Станислав Винавер

редактировать
Станислав Винавер
Милутин Бойич (слева) и Станислав Винавер (справа) Милутин Бойич (слева) и Станислав Винавер (справа)
Родился(1891-03-01) 1 марта 1891. Шабац, Королевство Сербия
Умер1 августа 1955 (1955-08-01) ( в возрасте 64 лет). Нишка Баня, PR Сербия, РСП Югославия
Место упокоенияНовое кладбище, Белград
Род занятийПисатель • поэт • переводчик • журналист
Национальностьсерб (1891–1918). Югослав (1918–1955)
Alma materПарижский университет
Годы активности1911–1955
СупругЭльза Винавер
Дети2

Станислав Винавер (сербская кириллица : Станислав Винавер ; 1 марта 1891 - 1 августа 1955) был сербским писателем, поэтом, переводчиком и журналистом. Винавер родился у богатых евреев-ашкеназов, которые иммигрировали в Сербию из Польши в конце 19 века. Он учился в Парижском университете, добровольно участвовал в Балканских войнах, а позже принял участие в Первой мировой войне в качестве офицера Королевской Сербская армия. В 1915 году он потерял отца из-за малярии. В следующем году он отправился во Францию ​​и Великобританию, где читал лекции о Сербии и ее народе. В 1917 году его направили в сербское консульство в Петрограде, где он должен был стать свидетелем русской революции и ее последствий.

После Первой мировой войны Винавер некоторое время работал в Министерстве образования недавно созданного Королевства сербов, хорватов и словенцев (позднее Югославия ). В 1930-е годы он работал на «Радио Белград» и был назначен руководителем центрального бюро печати Югославии. Этот период характеризовался его бурными отношениями с его женой по национальности немкой, которая придерживалась антисемитских и антиславянских взглядов, а также его включением в Знаменитая книга путешествий Ребекки Уэст Черный ягненок и серый сокол. В апреле 1941 года Винавер был мобилизован для сражения в Королевской югославской армии после немецкого возглавляемого осью вторжения в Югославию. Винавер пережил вторжение, но был схвачен немцами и помещен в лагерь для военнопленных около Оснабрюка. Его статус бывшего офицера Королевской югославской армии спас его от вероятной смерти, но его престарелой матери повезло меньше, и в следующем году она была убита в газовых камерах.

После войны Винавер вернулся в Югославию, но, учитывая его службу в правительстве между двумя мировыми войнами, его не встретили тепло. На смену югославской монархии пришло коммунистическое правительство под руководством Иосипа Броз Тито, а работы Винавера были занесены в черный список из-за его сербских националистических взглядов и модерн стиль. В первые послевоенные годы он работал переводчиком и был редактором литературного журнала до своей смерти в 1955 году в возрасте 64 лет. Он считается одним из ключевых представителей сербского и югославского литературного авангарда..

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Стиль и темы
  • 3 Наследие
  • 4 Работы
  • 5 Источники
  • 6 Библиография

Жизнь

Родился Станислав Винавер в Шабаце 1 марта 1891 года. Его семья была зажиточной. Отец Винавера, Иосиф, был врачом, а его мать, Ружа, была пианисткой и переводчиком с польского языка. Оба были евреями-ашкеназами, иммигрировавшими в Сербию из Польши в 1880-х годах, спасаясь от погромов и антиеврейской дискриминации. Винавер получил начальное образование в Шабаце. Он учился в средней школе в Шабаце до 1908 года, когда перешел в среднюю школу в сербской столице Белграде. По окончании средней школы он поступил в Парижский университет, где изучал математику и физику. Он также посещал лекции философа Анри Бергсона и антрополога Люсьена Леви-Брюля и изучал музыку под руководством Ванды Левандовской. Именно в это время он заинтересовался современной литературой и искусством. Философские учения Бергсона произвели сильное впечатление на молодого Винавера.

В 1912 году Винавер вернулся в Сербию, чтобы записаться в Королевскую сербскую армию (сербская латынь : Vojska kraljevine Srbije; VKS) и сражаться в Балканских войнах. Во время Первой Балканской войны он служил лейтенантом в Студенческом батальоне. К 1914 году он опубликовал три книги. После начала Первой мировой войны он повторно вступил в армию и снова сражался в Студенческом батальоне, который сыграл важную роль в защите Сербии от Австро-Венгрии в первые месяцы конфликта.. Винавер отличился в боевых действиях и был признан современниками героем войны. Его отец, офицер медицинского корпуса, умер от малярии в 1915 году. В ноябре того же года Сербия была захвачена объединенным австро-венгерским, немецким и болгарским вторжение, вынудившее ВКС отступить через Албанию на греческий остров Корфу. Винавер принял участие в ретрите, а в 1916 году он был назначен главным редактором Srpske Novine (Сербская газета). Позже в том же году Слободан Йованович, глава сербского военного пресс-бюро, отправил Винавера во Францию ​​и Великобританию для чтения лекций о Сербии и сербском народе. Его сопровождали философ Бранислав Петрониевич и епископ Николай Велимирович. В 1917 году Винавер поступил на службу в сербскую дипломатическую миссию в Петрограде (современный Санкт-Петербург ), работая переводчиком. Он прибыл в Петроград примерно за месяц до начала русской революции и стал свидетелем политических и социальных потрясений, которые она вызвала. В российской столице он собирал добровольцев для македонского фронта.

Могила Винавера на Новом кладбище в Белграде

В конце войны Винавер имел звание подполковника. В 1919 году он присоединился к Министерству образования недавно созданного Королевства сербов, хорватов и словенцев, работая вместе с другими писателями Браниславом Нушичем и Борисавом Станковичем в художественном отделе министерства. Он чуть не потерял работу из-за спора с министром иностранных дел, Анте Трамбичем. В 1920 году художественный отдел был закрыт после перестановок в правительстве, и антагонизм Трамбича помешал Винаверу занять дальнейшие государственные должности. Винавер постоянно занимался журналистикой и стал одним из самых плодовитых обозревателей Югославии в межвоенный период. В 1930-х годах он начал работать на «Радио Белград» и был назначен руководителем центрального пресс-бюро Югославии.

Винавер был обращенным в сербское православие и идентифицирован как серб, несмотря на его еврейское происхождение. Он был женат на этнической немке по имени Эльза. Из-за антисемитских и антиславянских взглядов Эльзы брак был бурным. У пары было двое детей. Винавер занимает видное место в знаменитом путеводителе Ребекки Уэст 1941 Черный Ягненок и Серый Сокол, фигурирующий под псевдонимом Константин. Его жена появляется под псевдонимом Герда. В апреле 1941 года Винавер был мобилизован для участия в Королевской югославской армии после немецкого военного вторжения в Югославию . Он пережил вторжение, но был схвачен вермахтом и интернирован в лагерь для военнопленных около Оснабрюка. Статус Винавера как бывшего офицера Королевской югославской армии спас его от вероятной смерти. Его престарелой матери не повезло, и она была убита в газовых камерах в 1942 году в рамках окончательного решения.

. После войны Винавер вернулся в Югославию, но получил службу в межвоенный период. правительство, он не был тепло встречен. На смену югославской монархии пришло коммунистическое правительство под руководством Иосипа Броз Тито, и публикация работ Винавера не поощрялась, наряду с произведениями таких писателей, как Йован Дучич. и Милош Црнянский. Винавер был сербским националистом. Кроме того, его откровенно модернистский стиль противоречил стилю социалистического реализма, который был официально одобрен правительством. В первые послевоенные годы Винавер работал переводчиком. Несмотря на то, что он основал литературный журнал под названием Republika, к которому коммунистические власти относились с подозрением, он не предпринял никаких усилий, чтобы вернуть себе прежнее уважаемое положение в югославской литературной среде. Винавер писал для Республики с 1950 года до своей смерти. Он умер в Нишка Баня 1 августа 1955 года.

Стиль и тематика

Винавер на сербской почтовой марке 2016 года

Винавер был авангардистом. Он является автором первого авангардного программного текста в сербской литературе, Manifest ekspresionističke škole (Манифест школы экспрессионистов; 1920). Он часто прибегал к бурлеску и использовал пародию как средство высмеивания как друзей, так и врагов, слабых и сильных, а также авангарда и даже самого себя. Лучше всего это иллюстрируется в его антологии 1920 г. «Pantologija novije srpske pelengirike» («Пантология новых сербских крестьянских штанов»), которая нацелена на влиятельный писатель-консерватор Богдан Попович, составленный в 1911 г. «Antologija novije srpske lirike» Сербская поэзия). «Пародии - это не просто виртуозная игра», - пишет литературовед Светлана Слапшак. «Они бросили вызов принятым литературным хронологиям, жанровым схемам и системам ценностей». Винавер продолжал писать пародии даже после войны, несмотря на свой опыт Холокоста, на этот раз нацелившись на новые коммунистические власти Югославии.

Слапшак описывает Винавера как «уникального и разностороннего» писателя. Биограф Бранко Шашич пишет, что в своей журналистской деятельности Винавер писал «кратко, кратко и ясно». Наиболее плодовитый как эссеист и поэт, Винавер дебютировал в литературе в 1911 году со сборником стихов под названием Mjeća. Его стихи были написаны свободным стихом, с исключительным акцентом на звук, а не на семантику. «Он преуспел в метрике и просодии и был способен написать стилизовать любую поэтическую форму, - пишет Слапшак, - хотя он вышел за рамки стилизации, намеренно ускользнув от карнавала или даже абсурда». Слапшак считает, что Винавер использовал бессмыслицу как средство преувеличения non sequiturs и логических заблуждений, тем самым подвергая академический дискурс и даже сам авангард насмешкам и насмешкам

<48.>Винавер время от времени прибегал к греко-римской мифологии как к литературному приему, иронично ссылаясь на классиков, называя тексты в честь хорошо известных мифов или ссылаясь на них для подкрепления аргумента. Лучшим примером этого является его лекция 1937 года «Икаров пусть: Sudbina današnje književnosti» («Полет Икара: судьба современной литературы»), в которой Винавер использовал миф о Икаре и Дедале как метафора состояния современной поэзии. Он утверждал, что современные поэты «летают между солнцем метафизики и водой социальной конформности» и что, если они не будут осторожны, они «обречены на бесследную гибель». «Винавер, - пишет историк Милан Ристович, - выступал за полный разрыв с традиционным пониманием литературы и за радикальный авангард, новую литературу, новую поэтику и новое понимание языка.. "

Наследие

Винавер считается одним из ключевых представителей сербского и югославского литературного авангарда. Литературные критики считают его «Пантологию» лучшей авангардной пародией во всей сербской литературе. В сентябре 2011 года Правительство Сербии открыло мемориальную доску, посвященную Винаверу, на фасаде белградского здания, в котором находилась его квартира. Премия Станислава Винавера вручается за художественное превосходство в написании рассказов. Среди известных получателей - сербско-еврейский писатель Давид Альбахари.

Произведения

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-09 07:49:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте