Часть серии о |
Македонцы |
---|
![]() |
По региону или стране |
Македония (регион) |
Диаспора |
|
|
|
Подгруппы и родственные группы |
Культура |
Религия |
Другие темы |
|
Македонская литература ( Македонский : македонска книжевност) начинается с литературной школы Охрид в Первой болгарской империи (ныне Северная Македония ) в 886. Эти первые письменные работы в говорах старославянском были религиозными. Школа была основана святым Климентом Охридским. Македонская рецензия в то время была частью старославянского языка и представляла не один региональный диалект, а обобщенную форму ранневосточного южнославянского языка. Стандартизация македонского языка в 20 веке дала хорошую основу для дальнейшего развития современной македонской литературы, и этот период является самым богатым в истории самой литературы.
Македонский язык не был официально признан до создания Македонии в качестве составной республики коммунистической Югославии в 1945 году. Криште Петков Мисирков в своей книге «За македонские дела» (1903; « О македонских вопросах») и в литературном периодическом издании « Вардар» (основан в 1905 году) помог создать основы македонского языка и литературы. Эти усилия были продолжены после Первой мировой войны Коста Расином, который писал в основном стихи на македонском языке и пропагандировал их использование в литературных журналах 1930-х годов. Стихи Расина в « Бели мугри» (1939; «Белые зори»), включающие многие элементы устной народной поэзии, были запрещены правительством Югославии до Второй мировой войны. Некоторые писатели, такие как Коле Неделковский, работали и публиковались за границей из-за политического давления.
Македонская академия наук и искусств делит македонскую литературу на три большой период, которые подразделяются на дополнительные. Периоды македонской литературы:
После Второй мировой войны, при новой югославской эсеровской республике Македонии, ученому Блейзу Конески и другим была поручена задача стандартизации македонского языка в качестве официального литературного языка. Благодаря этой новой свободе писать и публиковать на своем родном языке, Македония произвела много литературных деятелей в послевоенный период. Поэзия была представлена в творчестве Ако Шопова, Славко Яневского, Блейза Конески и Гане Тодоровски. Яневский был также выдающимся прозаиком и автором первого македонского романа Selo zad sedumte jaseni (1952; «Деревня за семью ясенями»). Его наиболее амбициозным произведением был цикл из шести романов, посвященных истории Македонии, включая « Тврдоглави» (1965; «Упрямые»), роман, излагающий мифы и легенды македонского народа о воспоминаниях и интерпретации их истории. Довоенные драматурги, такие как Васил Ильоски, продолжали писать, и театр был вдохновлен новыми драматургами, такими как Коле Кашуле, Томе Арсовски и Горан Стефановски. Кашуле также написал несколько романов. Основная тема его творчества - поражение идеалистов и идеализма. Его пьеса « Црнила» (1960; «Черные дела») повествует об убийстве в начале 20 века лидера IMRO активистами другой Организации, а также о персонажах как палачей, так и жертвы.
Среди наиболее известных романистов и прозаиков были Стале Попов ( Крпен зивот (1953; «Проклятая жизнь»)), Горги Абаджиев ( Пустина (1961; «Пустыня»)) и Живко Чинго, сборники рассказов которых «Пасквелия» (1962) и « Новая Пасквелия» (1965; «Новая Пасквелия») - о воображаемой стране, где разыгрываются столкновения и взаимодействия между старыми традициями и революционным сознанием. Его роман « Големата вода» (1971; «Великая вода»), действие которого происходит в приюте, показывает величие и грусть детства. Среди других известных писателей Петре М. Андреевски ( Пирей (1980; «Пирей»)), Влада Урошевич (« Сонувакот и празнината» (1979; «Мечтатель и пустота»)), Йован Павловски (« Сок од простата» (1991; « Простатическая железа »). Сок »)), Венко Андоновский (« Папокот на свет » (2000;« Пуп мира »)), Александр Прокопьев (« Ковекот so cetiri casovnici » (2003;« Человек с четырьмя часами »)), а также некоторые из ведущих драматургов были Джордан Плевнес ( Mazedonische zustände (1979; Mazedonische zustände)), Сашко Насев ( Chija si (1991; «Кому вы принадлежите?»)) И Деян Дуковски ( Bure barut (1996; «Пороховая бочка»)).
Разнообразие тем и повествовательных стилей у писателей XXI века еще больше возросло, и в список вошли писатели, родившиеся в период 1970–1990-х годов. Некоторые из наиболее выдающихся представителей этого поколения: Гоце Смилевски ( Сестрата на Зигмунда Фройда (2007; «Сестра Фрейда»)), Лидия Димковска ( Резервный зивот (2012; «Запасная жизнь»)), Славчо Ковилоски ( Синот на кралоте ( 2011; «Сын короля»)), Никола Мадзиров (« Остатки нового времени» (2007; «Остатки другой эпохи»)), Стефан Марковский (« Анатомия на бумбарот» (2020; «Анатомия шмеля»)), Rumena Buzarovska ( Mojot маз (2014; «Мой муж»)), Петар Andonovski ( Teloto VO кое- мора да се zivee (2015, «The One Body должен жить в»)), Ненад Joldeski ( Sekoj так svoeto Ezero (2012; «Каждый с собственным озером »)) и др.
Некоторые из известных авторов, которые внесли свой вклад в развитие македонской литературы: