Югославская научная фантастика

редактировать

Югославская научная фантастика включает литературные произведения, фильмы, комиксы и другие произведения искусства в жанре научной фантастики, созданные в Югославия за время своего существования (1918–1991).

Содержание
  • 1 Литература
    • 1.1 На сербохорватском языке
      • 1.1.1 Происхождение
      • 1.1.2 Королевство Югославия (1918–1941)
      • 1.1.3 Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945–1991)
    • 1.2 На словенском языке
      • 1.2.1 Происхождение
      • 1.2.2 Королевство Югославия (1918–1941)
      • 1.2.3 Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945–1991)
    • 1.3 На македонском языке
      • 1.3.1 Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945–1991)
  • 2 Фильм
  • 3 Комиксы
  • 4 Другое изобразительное искусство
  • 5 Музыка
  • 6 Сообщества, Фэндом и фанзины
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
Литература

На сербско-хорватском языке

сербский писатель Лазар Комарчич, автор первого научно-фантастического романа in сербохорватский, Jedna ugašena zvezda.

Истоки

Пионерами сербохорватской научной фантастики были сербский писатель Драгутин Илич (старший брат более известного реалиста поэта Воислава Илича ) и Лазара Комарчича. Пьеса Драгутина Илича «Posle milion godina» («Спустя миллион лет»), опубликованная в 1889 году, считается первым научно-фантастическим произведением, написанным на сербско-хорватском языке, а также одной из первых пьес в полной истории научной фантастической литературы. Комарчич опубликовал первый научно-фантастический роман на сербо-хорватском языке, «Една угашена звезда» (Одна потухшая звезда), в 1903 году.

Королевство Югославия (1918–1941)

Лишь небольшое количество известные научно-фантастические произведения и работы с элементами научной фантастики были опубликованы в годы до и после Первой мировой войны : Začarano ogledalo (Волшебное зеркало, 1913) Фран Галовича, Мария Юрич Загорка Океан Црвени (Красный океан, 1918), «Секунд вечности» Драгутина Илича («Секунда вечности», 1921), «Лунный» Иосипа Кулунджича (1922), «На Пацифику 2255» Милана Шуфлая (В Тихом океане 2255, 1924).

Милютин. Миланкович, автор книги Сквозь далекие миры и времена, в которой соединились элементы автобиографии, научного эссе и научной фантастики

В конце 1920-х - начале 1930-х годов появились три научно-фантастических произведения. которые рассматриваются как вехи в истории югославской научной фантастики. В 1928 году ученый Милутин Миланкович написал книгу Кроз виону и веков (Через далекие миры и времена), в которой соединились элементы автобиографии, научного эссе и научной фантастики. В 1932 году Мате Ханжекович опубликовал «Господин човек» (Мистер Ман), первый утопический роман в истории литературы на сербо-хорватском языке. В 1933 году была опубликована книга Стояна Радонича Život u vasioni (Жизнь во Вселенной), посвященная возвышению, развитию и падению марсианской цивилизации.

Конец 1930-х принес ряд сериализованных романов, опубликованных в основном в загребских журналах. Одним из наиболее заметных авторов этого периода был Алдион Дегал, опубликовавший романы «Атомская ракета» («Атомная ракета», 1930), «Зраке смрити» («Лучи смерти», 1932 г.) и «Смарагдни Скарабей» («28>Изумруд Скарабей., 1934), первый роман имеет первый контакт в качестве темы, а последние два вводят мотив из лучей смерти в югославскую научную фантастику. Однако большинство авторов этих сериализованных романов использовали псевдонимы или оставляли свои работы без подписи. Многим из этих романов не хватало оригинальности, и на них сильное влияние оказали научно-фантастические произведения зарубежных авторов; например, роман «Летечка лана» («Летучий корабль») был литературным парафразом из Жюля Верна Хозяин мира, а роман Put na mars (Путешествие на Марс) перефразировал Алексея Толстого Аэлита. Писатель и историк-фантаст Зоран Живкович считал «Мури Массанга» Младена Хорвата, посвященную телепатии, лучшим югославским научно-фантастическим произведением того периода. Последние два романа, опубликованные в серии до оккупации Югославии, были «Црвени дух» (Красный призрак) и «Майстор Омега» (Мастер Омега), написанные Станко Радовановичем и Звонимиром Фуртингером (последний станет одним из романов Югославии). наиболее известных авторов-фантастов после Второй мировой войны ), подписанных под псевдонимом Стэн Рейджер.

Перед Второй мировой войной было несколько заметных работ с элементами научной фантастики, написанных практически не -фантастика и признанные критики писатели. К ним относятся рассказы «После сто лет» («Спустя сто лет», 1911) Стояна Новаковича, «Zbilo se čudo u grad» («Чудо, случившееся в городе», 1930) и «Сан doktora Prospera Lupusa "(" Сон доктора Проспера Волчанка ", 1930) Августа Цезарека. В 1921 году поэт и переводчик Станислав Винавер опубликовал свой сюрреалистический сборник рассказов «Громобран свемира» с заглавным рассказом и рассказом «Освета» («Месть»). с элементами научной фантастики. Определенные элементы научной фантастики можно найти в романе Burleska gospodina Peruna boga groma (Бурлеск г-на Перуна Бога Грома), написанном другим писателем-сюрреалистом Растко Петровичем, и опубликованы в том же году.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945–1991)

В годы после Второй мировой войны новые коммунистические власти провозгласили Социалистический реализм желанный вид искусства. Однако после югославско-советского раскола Югославия стала более открытой для других художественных движений и массовой культуры. В результате с начала 1950-х годов появилось много переводов научной фантастики и новое поколение югославских авторов-фантастов. «Снег и лед» (Snow and Ice, 1951) известного писателя Эриха Коша считается первым югославским научно-фантастическим романом после Второй мировой войны.

Однако в этот период научная фантастика была в основном воспринимается как детская и литература для взрослых, поэтому большая часть научно-фантастических произведений этих лет предназначена для этих возрастных категорий. Наиболее известные детские и юношеские научно-фантастические произведения этого периода включают «Свемогуче око» Чедо Вуковича («Всемогущий глаз», 1953), «Aparat profesora Kosa» («Устройство профессора Коса», 1958), «Предраг». «Дети луны» («Дети луны», 1959) Йирсака и «Путешествие по вселенной» Звонко Вельячича («Мальчик Дуб путешествует по Вселенной», 1959). Детская и юношеская научная фантастика будет оставаться популярной до 1980-х годов.

Роман «Освайач 2 se ne javlja» («Нет сообщений от Завоевателя 2»), написанный Звонимиром Фуртингером и Младеном Бьяжичем и опубликованный в 1959 году, положил начало новая эра, когда набирают популярность произведения, посвященные взрослой аудитории. В следующем году Фуртингер и Блажич опубликуют три романа: «Свемирска невеста» (Космическая невеста), «Варамунга», «Тайский град» (Варамунга, Таинственный город) и «Загонетный строй профессора Кружича» («Таинственная машина профессора Кружича106»), став первой из них. -Хорватских авторов, посвященных в первую очередь научной фантастике. Помимо этого дуэта, в 1960-е годы появилось еще несколько авторов-фантастов, наиболее известным из которых был Ритиг Анджело с его романами «Сасвим необично буденье» («Совершенно необычное пробуждение», 1961) и «Любав у небодеру» («Любовь в небоскребе», 1965). Среди других авторов этого периода - Милан Николич, Сильвио Ружич, Владимир Имперл, Слободан Петкович, Франьо Иванушец, Данило Аларгич. Другой заметной работой 1960-х годов был антиутопический роман «Байка» («Сказка, 1965»), написанный политиком и академически признанным писателем Добрицей Чосич, и это его единственная работа, которая отважилась на научную фантастику. 227>

В 1960-е годы Александр Раденкович, писавший под псевдонимом Аль Радек и добившийся успеха своими детективными романами, опубликовал два научно-фантастических произведения: Čovek iz žute kuće (Человек из желтого House, 1960) и Друга смрт доктора Ланга (Вторая смерть доктора Ланга, 1960). Десятилетие также принесло с собой новые работы, предназначенные для детей и молодежи, наиболее известными из которых были «Летилица професора Бистроума» Чедо Вуковича («Самолет профессора Брайтминда», 1961) и «Halo nebo» («Привет, небо», 1963), «Джечак Дуб у свиджу чудовишта» Звонко Вельячича («Мальчик в «Мире монстров», 1961), «Сувишан у свемиру» Миливоя Матушца («Избыточный в космосе», 1961) и «Брик и компания» Берислава Косиера («Брик и компания», 1967).

В течение 1960-х годов открылось несколько издательств. издание серии научно-фантастических произведений. В 1967 году издательство Jugoslavija начало серию «Кентавр» (Кентавр ), в которой в последующие десятилетия будут публиковаться самые известные сербо-хорватские научно-фантастические романы. В течение этого десятилетия ряд газет и журналов (например, Вечерние новости и Политикин забавник ) начали регулярно или периодически публиковать научно-фантастические рассказы, а в конце десятилетия, в 1969 г., был основан первый научно-фантастический журнал «Космоплов», выход которого, однако, закончился в 1970 году.

1970-е годы принесли появление трех заметных публикаций, все три дебютировали в 1976 году. Журнал для популяризации науки Galaksija (Галактика), которая с момента своего основания в 1972 году регулярно публиковала научно-фантастические рассказы, положила начало ежегодной Андромеде, которая организовала первый югославский конкурс на лучший научно-фантастический рассказ, но также опубликовал ряд очерков по югославскому жанру художественной литературы. Газета «Весник» открыла журнал «Сириус», который давал возможность авторам-фантастам публиковать свои работы. Наконец, серия Kentaur, закончившаяся в 1968 году, была возрождена. В последующие годы в этой серии будут опубликованы важнейшие произведения мировой научной фантастики. В конце десятилетия также вышла недолговечная серия книг SF tom (Том SF), изданная Dečje novine. 1970-е годы также принесли появление самоизданного научно-фантастического произведения с сборником рассказов Драгана Хайдуковича «Сказки о реальности и воображении» Драгана Хайдуковича, опубликованным в 1970 году и ставшим первым югославским самоизданием. научно-фантастическая книга.

В течение десятилетия было опубликовано гораздо большее количество переведенных работ по сравнению с гораздо меньшим количеством работ югославских авторов. Среди наиболее заметных произведений этого периода - роман Берислава Косьера «Белый потоп» (1975) и сборник рассказов «Земля е у квару» («Земля неисправна», 1977) Душицы Лукича. Тераса XI (Терраса XI, 1972) была первым югославским научно-фантастическим произведением после Второй мировой войны, написанным женщиной-автором Марией-Верой Мрак. Начало 1970-х принесло последнюю книгу дуэта Фуртингер-Бьяжич, Ništa bez Božene (Все бесполезно без Божены, 1970), а в конце десятилетия появился роман Предрага Раоса Brodolom kod Thule (Кораблекрушение в Туле, 1979), который провозгласил ренессанс сербо-хорватской научной фантастики 1980-х годов.

В начале 1980-х Кентавр и Сириус присоединились к серии Звезданэ стейз (Звездный путь), опубликованной Народной книгой, X-100 SF серия, изданная Дневником, и Джепна книга (Мягкая обложка), изданная Дечье новине. Однако более примечательными, чем эти серии, выпущенные государственными издательствами, были книжные серии, издаваемые небольшими частными издательствами. Зоран Живкович и Жика Богаднович начали серию книг Polaris, которая публиковала современная зарубежная научная фантастика, с некоторыми работами, такими как Артур Кларк 2010: Odyssey Two и 2061: Odyssey Three, мировая премьера которого состоится в сериале. Znak Sagite (Знак Sagitta ), созданный Бобаном Кнежевичем, и Zoroaster, созданный Браниславом Бркичем, также опубликовали современные и классические произведения мировой научной фантастики. Кнежевич также начал ежегодный Монолит (Монолит ). Другим заметным ежегодником был «Алеф» (Алеф ), который, однако, публиковался нерегулярно.

В течение 1980-х годов югославская фантастика ежегодно приносила около двадцати пяти новых названий югославских авторов. Около трети научно-фантастических произведений этого периода, как югославских, так и переведенных, были опубликованы в рамках серии «Дневник» X-100 SF. Однако по большей части это была целлюлозно-научная фантастика, написанная югославскими писателями под иностранными псевдонимами. Самыми известными из этих авторов были Душан Белча, писавший под псевдонимом Bell Ch. А. и Слободан Дурчич, писавшие под псевдонимом С. Тыркли. Белча написал десять книг, в основном космических опер, а Дурчич написал шесть, некоторые из них, такие как сборник рассказов «Шума, кише, град и звезды» (Лес, Дождь, Город и звезды), имеют более высокую художественную ценность. Другими авторами, опубликовавшими свои книги в рамках серии X-100 SF, были Любиша Йованович (под псевдонимом ML Arnaud), Бобан Кнежевич (под псевдонимом Эндрю Осборн), Радмило Анжелкович (под псевдонимом Р. Ангелакис), Ратислав Дурман (под псевдонимом DT Bird), Слободан Маркович (под псевдонимом Liberty Borom), Владимир Лазович (под псевдонимом Valdemar Lazy), Стеван Бабич (под псевдонимом Steve McClain) и Зоран Якшич (под пером имя Дэвид Дж. Сторм). Еще три автора 1980-х годов опубликовали свои книги под псевдонимами: Деян Дордевич (как Дэйв Джордж), Милан Драшкович (как Майк Драсков) и Брана Николич (как Дерек Финнеган). В то время как Джорджевич и Драшкович оставались в рамках космической оперы, Николич написал несколько десятков целлюлозных романов из серии «Ниндзя», опубликованной Dečje novine, некоторые из рассказов с элементами научной фантастики. (Эти романы позже в этом десятилетии послужили вдохновением для комиксов Ninja, изданного Dečje novine.)

Однако 1980-е годы также принесли много авторов, которые не использовали псевдонимы и писали с художественные устремления. К наиболее известным авторам относятся Драган Бискупович, его самая известная работа - Ateisti grade crkvu (Атеисты строят церковь), Драган Филипович, его самая известная работа - Ореска, Хрвое Хитрек, его самая известная работа - Ур, Никола Панич, его самая известная работа - Regata Plerus (Regatta Plerus), orđe Pisarev, его самые известные работы - Knjiga naroda lutaka (Книга марионеточного народа), Predrag Raos, его самая известная работа - Mnogo Вике Низашто (Много шума из ничего ) и Дамир Микулич, его самая известная работа - О. Другие авторы десятилетия - Йоже Хорват, Любомир Прелич, Майо Тополовац, Предраг Урошевич, Анте Шкобаллат, Деян Зорджевич, Крилич, Радомир Вуга, Невен Орхел, Александар Манич, Ариэль Шимек, Радован Адрале и Драган Орлович. 1980-е годы принесли первую антологию научной фантастики, полностью состоящую из рассказов югославских авторов, под названием Tamni vilajet (Темный Вилайет ).

Борислав Пекич, один из самых известных сербских писателей 20-го века, написал несколько фантастические произведения.

1980-е годы были отмечены тем, что академически признанные писатели начали проявлять интерес к научной фантастике и включать элементы научной фантастики в свои произведения. Борислав Пекич, один из самых известных сербов писатели ХХ века написали несколько научно-фантастических произведений: Беснило (Бешенство), Атлантида (Atlantis) и 1999. Тема антиутопии преобладает в творчестве писателей-фантастов этого десятилетия, однако больше всего известные романы-антиутопии 80-х годов были произведениями авторов, которые, как правило, не писали жанровую фантастику: «Утов дневник» писателя, кинорежиссера, теоретика и критика Бранко Белана, Троянского коня. (Троянские Hors e ) и Epitaf carskog gurmana (Эпитаф Императорского Гурмана ) писателя и эксперта по гастрономии Велько Барбьери, «На краю остаже реч». Все, что осталось) писателя, переводчика и дипломата Иван Ивани, Дони света (Нижние миры) писателя, художника и скульптора Звонимира Костича и Атомокалипса (Атомокалипсис) писателя, дипломата, генерал-лейтенанта из Югославской народной армии и кавалер ордена Народного героя Александр Войинович. В течение этого десятилетия жанр научной фантастики начал получать академическое признание с появлением множества теоретических текстов и первых диссертаций о научной фантастике.

Хотя и менее популярны, чем в предыдущие десятилетия, среди детей и подростков На сербо-хорватской литературной сцене по-прежнему присутствовала научная фантастика для взрослых. Среди наиболее известных авторов - Душица Лукич, Мария-Вера Мрак, Иван Година и Анто Градаш. Градаш опубликовал трилогию о профессоре Леопольде и его сыне, состоящую из книг «Планета Любичасти» («Пурпурная планета»), «Бакрени Петар» («Медный Петр») и «Izum profesora Leopolda» («Изобретение профессора Леопольда»).

На словенском языке

Происхождение

словенский писатель Симон Енко, чей рассказ «Микромега» считается первым научно-фантастическим произведением на словенском языке

Симон Енко ' Повесть «Микромега» («Микромега»), опубликованная в 1851 году, считается первым научно-фантастическим произведением на словенском языке. Микромега была литературным перефразированием повести Вольтера с тем же названием. Определенные утопические элементы в рассказе послужили источником вдохновения для ряда произведений словенских авторов второй половины XIX века. Первым словенским научно-фантастическим романом был роман Андрея Волкара «Дияк в Лунихе» («Студент на Луне»), опубликованный в 1871 году. Герои романа путешествуют на Луну на воздушном шаре, где находят аркадную утопию. Другим утопическим романом был роман Иосипа Стритэра Deveta dežela (Девятая страна), опубликованный в 1878 году. В 1884 году Антон Махнич опубликовал антиутопический ответ на Deveta dežela под названием Indija Komandija (Команда Индия), который сам был бы предметом пародии в сатирической работе Ивана Тавчара 1891 4000. В 1888 году Янез Трдина опубликовал «Разодеть» (Откровение), с утопическим видением Словении 2175 года. Другой заметной работой этого периода была «Археологическая лекция 5000 года» Ивана Топориша.

В 1893 году были опубликованы три выдающиеся работы.. Первой была «Погубни малик света» Симона Шубича («Вредный идол мира»). Название относится к деньгам, которых нет в утопическом обществе на Марсе, где действие происходит. Вторым был Абадон Янеза Менсингера, самый известный антиутопический роман в истории словенской литературы, повествующий о темном будущем, порожденном технологической революцией. Третьим был Пантеон Иосипа Яклича, рассказ о путешествии в утопические общества на Марсе и Меркурии.

Королевство Югославия (1918–1941)

Владимир Бартол, один из самых заметных словенских фантастов. авторы 1930-х годов

После эпохи утопических и антиутопических произведений наступила новая эпоха, когда преобладала художественная литература с элементами научно-популярного. Об этом было объявлено в работе Этбина Кристана 1914 года «Pertinčarjevo pomlajevanje» («Омоложение Пертничара»), посвященной неудачным попыткам создания новой расы людей. В середине 1930-х гг. Владимир Бартол опубликовал ряд рассказов о несовершенстве человека. Аналогичный мотив появляется в пьесе Антона Новачана «Надчловек» (Сверхчеловек, 1939), в которой люди эволюционируют в сверхлюдей, а затем превращаются в обезьян. В отличие от работ, выражающих сомнение в прогрессе, основанных на научных открытиях, появились работы Вернеска, воспевающие научный прогресс. Самым ярким представителем этого течения был Дамир Фейгель, чьи фантастические приключенческие романы «Пасья длака!» (Собачья шерсть !, 1926), На скрытых телах (На таинственной земле, 1929), Чудежно око (Чудесный глаз, 1930), Околи света / 8 (Вокруг света / 8, 1935) и Супервиталин (1938) предлагать оптимистичные взгляды на будущее. Павел Брежник писал в аналогичной манере, его наиболее заметными работами являются «Темна звезда» («Темная звезда», 1935) и «Марсовские скрытности» («Тайны Марса», 1935 г.), а также дуэт Метода Йенко и Саймона Хасла, из которых наиболее заметной работой является «Изум» («Изобретение»)., 1938).

Хотя и реже, чем в годы до Первой мировой войны, антиутопические мотивы все еще присутствуют в словенской научной фантастике. Они появляются в романе Иво Шорли «В дежели Чиримурцева» («В стране Чиримуров», 1929), который ввел мотив параллельных миров в югославскую научную фантастику. Похожий мотив появляется в научной фантастике Радивоя Рехара сказке Путешествие по Вечерней звезде, 1931.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945) –1991)

В годы после Второй мировой войны словенские авторы стремились писать в соответствии с современными тенденциями мировой научной фантастики. Тема внеземной жизни - одна из преобладающих тем 1950-х годов. Первым словенским фантастическим произведением, посвященным этой теме, был роман Матея Бора 1955 года «Весолье в аквариуме» (Вселенная в аквариуме). В этой работе инопланетяне были описаны как антропоморфные существа, но более совершенные, чем люди. Еще одна заметная работа с мотивом антропоморфных пришельцев - «Натанчно три дня замуде» Бранимира Угандера («Ровно три дня задержки»). Театральная пьеса «Прегнани из раджа» («Вне закона с небес», 1970) Франка Пансера и Юре Кислингера была первой, кто отказался от идеи антропоморфной формы инопланетян.

Первые словенские авторы, полностью посвятившие себя научной фантастике, появились в 1960-х годах.. Самым известным среди них был писатель и психолог Вид Печяк. Среди его наиболее заметных научно-фантастических произведений - Дрейчек в трие Марсовчки (Дрейчек и три маленьких марсианина, 1961), посвященный молодой взрослой аудитории, Робот Побегли (Робот-беглец, 1967), Адам в Еве на планете старцев (Адам и Ева на планете Старики, 1972), Roboti so med nami (Роботы среди нас, 1974), Kam je izginila Ema Lauš (Где исчезла Эма Лауш, 1980) и Tretje življenje (Третья жизнь, 1980), которые он написал вместе с Борисом Грабнар. Другим известным автором 1960-х годов был Леопольд Суходолчан с его романом «Три человека в ракете» («Три человека в ракете», 1961); Суходолчан вернется к научной фантастике полтора десятилетия спустя, написав «Стопинье по зраку» («Ноги в воздухе», 1977).

В 1970-е годы появилось много молодых авторов. Большинство из этих авторов создавали произведения, которые были современными как по стилю, так и по тематике, вдохновленные как словенскими традициями научной фантастики, так и современными тенденциями мировой научной фантастики. Наиболее известные авторы этого периода: Франьо Пунсер, Грегор Стрниша, Бранко Градишник, Борис Грабнар, Миха Ремец, Милица Китек, Марьян Томшич, Томаж Краль, Борис Новак, Иван Сивец и Борис Чевин. Миха Ремец стал самым известным словенским писателем-фантастом в Югославии с его работами Prepoznavanje (Признание, 1977), Iksion (1981), Mana (1985), Lovec (Hunter, 1987) и Nečista hči (Unclean Daughter, 1987). 227>

Как и сербо-хорватская научная фантастика, словенская научная фантастика пережила ренессанс в 1980-х годах. Приток новых авторов был объявлен в конце 1970-х годов, когда журнал Любляна Недельский дневник начал публиковать научно-фантастические рассказы словенских авторов, напечатав более 180 рассказов до декабря 1981 года. Один из самых публикуемых и самых талантливых среди них. этими авторами был Само Кушер. Его рассказы были собраны в книге «Саби» (1983), которая положила начало его писательской карьере. Помимо Кушера, к другим известным авторам 1980-х годов относятся Бране Долинар, Милош Микельн, Боян Мезерко, Милан Ротнер и Веселько Симонович. Помимо авторов, 1980-е годы принесли новое поколение критиков-фантастов и первых теоретиков жанра, наиболее известными из которых были Драго Байт, Йоже Дольничар и Жига Лесковчек.

На македонском языке

Социалистический Союзная Республика Югославия (1945–1991)

В связи с неблагоприятными обстоятельствами, в которых развивалась современная македонская литература, первые македонские переводы научно-фантастических романов и Первые произведения македонских авторов-фантастов появились в 1950-х годах, намного позже сербохорватских и словенских. Первым фантастическим произведением македонского автора стал детский роман Лазо Наумовского «Големата авантура» 1959 года. В последующие годы писатели Пени Трпковски, Томе Арсовски и Лиляна Белева писали подобным образом.

Первым македонским научно-фантастическим романом для взрослой аудитории был «Враање од пеколот» Любомира Донского, опубликованный в 1966 год, история о безумном ученом, действие которой происходит в тоталитарной антиутопии. Начало 1970-х принесло знаменательный роман Пени Трпковски «Далечно патување» («Долгое путешествие», 1972). В романе использован мотив внеземного происхождения человека. В конце 1970-х появился Стоймир Симьяноски, первый македонский писатель, посвятивший себя в первую очередь жанру научной фантастики. Первым его романом стала антиутопия Ацела (Acella, 1977). Симьяноски опубликовал еще два романа на похожие темы: «Двоната Ева» (Двойная Ева, 1980) и «ерката на šвездите» («Дочь звезд», 1981). Середина 1970-х принесла первую серию научно-фантастических книг в Македонии, Univerzum (Вселенная), изданную Makedonska kniga.

Самым известным македонским автором научной фантастики 1970-х и 1980-х годов был писатель, публицист, литературный и искусствовед Владо Урошевич, чьи сборники рассказов Ноќниот пајтон (Ночная карета, 1972) и Лов на еднорози (Единорог Охота, 1983), хотя преимущественно фэнтезийные- ориентированные, содержат ряд научно-фантастических рассказов. Урошевич также написал заметный сборник очерков по научной фантастике под названием «Подземна палата» («Подземный дворец», 1987 г.) и монографию «Демони и галаксии» («Демоны и галактики», 1988 г.).

Другая известная македонская наука. Среди авторов художественной литературы 80-х годов - Благоя Янковский, Владимир Симоновский и Любомир Михайловский. Другой примечательной монографией 1980-х годов была «Филозофија на иконкилазмот» («Философия иконоборчества, 1983») Ферида Мухича, первого югослава, написавшего диссертацию по научной фантастике.

Фильм

Одним из первых югославских фильмов с элементами научной фантастики был Фильм Велько Булайча Невеста атомной войны (1960), посвященный теме ядерной энергетики. война. В 1970 Матяж Клопчич поставил научно-фантастическую драму Кислород. Фильм фантастических фильмов ужасов Спаситель крыс (1977) режиссера Крсто Папича получил первый приз на Международном фестивале фантастических фильмов в Триесте и главный приз кинофестиваля Fantasporto.

научно-фантастическая комедия Душана Вукотича 1981 года научно-фантастическая комедия фильм Гости из Галактики получил ряд наград. наград на международных кинофестивалях, в том числе приз за лучший сценарий на Международном фестивале фантастических фильмов в Триесте, приз жюри фестиваля Imagfic в Мадриде и приз за лучшую режиссуру на фестивале Brussels International Fantastic Кинофестиваль. Другими известными фильмами 1980-х годов были научно-фантастическая драма «Бутнскала» (1985) Фрэнси Слака и научно-фантастическая комедия / приключенческий фильм «Майя и Звездный мальчик» (1988) Джейн Кавчич.

Комиксы

Первым югославским научно-фантастическим комиксом был «Гост из космоса», опубликованный в 1935 году в загребском журнале «Око». Авторами комикса были Божидар Рашич (подписанный как Апич) и Леонтий Бьельский (подписанный как Томас). Еще три названия дебютировали в 1935 году: «Зрак смрити» (Луч смерти) Дордже Лобачева и «Марса Любавницы» («Любовник с Марса») и «Подземна карика» («Императрица подземелья») Андрия Мауровича. Опубликованные вскоре после появления комиксов Брик Брэдфорд (1933) и Флэш Гордон (1934) и за два года до появления первых французских и итальянских научно-фантастических комиксов, эти названия можно было считать первопроходцами. произведения жанра. До оккупации Югославии Оси было опубликовано еще около десяти названий, в основном адаптированных из Жюля Верна и Х. Г. Уэллс '. Наиболее известными авторами этого периода, помимо Лобачева и Мауровича, являются Алексие Раннер и Себастьян Ленер.

Югославский научно-фантастический комикс был возрожден в 1951 году Златко Шешелем. Однако до начала 1980-х годов будет публиковаться только около двадцати новых названий за десятилетие. Самыми известными авторами 1950-х годов были братья Норберт и Вальтер Нойгебауэр, считавшиеся основоположниками современных научно-фантастических комиксов в Югославии. Другие известные авторы десятилетия включают дуэты Милорада Добрича - Милана Ковачевича и Александра Херцла - Драголюба Йовановича. В 1958 году дебютировал комикс Свемирко (космонавт), созданный Владимиром Делачем и Ненадом Брикси, который продолжал публиковаться в течение целого десятилетия, заканчивающегося в 1968 году. Вальтер Нойгебауэр и Александр Герцл продолжили свою работу в течение 1960-х годов, но самый известный автор с этого десятилетия будет Божидар Веселинович.

Первая половина 1970-х принесла очень небольшое количество названий, но конец десятилетия объявил эру новых авторов, чьи работы в течение 1980-х Югославские фантастические комиксы актуальны на европейской арене. Ведущими авторами этого десятилетия являются Драган Боснич, Радован Девлич, Бранислав Хесель, Зоран Янетов, Игорь Кордей, Деян Ненадов, Желько Пахек, Душан Релич, Драган Савич, Владимир Весович и Крешимир Зимонич. Works by a number of these artists were published abroad.

Other visual arts

Slovene painters Marjan Remec, Jože Spacal, Samo Kovač and Darko Slavec and Macedonian painters Vasko Taškovski, Kiril Efremov and Vangel Naumovski created a number of works inspired by science fiction.

Music

Science fiction influenced works by numerous popular music artists. Works by composer and pioneer of Yugoslav electronic music Miha Kralj were heavily influenced by science fiction. In 1985, screenwriter Dragan Galović and director Dinko Tucaković filmed a science fiction TV film for Radio Television of Belgrade. The film featured music of the synthpop duo Denis Denis and starred Denis Denis members Edi Kraljić and Marina Perazić.

Societies, Fandom and Fanzines

The first Yugoslav society of science fiction fans, Sfera (Sphere), was formed in Zagreb in 1976. During the 1980s, more societies were formed, most notable ones being Lazar Komarčić Society from Belgrade, Nova from Ljubljana, Pulsar from Skopje, Lira (Lyre ) from Niš and Meteor from Subotica. The societies organized science fiction conventions, lectures, exhibitions and film screenings, with Sfera organizing several international conventions. The largest convention in Yugoslavia was Festival SF žanra (SF Festival), held in Belgrade in 1985. There were attempts of uniting these societies into a federal society, but they remained unsuccessful until the breakup of the country.

Most of the societies mentioned above published their fanzines. The first Yugoslav science fiction fanzine was Parsek, established by Sfera society in January 1977. Most of Parsek, which was published irregularly, was dedicated to news and reviews of books and films. The fanzine occasionally published theoretical texts. In December 1981, Lazar Komarčić Society established the fanzine Emitor, published on monthly basis. Besides news, reviews and theoretical texts, Emitor also published stories (mostly by the members of the Lazar Komarčić Society) and comics. Emitor was followed by five more fanzines: Nova, published by the Nova society, Spektar (Spectrum), published by the Belgrade publishing society Kasiopeja, Pulsar, published by the Pulsar society, Meteor, published by the Meteor society, and Misija (Mission), published by the Split publishing society Branko Belan. Most of the fanzines were short-lived, with the exception of Misija, which was established in September 1986 and published regularly on a monthly basis. Misija featured, besides texts in Serbo-Croatian, some texts in Hungarian. In 1987, the federal fanzine Yusfan was established.

See also
References
Последняя правка сделана 2021-06-22 04:52:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте