Священные деревья и рощи в германском язычестве и мифологии

редактировать
Стилизованное изображение космологического древа Иггдрасиль работы В. Дж. Коллингвуд в английском переводе Оливии Брэй Поэтической Эдды

Деревья играют особую роль в германском язычестве и германской мифологии, как по отдельности (священные деревья ) и группами (священные рощи ). Центральная роль деревьев в германской религии отмечена в самых ранних письменных сообщениях о германских народах, причем римский историк Тацит утверждал, что германские культовые практики имели место исключительно в рощах, а не храмы. Ученые считают, что благоговение перед отдельными деревьями и обряды, совершаемые над ними, происходят от мифологической роли мирового дерева, Иггдрасиль ; ономастический и некоторые исторические свидетельства также связывают отдельные божества как с рощами, так и с отдельными деревьями. После христианизации деревья продолжают играть значительную роль в народных верованиях германских народов.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 Свидетельства и археологические находки
  • 3 Известные примеры
    • 3.1 Германское язычество
    • 3.2 Германская мифология
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Терминология

Языческие германские народы относились к святым местам с помощью множества терминов, и многие из этих терминов по-разному относились к камням, рощам и храмовым постройкам. От протогерманского * xaruʒaz или * haruʒaz, существительное мужского рода, произошло древнескандинавское hǫrgr, что означает «храм, идол», древнеанглийское Hearg 'храм, идол' и древневерхненемецкое harug, означающее 'святая роща, священный камень'. По словам филолога Владимира Орла, термин был заимствован из континентального кельтского * karrikā или, поочередно, того же не- индоевропейского Источник как кельтский источник. Более общим термином для священного места было * .

протогерманское существительное мужского рода * nemeðaz, которое превратилось в древнефранкский nimid («святая роща»), аналогичным образом либо возникшее из, либо иным образом связанное с to, галльский неметон, латинский sacellum и древнеирландский nemed 'святость'.

Другое протогерманское существительное мужского рода, * lauxaz или * lauhaz, породило слова с множеством значений в различных германских языках, включая англосаксонский lēah, 'луг', средне-низкий Немецкое lo, куст и древневерхненемецкое laoh, löh, роща, рощица, куст; оно родственно латинскому lūcus, «священная роща».

Скандинавские топонимы встречаются с именем божества в сочетании с lundr, «роща» или viðr, «лес».

Свидетельства и археологические находки

Священные деревья и рощи широко засвидетельствованы среди летописей древних германских народов. Некоторые ученые предполагают, что они даже предшествовали развитию храмов (согласно Рудольфу Симеку, «священные леса существовали задолго до того, как появились храмы и алтари»).

В своей «Германии» Тацит говорит, что германские народы «освящают леса и рощи и применяют имя богов к тому таинственному присутствию, которое они видят только оком преданности», Тацит описывает рощу Semnones и относится к castum nemus («целомудренная роща»), в которой был освящен образ богини Нертуса, а в других сообщениях римского периода также упоминаются обряды, проводимые континентальными германцами. народы в рощах, в том числе жертвы выживших на лесных полянах херусками после их победы в битве при Тевтобургском лесу, о которых Тацит рассказывает в своих Анналах на основе отчета Германика. Такие рощи иногда посвящались определенному божеству: в дополнение к случаю с Нертом, рядом с рекой Везер <находилось silva Herculi sacra («священное дерево Геракла», интерпретация римского ). 10>, а семноны, как сообщается, проводили свои ритуалы в честь regnator omnium deus («бог, правитель всего»). Исследователь германской религии Ян де Фрис отметил, что такие топонимы, как Frølund (Дания), Ullunda, Frösvi и Mjärdevi (Швеция), в которых имя божества сочетается со словами, означающими «роща» или «дерево», предполагают продолжение той же практики, но встречаются почти исключительно в восточной Скандинавии; однако, есть Coill Tomair, записанный около Дублина, дубовый лес, очевидно, священный для Тора.

У германских народов почтение к отдельным деревьям является общей темой в средневековых христианских осуждениях отступничества в язычество.. В некоторых случаях, например, Дуб Донара (согласно легенде, срубленный христианским миссионером Святой Бонифаций ), они были связаны с определенными богами, и связь отдельных деревьев со святыми может быть рассматривается как продолжение традиции в наше время.

Ланднамабок, который описывает поселение Исландии и датируется 13 веком, повествует о skáld по имени Торир Снепилл Кетилссон, который после того, как его команда столкнулась с набегами викингов и отразила их, прибыл в Исландию и основал там священную рощу:

... Торир овладел всей Фньоскадале до Одейлы. Он поселился в Лунде (древнескандинавская «роща»] и считал рощу священной.

Существует также скандинавская народная традиция, когда фермеры делали небольшие подношения «дереву-надзирателю», которое считается выполнение защитных функций над семьей и землей. Однако нет никаких указаний на то, что в языческий период деревья считались обителью богов и духов. Ученые предположили, что публично почитаемые деревья, такие как в храме в Упсале, считались аналогами мифического мирового дерева Иггдрасиль.

Священные деревья и рощи оставляют мало археологических следов, но два таких сайты могли быть обнаружены как в Швеции. Обветшавший пень березы, окруженный костями животных, особенно бурого медведя и свиньи, был обнаружен под церковью на Frösön в Jämtland в 1984 году. углерод датируется концом эпохи викингов. Возможные жертвы всесожжения были найдены на холме в Лунде около Стренгнес в Сёдерманланде ; археолог Гуннар Андерссон утверждал, что сочетание находок и топонима, которое может означать «роща», указывает на то, что это остатки жертвенной рощи.

Известные примеры

В настоящем разделе особо примечательные примеры делятся на тексты, обсуждающие религиозную деятельность древних германских народов, включая деревья и рощи (германское язычество), и их появление в мифах германских народов, особенно северогерманских народов (германская мифология).

Германское язычество

Священные деревья и рощи упоминаются на протяжении всей истории древнегерманских народов, от самых ранних свидетельств их римских писцов до упоминаний средневековых христианских монахов. Известные примеры священных деревьев и рощ в исторических записях древних германцев включают следующее:

ИмяМестоположениеОписаниеСвидетельства
Роща Бадухенна Древняя Фризия Согласно римскому сенатору Тациту в его работе «Анналы» первого века нашей эры, фризы расчленили 900 римских солдат в роще, посвященной богине в 28 году нашей эры.Анналы
Роща Нертуса На «острове в океане», часто обозначаемом как Зеландия, Дания В этнографии первого века н.э. германские народы, римский сенатор Тацит описывает священную рощу, посвященную богине НертусГермания
роща семнонов Возможно северная ГерманияСогласно Тацит, семноны, густонаселенный и могущественный германский народ, никому не позволял входить в рощу без оков и с завязанными глазами. Если завязанные глаза падают, они должны выползти из рощи. Там они поклонялись тому, что Тацит называет «regnator omnium deus », и регулярно собираются, чтобы совершить человеческое жертвоприношение. (См. роща оков.)Германия
Дуб Донара Около Гессен, Германия Дуб Донара был священным деревом, расположенным в неясном месте вокруг того, что ныне регион Гессен, Германия. Согласно Vita Bonifatii auctore Willibaldi, англосаксонский миссионер Святой Бонифаций и его свита срубили дерево в начале того же века. Дубовая древесина была использована для строительства церкви на месте, посвященном святому Петру.Вита Бонифатии auctore Willibaldi
Ирминсул недалеко от Обермарсберга, ГерманияСвященные столпоподобные предметы, возможно, пни, считавшиеся священными для языческих саксовКоролевские франкские летописи, Kaiserchronik
Священное дерево в Упсале Гамла Упсала, ШвецияСогласно Адаму Бременскому, огромное вечнозеленое дерево стояло около Храма Упсалы. Согласно саге Херварара, оно было залито кровью после было совершено домашнее жертвоприношение.Геста Хамм aburgensis ecclesiae pontificum, Сага Херварара
Кейл Томэр Около Хиберно-Норс Дублин Разрушен ирландскими войсками под предводительством Брайана Бору в начале 1000 г. н.э. после битвы при Гленмаме (древнеирландское 'Thor's Grove').Annals of Inisfallen

Германская мифология

В скандинавской мифологии, самом северном продолжении германской мифологии, упоминается несколько священных деревьев. Самым выдающимся из этих деревьев является священное дерево, центральное в космосе, Иггдрасиль. Выдающиеся деревья, упоминаемые в германской мифологии, включают следующее:

ИмяМестоположениеОписаниеСвидетельства
Барнстоккр Центр короля Вёльсунга Зал Зал Вёльсунга построен вокруг дерева, он несет «прекрасные цветы» и простирается через крышу строения. По обе стороны от дерева расположены большие очаги.Сага о Вёльсунгах
Глазир Перед дверями Валгаллы (стих без указания имени, Проза Эдда)Особенно красивое дерево с красно-золотой листвойПоэтическая Эдда, Прозаическая Эдда
Hoddmímis holt НеизвестноОбычно считается еще одним названием Иггдрасиля. Будущее убежище Лифа и Лифэрасира во время катастрофических событий Рагнарёка Поэтической Эдды, Прозаической Эдды
Лёрара На вершине Валгаллы Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Пастись оленем Эйкширнир и козлом Хейдрун Поэтическая Эдда, Прозаическая Эдда
Мимамейур См. ОписаниеОбычно считается быть другим именем Иггдрасиля. Не может пострадать ни огнем, ни железом, приносит плоды, полезные для беременных, петух Víðópnir гнездится на немFjölsvinnsmál
Yggdrasil Космологический, центральный во всемОгромное вечнозеленое дерево, центральное место в космосе и считающееся священным. Его ветви и корни уходят далеко в девять миров, а у его трех корней находятся три колодца: Урдарбрунн, где боги ежедневно собираются в вещь и три норны ухаживают за деревом, Хвергельмир и Мимисбрунн. В Иггдрасиле обитают существа, в том числе дракон Нидхёггр, белка Рататоскр, безымянный орел и олени Дайнн, Двалинн, Дунейрр и Дурадрор.Поэтическая Эдда, Прозаическая Эдда
См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Palm, Thede (1948 г.). Трэдкульт: Студент и история германской религии. Skrifter utgivna av Vetenskaps-societeten i Lund, 33. Gleerup. OCLC 60865210. (на шведском языке)
Последняя правка сделана 2021-06-06 05:58:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте