500, Ontario, Talladega и Шарлотта. Между тем, CART выпустили собственное расписание. Перед началом сезона лидеры USAC и CART совместно сформировали новую гоночную лигу чемпионата (CRL), чтобы совместно санкционировать сезон событий. Некоторые из запланированных USAC мероприятий были отменены, в том числе Талладега, Шарлотта, Моспорт и Роуд Атланта, и вместо этого два расписания были объединены.
В результате серьезных изменений, произошедших в 1980 году, Indianapolis 500 теперь обозначен как «Приглашение», а не как событие типа «Open ». Это было сделано отчасти для того, чтобы предотвратить шум отказов в участии, как это произошло в 1979 году. Первоначально планировалось предоставить автоматические приглашения командам, которые участвовали во всех трех гонках на 500 миль "Triple Crown " в 1979 (Индианаполис, Поконо и Онтарио ). Однако этот план был сорван, когда только одна машина (Дэнни Онгайс ) соответствовала этим условиям, и, более того, когда Онтарио переключил альянсы на серию CART. В январе 1980 года были объявлены критерии для получения приглашения на Индианаполис 500, и по сути они включали любую сертифицированную команду в USAC или CART, которая, как было установлено, имела реальное намерение предпринять квалификационную попытку. Совершенно новые команды подлежали проверке и требовали письменной документации по оперативным планам. В целом, новые правила приглашений исключают несколько команд, участвующих в автогонках Инди, если таковые имеются, вне зависимости от того, участвовали ли они в гонках USAC Trail или в серии CART.
1980 CART PPG Indy Car World Series началась в апреле, и Индианаполис стал второй гонкой в сезоне. CART присудил Индианаполису очки к их чемпионству. После Индианаполиса официальные лица Спидвея были недовольны механизмом CRL. В середине июля, после пяти гонок, USAC выбыл из списка CRL.
В начале месяца USAC снизил уровень «наддува» турбокомпрессора до 48 дюймов ртутного столба по всем направлениям. Раньше уровни составляли 50 дюймов ртутного столба, а до этого 80 дюймов ртутного столба. Изменение правил замедлило автомобили на целых 8-10 миль в час и вызвало гнев многих конкурентов. Среди откровенных критиков были А. Дж. Фойт, который назвал это «такси гонками», и Джонни Резерфорд, который сказал, что это затрудняет проезд других машин.
|
|
Первый день гонок на время начался с облачного неба и низких температур. низкие 70-е (° F). В прогнозе ожидались частые ливневые дожди. В число фаворитов поула входили Марио Андретти, Джонни Резерфорд и новичок Тим Ричмонд. А. Дж. Фойт также был темной лошадкой в первом ряду. Ричмонд на практике установил самый быстрый круг месяца (193,507 миль / ч), но авария утром в день поул-стрит выбила его из игры на выходные.
Действующий чемпион и действующий победитель поула Рик Мирс был первым пилотом, вышедшим в квалификацию в 11:00, и он установил ранний темп на уровне 187,490 миль в час. Час спустя Спайк Гельхаузен (188,344 миль в час) выбил Мирса с вершины. В 12:45 Марио Андретти взял на себя временный полюс со скоростью 191,012 миль в час.
Кратковременный ливень закрыл трассу на 20 минут.
В 14:08 Джонни Резерфорд на шасси Джим Холл Chaparral 2K (по прозвищу «Желтая подводная лодка "из-за ярко-желтой окраски Pennzoil ) выбрал трассу. Резерфорд обеспечил поул-позицию со средней скоростью на четырех кругах 192,256 миль в час.
Следующей выехал автомобиль Бобби Ансер, который выехал на передний ряд со скоростью 189,994 миль в час. А. Дж. Фойт дважды выходил на трассу - с первой попытки он помахал рукой перед тем, как взять зеленый флаг, а вторая попытка была сорвана из-за ливневого дождя. После дождя и града задержки более полутора часов, Фойт получил последний шанс пройти квалификацию. Его скорости 185 500 миль в час хватило только для 12-й стартовой позиции.
По окончании первого дня гонок на время поле было заполнено до 16 машин.
Три машины совершили пробег, причем Дэнни Онгайс (186.606 миль / ч) был самым быстрым за день. Гордон Джонкок, сломавший лодыжку в результате учебной аварии в четверг, сел в запасную машину, чтобы претендовать на 18-ю стартовую позицию.
Третий день испытаний на время прошел под дождем. Марио Андретти вылетел в Монте-Карло на Гран-при Монако со стартовым местом в Инди, закрепленным за серединой первого ряда. Андретти финишировал на 3 круга ниже 7-м, а затем вернулся в Инди в День карбюратора.
Том Снева, который квалифицировался 14-м, разбил свой основной автомобиль во время второй недели практики. Его команда получила запасную машину, и Снева договорился вести эту машину в гонке. По правилам, Снева должна была отойти в тыл поля и начать гонку последней (33-й) позицией.
Последний день гонок на время начался с 14 открытых позиций. В гараже было около 38 машин, подготовленных к квалификации, и ожидалось, что день будет напряженным и беспокойным.
Непрерывная квалификация проходила, когда трасса открылась в полдень. К 14:40 поле было заполнено до 33 машин. Новичок Тим Ричмонд был самым быстрым за день со скоростью 188,334 миль в час, 5-й по скорости автомобиль в общем зачете. Тони Беттенхаузен (176,410 миль / ч) был первым водителем на пузыре.
Столкновение началось с того, что Джон Мартин выбил Беттенхаузен. Всего к 16:00 были сбиты семь водителей. В конце концов, Мартин был сбит сам.
С погодой, которая начала приходить в район в 4 часа, время для квалификации было на исходе. Гэри Беттенхаузен (брат Тони ) теперь был на пузыре. Беттенхаузен выдержал три попытки в течение следующих 15 минут. В 16:20 Рон Шуман выстроился в очередь, чтобы предпринять попытку, но пошел дождь, прежде чем он оторвался. Беттенхаузен держался, чтобы выйти на поле, и трасса была закрыта на день.
На заключительной тренировке перед днем гонки Марио Андретти установил лучший круг со скоростью 189,954 миль в час. Том Бэгли развернулся и разбился в третьем повороте, но не пострадал. Билл Вукович взорвал свой двигатель. В общей сложности 31 из 33 квалифицированных автомобилей проехали круги.
Позже команда AMI Racing / Шермана Армстронга Тома Бигелоу выиграла турнир Miller Pit Stop Contest.
Трагедия произошла в приусадебном участке во время сессии. Тимоти Скотт Вейл, 19 лет, из Индианаполиса, был убит на приусадебном участке, когда его джип перевернулся в печально известной «Змеиной яме» на первом повороте приусадебного участка. Он получил перелом черепа.
Строка | Внутри | Средняя | Снаружи |
---|---|---|---|
1 | Джонни Резерфорд W | Марио Андретти W | Бобби Унсер W |
2 | Спайк Гелхаузен | Джерри Снева | Рик Мирс W |
3 | Джонни Парсонс | Панчо Картер | Эл Ансер W |
4 | Роджер Рейджер R | Джим Макэлрит | А. Дж. Фойт W |
5 | Том Бэгли | Ларри Кэннон | Дик Фергюсон R |
6 | Дэнни Онгэйс | Гордон Джонкок W | Дон Уиттингтон R |
7 | Тим Ричмонд R | Гордон Смайли R | Джордж Снайдер |
8 | Билли Энгельхарт R | Грег Леффлер R | Деннис Файерстоун R |
9 | Херли Хейвуд R | Майк Мосли | Билл Уиттингтон R |
10 | Джерри Карл | Дик Саймон | Билл Вукович II |
11 | Том Бигелоу | Гэри Беттенхаузен | Том Снева † |
|
|
Мэри Ф. Халман дала команду запустить двигатели незадолго до 11:00. 230>Джанет Гатри не пройдя квалификацию, команда вернулась к традиционному «Джентльмены, заводите двигатели!» впервые с 1976 года.
Сидя на стартовой решетке, полюсчик Джонни Резерфорд утверждает, что божья коровка приземлилась на его форму - и посчитал это случайным удачи предзнаменование.
Вначале поляк Джонни Резерфорд и Бобби Ансер пошли по очереди бок о бок с Резерфорд берет на себя инициативу. Марио Андретти занял третье место. Ларри «Бум-Бум» Кэннон и Майк Мосли оба выбыли из строя из-за проблем с двигателем на первых 5 кругах.
Первое из нескольких предупреждений прозвучало на 4-м круге за буксировку для Кэннона. На 9-м круге желтая команда снова потеряла контроль из-за столкновения между Биллом Уиттингтоном и Диком Фергюсоном. Фергюсон сильно ударился о внутреннюю стену южного шюта, получив сломанный палец ноги. Уиттингтону потребовалась помощь, чтобы выйти из машины, и он сломал правую ногу. Гонка была возобновлена, и после всего лишь одного круга на зеленом Спайк Гельхаузен разбился в первом повороте.
Во время последовательности пит-стопов и желтых поворотов лидерство несколько раз переходило из рук в руки в первом. 60 кругов. Новичок Тим Ричмонд лидировал на 73-м круге, затем на 74-м круге Том Снева установил рекорд Indy 500, возглавив гонку после старта последним (33-м). Следующие 11 кругов лидировала Снева.
После того, как Марио Андретти лидировал на 10 кругах во время гонки и находился в соперничестве, он выбыл из-за неисправности двигателя.
На полпути 20 машин все еще работали. Бобби Ансер вел на полпути. Джонни Резерфорд, Рик Мирс и Том Снева вошли в пятерку лучших.
Бобби Ансер вылетел из-за отказа турбонаддува после 126 кругов. Джерри Снева разбился в первом повороте на 132-м круге, проехав два круга вниз, и получил ушиб колена. Без Унсера Джонни Резерфорд доминировал большую часть второй половины, но Том Снева и Рик Мирс оба сумели лидировать на кругах, и им было далеко до выхода. -противоречие.
На 172-м круге Рик Мирс вышел вперед, Снева на втором месте, Резерфорд на третьем. За лидерами остался последний запланированный пит-стоп. Резерфорд был первым, кто выбил яму под грином. А. Дж. Фойт вывел желтую на 177 круг из-за остановки в третьем повороте. Мирс лидировал на 20 секунд. Том Снева нырнул в боксы под желтыми за резиной и топливом. Кругом позже лидер Мирс оказался в боксах. Мирс сделал ставку на положение гусеницы и взял только топливо. Все еще находясь под желтым, Джонни Резерфорд взял на себя инициативу, и стратегия Мирса не удалась, и он опустился на третье место.
На последних 20 кругах Джонни Резерфорд уверенно опережал Тома Сневу и уезжал по собственному желанию. За третье место теперь разыгрывались Гэри Беттенхаузен и Гордон Джонкок. На заключительных этапах Рик Мирс нырнул в боксы для внеплановой остановки, чтобы заменить проколотую шину, что исключило его участие в соревнованиях.
С Rutherford крейсерской определенной победы и второе место Sneva и бесспорными, внимание начали сосредотачиваться на борьбе за третье место. Гордон Джонкок сидел прямо за Гэри Беттенхаузеном. Дэнни Онгайс (7-е место) был с ними прав, хотя и на круг ниже. На последнем круге Беттенхаузен держал преимущество в длине машины, приближаясь к четвертому повороту. Внезапно Онгайс ударил по внешней стене на выходе из четвертого поворота. Джонкок попытался пройти из рогатки на линии, но Беттенхаузен удержал его на 0,27 секунды, заняв третье место.
Резерфорд выиграл свой третий Indy 500 с отрывом в 29,92 секунды над Томом Сневой. Сневой хвалили за то, что она прошла весь путь от последней стартовой позиции (33-е место) до финиша второго места. Он стал первым гонщиком в истории Инди, сделавшим это. Однако он пропустил 29 секунд, чтобы стать первым гонщиком в истории, выигравшим Indy 500 после того, как стартовал последним. Снева был разочарован поражением, заявив: «Машина была хорошей, но, похоже, неважно, насколько я хорош и насколько хороша машина, я всегда буду финишировать вторым».
Пока Резерфорд уходил в боксы со своего победного круга, у новичка Тима Ричмонда кончилось топливо, и он остановился во главе основного течения. Ричмонд, будущая звезда NASCAR и "горячая фигура " на трассе, лидировал один круг во время гонки, занял 9-е место и выиграл новичка год. Резерфорд остановился рядом с машиной Ричмонда и сделал знак Ричмонду, чтобы тот садился на борт и ехал обратно к боксу. Под бурные аплодисменты толпы Ричмонд въехал на подножку машины победителя, и они обменялись поздравительными машинами и рукопожатиями.
Гонка была замедлена из-за рекордных на тот момент 13 предупреждений на 65 кругов - гоночных рекордов. останется в силе до 1988 и 1992 соответственно.
Готово | Начало | Нет | Имя | Квалификация | Круги | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | 4 | Джонни Резерфорд W | 192,257 | 200 | 142,862 миль / ч |
2 | 33 | 9 | Том Снева | 185,290 | 200 | +29,29 секунды |
3 | 32 | 46 | Гэри Беттенхаузен | 182,463 | 200 | +33,34 секунды |
4 | 17 | 20 | Гордон Джонкок W | 186.075 | 200 | +33,61 секунды |
5 | 6 | 1 | Рик Мирс W | 187.491 | 199 | +1 круг |
6 | 8 | 10 | Панчо Картер | 186.480 | 199 | +1 круг ‡ |
7 | 16 | 25 | Дэнни Онгаис | 186.606 | 199 | +1 круг |
8 | 31 | 43 | Том Бигелоу | 182,547 | 198 | +2 круга |
9 | 19 | 21 | Тим Ричмонд R | 188,334 | 197 | +3 круга |
10 | 23 | 44 | Грег Леффлер R | 183,749 | 197 | +3 круга |
11 | 22 | 29 | Билли Энгельхарт R | 184.237 | 193 | +7 кругов |
12 | 30 | 2 | Билл Вукович II | 182.741 | 192 | +8 кругов |
13 | 18 | 96 | Дон Уиттингтон R | 183,927 | 178 | +22 круга |
14 | 12 | 14 | A. Дж. Фойт W | 185,500 | 173 | Клапан |
15 | 21 | 16 | Джордж Снайдер | 185,386 | 169 | Двигатель |
16 | 24 | 18 | Деннис Файерстоун R | 183.701 | 137 | Передача |
17 | 5 | 7 | Джерри Снева | 187.852 | 130 | Crash T1 |
18 | 25 | 99 | Херли Хейвуд R | 183,561 | 127 | Пожар |
19 | 3 | 11 | Бобби Ансер W | 189,994 | 126 | Турбокомпрессор |
20 | 2 | 12 | Марио Андретти W | 191.012 | 71 | Двигатель |
21 | 28 | 38 | Джерри Карл | 183.011 | 64 | Клатч |
22 | 29 | 8 | Дик Саймон | 182.787 | 58 | Потерянное колесо |
23 | 10 | 66 | Роджер Рейджер R | 186.374 | 55 | Crash SC |
24 | 11 | 23 | Джим Макэлрит | 186.249 | 54 | Crash SC |
25 | 20 | 70 | Гордон Смайли R | 186.848 | 47 | Турбокомпрессор |
26 | 7 | 15 | Джонни Парсонс | 187.412 | 44 | Поршень |
27 | 9 | 5 | Al Unser W | 186.442 | 33 | Цилиндр |
28 | 13 | 40 | Том Бэгли | 185,405 | 29 | Насос |
29 | 4 | 35 | Спайк Гельхаузен | 188.344 | 20 | Crash T1 |
30 | 27 | 94 | Билл Уиттингтон R | 183,262 | 9 | T1 сбоя |
31 | 15 | 26 | Дик Фергюсон R | 182,880 | 9 | T1 сбоя |
32 | 26 | 48 | Майк Мосли | 183,449 | 5 | Прокладка |
33 | 14 | 95 | Ларри Кэннон | 183.253 | 2 | Распредвал |
‡ Панчо Картер был оштрафован на один круг за проезд гоночного автомобиля под желтым на 58-м круге. В конце гонки Картер бежал примерно на 20 секунд позади Резерфорда; пенальти уменьшил его позицию со 2-го до 6-го. Команда Картера опротестовала это решение, но USAC отклонил протест.
|
|
|
Гонка велась в прямом эфире по IMS Radio Network. Пол Пейдж служил якорем четвертый год. Лу Палмер доложил с переулка победы. Роджер Уорд, ранее работавший комментатором ABC Sports, присоединился к команде в качестве «Эксперта по водителю». Это был первый раз, когда бывший победитель выступал в роли эксперта. Это был последний год Боба Дженкинса на ходу на спине. Это будет последний год для Дарла Вибеля в команде.
Место сообщения первого хода находилось на вершине трибуны Southwest Vista, тогда как в другие годы это обычно было на верхней палубе трибуны E.
Indianapolis Motor Speedway Radio Network | ||
---|---|---|
Дикторы в будке | Turn Reporters | Репортеры из ямы / гаража |
Главный диктор :Пол Пейдж. Эксперт по водителям: Роджер Уорд. Статист : Джон ДеКэмп. Историк :Дональд Дэвидсон. | Ход 1: Рон Каррелл. Ход 2: Привет Белл. Backstretch: Боб Дженкинс. Ход 3: Дуг Зинк. Ход 4: Дарл Уибл. | Джерри Бейкер (север ямы). Чак Марлоу (ямы север-центр). Люк Уолтон (ямы юг-центр). Лу Палмер (южные ямы). Боб Форбс (гаражи / больница). |
Гонка проводилась в Соединенных Штатах на ABC Sports с задержкой ленты в тот же день. Впервые трансляцию увеличили до трех часов. Крис Шенкель ехал и сообщил в прямом эфире изнутри одной из гоночных машин в начале гонки.
Трансляция повторно транслировалась на ESPN Classic с мая 2011 года.
ABC Телевидение | |
---|---|
Дикторы будки | Репортеры ямы / гаража |
Ведущий: Крис Шенкель. Диктор :Джим Маккей. Цвет :Джеки Стюарт. | Крис Экономаки. Сэм Поузи. Дэйв Дайлс. |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Индианаполисом 500 1980 года. |
Пейс-каром Pontiac Trans Am 1980 года
.
1979 Индианаполис 500. Рик Мирс | 1980 Индианаполис 500 . Джонни Резерфорд | 1981 Индианаполис 500. Бобби Ансер |