Культура тики

редактировать

Субкультура, происходящая из калифорнийских коктейль-баров в полинезийском стиле Типичный современный ресторанный декор в культуре тики

Культура тики - это мотив экзотически оформленных баров и ресторанов, обслуживающих беглецов, жаждущих путешествовать по тропическим регионам южной части Тихого океана. Благодаря имитации резьбы в стиле тики и сложным, заманчиво названным алкогольным напиткам, он в конечном итоге повлиял на отдых в домашних условиях.

Начиная с Калифорнии в 1930-х годах, а затем распространившись по всему миру, культура Тики была вдохновлена ​​сентиментальной привлекательностью идеализированного Южного Тихого океана, особенно Гавайев, Полинезии и Океании, если смотреть через опыт тех, кто побывал в таких местах, и голливудский объектив сосредоточился на прекрасных пейзажах, запретной любви и потенциальной опасности. Со временем она выборочно включала больше культурных элементов (и воображаемых аспектов) других регионов, которые повлияли на Полинезию, таких как Юго-Восточная Азия.

Культура тики со временем изменилась под влиянием Второй мировой войны и непосредственного воздействия на сотни тысяч людей. Американские военнослужащие выиграли в ходе этого конфликта. Со временем его привлекательность испарилась, а тема культуры и индустрии гостеприимства почти умерла.

В первые десятилетия 21 века наблюдалось небольшое возрождение интереса к культуре тики, включая ограниченное коммерческое возрождение. Кроме того, он привлекал людей, интересующихся историей, городской археологией и ретроизмом.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Происхождение
  • 3 После Второй мировой войны
  • 4 Коктейли Тики
    • 4.1 Напитки
    • 4.2 Кружки и другие сосуды
  • 5 Мода
  • 6 Гавайская государственность
  • 7 Музыка
    • 7.1 Хапа-хаоле
    • 7.2 Экзотика и лаунж
  • 8 Телевидение
  • 9 Упадок Тики
  • 10 Частичное возрождение
    • 10.1 Возрождение ресторанов и баров
    • 10.2 Низкопробное движение
    • 10.3 Культурные события 21 века
  • 11 Галерея
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки
Имя

Тики - первый человек в мифологии маори, а также деревянный его изображение. Слово «Тики» использовалось для описания стиля тропических островов южной части Тихого океана, начиная с конца 1930-х годов, и это употребление «неизвестно языкам Тихого океана». Раньше его применяли к «Тики-пуншу», «Тики-комнатам», «Тики-факелам» и так далее. К 1950-м годам в ресторанах часто использовали это слово для описания баров в полинезийском стиле «Тики-бары » и «Тики-комнаты».

Термин «культура тики» появляется только в 1990-х годах для описания возрождения этого стиля.

Происхождение
Райская птица (1932)

Культура тики зародилась в конец Сухого закона в 1933 году с открытием Don's Beachcomber, бара и ресторана в полинезийском стиле в Голливуде, Калифорния. Владельцем был Эрнест Раймонд Бомон-Гант, молодой человек из Техаса и Нового Орлеана, который вместе со своим отцом пробежался по рому и утверждал, что плавал по большей части Тихого океана.. Позже название ресторана было изменено на «Дон Бичкомбер», а Бомон-Гант официально изменил свое имя на Донн Бич. В его ресторане были блюда кантонской кухни и экзотический ром коктейли и напитки для пунша, с декором из пылающих факелов, ротанг мебель, цветы leis, и яркие ткани, похожие на образы из популярных фильмов, которые подогревали желание среднего американца путешествовать по Тихому океану.

Обложка меню ресторана Don the Beachcomber

В 1936 году Владелец ресторана из Окленда, Калифорния, Виктор Бержерон, ел в ресторане Don the Beachcomber. Бержерон сказал: «Мы пошли в место под названием Южные моря... и даже посетили Дона Бичкомбера в Голливуде. На самом деле, я даже купил кое-что у Дона Бичкомбера. Когда я вернулся в Окленд, я сказал своей жене, что я увидели, мы согласились изменить название нашего ресторана и наш интерьер ». Переименованный ресторан, а также его новое прозвище стали Trader Vic's. Бержерон принял новый образ, чтобы имитировать театральное представление Бич и еще больше увековечить иллюзии Голливуда, рассказывая людям, что деревянная нога, которую он потерял из-за туберкулеза, была результатом нападения акулы.

Другие рестораны, такие как Clifton's Cafeteria, также начали вводить грандиозные украшения, основанные на нетрадиционных и «китчевых» темах. Клифтон был в значительной степени реконструирован в 1939 году, чтобы стать Южным морем Клифтона. Внешний вид и интерьер были украшены 12 водопадами, вулканическими породами и тропической листвой. Предположительно, здесь даже был изображен «фонтанирующий вулкан Шерберт».

Внутренний и внешний вид ресторанов часто создавался кропотливо с использованием украшений со всего мира. Джозеф Стивен Крейн, владелец более позднего ресторана Луау, начал свое меню со списка мест происхождения своих строительных материалов. Он включал не только Гавайи, но и практически все районы Океании, а также мебель из Гонконга и «человек, поедающий раковины моллюсков» из Индийского океана.

Ранний тики рестораны, хотя в то время их так не называли, пытались провести тонкую грань между реальностью и мифом о том, что они создавали, признавая, что большая часть этого была голливудским фокусом-покусом, но также пытались создать атмосферу аутентичности. В более позднем меню ресторана Крейна говорилось: «Вы только что перешли по сходням в другой мир - в часть Рая - или такова иллюзия, которую мы, LUAU, надеемся создать. И действительно, это больше, чем иллюзия, поскольку в этом есть подлинность. приключения, которые вам предстоит испытать... И еда, и напитки готовятся под непревзойденным руководством единственного и неповторимого доктора Фу Фонга... Наши фирменные напитки, островные симфонии редкого и изысканного рома, неотразимо требуют вашего полного уважения, а именно лучше всего проявляется в медленном и благоговейном питье ".

Фильмы, предшествующие этому периоду, включали Белые тени в южных морях (1928), Торговец любовью (1928), и Райская птица (1932). Бич часто общался со звездами кино, приглашал их к себе домой на обеды в стиле луау и подружился с такими актерами, как Кларк Гейбл.

Хей Тики был выпущен в 1935 году, с обзором NY Times, описывающим сюжет. как о «дочери вождя, объявленной табу и предназначенной быть невестой бога войны». Название приписывается как «любовное очарование» в отношении хей-тики кулонов, иногда связанных с плодородием. Свадьба Вайкики с Бингом Кросби и Марта Рэй была выпущена в 1937 году с популярной песней Blue Hawaii, как и Her Jungle Love в 1938 году, с Дороти Ламур.

кафетерий Южных морей Клифтона

В течение некоторого времени когда гражданские авиаперелеты за границу были еще редкостью, гавайская пароходная компания Matson Line также продолжала агрессивные рекламные кампании, продвигая неторопливый, но все же экзотический островной образ жизни, возглавляемый такими известными фотографами, как Эдвард Штайхен и с такими актрисами, как Джинкс Фалькенбург (позже в Sweetheart of the Fleet и Tahiti Nights ). Мэтсон поручил художникам разработать памятные меню на память о путешествиях.

Благодаря рекламе Matson Line, новым ресторанам и постоянным кинематографическим показам тема начала обретать самостоятельную жизнь. Всемирная выставка в Калифорнии в 1939 году - Международная выставка «Золотые ворота» - впервые отмечена полинезийской культурой в Соединенных Штатах. Особенностью ярмарки было «Театрализованное представление о Тихом океане», в первую очередь демонстрирующие товары стран, граничащих с Тихим океаном. На церемонии открытия президент Франклин Рузвельт говорил о дружбе и совместных судьбах между Соединенными Штатами и странами Тихоокеанского региона, это чувство, физически символизируемое отчасти с установкой гигантской 80-футовой статуи Pacifica, богиня Тихого океана. Вторая мировая война сильно испытала бы эти амбиции.

После Второй мировой войны
Резные фигурки из тики стали играть более заметную роль после Второй мировой войны

Когда американские военнослужащие вернулись домой после Второй мировой войны в 1945 году, они привезли с собой истории и сувениры из своего времени в южной части Тихого океана, которые помогли укрепить популярность того, что Голливуд подготовил почву для создания Донн Бич. Бич сам был ветераном Второй мировой войны, и он изобрел коктейль «Три точки и тире», который является азбукой Морзе для буквы «V» (для победы). Женщины носили прически "победный список ", и люди были в настроении праздновать.

Волнение, окружающее Тур Хейердал 1947 год Кон-Тики Экспедиция и ее отмеченный наградами фильм снова помогли популяризировать тропические исследования. Что важно в контексте культуры тики, она успешно внедрила слово «тики» в популярный американский лексикон в больших масштабах (гавайцы не использовали слово «тики», а скорее «кии»). Работа Хейердала также расширила мифологию темы, включив западное побережье Южной Америки в то, что стало постоянно увеличивающимся сочетанием культурных мотивов, как реальных, так и воображаемых. Статуи острова Пасхи (моаи) также стали культовыми после публикации его книги Аку-Аку.

Стивен Крейн из ресторана Luau воспользовался очарованием публики Хейердалом и пошел по его стопам. Бич и Бержерон, построив в партнерстве с Sheraton Hotels сеть тики-ресторанов под названием Kon-Tiki Ports. Крейну обычно приписывают то, что он также выдвинул тики на передний план украшений таких ресторанов и баров, поместив их изображения на обложках своих меню, спичечных коробках, проходах и других вывесках. Темы южной части Тихого океана продолжали уходить в еще более воображаемое царство таинственного «Тики».

Emile and Nellie grasp hands as Emile's two children look on. Сцена из южной части Тихого океана

Джеймс Миченер выиграл 1948 Пулитцеровскую премию за свой сборник рассказов Сказки южной части Тихого океана, который, в свою очередь, был Основа для Южного Тихого океана, мюзикла 1949 года Роджерса и Хаммерштейна, который включал песню Бали Хаи о мистическом тропическом острове. Ресторан Bali Hai открылся несколькими годами позже на Shelter Island в Сан-Диего, представив его талисман в стиле faux-tiki и фирменный коктейль Mr. Бали Хай.

Помимо вернувшихся ветеранов Второй мировой войны, несколько других факторов способствовали взрыву американской культуры тики в середине века. Послевоенная Америка увидела рост среднего класса как экономической силы. Это в сочетании с постоянно растущей доступностью поездок, особенно недавно созданных гражданских авиаперевозок на Гавайи (которые были остановлены во время войны), помогло переместить располагаемый доход страны во все тропические области. Так же, как Matson Line поступила со своими лодками, авиакомпании агрессивно продавали рейсы потребителям.

Донн Бич переехал на Гавайи, где он позже жил на плавучем доме и был движущей силой создания в 1956 году International Market Place в Вайкики. Он открыл там Don the Beachcomber вместе с Dagger Bar и создал офис в доме на дереве на вершине гигантского баньяна дерева, который контролировал комплекс из множества зданий с соломенными крышами и хижин, в которых продавались различные товары. со всего тропического мира. На Гавайях открылись и другие тики-бары, в которых поначалу работали местные бармены, которые не знали, какие якобы гавайские напитки просили американские туристы. Гавайский бармен Гарри Йи создал культовый коктейль Blue Hawaii в 1957 году.

В 1950-х годах полинезийский дизайн начал влиять на многие аспекты визуальной эстетики страны, включая аксессуары для дома. архитектуре. Торговец Вик в Пало-Альто в конечном итоге даже породил архитектурные решения, такие как концепция странно выглядящего мотеля Tiki Inn, который до сих пор существует как Stanford Terrace Inn. Дома на одну семью, жилые комплексы, боулинг и другие предприятия находились под сильным влиянием предполагаемой полинезийской эстетики, в некоторых случаях включающей мотив во все жилые районы и торговые районы. Во многом это было достигнуто за счет закупки материалов у компании Oceanic Arts, которая открылась в 1956 году, за счет импорта материалов и выполнения оригинальной резьбы по дереву в Калифорнии.

В конечном счете, Бич и его бывшая жена имели как минимум 25 ресторанов в сети Beachcomber. У Бержерона и его Trader Vic's было еще больше, начиная с его первой франшизы в Сиэтле (Outrigger) в 1949 году и заканчивая филиалами по всему миру. Франшиза Стивена Крейна также расширилась, и тики-бары «мама и поп » процветали в 1950-х и вплоть до 1960-х годов по всей стране в различных формах и размерах.

Коктейли Тики
Май Тай, типичный коктейль Тики

Если культура Тики началась как ресторанная тема, сделанная так, чтобы она выглядела как голливудский сет, алкогольные напитки, украшенные изысканно барная посуда - его краеугольные камни и главные действующие лица. Так же, как ресторан Don the Beachcomber в значительной степени считается первым «тики-баром», у которого все другие заведения «щедро заимствовали», Бич также считается почти единоличным создателем всего жанра «тики-напитка». Он был первым ресторатором, который сосредоточил все меню напитков на смешивании ароматизированных сиропов и свежих фруктовых соков с ромом, который он назвал «Rhum Rhapsody», и подавали его в необычных стаканах, выдолбленных ананасах и просверленных. кокосы. Социальный экстраверт, умеющий привлекать внимание, ранний успех Бич был отмечен историком тики Джеффом Берри, который сказал, что «Донн хорошо разбирался в именах, хорош в напитках и хорош в названиях напитков».

Напитки

Эти «экзотические» напитки, такие как его первый, Sumatra Kula, быстро сделали ресторан Beach's популярным местом для элиты и кинозвезд с 1940-х по 1960-е годы.. Ховард Хьюз был завсегдатаем голливудского «Дон Бичкомбер», как и Чарли Чаплин и Фрэнк Синатра. Со временем многие рестораторы начали копировать, а в некоторых случаях крадут рецепты коктейлей Бич и шаблон для иммерсивных украшений острова в сочетании с «недавно открытыми» блюдами Юго-Восточной Азии / Полинезии (ромаки, краб рангун и т. Д.). Многие в конечном итоге создали свои собственные фирменные напитки и блюда, но Бич по-прежнему считается создателем и считается изобретателем многих из самых запоминающихся напитков, таких как Cobra's Fang, Pearl Diver, Pi Yi, Shark's Tooth., летчик-испытатель и Зомби. Многие названия напитков должны были звучать как имеющие иностранное происхождение или язык в щеку опасные.

Бержерон считался современником Бич с момента его основания Trader Vic's, и хотя Бержерон начал с копирования «шаблона тики», созданного Бичем, он в конечном итоге внес существенные дополнения в канон тики. Он также в конечном итоге продержался дольше, чем Бич, и со временем создал почти столько же дополнительных коктейлей. Он особенно известен созданием коктейля Fog Cutter и чаши Скорпиона, а также типичного Mai Tai. Многие из них были крепкими напитками и отмечены в меню как «ограничение в два» на человека.

Между Бичем и Бержероном разразилась затяжная вражда, когда оба заявили, что они изобрели Май Тай, который, по словам Бич, был ударом. с его QB Кулер. В конце концов, Бержерон получил права на распространение коммерческой смеси Май Тай для людей, которые могли бы использовать ее дома.

К некоторым напиткам, подаваемым в барах Tiki, относятся предыдущие коктейли с экзотическими названиями или иностранными предысториями, такие как Кровавый Нельсон, Blow My Skull, Boomerang, Corpse Reviver, Дики-Дики, Доктор Функ, Удар плантатора и Сингапурская праща. Среди новых изобретений Бич, Бержерона и других: Coffee Grog, Navy Grog, Lapu Lapu, Outrigger, Pago Pago, Rum Barrel, Shrunken Head и Тропический зуд. Хотя многие из них были созданы специально как «напитки тики» (хотя в то время такой термин не использовался), другие были просто коктейлями времен Второй мировой войны, сделанными за границей, которые можно было быстро интегрировать в формулу, например, в случае с Страдающий ублюдок.

Бич был очень скрытен со своими рецептами напитков, и лишь немногие из его барменов знали их. Некоторые напитки Бич делал только сам, и он часто наливал алкоголь в обычные бутылки, помеченные только буквами или цифрами, или предварительно смешивал «секретные» ингредиенты аналогичным образом, так что сотрудникам нужно было только «смешать X, Y и Z с соком лайма. «для приготовления определенного напитка.

Бержерон со временем стал менее скрытным со своими ингредиентами, выпустив два руководства по напиткам с его рецептами, одно в 1947 году, а другое в 1972 году. Несмотря на это, многие оригинальные рецепты коктейлей были утеряны. время от времени, либо потому, что сами рецепты были изменены, чтобы отразить меняющиеся вкусы (или бюджеты ресторанов), либо просто потому, что воспоминания исчезли и люди умирали. Разногласия между Бичем и Бержероном по поводу того, кто создал Mai Tai, не был единичным случаем, и кто «изобрел», какой напиток и когда, часто затушевывался заведениями, которые подавали коктейли с тем же названием, но иногда в совершенно разных манерах.

Кружки и другие сосуды

Типичная кружка «Тики»

Напитки «Тики», как они обычно называются, обычно украшены большим количеством фруктов, палочек для коктейлей, зонтиков для коктейлей или цветов. Заведения, которые были частью культуры тики или находились под ее влиянием, также в конечном итоге подавали по крайней мере некоторые из своих коктейлей в декоративных керамических кружках, которые в 1950-х годах стали известны как кружки тики, потому что посуда для бара стала иметь форму приближение тики или «искусственного тики». Стили и размеры сильно различаются и обычно называются кружками тики, даже если они имеют форму черепа, девушки хула или другого мотива. Коктейли также можно подавать в выдолбленных ананасах или в больших общих мисках для напитков с длинными соломинками, которые предназначены для совместного использования. Некоторые поджигаются сверхстойким ромом для дополнительной театральности и яркости.

Многие рестораны предлагают фирменный напиток в кружке тики, которую клиент может забрать домой или купить. И Бич, и Бержерон предлагали «магазины» в ресторанах, где люди могли покупать не только кружки, но и смеси для напитков и другие предметы китча. Некоторые кружки просто украли и принесли домой. Это привело к тому, что большое количество кружек тики 20-го века сохранилось в качестве сувениров. Винтажные кружки тики - очень ценные находки и считаются таким же символом культуры тики, как и сам тики.

Мода
Дороти Ламур, Синеландия (1938)

Так называемые расцветающая «культура тики» повлияла на выбор одежды американцами. Это относилось как к повседневной одежде, так и к тому, как со временем «одеться» для выхода в кафе, чтобы выпить и вписаться в экзотическую атмосферу тики-ресторанов.

Платья, вдохновленные саронгом, стали более популярными среди женщин, а также были связаны с актрисами и моделями в стиле пин-ап, используемыми в туристической рекламе, такими как Дороти Ламур(известная как «Девушка Саронга» и «Королева Саронга» из ее роли в фильме 1937 года Ураган ). Другие фильмы, такие как «Простите мой Саронг» Эббота и Костелло, а также Песня Саронга и Девушка Саронга были позже выпущены в течение 1940-х годов, и служил, чтобы укрепить популярность тропических мотивов ресторанов Бич и Бержерон в то время.

Усиление акцента на идеализированных «вахине» (островных женщинах) привело к тому, что их изображение выросло от размещения обложек меню до их использования на посуде тики. Кружка Fog Cutter и чаша Kava были двумя из первых керамических сосудов для питья тики с такими женщинами, которые использовались в ресторанах Trader Vic. В Pago Pago Lounge также был приготовлен коктейль Саронг.

Типичная «гавайская рубашка»

Для мужчин «гавайская рубашка» стала непреходящим символом досуга, и ее чаще носили на публике. Президент США Гарри Трумэн был широко представлен в гавайской рубашке на обложке журнала Life Magazine от 10 декабря 1951 года.

Книга, которую на острове называли рубашками алоха: гавайское платье в «Двадцатый век», что история рубашки больше, чем гавайская, и может быть прослежена до слияния культурных влияний. Как пояснила автор Линда Брэдли, рубашка на самом деле была сделана силуэтом в западном стиле, использованным западными матросскими рубашками, была вырезана из японской креповой ткани кабэ (использовавшейся для кимоно), была сшита японскими и китайскими портными, иммигрировавшими на Гавайи. в качестве рабочих плантаций, и в итоге его носили как филиппинский баронг-тагалог (всегда безправки и без штанов).

Гардения, гибискус и цветочные композиции стали популярного типа ткани Америки, как и пальмовые листья и аналогичные тропических растений или животных, таких как рыбы и птицы. Помимо Полинезии, чаще всего использовались и другие узоры: батик и ткани из разных океанических регионов. Лейса стали чаще использовать за пределами Гавайев, не только в ресторанах Тики, но и на барбекю на заднем дворе и вечеринках у бассейна.

Гавайская государственность
статуя Элвиса Пресли с lei е

Официальная гавайская государственность в 1959 году стала еще одним прототипом тропического образа жизни, но также изменила восприятие культуры тики. В реальности или в воображении Гавайи больше не были просто чужой страной для американского народа. Туризм продолжал расти, и годы, прошедшие после обретения состояния, превратились в "реактивную лихорадку" для отдыхающих, раскупающих билеты по 100 долларов на пятичасовой перелет из Лос-Анджелеса или Сан-Франциско. Когда государственность сделала путешествия проще, чем когда-либо, для многих американскихцев впервые начали менять образ жизни в сельской местности.

Во время медового месяца Америки с романтизированной версией ее недавно инкорпорированного появился новый музыкальный хит 1961 года Blue Hawaii, в котором поп-певец Элвис Пресли играл ветерана армии, возвращающегося на Гавайи, чтобы заниматься серфингом, петь и т. Д. жениться на его девушке. Он содержал много сюжетных элементов, похожих на предыдущую свадьбу Вайкики 1937 года, и помогал новому поколению донести «полинезийский поп» аспект тики. Это дополнение появилось, когда музыка отдельные тики-культуры начала разделяться на поджанры с добавлением lounge и экзотика в 1950-х годах, которые на тот момент изменили типичный стиль "Бинг Кросби". американо-гавайской музыки. Тем не менее популярность Элвиса помогла сохранить широкую культуру тики, даже когда взрослые начали использовать ее в новых направлениях, а их дети начали объединять ее в развивающиеся субкультуры, такие как серфинг.

Музыка

влияние культуры Тики на музыку (и наоборот) началось с создания музыки «хапа-хаоле», где «хаоле» означает «иностранец» в контексте, происходящем из ожидания Америки от коренного народа Гавайев (и других океанических регионов). Музыка. Как и в большинстве случаев тики-культуры, ее жанры могут относиться к разным темам. Хапа-Хаоле был более заметным в первые годы Бич и Бержерон, в 1930-е и 1940-е годы, и был более традиционным и «попсовым». Поздние жанры, такие как более экзотика и лаунж, больше ассоциируются с музыкой настроения, предназначенной для того, чтобы сопоставить «загадочность» и ложную опасность тики. Это может быть энергичная игра на барабанах или более медленные и очаровательные мелодические ритмы. Он часто был инструментальным, служив «саундтреком» к тропическим экскурсиям. Экзотические и лаунж были более заметными в 1950-х годах и позже, хотя новые вариации хапа-хаоле также будут продолжаться.

Хапа-хаоле

Любимые гавайские песни (1940)

Традиционные гавайские мелодии, которые в то время американцы иногда называли «музыкой хула», используемые стали заметными в фортепианной музыке ноты а также создал танцевальную причуду и одержимость хула девушками, раскачивающими свою под музыку наигранных укулеле.

Хапа-хаоле - более подходящее название для, что большинству американцев 20-го века сочли бы пением Гавайская музыка, в которой мелодия, стиль и сюжет имеют очень четкие гавайские элементы, но тексты в основном на английском языке. Его пели как гавайцы, так и современные исполнители, такие как машины Бинга Кросби Sweet Leilani и Blue Hawaii в 1937 году. Альфред Апака, возможно, был ведущим интерпретатором музыки хапа-хаоле, сочетая гавайскую музыку с традиционными американскими поп-аранжировками. и английская лирика. Апалка начал гастролировать в конце 1930-х годов, и в 1950-х годах на Гавайях специально для него были концертные залы. Он также пел на публике luaus, поставленный Донном Бичем.

Среди других важных певцов Хэл Алома, который сменил имя в ответ на фильм 1926 года Алома из Южных моря, и легендарный Дон Хо последует за ним в 1960-х и 1970-х годах. Музыка менялась со временем благодаря легким музыкальным инструментам, когда Хо выпустил свою знаменитую песню "Tiny Bubbles ", которая попала в чарты поп-музыки (# 57 Billboard) и easy слушание в 1967 году. Хо также помог привлечь внимание к Марлен Сай, который называют живой легендой гавайской музыки.

Экзотика и лаунж

Има Сумак (1923–2008)

Има Сумак впервые появилась на радио в 1942 году. Родилась в Перу, она не была полинезийкой, но быстро прославилась благодаря своему разнообразному вокальному диапазону, и в 1946 году правительство ее страны официально поддержало ее заявление о том, что она потомок Атауальпы, последний императора инков. Обладая достаточным «экзотическим» авторитетом, чтобы быть упакованным как часть культуры тики, особенно после того, как Хейердал связал тики с Андами в 1947 году, она выпустила альбомы с такими названиями, как Голос Xtabay и Легенда о Солнечной Деве. На их обложках были изображены южноамериканские резные фигурки по камню в стиле тики и взрывающиеся вулканы. Она также продолжила играть в второстепенных ролях в кино, таких как Тайна инков. Voice of the Xtabay был спродюсирован и написан Лесом Бакстером, который несколько лет назад начал экспериментировать с терменвоксом музыкой настроения на Music Out of the Moon.

Бакстер начал «тикифицировать» этот тип музыки настроения. По большей части лаунж и экзотика были в основном инструментальными, и в основном это была интеграция экзотического бега от действительности в американский джаз. Среди других первых пионеров были Артур Лайман и Мартин Денни, играли вживую в Дон Бичкомбер и других местах. Новая тема была объединена посредством джазового стиля, дополненного полинезийскими, юго-восточноазиатскими и латинскими инструментами. В музыку также вошли элементы афро-кубинских ритмов, необычные инструменты, звуки окружающей среды и пышные романтические темы Голливуда.

Сандра Уорнер представлена ​​на обложке альбома Exotica, что помогло достичь первой позиции в чартах Billboard и, в конечном итоге, дало название всему жанру. Она появилась на первых 12 обложках альбомов Мартина Денни, всего 16, и стала прочной знаковой ассоциацией как с жанром, так и с культурой тики. Другие важные альбомы в этом жанре включаются Драгоценности моря, Ритуал дикарей и Запретный остров, сочетающиеся с такими же запоминаемыми обложками.

Существует два основных штамма этого вида экзотики: экзотика джунглей и экзотика тики. Экзотика джунглей возникла в Голливуде и уходит своими корнями в фильмы Тарзана (и далее в роман Уильяма Генри Хадсона Зеленые особняки ). Лес Бакстер был королем экзотики джунглей. С другой стороны, экзотика Тики была представлена ​​в аранжировке джунглей ночного клуба Вайкики Мартина Денни в песне Бакстера Тихая деревня.

Роберт Драснин и Корла Пандит были другими важными артистами в Жанр. Так же, как Бержерон и другие представители тики-культуры сделали до, Пандит изобрел новую личность (он родился Джон Роланд Редд), заявив, что он французско-индийский музыкант из Нью-Дели, когда он фактически родился в Штатах и будут некоторые считают его афроамериканцем.

Телевидение
Hawaiian Eye (1959–63) Джек Лорд Гавайев Five-O

Детективное телешоу Hawaiian Eye (1959–1963) занимал видное место в титрах фильма о Тики, и хотя он был снят в основном в Калифорнии, он помогал продвигать остров, одновременно создавая комиксы и игры с мотивами тики. Гарри Йи обычно приписывают изобретательству коктейль Hawaiian Eye, названный в честь шоу. Также была изготовлена ​​тики-кружка Hawaiian Eye.

Гавайский политик, ставший актером, Тики Сантос (урожденный Абрахам Лос Сантос) был второстепенным персонажем в сериале «Гавайский глаз» и продолжал появляться в других шоу, таких как ситком Флот Макхейла (1962 –1966). Он играл вождя Ватара в таких эпизодах, как «Свадьба с дротиками», сидя на большом плетеном «троне» за большой маской Тики.

Когда первая волна тики начала нарастать к концу В 1960-е гг. Ориентационная атмосфера таинственности и экзотики, связанная с использованием моделей «проклятия тики», стала заменяться более юмористическими сюжетными приемами «проклятия тики», поскольку ситкомы получили известность на телевидении. Визуальная иконография сериала Остров Гиллигана (1964–1967) в степени заимствована из предполагаемой культуры тики сижинами и мебелью, напоминающими фэнтезийно-полинезийскую брошню. В одном из эпизодов актерский состав нарушил покой мстительного бога Тики и попытался снять проклятие с помощью «Великого Ватуби». В хорошо известном эпизоде ​​Брэди Банч, озаглавленном «Пещеры Тики», фигурировал магический табуированный идол, которого они считали проклятым в 1972 году.

Похоже на Я мечтаю о Джинни, Грин Эйкрс, Сэнфорд и сын и Джефферсоны часто показывали особые «гавайские» эпизоды ». Резные изображения тики иногда появлялись на шоу, в том числе на Острове фантазий, но все менее заметными способами.

Многолетняя серия Hawaii Five-O вернулась в Hawaiian Eye., и было одним из немногих исключений из ситкомов того времени. Крушение его знаковой волны во время вступительных титров закончилось его отменой в 1980 году, что совпало с общим концом первой волны культуры тики.

Упадок Тики
Тики отправляется с поля для мини-гольфа в Тусоне, штат Аризона, которое было закрыто в 2007 году Закрытый ставнями ресторан Chin-tiki в Мичигане (2006)

К последней части 1970-е годы «Тики-рестораны» прошли пик своей популярности, и многие начали закрываться. Это было справедливо как для многих независимых тики-баров, так и для крупных сетей, связанных с отелями, таких как Vic's Outrigger и Sheraton's Kon-Tiki. Большинство «независимых» баров Tiki, таких как Pago Pago Lounge, были снесены или закрыты ставнями, и лишь некоторые из них, такие как Tonga Room, Tiki Ти и Май Кай сумели остаться на плаву. Trader Vic's была единственной из бывших крупных сетей, которая все еще работала в больших масштабах.

К 1980 году большая часть эстетики тики в архитектуре и других местах была полностью стерта во имя прогресса. Сохранилось несколько примеров домов, квартир и ресторанов, почти исключительно на западном побережье. Из них лишь небольшая часть все еще была украшена резными тики.

Очарование эскапизма и тропических напитков для среднего американца все еще сохранялось, но его затмили Джимми Баффет и Parrotheads ищут более близкий к дому «Маргаритавилль», а не более удаленные от Тики острова Бали-Хай, которые предпочитают Шангри-Ла для отдыха и питья.

Рестораны и бары «Тики» были Это было жизненно важно на протяжении большей части 1930-х - 1970-х годов, что Джефф Берри назвал беспрецедентной продолжительностью жизни [тематического] увлечения напитками. Chin Tiki, который был окончательно закрыт в 1980 году и приходил в упадок, был окончательно снесен в Детройте на рубеже веков, как раз в тот момент, когда на западном побережье Америки снова начали возникать тики.

Частичное возрождение
Посетители в Sip'n Dip Lounge Декоративная резьба по дереву в стиле тики

В конце 1990-х годов возобновился более крупный интерес к тики из различных источников., главное, основано просто на любопытстве нового поколения, чьи Вудсток родители отвергли тики как старые и «квадратные», но для их детей было что-то новое, которое нужно было присвоить и перепрофилировать. Это началось с таких людей, как Боско Хрняк, который вырос в калифорнийской долине Сан-Габриэль среди ее архитектуры, вдохновленной тики, и который в середине 1990-х начал вырезать большие пальмовые бревна в Тикис для своего домашнего бара. Он стал влиятельным художником, известным своим стилем резьбы по обожженному дереву и изготовлением самодельных кружек тики, что стало одним из первых катализаторов возрождения тики.

Также к концу столетия возобновился интерес к попыткам «достоверно» воссоздать старые напитки. Джефф «Beachbum» Берри выпустил несколько книг о напитках, начиная с 1998 года (Grog Log, Intoxica и другие), которые содержали исследованные рецепты многих фирменных напитков из иногда закрытых ставнями баров предыдущих десятилетий. Это также было началом аспектов «городской археологии» культуры Тики 21 века, основанных на историческом интересе и подпитываемых «решением головоломок» попытками раскрыть секреты прошлого из культурной темы, которая частично основывалась на « освоение »тропических регионов. Работа Берри считается одним из важнейших вкладов в возрождение Тики.

Вскоре после этого появилась также влиятельная «Книга Тики» Свена Кирстена в 2000 году. До этого Оттон фон Штрохейм самостоятельно издавал ' назывался Tiki News, который помог собрать критическую массу для таких книг, как книга Кирстен. Берри создал два коктейля, названных в честь Кирстен и Штрохейма, за их ранний вклад в возрождение Тики в его исторических путеводителях по напиткам.

В 1995 году в Интернете начали расти сайты тики; в 1995 году Exoticon, конвенция тики-арта и экзотической музыки собрала более 1500 человек в Лос-Анджелесе, включая местных знаменитостей, таких как Марк Мазерсбо и Мэтт Гренинг.

Возрождение ресторанов и баров

Коктейль Suffering Bastard в Latitude 29 в Новом Орлеане

Многие новые тики-бары и ретро-полинезийские тематические рестораны начали открывать свои двери на рубеже веков.

Запретный остров открылся в Калифорнии в 2006 году, подчеркивая масштабный декор и возвращение к живым музыкальным шоу, что было обычным делом в первые годы Тики. Бар Smuggler's Cove в Сан-Франциско открылся в 2009 году и предлагает более 80 экзотических и рецептов. Три точки и тире - это современный тики-бар в Чикаго, как и Хейл Пеле в Портленде и Undertow в Фениксе. Другие нетематические бары начали добавлять напитки тики в меню, сигнализируя о более широком принятии этого жанра, а также вызвали дискуссию о том, что можно назвать «аутентичным» тики-бар.

Интерес к тики также возник за границей., со Свеном Кирстеном из Книги Тики, родом из Германии, где сильна субкультура тики. В 2017 году известные историки Тики Свен Кирстен, Джефф Берри, Мартин Кейт, Джефф Берри, Брайан Миллер и Крис Осберн составили своих 15 лучших действующих баров Тики в мире, включая четыре из Лондона, один из Мюнхена, один из Токио и один. из Барселоны. Другие известные тики-бары за пределами США можно найти в Париже, Гонконге и Берлине.

Тики Кэт в Канзас-Сити был признан одним из лучших тики-баров в мире по версии Critiki, онлайн-справочника по современным бары Тики. Джефф «Бичбам» Берри также открыл Latitude 29 в Новом Орлеане, сделав полный цикл работы в ресторане, который от дань уважения уроженцу Нового Орлеана и создателю культуры тики Донн Бич. Домашние тики-бары также пережили возрождение в Возрождения Тики.

Движение Low-Brow

Ром Сейлор Джерри с татуировкой девушки-хула

В Калифорнии и в других местах возобновилось движение. исследование Rat Rod и Hot Rod Culture слилось с тики, историей татуировок и музыкой рокабилли, чтобы создать новые культурные гибриды, такие как "Low-Brow ", которые проявились в музыке, искусстве и новом поколении тики-баров. Художник рокабилли Брайан Сетзер выпустил свой альбом The Dirty Boogie в 1998 году, на обложке которого были изображения ретро-тики-баров. Табу: Искусство Тики было выпущено в 1999 году такими художниками, как Марк Райден и Шаг, которые также использовали образы тики в ретро-эклектичных картинах.

WFMU включен -линейный канал Sheena's Jungle Room, играет экзотическую музыку как часть своего микса «все вещи Lowbrow».

Моторный салон Psycho Suzi открылся с девизами татуированных девушек-хула, разыгрывающих самоубийственные броски, а также автостоянку для мотоциклов. Он содержит себя следующим образом: «Мы берем хорошо запоминающуюся историю тики-бара, здоровую помощь тату-культуры, несколько мер китча, немного вуду и страсть к хорошим временам, помещаем их все в блендер и нажимаем Liquify». Изначально бар был открыт в 2003 году в закрытом здании AW Drive-In.

Популярность современной современной татуировки уже нанесла свои корни в южной части Тихого океана, но возрождениеировок привело к возникновению у татуировки, связанной с тики. Матрос Джерри Рам, названный в честь легендарного татуировщика Нормана Коллинза, представлен и продавался частично для использования в напитках тики.

Tiki Art Now!: Извержение вулкана Art было опубликовано в 2004 году с вступительным словом Отто фон Штрогейма. Художественные галереи выставки Tiki Art, которые представлены работы таких художников, как Хизер Уотс, Дерек Янигер, Флаундер и Тики Тони.

Low-Brow также породил Tiki Noir, литературный поджанр крутой криминальной фантастики. сеттинг в стиле тики, в котором главным героем часто оказывается утомленный жизнью и глубоко ошибочный детектив. Два примера - «Ритуал дикаря» Джея Стронгмана и комический «Гавайский Дик».

Культурные события 21 века

Pacifica на Международной выставке Golden Gate

Рост популярности традиционных напитков тики также укрепился в движении коктейлей ремесел, а также в определенных кругах «ретро-культуры», которые были связаны с ним, например, с хипстерами. Возвращение напитков тики к их первоначальному происхождению из свежих соков, которое во время упадка тики превратилось в более искусственные сиропы, помогло придать напиткам новую репутацию. Движение крафтовых коктейлей также привело к экспериментам с напитками, которые вышли за рамки рома и джина, подчеркнув коктейли тики, которые были сделаны из американского виски и других ингредиентов базового ликера.

Важный каталог исторических кружек тики, Tiki Quest, составленный герцогом Картером, был опубликовано в 2003 году. В магазинах доброй воли и секонд-хендах пыльные кружки тики внезапно слетели с их полок, став товаром для новых домашних тики-баров и аутентичных наборов для Blast from the Past и Безумцы. Эти бары варьируются от простых до полноценных, которые конкурируют с их коммерческими предками. Современное производство кружек тики в 21 веке также стало обычным явлением, и их часто покупают в Интернете у таких компаний, как Tiki Farm и Muntiki, среди других.

Новаторский видеоподкаст Tiki Bar TV стартовал в 2005 году, освещая такие рецепты напитков, как «Страдавший ублюдок» и «Бумеранг», одновременно заполняя язык «рецептами» современных моллади с коктейлями тики. Он привлек внимание Apple Corporation.

Был запущен журнал Tiki Magazine, и стали проводиться крупные конференции на тему тики. Ежегодные мероприятия включают в себя «Оазис Тики» в Сан-Диего, основанный в 2001 году Отто и Бэби Доу фон Штрохайм; Hukilau происходит в Форт-Лодердейле, штат Флорида, и был основан в 2002 году Тимом Суанки Глазнером и Кристи Уайт в сотрудничестве с рестораном Mai-Kai. В 2005 году Роберт Драснин был приглашен выступить в The Hukilau, его шоу состояло из отрывков из его альбома Voodoo 1959 года, а также нового материала, который лег в основу выпуска Voodoo II почти полвека спустя. в 2007.; Тики-Кон начался в 2003 году как NW Tiki Crawl и проходит в Портленде, штат Орегон; Тики Калиенте в Палм-Спрингс. Действие Ohana: Luau at the Lake происходит на озере Джордж, штат Нью-Йорк, в отеле Tiki Resort. Он создан совместно с Братским Орденом Моаи, социальным клубом на тему тики, созданным в Огайо в 2005 году.

Ремейк Тора Хейердала Документальный фильм 1950 года был снят на двух языках и превратился в крупный фильм в 2012 году с выходом фильма Кон-Тики. Документальный фильм «Боско и возрождение Тики» был выпущен в 2018 году.

С возрождением 21 века пришла критика, коренящаяся в чувствительности 21 века. Некоторые критикуют тики-бары как соблазнительную форму культурного присвоения, которая может затушевать и подчинить себе местные традиции и отвлечь внимание от истории жестокого колониализма в регионе. В 2016 году Национальное общественное радио поставило вопрос: давайте поговорим о барах Тики, безобидном веселье или эксплуатации?

Галерея
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Свен А. Кирстен: Тики Модерн и дикий мир Витко. Ташен 2007, ISBN 978-3-8228-4717-6
  • Джей Стронгмен: Ритуал дикаря, Hungry Eye Books 2015, ISBN 978-0993186615
  • Джей Стронгмен: Кружки Тики: Культовые артефакты полинезийской поп-музыки. 2008, Korero Books, ISBN 978-0-9553398-1-3
  • Джеймс Тейтельбаум: Путешествие по Тики. Santa Monica Press (1 мая 2003 г.), ISBN 1-891661-30-2 ; 2-е издание выпущено 1 июня 2007 г.
  • Отто фон Штрохайм, Роберт Уильямс: Tiki Art Now! Извержение вулкана искусства. Последний вздох (17 сентября 2004 г.), ISBN 0-86719-627-0
  • Отто фон Штрохейм, Джеффри Валланс: Тики-арт-2: второе пришествие нового бога искусства. 9mm Books (16 сентября 2005 г.), ISBN 0-97663-257-8
  • Отто фон Штрохайм, Ларри Рид: Tiki Art Now Volume 3. SLG Publishing (29 сентября 2006 г.), ISBN 1-59362-063-2
  • Джефф Берри: «Сафари потягивая: в поисках великих« утерянных »рецептов тропических напитков... и людей Позади них". SLG Publishing 2007, ISBN 978-1-59362-067-7
  • Филип С. Робертс: «Вайкики Тики: искусство, история и фотографии». Bess Press 2010, ISBN 978-1573063111
  • Тим «Суонки» Глазнер: Май-Кай: история и тайна культового ресторана Tiki Schiffer Publishing 2016 ISBN 978-0764351266.
  • Свен А. Кирстен, Отто фон Штрогейм, Джордан Райхек: Искусство Тики. Last Gasp (1 ноября 2017 г.), ISBN 978-0867198676
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 12:04:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте