Леонте Рэуту

редактировать
Леонте Рэуту. Лев Николаевич Ойгенштейн
Леонте Рэуту.jpg Официальная фотография Рэуту, сделанная 15 апреля 1967 г.
Голова из Агитпроп
В офисе . 1948–1965
ПредыдущийНет
Преемник
Личные данные
Родился(1910-02-28) 28 февраля 1910 г.. Бельцы (Белцы), Бессарабская губерния, Российская Империя
Умер1993 (83 года). Бухарест, Социалистическая Республика Румыния
НациональностьРумын
Политическая партияКоммунистическая партия Румынии
Супруг (ы)Татьяна Ляпис (див.). Наталья Редель
ДетиАнка Оровяну. Лена Колер

Леонте Рэуту (до 1945 Лев Николаевич ( Николаевич) Ойгенштейн ; 28 февраля 1910-1993) был бессарабским рожденным румынским коммунистическим активистом и пропагандистом. Он был главным идеологом румынской коммунистической партии («Рабочая партия») во время правления Георге Георгиу-Деж и одним из немногих высокопоставленных коммунистов в его стране, изучавших Марксизм из первоисточника. Его предприимчивая юность, отбывшая два тюремных срока за незаконную политическую деятельность, завершилась его самоизгнанием в Советский Союз, где он провел большую часть Второй мировой войны. Специализируясь на агитпропе и подружившись с активисткой коммунистов Аной Паукер, Рэуту вернулся в Румынию во время процесса коммунизации в конце 1940-х годов и стал тем, кого боялись. властитель румынского коммунистического режима. В качестве главы нового отдела агитпропа коммунистической партии он разработал некоторые из самых противоречивых культурных политик и сумел пережить падение Паукера в 1952 году.

Как помощник Георгиу-Дежа, Рэуту играл ведущую роль во всех последующих событиях. олицетворения румынского коммунизма: он был сталинистом и ждановцем до 1955 года, антиревизионистом до 1958 года и национал-коммунистом с. Во время этого длительного переходного периода он спровоцировал (и поддержал марксизм) последовательные кампании против политических противников Георгиу-Дежа, выборочно очистил академические круги от подозреваемых антикоммунистов и свергнул некоторых из своих сторонников. Его возненавидели за кажущееся отсутствие угрызений совести, которого опальные писатели-коммунисты изображали как «идеального акробата» или «Мальволио ».

Рэуту сохранил часть своего влияния после того, как его национал-коммунистический друг Николае Чаушеску взял на себя руководство партией. Он потерял свои агитпроповские прерогативы, но вместо этого стал ректором собственной партии Академии Штефана Георгиу, и по-прежнему играл роль в определении официальных догм. В конце концов он был свергнут в 1981 году в наказание за решение его дочери эмигрировать. Он находился под наблюдением из-за предполагаемых контактов с КГБ и провел остаток своей жизни в относительной безвестности, став свидетелем падения коммунизма в 1989 году.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние действия
    • 1.2 Подъем коммунистов
    • 1.3 Падение Паукера и кампания по «переработке»
    • 1.4 «Антиревизионизм»
    • 1.5 Переход к национал-коммунизму
    • 1.6 Как помощник Чаушеску
    • 1.7 Крушение и последние годы
  • 2 Наследие
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
Биография

Ранняя деятельность

Родиной Рэту был Бельцы (Белцы), город в Бессарабской губернии, Российская Империя, где его отец Николай Иванович Ойгенштейн (или Николай Иванович Ойгенштейн) работал фармацевтом. Ойгенштейны были евреями с русским образованием и не говорили по-румынски до ок. 1920. Некоторые коммунистические источники предполагают, что Рэуту родился в собственно Румынии, в Фэлтичени, но эта версия либо вводит в заблуждение, либо вводит в заблуждение. Лев Николаевич (позже Леонте или Леонея) был старшим из трех братьев; Дэн (позже Дэн Рэуту) был вторым ребенком; третий брат, Михаил, позже возьмет имя Михаила «Мика» Ойштяну.

Лев стал свидетелем рождения Великой Румынии из Бельц, где он оставался до окончания средней школы. Позже он переехал в область Буковины, а в 1928 г. находился в Бухаресте, столице страны. Будущий идеолог поступил в Бухарестский университет, чтобы изучать математику, но так и не окончил его. (Возможно, он также проработал некоторое время в Бухарестской медицинской школе.) Он вступил в Коммунистическую молодежь в 1929 году и в саму партию в 1931 году; его брат Дэн возглавлял Коммунистическую студенческую организацию с 1932 года и был принят в партию в 1933 году. В те годы, когда Коммунистическая партия Румынии (ПКР, позднее «Рабочая партия» или ПМР) была запрещена, Лев был редактором партии. organ Scînteia и работал с Штефаном Форишем, Лукрециу Пэтрашкану, Вальтером Романом, Мирчей Бэлэнеску и Татьяной Леапис (позже Булан). Леапис была первой женой Рэуту, но оставила его в Форице.

Характеризуемый как умный, ироничный и хорошо информированный, Рэуту предпочитал читать русскую и советскую литературу. Хотя ему не хватало основательной философской подготовки, он был одним из немногих активистов ПКР, обладающих определенными знаниями марксистской и даже немарксистской теории, но презирал большинство форм континентальной философии и модернизма. Политолог Владимир Тисмэняну описывает Рэуту как сопоставимого с некоторыми другими восточноевропейскими догматиками сталинистами, от Якуба Бермана и Йожефа Реваи до Курт Хагер. В этом определении Рэуту был «ненавидящим себя интеллектуалом».

Историк Люсьен Бойя полагает, что, приняв коммунизм, Рэуту утратил свое еврейство и «стал абстрактным», «идеологическим солдатом». ". Тисмэняну также отмечает, что Рэуту отделился от своих еврейских корней очень рано, вырос в русской культуре, осудил все проявления еврейского национализма и стал классифицированным как "нееврейский еврей ". Точно так же историк Лучиан Настасэ описывает Рэуту как одного из румынских коммунистов, в которых «в меньшей степени доминировала навязчивая идея этнической принадлежности (религиозная принадлежность полностью исключена агрессивным атеизмом, пропагандируемым в Советском Союзе)»; Рэуту и ​​другие были вместо этого воодушевлены их «послушанием Советскому Союзу».

Рэуту впервые судили за подстрекательство к мятежу, когда он еще был в составе коммунистической молодежи, и власти Королевство Румыния. Некоторое время он находился в кишиневской тюрьме, затем переехал в тюрьму Дофтана, в компании других боевиков ПКР, где познакомился со многими будущими политическими боссами Румынии. Вскоре после освобождения, в 1932 году, он снова предстал перед судом: до 1934 года он снова находился в тюрьме, сначала в пенитенциарном учреждении Чернауцы, а затем в Джилавской тюрьме. Этот эпизод закончился тем, что он стал активистом коммунистического комитета в Бухаресте и возглавил его секцию Агитпроп. После разрыва с Татьяной Леапис молодой активист познакомился со своей будущей женой Натальей «Ниунией» Редель, еврейкой с русским образованием. Также будучи замешанной в коммунистическом подполье, она нашла работу в клинике, которой руководил врач, который сам был политически активным с.

Как рассказывает Сорин Тома, в 1936 или 1937 году Рэуту лично был свидетелем и извинил за психическое расстройство Форица. После начала гражданской войны в Испании Рэуту был среди тех, кому было поручено вербовать румынских левых для Интернациональных бригад. Это было одно из его последних действий в Великой Румынии. Отвечая на призыв к репатриации, Рэуту и ​​Наталья эмигрировали в Советский Союз после оккупации Бессарабии в 1940 году. Перед отъездом он передал свои документы любовнице и секретарю Фориша Виктории Сарбу. Несмотря на то, что он был евреем, его не переубедил период нацистско-советского сотрудничества : после переезда в Молдавскую ССР он стал соредактором Pămînt Sovietic («Советская земля»)., пропагандистский журнал. Возможно, он также был идеологическим наставником Бессарабской коммунистической партии.

Лев и Наталья поженились в Советском Союзе. Мало что известно о паре за месяцы, последовавшие за нападением нацистов и румын на Советский Союз. Они бежали из Бессарабии и бежали дальше вглубь страны: говорят, что Рэуту был простым рабочим на песчаном карьере и колхозом. У него и Натальи было двое детей, оба умерли, вероятно, от голода во время советского отступления. В какой-то момент (возможно, в 1943 году) Рэуту стал главой румынского отделения Московского радио, что сделало его фаворитом лидера фракции в изгнании Аны Паукер вместе с Вальтером Романом. и Петре Борилэ. Это задание поставило Рэуту в прямой контакт с некоторыми коллегами Паукера по Коминтерну : он заменил Университет Маркса, и его курировал Рудольф Слански. Другой его работой был редактор книг в издательстве Foreign Languages ​​Publishing House.

Возвышение коммунистов

Рэуту вернулся в Румынию в 1945 году по просьбе Паукера и сразу же занял первое место в партийной пропагандистской секции. Заместитель Иосифа Кишиневского, присоединившийся к редакции возрожденной Scînteia и ставший одним из самых активных авторов ежемесячного журнала Contemporanul. Его статьи в Scînteia отличались горькой иронией и резкостью оскорблений в адрес политических врагов, в частности, Национальной крестьянской партии и ее органа Dreptatea. Он был одним из самых яростных критиков многопартийной плюралистической демократии вместе с Сильвиу Бруканом, Сорином Тома, Нестором Игнатом, Мироном Раду Параскивеску и. Позже Рэуту набрал ядро ​​идеологов ПМР из своей группы.

В другом своем важном качестве Рэуту помог создать и руководить отделом агитпропа, или «Политического просвещения» ПКР. Оно возникло всего за несколько месяцев до того, как королевство было заменено коммунистическим государством, официально по запросу контролируемых коммунистами профсоюзов, и с 1948 по 1965 год его возглавлял Рэуту. Секция Агитпропа воплощала контроль ПМР министерствами образования и культуры, Румынской академией, Комитетом радиовещания и киностудиями, Агентство АГЕРПРЕС, Союз писателей и даже спортивные ассоциации и клубы. С июня 1948 года Рэуту также присоединился к редакции вновь созданного литературного журнала Viața Romînească.

. Уже в 1947 году Рэуту организовал объединенное наступление Агитпропа против почти растворенных «реакционных сил: Национальная крестьянская партия, созданная во время дела Тамэдау ; Национал-либеральная партия-Тэтареску, которую Ана Паукер вытеснила из коалиционного правительства; и диссиденты социал-демократы, которые отказались присоединиться к возглавляемой коммунистами «Рабочей партии». Он приказал коммунистической пропаганде сосредоточиться на осуждении западных союзников и их плана Маршалла (см. Vin americanii! ) и на поддержке предполагаемого роста промышленного производства. продукция из отечественных социалистических источников. Кроме того, Рэуту присоединился к Паукеру в борьбе с распространением сионизма, подписав партийную резолюцию 1948 года по национальному вопросу, которая заверила румынских евреев в том, что их национальная идентичность не будет поставлена ​​под угрозу во время правления марксизма.

Остальные Ойгенштейны и Редели также переехали в Румынию. Фамилия Рэуту, звучащая в румынском стиле, выбранная после политики румынизации, навязанной доктринерами ПКР, возможно, была заимствована из романов одного из любимых румынских писателей Льва, Константина Стере. У Льва и Натальи было две дочери: Анка, 1947 г.р., и Елена («Лена»), 1951 г.р. Семья была интегрирована в номенклатуру и жила в виллах, расположенных недалеко от политического эпицентра Primăverii соединение: улица Лондра, затем улица Тургенева.

Официально признанный ближайшим соратником Кишиневского, член центрального комитета с 1948 года и глава Агитпропа с 1956 года, Леонте Рэуту широко известен как диктатор румынской культурной жизни до смерти лидера партии Георге Георгиу-Деж. Его авторитет был взят из коммунистического эссе Împotriva cosmopolitismului și obiectivismului burghez în științele sociale («Против космополитизма и буржуазного объективизма в журнале Social Science Party Press), опубликованном в журнале Social Science Party Press. в 1949 г. Эта работа познакомила румын с историческим материализмом и партийностью анализом культурных или научных вопросов, заимствовав советскую критику «буржуазной псевдонауки »: против генетика, неомальтузианство, индетерминизм и по большей части против «космополитических» социальных мыслителей (Эрнест Бевин, Леон Блюм, Гарольд Ласки ). Два века румынской философии, от сторонников вестернизации (Титу Майореску ) до радикальных нативистов (Наэ Ионеску ), были отклонены как не имеющие отношения к реальным приоритетам румынских рабочих, при этом Рэуту прочно укоренил прошлое Румынии в славянской Европе. Точно так же правый историк Георге И. Брэтиану был изображен как «гитлеровец », так и марионетка «американского империализма ». Текст Рэуту рассматривается Тисмэняну как «смущающий» вклад в эту область, а историк Леонард Чокан описывает его как источник «манихейской » методологии и «типично сталинского» дискурса в румынской социальной науке

.

Его вдохновением для создания подобных текстов был босс советской культуры Андрей Жданов, антиформалистические и антииндивидуалистические кампании которого он пытался воспроизвести в советизированной Румынии. С 1948 года он был озабочен искоренением «декадентской» литературы и искусства, включая модернизм на городскую тематику, но также информировал своих подчиненных, чтобы они не допустили возрождения традиционализма сельской местности. Он объявил «резкую критику» Ждановым композитора Дмитрия Шостаковича «глубоким» положительным примером: «Снимите перчатки, давайте начнем критиковать [тоже]. Здесь мы тоже можем поучиться у Советов». Кроме того, он заказал ряд издательств и литературных журналов, которые следовали «линии справедливости», и выделил средства для финансирования писателей, которые усвоили принципы Рабочей партии и «сошли с башни из слоновой кости».

Иосип Броз Тито как злодей, замышляющий вторжение в Румынию (восточногерманский мультфильм, подаренный Георгиу-Дежу в день его 50-летия, 1951)

Печально известный эксперимент, одобренный Рэуту и ​​воплощенный в жизнь Сорин Тома, это кампания против известного поэта Тюдора Аргези, которую критиковали как «декадента» и впоследствии запретили на несколько лет. Оглядываясь на события 1949 года, шеф Агитпропа сказал своим подчиненным: «[Писателей], которые все еще являются врагами, нужно безжалостно топтать. Аргези, который не изменился, даже сегодня, я громил». Другими мишенями были литературные критики Шербан Чокулеску и Владимир Стрейну, оба изображенные как плохо приспособленные к духу социалистического патриотизма. В 1949 году, когда Рэуту начал чистку академических кругов, одним из первых пал историк литературы Джордж Кэлинеску, профессор Бухарестского университета, который, хотя и был левым, но не считался настоящим коммунистом.. Поскольку такие цифры не учитывались, Рэуту был назначен на кафедру марксизма-ленинизма в Бухарестском университете, которую он оставил с марта 1949 года по май 1952 года. В апреле 1949 года он был одним из румынских делегатов в Конгресс сторонников мира, поддерживает Михаила Садовяну (который, по общему мнению, затмил его).

Падение Паукера и кампания по «переработке»

Перемещение своего курса между Воюющие группы ПМР Паукер и Георгиу-Деж, Рэуту заработали себе репутацию во время падения третьей фракции, группы «Секретариат» Лукрециу Патрашкану. Уже в mpotriva cosmopolitismului... Рэуту назвал своего соперника «врагом рабочего класса » и клеветником марксистских ценностей. Как отмечает Тисмэняну, он применил «свое пресловутое рвение» для осуждения всей политической деятельности Пэтрашкану. После раскола между Тито и Сталиным Рэуту также стал участвовать в разоблачении предполагаемых «титоистских » проникновений в Румынию, приказав жестко контролировать Танджуг пропаганду, а затем Румынский проект Agitprop был направлен на очернение Югославии. Параллельно он взял на себя руководство номинально независимой левой ежедневной газетой Adevărul, наблюдал за ее ликвидацией в 1951 году и участвовал в создании сети «народных советов», которая укрепила коммунистический контроль над городом и деревенская администрация в конце 1950 года.

Рэуту сначала произвел впечатление на критиков режима тем, что смог пережить падение Паукера (1952), и был одним из очень немногих ссыльных военного времени, не получивших обозначения "" Правый уклонист ". Вместе с Мироном Константинеску, другим интеллектуалом ПМР, он инициировал кампанию по чистке всех других предполагаемых внутрипартийных оппозиционеров, составив проект резолюции ПМР по prelucrări («обработка», эвфемизм для «допросов»). В своих выступлениях перед секциями ПМР Рэуту описал политику кадровой проверки, вдохновленную 19-м съездом КПСС и его разговорами о том, что «идеологическая работа» имеет первостепенное значение для консолидации социализма. Он объявил Паукер саботажником коллективизации, а ее соратника Василе Лука виновными в «преступной деятельности».

По большей части, «переработка» означала преследование писателей с предполагаемые (и якобы скрытые) "фашистские " симпатии. Поэт-коммунист, ставший диссидентом, Нина Кассиан вспоминает: «Леонте Рэуту [...] доминировал над этими рассеянными, уязвимыми, напуганными и сбитыми с толку существами - художниками и писателями, создавая трагедии, комедии, постановки. слава и стигматизация, парализующие нравственность, активизирующие аморальность других ». Кассиан преследовался как критик режима и находился под наблюдением за ее «негативное влияние» на других литературных деятелей, включая ее возлюбленного того времени, Марин Преда. Одним из авторов, сбежавших от кампаний Рэуту, был левый модернист Гео Думитреску, которого поэт Евгений Джебеляну в последний момент защищал от заявлений о том, что он работал далеко. -право газеты в годы войны. Старшие писатели Джордж Кэлинеску и Виктор Эфтимиу были обвинены в сокрытии социал-демократических симпатий.

Между тем историк Константин Дайковичу, бывший член Железной гвардии фашистское движение было признано затруднительным для коммунистических комитетов мира и запрещено участвовать в политике. Парадоксально, но другие области, находящиеся под контролем Рэуту, избежали таких чисток, и бывшие крайне правые филиалы, такие как Октав Оническу и Ион Барбу, продолжали свою научную карьеру, не имея большого значения на их пути.

Рэуту построил себе новую основу власти, состоящую из известных деятелей Агитпропа, некоторые из которых также были писателями и журналистами. Наиболее известными из них были Морару, Челмару, Овидий Кромэлничану, Поль Георгеску и Ион Витнер. На протяжении многих лет его заместителями были Михаил Роллер (который также вернулся из Советского Союза), Поль Никулеску-Мизил, (член Политбюро с тех пор. 1930-е годы), Манеа Мэнеску (заведующий наукой) и Павел Цугуи (позже исключен из партии за то, что он скрывал свои юношеские симпатии к Железной гвардии). Некоторые из его других фаворитов, в том числе (восстановленные после первоначального принижения его «космополитического» дискурса), стали официальными интерпретаторами марксистской философии.

Март 1953 г.: Георгиу-Деж (первый ряд) вернулся из сталинской похороны и встреча с представителями партии, включая Рэуту (второй ряд, в центре, с Гизелой Васс и Михаилом Роллером по обе стороны от него)

До и после 1952 года, программа Рэуту был жестко и полностью сталинистским. Таким образом, пишет Тисмэняну, он возглавил самые разрушительные кампании в области культуры, «призванные терроризировать интеллектуальный класс Румынии»: «разрушение исследовательских институтов Румынской академии, увечья [самой Академии], насильственная советизация [...] безвкусное поклонение русской культуре (как это было определено в сталинском каноне) [...] продвижение фанатиков, одержимых идеологией, самозванцев и дилетантов до высоких культурных должностей ". Монополии Рэуту на гуманитарные науки также приписывают то, что он помешал развитию независимых идей в румынской философии и социологии, а также почти полностью исключил психологию как заслуживающий доверия академический предмет. По указанию Георгиу-Дежа шеф Агитпропа даже назвал докоммунистическое марксистское течение Румынии школой «меньшевизма », объявив в 1951 году, что Константин Доброджяну-Гереа, отец румынской социал-демократии, было достойно осуждения. Напротив, он и Ионеску Гулиан атаковали консервативного лидера общественного мнения и соперника Гери, Титу Майореску, как символ буржуазного конформизма.

философ-неотрадиционалист Лучиан Блага, современник Рэуту, был также поносили. Блага был объектом зловещих комментариев в коммунистических газетах, отомстил ему коммунистическим поэтом Михаем Бенюком и в конечном итоге публично высмеял Рэуту. Другими основными целями коммунистической цензуры Рэуту были Тюдор Виану (изображенный как слишком идеалистичный) и зять Блага. Молодой ученый в то время Михай Цора описал Рэуту как объект страшного мифа: «цензор с такими проницательными глазами, что невозможно проскользнуть, [и] очень образованный человек, находя большое удовольствие в чтении буржуазной, западной и т. д. литературы, той самой, которую он будет публично осуждать ». Преследуя свое идеологическое осуждение филологии, Рэту пришел к навязыванию «Марксизма и проблем лингвистики» Иосифа Сталина. Марксистские лингвисты, которые не были склонны принимать точку зрения Сталина, в том числе Александру Розетти, Александру Граур и Йоргу Иордан, были подвергнуты расследованию за "вражескую деятельность" и уехали практически не работал до 1954 года.

Молодой коммунистический активист Николае Чаушеску отчитывался перед Рэуту по вопросам спорта. Их деятельность включала расследование в 1953 году Центрального армейского клуба , подозреваемого в «кастовой» фракционности и в «ставке [своих] интересов выше интересов национального спорта». С января 1956 по 1959 год эти двое мужчин также руководили партийной комиссией по вопросам национальностей, которая оценивала коммунизацию этнических меньшинств.

«антиревизионизм»

Рэуту оставался незамеченным даже как политик в области культуры. после смерти Сталина, хотя румынский режим предполагал структурные изменения. После 1956 года его главным руководителем в партии был Георгиу-Деж, которого мало интересовали культурные интриги. На VII съезде партии в декабре 1955 г. Рэуту стал альтернативным членом Политбюро. Вскоре после этого он начал расследование деятельности Николае Лабиш, разочаровавшегося поэта-марксиста. Рэуту сигнализировал о том, что Лабиш попал в опалу, объявив свою пьесу «Убитый альбатрос» пессимистической и недостойной «стройки, строящей социализм».

Напряженность между Георгиу-Дежем и советским правителем Никитой Хрущевым были выделены во время венгерской революции 1956 г.. Румыния участвовала в карательном походе против Венгрии. Сам Рэуту сообщил, что широкая общественность считает, что Румыния пострадала «из-за ужасных промахов, устроенных Советским Союзом в Венгрии». Документально подтверждая переориентацию середины 1950-х годов, ученый Кен Джовитт включил Рэуту и ​​экономического советника Георгиу-Дежа, Александру Бырлэдяну, в число «деятелей режима ПМР, которые выступали посредниками» между прогрессивными и сталинисты ». Когда Георгиу-Деж, натравивший две фракции друг на друга, решил отменить некоторые меры, принятые в 1950-х годах Ждановцами, он даже назвал Рэуту и ​​Михаила Роллера ответственными за хрупкие отношения ПМР с румынской интеллигенцией.

Рэуту был еще один близкий вызов на партийном пленуме в июне 1957 года: Кишиневски и Константинеску подверглись нападкам Георгиу-Дежа как «либеральные социалисты » и «ревизионисты », а затем были исключены из внутреннее ядро ​​партии. Несмотря на то, что он был одним из доверенных лиц Кишинёвского (а Наталья Рэуту была секретарем Кишинёвского), Рэуту удалось пережить инцидент и сохранить свое положение. Он выразил полную поддержку Георгиу-Дежу, и коммунистический лидер даже поручил ему отредактировать документы пленарного заседания для всеобщего обозрения. Он сотрудничал в этом проекте с Чаушеску, который был одним из доверенных людей Георгиу-Дежа.

Его единственным потенциальным соперником был Григоре Преотеаса, который вскоре присоединился к секретариату центрального комитета, отвечающему за идеологию. Кишиневский остался в стороне. Как отмечает Тисмэняну, это был шанс вернуться к румынской культуре «с долей приличия». Однако, смерть Preoteasa, что ноябрь позволил Răutu неоспоримый контроль над культурой. Сам Рэуту был ранен в результате авиакатастрофы на Внуковском аэродроме, в результате которой погиб Преотэса. Его выздоровление в больнице привело к неожиданному ослаблению цензуры, что, в частности, позволило этнологам писать о традиционных румынских жилищах (тема, которую Рэуту в противном случае запретил бы), а переводчикам - сосредоточиться на современной литературе.

различные колледжи в Тимишоаре в октябре 1956 года. Они включают в себя отмену курсов русского языка и сокращение марксистских исследований, а также восстановление свободы слова

Вернувшись, идеолог ПМР объявил о всеобщем - out антиревизионистская кампания: его выступление в мае 1958 года началось с нападок на антисоветский интернационалистический коммунистический союз, венгерских революционеров и «либеральные теории»; продолжил критику сталинского «догматизма» и «культ личности »; и в конечном итоге перечислил румынских философов и художников, которые отклонились в той или иной области. Рэуту пересмотрел свою политическую позицию, изображая Кишиневского как болезненного сталиниста, а себя как уравновешенную фигуру. В июне 1958 года он и Георгиу-Деж возбудили дело против ветерана ПМР Константина Донча, который испытывал соблазн поставить под сомнение претензии Георгиу-Дежа на революционное превосходство. Рэуту назвал Донча титоистом, затем выступил с утверждениями, что у Дончи есть последователи в культурной сфере - предлог для проверки писателей, которые все еще питали модернистские идеи. Это произошло даже тогда, когда Рэуту составил конфиденциальную записку об улучшении отношений с Югославией и смягчении антититистской пропаганды.

Культурные активисты ПМР, включая Рэуту, организовали показательный процесс философа <202.>Константин Нойка, писатель Дину Пиллат и другие литературные диссиденты, все они подверглись жестокому обращению со стороны секретной полиции Секуритате. Он сохранил большую часть своего большого влияния, от руководства аппаратом цензуры (официально помещенного под Иосифом Арделяну ) до выпуска Scînteia (утверждения каждого выпуска до того, как он будет опубликован).

Переход к общенациональному коммунизм

В то время как режим повернул к сталинизированному национальному коммунизму, Рэуту организовал некоторые из новых кампаний по подавлению альтернативной культуры, указав на подозреваемых в Секуритате: коммунистических писателей Александру Джара и подвергся нападению за требование десталинизации ; скульптор-модернист Милиня Петровку, «разоблаченная» как противник режима на унизительном публичном заседании; и композитор-классик Михаил Андрику, осужденный за то, что он показал свою признательность Западу. Историк Стефано Боттони утверждает, что в случае с Джаром Рэуту, возможно, устроил ловушку для бывшего друга, пригласив Джара открыто заявить о своей критике линии PMR.

Рэуту также отказался восстановить в должности поэта-переводчика-модерниста. Ион Винеа, называя его артистически неуместным и агентом британской разведки. В 1960 году он вернулся к проблеме Джорджа Кэлинеску, обвинив его в отклонении от программы PMR. Люди Рэуту предположили, что как писатель Кэлинеску изобразил Железную гвардию в слишком светлых тонах; Кэлинеску лично обратился к Георгиу-Дежу, который отнесся к нему с заметным сочувствием. Позже в том же году Кэлинеску разрешили читать лекции в университете, но до сих пор не восстановили в должности профессора.

Политбюро поставило задачу контролировать румынскую еврейскую общину, Леонте Рэуту стал обличителем "Банда Иоанидов ". Это название было применено к ячейке еврейских антикоммунистов, которым удалось ограбить Национальный банк Румынии ; попали в плен, их также обвинили в заговоре с целью убийства Рэуту. Подобные вопросы беспокоили культурного идеолога: Рэуту смотрел на евреев, дискриминируемых антисемитским лобби ПМР, зарегистрированных для массовой эмиграции в Израиль. Рэуту попросил лидеров партии не лишать всех тех, кто подавал заявление о румынском гражданстве, и, отвечая на антисемитские комментарии Георгиу-Дежа, пришел к выводу, что румынский коммунизм не смог интегрировать еврейское меньшинство.

В конце концов, Рэуту подал в отставку. к принятию точки зрения Георгиу-Дежа. Его называют автором еврейской ненависти к себе крылатой фразы, принятой лидерами (преимущественно румынской ПМР): «Евреи должны потерять привычку контролировать вещи». Когда партия начала изгонять значительное количество своих еврейских членов, конфиденциальная записка, распространенная наверху, подтвердила, что даже в 1958 году Рэуту выражал сильные антисемитские чувства. Согласно рассказу очевидца, Рэуту напал на художника Иосифа Мольнара за то, что он иллюстрировал румынское издание Дневника Анны Франк стилизованным желтым значком. Вместо того, чтобы рассматривать это как символ Холокоста, Рэуту обвинил Мольнара в пропаганде сионизма, а затем приказал ему присутствовать на сеансе «самокритики».

Аналогичным образом, Рэуту был среди тех, кого послали, чтобы умиротворить венгерское румынское меньшинство, и (пишет Боттони) сыграл «роль националиста», придавая румынизации меры, требуя действий против «враждебных элементы », поддерживающие венгерский национализм и участвующие в ликвидации Университета Бойяи. С сентября 1959 года контроль распространения «буржуазного национализма » среди венгров был постоянной задачей, возложенной на комитет ПМР под председательством Чаушеску и Рэуту; другая его работа, продвижение интересов меньшинств, была полностью церемониальной.

Выступая на коротком курсе в 1962 году, Рэуту хвастался, что 40 000 активистов секции Agitprop обучили 1,4 миллиона молодых румын, и все они были вдохновлены «настойчивостью партийных лидеров» в проекте построения социалистического общества.. Тем не менее, некоторые меры либерализации были обнародованы, и Рэуту, официально представленный как член Великого национального собрания, оказался в составе официальной делегации Георгиу-Дежа в Соединенных Штатах.. Он, как известно, молчал, когда его бывшие коллеги и фавориты были отправлены на пенсию (Морару, Чугуи, Витнер) или оказались в ловушке сессий «разоблачения». Бенюк и художник-социалист-реалист оба затаили обиду на Рэуту, который не стал защищать их, когда национал-коммунисты заставили их нести вину.

Отодвинув Сорина Тома в сторону, Рэуту пересмотрел свою позицию по этому поводу. «декадентские» поэты, вновь приветствующие модернистов, таких как Аргези и Ион Барбу, и даже описывают себя как защитника художественной автономии. В 1962 году он молчаливо одобрил политику ПМР по политической (ре) интеграции некоторых из наиболее популярных традиционных интеллектуалов Румынии. Однако Рэуту и ​​другие лидеры ПМР также выделили главу Союза писателей, писателя Захарию Станку как политического подозреваемого. По словам историка литературы, Рэуту осторожно изложил эту мысль, «не раздражая Великого Вождя [то есть Георгиу-Дежа, который считал Станку искренним товарищем-коммунистом]». К тому времени Рэуту получал письма от политически подозрительных писателей, таких как Пэсторел Теодоряну и просивших о восстановлении в качестве перевоспитанных, но голодающих людей. Рэуту по-прежнему подавлял критику сталинизма, но только по доверенности. В 1963 году по приказу Рэуту Румыния вместе с Албанией стала единственной страной Восточного блока, которая не опубликовала народный перевод произведения Александра Солженицына . Иван Денисович.

К 1964 году, когда Георгиу-Деж просигнализировал об отделении Румынии от десталинизированного Советского Союза, Рэуту снова призвали к идеологическому маневрированию. Георгиу-Деж встал на сторону Красного Китая в советско-китайском разводе, а Рэуту помог отредактировать «Апрельские тезисы», признав «суверенные права каждого социалистического государства». Впоследствии было слышно, как он заявлял о своем отвращении к прошлой советизации, что вызвало потрясение в академических кругах, когда он говорил о тех, «кто постыдно поклонился даже самому незначительному советскому творению» и восхвалял «национальные ценности» в научной области. Он поддержал антивенгерскую риторику Георгиу-Дежа, отправив ему отчет о националистических заявлениях, сделанных различными венгерскими авторами и терпимых венгерским коммунистическим правительством. Рэуту также наблюдал за тем, как режим позволил частично восстановить его философские пугала (Доброджану-Гереа, затем Майореску) и контролируемое знакомство с западной литературой или модернизмом.

Как помощник Чаушеску

Чаушеску и другие коммунистические партии руководителей в Муреш-Мадьярском автономном округе (1965). Рэуту в первом ряду, первый справа

Несмотря на свои уступки местничеству, бессарабский коммунист по-прежнему смотрел на советских сторонников жесткой линии в поисках вдохновения, и его сверстники считали его сверстники пережившим сталинист, а-ля Михаил Суслов. Говорят, что Рэуту был благодарен за то, что Кишиневского не было. политики в целом, но был смущен повторным включением Мирона Константинеску в номенклатуру ; перед другими партийными деятелями двое мужчин вели себя как хорошие друзья. Партия даже выбрала Рэуту, чтобы сообщить его номинальному противнику, что он овдовел, так как Суламита Константинеску была зарезана собственной дочерью. Историк, которому удалось свергнуть Роллера с его позиции историографа-марксиста, как говорят, охарактеризовал Рэуту как «самого умного из коммунистических лидеров, но ублюдка».

Конфликтующий из-за его собственных социальных и этнических проблем. origins, Рэуту добивался хороших отношений с преемником Георгиу-Дежа Николае Чаушеску, отношения укрепились благодаря дружбе между женой Рэуту Натальей и Еленой Чаушеску. Его сердечная связь с парой Чаушеску, сложившаяся в эпоху Георгиу-Деж, вместе с (историки предполагают) его хамелеоноподобной личностью, помогает объяснить его долгую жизнь в общественной жизни. Имея примерно равные партийные звания, двое мужчин и их семьи также были участниками роскошной поездки во Францию ​​, организованной Георгиу-Дежем и с телеведущим в качестве гида. Во время игры сообразительности, последовавшей за новостями о неизлечимой болезни Георгиу-Дежа, культурный идеолог убедился, что поддержал Чаушеску на посту председателя ПМР. Рэуту удалось произвести впечатление на Чаушеску, хотя последний не только боялся тюремной элиты ПМР, но и был националистом с антисемитской реакцией.

Леонте Рэуту написал официальный некролог Георгиу-Дежа, опубликованный Scînteia, и курировал похоронная церемония. После восхождения Чаушеску в 1965 году на должности Рэуту входило членство в секретариате центрального комитета и исполнительного комитета, заместитель премьер-министра, курировавший образование (с 1969 по 1972 год), а с 1974 по 1981 год - ректор Академии Штефана Георгиу. Когда новый лидер решил переформулировать историографию Коммунистической партии, Рэуту был среди тех, кому было поручено составить краткий курс таким образом, чтобы описать различные идеологические ошибки при Георгиу-Деже. Книга была исследована в 1965 году, но так и не была завершена.

Несмотря на защиту, которой он пользовался, Рэуту обнаружил, что его продвижение в партии сдерживается, а Чаушеску сообщил ему, что их партнерство не было равноправным. Таким образом, 1966 год был худшей точкой в ​​карьере Рэуту, поскольку ему было поручено только руководить отделом внутренней торговли и отделением пионеров коммунистической молодежи. По словам Тисмэняну, Рэуту провел большую часть перерыва в чтении политической литературы, в том числе неомарксистских авторов, на которых режим не одобрял (Герберт Маркузе ). В январе 1967 года он дал разрешение на публикацию популярного исторического обзора Magazin Istoric. Как отмечает его редактор Титу Георгеску, Рауту пришлось уговорить более симпатизирующих партийных деятелей, в том числе Пола Никулеску-Мизил и Штефан Войтец ​​. Также по словам Георгеску, Рэуту подписал приказ об удвоении тиража Magazin Istoric, но сделал это, не осознавая, что рецензия уже была опубликована тиражом 60 000 экземпляров.

В конце 1960-х годов Рэуту проявил личную инициативу в интерпретации линии партии и даже предвосхищали идеологические перестановки Чаушеску. После того, как июльские тезисы 1971 года положили конец либерализации и представили более репрессивную фазу национального коммунизма, он приветствовал команды Чаушеску как «образец марксистско-ленинского анализа» и подчинение культуры политической экономии как «активный, революционный настрой»; он также проинформировал партию о том, что ему пора пересмотреть свое прошлое и определить свои «ошибки». В богато обставленной академии Георгиу с чрезмерным бюджетом он создал «Лабораторию исследования современного исторического прогресса», посвященную защите коммунистических догм от «иллюзий технократии ». Тисмэняну утверждает, что этот аналитический центр был просто «причудливым»; он описывает теории Рэуту как «клише» или «банальности».

В качестве ректора Рэуту представил коммунистическому лидеру докторскую степень. в Политике к 60-летию со дня рождения Чаушеску в январе 1978 года. На XII съезде партии в 1979 году он произвел спонтанную и жестокую атаку против своего товарища-ветерана ПКР Константина Пырвулеску, который импровизировал по поводу разлуки Чаушеску. из марксизма. В февральской речи 1980 года, напечатанной в Scînteia, он представил свою отретушированную версию коммунистической истории: заявив, что он был одним из первых коммунистов, отметивших «исключительное мужество и блестящий ум» молодого Чаушеску, он выразил свою благодарность «моему любимого товарища Николае Чаушеску «за то, что он взял на себя роль идеологического проводника в глазах« всех без исключения партийных активистов ». В марте Рэуту был назначен в комиссию центрального комитета по идеологии, политике, культурному и социалистическому образованию; в мае он вернулся в качестве вице-президента Высшего совета по образованию. Также в том же году он получил два главных знака отличия Коммунистической Румынии: Звезду Социалистической Республики 1-го класса (присуждается к его 70-летию за заслуги «в построении многостороннего социалистического общества») и 25-летие медали за освобождение Родины.

Крах и последние годы

С середины 1970-х годов Рэуту был практически вдовцом. Наталья Рэуту, страдающая эпизодическими мигренями с 1940-х годов, после впадения в кому диагностировали вирусный энцефалит ; она находилась под специализированным уходом, но так и не выздоровела. Бывший глава Агитпропа стал замечать, что родственники различных коммунистических властителей использовали свою относительную свободу передвижения и бежали на Запад. Зная, что его собственная семья мало ценит Чаушеску, он выразил опасения, что, если то же самое случится с ним, центральный комитет никогда не простит этого.

Сотрудник Секуритате сообщил в августе 1979 года, что Рэуту и ​​Гизела Васс были восприняты по крайней мере одним источником как номенклатурные контакты для КГБ и СтБ. Согласно таким слухам, у них были «дружеские встречи» с источниками в КГБ и друг с другом, на которых обсуждались «изменения во внешней повестке дня нашей партии и государства». В 1981 году Рэуту позволил румынскому ученому Лилли Марку проводить исследования в tefan Gheorghiu. Как сообщает Марку: «[Рэуту] позволил мне выполнять мою работу и помог мне с ней. [...] Я встретился с руководителями отделов, с исследователями [этого] учреждения, и я рассказал им, что Я верил в то, что происходило в Румынии: что для страны было позором и большим проклятием, что повсюду я видел портреты Чаушеску, что все их можно было увидеть по телевизору и т. Д. Я говорил об этом в самом центре Никто не ответил, но они и не угрожали мне и не противоречили мне ».

Также в 1981 году зять Рэуту Андрей Колер и его дочь Лена подали заявление об эмиграции в США. В отместку за этот шаг, но также обвиненный в невыполнении своих политических задач, Рэуту был вынужден подать заявление об уходе из центрального комитета партии; его также заставили отказаться от ректората. Это оставило бывшего идеолога полностью изолированным, затворником на румынской политической сцене. В своем репортаже для изгнанной радиостанции Радио Свободная Европа, Ноэль Бернар оценил: «Никто не собирается плакать из-за падения Леонте Рэуту». Бернар также высмеивал лицемерие коммунистов: Рэуту, как он отметил, был изгнан из-за того, что его дочь эмигрировала; Мирон Константинеску неуклонно продвигался вперед, его собственная дочь была умственно неполноценной материубийцей. Тисмэняну добавляет: «« Идеальный акробат »[пал] жертвой того самого диалектико-балканского механизма, который он так решительно помог создать [...] Рэуту, был брошен в мрачную анонимность, которая поглотила последние годы его стольких соратников. в юношеских мечтаниях ". Рэуту переехал в обычную протокольную палату и работал в собственном историческом институте партии.

Последние годы Рэуту были отмечены паникой и замешательством: хотя ему было приятно видеть, Чаушеску судят и казнят. во время румынской революции 1989 года это событие привело к формальному разрушению политической и символической структуры, которой он посвятил свою жизнь. Непроверяемый слух даже помещает Рэуту в число удрученных коммунистов старого поколения, которые готовились к возвращению при «правительстве Константина Дэскэлеску ». Как сообщается, опасаясь антикоммунистических репрессий, он поддерживал Иона Илиеску, бывшего человека ПМР и его бывшего сотрудника в отделе агитпропа, которого революция продвинула до звания президента. Позже Илиеску признал, что испытывал уважение к Рэуту.

послереволюционная республика не посягала на привилегии, которые Леонте Рэуту получил как старый коммунистический боевик при Георгиу-Деж. Юридически включенный в категорию «антифашистских комбатантов», он продолжал получать большую пенсию и имел право на особую медицинскую помощь. Рэту дал свое единственное подробное интервью Пьеру дю Буа, швейцарскому политологу, признав, что коммунистическая система принесла десятки тысяч жертв, но не выразил никаких сожалений. Вскоре после этого он умер и был кремирован в печи Ченуца на мелодию The Internationale.

Legacy

По словам Владимира Тисмэняну и Кристиана Василе, которые цитируют различных других авторов Рэуту был ответственен не только за культурные репрессии, но и за характерно «плохо адаптированный», «скучный» и «антиинтеллектуальный » характер румынской коммунистической пропаганды во все времена между 1950 и 1989 годами. По словам поэта-журналиста (который сам фигурировал в литературе 1950-х годов), Рэуту несет личную ответственность за оговорку деревянного языка, что позволило перевести понятие Восточный блок на румынском языке как lagărul socialist - что также может быть прочитано как «социалистический концлагерь».

Отступник-сталинист и перебежчик, Петру Думитриу, высмеивал Леонте Рэуту (как «Мальволио ") и Георгиу-Деж (как" Амон Ра ") в политических романах, которые он написал за границей. Как антигерой Думитриу, Рэуту прошел путь от пылкого интеллектуала до коррумпированного и пресыщенного бюрократа. С середины до конца 1960-х годов в стране разгорелась книжная вспышка негодования, когда некоторые интеллектуалы, пострадавшие от сталинской политики Рэту, взяли литературный реванш. В 1965 году Союз писателей президент Захария Станку публично попросил Чаушеску позволить Рэуту пойти по следу Кишиневски, назвав его идейным вдохновителем сталинистов. По словам Станку, Кишиневский был скорее пешкой-дилетантом. После того, как личная трагедия заставила его пересмотреть сталинизм (и, возможно, коммунизм в целом), поэт Евгений Джебеляну также повернулся к Рэуту. Понятие «идеальный акробат», использованное Тисмэняну для определения рекорда Рэуту как пережившего политическую жизнь, изначально было названием пьесы Джебеляну:

Perfectul acrobat este acela. care na călcat niciodată în noroi,. cel care totdeauna este deasupra noastră,. cel care, vinovat fiind, spune 'Vinovați sunteți voi...'

Идеальный акробат - это тот человек., который ни разу не ступил в грязь,. который всегда, всегда над нами,. который, будучи виновным, скажет: «Вы виноваты...»

Марксистский диссидент Александру Ивасюк изобразил Рэуту (как «Валериу Trotueanu ») в романе Cunoaștere de noapte (« Ночное знание »): вымышленный кошачий Рэуту тянет сеть аргументов, признавая свои незначительные ошибки, чтобы отвлечь внимание от своих преступлений. Критик, находившийся в процессе перехода от сталинизма к национализму, отдавал дань уважения книге Ивасюка: его собственная редакционная статья для рецензии România Literară носила тревожное название Te recunosc, domnule Trotușeanu («Я узнаю тебя», Г-н Тротушяну "). Более националистическое обвинение политики 1950-х годов содержится в романе Дину Сэрару «Dragostea și revoluția» («Любовь и революция»), где антагонист, политик по имени «Ангел Точоби», вероятно, основан на Рэуту. Предположительно, национал-коммунисты разрешили напечатать такие работы, потому что они помогли напомнить Рэуту, что он всегда находился под их пристальным вниманием.

Хотя Чаушеску подписал свержение Рэуту и ​​позволил осудить бывших ставленников Рэуту, мало что было опубликовано о идеологе собственная карьера, и почти никаких негативных повторных расследований не было опубликовано до 1989 года. Такие исследователи, как и Ион Кристою, которые занимались более деликатными вопросами сталинской культуры и были осуждены коммунистической прессой как пограничные диссиденты, воздержались даже от упоминания Рэуту по имени. Пользуясь своим опытом работы в коммунистическом движении, академик Йоргу Иордан сделал по крайней мере одну ссылку на проблематичное принятие решений Рэуту, даже до того, как Рэуту был отстранен: версия событий Иордана сохранилась в его мемуарах 1979 года <217.>

Вклад Рэуту как пропагандиста полностью отсутствовал в официальных справочных работах, таких как биографический словарь румынской историографии 1978 года. Несмотря на высокую награду и похвалу в качестве положительного примера, основателя секции Агитпропа обычно представляли как преданного «партийного активиста», коммунистического лидера, а не национального наставника: удостоив его Звезды Социалистической Республики, Чаушеску обязательно напомнил аудитории, что история Рэуту имеет свою долю "минусов и невыполненных глав".

Спорный взгляд на общественную роль и наследие Рэуту был поднят с конца 1980-х годов, уходя корнями в 1960-е годы, журналистами и критиками, такими как как Юджин Барбу и. Такие авторы, которых в свою очередь критикуют как ксенофобные и даже антисемитские, предполагают, что имелся еврейско-коммунистический заговор против самого духа румынской культуры. Это лобби, какое-то время ассоциировавшееся с журналом Лучафэрул, воспринималось Чаушеску как радикальная грань его национального коммунизма: Барбу и его коллега-романист, дебютировавший как ортодоксальные сталинисты и получивший одобрение Рэуту, стали его сторонниками. возрождения неотрадиционализма. В отличие от них, в основном положительные оценки Рэуту сохранились в мемуарах и интервью Илиеску и его преемника из отдела Агитпропа.

Дочь Рэуту Анка Оровяну и ее муж Михай Оровяну остались в Румынии после того, как Колеры уехали в Америку., и продолжил посещать Рэуту. Анка Оровяну - историк искусства, известная своими исследованиями в постмодернистском искусстве. Михай Оровяну, известный арт-фотограф, является соучредителем Национального музея современного искусства. Племянники Рэуту - антрополог Андрей Ойштяну и поэт Валерий Ойстяну ; последний прямо бросил вызов своему дяде, продвигая литературный авангард в 1960-х.

Notes
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-26 06:45:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте