План Маршалла

редактировать
Для компьютерной программы см. План Маршалла (программное обеспечение). «Программа восстановления Европы» перенаправляется сюда. Его не следует путать с планом стимулирования ЕС 2008 года.
План Маршалла
Большая печать Соединенных Штатов
Длинное название Закон о содействии миру во всем мире и всеобщему благосостоянию, национальным интересам и внешней политике Соединенных Штатов посредством экономических, финансовых и других мер, необходимых для поддержания условий за границей, в которых свободные институты могут выжить и согласующихся с поддержанием силы. и стабильность США.
Принят восьмидесятые Конгресс Соединенных Штатов Америки
Эффективный 3 апреля 1948 г.
Цитаты
Публичное право 80-472
Устав в целом 62  Стат.   137
Законодательная история
  • Внесен в Сенат как S. 2202
  • Прошел Сенат 13 марта 1948 ( 71-19 )
  • Сдал Дом 31 марта 1948 ( 333-78 )
  • Сообщено объединенным комитетом конференции 1 апреля 1948 г.; согласовано Палатой представителей 2 апреля 1948 г. ( 321-78 ) и Сенатом 2 апреля 1948 г. (согласовано)
  • Подписан закон президент Гарри С. Трумэна на 3 апреля 1948
Маркировка, используемая на упаковках помощи, созданных и отправленных в соответствии с планом Маршалла. Генерал Джордж Маршалл, 50-й государственный секретарь США

План Маршалла (официально - Программа восстановления Европы, ERP) был американской инициативой, принятой в 1948 году для иностранной помощи Западной Европе. США перевели более $ 13 млрд (эквивалентно примерно 114 $ млрд в 2020 году) в рамках программ по восстановлению экономики в странах Западной Европы после окончания Второй мировой войны. Заменив более раннее предложение о плане Моргентау, он действовал в течение четырех лет, начиная с 3 апреля 1948 года. Цели Соединенных Штатов заключались в восстановлении разрушенных войной регионов, устранении торговых барьеров, модернизации промышленности, повышении благосостояния Европы и предотвращении распространения от коммунизма. План Маршалла требовал сокращения межгосударственных барьеров, отмены многих правил и стимулировал повышение производительности, а также внедрение современных бизнес-процедур.

Помощь в рамках Плана Маршалла была разделена между государствами-участниками примерно из расчета на душу населения. Большее количество было отдано крупным промышленным державам, поскольку преобладало мнение, что их реанимация была необходима для общего европейского возрождения. Несколько больше помощи на душу населения было направлено союзным странам, меньше - тем, которые были частью Оси или оставались нейтральными. Крупнейшим получателем денег по плану Маршалла было Соединенное Королевство (около 26% от общей суммы), но огромные расходы, понесенные Великобританией по схеме « ленд-лиза », не были полностью возмещены США до 2006 года. самые высокие взносы пошли во Францию ​​(18%) и Западную Германию (11%). Около восемнадцати европейских стран получили льготы по Плану. Несмотря на предложение участия, Советский Союз отказался от льгот Плана, а также заблокировал льготы для стран Восточного блока, таких как Венгрия и Польша. Соединенные Штаты предоставили аналогичные программы помощи в Азии, но они не были частью плана Маршалла.

Его роль в быстром выздоровлении обсуждается. Бухгалтерский учет Плана Маршалла отражает, что на помощь приходилось около 3% совокупного национального дохода стран-получателей в период с 1948 по 1951 год, что означает увеличение роста ВВП менее чем на полпроцента.

После Второй мировой войны, в 1947 году, промышленник Льюис Х. Браун написал (по просьбе генерала Люциуса Д. Клея ) Отчет по Германии, который послужил подробной рекомендацией по восстановлению послевоенной Германии и послужил основой для плана Маршалла. Инициатива была названа в честь государственного секретаря США Джорджа Маршалла. Этот план получил поддержку обеих партий в Вашингтоне, где республиканцы контролировали Конгресс, а демократы контролировали Белый дом с Гарри С. Трумэном в качестве президента. План был в значительной степени разработан должностными лицами Госдепартамента, особенно Уильямом Л. Клейтоном и Джорджем Ф. Кеннаном, с помощью Института Брукингса по просьбе сенатора Артура Ванденберга, председателя комитета Сената США по международным отношениям. В своем выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 года Маршалл говорил о неотложной необходимости помочь восстановлению Европы. Целью плана Маршалла было содействие экономическому восстановлению стран после Второй мировой войны и обеспечение геополитического влияния США в Западной Европе. Для борьбы с последствиями плана Маршалла СССР разработал свой собственный экономический план, известный как план Молотова, несмотря на то, что большие объемы ресурсов из стран Восточного блока в СССР были выплачены в качестве репараций странам-участницам. держава оси во время войны.

Фраза «эквивалент плана Маршалла» часто используется для описания предлагаемой крупномасштабной программы экономического спасения.

В 1951 году план Маршалла был в значительной степени заменен Законом о взаимной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Разработка и внедрение
  • 2 Разрушение во время войны
  • 3 Первые послевоенные события
    • 3.1 Медленное восстановление
      • 3.1.1 Необходимость восстановления Германии
  • 4 советские переговоры
  • 5 Речь Маршалла
  • 6 Неприятие Сталиным
    • 6.1 Начальные реакции
    • 6.2 Принудительный отказ от Восточного блока
    • 6.3 Югославия
    • 6.4 Встреча в Шклярской Порембе
  • 7 Прохождение в Конгрессе
  • 8 переговоров
  • 9 Реализация
    • 9.1 Программа технической помощи
    • 9.2 Соединенное Королевство
    • 9,3 Западная Германия и Австрия
  • 10 Расходы
  • 11 Займы и гранты
  • 12 Финансирование фронтов ЦРУ
  • 13 Эффекты и наследие
  • 14 Погашение
  • 15 зон без плана
    • 15.1 Помощь Азии
    • 15,2 Канада
    • 15.3 Всего в мире
  • 16 Мнение
    • 16.1 Внутренняя кампания поддержки
    • 16.2 Изменение американской идеологии
    • 16.3 Данные опроса
  • 17 Критика
    • 17.1 Критика невмешательства
    • 17.2 Современная критика
  • 18 В популярной культуре
  • 19 См. Также
  • 20 сносок
  • 21 ссылки
    • 21.1 Примечания
    • 21.2 Цитируемые работы
  • 22 Дальнейшее чтение
  • 23 Внешние ссылки

Разработка и внедрение

План реконструкции, разработанный на встрече европейских государств-участников, был составлен 5 июня 1947 года. Он предлагал такую ​​же помощь Советскому Союзу и его союзникам, но они отказались принять ее под давлением Советского Союза (как это было в случае за отказ Финляндии), поскольку это позволило бы США в определенной степени контролировать экономику коммунистов. Фактически, Советский Союз не позволил своим государствам-сателлитам (например, Восточной Германии, Польше и т. Д.) Принять. Госсекретарь Маршалл убедился, что Сталин не заинтересован в восстановлении экономического здоровья в Западной Европе.

Расходы на Европейскую программу восстановления по странам

Президент Гарри Трумэн подписал план Маршалла 3 апреля 1948 года, согласно которому 16 европейских стран получили помощь в размере 5 миллиардов долларов. В течение четырех лет действия плана Соединенные Штаты выделили 17 миллиардов долларов (что эквивалентно 204,66 миллиардам долларов в 2020 году) в виде экономической и технической помощи, чтобы помочь восстановлению европейских стран, присоединившихся к Организации европейского экономического сотрудничества. Эти 17 миллиардов долларов приходятся на 258 миллиардов долларов ВВП США в 1948 году и сверх 17 миллиардов долларов американской помощи Европе в период между окончанием войны и началом реализации Плана, который учитывается отдельно от Плана Маршалла. План Маршалла был заменен Планом взаимной безопасности в конце 1951 года; на этот новый план ежегодно выделялось около 7,5 миллиардов долларов до 1961 года, когда он был заменен другой программой.

ERP устранила все препятствия на пути послевоенного восстановления. План был обращен в будущее и не фокусировался на разрушениях, причиненных войной. Гораздо важнее были усилия по модернизации европейской промышленной и деловой практики с использованием высокоэффективных американских моделей, снижение искусственных торговых барьеров и привитие чувства надежды и уверенности в своих силах.

К 1952 году, когда финансирование закончилось, экономика каждого государства-участника превзошла довоенный уровень; для всех получателей плана Маршалла объем производства в 1951 году был как минимум на 35% выше, чем в 1938 году. В течение следующих двух десятилетий в Западной Европе наблюдался беспрецедентный рост и процветание, но экономисты не уверены, какая доля была напрямую связана с ERP, а какая косвенно, и сколько бы всего было без этого. Общая американская интерпретация роли программы в восстановлении Европы была выражена Полом Хоффманом, главой Управления экономического сотрудничества, в 1949 году, когда он сказал Конгрессу, что помощь Маршалла обеспечила «критический запас», от которого зависели другие инвестиции, необходимые для восстановления Европы. План Маршалла был одним из первых элементов европейской интеграции, поскольку он устранил торговые барьеры и создал институты для координации экономики на континентальном уровне, то есть он стимулировал полную политическую реконструкцию Западной Европы.

Бельгийский историк экономики Херман Ван дер Ви заключает, что план Маршалла имел «большой успех»:

Это дало новый импульс реконструкции в Западной Европе и внесло решающий вклад в обновление транспортной системы, модернизацию промышленного и сельскохозяйственного оборудования, возобновление нормального производства, повышение производительности и облегчение внутриевропейской торговли..

Разрушение во время войны

К концу Второй мировой войны большая часть Европы была опустошена. Постоянные бомбардировки с воздуха во время войны сильно повредили большинство крупных городов, особенно сильно пострадали промышленные объекты. Миллионы беженцев оказались во временных лагерях. Торговые потоки в регионе были полностью нарушены; миллионы людей находились в лагерях беженцев, живя на помощь Соединенных Штатов, которая была предоставлена Управлением помощи и реабилитации Организации Объединенных Наций и другими агентствами. Нехватка продовольствия была острой, особенно суровой зимой 1946–1947 годов. С июля 1945 года по июнь 1946 года Соединенные Штаты отправили в Европу и Японию 16,5 миллиона тонн продовольствия, в основном пшеницы. Она составляла шестую часть американского продовольственного снабжения и обеспечивала 35 триллионов калорий, чего достаточно, чтобы обеспечить 400 калорий в день в течение одного года для 300 миллионов человек.

Особенно пострадала транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были конкретно объектами авиаударов, а многие торговые суда были потоплены. Хотя большинство малых городов и деревень не понесли такого большого ущерба, разрушение транспорта оставило их экономически изолированными. Ни одна из этих проблем не могла быть легко решена, поскольку большинство стран, участвовавших в войне, в процессе исчерпали свои сокровища.

Единственными крупными державами, инфраструктура которых не сильно пострадала во время Второй мировой войны, были США и Канада. Они были намного зажиточнее, чем до войны, но экспорт был незначительным фактором в их экономике. Большая часть помощи Плана Маршалла будет использована европейцами для покупки промышленных товаров и сырья в Соединенных Штатах и ​​Канаде.

Первые послевоенные события

Медленное восстановление

Экономика большинства стран Европы восстанавливалась медленно, поскольку безработица и нехватка продовольствия привели к забастовкам и беспорядкам в нескольких странах. Сельскохозяйственное производство составляло 83% от уровня 1938 года, промышленное производство - 88%, экспорт - 59%. Исключение составили Великобритания, Нидерланды и Франция, где к концу 1947 года производство уже было восстановлено до довоенного уровня до плана Маршалла. К концу 1948 года последуют Италия и Бельгия.

В Германии в 1945–1946 годах жилищные и продовольственные условия были плохими, так как нарушение работы транспорта, рынков и финансов замедлило возвращение к нормальной жизни. На западе в результате бомбардировок было разрушено 5 000 000 домов и квартир, и 12 000 000 беженцев с востока заполнились.

Производство продуктов питания составляло две трети от довоенного уровня в 1946–1948 годах, тогда как обычные поставки зерна и мяса с Востока больше не поступали. Падение производства продовольствия можно объяснить засухой, которая убила большую часть урожая пшеницы, в то время как суровая зима уничтожила большую часть урожая пшеницы в следующем году. Это заставило большинство европейцев полагаться на диету в 1500 калорий в день. Более того, большие партии еды, украденные из оккупированных стран во время войны, больше не доходили до Германии. Промышленное производство упало более чем наполовину и к концу 1949 года достигло довоенного уровня.

В то время как Германия изо всех сил пыталась оправиться от разрушений войны, усилия по восстановлению начались в июне 1948 года, перейдя от оказания чрезвычайной помощи. Денежная реформа в 1948 году возглавил военное правительство и помогла Германии восстановить стабильность путем поощрения производства. Реформа провела переоценку старой валюты и депозитов и ввела новую валюту. Налоги также были снижены, и Германия была готова устранить экономические барьеры.

В течение первых трех лет оккупации Германии Великобритания и США активно проводили программу военного разоружения в Германии, частично за счет удаления оборудования, но в основном за счет эмбарго на импорт сырья, что является частью плана Моргентау, одобренного президентом Франклином Д. Рузвельтом..

Николас Балабкинс заключает, что «до тех пор, пока промышленные мощности Германии простаивают, восстановление экономики Европы откладывается». К июлю 1947 года Вашингтон осознал, что экономическое восстановление в Европе не может продолжаться без реконструкции немецкой промышленной базы, решив, что «упорядоченная и процветающая Европа требует экономического вклада стабильной и производительной Германии». Кроме того, Вашингтон беспокоила сила подконтрольных Москве коммунистических партий во Франции и Италии.

По мнению Госдепартамента при президенте Гарри С. Трумэне, Соединенным Штатам необходимо занять определенную позицию на мировой арене, иначе они будут бояться потерять доверие. Возникающая доктрина сдерживания (в отличие от отката назад ) утверждала, что Соединенным Штатам необходимо оказать существенную помощь некоммунистическим странам, чтобы остановить распространение советского влияния. Была также некоторая надежда, что страны Восточного блока присоединятся к плану и, таким образом, выйдут из формирующегося советского блока, но этого не произошло.

Голод-зима 1947 года, тысячи людей протестуют в Западной Германии против катастрофической продовольственной ситуации (31 марта 1947 года). Знак гласит: нам нужен уголь, нам нужен хлеб.

Необходимо восстановить Германию

В январе 1947 года Трумэн назначил бывшего генерала Джорджа Маршалла государственным секретарем. В июле 1947 года Маршалл отменил директиву 1067 Объединенного комитета начальников штабов, которая основывалась на плане Моргентау, который постановил «не предпринимать никаких шагов, направленных на экономическое восстановление Германии [или] направленных на поддержание или укрепление немецкой экономики». В новом плане JCS 1779 говорилось, что «упорядоченная и процветающая Европа требует экономического вклада стабильной и производительной Германии». Ограничения, наложенные на немецкое производство тяжелой промышленности, были частично сняты; разрешенный уровень производства стали был повышен с 25% довоенных мощностей до нового предела, установленного на уровне 50% довоенных мощностей.

В условиях, когда коммунистическое, хотя и не советское, повстанческое движение угрожало Греции, а Великобритания финансово не могла продолжать оказывать помощь, 12 марта 1947 года президент объявил о своей Доктрине Трумэна, «чтобы поддержать свободные народы, которые сопротивляются попыткам подчинения со стороны вооруженных меньшинств или извне. давления », с просьбой о помощи для рассмотрения и принятия решения, касающейся Греции и Турции. Герберт Гувер отмечал, что «вся экономика Европы взаимосвязана с немецкой экономикой посредством обмена сырьем и промышленными товарами. Производительность Европы не может быть восстановлена ​​без восстановления Германии как участника этой производительности». Отчет Гувера привел к осознанию в Вашингтоне необходимости новой политики; «почти любое действие улучшило бы текущую политику». В Вашингтоне Объединенный комитет начальников штабов заявил, что «полное возрождение немецкой промышленности, особенно угледобычи» теперь имеет «первостепенное значение» для безопасности Америки.

Соединенные Штаты уже много тратили, чтобы помочь Европе выздороветь. За послевоенный период до конца 1947 года было потрачено или предоставлено в кредит более 14 миллиардов долларов, и это не считается частью плана Маршалла. Большая часть этой помощи была направлена ​​на восстановление инфраструктуры и помощь беженцам. Британия, например, получила экстренный заем в размере 3,75 миллиарда долларов.

Организация Объединенных Наций также предприняла ряд гуманитарных и гуманитарных мероприятий, почти полностью финансируемых Соединенными Штатами. Эти усилия имели важные результаты, но им не хватало какой-либо центральной организации и планирования, и они не смогли удовлетворить многие из более фундаментальных потребностей Европы. Уже в 1943 году было создано Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA) для оказания помощи районам, освобожденным от Германии. ЮНРРА предоставило реабилитационную помощь на миллиарды долларов и помогло примерно 8 миллионам беженцев. Он прекратил работу лагерей для перемещенных лиц в Европе в 1947 году; многие из его функций были переданы нескольким агентствам ООН.

Советские переговоры

После назначения Маршалла в январе 1947 года официальные лица администрации встретились с советским министром иностранных дел Вячеславом Молотовым и другими, чтобы настаивать на экономически самодостаточной Германии, включая подробный отчет о промышленных предприятиях, товарах и инфраструктуре, уже вывезенных Советским Союзом в их оккупированной зоне. Молотов воздержался от отчетности о советских активах. Советы использовали карательный подход, настаивая на отсрочке, а не на ускорении экономического восстановления, требуя безоговорочного выполнения всех предыдущих требований о возмещении ущерба и добиваясь прогресса в общенациональных социально-экономических преобразованиях.

После шести недель переговоров Молотов отверг все предложения США и Великобритании. Молотов также отклонил встречное предложение отказаться от британо-американской «Бизонии» и включить советскую зону в состав только что построенной Германии. Маршалл был особенно разочарован после личной встречи со Сталиным, чтобы объяснить, что Соединенные Штаты не могут отказаться от своей позиции по Германии, в то время как Сталин не проявлял особого интереса к решению немецких экономических проблем.

Речь Маршалла

После закрытия Московской конференции после шести недель неудачных дискуссий с Советским Союзом относительно возможного восстановления Германии Соединенные Штаты пришли к выводу, что решение не может больше ждать. Чтобы прояснить позицию США, было запланировано большое выступление госсекретаря Джорджа Маршалла. Маршалл выступил с речью в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. Он предложил американскую помощь для содействия восстановлению и реконструкции Европы. В речи описывалась дисфункция европейской экономики и приводилось обоснование помощи США.

Современная система разделения труда, на которой основан обмен продуктами, находится под угрозой разрушения.... Помимо деморализующего воздействия на мир в целом и возможностей беспорядков, возникающих в результате отчаяния заинтересованных людей, последствия для экономики Соединенных Штатов должны быть очевидны для всех. Логично, что Соединенные Штаты должны делать все, что в их силах, для того, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого не может быть политической стабильности и гарантированного мира. Наша политика направлена ​​не против какой-либо страны, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса. Любое правительство, которое желает помочь в восстановлении, найдет полное сотрудничество со стороны Соединенных Штатов. Его целью должно быть возрождение работающей экономики в мире, чтобы позволить возникновение политических и социальных условий, в которых могут существовать свободные институты.

Маршалл был убежден, что экономическая стабильность обеспечит политическую стабильность в Европе. Он предложил помощь, но европейские страны должны были сами организовать программу.

Речь, написанная по просьбе Маршалла и под его руководством Чарльзом Боленом, практически не содержала подробностей и цифр. Скорее предложение, чем план, европейским лидерам было сложно сотрудничать и координировать свои действия. Он попросил европейцев создать свой собственный план восстановления Европы, указав, что Соединенные Штаты затем будут финансировать этот план. Администрация считала, что этот план, вероятно, будет непопулярным среди многих американцев, и речь в основном была адресована европейской аудитории. Пытаясь не допустить появления речи в американских газетах, с журналистами не связались, и в тот же день Трумэн созвал пресс-конференцию, чтобы убрать заголовки. Напротив, Дин Ачесон, заместитель госсекретаря, был направлен для связи с европейскими СМИ, особенно с британскими СМИ, и речь была полностью зачитана на BBC.

Неприятие Сталиным

Министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин услышал выступление Маршалла по радио и немедленно связался с министром иностранных дел Франции Жоржем Бидо, чтобы начать подготовку быстрого европейского ответа (и принятия) предложения, что привело к созданию Комитета европейского экономического сотрудничества. Эти двое согласились, что необходимо будет пригласить Советы как другую крупную союзную державу. Речь Маршалла явно содержала приглашение к Советам, считая, что исключение их было бы признаком недоверия. Однако чиновники Госдепартамента знали, что Сталин почти наверняка не будет участвовать и что любой план, который направит большие суммы помощи Советам, вряд ли получит одобрение Конгресса.

Первые реакции

Выступая на Парижской мирной конференции 10 октября 1946 года, Молотов уже высказал опасения Советского Союза: «Если бы американскому капиталу была предоставлена ​​свобода действий в небольших государствах, разоренных и ослабленных войной, [он] скупил бы местную промышленность, присвоил более привлекательными румынскими, югославскими... предприятиями и стали бы хозяевами в этих небольших государствах ». Хотя советский посол в Вашингтоне подозревал, что план Маршалла может привести к созданию антисоветского блока, Сталин был открыт для предложения. Он распорядился, чтобы - в переговорах, которые должны состояться в Париже относительно помощи - страны Восточного блока не должны отказываться от экономических условий, которые им ставятся. Сталин изменил свое мировоззрение только тогда, когда узнал, что (а) кредит будет предоставлен только при условиях экономического сотрудничества, и (б) помощь будет также оказана Германии в целом, что, по мнению Сталина, помешает Советскому Союзу осуществлять свои действия. влияние в Западной Германии.

Первоначально Сталин маневрировал, чтобы уничтожить План или, по крайней мере, помешать ему посредством деструктивного участия в парижских переговорах относительно условий. Однако он быстро понял, что это будет невозможно после того, как Молотов сообщил - после своего прибытия в Париж в июле 1947 года - что условия кредита не подлежат обсуждению. Столь же серьезным поводом для беспокойства было желание Чехословакии принять помощь, а также признаки аналогичной позиции Польши.

Принудительный отказ от Восточного блока

Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов покинул Париж, отвергнув план. После этого были сделаны заявления, предполагающие будущую конфронтацию с Западом, США называли одновременно «захватывающей» державой и «центром всемирной реакции и антисоветской активности», а все страны, присоединившиеся к США, заклеймили как врагов. Затем Советы также обвинили Соединенные Штаты в коммунистических поражениях на выборах в Бельгии, Франции и Италии месяцами ранее, весной 1947 года. Они утверждали, что «маршаллизации» необходимо сопротивляться и предотвращать любыми средствами, и что коммунистические партии Франции и Италии должны были приложить максимум усилий, чтобы сорвать реализацию Плана. Кроме того, западные посольства в Москве были изолированы, их персоналу было отказано в контактах с советскими официальными лицами.

12 июля в Париже было созвано большое собрание. Были приглашены все страны Европы, за исключением Испании (нейтралитет во время Второй мировой войны, который симпатизировал державам оси ) и небольших государств Андорры, Сан-Марино, Монако и Лихтенштейна. Советский Союз был приглашен с пониманием, что он, скорее всего, откажется. Были также обращены к государствам будущего Восточного блока, и Чехословакия и Польша согласились принять участие. Один из ярких признаков и отражений жесткого советского контроля и господства над регионом, Ян Масарик, министр иностранных дел Чехословакии, был вызван в Москву и отруган Сталиным за рассмотрение возможности участия Чехословакии в Плане Маршалла и присоединения к нему. Премьер-министр Польши Юзеф Циранкевич был награжден Сталиным за отказ его страны от Плана, который был выражен в виде предложения Советским Союзом выгодного торгового соглашения сроком на пять лет, гранта в размере примерно эквивалент 450 миллионов долларов США (в 1948 году; сумма составила бы 4,4 миллиарда долларов в 2014 году) в виде долгосрочных кредитов и займов, а также предоставления Польше 200 000 тонн зерна, тяжелого и обрабатывающего оборудования, заводов и предприятий тяжелой промышленности.

Участники плана Маршалла не были удивлены, когда чехословацкую и польскую делегации не пустили на встречу в Париже. Остальные государства Восточного блока немедленно отклонили это предложение. Финляндия также отказалась, чтобы избежать антагонизма с Советами (см. Также финляндизацию ). «Альтернатива» Советского Союза плану Маршалла, который предполагал вовлечение советских субсидий и торговлю с Западной Европой, стала известна как план Молотова, а позже - Соглашение. Выступая в 1947 году в Организации Объединенных Наций, заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Вышинский сказал, что план Маршалла нарушает принципы Организации Объединенных Наций. Он обвинил Соединенные Штаты в попытке навязать свою волю другим независимым государствам, в то же время используя экономические ресурсы, распределяемые в качестве помощи нуждающимся странам, в качестве инструмента политического давления.

Югославия

Хотя все другие коммунистические европейские страны послушались Сталина и отказались от помощи, югославы во главе с Иосипом Брозом (Тито) сначала согласились и отвергли план Маршалла. Однако в 1948 году Тито решительно порвал со Сталиным по другим вопросам, сделав Югославию независимым коммунистическим государством. Югославия запросила американскую помощь. Американские лидеры были внутренне разделены, но в конце концов согласились и начали посылать деньги в небольших объемах в 1949 году и в гораздо более крупных - в 1950–53 годах. Американская помощь не была частью плана Маршалла.

Встреча в Шклярской Порембе

В конце сентября Советский Союз созвал собрание девяти европейских коммунистических партий на юго-западе Польши. Коммунистическая партия Советского Союз доклада (КПСС) была прочитана в самом начале, чтобы установить сильно антизападный тон, заявив теперь, что «международная политика власти правящей кликой американских империалистов», которые встали на «порабощение ослабленные капиталистические страны Европы ». Коммунистические партии должны были бороться против присутствия США в Европе любыми средствами, включая саботаж. В докладе далее утверждалось, что «реакционные империалистические элементы во всем мире, особенно в Соединенных Штатах, в Великобритании и Франции, возлагали особые надежды на Германию и Японию, в первую очередь на гитлеровскую Германию, - прежде всего как на силу, наиболее способную нанести удар по Германии. Советский Союз".

Ссылаясь на Восточный блок, в докладе говорилось, что «освободительная роль Красной Армии была дополнена всплеском освободительной борьбы свободолюбивых народов против фашистских хищников и их наемников». В нем утверждалось, что «боссы Уолл-стрит» были «заняв место Германии, Японии и Италии». План Маршалла был описан как «американский план порабощения Европы». В нем описывалось, что мир теперь распадается «в основном на два лагеря: империалистический и антидемократический, с одной стороны, и антиимпериалистический и демократический лагерь, с другой»..

Хотя страны Восточного блока, за исключением Чехословакии, немедленно отвергли помощь Плана Маршалла, коммунистические партии Восточного блока были обвинены в том, что допустили даже незначительное влияние некоммунистов в своих странах во время подготовки к Плану Маршалла. Председатель собрания Андрей Жданов, который поддерживал постоянную радиосвязь с Кремлем, от которого он получал инструкции, также подверг критике коммунистические партии во Франции и Италии за сотрудничество с внутренними программами этих стран. Жданов предупредил, что, если они и дальше не будут поддерживать международные контакты с Москвой для консультаций по всем вопросам, это приведет к «чрезвычайно пагубным последствиям для развития работы братских партий».

Правила партии не позволяли итальянским и французским коммунистическим лидерам указывать на то, что на самом деле именно Сталин велел им не занимать оппозиционные позиции в 1944 году. Коммунистическая партия Франции, как и другие, должна была затем перенаправить свою миссию на «уничтожение капиталистической экономики». и что Советское коммунистическое информационное бюро ( Коминформ ) возьмет под контроль деятельность Коммунистической партии Франции по противодействию плану Маршалла. Когда они спросили Жданова, следует ли им готовиться к вооруженному восстанию по возвращении домой, он не ответил. В последующей беседе со Сталиным он объяснил, что вооруженная борьба невозможна и что борьба против плана Маршалла должна вестись под лозунгом национальной независимости.

Прохождение в Конгрессе

Конгресс, находящийся под контролем консервативных республиканцев, согласился с программой по нескольким причинам. Консервативное изоляционистское сенатское крыло партии из 20 членов, базирующееся в сельской местности на Среднем Западе и возглавляемое сенатором Кеннетом С. Уэрри ( республика Небраска), было переигранно новым интернационалистским крылом во главе с сенатором Артуром Х. Ванденбергом (республика Мичиган).). Оппозиция утверждала, что нет смысла противостоять коммунизму, поддерживая социалистические правительства в Западной Европе; и что американские товары дойдут до России и увеличат ее военный потенциал. Они назвали это «бесполезной операцией». Ванденберг при поддержке сенатора Генри Кэбота Лоджа-младшего (штат Массачусетс) признал, что нет уверенности в том, что план будет успешным, но сказал, что он остановит экономический хаос и поддержит западную цивилизацию., и остановить дальнейшую советскую экспансию. Сенатор Роберт А. Тафт (Род-Огайо) застрахован от этого вопроса. Он сказал, что это было без экономического обоснования; однако это было «абсолютно необходимо» в «мировой борьбе против коммунизма». В конце концов, только 17 сенаторов проголосовали против него 13 марта 1948 года. Закон о выделении первоначальных 5 миллиардов долларов был принят Конгрессом при сильной поддержке обеих партий. В конечном итоге Конгресс выделил 12,4 миллиарда долларов помощи на четыре года действия плана.

Конгресс отразил общественное мнение, которое перекликалось с идеологическим аргументом о том, что коммунизм процветает в нищете. Собственный престиж и власть Трумэна были значительно увеличены его ошеломляющей победой на выборах 1948 года. По всей Америке многочисленные группы интересов, включая бизнес, рабочую силу, сельское хозяйство, филантропию, этнические группы и религиозные группы, рассматривали план Маршалла как недорогое решение огромной проблемы, отмечая, что он также поможет американскому экспорту и будет стимулировать американскую экономику.. Крупные газеты оказали большую поддержку, в том числе такие консервативные издания, как журнал Time. Ванденберг убедился в поддержке обеих партий в сенатском комитете по международным отношениям. Солидный демократический Юг оказал большую поддержку, верхний Средний Запад был сомнительным, но численно превосходил его. Против этого плана выступили консерваторы из сельских районов Среднего Запада, которые выступали против любой крупной программы государственных расходов и очень подозрительно относились к европейцам. У этого плана также были противники слева, во главе с Генри А. Уоллесом, бывшим вице-президентом. Он сказал, что этот план враждебен Советскому Союзу, является субсидией для американских экспортеров и обязательно поляризует мир между Востоком и Западом. Однако сопротивление плану Маршалла было значительно ослаблено потрясением, вызванным коммунистическим переворотом в Чехословакии в феврале 1948 года. Назначение известного бизнесмена Пола Г. Хоффмана директором убедило консервативных бизнесменов в том, что с гигантскими денежными суммами будут обращаться эффективно.

Переговоры

Для воплощения плана в жизнь потребовались переговоры между странами-участницами. Шестнадцать стран встретились в Париже, чтобы определить, какую форму примет американская помощь и как она будет разделена. Переговоры были долгими и сложными, и у каждого народа были свои интересы. Главной заботой Франции было то, чтобы Германия не была восстановлена ​​до прежней угрожающей силы. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург), несмотря на страдания от нацистов, долгое время были тесно связаны с немецкой экономикой и чувствовали, что их процветание зависит от ее возрождения. Скандинавские страны, особенно Швеция, настаивали на том, чтобы их давние торговые отношения со странами Восточного блока не нарушались и их нейтралитет не нарушался.

Соединенное Королевство настаивало на особом статусе давней воюющей стороны во время войны, опасаясь того, что, если с ней будут обращаться наравне с опустошенными континентальными державами, она практически не получит никакой помощи. Американцы подчеркивали важность свободной торговли и европейского единства, чтобы создать оплот против коммунизма. Администрация Трумэна в лице Уильяма Л. Клейтона пообещала европейцам, что они будут вправе самостоятельно структурировать план, но администрация также напомнила европейцам, что реализация зависит от прохождения плана через Конгресс. Большинство членов Конгресса были привержены свободной торговле и европейской интеграции и не решались тратить слишком много денег на Германию. Однако до того, как план Маршалла вступил в силу, Франция, Австрия и Италия нуждались в немедленной помощи. 17 декабря 1947 года Соединенные Штаты согласились выделить 40 миллионов долларов Франции, Австрии, Китаю и Италии.

В конечном итоге соглашение было достигнуто, и европейцы отправили в Вашингтон план реконструкции, который был сформулирован и согласован Комитетом европейского экономического сотрудничества в 1947 году. В этом документе европейцы просили помощи в размере 22 миллиардов долларов. Трумэн сократил эту сумму до 17 миллиардов долларов в законопроекте, который он представил Конгрессу. 17 марта 1948 года Трумэн обратился к европейской безопасности и осудил Советский Союз перед поспешно созванным Совместным заседанием Конгресса. Пытаясь сдержать распространение советского влияния в Восточном блоке, Трумэн попросил Конгресс восстановить военный призыв мирного времени и быстро принять Акт об экономическом сотрудничестве - название, данное плану Маршалла. О Советском Союзе Трумэн сказал: «Ситуация в современном мире не является в первую очередь результатом естественных трудностей, которые следуют за великой войной. В основном это связано с тем, что одна нация не только отказалась сотрудничать в создании справедливый и почетный мир, но, что еще хуже, он активно пытался его предотвратить.

Члены контролируемого республиканцами 80 - го Конгресса (1947–1949) были настроены скептически. «Фактически, он сказал нации, что мы потеряли мир, что все наши военные усилия были напрасны», - отметил представитель Фредерик Смит из Огайо. Другие считали, что он был недостаточно силен, чтобы сдержать СССР. «То, что сказал [Трумэн], не было жестким, - отметил член парламента Юджин Кокс, демократ из Грузии, - у нас нет никаких шансов когда-либо добиться сотрудничества с Россией». Несмотря на свои оговорки, 80-й Конгресс выполнил требования Трумэна, что еще больше усилило холодную войну с СССР.

Трумэн подписал Закон об экономическом сотрудничестве 3 апреля 1948 года; Законом была создана Администрация экономического сотрудничества (ECA) для управления программой. ЭКА возглавил администратор по экономическому сотрудничеству Пол Г. Хоффман. В том же году страны-участницы (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Западная Германия, Великобритания, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария, Турция и США) подписал соглашение об учреждении главного агентства по координации финансовой помощи - Организации европейского экономического сотрудничества (позже названной Организацией экономического сотрудничества и развития или ОЭСР ), которую возглавил француз Роберт Маржолин.

Реализация

Первая страница плана Маршалла

По словам Армина Грюнбахера:

Правительство США не давало деньги странам-участницам напрямую, чтобы они могли купить все, что, по их мнению, им было нужно. Вместо этого США доставляли товары и предоставляли услуги, в основном трансатлантические перевозки, участвующим правительствам, которые затем продавали товары предприятиям и физическим лицам, которые должны были платить долларовую стоимость товаров в местной валюте («эквиваленты») в так называемые Специальные счета ERP, открытые в центральном банке страны. Такой способ работы имел три преимущества: поставка товаров из США в Европу без платежей в европейских долларах помогла сократить долларовый разрыв, который задушил европейское восстановление; накопленные средства можно было использовать для инвестиций в долгосрочную реконструкцию (как это произошло во Франции и Германии) или для погашения военного долга правительства (как в Великобритании); а оплата товаров в местной валюте помогла ограничить инфляцию за счет временного изъятия этих средств из обращения, пока они хранились на специальных счетах.

Официальная миссия ЕЦА заключалась в том, чтобы дать толчок европейской экономике: способствовать европейскому производству, укрепить европейскую валюту и облегчить международную торговлю, особенно с Соединенными Штатами, экономические интересы которых требовали, чтобы Европа стала достаточно богатой, чтобы импортировать товары из США.. Другой неофициальной целью ЭКА (и плана Маршалла) было сдерживание растущего советского влияния в Европе, что особенно заметно по растущей силе коммунистических партий во Франции и Италии.

Деньги плана Маршалла были переданы правительствам европейских стран. Средства находились в совместном управлении местных органов власти и ЕЦА. В каждой европейской столице был посланник в ЕЦА, как правило, известный американский бизнесмен, который консультировал по этому процессу. Поощрялось совместное выделение средств, и были созваны группы из представителей правительства, бизнеса и профсоюзов, чтобы изучить экономику и выяснить, где нужна помощь. Страны-получатели были коллективно представлены Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) во главе с британским государственным деятелем Оливером Фрэнксом.

Помощь по плану Маршалла в основном использовалась для товаров из Соединенных Штатов. Европейские страны почти исчерпали свои валютные резервы во время войны, и помощь в рамках плана Маршалла представляла собой почти единственное средство импорта товаров из-за границы. В начале плана этот импорт был в основном столь необходимыми продуктами питания, как продукты питания и топливо, но позже закупки были направлены на нужды реконструкции, как и планировалось изначально. В последние годы под давлением Конгресса Соединенных Штатов и с началом Корейской войны все большая часть помощи была потрачена на восстановление вооруженных сил Западной Европы. Из примерно 13 миллиардов долларов, выделенных к середине 1951 года, 3,4 миллиарда долларов были потрачены на импорт сырья и полуфабрикатов; 3,2 миллиарда долларов на продукты питания, корма и удобрения; 1,9 миллиарда долларов на машины, транспортные средства и оборудование; и 1,6 миллиарда долларов на топливо.

Также были созданы партнерские фонды, которые использовали помощь Плана Маршалла для создания фондов в местной валюте. Согласно правилам ЕЦА, получатели должны были инвестировать 60% этих средств в промышленность. Это было заметно в Германии, где эти управляемые государством фонды сыграли решающую роль в ссуде денег частным предприятиям, которые потратили деньги на восстановление. Эти фонды сыграли центральную роль в реиндустриализации Германии. Например, в 1949–1950 годах 40% инвестиций в угольную промышленность Германии приходилось на эти фонды.

Компании были обязаны выплатить ссуды правительству, а затем деньги были переданы в ссуду другой группе предприятий. Этот процесс продолжается и по сей день под видом государственного банка KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau, что означает Институт кредита на реконструкцию). Объем Специального фонда, который тогда находился в ведении Федерального министерства экономики, в 1971 году составлял более 10 миллиардов немецких марок. В 1997 году он составлял 23 миллиарда немецких марок. Через систему возобновляемых кредитов Фонд к концу 1995 года предоставил немецким гражданам ссуды под низкие проценты на сумму около 140 миллиардов немецких марок. Остальные 40% встречных средств были использованы для погашения долга, стабилизации валюты или инвестирования в непромышленные проекты. Франция наиболее широко использовала партнерские фонды, используя их для сокращения бюджетного дефицита. Во Франции и большинстве других стран деньги партнерского фонда были поглощены в доходах сектора государственного управления, а не переработаны, как в Германии.

Нидерланды получили помощь США для восстановления экономики Нидерландской Индии. Однако в январе 1949 года американское правительство приостановило эту помощь в ответ на усилия Голландии по восстановлению колониального господства в Индонезии во время индонезийской национальной революции, и оно косвенно пригрозило приостановить помощь Маршалла Нидерландам, если голландское правительство продолжит выступать против независимости. из Индонезии.

В то время Соединенные Штаты были крупной нефтедобывающей страной - одна из целей плана Маршалла заключалась в том, чтобы Европа использовала нефть вместо угля, но европейцы хотели покупать сырую нефть и использовать средства плана Маршалла для строительства нефтеперерабатывающих заводов.. Однако, когда независимые американские нефтяные компании пожаловались, ЕЦА отказало в выделении средств на строительство нефтеперерабатывающих заводов в Европе.

Программа технической помощи

Строительство в Западном Берлине с помощью плана Маршалла после 1948 года. Мемориальная доска гласит: «Чрезвычайная программа Берлина - с помощью плана Маршалла» Помощь США Греции по плану Маршалла

Высоким приоритетом было повышение производительности промышленности в Европе, что оказалось одним из наиболее успешных аспектов плана Маршалла. США Бюро статистики труда (BLS), в значительной степени способствовало успеху Программы технической помощи. 7 июня 1940 года Конгресс Соединенных Штатов принял закон, который позволил BLS «продолжать исследования производительности труда» и выделил средства для создания Отдела производительности и технологического развития. BLS затем может использовать свой опыт в области производственной эффективности для реализации стимула производительности в каждой западноевропейской стране, получающей помощь по плану Маршалла. Встречные фонды использовались для финансирования крупномасштабных туров американской промышленности. Франция, например, направила 500 миссий с 4700 бизнесменами и экспертами для посещения американских заводов, ферм, магазинов и офисов. Они были особенно впечатлены процветанием американских рабочих и тем, как они могли купить недорогой новый автомобиль на девять месяцев работы по сравнению с 30 месяцами во Франции.

Проведя обзоры технической литературы и организованные посещения предприятий, американские экономисты, статистики и инженеры смогли обучить европейских производителей методам статистических измерений. Целью статистической и технической помощи со стороны американцев было повышение производственной эффективности европейских производителей во всех отраслях.

Для проведения этого анализа BLS выполнил два типа расчетов производительности. Во-первых, они использовали существующие данные, чтобы вычислить, сколько рабочий производит за час работы - средняя производительность. Во-вторых, они сравнили существующие темпы выпуска в одной стране с темпами выпуска в других странах. Выполнив эти расчеты по всем отраслям, BLS смог определить сильные и слабые стороны обрабатывающей промышленности и промышленного производства каждой страны. Исходя из этого, BLS может рекомендовать технологии (особенно статистические), которые может реализовать каждая отдельная страна. Часто эти технологии поступали из Соединенных Штатов; к моменту начала реализации Программы технической помощи Соединенные Штаты использовали статистические технологии «более чем на поколение опередили то, что использовали [европейцы]».

BLS использовал эти статистические технологии для создания отчетов о производственных показателях для стран Западной Европы. Американское правительство направило в Европу сотни технических советников для наблюдения за работниками на местах. Этот анализ на месте сделал заводские отчеты о производительности особенно полезными для производителей. Кроме того, в рамках программы технической помощи 24 000 европейских инженеров, руководителей и промышленников получили финансирование для посещения Америки и посещения американских заводов, шахт и производственных предприятий. Таким образом, европейские посетители смогут вернуться в свои страны и внедрить технологии, используемые в Соединенных Штатах. Анализ отчетов о производственных показателях и практический опыт европейских групп по производительности эффективно выявили недостатки производительности в европейских отраслях; оттуда стало яснее, как сделать европейское производство более эффективным.

Еще до того, как Программа технической помощи вступила в силу, министр труда США Морис Тобин выразил свою уверенность в американской производительности и технологиях как американским, так и европейским экономическим лидерам. Он призвал США сыграть большую роль в повышении эффективности производства в Европе, предоставив администраторам программы четыре рекомендации:

  1. Персонал BLS по производительности должен работать в американо-европейских советах по производительности;
  2. что целевые показатели производительности (основанные на американских стандартах производительности) могут и должны быть реализованы для повышения производительности;
  3. что должен быть общий обмен и публикация информации; а также
  4. что «техническая абстрактная» услуга должна быть центральным источником информации.

Эффект от Программы технической помощи не ограничивался повышением эффективности производства. В то время как тысячи европейских лидеров совершили свои рабочие / учебные поездки в Соединенные Штаты, они также смогли наблюдать ряд аспектов американского общества. Европейцы могли наблюдать, как местные правительства, правительства штатов и федеральное правительство работают вместе с гражданами в плюралистическом обществе. Они наблюдали демократическое общество с открытыми университетами и гражданскими обществами в дополнение к более продвинутым фабрикам и производственным предприятиям. Программа технической помощи позволила европейцам воплотить в жизнь многие типы американских идей.

Еще одним важным аспектом Программы технической помощи была ее низкая стоимость. В то время как по плану Маршалла на капитальные затраты было выделено 19,4 миллиарда долларов, для Программы технической помощи требовалось всего 300 миллионов долларов. Только треть этой суммы в 300 миллионов долларов была оплачена Соединенными Штатами.

Объединенное Королевство

После войны Великобритания столкнулась с глубоким финансовым кризисом, в то время как Соединенные Штаты пережили экономический бум. Соединенные Штаты продолжают финансировать британскую казну после войны. Большая часть этой помощи была направлена ​​на восстановление инфраструктуры и помощь беженцам. Великобритания получила экстренный заем в размере 3,75 миллиарда долларов в 1946 году; это был заем на 50 лет с низкой процентной ставкой 2%. План Маршалла обеспечил более постоянное решение, поскольку он дал Великобритании 3,3 миллиарда долларов. Деньги Маршалла были подарком и требовали, чтобы Великобритания сбалансировала свой бюджет, контролировала тарифы и поддерживала адекватные валютные резервы. Правительство Лейбористской под руководством премьер - министра Клемента Эттли был активным участником.

Американские цели плана Маршалла заключались в том, чтобы помочь восстановить послевоенную британскую экономику, помочь модернизировать экономику и минимизировать торговые барьеры. Когда Советский Союз отказался участвовать или позволил своим сателлитам участвовать, план Маршалла стал элементом зарождающейся холодной войны.

Между двумя странами существовала политическая напряженность в отношении требований плана Маршалла. Лондон сомневался в том, что Вашингтон делает упор на европейскую экономическую интеграцию как на решение послевоенного восстановления. Интеграция с Европой на этом этапе означала бы разрыв тесных связей с формирующимся Содружеством. Лондон пытался убедить Вашингтон в том, что американская экономическая помощь, особенно в области фунт стерлингов, необходима для решения проблемы долларовой нехватки. Британский экономист утверждал, что их позиция подтвердилась к 1950 году, когда европейское промышленное производство превысило довоенный уровень. Вашингтон потребовал конвертации фунта стерлингов 15 июля 1947 года, что привело к тяжелому финансовому кризису в Великобритании. Конвертируемость была приостановлена ​​20 августа 1947 года. Однако к 1950 году перевооружение Америки и большие расходы на Корейскую войну и холодную войну наконец положили конец долларовой нехватке. По словам Джима Томлинсона, проблемы с платежным балансом. Проблемы послевоенного правительства были вызваны не столько экономическим спадом, сколько политическим перегибом.

Западная Германия и Австрия

Марка Западной Германии 1960 года в честь Джорджа Маршалла

План Маршалла был реализован в Западной Германии (1948–1950) как способ модернизации бизнес-процедур и использования передового опыта. План Маршалла позволил Западной Германии быстро вернуться к традиционной модели промышленного производства с сильным экспортным сектором. Без плана сельское хозяйство сыграло бы большую роль в период восстановления, который сам по себе был бы дольше. Что касается Австрии, Гюнтер Бишоф отметил, что «австрийская экономика, в которую вошли переизбыток средств Европейской программы восстановления, дала« чудесные »показатели роста, которые соответствовали, а иногда и превосходили немецкие».

Marshall Aid в целом и фонды-партнеры в частности оказали значительное влияние на пропаганду времен холодной войны и экономические вопросы в Западной Европе, что, скорее всего, способствовало снижению привлекательности местных коммунистических партий.

Расходы

Помощь в рамках Плана Маршалла была разделена между государствами-участниками примерно из расчета на душу населения. Большая сумма была отдана крупным промышленным державам, поскольку преобладало мнение, что их реанимация была необходима для общего возрождения Европы. Несколько больше помощи на душу населения было направлено союзным странам, меньше - тем, которые были частью Оси или оставались нейтральными. Исключением была Исландия, которая во время войны была нейтральной, но получила гораздо больше на душу населения, чем вторая по величине страна-получатель.

В таблице ниже показаны данные о помощи в рамках Плана Маршалла по странам и годам (в миллионах долларов) из Плана Маршалла «Пятьдесят лет спустя». Нет четкого консенсуса относительно точных сумм, поскольку разные ученые расходятся во мнениях относительно того, какие именно элементы американской помощи в этот период были частью плана Маршалла.

Страна 1948/49 (в миллионах долларов) 1949/50 (в миллионах долларов) 1950/51 (в миллионах долларов) Накопительный (в миллионах долларов)
  Австрия 232 166 70 468
  Бельгия и люксембург   195 222 360 777
  Дания 103 87 195 385
  Франция 1,085 691 520 2,296
  Западная Германия 510 438 500 1,448
  Греция 175 156 45 376
  Исландия 6 22 15 43 год
  Ирландия 88 45 0 133
  Италия и Триест   594 405 205 1 204
  Нидерланды 471 302 355 1,128
  Норвегия 82 90 200 372
  Португалия 0 0 70 70
  Швеция 39 48 260 347
   Швейцария 0 0 250 250
  Турция 28 год 59 50 137
  Объединенное Королевство 1,316 921 1,060 3 297
Итоги 4924 3 652 4,155 12 731

Ссуды и гранты

План Маршалла, как и GARIOA, предусматривал помощь как в форме грантов, так и в форме займов. Из общей суммы 1,2 миллиарда долларов США приходятся на кредитную помощь.

Ирландия, получившая 146,2 млн долларов США в рамках Плана Маршалла, получила 128,2 млн долларов США в виде займов, а оставшиеся 18 млн долларов США - в виде грантов. К 1969 году долг Ирландии по плану Маршалла, который все еще продолжал выплачиваться, составлял 31 миллион фунтов из общего внешнего долга Ирландии в 50 миллионов фунтов. Великобритания получила 385 миллионов долларов США в рамках своего плана Маршалла в виде ссуд. Не подключенная к плану Маршалла, Великобритания также получила прямые займы от США на сумму 4,6 миллиарда долларов США. Доля ссуд Плана Маршалла по сравнению с грантами Плана Маршалла составляла примерно от 15% до 85% как для Великобритании, так и для Франции.

Германия, которая до соглашения о долге 1953 года должна была работать, исходя из предположения, что вся помощь по плану Маршалла должна быть возвращена, очень осторожно тратила свои средства. Оплата товаров по плану Маршалла, «партнерские фонды», осуществлялась Кредитным институтом реконструкции, который использовал эти средства для ссуд внутри Германии. В соглашении о долге 1953 года сумма помощи по плану Маршалла, которую Германия должна была выплатить, была уменьшена до менее 1 миллиарда долларов США. Это сделало соотношение кредитов и грантов Германии схожим с соотношением Франции и Великобритании. Окончательное погашение кредита в Германии было произведено в 1971 году. Поскольку Германия решила погасить задолженность по оказанию помощи из федерального бюджета Германии, оставив немецкий фонд ERP нетронутым, фонд смог продолжить свои восстановительные работы. К 1996 году его стоимость составила 23 миллиарда немецких марок.

Экономическая помощь с 3 апреля 1948 г. по 30 июня 1952 г. (в миллионах долларов того времени)
Страны Итого (млн $.) Гранты (млн долл.) Займы (млн $.)
Австрия 677,8 677,8 /
Бельгия-Люксембург 559,3 491,3 68,0
Дания 273,0 239,7 33,3
Франция 2 713,6 2 488,0 255,6
Германия (ФРГ) 1390,6 1173,7 216,9
Греция 706,7 706,7 /
Исландия 29,3 24,0 5,3
Ирландия 147,5 19,3 128,2
Италия (включая Триест) 1 208,8 1,113,2 95,6
Нидерланды (* Индонезия) 1 083,5 916,8 166,7
Норвегия 255,3 216,1 39,2
Португалия 51,2 15.1 36,1
Швеция 107,3 86,9 20,4
Турция 225,1 140,1 85,0
Объединенное Королевство 3 189,8 2 895,0 384,8
Региональный 407,0 407,0 /
Итого по всем странам 13 325,8 11 820,7 1 505,1

Финансирование фронтов ЦРУ

Центральное разведывательное управление получило 5% средств плана Маршалла (около $ 685 млн спреда за шесть лет), которые она использовала для финансирования тайных операций за рубежом. Через Управление по координации политики деньги направлялись на поддержку профсоюзов, газет, студенческих групп, художников и интеллектуалов, которые противостояли антиамериканским коллегам, субсидируемым коммунистами. Самая большая сумма досталась Конгрессу за свободу культуры. Никаких агентов, работающих среди Советов или их государств-сателлитов, не было. Учредительная конференция Конгресса за свободу культуры прошла в Берлине в июне 1950 года. Среди ведущих интеллектуалов из США и Западной Европы были писатели, философы, критики и историки: Франц Боркенау, Карл Ясперс, Джон Дьюи, Игнацио Силоне, Джеймс Бернхэм., Хью Тревор-Ропер, Артур Шлезингер-младший, Бертран Рассел, Эрнст Рейтер, Раймон Арон, Альфред Эйер, Бенедетто Кроче, Артур Кестлер, Ричард Левенталь, Мелвин Дж. Ласки, Теннесси Уильямс, Ирвинг Браун и Сидни Хук. Среди участников были консерваторы, но некоммунистические (или бывшие коммунистические) левые были более многочисленными.

Эффекты и наследие

Один из многочисленных плакатов, созданных для продвижения Плана Маршалла в Европе. Обратите внимание на центральное положение американского флага. Сине-белый флаг между флагами Германии и Италии - это версия флага Триеста с синим цветом ООН, а не традиционным красным.

Первоначально план Маршалла планировалось завершить в 1953 году. Любые попытки его продления были остановлены растущими ценами Корейской войны и перевооружения. Американские республиканцы, враждебно настроенные по отношению к этому плану, также получили места на выборах в Конгресс 1950 года, и консервативная оппозиция плану возродилась. Таким образом, план закончился в 1951 году, хотя другие формы американской помощи Европе продолжались и после этого.

С 1948 по 1952 год был период самого быстрого роста в истории Европы. Промышленное производство увеличилось на 35%. Производство сельскохозяйственной продукции существенно превысило довоенный уровень. Бедность и голод в первые послевоенные годы исчезли, и Западная Европа вступила в беспрецедентные два десятилетия роста, в результате которых уровень жизни резко повысился. Кроме того, долгосрочный эффект экономической интеграции существенно повысил уровень доходов в Европе - почти на 20 процентов к середине 1970-х годов. Среди историков ведутся споры о том, насколько это следует приписать плану Маршалла. Большинство отвергают идею о том, что она одна чудесным образом возродила Европу, поскольку данные показывают, что общее восстановление уже началось. Большинство считает, что план Маршалла ускорил это восстановление, но не инициировал его. Многие утверждают, что вызванные им структурные изменения были очень важны. Историки экономики Дж. Брэдфорд Делонг и Барри Эйхенгрин называют ее «самой успешной программой структурной перестройки в истории». Одним из результатов плана было то, что он слегка «американизировал» европейские страны, особенно Австрию, за счет нового знакомства с американской поп-культурой, включая рост влияния голливудских фильмов и рок-н-ролла.

Политические последствия плана Маршалла могли быть столь же важны, как и экономические. Помощь по плану Маршалла позволила странам Западной Европы ослабить меры жесткой экономии и нормировать, уменьшив недовольство и обеспечив политическую стабильность. Коммунистическое влияние на Западную Европу было значительно уменьшено, и во всем регионе коммунистические партии потеряли популярность в годы после Плана Маршалла. Торговые отношения, поддерживаемые планом Маршалла, помогли создать Североатлантический альянс, который сохранялся на протяжении всей холодной войны в форме НАТО. В то же время неучастие государств Восточного блока было одним из первых явных признаков разделения континента.

План Маршалла также сыграл важную роль в европейской интеграции. И американцы, и многие европейские лидеры считали, что европейская интеграция необходима для обеспечения мира и процветания в Европе, и поэтому использовали руководящие принципы Плана Маршалла для содействия интеграции. В некотором смысле эта попытка провалилась, поскольку ОЕЭС никогда не становилась чем-то большим, чем агентом экономического сотрудничества. Скорее, это было отдельное Европейское сообщество угля и стали, в которое не входила Великобритания, которое в конечном итоге превратилось в Европейский Союз. Тем не менее, OEEC служил и испытательной, и тренировочной площадкой для структур, которые позже будут использоваться Европейским экономическим сообществом. План Маршалла, связанный с Бреттон-Вудской системой, также предусматривал свободную торговлю во всем регионе.

Хотя некоторые историки сегодня считают, что похвала плану Маршалла преувеличена, он по-прежнему воспринимается положительно, и многие поэтому считают, что аналогичный проект поможет другим регионам мира. После падения коммунизма некоторые из них предложили «План Маршалла для Восточной Европы», который поможет возродить этот регион. Другие предложили план Маршалла для Африки, чтобы помочь этому континенту, а вице-президент США Эл Гор предложил Глобальный план Маршалла. «План Маршалла» стал метафорой любой очень крупномасштабной государственной программы, призванной решить конкретную социальную проблему. Обычно его используют, когда призывают к федеральным расходам для исправления предполагаемой неудачи частного сектора.

Николас Шаксон комментирует: «Широко распространено мнение, что план сработал, компенсировав зияющий дефицит европейских стран. Но его реальное значение... заключалось просто в том, чтобы компенсировать неспособность США установить контроль над притоком горячих денег из Европы... Американская послевоенная помощь была меньше денег, уходящих в обратном направлении ». Европейские горячие деньги привели к инфляции доллара США в ущерб американским экспортерам.

Погашение

Деньги по плану Маршалла были в виде грантов от Казначейства США, которые не подлежали возврату. Организация европейского экономического сотрудничества занял ведущую роль в распределении средств, а OEEC организовал для передачи товара. Американскому поставщику заплатили в долларах, которые были зачислены в соответствующие фонды Европейской программы восстановления. Однако европейский получатель не получил товары в качестве подарка, а должен был оплатить их (обычно в кредит) в местной валюте. Эти платежи хранились европейским правительством, участвовавшим в специальном партнерском фонде. Эти двойные деньги, в свою очередь, могут быть использованы государством для дальнейших инвестиционных проектов. Пять процентов соответствующих денег было выплачено США для покрытия административных расходов на ERP. В дополнение к грантам ERP Экспортно-импортный банк (агентство правительства США) одновременно предоставлял долгосрочные ссуды под низкие процентные ставки для финансирования крупных покупок в США, которые все были погашены.

В случае Германии также было 16 миллиардов марок долгов с 1920-х годов, которые не выполнили свои обязательства в 1930-х годах, но которые Германия решила выплатить, чтобы восстановить свою репутацию. Эти деньги причитались государственным и частным банкам США, Франции и Великобритании. Еще 16 миллиардов марок представляли послевоенные ссуды США. В соответствии с Лондонским соглашением о долгах 1953 года сумма к погашению была снижена на 50% до примерно 15 миллиардов марок и увеличена на 30 лет, и по сравнению с быстрорастущей немецкой экономикой имела незначительное влияние.

Области без плана

Большие части мира, опустошенные Второй мировой войной, не получили выгоды от плана Маршалла. Единственной исключенной крупной западноевропейской страной была Испания Франсиско Франко, которая была крайне непопулярна в Вашингтоне. С эскалацией холодной войны Соединенные Штаты пересмотрели свою позицию и в 1951 году приняли Испанию в качестве союзника, воодушевленные агрессивной антикоммунистической политикой Франко. В течение следующего десятилетия значительная часть американской помощи пойдет в Испанию, но меньше, чем ее соседи получили по плану Маршалла.

Советский Союз пострадал от войны так же сильно, как и любой регион мира. Советы наложили большие репарационные выплаты на союзников Оси, которые находились в сфере его влияния. Австрия, Финляндия, Венгрия, Румыния и особенно Восточная Германия были вынуждены платить огромные суммы и отправлять большие партии товаров в СССР. Эти репарационные выплаты означали, что сам Советский Союз получил примерно столько же, сколько 16 европейских стран получили в общей сложности от помощи по плану Маршалла.

В соответствии с соглашениями с СССР, отгрузка демонтированных немецких промышленных предприятий с запада началась 31 марта 1946 года. Согласно условиям соглашения, Советский Союз в обмен отправлял сырье, такое как продукты питания и лес, в западные зоны.. Ввиду того, что Советский Союз не сделал этого, западные зоны приостановили поставки на восток, якобы на временной основе, хотя они никогда не возобновлялись. Позже было показано, что основной причиной приостановки поставок на восток было не поведение СССР, а, скорее, непокорное поведение Франции. Примерами материалов, полученных в СССР, были оборудование шарикоподшипникового завода Kugel-Fischer в Швайнфурте, подземного завода по производству авиационных двигателей Daimler-Benz в Обригхайме, верфей Deschimag в Бремен-Везере и силовой установки Gendorf.

СССР действительно создал СЭВ в ответ на план Маршалла по оказанию помощи странам Восточного блока, но это было осложнено советскими усилиями по собственному восстановлению после войны. Члены Comecon искали нефть в Советском Союзе; в свою очередь, они поставляли в Советский Союз машины, оборудование, сельскохозяйственные товары, промышленные товары и товары народного потребления. Восстановление экономики на Востоке происходило намного медленнее, чем на Западе, что привело к формированию экономики дефицита и разрыву в богатстве между Востоком и Западом. Финляндия, которой СССР запретил присоединяться к плану Маршалла и от которой требовалось выплатить большие репарации СССР, в 1947 году увидела, что ее экономика восстановилась до довоенного уровня. средний доход на человека возвращается к почти довоенному уровню к 1949 году. К середине 1948 года промышленное производство в Польше, Венгрии, Болгарии и Чехословакии восстановилось до уровня, несколько превышающего довоенный уровень.

Помощь Азии

С конца войны до конца 1953 года США предоставили гранты и кредиты на сумму 5,9 миллиарда долларов азиатским странам, особенно Китайской республике (Тайвань) (1,051 миллиарда долларов), Индии (255 миллионов долларов), Индонезии (215 миллионов долларов)., Япония (2,444 миллиарда долларов), Южная Корея (894 миллиона долларов), Пакистан (98 миллионов долларов) и Филиппины (803 миллиона долларов). Кроме того, еще 282 миллиона долларов были отправлены Израилю и 196 миллионов долларов - остальному Ближнему Востоку. Вся эта помощь была отдельной от плана Маршалла.

Канада

Канада, как и Соединенные Штаты, мало пострадала от войны и в 1945 году была одной из самых богатых экономик мира. У него была своя собственная программа помощи. В 1948 году США разрешили использовать ERP-помощь для закупки товаров в Канаде. Продажи в Канаде за первые два года работы превысили миллиард долларов.

Всего в мире

Общая сумма американских грантов и кредитов миру с 1945 по 1953 год составила 44,3 миллиарда долларов.

Мнение

Знак на немецком языке, означающий «Консультации по сельскому хозяйству при поддержке программы США за рубежом»

Брэдфорд Делонг и Барри Эйхенгрин пришли к выводу, что это была «Самая успешная в истории программа структурной перестройки». Они заявляют:

Он не был достаточно большим, чтобы значительно ускорить восстановление за счет финансирования инвестиций, помощи в восстановлении поврежденной инфраструктуры или устранения узких мест в сфере сырьевых товаров. Однако мы утверждаем, что план Маршалла действительно сыграл важную роль в создании условий для быстрого роста Западной Европы после Второй мировой войны. Условия, связанные с помощью по плану Маршалла, подтолкнули европейскую политическую экономию в том направлении, которое оставило после Второй мировой войны «смешанную экономику» с большим количеством «рынка» и меньшим количеством «контроля».

Внутренняя кампания поддержки

Перед принятием и введением в действие плана Маршалла президент Трумэн и Джордж Маршалл начали внутреннюю перестройку общественного мнения от побережья к побережью. Цель этой кампании состояла в том, чтобы склонить общественное мнение в их сторону и проинформировать обычных людей о том, что такое План Маршалла и что он в конечном итоге будет делать. Они потратили месяцы, пытаясь убедить американцев в том, что их дело было справедливым и что они должны принять более высокие налоги, которые появятся в обозримом будущем.

Обильное количество пропаганды оказалось весьма эффективным в склонении общественного мнения к поддержке плана Маршалла. В ходе общенациональной кампании поддержки было распространено «более миллиона экземпляров публикаций в поддержку Плана Маршалла - буклетов, листовок, перепечаток и информационных бюллетеней». Усилия Трумэна и Маршалла оказались эффективными. Опрос Гэллапа, проведенный в период с июля по декабрь 1947 года, показывает, что процент американцев, не знающих о плане Маршалла, упал с 51% до 36% по всей стране. К тому времени, когда план Маршалла был готов к осуществлению, американское общество пришло к общему мнению, что это правильная политика как для Америки, так и для стран, которые будут получать помощь.

Изменение американской идеологии

В период, предшествующий Второй мировой войне, американцы были крайне изоляционистами, и многие называли план Маршалла «вехой» для американской идеологии. Изучая данные опросов за период от периода до Второй мировой войны до послевоенного, можно обнаружить, что в общественном мнении в отношении идеологии произошли изменения. Американцы поменяли свои изоляционистские идеалы на гораздо более глобальную интернационалистскую идеологию после Второй мировой войны.

Данные опроса

В ходе опроса, проведенного Национальным центром изучения общественного мнения (NORC) в апреле 1945 года, некоторые американцы спросили: «Если наше правительство будет продолжать рассылать лендлизационные материалы, за которые нам, возможно, не платят, в дружественные страны в течение примерно трех лет после этого. война, как вы думаете, это будет означать больше или меньше рабочих мест для большинства американцев, или это не будет иметь никакого значения? " 75% назвали одинаковую или несколько вакансий; 10% сказали меньше.

Прежде чем предложить что-либо Конгрессу в 1947 году, администрация Трумэна предприняла тщательно продуманные усилия по организации общественного мнения в пользу расходов по плану Маршалла, обращаясь к многочисленным национальным организациям, представляющим бизнес, профсоюзы, фермеров, женщин и другие заинтересованные группы. Политолог Ральф Леверинг отмечает, что:

Проводя масштабные кампании по связям с общественностью и поддерживая частные группы, такие как Гражданский комитет по плану Маршалла, администрация тщательно заручилась общественной и двухпартийной поддержкой Конгресса, прежде чем выносить эти меры на голосование.

Опросы общественного мнения 1947 года неизменно свидетельствовали о твердой поддержке плана Маршалла среди американцев. Кроме того, опросы Gallup в Англии, Франции и Италии показали положительное большинство - более 60%.

Критика

Критика laissez-faire

Ряд экономистов критиковали план Маршалла в духе невмешательства. Вильгельм Рёпке, оказавший влияние на министра экономики Германии Людвига Эрхарда в его программе восстановления экономики, считал, что восстановление будет найдено в устранении централизованного планирования и восстановлении рыночной экономики в Европе, особенно в тех странах, которые приняли более фашистскую и корпоративную экономическую политику. Рёпке раскритиковал план Маршалла за предотвращение перехода к свободному рынку за счет субсидирования нынешних, неэффективных систем. Эрхард претворил теорию Рёпке в жизнь и позже признал влияние Рёпке на выдающийся успех Западной Германии.

Генри Хэзлитт раскритиковал план Маршалла в своей книге 1947 года «Спасут ли доллары мир?», утверждая, что восстановление экономики происходит за счет сбережений, накопления капитала и частного предпринимательства, а не за счет крупных денежных субсидий. Экономист австрийской школы Людвиг фон Мизес раскритиковал план Маршалла в 1951 году, полагая, что «американские субсидии позволяют [европейским] правительствам частично скрыть катастрофические последствия различных принятых ими социалистических мер». Некоторые критики и конгрессмены в то время считали, что Америка слишком много помогает Европе. Америка уже предоставила Европе 9 миллиардов долларов в других формах помощи в предыдущие годы. План Маршалла дал еще 13 миллиардов долларов, что эквивалентно примерно 100 миллиардам долларов по стоимости 2010 года.

Современная критика

Однако его роль в быстром выздоровлении обсуждается. Большинство отвергают идею о том, что она одна чудесным образом возродила Европу, поскольку данные показывают, что общее восстановление уже началось. Гранты по плану Маршалла предоставлялись по ставке, которая была ненамного выше по потоку, чем предыдущая помощь ЮНРРА, и составляла менее 3% совокупного национального дохода стран-получателей в период с 1948 по 1951 год, что означало бы рост ВВП. рост всего 0,3%. Кроме того, нет корреляции между объемом полученной помощи и скоростью восстановления: и Франция, и Великобритания получили больше помощи, но Западная Германия выздоровела значительно быстрее.

Критика плана Маршалла стала заметной среди историков ревизионистской школы, таких как Уолтер ЛаФебер, в 1960-х и 1970-х годах. Они утверждали, что этот план был американским экономическим империализмом и что это была попытка получить контроль над Западной Европой так же, как Советы контролировали Восточную Европу экономически через СЭВ. В обзоре экономики Западной Германии с 1945 по 1951 год немецкий аналитик Вернер Абельсхаузер пришел к выводу, что «иностранная помощь не имела решающего значения для начала восстановления или его продолжения». Восстановление экономики Франции, Италии и Бельгии, утверждает Коуэн, началось за несколько месяцев до притока денег из США. Бельгия, страна, которая с самого начала и в наибольшей степени полагалась на экономическую политику свободного рынка после своего освобождения в 1944 году, пережила быстрое восстановление и избежала острой нехватки жилья и продовольствия, наблюдаемой в остальной части континентальной Европы.

Бывший председатель Федерального резервного банка США Алан Гринспен отдает должное канцлеру Германии Людвигу Эрхарду за восстановление экономики Европы. Гринспен пишет в своих мемуарах «Эпоха турбулентности», что экономическая политика Эрхарда была самым важным аспектом послевоенного восстановления Западной Европы, даже перевешивая вклад Плана Маршалла. Он заявляет, что именно сокращение экономического регулирования Эрхардом позволило Германии чудесным образом выздороветь, и что эта политика также способствовала выздоровлению многих других европейских стран. Его восстановление объясняется традиционными экономическими стимулами, такими как увеличение инвестиций, подпитываемое высокой нормой сбережений и низкими налогами. В Японию во время Корейской войны был приток крупных инвестиций США.

Ноам Хомски сказал, что план Маршалла «заложил основу для крупных частных инвестиций США в Европу, заложив основу для современных транснациональных корпораций ».

План Маршалла недавно был переосмыслен как подход государственной политики к комплексным и многокомпонентным проблемам (злым проблемам) в поисках комплексных решений с многоуровневым управлением.

В популярной культуре

Альфред Френдли, пресс- секретарь министра торговли США У. Аверелла Гарримана, написал юмористическую оперетту о плане Маршалла в течение первого года его действия; одна из строк в оперетте была: «Вина на продажу; вы обменяете / Немного стали на Chateau Neuf du Pape

Испанский режиссер Луис Гарсиа Берланга стал соавтором сценария и снял фильм " Добро пожаловать, мистер Маршалл!", комедия о жителях маленькой испанской деревни, мечтающих о богатой жизни и самореализации, которую им принесет План Маршалла. Фильм подчеркивает стереотипы, которых придерживаются как испанцы, так и американцы относительно культуры друг друга, а также демонстрирует социальную критику франкистской Испании 1950-х годов.

Смотрите также

Сноски

использованная литература

Примечания

Процитированные работы

дальнейшее чтение

  • Аркс, Хэдли. Бюрократия, план Маршалла и национальные интересы (1972).
  • Бишоф, Гюнтер и Ханс Петшар. План Маршалла: спасение Европы, восстановление Австрии (издательство U of New Orleans Publishing, 2017) 336 стр. Онлайн-обзор
  • Облигации, Джон Бледсо. Двухпартийная стратегия: продажа плана Маршалла (2002), онлайн-версия
  • Брайан, Феральд Дж. «Джордж К. Маршалл в Гарварде: исследование истоков и построения речи о« плане Маршалла »». Президентские исследования ежеквартально (1991): 489–502. Онлайн Архивировано 3 февраля 2020 г., в Wayback Machine.
  • Джелич, Мари-Лор А. Экспорт американской модели: послевоенная трансформация европейского бизнеса (1998) онлайн-версия
  • Элвуд, Дэвид, "Был ли необходим план Маршалла?" в Алан С. Милвард и век европейских перемен, изд. Фернандо Гирао, Фрэнсис М.Б. Линч и Сигфридо М. Рамирес Перес, 179–98. (Рутледж, 2012 г.)
  • Эспозито, Чиарелла. Слабое оружие Америки: финансирование плана Маршалла во Франции и Италии, 1948–1950 (1994) онлайн-версия
  • Фосседал, Грегори А. Наш звездный час: Уилл Клейтон, план Маршалла и триумф демократии. (1993).
  • Гимбел, Джон, Истоки плана Маршалла (1976) ( обзор )
  • Джексон, Скотт. «Пролог к ​​плану Маршалла: истоки американской приверженности программе восстановления Европы», Journal of American History 65 № 4 (1979), стр. 1043–1068 в JSTOR
  • Киппинг, Матиас и Бьярнар, Уве. Американизация европейского бизнеса: план Маршалла и модели управления нами (1998) онлайн-версия
  • Викерс, Рианнон. Манипулирование гегемонией: государственная власть, труд и план Маршалла в Великобритании (2000) онлайн-издание
  • Уоллич, Генри Кристофер. Боевые пружины немецкого возрождения (1955)
  • Венд, Генри Берк. Восстановление и восстановление: внешняя политика США и политика реконструкции судостроительной промышленности Западной Германии, 1945–1955 (2001) онлайн-версия
  • Вайсман, Александр Д. «Ключевая политика - План Маршалла: поворотный момент в иностранной помощи и борьбе за демократию». Учитель истории 47.1 (2013): 111–129. онлайн, для учащихся средних и старших классов

внешние ссылки

Послушайте эту статью ( 1 час 7 минут) Разговорный значок Википедии Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 17 декабря 2012 года и не отражает последующих правок. ( 2012-12-17) ( Аудио справка   Больше устных статей )
Последняя правка сделана 2023-03-19 02:08:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте