Художественная литература для молодежи (YA) - это категория художественной литературы написано для читателей от 12 до 18 лет. Хотя жанр ориентирован на подростков, примерно половина читателей YA - взрослые.
Предмет и жанры YA коррелируют с возрастом и опытом главного героя. Жанры, доступные в YA, обширны и включают большинство жанров, которые можно найти в художественной литературе для взрослых. Общие темы, связанные с YA, включают дружбу, первую любовь, отношения и идентичность. Истории, посвященные конкретным проблемам молодежи, иногда называют проблемными романами или романами о взрослении.
Художественная литература для юношества была разработана, чтобы смягчить переход между детскими романами и литературой для взрослых.
История юношеской литературы связана с историей восприятия детства и юности. Одним из первых писателей, выделившим молодых людей в отдельную группу, была Сара Триммер, которая в 1802 году описала «молодость» как продолжительность от 14 до 21 года. В своем журнале детской литературы The Guardian of Education, компания Trimmer ввела термины «Книги для детей» (для детей до четырнадцати лет) и «Книги для подростков» (для детей в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года), установив круг ведения для молодежной литературы, которая все еще остается в использовании. Авторы девятнадцатого и начала двадцатого века представляют несколько ранних работ, которые понравились юным читателям, хотя и не обязательно написаны для них, такие как Льюис Кэрролл, Роберт Льюис Стивенсон, Марк Твен, Фрэнсис Ходжсон Бернетт, Эдит Несбит, Дж. М. Барри, Л. Фрэнк Баум, Астрид Линдгрен, Энид Блайтон, К.С. Льюис.
В 1950-х, Над пропастью в Рожь (1951) привлекла внимание подростков, хотя была написана для взрослых. Темы подросткового страха и отчуждения в романе стали синонимами литературы для молодых взрослых.
Современная классификация молодежной литературы возникла в 1960-х годах, после публикации S. Книга Э. Хинтона Посторонние (1967). Роман показывает более правдивую, темную сторону подростковой жизни, которая не часто была представлена в художественных произведениях того времени, и был первым романом, опубликованным специально для молодых людей, поскольку Хинтон была одним из них, когда она писала его. Написанная в средней школе и опубликованная, когда Хинтону было всего 16 лет, «Посторонним» также не хватало ностальгического тона, характерного для книг о подростках, написанных взрослыми. «Посторонние» остается одним из самых продаваемых романов для молодых взрослых всех времен.
1960-е стали эпохой, «когда поколение« моложе 30 »стало предметом всеобщего внимания, и стали появляться исследования подросткового возраста. Это было также десятилетие, когда можно сказать, что подростковая литература стала самостоятельной ». Это увеличило количество дискуссий о подростковом опыте и новой идее подростков-авторов. В конце 1960-х - начале 1970-х годов была опубликована так называемая «фантастическая пятерка»: Я знаю, почему поет птица в клетке (1969), автобиография ранних лет американского поэта Майя Анджелоу ; Друзья (1973) Роза Гай ; полуавтобиографический The Bell Jar (США, 1963, под псевдонимом; Великобритания, 1967) поэтессы Сильвии Плат ; Благослови зверей и детей (1970), автор Глендон Свортаут ; и Караул смерти (1972) Робба Уайта, который был награжден 1973 Премией Эдгара за лучшую детективную тайну от Тайных писателей Америки. Произведения Анжелу, Гая и Плата были написаны не для юных читателей.
Когда издатели начали уделять внимание развивающемуся подростковому рынку, продавцы книг и библиотеки начали создавать разделы для молодежи, отличные от детской литературы и романов, написанных для взрослых. С 1970-х по середину 1980-х были описаны как золотой век молодежной литературы, когда сложные романы начали напрямую затрагивать интересы идентифицированного подросткового рынка.
В 1980-х годах литература для молодежи начала раздвигать границы с точки зрения предмета, который считался подходящим для их аудитории: книги, посвященные таким темам, как изнасилование, самоубийство, смерть родителей и убийство, которое ранее считалось табу, имело значительный критический и коммерческий успех. Оборотной стороной этой тенденции стало возрождение интереса к романтическим романам, включая юношеские романы. С увеличением числа подростков жанр «созрел, расцвел и стал самостоятельным, с более качественными, более серьезными и разнообразными книгами для молодых взрослых, опубликованными в течение последних двух десятилетий».
Первый роман в JK Семикнижный сериал Роулинг Гарри Поттер, Гарри Поттер и философский камень был опубликован в 1997 году. Серию хвалили за ее сложность и зрелость, и она привлекла внимание публики. широкая взрослая аудитория. Хотя технически это не было YA, его успех заставил многих увидеть Гарри Поттера и его автора Дж. Роулинг, как ответственный за возрождение молодежной литературы, и восстановила выдающуюся роль спекулятивной фантастики в этой области, тенденция, дополнительно подтвержденная трилогией Сюзанны Коллинз Голодные игры. В конце десятилетия появилось несколько наград, таких как Michael L. Printz Award и Alex Awards, предназначенных для признания совершенства в письменной форме для молодой взрослой аудитории.
Категория юношеской фантастики продолжает расширяться в другие медиа и жанры: графические романы / манга, легкие романы, фэнтези, детективная фантастика, любовные романы и даже такие подкатегории, как киберпанк, техно-триллеры и современная христианская фантастика.
Примерно с 2017 года вопросы, связанные с разнообразием и чувствительностью в англоязычной литературе для молодежи, становятся все более спорными. Поклонники часто критикуют авторов, в том числе тех, кто сами принадлежат к меньшинствам, за «присвоение » или неправильное изображение опыта меньшинств или групп, находящихся в неблагоприятном положении. Издатели отозвали из публикации несколько запланированных романов для молодых взрослых после того, как они встретили на этом основании сопротивление читателей на таких сайтах, как Goodreads. Авторы сообщали о преследованиях, требованиях прекратить писать и угрозах смертью в социальных сетях. Чтобы не оскорбить читателей, издатели все чаще, хотя и с переменным успехом, используют «чувствительных читателей» для проверки текстов на предмет материалов, которые могут вызвать оскорбление.
Многие юношеские романы содержат приколы. возрастные истории. В них участвуют подростки, которые начинают превращаться во взрослых, преодолевают личные проблемы и учатся брать на себя ответственность за свои действия. Ю.А. служит многим литературным целям. Он обеспечивает приятное чтение для молодых людей, подчеркивая реальный жизненный опыт и проблемы более доступными для понимания способами, и изображает социальные функции.
Анализ романов YA между 1980 и 2000 годами выявил семнадцать обширных литературных тем.. Наиболее распространенными из них были дружба, неприятности, романтические и сексуальные интересы и семейная жизнь. Другие общие тематические элементы связаны с тем, что тексты достигают совершеннолетия. Сюда входят рассказы о самоидентификации, жизни и смерти и индивидуальности.
Нет заметных различий в жанровых стилях между художественной литературой для молодежи и художественной литературой для взрослых. Некоторые из наиболее распространенных жанров YA включают современную фантастику, фэнтези, романтику и антиутопию. Смешение жанров, представляющее собой сочетание нескольких жанров в одном произведении, также распространено в YA.
Новая фантастика для взрослых (также известная как NA) - это жанр, как правило написано и нацелено на молодых людей от 18 до 30 лет. Многие издатели специально ориентируют жанр на возрастной диапазон от 18 до 24 лет. Термин «новый взрослый» популяризировался в 2009 году, когда С. Martin's Press провела конкурс, в котором запрашивались рассказы о «что-то вроде пожилого молодого человека или нового взрослого».
Есть некоторые различия в определении нового взрослого, но в основном он фокусируется на персонажах, исследующих проблемы взрослой жизни. Общие темы включают в себя: отношения, студенческую жизнь, самоидентификацию, новые обязанности и такие проблемы, как насилие. Часто новый взрослый рассматривается как подкатегория романтики, поскольку во многих книгах есть такие темы, как сексуальное исследование. Критики нового жанра для взрослых утверждают, что эта терминология снисходительна, поскольку подразумевает, что читателям нужны «тренировочные колеса» перед чтением художественной литературы для взрослых. Считается, что «Новый взрослый» устраняет разрыв между художественной литературой для молодежи и взрослой, подробно описывая, как приспособиться к жизни после подросткового возраста.
Среди популярных новых взрослых авторов: Дженнифер Л. Арментроут, Джейми МакГуайр, Коллин Гувер и Таммара Уэббер.
романы «Социальные проблемы» или проблемные романы - это поджанр литературы, фокусирующейся и комментирующей общие социальные проблемы. Как правило, это тип реалистической художественной литературы, которая характерно изображает современные проблемы, такие как бедность, наркотики и беременность. Издано в 1967 г. S.E. « Посторонние Хинтона часто считают первым проблемным романом. После этого выпуска проблемные романы были популяризированы и преобладали в 1970-х.
Шейла Эгофф описала три причины, по которым проблемные романы находят отклик у подростков:
Классический пример Проблемный роман и тот, который определил поджанр, - Спроси Алису от Анонима (псевдоним Беатрис Спаркс ), опубликованный в 1971 году. «Спроси Алису» написан от первого лица в дневнике. молодой девушки, которая в детстве испытывает множество проблем. Чтобы справиться со своими проблемами, главный герой начинает экспериментировать с наркотиками. Современные примеры проблемных романов включают Speak Laurie Halse Anderson, Crank Ellen Hopkins и The Perks of Being a Wallflower от Стивен Чбоски.
Различия между детской литературой, литературой для молодежи и взрослой Литература исторически была гибкой и неопределенной. За этой линией часто следят взрослые, которые сильно переживают за границу. Художественная литература, предназначенная для читателей в возрасте 8–12 лет, относится к нижней части возрастного диапазона и относится к художественной литературе среднего класса. Некоторые романы, изначально предназначенные для взрослых, представляют интерес и ценность для подростков, и наоборот, как в случае с такими книгами, как серия романов Гарри Поттер.
Некоторые примеры среднего класса. романы и серии романов включают серию Перси Джексон и олимпийцы Рика Риордана, The Underland Chronicles Сюзанны Коллинз и Дневник Wimpy Kid Джеффа Кинни.. Некоторые примеры романов для молодых взрослых и сериалов включают серию Гарри Поттера Дж. Роулинг, Голодные игры трилогия Сюзанны Коллинз и серия Орудия смерти Кассандры Клэр.
Романы среднего уровня обычно рассчитаны на возраст от 8 до 12 лет. Как правило, они имеют уровень ATOS 5.0 или ниже, имеют меньшее количество слов и значительно менее зрелы и сложны по тематике и содержанию, чем художественная литература для молодежи, NA или для взрослых. Романы для молодых взрослых предназначены для детей от 12 до 18 лет. Они, как правило, имеют уровень ATOS 5.0 или выше, имеют большее количество слов и предназначены для более зрелых и взрослых тем и контента. В романах для среднего класса главные герои обычно моложе 13 лет, тогда как в романах для молодых взрослых главные герои обычно находятся в возрастном диапазоне от 12 до 18 лет.
YA была интегрирована в классы, чтобы повысить интерес студентов к чтению. Существует распространенное заблуждение, что буква YA предназначена исключительно для "борющихся" или "сопротивляющихся" читателей и должна быть зарезервирована для лечебных классов. Исследования показали, что YA может быть полезен в классе. Художественная литература для молодежи написана для молодых людей и поэтому часто более актуальна для социальных и эмоциональных потребностей студентов, чем классическая литература. Использование YA в классах связано с:
Учащиеся, читающие ЯА, более склонны ценить литературу и иметь более сильные навыки чтения, чем другие. YA также позволяет учителям обсуждать со своими учениками «табу » или сложные темы. Например, исследование 2014 года показывает, что использование романа Лори Хэлс Андерсон Говори помогло в дискуссиях о согласии и соучастии. Те, кто читал о сложных ситуациях, таких как изнасилование на свидании, более эмоционально подготовлены к тому, чтобы справиться с ситуацией, если она возникнет. Важно использовать разнообразную литературу в классе, особенно при обсуждении табуированных тем, чтобы не исключать учащихся из числа меньшинств.
Литература, написанная для молодых людей, также может быть использована как ступенька к каноническим произведениям которые традиционно читаются в классах и требуются во многих школьных программах. В своей книге «Формирование культуры читателей: литература для молодежи и канон» Кары Лик Лайке предлагает сочетать литературу для молодых взрослых и канонические произведения, чтобы подготовить молодых людей к пониманию классической литературы, с которой они столкнутся. YA может предоставить знакомые и менее отчуждающие примеры подобных концепций, чем в классической литературе. Предлагаемые пары включают серию Рика Риордана Перси Джексона с серией Илиаду, или Одиссею, или серию Стефани Мейер. Сумерки с Грозовой перевал. Обсуждая идентичность, Лик предлагает объединить Хоторна Алую букву с Шерманом Алекси Абсолютно правдивый дневник индейца, работающего неполный рабочий день.
Художественная литература для молодежи на английском языке и детская литература в целом исторически свидетельствуют о нехватке книг с главным героем, который является цветным человеком, ЛГБТ или отключено. В Великобритании 90% бестселлеров молодежной публики с 2006 по 2016 год представляли белых, трудоспособных, цис-гендерных и гетеросексуальных главных героев. Количество авторов детских книг также не отличается разнообразием. В период с 2006 по 2016 год восемь процентов всех молодых взрослых авторов, опубликованных в Великобритании, были цветными.
Разнообразие считается полезным, поскольку оно побуждает детей разного происхождения читать и учит детей любого происхождения точному взгляду. мира вокруг них. В середине 2010-х к этой проблеме стали привлекать больше внимания с разных сторон. В последующие несколько лет показатели разнообразия, похоже, улучшились: одно исследование показало, что в 2017 году четверть детских книг была о главных героях из числа меньшинств, что почти на 10% больше, чем в 2016 году.
Викискладе есть материалы, связанные с художественной литературой для молодежи. |