Экспедиция Кон-Тики

редактировать
Путешествие на плоту в 1947 году через Тихий океан из Южной Америки на полинезийские острова Экспедиция в Кон-Тики Кон-Тики, вид спереди o f лук Кон-Тики, вид сзади Плот Кон-Тики в Музее Кон-Тики, Осло

Экспедиция Кон-Тики представляла собой путешествие 1947 года на плоту через Тихий океан из От Южной Америки до Полинезийских островов под руководством норвежского исследователя и писателя Тур Хейердал. Плот был назван Кон-Тики в честь инков бога Виракоча, для которого «Кон-Тики» было старым именем. это также название книги Хейердала, премии Оскар, документального фильма 1950 года, рассказывающего о его приключениях, и драматизированного художественного фильма 2012 года, номинированного на Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Хейердал считал, что люди из Южной Америки могли попасть в Полинезию в доколумбовые времена. Его цель при организации экспедиции Кон-Тики заключалась в том, чтобы показать, используя только материалы и технологии, доступные этим людям в то время, что нет никаких технических причин, чтобы помешать им это сделать. Хотя у экспедиции было некоторое современное оборудование, такое как радио, часы, карты, секстант и металлические ножи, Хейердал утверждал, что они были случайными с целью доказать, что плот сам может совершить путешествие.

Гипотеза Хейердала о южноамериканском происхождении полинезийских народов, а также его гипотеза «дрейфующего плавания» сегодня в подавляющем большинстве отвергаются учеными. Археологические, лингвистические, культурные и генетические свидетельства подтверждают западное происхождение (с острова Юго-Восточной Азии ) полинезийцев, использующих сложные многокорпусные парусные технологии и методы навигации во время австронезийской экспансии.

Экспедиция Кон-Тики финансировалась за счет частных займов, а также пожертвований оборудования от армии Соединенных Штатов. Хейердал и небольшая группа отправились в Перу, где с помощью судостроительных заводов, предоставленных перуанскими властями, они построили плот из бальсовых бревен и других местных материалов в местной стиль, зафиксированный в иллюстрациях испанских конкистадоров. Путешествие началось 28 апреля 1947 года. Хейердал и пять товарищей плыли на плоту в течение 101 дня более 6900 км (4300 миль) через Тихий океан, прежде чем врезаться в риф в Рароя в Туамотус 7 августа 1947 года. Команда успешно вышла на берег и благополучно вернулась.

Книга Тура Хейердала о его опыте стала бестселлером. Он был опубликован на норвежском языке в 1948 году как «Экспедиция Кон-Тики: на плоту через южные моря», а позже переиздан как «Кон-Тики: через Тихий океан на плоту». Он появился с большим успехом на английском языке в 1950 году, а также на многих других языках. Документальный фильм кинофильм об экспедиции, также называемый «Кон-Тики», был снят на основе описания и расширения записей группы и получил премию Оскар в 1951 году. Режиссер Хейердал и отредактировал Олле Нордемар. Путешествие также было описано в документальном сериале «Человек Кон-Тики: Жизнь и приключения Тора Хейердала», режиссера Бенгта Джонсона.

Оригинальный плот Кон-Тики теперь демонстрируется в Музей Кон-Тики в Бюгдой в Осло.

Содержание

  • 1 Команда
  • 2 Строительство
  • 3 Принадлежности
  • 4 Связь
  • 5 путешествие
  • 6 Антропология
  • 7 Позднее воссоздание Кон-Тики
    • 7.1 Семь маленьких сестер
    • 7.2 Кантута
    • 7.3 Таити-Нуи
    • 7,4 Таити-Нуи II
    • 7,5 Тангароа
    • 7.6 Лас Бальсас
    • 7.7 Тангароа
    • 7.8 Ан-Тики
    • 7.9 Кон-Тики2 ​​
  • 8 Документация
    • 8.1 Книга воспоминаний
    • 8.2 Документальный фильм
  • 9 Художественная литература
  • 10 См. также
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Экипаж

У Кон-Тики был экипаж из шести человек, все из которых были норвежцами, за исключением Бенгта Даниэльссона, шведа.

  • Тур Хейердал (1914–2002) был руководителем экспедиции. Он был также автором книги экспедиции и рассказчиком истории. Хейердал изучал древних людей Южной Америки и Полинезии и полагал, что между ними существует связь.
  • Эрик Хессельберг (1914–1972) был мореплавателем и художником. Он нарисовал большую фигуру Кон-Тики на парусе плота. Его детская книга «Кон-Тики и я» вышла на норвежском языке в 1949 году и с тех пор была опубликована более чем на 15 языках.
  • Бенгт Даниэльссон (1921–1997) взял на себя роль стюарда, отвечающего за снабжение и ежедневную работу. пайки. Даниэльссон был шведским социологом, интересовавшимся теорией миграции людей. Он также работал переводчиком, так как был единственным членом экипажа, говорящим по-испански. Он также был ненасытным читателем; в его ящике на плоту было много книг.
  • Кнут Хогланд (1917–2009) был радиоведущим, награжденным британцами во время Второй мировой войны за действия в норвежской диверсии на тяжелой воде, которая остановило то, что, как считалось, было планами Германии по разработке атомной бомбы. Хогланд был последним выжившим членом экипажа; он умер на Рождество 2009 года в возрасте 92 лет.
  • Торстейн Рааби (1918–1964) также отвечал за радиопередачи. Он получил опыт радиосвязи, скрывался в тылу немецких войск во время Второй мировой войны, шпионя за немецким линкоем Тирпиц. Его секретные радиопередачи в конечном итоге помогли бомбардировщикам союзников потопить корабль.
  • Герман Ватцингер (1910–1986) был инженером, специализирующимся на технических измерениях. Он был первым, кто присоединился к Хейердалу в поездке. Он собирал и записывал всевозможные данные о путешествии. Многое из того, что он записал, например, данные о погоде, было отправлено разным людям, так как этот район океана практически не был изучен.

Экспедиция также привезла домашнего животного попугая по имени Лорита.

Конструкция

Основная часть поплавка состояла из девяти бальзовых стволов деревьев длиной до 14 м (45 футов) и диаметром 60 см (2 фута)., связанные вместе веревками диаметром 30 мм (1 / 4 дюйма) пеньки. Поперечины из бальзовых бревен длиной 5,5 м (18 футов) и диаметром 30 см (1 фут) были привязаны к бревнам с интервалом 91 см (3 фута) для обеспечения боковой поддержки. Сосновые бордюры покрывали нос, а куски сосны толщиной 25 мм (1 дюйм) и шириной 60 см (2 фута) вклинивались между бальзовыми бревнами и использовались в качестве швертов.

главной мачты был сделан из кусков мангрового дерева, соединенных вместе, образуя А-образную раму высотой 8,8 м (29 футов). За грот-мачтой была построена каюта из плетеного бамбука длиной 4,3 м (14 футов) и шириной 2,4 м (8 футов), высотой около 1,2–1,5 м (4–5 футов), крытая соломой из банановых листьев. На корме находилось рулевое весло из мангрового дерева длиной 5,8 м с еловой лопаткой. Главный парус был размером 4,6 на 5,5 м (15 на 18 футов) на ярде бамбуковых стеблей, связанных вместе. На фотографиях также виден верхний парус над гротом, а также бизань-парус, установленный на корме.

Плот был частично покрыт колотым бамбуком. Основные лонжероны представляли собой ламинат из дерева и тростника, и Хейердал испытал более двадцати различных композитных материалов, прежде чем остановился на одном, который оказался эффективным компромиссом между массивностью и жесткостью на кручение. При строительстве не использовался металл.

Припасы

Кон-Тики нес 1040 литров (275 галлонов США) питьевой воды в 56 бидонах для воды, а также несколько запечатанных бамбуковых стержней. Целью, заявленной Хейердалом для переноски современных и древних контейнеров, было испытание эффективности древних хранилищ воды. В качестве еды Кон-Тики принес 200 кокосов, сладкого картофеля, тыкв и других разнообразных фруктов и корнеплодов. США Армейский квартирмейстерский корпус предоставил полевые пайки, консервы и аварийное снаряжение. В свою очередь, исследователи Кон-Тики сообщили о качестве и полезности продуктов. Они также поймали большое количество рыбы, в частности летучей рыбы, «дельфина », желтоперого тунца, бонито и акул..

Хейердал и его команда были оснащены водонепроницаемыми спортивными наручными часами, изготовленными швейцарской часовой фирмой Eterna. После путешествия Eterna решила назвать свои спортивные часы «Кон-Тики».

Связь

Национальный радиоприемник NC-173, использованный экспедицией.

В экспедиции был любитель. радиостанция с позывным LI2B, которую обслуживали бывшие времен Второй мировой войны норвежские радисты сопротивления Кнут Хаугланд и Торстейн Рааби. Хаугланд и Рааби поддерживали регулярную связь с рядом американских, канадских и южноамериканских станций, которые передали статус Кон Тики в посольство Норвегии в Вашингтоне, округ Колумбия. 5 августа Хаугланд установил связь со станцией в Осло, Норвегия, на расстоянии 16000 километров (10000 километров). миль) далеко.

Передатчики Кон Тики питались от батареек и ручного генератора и работали на 40, 20, 10 и 6-метровых диапазонах. Каждое устройство было водонепроницаемым, использовало 2E30 вакуумные лампы и давало примерно 6 ватт выходной мощности RF ; эквивалент небольшого фонарика . На борту также находились два британских передатчика Mark II с полосой пропускания 3–16 МГц, а также УКВ-передатчик для связи с самолетом и ручная радиостанция выживания типа Gibson Girl на 500 и 8280 кГц.

Радиоприемник Национальной радиокомпании NC-173, который использовался на протяжении всего рейса, однажды потребовал тщательной просушки после того, как намочили его при посадке в Раратонге. Однажды команда использовала аварийный передатчик с ручным заводом, чтобы послать сообщение «все в порядке, все в порядке», «как раз вовремя, чтобы предотвратить масштабную попытку спасения».

Позывной LI2B снова использовал Хейердал в 1969–70, когда он построил плот из тростникового папируса и отплыл из Марокко на Барбадос, пытаясь показать возможную связь между цивилизацией Древнего Египта и Нового Света.

Путешествие

Кон-Тики уехал Кальяо, Перу, днем ​​28 апреля 1947 года. Чтобы избежать прибрежного движения, его сначала отбуксировали на 80 км (50 миль) на Перуанский флот буксир «Гардиан Риос», затем плыл на запад по течению Гумбольдта.

30 июля команда впервые увидела сушу на атолле Пука-Пука. 4 августа, на 97-й день после отплытия, Кон-Тики достиг атолла Ангатау. Экипаж установил краткий контакт с жителями острова Ангатау, но не смог благополучно приземлиться. Расчеты, сделанные Хейердалом перед поездкой, показали, что 97 дней - это минимальное количество времени, необходимое для достижения Туамотус, поэтому встреча с Ангатау показала, что они хорошо провели время.

На 7 августа путешествие подошло к концу, когда плот столкнулся с рифом и в конечном итоге был выброшен на берег на необитаемом островке у Рароя атолла в Туамотусе. Команда преодолела расстояние около 6980 км (4340 миль; 3770 морских миль) за 101 день со средней скоростью 1,5 узла (2,8 км / ч; 1,7 миль в час).

Проведя несколько дней Оставшись один на крошечном островке, команду встретили люди из деревни на соседнем острове, прибывшие на каноэ, увидев вынесенные с плота обломки. Экипаж был доставлен обратно в родное село, где их чествовали традиционными танцами и другими гуляниями. Наконец, экипаж был доставлен с Рарои на Таити французской шхуной Tamara с спасенным Кон-Тики на буксире.

Антропология

A моаи

Основа кон- Экспедиция Тики псевдонаучна, расово противоречива и не получила признания среди ученых (даже до начала путешествия). Хейердал считал, что коренные жители острова Пасхи (и остальной части Полинезии) были "людьми тики", расой "белобородых мужчин", которые предположительно первоначально прибыли из Перу. Он описал этих «людей тики» как поклоняющихся солнцу людей со светлой кожей, голубыми глазами, светлыми или рыжими волосами, высоким ростом и бородой. Далее он сказал, что эти люди были родом с Ближнего Востока и пересекли Атлантику раньше, чтобы основать великие мезоамериканские цивилизации. К 500 г. н.э. часть этих людей предположительно была вытеснена в Тиауанако, где они стали правящим классом Империи инков и отправились в плавание в Тихий океан под руководством «Кон Тиччи Виракоча ".

Он утверждал, что монументальные статуи, известные как моаи, напоминали скульптуры, более типичные для доколумбового Перу, чем любые полинезийские конструкции. Он считал, что миф острова Пасхи о борьбе за власть между двумя народами, называемыми Ханау эпе и Ханау момоко, было воспоминанием о конфликтах между коренными жителями острова и более поздней волной коренных американцев с северо-западного побережья, что в конечном итоге привело к уничтожение Ханау эпе и разрушение культуры и когда-то процветающей экономики острова. Хейердал описал этих более поздних мигрантов как «маори-полинезийцев», которые предположительно были азиатами, которые пересекли сухопутный мост Беринга в Северо-Западная Америка перед отплытием на запад в сторону P olynesia (западное направление связано с тем, что он отказался признать, что полинезийцы были способны плавать против ветров и течений). Он связал их с тлинкитами и народами хайда и охарактеризовал их как «нижестоящие» по сравнению с людьми тики.

Гипотеза Хейердала была частью раннего евроцентризма гипердиффузионизм и западники неверие в то, что (небелые ) народы «каменного века» без «математики» могут колонизировать острова, разделенные огромными расстояниями вода океана, даже против преобладающих ветров и течений. Он отверг высококвалифицированные традиции плавания и мореплавания австронезийских народов и вместо этого утверждал, что Полинезия была заселена случайно с лодок, плывущих по ветру и течениям из Южной Америки. Таким образом, Кон-Тики был намеренно примитивным плотом и неуправляемым, в отличие от сложных каноэ с выносными опорами и катамаранов австронезийского народа.

Фактические маршруты миграции Австронезийская экспансия (ок. 3000-1500 г. до н.э.), основанная на археологических, лингвистических и генетических исследованиях, в отличие от гипотезы восточного происхождения Хейердала

Гипотеза Хейердала о полинезийском происхождении сегодня полностью отвергается учеными. Археологические, лингвистические, культурные и генетические данные подтверждают западное происхождение полинезийцев (с острова Юго-Восточной Азии ) через австронезийское расширение. «Дрейфующий рейс» из Южной Америки также был признан «крайне маловероятным» в 1973 году компьютерным моделированием. Путешествие 1976 года Hōkūleʻa, точной копии полинезийского каноэ с двойным корпусом wa'a kaulua, с Гавайев на Таити отчасти была демонстрацией, чтобы доказать, что Хейердал был неправ. «Хокулеа» ходил против преобладающих ветров и использовал исключительно методы навигации и астрономические полинезийские навигационные (в отличие от современного оборудования и карт Кон-Тики). Hōkūleʻa также остается полностью работоспособным, и с тех пор он совершил еще десять путешествий, включая трехлетнее кругосветное плавание вокруг планеты с 2014 по 2017 год с другими родственными кораблями.

Сегодня историки считают, что Полинезийцы с запада были коренными жителями, и что история Ханау эпе является либо чистым мифом, либо воспоминанием о внутренних племенных или классовых конфликтах. В 2011 году профессор Эрик Торсби из Университета Осло представил доказательства ДНК Королевскому обществу, которое, соглашаясь с западным происхождением, также выявило отличительный, но меньший генетический вклад из Южной Америки..

Этот результат был поставлен под сомнение в 2012 году из-за возможности заражения южноамериканцами после контакта европейцев с островами. В 2014 году в ходе дальнейшей работы группы, в которую входила Анна-Сапфо Маласпинас (из Датского музея естествознания), были проанализированы геномы 27 коренных жителей рапа-нуи и было обнаружено, что их ДНК в среднем на 76% была полинезийской, 8 процентов коренных американцев и 16 процентов европейцев. Анализ показал, что «хотя европейское происхождение можно объяснить контактом с белыми европейцами после того, как остров был« открыт »в 1722 году голландскими моряками, южноамериканский компонент был намного старше, датируясь примерно между 1280 и 1495 годами, вскоре после того, как остров был построен. впервые колонизированы полинезийцами примерно в 1200 году ».

Генетический анализ полинезийцев и коренных жителей Южной Америки, опубликованный в Nature в июле 2020 года, показал, что некоторые восточные полинезийские популяции имеют признаки древнего генетического подпись, исходящая от коренных жителей Южной Америки. Первоначальное смешение коренных жителей Южной Америки и полинезийцев, обнаруженное статистическим анализом, произошло примерно в 1150–1230 годах нашей эры.

Позднее воссоздание Кон-Тики

Семь маленьких сестер

В 1954 году Уильям Уиллис в одиночку плыл на плоту «Семь маленьких сестер» из Перу в Американское Самоа, успешно завершив путешествие. Он проплыл 10800 км (6700 миль), что на 3500 км (2200 миль) дальше, чем Кон-Тики. Во втором большом путешествии десять лет спустя он сплавлял 12001 км (7 457 миль) из Южной Америки в Австралию на металлическом плоту Age Unlimited.

Кантута

В 1955 году чешский исследователь и искатель приключений Эдуард Ингрис попытался воссоздать экспедицию Кон-Тики на бальзовом плоту под названием. Его первая экспедиция, Кантута I, состоялась в 1955–1956 годах и закончилась неудачей. В 1959 году Ингрис построила новый бальзовый плот Кантута II и попыталась повторить предыдущую экспедицию. Вторая экспедиция удалась. Ингрис смогла пересечь Тихий океан на бальзовом плоту из Перу в Полинезию.

Таити-Нуи

Французский моряк, Эрик де Бишоп, посвятил себя проекту, который у него был в течение нескольких лет: он построил полинезийский плот, чтобы пересечь восточная часть Тихого океана от Таити до Чили (в отличие от перехода Тура Хейердала ); Таити-Нуи покинул Папеэте с командой из пяти человек 8 ноября 1956 года. Когда в мае 1957 года около островов Хуана Фернандеса (Чили), плот находился в очень плохом состоянии. и они попросили буксировку, но она была повреждена во время операции и от нее пришлось отказаться, но они смогли сохранить все оборудование, которое находилось на борту.

Таити-Нуи II

Второй Таити-Нуи был построен в Конститусьоне, Чили, и отправился 13 апреля 1958 года в сторону Кальяо, затем в сторону Маркизских островов. Он не попал в цель, и через четыре месяца плот начал тонуть. Экипаж построил новый плот меньшего размера, Таити Нуи III, в океане из наиболее плавучих частей Таити Нуи II. Их снесло в сторону островов Кука, где 30 августа плот сел на мель и потерпел крушение у атолла Ракаханга. Эрик де Бишоп погиб в этой аварии.

Тангароа

Перуанская экспедиция во главе с Перу пересекла Тихий океан в 1965 году за 115 дней на плоту под названием Tangaroa, из которых 18 дней команда использовала, чтобы пересечь Туамотус, архипелаг Туамоту, что сделало Тангароа единственным плотом, которому удалось самостоятельно пересечь опасный архипелаг Французская Полинезия. 18 ноября 1965 года «Тангароа» завершило свое путешествие на острове Факарава. Факарава - это место, где в настоящее время хранится Тангароа.

Las Balsas

Экспедиция 1973 Las Balsas была первым (и пока единственным) переходом через Тихий океан на нескольких плотах в новейшей истории. Это самый длинный в истории сплав на плоту. Экспедицией руководил испанец Виталь Альсар, который в 1970 году возглавил экспедицию Ла Бальса, только на тот случай с одним плотом и тремя товарищами. Переход был успешным и на то время самым длинным плаванием на плоту в истории, пока его не затмил в 1973 году Лас-Бальсас. Экспедиция 1973 года преследовала три цели: (1) доказать, что успех 1970 года не был случайным, (2) испытать различные морские течения, которые, по утверждениям Алсара, древние моряки знали так же, как современные люди знают дорожные карты, и (3) показать, что первоначальные экспедиции, направленные, возможно, на торговлю или колонизацию, могли состоять из небольших флотилий бальзовых плотов.

Тангароа

Тангароа на якоре Ставерн, Норвегия

В 2006 году было воссоздано путешествие Кон-Тики на недавно построенном плоту Тангароа, назван в честь морского бога маори Тангароа. Экипаж Тангароа из шести человек возглавлял норвежец Торгейр Хиграфф, в него входили Олав Хейердал, внук Тора Хейердала, Бьярне Креквик (капитан), Эйвин Лаутен (исполнительный директор), швед Андерс Берг (фотограф) и перуанец Роберто Сала. «Тангароа» был спущен на воду в тот же день, что и «Кон-Тики» - 28 апреля - и достиг пункта назначения 7 июля, что на 30 дней быстрее, чем «Кон-Тики» Хейердала, у которого на плавание ушло 101 день. Скорость Тангароа была обусловлена ​​правильным использованием гуаров (швертов).

Ан-Тики

30 января 2011 года Ан-Тики, плот, смоделированный по образцу Кон-Тики, начал плавание на 4800 человек. километр (3000 миль), 70-дневное путешествие через Атлантический океан от Канарских островов до острова Эльютера на Багамах. Экспедицию пилотировали четверо мужчин в возрасте от 56 до 84 лет во главе с Энтони Смитом. Поездка была организована в память о путешествии на открытой лодке выживших с британского парохода Anglo-Saxon, затопленного немецким крейсером Widder в 1940 году. Плот закончил плавание в Карибский остров Сен-Мартен, завершающий свое путешествие на Эльютеру в следующем году со Смитом и новой командой.

Кон-Тики2 ​​

7 ноября 2015 года две команды на двух бальзовых плотах Раити Тане и Тупак Юпанки выехали из Лимы, Перу на остров Пасхи. Экспедиция Кон-Тики2 ​​ получила свое название, потому что в ней было 2 экипажа из многих стран: Норвегии, России, Великобритании, Мексики, Новой Зеландии, Швеции и Перу. Он стремился удвоить время путешествия Хейердала, переплыв два плота из Южной Америки в Полинезию, а затем обратно. Руководителем экспедиции был Торгейр Хиграфф из экспедиции Тангароа (2006 г.). Эйвин Лаутен и Кари Скар Даль были капитанами на первом этапе, а Сигне Мелинг и Ола Боргфьорд были капитанами на втором этапе. Плот достиг острова Пасхи, но не завершил обратный путь.

Два плота были сделаны из 11 бальзовых бревен и 10 перекладин, скрепленных 2000-метровыми веревками из натурального волокна. За Эль-Ниньо год на плоты обрушиваются десятки тысяч волн высотой до шести метров. Это напряжение в течение 16 недель ослабило веревки, но заменить их все экипаж не смог. 3 марта 2016 г. все члены экипажа были доставлены на борт грузового судна после 115 дней плавания и 4½ месяцев в море.

Документация

Книга воспоминаний

Книга, описывающая путешествие и плот, была выпущена в 1948 году Тором Хейердалом по имени.

Документальный фильм

В 1950 году был выпущен документальный фильм о путешествии и плоту под названием Кон-Тики. В 1951 году он получил премию «Оскар» за лучший документальный фильм.

Художественная литература

Кон-Тики - норвежский исторический драматический художественный фильм 2012 года об экспедиции Кон-Тики 1947 года. В ролях Пол Сверре Вальхейм Хаген в роли Тура Хейердала, режиссерами которого являются Иоахим Реннинг и Эспен Сандберг. Это был самый кассовый фильм 2012 года в Норвегии и самый дорогой фильм страны на сегодняшний день.

В пятой серии десятого сезона кабельного телешоу HBO «Умерь свой энтузиазм» Клайв Оуэн играет самого себя в пьесе одного актера под названием «Кон Тики».

См. Также

Ссылки

Библиография
  • Хейердал, Тор; Лион, F.H. (переводчик) (1950). Кон-Тики: Через Тихий океан на плоту. Rand McNally Company, Чикаго, Иллинойс.
  • Хессельберг, Эрик (1950). Кон-Тики и я: иллюстрации с текстом, начатые на Тихом океане на борту плота «Кон-Тики» и завершенные в «Солбаккен» в Борре. Аллен и Анвин
  • Андерссон, Аксель (2010) Герой атомного века: Тур Хейердал и экспедиция Кон-Тики (Питер Лэнг) ISBN 978-1 -906165-31-4

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Кон-Тики.
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:36:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте