Линкор класса Сент-Винсент

редактировать
Класс корабля

Британские линкоры времен Первой мировой войны Q21794.jpg Сент-Винсент на якоре, 1909 год
Обзор класса
Имя:Класс Сент-Винсент
Операторы:Королевский флот
Предыдущий:класс Bellerophon
Преемник:HMS Neptune
Построен:1907–1910
В эксплуатации:1910–1922
В работе:1910–1922
Выполнено:3
Утеряно:1
Списано:2
Общие характеристики (в состоянии постройки)
Тип:Линкор «Дредноут»
Водоизмещение:19,700 длинных тонн (20,000 т ) ( нормальный)
Длина:536 футов (163,4 м) (o / a )
Ширина:84 фута 2 дюйма (25,7 м)
Осадка:28 футов (8,5 м)
Установленная мощность:
Тяговая сила:4 × вала; 2 × паровая турбина комплектов
Скорость:21 узлов (39 км / ч; 24 миль / ч)
Дальность:6900 мор. Миль (12 800 км; 7900 миль) при скорости 10 узлов (19 k м / ч; 12 миль в час)
Комплектация:755–835
Вооружение:
Броня:

Сент-Винсент- Линкоры класса были группой из трех линкоров дредноутов, построенных для Королевского флота в первом десятилетии 20-го века. Сводные корабли всю свою карьеру посвятили Домашнему и Великому флоту. Помимо участия в Ютландской битве в мае 1916 г. и безрезультатных действиях 19 августа несколькими месяцами позже, их служба во время Первой мировой войны в основном состояла из обычное патрулирование и обучение в Северном море. Авангард был уничтожен в 1917 году в результате взрыва магазина с почти полной гибелью ее экипажа. Оставшаяся пара устарела к концу войны в 1918 году и провела оставшееся время либо в резерве, либо в качестве учебных кораблей, прежде чем была продана за лом в начало 1920-х гг.

Обломки корабля "Авангард" были тщательно спасены, прежде чем они были объявлены военной могилой. С 2002 года он был обозначен как контролируемый объект в соответствии с Законом о защите военных останков 1986, и ныряние на затонувшем корабле в целом запрещено.

Содержание
  • 1 Предпосылки и описание
    • 1.1 Вооружение
    • 1.2 Управление огнем
    • 1.3 Броня
    • 1.4 Модификации
  • 2 корабля
  • 3 Карьера
    • 3.1 Ютландская битва
    • 3.2 Последующая деятельность
      • 3.2.1 Взрыв авангарда
    • 3.3 Послевоенные годы
  • 4 Примечания
  • 5 Цитаты
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Предпосылки и описание

В проекте плана постройки Адмиралтейства 1905 г. предусматривалось четыре крупных корабля в Военно-морской программе 1907–1908 гг., Но новое либеральное правительство сократило один из них. кораблей в середине 1906 года и отложил еще один до Военно-морской программы 1908–1909 гг. в ожидании заключения действующей Гаагской мирной конвенции. Неспособность немцев согласиться на какой-либо контроль над военно-морскими вооружениями заставила правительство восстановить третий корабль. Адмиралтейство потребовалось до 12 июня 1907 года, чтобы принять решение не строить один из них как линейный крейсер в пользу эскадры из четырех однородных линкоров. Три из них будут частью класса «Сент-Винсент», в то время как единственный линкор, запланированный для Военно-морской программы 1908–1909 годов, позже был утвержден как HMS Neptune.

Правая высота и план первого поколения британских дредноутов 1912 года. издание Военно-морского ежегодника Брасси

Дизайн класса «Сент-Винсент» был заимствован из предшествующего класса «Беллерофон», с более мощными орудиями и небольшим увеличением размера и брони. Суда имели общую длину 536 футов (163,4 м), ширину 84 футов 2 дюйма (25,7 м) и нормальную осадку 28 футов (8,5 м). Они вытеснили 19,700 длинных тонн (20,000 т ) при нормальной нагрузке и 22,800 длинных тонн (23,200 т) при глубокой нагрузке. По сравнению с классом Bellerophon, водоизмещение St Vincents было увеличено на 650 длинных тонн (660 тонн), длина - на 10 футов (3,0 м), а ширина - на 18 дюймов (46 см); их экипажи насчитывали около 755 офицеров и рядовых по завершении и 835 во время войны.

Корабли класса Сент-Винсент были оснащены двумя наборами Парсонс с прямым приводом паровые турбины, каждая из которых размещалась в отдельном машинном отделении. Наружные гребные валы были соединены с турбинами высокого давления, и они были выведены в турбины низкого давления, которые приводили в движение внутренние валы. На каждый вал были предусмотрены отдельные маршевые турбины. В турбинах использовался пар от восемнадцати водотрубных котлов с рабочим давлением 235 psi (1,620 <>кПа ; 17 кгс / см ).. Они были рассчитаны на 24,500 лошадиных сил (18,300 кВт ) и были предназначены для обеспечения максимальной скорости 21 узла (39 км / ч; 24 миль / ч).). Во время своих ходовых испытаний «Сент-Винсент» легко превысил проектную скорость и мощность, достигнув 21,7 узла (40,2 км / ч; 25,0 миль в час) от 28 128 л.с. (20 975 кВт). Они перевезли 2700 длинных тонн (2743 т) угля и еще 850 длинных тонн (864 т) мазута, которые были распылены на уголь для увеличения скорости его горения. Это дало им дальность действия 6900 морских миль (12 800 км; 7900 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час).

Вооружение

Vanguard. правый борт в кормовой части, на которой видна ее задняя 12-дюймовая орудийная башня и стрелы против торпедной сети, около 1914 г.

Эти корабли были первыми, на борту которых был установлен новый калибр 50- с казенником (BL) 12-дюймовое (305 мм) орудие Mark XI, которое было на 5 калибров длиннее и имело начальную скорость около 75 футов в секунду (23 м / с) выше, чем у 45-го калибра Mark X, использовавшегося в более ранних дредноутах. У них была репутация свисающих дульных частей, что, как полагали, имело неблагоприятный эффект на большой дистанции, но испытания в море показали, что дульное опускание находится в пределах нормальных допусков, а точность на больших дистанциях - удовлетворительная.. Увеличенная начальная скорость пулемета Mark XI дала ему большую дальность действия по сравнению с пушкой Mark X, а также увеличила расстояние, на котором оно могло пробить 12 дюймов брони с 7600 до 9300 ярдов (6949-8504 м) при использовании того же снаряда. Более высокая скорость сокращала срок службы из-за увеличения износа ствола.

Класс St Vincent был оснащен десятью пушками Mark XI в пяти двух- турелях с гидравлическим приводом, три из которых располагались вдоль ствола. осевой линии, а оставшиеся два - как крыльевые башни. Центральные башни были обозначены буквами «A», «X» и «Y» спереди назад, а башни крыльев левого и правого борта были «P» и «Q» соответственно. Орудия имели максимальную высоту + 20 °, что давало им дальность стрельбы 21 200 ярдов (19 385 м). Они выпустили 850-фунтовые (386 кг) снаряды с начальной скоростью 2825 фут / с (861 м / с) со скоростью два выстрела в минуту. Корабли имели от 80 до 100 снарядов на орудие.

вторичное вооружение «Сент-Винсент» состояло из двадцати четырехдюймовых (102-мм) БЛ 50-го калибра Mark VII пистолеты. Пары этих орудий были установлены в неэкранированных установках на крышах башен «A», «P», «Q» и «Y», а другая дюжина - в одиночных установках на уровне бака -палубы в надстройка. Пушки имели максимальный угол возвышения + 15 °, что давало им дальность стрельбы 11 400 ярдов (10424 м) для стрельбы 31 фунтом (14,1 кг) снарядами с начальной скоростью 2821 фут / с (860 м / с). У них было по 150 патронов на орудие; Запас военного времени на каждую пушку составлял 200 патронов. Также имелись четыре 3-фунтовых 1,9 дюйма (47 мм) салютных пушек. Корабли были оснащены тремя 18-дюймовыми (450 мм) подводными торпедными аппаратами, по одному на каждом бортовом борту и еще одним в корме., для которых было предусмотрено девять торпед.

Управление огнем

Сент-Винсент на якоре, до 1912 года

Пункты управления основным вооружением находились в зоне обнаружения вершины в головной части и mainmasts. Данные с 9-футового (2,7 м) Barr and Stroud дальномера совпадения, расположенного на каждой контрольной позиции, вместе с информацией о скорости и курсе цели, вводились в Dumaresq механический компьютер и электрически передается на часы диапазона Vickers, расположенные на передающей станции, расположенной под каждой позицией на главной палубе. Скорость и направление ветра передавались на передающую станцию ​​с помощью голосовой трубки или звукового телефона. Часы дальности интегрировали все данные и преобразовали их в данные о высоте и отклонении для использования орудиями. Данные о цели также были графически записаны на графическом столе, чтобы помочь офицеру-артиллеристу предсказать движение цели. Башни, передающие станции и посты управления могли быть соединены практически в любой комбинации. В качестве резерва, две башни на каждом корабле («A» и «Y» на Сент-Винсенте) могли заменить, если необходимо.

В 1910–1911 гг. Четырехдюймовые орудия на крыше передней башни Vanguard были заменены дальномером 9 или 12 футов (2,7 или 3,7 м). Это было удалено примерно через год, примерно в то же время, когда орудия на крыше были сняты с передних турелей двух других кораблей. В конце 1914 года оставшиеся орудия на крыше были заменены на трех родственных кораблях 9-футовыми дальномерами, защищенными бронированными капюшонами.

Технология управления огнем быстро развивалась в годы между Сент-Винсентс и Сент-Винсентами. 'с началом Первой мировой войны и самой важной разработкой была система стрельбы Director. Установленный высоко на корабле, директор управления огнем электрически передавал данные в турели с помощью указателя на шкале , за которым должны были только следовать члены экипажа башни. Слой директора стрелял из пушек одновременно, что помогало обнаруживать брызги снарядов и сводило к минимуму влияние ролика на рассеивание снарядов. Хотя точные даты установки неизвестны, Сент-Винсент был оборудован одним директором к декабрю 1915 года, а другие - к маю 1916 года. Корабли были оснащены таблицами управления огнем Mark I Dreyer на передающих станциях к началу 1916 г., который сочетал в себе функции часов Дюмареска и часов дальности.

Armor

Корабли класса St Vincent имели ватерлинию пояс цементированная броня Круппа толщиной 10 дюймов (254 мм) между передней и задней частью барбетов, которая уменьшалась до 2 дюймов (51 мм), прежде чем достигала концов кораблей. Она закрывала борт корпуса от средней палубы до 4 футов 11 дюймов (1,5 м) ниже ватерлинии, где она утончалась до 8 дюймов (203 мм) миделя.. Сверху был отрезок 8-дюймовой брони. Поперечные переборки толщиной от 5 до 8 дюймов (от 127 до 203 мм) оканчивались наиболее толстыми частями ватерлинии и верхних броневых поясов, когда они доходили до внешних частей самых крайних барбетов. Три центральных барбета были защищены броней толщиной 9 дюймов (229 мм) над главной палубой и утоненной до 5 дюймов (127 мм) под ней. Барбеты крыльев были похожи, за исключением того, что на их внешней стороне было 10 дюймов брони. Орудийные башни имели поверхность 11 дюймов (279 мм) и борта с 3-дюймовыми крышами.

Три бронепалубы имели толщину от 0,75 до 3 дюймов (19-76 мм) с максимальной толщиной за пределами центральная бронированная цитадель. Передняя часть и борта передней боевой рубки были защищены 11-дюймовыми пластинами, хотя задняя часть и крыша имели толщину 8 дюймов и 3 дюйма соответственно. Кормовая рубка имела 8-дюймовые борта и 3-дюймовую крышу. «Сент-Винсентс» имел две продольные переборки для защиты от торпед толщиной 1–3 дюйма (25–76 мм), которые простирались от переднего конца барбета «А» до конца магазина «Y» . В районе котельных отсеки между ними использовались как угольные бункеры.

Модификации

Авангард на якоре, 1910 г.

Заменены орудия на передней крыше башни. в 1910–1911 - дальномером на Авангарде, а на сестрах - в 1911–1912. Примерно два года спустя орудийные щиты были установлены на большинство орудий в надстройке, а конструкция мостика была увеличена вокруг основания передней мачты треноги. В течение первого года войны основание передней надстройки было перестроено, чтобы разместить восемь 4-дюймовых орудий, а верхние орудия были сняты, что уменьшило их вторичное вооружение до четырнадцати орудий; добавлена ​​пара 3-дюймовых (76 мм) зенитных (AA) орудий. Примерно 50 длинных тонн (51 т) дополнительной палубной брони было добавлено после Ютландской битвы в мае 1916 года. К апрелю 1917 года сестры установили тринадцать 4-дюймовых противоторпедных катера, а также одиночные 4-дюймовые и 3-дюймовые Зенитные орудия. Кормовой торпедный аппарат был снят в 1917–1918 гг., И Сент-Винсент был оборудован для работы воздушных шаров. В 1918 году на носовой части уцелевших кораблей установили высокоугольный дальномер, а на крышах носовой и кормовой турелей Коллингвуда установили отлетные платформы.

Корабли
КорабльСтроительЦена (включая вооружение)Заложен Спущен на воду Введен в эксплуатацию
Сент-Винсент HM Dockyard, Портсмут 1721970 фунтов стерлингов или 1754615 фунтов стерлингов30 декабря 1907 года10 сентября 1908 года3 мая 1910 года
Коллингвуд HM Dockyard, Девонпорт 1 680 888 фунтов стерлингов или 1 731 640 фунтов стерлингов3 февраля 1908 г.7 ноября 1908 г.19 апреля 1910 г.
Vanguard Vickers Armstrong, Барроу-ин-Фернесс 1 464 030 фунтов стерлингов или 1 607 780 фунтов стерлингов2 апреля 1908 г.22 февраля 1909 г.1 марта 1910 г.
Карьера

После ввода в строй все три корабля были отнесены к 1-й дивизии Флота метрополии, а Сент-Винсент стал флагманом заместителя командира этой дивизии. В июле они присутствовали, когда король Георг V посетил флот в Торбее и принял участие в его Coronation Fleet Review в Spithead 24. Июнь 1911 года. Менее чем через год 1-я дивизия была переименована в 1-ю боевую эскадрилью (BS) 1 мая 1912 года. Коллингвуд стал флагманом эскадры 22 июня и вернулся в частный корабль снова два года спустя. Перед началом Первой мировой войны в середине 1914 года каждая из сестер прошла длительный ремонт.

1-я боевая эскадра в море, апрель 1915 года

С 17 по 20 июля 1914 года сестры приняли участие в испытании мобилизация и обзор флота. После прибытия в Портленд им было приказано проследовать с остальной частью Флота метрополии к Скапа-Флоу двумя днями позже, чтобы защитить флот от возможного внезапного нападения имперских войск. Германский флот. После объявления Великобританией войны Германии 4 августа Флот метрополии был реорганизован в Большой флот и передан под командование адмирала Джона Джеллико. Согласно довоенной доктрине, роль Великого флота заключалась в решающей битве против немецкого флота в открытом море, но нежелание Германии использовать свои линкоры против превосходящих британских сил привело к нерешительным действиям. Великий флот тренировался в Северном море, время от времени перемежаясь миссией по перехвату немецкого рейда или крупного флота вылазки. В апреле 1916 года Авангард был переведен в 4-ю боевую эскадрилью, а ее сестры остались в 1-й боевой эскадрилье.

Ютландское сражение

Британский флот плыл из Северной Британии в восток, в то время как немцы отплыли из Германии на юг; противостоящий флот встретился у датского побережья Карты, показывающие маневры британцев (синие) и немецкий (красный) флот 31 мая - 1 июня 1916 г.

В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, немецкий флот открытого моря покинул Нефритовую бухту рано утром 31 мая 1916 г. в поддержку линейных крейсеров контр-адмирала Франца фон Хиппера, которые должны были выступить в качестве приманки. Британские кодовые взломщики комнаты 40 в Адмиралтействе расшифровали немецкую радиопередачу, содержащую планы операции, и Адмиралтейство приказало Великому флоту совершить вылазку в ночь перед немцами, чтобы отрезать дорогу. и уничтожить флот открытого моря.

Великий флот встретился утром с 2-й боевой эскадрой, прибывшей из Кромарти, Шотландия. 31 мая и Джеллико организовали основные силы Великого флота параллельными колоннами из четырех корабельных дивизий. Слева от него (восток) находились два отдела 2-й БС, в центре 4-й БС и справа 1-й БС. Авангард и Сент-Винсент были тыловыми кораблями своих дивизий, а Коллингвуд был вторым кораблем в своей дивизии. Когда Джеллико приказал Великому Флоту развернуться налево и сформировать линию за кормой в ожидании встречи с Флотом открытого моря, это, естественно, поместило 4-ю и 1-ю боевые эскадрильи в центр и тыл боевой линии. соответственно, что означало, что сёстры находились в тылу Великого Флота после его развертывания. Это ограничивало их способность вести огонь по немецким кораблям в условиях плохой видимости. Все три корабля обстреляли искалеченный легкий крейсер SMS Wiesbaden, возможно, получив несколько попаданий, но только Сент-Винсент и Коллингвуд смогли поразить любой из немецких крупных кораблей. Первый ударил линейный крейсер СМС Мольтке дважды, причинив лишь незначительный урон, а Коллингвуд ударил линейный крейсер СМС Дерффлингер один раз, также без особого эффекта. Авангард и Коллингвуд также вели огонь по немецким эсминцам , но не смогли достичь ни одного попадания. Ни одна из сестер не произвела более 98 выстрелов из своих основных орудий во время битвы.

Последующие действия

После битвы Сент-Винсент и Коллингвуд присоединились к Авангарду в 4-й BS. 18 августа Великий флот совершил вылазку из засады на флот в открытом море, когда тот продвигался в южную часть Северного моря, но серия сбоев и ошибок связи помешала Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико решить не рисковать основными частями флота немецким подводным лодкам и минам южнее 55 ° 30 ' К северу. Адмиралтейство согласилось и оговорило, что Великий флот не будет совершать боевых вылетов, если немецкий флот не пытается вторгнуться в Британию или существует большая вероятность того, что он будет вынужден вступить в бой при подходящих условиях. Приказ Адмиралтейства означал, что Великий флот проводил в море гораздо меньше времени. В конце февраля 1917 г. 4-я БС в течение нескольких дней проводила тактические учения. В январе 1918 года «Коллингвуд» и некоторые из более старых дредноутов несколько дней курсировали у берегов Норвегии, возможно, чтобы обеспечить дальнее прикрытие для конвоя в Норвегию. Вместе с остальной частью Великого Флота он совершил вылет днем ​​23 апреля, когда по радиопередаче выяснилось, что Флот открытого моря находится в море после неудачной попытки перехватить регулярный британский конвой, направлявшийся в Норвегию. Немцы слишком далеко опередили британцев, чтобы их можно было поймать, и никто не выстрелил. Сент-Винсент ремонтировался в Инвергордон, Шотландия, и не мог совершить вылет, но присутствовал в Росайте, когда 21 ноября немецкий флот капитулировал; Коллингвуд переоборудовал в Инвергордоне.

Взрыв Авангарда

Коллингвуд входит в Розайт, 25 августа 1917 года

Вечером 9 июля 1917 года магазины Авангарда взорвались, и она почти мгновенно затонула, оставшись в живых только с тремя. из которых умер вскоре после этого; 842 человека на борту погибли. Экипаж Коллингвуда обнаружил тела трех мужчин, погибших в результате взрыва. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что пожар неизвестного происхождения начался в 4-дюймовом магазине и распространился на один или оба из ближайших 12-дюймовых магазинов, в результате чего судно взорвалось и затонуло.

Послевоенные годы

В марте 1919 года «Сент-Винсент» был переведен в резерв и стал учебным кораблем в Портсмуте. Затем в июне он стал флагманом Резервного флота, а в декабре был заменен на артиллерийское учебное судно, когда его перевели в Росайт. Там она оставалась до тех пор, пока не была выставлена ​​на утилизацию в марте 1921 года; она была продана на металлолом 1 декабря 1921 года и снесена.

В январе 1919 года Коллингвуд был переведен в Девонпорт и закреплен за Резервным флотом. После роспуска Великого флота 18 марта Резервный флот был переименован в Третий флот, и Коллингвуд стал его флагманом. 1 октября он стал тендером для HMS Vivid и служил артиллерийским и учебным кораблем беспроводной телеграфии до начала августа 1920 года, когда корабль вернулся в резерв.. 22 сентября 1921 года Коллингвуд служил учебным кораблем мальчиков, пока не был выкуплен 31 марта 1922 года. Коллингвуд был продан на металлолом 12 декабря и распался.

Большая часть обломков Vanguard была спасена до того, как в 1984 году была объявлена ​​военной могилой. Мидельная часть корабля почти полностью исчезла, а башни P и Q находятся примерно в 40 метрах (130 футов), предположительно взорваны. там журнальные взрывы. Носовая и кормовая части практически не повреждены, как это было выявлено в ходе исследования, санкционированного Министерством обороны в 2016 году в рамках подготовки к празднованию столетия, запланированному на 2017 год. Обломки корабля были признаны контролируемым объектом в 2002 году и не могут можно просматривать без разрешения Министерства.

Примечания
Цитаты
Библиография
  • Брэди, Марк (сентябрь 2014 г.). Часть вторая. "HMS Collingwood War Record". Военный корабль (177): 19–24. ISSN 0966-6958.
  • Брукс, Джон (2005). Артиллерийские дредноуты и Ютландская битва: вопрос управления огнем. Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-40788-5.
  • Брукс, Джон (1995). «Вопрос о мачте и воронке: позиции управления огнем в британских дредноутах». В Робертс, Джон (ред.). Военный корабль 1995. Лондон: Conway Maritime Press. С. 40–60. ISBN 978-0-85177-654-5.
  • Брукс, Джон (1996). «Перси Скотт и режиссер». В Маклин, Дэвид; Престон, Энтони (ред.). Военный корабль 1996. Лондон: Conway Maritime Press. С. 150–70. ISBN 978-0-85177-685-9.
  • Берт Р. А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-863-7.
  • Кэмпбелл, Н. Дж. М. (1986). Ютландия: анализ боевых действий. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-324-3.
  • Корбетт, Джулиан (1997). Морские операции. История Великой войны: по официальным документам. III (перепечатка второй ред. 1940 г.). Лондон и Нэшвилл, Теннесси: Имперский военный музей совместно с Battery Press. ISBN 978-1-870423-50-2.
  • Фридман, Норман (2015). Британский линкор 1906–1946 гг. Барнсли, Великобритания: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-225-7.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны. Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Все мировые боевые корабли Конвея 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-85177-245-5.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7.
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море. Нью-Йорк: Random House. ISBN 978-0-679-45671-1.
  • Паркс, Оскар (1990). Британские линкоры (переиздание изд. 1957 г.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-075-5.
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918. Нью-Йорк: Книги Галахад. ISBN 978-0-88365-300-5.
  • Таррант, В. Э. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. (переиздание). Лондон: Brockhampton Press. ISBN 978-1-86019-917-2.
Внешние ссылки
  • icon Портал линкоров
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с St. Линкор класса Винсент.
Последняя правка сделана 2021-06-09 06:50:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте