Тагалог баронг, более известный как баронг (а иногда и баро ), вышитая мужская рубашка с длинными рукавами и национальная одежда Филиппин. Тагалог баронг сочетает в себе элементы доколониального родного филиппинского и колониального испанского стилей одежды. Традиционно его изготавливают из прозрачных тканей (нипи), сотканных из пина или абака ; хотя в наше время также используются более дешевые материалы, такие как шелк, рами или полиэстер.
Это обычная формальная или полуформальная одежда в филиппинской культуре, которую носят без застежки поверх майки с брюками с поясом и модельными туфлями. Барот сая - женский эквивалент тагалога баронг, а платье Марии Клары является формальным вариантом последнего. Тагалог баронг также назывался camisa fuera («верхняя рубашка») на испанском языке.
Термин «тагалог баронг» обычно сокращается в современном филиппинском до «баронг», хотя это грамматически неверно, так как баронг не может стоять отдельно. Он содержит суффикс enclitic -ng, который указывает, что он модифицируется или изменяет следующее слово. Корень слова barong - это тагальское слово baro, означающее «наряд» или «одежда». Термин обычно не пишется с заглавной буквы.
Хотя «тагалог баронг» буквально переводится как «тагальский наряд», «тагалог» в названии не означает, что это была форма эксклюзивной одежды. к тагалогам, в отличие от других филиппинских этнических групп. Тагалог баронг (и баро'т сая ) носили повсеместно христианизированные жители равнин на Филиппинах в период испанской колонии. Скорее, это название было придумано для обозначения одежды как местной (отсюда «тагалог», то есть индио), в отличие от стилей одежды европейцев и других иностранных культур.
тагалог баронг - это строгая рубашка, обычно сделанная из чистой легкой, но жесткой ткани, известной как (обычно сотканная из волокон пинья или абака ). При использовании прозрачных тканей его надевают поверх майки, известной как camisón или camiseta, которая может иметь короткие или длинные рукава. Термин camisa de chino также используется для обозначения рубашек без воротника и без манжетов, названных так в честь их сходства с рубашками, которые носят китайские рабочие. Носится с брюками с поясом и туфлями. Головной убор при ношении представляет собой либо салакот, либо овечью шляпу (а также исторически цилиндр или шляпу-котелок ). Ансамбль сочетает в себе элементы как местных, так и испанских традиций.
Танцоры на баронг-тагалоге (в бантал-шляпе ) и traje de mestiza, исполняющие Jota Cagayanaна баронг-тагалоге, могут быть разными. значительно с точки зрения дизайна и используемого материала, но у них есть общие характеристики: длинные рукава, вышивка, пуговицы (наполовину или прямо на груди) и отсутствие карманов. Они также носятся свободно и имеют разрезы с обеих сторон. Исторически материал, используемый для баронг-тагалога, зависел от социального класса владельца и формальности случая. Тагалог баронг, сделанный из тонкого, чистого материала, такого как нипи, в основном носили высшие классы или использовали для праздничных мероприятий; в то время как тагалог баронг, сделанный из более дешевых непрозрачных материалов, таких как хлопок, использовался низшими классами или для повседневной носки. Качество материала и сложность вышивки часто были признаками статуса и богатства владельца.
Вышивка баронг-тагалог обычно размещается на прямоугольной части передней части груди (известная как pechera, «перед рубашки», от исп. pecho, «грудь»), и / или поверх всей рубашки (sabog, с тагальского «разбросанный»). В них используются различные техники вышивки, в том числе calado и doble calado («проколотый» и «двойной прокол», виды ажурной вышивки вытянутой нитью ), encajes de bolilio (Венецианское кружево ), и сомбрадо (вышивка теней). У них также могут быть другие виды украшений, такие как альфорца (складки), суксук (уток поплавки) и даже рисунки, расписанные вручную.
Иногда женщины носят феминизированные версии. эгалитарное или haute couture модное заявление; или как форма силовой одежды, которую носили женщины-политики (например, Корасон Акино во время ее президентства). Однако прямой женский аналог тагалога баронг - baro't saya (или более формальные его версии, такие как traje de mestiza и terno ), и оба имеют одно и то же доколониальное происхождение.
Тагалог баронг произошел от тагальского баро (буквально «рубашка» или «одежда», также известный как бару или байу на других филиппинских языках. ), простую рубашку или пиджак без воротника с длинными рукавами, которые носили как мужчины, так и женщины большинства этнических групп доколониальных Филиппин. Они были сделаны из грубой льняной ткани, сотканной из местного абака волокна, или из импортных тканей, сотканных из шелка, хлопка и капока <96.>и другие. Этот тип рубашки был известен испанцам как канга или чамеррета. Среди тагалогских мужчин они обычно сочетались с прямоугольником из богато украшенной ткани, известной как салауаль или салавал, носившимся до колен и вытянутым посередине; в то время как у женщин они сочетались с юбкой с запахом, известной как тапис.
, баро обычно простирается чуть ниже талии. Однако в Visayas, помимо аналогичных комбинаций баро (с более короткими рукавами) и салауальских комбинаций, мужчины также носили красочные мантии и пальто, которые могли доходить до уровня ниже колен (известные как marlota и baquero на испанском языке соответственно). Иногда они были пристегнуты на талии. У тагалогов красная краска и золотая отделка указывали на принадлежность к знати (магиноо ) или касте воинов (махарлика ). На дизайн первоначального баро повлияли торговля и контакты с соседними регионами, наиболее заметное влияние оказала южноазиатская курта.
Ранние записи об одежде на Филиппинах во время Испанская колониальная эпоха с 16 по 18 века была ограниченной, поэтому точная эволюция доколониального баро до современного баронг-тагалога не может быть установлена с точностью. Однако, судя по иллюстрациям и письменным отчетам, в этот период баро все еще носили в основном только простые люди. Они в основном были идентичны доколониальному баро и были сделаны из непрозрачного льняного -подобного абака текстиля, и поэтому в них не было воротников, пуговиц и вышивки более поздних стилей баро. Кутюрье Хосе «Питой» Морено выдвинул гипотезу, что этот переходный стиль рубашки был camisa de chino более поздних веков, что делает его предшественником тагалога баронг. Изображения представителей принципалии высших классов (включая туземцев и метисов ) в 18 веке показали, что они неизменно носили одежду в европейском стиле.
Баронг махаба с ерш воротник, изображенный в El Mestiso Юстиниано Асунсьоном (c.1841)Первым предшественником баро, завоевавшим расположение местной и метисской элиты, был баронг махаба (буквально "длинное баро") которые стали заметными с 1820-х гг. Они были намного длиннее, чем современные тагалоги баронгов, и доходили чуть выше колен. Они также обычно были полосатыми яркими цветами, такими как синий, красный или зеленый. Тем не менее, они уже имели отличительные черты современного тагалога баронг, в том числе изготовлены из прозрачного материала нипи, вышивки, длинных рукавов и свободного силуэта с разрезами с обеих сторон. Однако кнопок им не хватало. Ранние образцы баронгов махаба обычно имели высокие воротники или даже елизаветинские воротники с узкими шейными платками. Баронг махаба обычно носили с красочными брюками прямого кроя с полосками, клеткой или клетчатыми узорами (обычно делались из импортной камбайи, райадилло и guingón ткань), цилиндры (sombrero de copa) и разновидность вышитой бархата или кожаной обуви без шнуровки, известной как corchos. Хотя баронг махаба, как правило, носили свободно, они иногда закреплялись шелковыми шнурками через три отверстия вокруг талии, поверх или под рубашкой. Прозрачная ткань, используемая баронгом махабой, также требовала ношения майки, известной как camisón или camiseta, которую также носили простые люди.
К 1840-м годам баронг-махаба в значительной степени вышла из моды. В этот период он превратился в современный «классический» баронг-тагалог, который был намного короче, с менее эффектно сложенными воротниками, но при этом сохранил прозрачную ткань и другие характеристики баро. Их также носили с меньшими шляпами, такими как котелки (сомбреро хонго) или местные овсяные шляпы. Первоначально они сочетались с более свободными брюками, но к концу XIX века постепенно приобрели размеры современных брюк. Цвета тагалога баронг также стали более приглушенными и монохромными, в отличие от красочных ансамблей баронг-махаба более ранних десятилетий. Ансамбли тагалога баронг с середины 19 века и далее обычно представляли собой сочетание черного и белого, синего и белого или полностью белого цвета. Баро, которое носили простые люди, также предпочитало более темные цвета, такие как коричневый или синий, обычно в сочетании с белыми шелковыми брюками.
Коренной филиппинец в темном баронговом тагалоге конца XIX века из коллекций Biblioteca Nacional de Madrid (c.1870)Этот тип баронг-тагалога был распространен среди государственных служащих и бизнесменов, которые обычно носили их под куртками (чакета). Туземцы и метисы также носили прозрачные баро на праздниках, во время досуга, таких как танцы, или в церкви. Тем не менее, костюмы в западном стиле стали более популярными среди учеников растущего ilustrado образованного класса.
Известным вариантом баронг-тагалога в этот период был baro cerrada (буквально «закрытое баро»). Его название происходит от закрытого воротника. Он был сделан из непрозрачного материала (может быть белого или более темного цвета) и сочетался с белыми брюками. Этот стиль баро оставался популярным до начала 1900-х годов.
Часто повторяемое, но ошибочное мнение состоит в том, что испанские колонизаторы заставляли туземцев носить свой баронг-тагалог с торчащими фалдами рубашек, чтобы отличить их от правящего класса; его полупрозрачная ткань якобы показывала, что владелец не прятал под ним оружие. Нет никаких исторических записей об этом с 16 по конец 19 века. Никакие правила не требовали использования прозрачного материала или запрещали заправлять мужские рубашки. Баро всегда носили незаправленными, даже в доколониальный период; и вплоть до 19 века они не делались из полупрозрачной ткани нипис.
Хотя стиль и ткани, которые носили разные классы, действительно менялись в течение испанского колониального периода, это было связано с модой, богатством и классовой принадлежностью, а не закон. Большинство простолюдинов в колониальный период носили баро из более дешевых и более прочных непрозрачных тканей, в то время как дорогие ткани нипис носили в основном высшие классы. Туземцы (индио произошли от доколониальной знати) и метисы (оба метиса испанского языка и метисы сангли ) также были частью аристократических высших классов (принципалия ) и это не ограничивалось европейцами.
Индио и метисы, независимо от класса, носили баронг-тагалоги и одежду в европейском стиле, в зависимости от того, что они могли себе позволить и что было модно в то время. Однако ношение баронг-тагалога имело расовый оттенок, поскольку большинство людей несмешанного европейского происхождения (insulares, criollos и peninsulares ) сохранили свои собственные стили одежды.
Популярность баронг-тагалога еще больше уменьшилась в Американский колониальный период. Он был заменен на костюмы (известные как Americana на Филиппинах) и смокинги в большинстве формальных функций. Напротив, женщины продолжали носить родной терно (модернизированный и унифицированный вариант баро'т сайа ), который тогда ассоциировался с суфражистками. Тем не менее, барро серрада оставалась популярной как неформальная одежда для отдыха.
Известным тагалогом баронгов в этот период был «тагальский баронг Содружества», который носил президент Мануэль Л. Кесон, на котором была вышивка флаги Содружества Филиппин и Соединенных Штатов. Однако, помимо этого, Кесон в основном носил официальную одежду в американском стиле и не пропагандировал баронг-тагалог.
После обретения Филиппинами независимости 4 июля 1946 г. Американа или костюм и галстук продолжали оставаться доминирующая официальная одежда, которую носили президенты Мануэль Роксас и Эльпидио Квирино. Однако в 1953 году президент Рамон Магсайсай победил на выборах, будучи «человеком масс». На инаугурации он намеренно носил баронг-тагалог. Пресса разыграла символику Магсайсая в баронгском тагалоге и уходящего Квирино в костюме в западном стиле как символ «разрыва» между независимыми Филиппинами и их колониальным прошлым. Он также носил баронг-тагалог на большинстве государственных и частных государственных функций. Использование Магсайсай баронг-тагалога в качестве формальной одежды было беспрецедентным в наше время. Его примеру последовали другие президенты Филиппин, и ко времени правления Диосдадо Макапагала в 1960-х годах он восстановил свой статус официальной одежды. Фердинанд Маркос, в частности, почти всегда носил баронг-тагалог. В 1975 году Маркос издал указ, согласно которому тагалог баронг вместе с баро'т сайя стал официальной национальной одеждой. С 5 по 11 июня также было объявлено «Неделей тагалог баронг».
После указа Маркоса, тагалог баронг стал широко использоваться в качестве офисной одежды как для служащих правительства, так и для частных компаний, а также школьная форма. В 1970-1980-х годах такие компании, как Philippine Airlines, Ayala Corporation и Allied Bank, прописывали баронг-тагалог в качестве своей униформы. В этот период были разработаны различные полуформальные и неформальные версии тагалога баронг, в том числе баронг с короткими рукавами и баронг из льна. В 1998 году судья Верховного суда Иларио Давиде младший обязал носить баронг-тагалог для всех сотрудников судебной системы Филиппин.
. Хотя теперь баронг-тагалог считался официальной одеждой, он не завоевали популярность в качестве свадебного наряда для женихов на ранних послевоенных Филиппинах. На большинстве свадеб жених был в западном костюме, а невеста - в терно. Однако к 1990-м ситуация изменилась. Женихи теперь почти всегда используют тагалог баронг, в то время как женщины предпочитают свадебные платья в западном стиле.
Лучшие тагалоги баронг изготавливаются из разнообразных местных прозрачных тканей (нипи). Ниже перечислены наиболее часто используемые традиционные материалы. Используемые ткани также могут быть композитами из двух разных материалов (например, хлопок и jusi или шелк и piña ). Кроме того, более неформальные баронги могут также использовать обычные непрозрачные ткани, такие как хлопок, лен, полиэстер или рами.
Термин баронг-тагалог почти исключительно используется для обозначения формальной версии баронг. Именованные варианты баронг-тагалога включают следующее:
Тагалог баронг является возможным предшественником гуаябера, рубашки популярен в латиноамериканских общинах с конца 19 века. Возможно, он был впервые представлен в Мексике через Манила-Акапулько галеоны и был адаптирован для использования местных тканей в отсутствие пинья или абаки. Вариант гуаябера, который традиционно носили на Юкатане, до сих пор называют «филиппиной».
метисы на Филиппинах на баронг-тагальском языке и баро'т сая от (c.1846)
El Cundiman от Хосе Онорато Лозано (c.1847), изображающий танцоров в красочных полосатых тагалогах баронг и baro't saya
Полосатый тагалог баронг, сделанный из пина в Метрополитен-музее (около 1850 г.)
Деталь вышивки каладо на печере пинья тагалог баронг (ок. 1850 г.)
Вилма Сантос в феминизированной версии тагальского баронга
Тагалог баронг, помещенный против света, демонстрирующий полупрозрачность ткани
Baro't saya и баронг-тагалог, который носят танцоры Кариньоса
Современный джуси баронг-тагалог с воротником-стойкой
На Викискладе есть материалы, связанные с Баронг Тагалог. |