Джанет Гатри | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Гатри на Indianapolis Motor Speedway в 2011 году | |||||||
Родилась | (1938-03-07) 7 марта 1938 (возраст 82). Айова-Сити, штат Айова | ||||||
Достижения | первая женщина, принявшая участие в Индианаполис 500. первая женщина, принявшая участие в Daytona 500. первая женщина, возглавившая круг в NASCAR Winston Cup Series | ||||||
Awards | 2006 Участница Международного Зала Славы Автоспорта. 1980 Международный Зал Славы Женского Спорта Призывник | ||||||
NASCAR Серии Кубков карьера | |||||||
33 гонки за 3 года | |||||||
Лучший результат | 23-е (1977 ) | ||||||
Первая гонка | 1976 World 600 (Шарлотта ) | ||||||
Последняя гонка | 1980 Coca-Cola 500 (Поконо ) | ||||||
| |||||||
Джанет Гатри (род. ch 7, 1938) - профессиональный гонщик гоночного автомобиля на пенсии и первая женщина, прошедшая квалификацию и принявшую участие в гонках Indianapolis 500 и Daytona 500, как в 1977 г. Она впервые попыталась войти в Индианаполис 500 в 1976 году, но не прошла квалификацию. Она участвовала в трех гонках Инди-500 в 1977-79 годах. Она также была первой женщиной, которая возглавила круг в серии NASCAR Winston Cup Series. Изначально Гатри была аэрокосмическим инженером, а после окончания Мичиганского университета со степенью физика в 1960 году она работала в Republic Aviation.
Гатри начал участвовать в гонках в 1963 году на трассе SCCA на Jaguar XK140 и к 1972 году она участвовала в гонках на постоянной основе. Ее карьера в гонках на спортивных автомобилях включала две победы в классе в знаменитой гонке на выносливость 12 часов Себринга.
В 1976 World 600 Гатри финишировала 15-й, став первой женщиной. участвовать в гонках NASCAR Winston Cup superspeedway. В этом сезоне Гатри примет участие еще в четырех гонках. В следующем сезоне она участвовала в своем первом Daytona 500, заняв 12-е место, когда за десять кругов до финиша двигатель ее машины отказал в двух цилиндрах. Однако за свои выступления в гонке она все же заслужила звание лучшего новичка. В целом Гатри участвовал в 33 гонках NASCAR за четыре сезона. Ее наивысший результат, шестое место в Бристоле в 1977 году, является лучшим результатом женщины в гонке высшего уровня NASCAR, которая сейчас делит с Даникой Патрик в 2014 году.
Гатри квалифицировался и участвовал в гонке 1977 Индианаполис 500 на машине, в которой заехал Ролла Фоллстедт, но финишировал 29-м из-за неисправности двигателя. Она будет участвовать еще в двух гонках Indy 500, заняв девятое место в гонке 1978 года, когда она ехала с переломом запястья (травма на благотворительном теннисном турнире двумя днями ранее), которую она скрыла от официальных лиц гонки. В целом, она участвовала в 11 гонках Indy car и стала пятой. Во время ее неудачной попытки пройти квалификацию на гонку 1976 года многие гонщики в спорте с преобладанием мужчин заявили, что причина, по которой она не прошла квалификацию, в основном связана с ее полом. Эти комментарии разозлили тогдашнего трехкратного чемпиона А. Дж. Фойт до такой степени, что он предоставил Гатри запасную машину для проведения испытаний на вытяжку. Ее лучший тренировочный круг на машине Фойта был бы достаточен для выхода на поле. Она не смогла получить финансирование через корпоративное спонсорство и была вынуждена уйти на пенсию.
Тем не менее, место Гатри в истории было прочным. В 1979 году был произведен и распространен набор торговых карточек Supersisters ; на одной из карточек были изображены имя и фотография Гатри. Шлем и гоночный костюм Гатри можно найти в Смитсоновском институте, и она была одной из первых, избранных в Международный зал женской спортивной славы. 27 апреля 2006 года она была занесена в Международный зал славы автоспорта. Ее автобиография 2005 года «Джанет Гатри: жизнь на полном газу» получила признание критиков в таких публикациях, как Sports Illustrated.
В новаторском интервью Трейси Доддс для Los Angeles Times в 1987 году Гатри посетовал на отсутствие корпоративной спонсорской поддержки для женщин-водителей:
Мужчины получают спонсорство а женщины не могут. Звучит несправедливо. Но кого волнует несправедливость? Важна только чистая прибыль. Спонсоры хотят известности, которую приносят гонки. Но успешная женщина-водитель получит в 10 раз больше внимания, чем мужчина. Итак, что действительно важно? Он продолжает возвращаться в сеть старых добрых парней. Многие корпорации тратят много долларов, вычитаемых из налогов, на спонсирование гонщиков-мужчин.
Борьба женщин-водителей за корпоративное спонсорство продолжается и сегодня. Когда Пиппе Манн не хватило средств для участия в гонке Индианаполис 500 в 2020 году, несмотря на то, что она ехала в прошлом году, гонка 2020 года осталась без женщин-водителей. Гатри сказала, что она вряд ли будет смотреть гонку 2020 года из-за своего разочарования. Сама Гатри изначально сказала, что не решается рассматривать сексизм в автоспорте, но ее образ мышления изменился после того, как она квалифицировалась на свой первый Indy 500 в 1977 году и приняла участие в параде в центре города. Как описал Гатри: «Были эти парни, у которых на плечах были маленькие девочки, и они как бы размахивали этими девочками, как будто я олицетворял надежду на будущее».
В 2011 году Гатри подписал петицию в поддержку право женщин в Саудовской Аравии водить машину. В петиции содержится призыв к саудовскому королю Абдалле спонсировать Гран-при Саудовской Аравии. Идея этого проекта - правозащитник Дэвид Киз.
Квалифицирована, эпизод ESPN 30 на 30, посвященный ее гоночной карьере, вышедший в эфир 28 мая 2019 г. (Том III, Эпизод 29). В нем она говорит: "Вы можете вернуться в древность и увидеть женщин, делающих необычные вещи, но их история забыта. Или отрицается, что когда-либо существовала. Так что женщины продолжают изобретать велосипед. Женщины всегда делали это, и они всегда будут делать это ».
В 2019 году Гатри была занесена в Зал автомобильной славы. За ее достижения в автоспорте. Она пятая женщина, которая
Гатри родился в Айова-Сити, штат Айова в семье Джин Рут Гатри (урожденная Мидкифф) и Уильяма Лэйна Гатри, обоих пилотов. Старшая из пяти детей. Ее семья переехала в Майами, Флориду, когда Джанет было три года после того, как ее отец устроился на работу в Eastern Air Lines. Сама Джанет зарабатывала ее водительские права в 17 лет.
Гатри женился на Уоррене Левине, пилоте чартерной авиакомпании, в 1989 году. Он умер 30 декабря 2006 года от внезапного сердечного приступа.
(клавиша ) (Жирный - поул-позиция, присвоенная квалификационным временем. Курсив - поул-позиция, полученная по очкам или по времени на тренировке. * - больше всего кругов идет.)
NASCAR Winston Cup Series результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Команда | No. | Марка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | NWCC | Очки | ||||||||
1976 | Линда Феррери | 68 | Chevy | RSD | ДЕНЬ | CAR | RCH | BRI | ATL | NWS | DAR | MAR | TAL | NSV | DOV | CLT. 15 | RSD | MCH | DAY. 15 | NSV | POC | TAL | MCH | BRI | DAR | RCH | DOV. 33 | MAR | NWS | CLT. 22 | CAR | ATL | ONT. 20 | N / A | - | |||||||||
1977 | RSD | DAY. 12 | RCH. 12 | CAR | ATL. 30 | NWS | DAR | BRI. 11 | MAR | TAL. 32 | NSV | DOV | CLT | RSD | MCH. 26 | DAY. 40 | NSV. 32 | POC. 11 | TAL. 34 | MCH. 10 | BRI. 6 | DAR. 16 | RCH. 12 | DOV. 11 | MAR | NWS | CLT. 9 | CAR. 9 | ATL. 16 | ONT. 24 | 23rd | 2037 | ||||||||||||
1978 | RSD | DAY. DNQ | RCH | CAR | ATL. 10 | BRI | DAR | NWS | MAR | TAL | DOV | CLT | NSV | RSD | MC H | ДЕНЬ. 11 | NSV | 41st | 592 | |||||||||||||||||||||||||
Buick | POC. 31 | TAL. 29 | MCH. 27 | BRI | DAR | RCH | DOV | MAR | NWS | CLT. 35 | CAR | ATL | ONT. 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||
1980 | Osterlund Racing | 82 | Chevy | RSD | ДЕНЬ. 11 | RCH | CAR | ATL | BRI | DAR | NWS | MAR | TAL | NSV | DOV | CLT | TWS | RSD | MCH | ДЕНЬ | NSV | 69-й | 209 | |||||||||||||||||||||
McClure Motors | 57 | Buick | POC. 28 | TAL | MCH | BRI | DAR | RCH | DOV | NWS | MAR | CLT | CAR | ATL | ONT |
Год | Шасси | Двигатель | Начало | Завершение |
---|---|---|---|---|
1976 | Койот | Фойт | Без квалификационной попытки | |
1977 | Лайтнинг | Оффи | 26-е | 29-е |
1978 | Wildcat | DGS | 15-е | 9-е |
1979 | Лола | Cosworth | 14-е | 34-е |
1980 | Лайтнинг | Cosworth | Не соответствует требованиям |