Деревья играют особую роль в германском язычестве и германской мифологии, как по отдельности (священные деревья ) и группами (священные рощи ). Центральная роль деревьев в германской религии отмечена в самых ранних письменных сообщениях о германских народах, причем римский историк Тацит утверждал, что германские культовые практики имели место исключительно в рощах, а не храмы. Ученые считают, что благоговение перед отдельными деревьями и обряды, совершаемые над ними, происходят от мифологической роли мирового дерева, Иггдрасиль ; ономастический и некоторые исторические свидетельства также связывают отдельные божества как с рощами, так и с отдельными деревьями. После христианизации деревья продолжают играть значительную роль в народных верованиях германских народов.
Языческие германские народы относились к святым местам с помощью множества терминов, и многие из этих терминов по-разному относились к камням, рощам и храмовым постройкам. От протогерманского * xaruʒaz или * haruʒaz, существительное мужского рода, произошло древнескандинавское hǫrgr, что означает «храм, идол», древнеанглийское Hearg 'храм, идол' и древневерхненемецкое harug, означающее 'святая роща, священный камень'. По словам филолога Владимира Орла, термин был заимствован из континентального кельтского * karrikā или, поочередно, того же не- индоевропейского Источник как кельтский источник. Более общим термином для священного места было * vé.
протогерманское существительное мужского рода * nemeðaz, которое превратилось в древнефранкский nimid («святая роща»), аналогичным образом либо возникшее из, либо иным образом связанное с to, галльский неметон, латинский sacellum и древнеирландский nemed 'святость'.
Другое протогерманское существительное мужского рода, * lauxaz или * lauhaz, породило слова с множеством значений в различных германских языках, включая англосаксонский lēah, 'луг', средне-низкий Немецкое lo, куст и древневерхненемецкое laoh, löh, роща, рощица, куст; оно родственно латинскому lūcus, «священная роща».
Скандинавские топонимы встречаются с именем божества в сочетании с lundr, «роща» или viðr, «лес».
Священные деревья и рощи широко засвидетельствованы среди летописей древних германских народов. Некоторые ученые предполагают, что они даже предшествовали развитию храмов (согласно Рудольфу Симеку, «священные леса существовали задолго до того, как появились храмы и алтари»).
В своей «Германии» Тацит говорит, что германские народы «освящают леса и рощи и применяют имя богов к тому таинственному присутствию, которое они видят только оком преданности», Тацит описывает рощу Semnones и относится к castum nemus («целомудренная роща»), в которой был освящен образ богини Нертуса, а в других сообщениях римского периода также упоминаются обряды, проводимые континентальными германцами. народы в рощах, в том числе жертвы выживших на лесных полянах херусками после их победы в битве при Тевтобургском лесу, о которых Тацит рассказывает в своих Анналах на основе отчета Германика. Такие рощи иногда посвящались определенному божеству: в дополнение к случаю с Нертом, рядом с рекой Везер <находилось silva Herculi sacra («священное дерево Геракла», интерпретация римского ). 10>, а семноны, как сообщается, проводили свои ритуалы в честь regnator omnium deus («бог, правитель всего»). Исследователь германской религии Ян де Фрис отметил, что такие топонимы, как Frølund (Дания), Ullunda, Frösvi и Mjärdevi (Швеция), в которых имя божества сочетается со словами, означающими «роща» или «дерево», предполагают продолжение той же практики, но встречаются почти исключительно в восточной Скандинавии; однако, есть Coill Tomair, записанный около Дублина, дубовый лес, очевидно, священный для Тора.
У германских народов почтение к отдельным деревьям является общей темой в средневековых христианских осуждениях отступничества в язычество.. В некоторых случаях, например, Дуб Донара (согласно легенде, срубленный христианским миссионером Святой Бонифаций ), они были связаны с определенными богами, и связь отдельных деревьев со святыми может быть рассматривается как продолжение традиции в наше время.
Ланднамабок, который описывает поселение Исландии и датируется 13 веком, повествует о skáld по имени Торир Снепилл Кетилссон, который после того, как его команда столкнулась с набегами викингов и отразила их, прибыл в Исландию и основал там священную рощу:
Существует также скандинавская народная традиция, когда фермеры делали небольшие подношения «дереву-надзирателю», которое считается выполнение защитных функций над семьей и землей. Однако нет никаких указаний на то, что в языческий период деревья считались обителью богов и духов. Ученые предположили, что публично почитаемые деревья, такие как в храме в Упсале, считались аналогами мифического мирового дерева Иггдрасиль.
Священные деревья и рощи оставляют мало археологических следов, но два таких сайты могли быть обнаружены как в Швеции. Обветшавший пень березы, окруженный костями животных, особенно бурого медведя и свиньи, был обнаружен под церковью на Frösön в Jämtland в 1984 году. углерод датируется концом эпохи викингов. Возможные жертвы всесожжения были найдены на холме в Лунде около Стренгнес в Сёдерманланде ; археолог Гуннар Андерссон утверждал, что сочетание находок и топонима, которое может означать «роща», указывает на то, что это остатки жертвенной рощи.
В настоящем разделе особо примечательные примеры делятся на тексты, обсуждающие религиозную деятельность древних германских народов, включая деревья и рощи (германское язычество), и их появление в мифах германских народов, особенно северогерманских народов (германская мифология).
Священные деревья и рощи упоминаются на протяжении всей истории древнегерманских народов, от самых ранних свидетельств их римских писцов до упоминаний средневековых христианских монахов. Известные примеры священных деревьев и рощ в исторических записях древних германцев включают следующее:
Имя | Местоположение | Описание | Свидетельства |
---|---|---|---|
Роща Бадухенна | Древняя Фризия | Согласно римскому сенатору Тациту в его работе «Анналы» первого века нашей эры, фризы расчленили 900 римских солдат в роще, посвященной богине в 28 году нашей эры. | Анналы |
Роща Нертуса | На «острове в океане», часто обозначаемом как Зеландия, Дания | В этнографии первого века н.э. германские народы, римский сенатор Тацит описывает священную рощу, посвященную богине Нертус | Германия |
роща семнонов | Возможно северная Германия | Согласно Тацит, семноны, густонаселенный и могущественный германский народ, никому не позволял входить в рощу без оков и с завязанными глазами. Если завязанные глаза падают, они должны выползти из рощи. Там они поклонялись тому, что Тацит называет «regnator omnium deus », и регулярно собираются, чтобы совершить человеческое жертвоприношение. (См. роща оков.) | Германия |
Дуб Донара | Около Гессен, Германия | Дуб Донара был священным деревом, расположенным в неясном месте вокруг того, что ныне регион Гессен, Германия. Согласно Vita Bonifatii auctore Willibaldi, англосаксонский миссионер Святой Бонифаций и его свита срубили дерево в начале того же века. Дубовая древесина была использована для строительства церкви на месте, посвященном святому Петру. | Вита Бонифатии auctore Willibaldi |
Ирминсул | недалеко от Обермарсберга, Германия | Священные столпоподобные предметы, возможно, пни, считавшиеся священными для языческих саксов | Королевские франкские летописи, Kaiserchronik |
Священное дерево в Упсале | Гамла Упсала, Швеция | Согласно Адаму Бременскому, огромное вечнозеленое дерево стояло около Храма Упсалы. Согласно саге Херварара, оно было залито кровью после было совершено домашнее жертвоприношение. | Геста Хамм aburgensis ecclesiae pontificum, Сага Херварара |
Кейл Томэр | Около Хиберно-Норс Дублин | Разрушен ирландскими войсками под предводительством Брайана Бору в начале 1000 г. н.э. после битвы при Гленмаме (древнеирландское 'Thor's Grove'). | Annals of Inisfallen |
В скандинавской мифологии, самом северном продолжении германской мифологии, упоминается несколько священных деревьев. Самым выдающимся из этих деревьев является священное дерево, центральное в космосе, Иггдрасиль. Выдающиеся деревья, упоминаемые в германской мифологии, включают следующее:
Имя | Местоположение | Описание | Свидетельства |
---|---|---|---|
Барнстоккр | Центр короля Вёльсунга Зал | Зал Вёльсунга построен вокруг дерева, он несет «прекрасные цветы» и простирается через крышу строения. По обе стороны от дерева расположены большие очаги. | Сага о Вёльсунгах |
Глазир | Перед дверями Валгаллы (стих без указания имени, Проза Эдда) | Особенно красивое дерево с красно-золотой листвой | Поэтическая Эдда, Прозаическая Эдда |
Hoddmímis holt | Неизвестно | Обычно считается еще одним названием Иггдрасиля. Будущее убежище Лифа и Лифэрасира во время катастрофических событий Рагнарёка | Поэтической Эдды, Прозаической Эдды |
Лёрара | На вершине Валгаллы | Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Пастись оленем Эйкширнир и козлом Хейдрун | Поэтическая Эдда, Прозаическая Эдда |
Мимамейур | См. Описание | Обычно считается быть другим именем Иггдрасиля. Не может пострадать ни огнем, ни железом, приносит плоды, полезные для беременных, петух Víðópnir гнездится на нем | Fjölsvinnsmál |
Yggdrasil | Космологический, центральный во всем | Огромное вечнозеленое дерево, центральное место в космосе и считающееся священным. Его ветви и корни уходят далеко в девять миров, а у его трех корней находятся три колодца: Урдарбрунн, где боги ежедневно собираются в вещь и три норны ухаживают за деревом, Хвергельмир и Мимисбрунн. В Иггдрасиле обитают существа, в том числе дракон Нидхёггр, белка Рататоскр, безымянный орел и олени Дайнн, Двалинн, Дунейрр и Дурадрор. | Поэтическая Эдда, Прозаическая Эдда |