Джим Холл (гонщик)

редактировать
Джим Холл
Джим Холл в 2013 г. Джим Холл в 2013 году
Родился(1935-07 -23) 23 июля 1935 г. (возраст 85)
Формула-1 Карьера на чемпионате мира
Национальность США Американец
Годы работы1960 - 1963
Командынерабочие Лотос
Заявки12 (11 стартов)
Чемпионаты 0
Победы 0
Подиумы0
Очки карьеры3
Поул позиции 0
Самые быстрые круги 0
Первая записьГран-при США 1960
Последняя записьГран-при Мексики 1963 года

Джим Холл (родился 23 июля 1935 года в Абилин, Техас ) - американский гонщик на пенсии, конструктор гоночных автомобилей и владелец команды. Хотя он наиболее известен как конструктор автомобилей, он был одним из величайших американских гонщиков своего поколения, выиграв подряд чемпионат США по шоссейным гонкам (1964, 1965), два Road America 500 (1962, 1964), два Уоткинс-Глен Гран-при для спортивных автомобилей (1964, 1965), Гран-при Канады 1965 года для спортивных автомобилей, Гран-при Тихоокеанского Северо-Запада 1965 года, а также большое разочарование 1965 12 часов Sebring на контингенте фабричных Ford GT, Shelby Daytona Coupe и Ferrari. Во всяком случае, достижения Холла за рулем были омрачены его решающим вкладом в дизайн гоночных автомобилей посредством его серии спортивных гонок Chaparral и автомобилей Indy. Машины Холла побеждали во всех сериях, в которых они участвовали: USRRC, Can-Am, Trans-Am, Formula 5000, World Sportscar Championship <137.>, Чемпионат Autoweek, Чемпионат Канады по спортивным автомобилям и Индианаполис 500.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Влияние
  • 3 Водитель и конструктор
  • 4 Менеджер команды
  • 5 Популярное Культура
  • 6 Наследие
  • 7 Наград
  • 8 Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
  • 9 Джим Холл Racing - победы IndyCar
  • 10 Источники

Предыстория

Холл родился в Абилин и вырос в Колорадо и Нью-Мексико. Обучаясь инженеру в Калифорнийском технологическом институте, он начал участвовать в местных соревнованиях по спортивным автомобилям. После того, как обещанная работа в General Motors, работа на Corvette, не состоялась из-за рецессии в США в конце 50-х годов, он связался со старшим братом Диком из Кэрролла. Shelby Sport Cars в Далласе, ведущий региональный импортер европейских дорожных и гоночных автомобилей. Это сыграло решающую роль в его развитии как водителя и помогло автосалону продавать автомобили. Шелби помещал Холла в одного из новых гонщиков, и часто Холл выходил и выигрывал в нем. Затем Шелби хвастался, что, если «новичок» может выиграть в нем, это должно быть довольно выдающееся устройство. Вскоре, однако, фанаты со всего Юго-Запада начали признавать, что Холл был одним из самых многообещающих молодых гонщиков на американской гоночной сцене.

Способности Холла привлекли международное внимание на Гран-при США 1960 года в Риверсайде. За рулем своего собственного превосходного Lotus-Climax, он пробежал удивительно пятое место на протяжении большей части гонки, пока дифференциал не начал уступать место за несколько кругов до конца. О пробеге Холла Competition Press (ныне Autoweek ) написало: «Похоже, что в Техасе есть еще один гонщик международного уровня, готовый занять место Кэрролла Шелби теперь, когда Шелби объявил о своей отставке».

В Риверсайд Холл обратились калифорнийские автопроизводители Траутман и Барнс, которые искали финансирование для нового двухместного шоссейного гонщика с передним расположением двигателя и средним расположением двигателя. Холл поддержал проект и назвал автомобиль Chaparral. Он добился успеха с Chaparral 1, выиграв Road America 500 и другие гонки. Но почти сразу после завершения Холл начал думать о машине-преемнике, которую построил бы сам.

Влияние

Возможно, ни один дизайнер второй половины 20-го века не имел более стойкого влияния. Холл впервые разработал крылья, подвижные аэродинамические устройства, боковые радиаторы, полуавтоматические трансмиссии и композитные монококовые конструкции шасси - все это инновации, которые позже были приняты и до сих пор используются присутствует сегодня в каждой машине Formula 1. Он был одним из первых, кто осознал и продемонстрировал преимущества жесткости на кручение. Шасси его Chaparral 2 - позже он стал известен как 2A, чтобы отличить его от последующих Chaparrals - по конструкции было примерно в четыре раза жестче, чем у ведущих спортивных автомобилей того времени. Холл также представил первый в мире гоночный автомобиль с постоянной прижимной силой, 1970 Chaparral 2J, в котором использовался двигатель снегохода для приведения в действие двух вентиляторов для снижения давления воздуха между днищем автомобиля и дорогой. независимо от скорости автомобиля. (Полезно помнить, что и крылья, и туннели с эффектом грунта создают прижимную силу, которая зависит от скорости автомобиля.) На Riverside Can-Am 1970 года 2J квалифицировался более чем на две секунды быстрее, чем выигравший чемпионат McLaren M8D. 2J был также первым автомобилем, оснащенным «юбками» с защитой от вакуума, еще одной инновацией, позже принятой Формулой 1. Несмотря на то, что он был быстро запрещен, концепцию «пылесоса» 2J восемь лет спустя скопировал Brabham Дизайнер Формулы 1 Гордон Мюррей, который придумал способ обойти правила. Получившийся в результате Brabham BT46B выиграл единственную гонку, в которой он участвовал, Гран-при Швеции 1978 года, оказавшись значительно быстрее, чем Колина Чепмена с туннельным эффектом земли Lotus 79, который обеспечил чемпионство в том году. Развитие прижимной силы, от спойлеров на его Chaparral 2A до подвижных крыльев и других деталей на его Chaparral 2C, 2D, 2E, 2F, 2G и 2H, до всасывающей системы на его 2J, было, пожалуй, самым большим вкладом Холла в спорт. большинство копируется. В 1979 году Холл стал первым, кто ввел туннели с эффектом грунта в IndyCar Racing со своим новаторским Chaparral 2K. Сегодня, благодаря Холлу, прижимная сила является частью проектной документации для всех основных форм гоночных автомобилей - Формула 1, IndyCar, Ле-Ман, NHRA, NASCAR, Чемпионат мира по ралли, автомобили и многое другое - и самые высокопроизводительные дорожные автомобили.

«Когда вы прикладываете аэродинамическую прижимную силу к автомобилю, это увеличивает тягу и позволяет ему проходить повороты с гораздо большей скоростью, чем это было раньше», - говорит Холл. «Так вот, что действительно сделал Чапараль в течение определенного периода времени. лет разными способами. И эта идея оказала огромное влияние на будущее автогонок ».

Водитель и конструктор

Первый из настоящих Чапаралов Джима Холла был построен в Мидленде во время 1962 и 63 годы. В то же время, когда Колин Чепмен строил первый монококовый автомобиль Формулы-1, Холл разрабатывал монококовый спортивный гоночный автомобиль собственной конструкции из композитных материалов. Он и его партнер Хэп Шарп исследовали ведущие аэрокосмические компании страны на предмет последних достижений в области строительных технологий. В General Dynamics они познакомились с Энди Грином, который проектировал обтекатели двигателей из стекловолокна для Convair B-58 Hustler, первого в мире сверхзвукового бомбардировщика. Они наняли Грина, чтобы тот применил ту же передовую технологию композитного стекловолокна для создания первого успешного монокока гоночного автомобиля из композитного материала. У пластикового шасси было двоякое: оно было намного более жестким, чем традиционное шасси, что значительно облегчало управление, и было легче, что улучшало характеристики во всех измерениях. Когда Холл встретил людей из Chevrolet Research Development, собственного внутреннего скунса GM, на июньских спринтах 1962 года на Road America, они взяли друг у друга мозги для новых идей, и одним из результатов стало принятие полуавтоматической модели. гидротрансформатор »коробки передач.

Сегодня полуавтоматические коробки передач стали обычным явлением в гонках, но когда Холл представил их - и выиграл с ними, - как зрители, так и соперники были озадачены. Здесь снова сыграла роль инженерная подготовка Холла. «Мало того, что работы буквально меньше, - пояснил Холл в статье, написанной для Autocar в 1965 году, - мы можем держать обе руки на рулевом колесе, всегда полностью концентрируясь на точном размещении машина в повороте и только когда и сколько тормозить. Еще одна ценность - надежность, которую он обеспечивает в других компонентах. Невозможно разогнать двигатель или повредить трансмиссию ударными нагрузками из-за несоответствия переключения передач и других неправильных методов вождения ».

Автомобиль, который стал известен как Chaparral 2A, возможно, был завершен раньше, но другие выдающиеся ходовые качества, на этот раз на финальном сезоне 1962 года Гран-при Мексики, возглавили British Racing Partnership Команда Формулы-1 предложит ему место на сезон 1963 года. Холл принял предложение, но ни команда, ни Холл не осознали, что BRP, одержавшая победы в предыдущих сезонах, находится на грани упадка. Тем не менее Холлу удалось набрать три очка чемпионата мира. Его лучшим результатом было пятое место в Гран-при Германии 1963 на Нюрбургринге, его первый раз на легендарной трассе.

Пока он был в Европе, продолжались работы по строительству 2А в небольшом комплексе в Мидленде, штат Техас, которым он вместе с партнером Хэпом Шарпом владел. Мидленд находился далеко от развитой гоночной инфраструктуры, но рядом с метко названной гоночной трассой «Гремучая змея», которую Холл и Шарп использовали в качестве испытательного полигона.

Когда это было закончено, это стало откровением. Холл поставил его на первое место в октябре 1963 года Гран-при Los Angeles Times на поле международного класса, в котором участвовали будущие чемпионы F1 Джим Кларк, Грэм Хилл и Джон Сёртиз, а также будущие Зал славы автоспорта Америки легенды Дэн Герни, А. Дж. Фойт, Роджер Пенске, Ллойд Руби, Парнелли Джонс, Роджер Уорд и Ричи Гинтер. Холл легко вел, пока не загорелся электрический огонь.

В течение сезонов 1964 и 1965 годов Холл и Шарп (и иногда заменяющий Пенске, после того как Холл получил травму в аварии в Моспорте ) доминировали в гонках американских спортивных автомобилей в их Chaparral 2As. и более поздние 2C (не было Chaparral 2B, чтобы избежать путаницы со спортивной гоночной концепцией Corvette GS IIB, разработанной General Motors) до такой степени, что никто не знал ни до, ни после. Только в 1965 году за 22 старта в крупных гонках против первоклассных международных соревнований Chaparrals одержал 16 побед и 16 самых быстрых кругов. Холл выиграл титул USRRC в 1964 году и титул в неограниченном классе в 1965 году.

Ранее в этом году на «12 часах Себринга» о команде заговорили еще больше. Холл и Шарп вывели свой Chaparral 2A на поул на удивительные 9 секунд быстрее, чем действующий чемпион мира Джон Сёртиз в прошлом году на лучшей заводской Ferrari. Тем не менее, мало кто ожидал, что Chaparrals смогут пережить натиск заводских Ford и Ferrari, не говоря уже о 12-часовом износе на жесткой взлетно-посадочной полосе Себринга. У Форда было семь автомобилей, которыми управляли такие люди, как Дэн Герни, Кен Майлз, Брюс Макларен, Ричи Гинтер и Фил Хилл. Лидером Ferrari стали специалист по гонкам на выносливость Педро Родригес и чемпион мира 1962 года Грэм Хилл. Тем не менее, Chaparral Холла победил, преодолев лучших в мире гонщиков на выносливость и погодных условий.

Вероятно, наиболее влиятельным из разработок Холла был Chaparral 2E, подготовленный к открытию в следующем году сезона соревнований Canadian-American Challenge Cup. Chaparral 2E отличался боковыми радиаторами, полуавтоматической коробкой передач и другими нововведениями, но больше всего люди обратили внимание на массивное сочлененное крыло, установленное на стойках, которые возвышались на несколько футов над задней палубой. Сказал товарищ по конкурсу, телеведущий и историк гонок Сэм Поузи : «Когда эти машины прибыли на своих двухосных прицепах в паддок в Бриджхэмптоне, люди просто остановили все, и их челюсти упали на землю. Ничего подобного в мире не существовало. Две машины ушли, и мир изменился, и мы стали его частью ».

Холл разработал передвижные аэродинамические устройства с низко установленным крылом на задней части Chaparral 2C. 2C выигрывал основные гонки, но крыло было развернуто больше как регулируемый спойлер и работало только на задней части автомобиля, нарушая баланс автомобиля и в то же время обеспечивая решающую прижимную силу. Для 2E Холл использовал симметричное крыло, которое создавало минимальное сопротивление на нейтрали. положение, но значительная прижимная сила при наклоне вниз в поворотах. Для балансировки эффекта у 2E также был регулируемый канал в носу. Оба устройства были подключены к педали в кабине. Потому что полуавтоматическому Chaparrals нужна была только педаль газа. и педаль тормоза, левая нога водителя была доступна для включения педали «прижимной силы». «С помощью крыла, - сказал пилот Chaparral Фил Хилл, - вы могли перебить всех, вы могли всех выйти из поворота, [и] вы мог проехать под ними. Это действительно казалось, что он

2E был наглядно самым быстрым автомобилем в первом сезоне Can-Am, но проблемы с надежностью новой конструкции не позволили команде превратить свои многочисленные поула и самые быстрые круги в победы. 2E пропустили первую из шести гонок сезона, потому что крыло еще не было готово, и выиграли только одну из оставшихся пяти, Хилл и Холл финишировали 1-2 на этапе Laguna Seca, где машины выступили безупречно..

В том же году небольшая команда из Мидленда переоборудовала два старых шасси для использования в чемпионате мира по гонкам на выносливость. Первая итерация - купе Chaparral 2D - выиграла 1966 г. Нюрбургринг 1000 км. Второй, более угловатый Chaparral 2F, который имел крыло и носовой канал, аналогичный 2E, запечатлел BOAC International 500 в Brands Hatch. Там пилоты Фил Хилл и Майк Спенс привели домой Ferrari 330 P4, за рулем которого выступали асы Гран-при Джеки Стюарт и Крис Амон.

«Я Я действительно горжусь тем, что нам удалось одержать эти победы на Нюрбургринге и в Brands Hatch, - сказал Холл Motor Sport годы спустя. «Это была действительно забавная сделка. Кто-то сказал мне после того, как мы выиграли Нюрбургринг, что это первая американская машина, выигравшая крупную европейскую шоссейную гонку за 40 лет, и я подумал: «Вау!» »

Знак всемирного уважения к Холлу. Талант вождения проявился в мае 1968 года, когда Спенс погиб в Инди в результате ужасного несчастного случая за рулем одного из революционных автомобилей Чепмена STP Lotus 56 с газотурбинным двигателем. Первоначально три гонщика, номинированные для участия в гонке, были виртуальной «супер-командой»: двукратный чемпион мира Джим Кларк, будущий двукратный чемпион мира Грэм Хилл и трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт. После того, как Кларк и его заменяющий Спенс были убиты, а Стюарт получил травму в отдельных авариях, команда обратилась к Холлу, хотя он никогда раньше не водил Инди-машину. Холл отказался.

Именно в другом развитии 2E, названном 2G, карьера водителя Холла преждевременно закончилась. На финальном сезоне 1968 года в Лас-Вегасе Can-Am Холл собирался расстаться после незапланированного пит-стопа от игрока, занявшего второе место Лотара Моченбахера, когда у последнего McLaren случился катастрофический отказ подвески. Чапараль Холла прыгнул через разбитый McLaren на скорости более 100 миль в час и рухнул в пустыне. Холл выжил, но особенно сильно пострадали его колени. Прошло шесть месяцев, прежде чем он снова смог ходить. Он ненадолго вернулся к гонкам в сезоне Trans-Am 1970 года в рамках собственных усилий своей команды Camaro, но, несмотря на то, что скорость оставалась на уровне для кругов за раз, он не мог дольше сохранять прежний темп на дистанции гонки.

В том же году Холл представил своего последнего претендента на Can-Am, Chaparral 2J с эффектом всасывания, который был значительно быстрее, чем любой другой автомобиль в серии. Несмотря на то, что SCCA объявил его законным до и после сезона, другие команды лоббировали против него и в конце концов убедили FIA, всемирный орган санкций, запретить его. Раздосадованный, Холл покинул серию и вообще бросил гонки. Спустя годы победивший в истории Can-Am пилот Денни Халм, член команды McLaren, возглавлявшей усилия по запрету 2J, сказал: «Это была самая глупая вещь, которую мы когда-либо делали, и это было первый важный шаг, который мы сделали на пути к победе над величайшей серией шоссейных гонок, когда-либо задуманных ».

Менеджер команды

После того, как Холл несколько лет ушел из спорта, Лола Импортер Карл Хаас обратился к нему с предложением: Пойдем в автогонки Инди. Хаас предоставил спонсоров и машины (Лолас), Холл мог сосредоточиться на управлении командой. Это понравилось Холлу, и пара сформировала Haas-Hall Racing. Когда деньги на поездку в Инди не материализовались, они переключились на серию SCCA Formula 5000 с открытыми колесами.

Гонки Haas-Hall практически невозможно было остановить на протяжении всего десятилетия, выиграв три последовательных титула F5000 с Брайаном Редманом за рулем, пока серия не превратилась в Can-Am второго поколения, после чего команда выиграл еще четыре чемпионата. Между двумя сериями, с 1974 по 1980 год, партнерство собрало семь последовательных титулов.

Ближе к концу забега спонсорство на Инди материализовалось, и Холл сосредоточился на этой арене. Результаты снова были немедленными. В 1978 году, в первом сезоне автогонок Indy, она стала первой и до сих пор единственной командой, которая захватила Triple Crown гонок Indy car Racing, одержав победы на гонках Indianapolis 500, Pocono 500 и California 500.

Но успех в гонках на длинные дистанции скрывал недостатки шасси Lola, и Холл решил нанести последний удар автомобилестроению. Он поручил многообещающему дизайнеру Джону Барнарду воплотить в жизнь его видение нового типа автомобиля Indy, основанного на принципе эффекта земли, представленного на Lotus 78 Колина Чепмена. В результате появился Chaparral 2K, получивший прозвище «Желтая подводная лодка» благодаря цветам бренда спонсора Pennzoil, которые изменили лицо гонок Indy. Первый «туннельный вагон» Indy доминировал в 1979 Indianapolis 500 в руках Эла Унсера, пока его не вытеснила проблема с трансмиссией. Он вернулся в следующем году и не только выиграл 500, но и выиграл чемпионат 1980 CART PPG Indy Car World Series с Джонни Резерфордом у руля.

После сезона 1981 года Холл продолжал участвовать в гонках Indy с купленными в магазине шасси Lola и Reynard и собрал больше побед и высокие результаты с различными гонщиками, в том числе Джон Андретти и Жиль де Ферран. Холл ушел из спорта после кампании 1996 года.

В массовой культуре

В 1960-х годах популярность Холла превзошла популярность автомобильной прессы, где он и его автомобили были обычными темами. И Sports Illustrated, и Newsweek действительно освещали статьи. Shell показала его в своей рекламе. Coca-Cola сняла его в рекламном ролике. Погуглите «Джим Холл Чапаррал» сегодня, и вы получите более 900 000 просмотров.

Он стал еще более заметным в домах по всей Америке благодаря новаторской сделке с Cox Models, Санта-Ана, Калифорния базирующейся игровой машиной производитель. Кокс получил лицензию на воспроизведение автомобилей Chaparral в разгар увлечения игровыми автоматами. По словам эксперта по игровым автоматам Филиппа де Леспине, «Джим Холл авторизовал» Cox Chaparrals были самыми популярными игровыми машинами в масштабе 1/24 всех времен. Американские дети были настолько увлечены Холлом и его автомобилями, что, когда они создавали игровой автомат Chaparral 2A, Кокс заставил скульптора смоделировать лицо водителя, чтобы оно выглядело как Холл.

Наследие

Целое крыло Нефтяного музея Пермского бассейна в Мидленде посвящено Холлу и истории Чапарала и включает семь отреставрированных гоночных автомобилей: 2A, 2D, 2E, 2F, 2H, 2J и 2K. Каждую из машин периодически приводят в движение, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии и дать публике возможность увидеть их в действии.

Холл и его машины были показаны на большинстве крупных конкурсов и соревнований по винтажным гонкам. Он был назначен гранд-маршалом Международного конкурса Брайана Редмана 2001 года на Road America, а Холл и его Chaparrals участвовали в гонках 2003 Amelia Island Concours d'Elegance и 2005 Monterey Historic Automobile Races. На международном уровне Холл и его Чапараль регулярно приглашаются на Фестиваль скорости в Гудвуде.

. В завершающем сезоне раунде Laguna Seca 2009 Американской серии Ле-Ман бывший гонщик Жиль де Ферран нарисовал свой Acura ARX-02a будет напоминать Chaparral в честь Холла, с указанием гоночного номера Холла, 66. В стиле сборников рассказов де Ферран поставил машину на шест и выиграл гонку со штурманом и победителем Indianapolis 500 2019 года Симон Пагено.

На автосалоне в Лос-Анджелесе 2014 года General Motors представила Chaparral 2X, футуристическое воплощение духа Chaparral, «разработанное исключительно для фанатов гоночной игры PlayStation® 3, Gran Turismo® 6 ». Концепция была украшена гоночным номером Холла и, по словам создателя игры, передала «дух удивительного наследия Джима Холла в области инноваций в автоспорте».

Награды

Полные результаты чемпионата мира Формулы-1

(ключ )

ГодУчастникШассиДвигатель12345678910WDCОч.
1960 Джим ХоллLotus 18 Climax прямой-4 ARG MON 500 NED BEL FRA GBR POR ITA USA. 7NC0
1961 Jim HallLotus 18 Climax прямой-4 MON NED BEL FRA GBR GER ITA USA. RetNC0
1962 Джим ХоллLotus 21 Climax прямой-4 NED MON BEL FRA GBR GER ITA США. DNSRSA NC0
1963 British Racing Partnership Lotus 24 BRM V8 MON. RetBEL. RetNED. 8FRA. 11GBR. 6GER. 5ITA. 8USA. 10MEX. 8RSA 12-е3
Источник:

Jim Hall Racing - IndyCar побеждает

#СезонДатаСанкцияТрек / ГонкаНет.Winning DriverШассиДвигательШинаСеткаLaps Led
11978 28 маяUSAC Индианаполис 500 (O)2США Эл Унсер Лола T500Косворт DF X V8 t Goodyear 5121
225 июняUSACPocono 500 (O)2США Эл Ансер (2)Лола T500Cosworth DFX V8tGoodyear1065
33 сентябряUSACОнтарио 500 (O)2США Al Unser (3)Lola T500Cosworth DFX V8tGoodyear774
41979 20 октябряCART Phoenix International Raceway (O)2США Al Unser (4)Chaparral 2KCosworth DFX V8tGoodyear2138
51980 13 апреляКОРЗИНАОнтарио (O)4США Джонни Резерфорд Чапараль 2KCosworth DFX V8tGoodyearПоул74
625 маяUSACИндианаполис 500 (O)4США Джонни Резерфорд (2)Chaparral 2KCosworth DFX V8tGoodyearPole118
713 июляCARTКурс спортивных автомобилей Среднего Огайо (R)4США Джонни Резерфорд (3)Чапарал 2KCosworth DFX V8tGoodyear419
820 июляCARTМичиган (O)4США Джонни Резерфорд (4)Chaparral 2KCosworth DFX V8tGoodyear262
910 августаCARTМилуоки-Майл (O)4США Джонни Резерфорд (5)Чапараль 2KCosworth DFX V8tGoodyearПоул63
101981 22 мартаКОРЗИНАPhoenix International Raceway (O)1США Джонни Резерфорд (6)Chaparral 2KCosworth DFX V8tGoodyear368
111991 17 мартаCARTGold Coast Indy 300 (S)4США Джон Андретти Lola T91 / 00Chevrolet 265A V8 t Goodyear94
121995 17 мартаCARTLaguna Seca Raceway (R)8Бразилия Жиль де Ферран (R)Рейнард 95iMercedes-Benz IC108B V8tGoodyear354
131996 30 июняCARTГран-при Кливленда (S)8Бразилия Жиль де Ферран (2)Reynard 96iHonda HRH V8 t Goodyear734

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 09:52:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте