Крис

редактировать
Индонезийское духовное оружие Тип кинжала
Крис. ꦏꦼꦫꦶꦱ꧀ / ꦮꦁꦏꦶꦔꦤ꧀
COLLECTIE TROPENMUSEUM Kris met schede TMnr A-1448.jpg Крис состоит из трех частей; клинок (вила), рукоять (хулу) и ножны (варанга)
ТипКинжал
Место происхожденияЯва, Индонезия
История обслуживания
В эксплуатацииКоролевство Сингхасари, Империя Маджапахит, Султанат Малакка, Султанат Демак, Султанат Матарам, Султанат Джокьякарта, Суракарта Сунанат, Султанат Бруней, современный Индонезийский архипелаг
Используетсяяванцами (в основном и изначально) * Также знаком балийский, малайский, сунданский (сунданский : ᮊᮢᮤᮞ᮪), банджарский, мадурский, Бугис и Макассар
Войны, Монгольское вторжение на Яву, Битва при Бубате, Гражданская война в Маджапахите, Осада Батавии, Война Дипонегоро, Индонезийская национальная революция
История производства
Произведенооспаривается (?) До н астоящего момента
ВариантыКалис, Баласионг, Пуньял (Гунонг), Чундрик
Sp Характеристики
Лезвие типДвулинкостное никелевое железо или сталь
Рукоять типслоновая кость, кость, рог, дерево или металл. Иногда покрыты золотом или серебром и украшены драгоценными камнями
Ножны / ножны Деревянный каркас, покрытый и украшенный слоновой костью или металлами ( золото, серебро, медь, железо, латунь или сталь)
индонезийский крис
нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО
Kris display.jpg крис как шедевр устного и нематериального наследия человечества
странаИндонезия
Ссылка112
РегионАзиатско-Тихоокеанский регион
История регистрации
Надпись2008
Список Представитель

The крис или керис на индонезийских языках - это индонезийский асимметричный кинжал с характерным рисунком лезвия, достигнутым за счет чередования слоев железа и никелевого железа (памор). Крис известен своим характерным волнистым лезвием, хотя многие из них также имеют прямые лезвия. Керис также является символом власти и этнической гордости в большинстве сообществ, составляющих Малайский архипелаг (в настоящее время Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Южный Таиланд и Южные Филиппины). Крис является одним из оружия, обычно используется в боевом искусстве Пенкак Силат, которое также является родным для этого региона.

Крис выращивали во многих регионах Индонезии на протяжении веков, но нигде - хотя остров Бали и близко не стоит - крис так встроен во взаимно соединил все ритуальные предписания и действия, церемонии, мифические предыстории и эпическую поэзию, как в Центральной Яве. В результате в Индонезии крис обычно ассоциируется с яванской культурой, хотя другие народы знакомы с оружием как с частью своей культуры, например, балийцы, малайцы, сунданский, мадурский, Банджар, Бугис и Макассар. Сегодня крис считается культурным шедевром Индонезии.

Крис можно разделить на три части: клинок (била или вилах), рукоять (хулу) и ножны (варанка). Эти части криса представляют собой предметами, часто вырезанными из различных материалов: металла, драгоценных или редких пород дерева, золота или слоновой кости. Эстетическая ценность криса охватывает дхапур (форма и дизайн лезвия, около 60 вариантов), памор (узор из металлического сплава на лезвии, около 250 вариантов) и тангух, относящийся к возрасту и происхождению крис. В зависимости от качества и исторической ценности криса, он может стоить тысячи долларов и более.

Как оружие, так и духовный объект, крис часто считается имеющим сущность или присутствие, обладающим магической силой, причем одни клинки обладают удачей, а другие - плохими. Крисы используются для демонстрации, как талисманы с магическими способностями, освященная реликвия (пусака ), вспомогательное снаряжение для придворных солдат, аксессуар для парадной одежды, индикатор оружие социального статуса, символ героизма и т. д. Легендарные крисы, обладают сверхъестественной силой и экстраординарными способностями, включают в себя такие как сказки Эмпу Гандринга, Укрощение Сари и Сетан Кобер.

В 2005 году ЮНЕСКО присвоило крису Индонезии.

титул Шедевр устного и нематериального наследия человечества. Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение
    • 2.2 Развитие и распространение
    • 2.3 Крис сегодня
  • 3 Описание
    • 3.1 Клинок
    • 3.2 Памор
    • 3.3 Рукоять
    • 3.4 Оболочка
  • 4 Ковка
  • 5 Культурные верования
  • 6 Легендарные и исторические крисы
    • 6.1 Крис Мпу Гандринг
    • 6.2 Крис Укрощение Сари
    • 6.3 Крис Сетан Кобер
    • 6.4 Крис Дипонегоро
  • 7 Крис как символ
  • 8 Популярная культура
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Этимология

Слово крис происходит от старояванского термина нгирис (яванский : ꦔꦶꦫꦶꦱ꧀), что означает резать, раскалывать или рассекать. «Крис» - это более часто используемое написание на Западе, но «керис» более популярно на родине кинжала, как это показано в популярной книге покойного Бамбанга Харсринуксмо под названием Ensiklopedi Keris (Энциклопедия Криса) <. 106>

В яванском крис известен под тремя именами в зависимости от степени вежливости; нгоко: керис (яванский : ꦏꦼꦫꦶꦱ꧀); горит "нарезать"; крама: дхувунг; и в крама ингил: ванкинган (яванский : ꦮꦁꦏꦶꦔꦤ꧀). В малайском, индонезийском, сунданском, балийском и сасаке пишется keris, а на малайском Джави как: کريس. Другие имена, включая карих на минангкабау и выбор на бугис и макасарском языках.

Двумя заметными исключениями являются Филиппины, где его обычно называют калис на тагальском, хотя на самом деле филиппинский калис - это меч, а не кинжал, и Таиланд, где он всегда пишется крис и произносится как крис или крит (กริช) на тайском. В диалекте яла слово карех. В Камбодже это пишется как крис (គ្រី ស) в кхмерском. Другие альтернативные варианты написания, используемые европейскими колонистами, включая «cryse», «crise», «criss», «kriss» и «creese».

История

Происхождение

Крис изображен на барельефе 9 века Боробудур.

История Криса обычно прослеживается через изучение резьбы и барфа панели найдены в Юго-Восточной Азии. Считается, что самый ранний прототип криса можно проследить до Донгсона бронзовой культуры в Вьетнаме и древнего царства Чампа около 300 г. до н.э., которое распространилось на другие части Юго-Восточной Азии..

Другая теория предполагает, что крис основан на происхождении ранней индуистской цивилизации, что, возможно, произошло одновременно с процессом киндианизации. -Буддийские царства примерно с 1 по 5 век. Некоторые из самых известных изображений криса встречаются на барельефах Боробудур (825) и Прамбанан храма (850), происходящих из индуистско-буддийского царства Медангарам. Центральная Явы.

Термин крис упоминается в нескольких древних яванских надписях, включая надпись Хумандинг (707 сака или 875 г. н.э.), надпись Джурунган и надпись Халивангбан (708 сака или 876 г. н.э.), надпись Таджи (823 сака или 901 г. н.э.), Надпись По (827 сака или 905 г. н.э.) и надпись Rukam (829 сака или 907 г. н.э.)

Кузнечная мастерская Криса, изображенная в 15 Канди Суку.

Однако Raffles '(1817) исследование Канди Суку утверждает, что крисы, признанные сегодня, возникли около 1361 года нашей эры в королевстве Маджапахит, Восточная Ява. Барельефная сцена храма в Центральной Яве, датируемая эпохой Маджапахит 15-го века, показывает мастерскую яванского кузнеца-кериса. В сцене Бхима изображен кузнецом, выковывающим металлом, Ганеша слева в центре, и Арджуна справа, управляющим сильфоном поршня, чтобы вдувать воздух. печь. На стене за кузнецом выставлены различные предметы, изготовленные в кузнице, в том числе крис. Эти изображения криса в Канди Суку установили тот факт, что к 1437 году крис уже занял важное место в яванской культуре.

В Инъя Шэнлань - запись об экспедиции Чжэн Хэ (1405–1433) - Ма Хуань это

"все мужчины в Маджапахите, от короля до простолюдинов, от мальчика в возрасте от трех до старших, носили пу-ла-тоу (белати или, точнее, кинжал криса) на поясах.Кинжалы сделаны полностью из стали с замысловатыми узорами, плавно. Ручки сделаны из золота, рога носорога или слоновой кости, на вырезанном изображении человека или демона; резьба выполнена изящно и искусно ".

В этом китайском отчете также сообщается, что публичная казнь нанесение ударов кинжалом этого типа - обычное дело. Маджапахит не умеет бить палкой для серьезного или незначительного наказания. Они связали виноватым руки на спине ротанговой веревкой и провели их несколько шагов, а затем нанесли обидчику один или два удара ножом в спину в промежуток между парящими ребрами, что привело к сильному кровотечению и мгновенной смерти.

Крис из Кнауда (1342) периода Маджапахит, выставленный в Амстердамском музее тропиков.

В настоящее время Крис из Кнауда является самым старым из известных сохранившихся крисов. в мире. Этот крис был подарен голландскому врачу Чарльзу Кнауду Паку Алам V в 19 веке в Джокьякарте на Яве. Крис выставлен в Tropenmuseum в Амстердаме. Крис имеет на железном клинке дату 1264 года сака (что соответствует 1342 году нашей эры). Ученые подозревают, что из-за своих крис может быть даже старше, но его украшали в период Маджапахита в честь важного события. Крис несет сцены из Рамаяны на необычный тонком слое которое, частично покрывает его.

Разработка и распространение

Хотя люди Юго-Восточной Азии уже были знакомы с этим типом колющего оружия, разработка криса, скорее всего, место на Яве, Индонезия. С момента своего зарождения на Яве культура криса распространилась по всему Индонезийскому архипелагу до Сингапура, Малайзии, Южного Таиланда и Южных Филиппин через морские торговые связи. Эксперты говорят, что распространение криса на другие страны, такие как Таиланд, Малайзия и Филиппины, было связано с ростом империи Маджапахит на Яве около 1492 года.

Сангьянг шиксаканда нг каресиан песнь XVII, сунданский манускрипт, датированный сак 1440 или 1518 годом нашей эры, наш крис как оружие королей, а куджанг - это оружие фермеров. Существуют утверждения о более ранних формах, предшествующих крису Маджапахит, но ни одно из них не поддается проверке. В прошлом у преступников были прямые лезвия, но со временем это стало реже. Томе Пирес в начале 16 века важного криса для яванцев.

... каждый человек на Яве, богат он или бедный, должен у него дома есть крис... и ни один мужчина в возрасте от 12 до 80 не может выходить на улицу без криса на поясе. Они носят их на спине, как кинжалы в Португалии...

- Том Пирес, Suma Oriental

Хотя принято считать, что крисы были вооружены оружием в прошлом, на самом деле они были носятся воинами в качестве дополнительного оружия, если они теряют свое основное оружие, которым обычно было копье. Однако простые люди носили крис каждый день, особенно во время путешествий, потому что он мог понадобиться для самообороны. В мирное время люди носили крис как часть церемониальной одежды. Церемониальные крисы украшены замысловатой резьбой по золоту и драгоценным камням. Лезвия из семейной реликвии передавались из поколения в поколение и носились во время особых мероприятий, таких как свадьбы и другие церемонии. Мужчины обычно носили только один крис, но знаменитый адмирал Ханг Туах, как сказано в Хикаят Хан Туах, вооружился одним коротким и одним длинным крисом. Женщины также носили крис, хотя, как правило, меньшего размера, чем у мужчин. В бою боец ​​мог нести более одного криса; у некоторых было три криса: его собственный, один от тестя и один как семейная реликвия. Два лишних служили отражающими кинжалами, но если бы их не было, ножны служили бы той же цели.

Крис часто ломался в бою и требовал ремонта. Ежегодная чистка, известная в явной традиции как джамасан, требуется как часть духовности и мифологии, экологическое оружие, частоя древние лезвия изношенными и тонкими. Материалы для ремонта зависели от местоположения, и довольно часто можно найти оружие с приспособлениями из нескольких мест. Например, крис может иметь клинок с Явы, эфес с Бали и ножны с Мадуры.

Во многих частях Индонезии и Малаккского султаната крис был предпочтительным оружием для казни, известной как хукуман саланг. Крис палача имел длинный, прямой и тонкий клинок. Осужденный становился на колени перед палачом, который клал комок ваты или подобного материала на плечо или в область ключиц подопытного. Лезвие проткнуло прокладку, пронзив подключичную артерию и сердце. После извлечения ватный диск начисто протер лезвие. Смерть наступила в считанные секунды.

Литография, изображающая кузнеца криса на Яве, Голландская Ост-Индия около 1854 года.

В 16 европейские колониальные державы представили на архипелаг огнестрельное оружие, что способствовало развитию известности криса как предпочтительного оружия в бою. Ковка холодного оружия пришла в упадок с того момента, как султаны или раджи были порабощены, а их владения аннексированы британским или голландской Ост-Индией колониальным. В некоторых регионах введен запрет на ношение режущего и колющего оружия.

На Яве поворотным моментом стал конец пятилетней Яванской войны, когда мятежный принц Дипонегоро был побежден и задержан, и ему пришлось его крис быть передан голландцам в 1830 году. Это событие ознаменовало разоружение криса как боевого оружия среди яванского населения. Однако его церемониальная функция как части костюмов, священной реликвии и личного защитного амулета остается.

В начале 20 века ковка крисов пришла в упадок, так как ношение холодного оружия было запрещено в Голландской Ост-Индии. Однако его духовная и церемониальная функция продолжается в основном в кратоне и истане (дворах) по всей Индонезии, Малайзии и в населенных мусульманами частях южных Филиппин.

Однако крис использовался постоянно и выковывался на Филиппинах, которые составляли большую часть Испанской Ост-Индии. В то время как большинство архипелага приняли католицизм, мусульмане южных регионов яростно сопротивлялись испанскому праву. Крис предоставил мусульманским армиям аналог испанского оружия, и это стало тревожной проблемой для испанских армий. Кузнецы крисов и фехтовальщики назывались испанцами как juramentados. Хураментадо практикуют ритуал жертвоприношения, форму джихада не только против испанских солдат, но и против христианских филиппинцев.

Хураментадо были специально обученными и избранными бойцами. Кандидатов называли маг-сабил, или «те, кто переносит муки смерти». С ними посоветовались родители, и султан разрешал им пройти обучение Паранг-сабилу или «пути в рай».

Во время филиппино американской войны смерть американских солдат от рук Моро, владеющих крисами, и других филиппинцев, вооруженных лезвиями, созданием и использованием Colt M1911 Второй мировой войны крис сопровождал другие мечи Моро, такие как баронги в повстанческом движении против японской оккупации.

Крис сегодня

Крис носил Джокьякарта Дворец султана охрана.

На Яве традиционное искусство изготовления крисов сохранилось в центре яванской культуры, кератон (королевский двор) в Джокьякарте. и Суракарта, а также княжество Мангкунегаран и Пакуаламан. Известно, что яванские короли и дворяне этих дворов нанимали некоторых кузнецов крисов. s (empu) и становятся покровителями их работ, хотя активность крис-мейкинга снижается. До 1990-х годов производство крисов на Яве прекратилось из-за экономических трудностей и изменений в сфере социальных ценностей. Тем не менее, благодаря нескольким неравнодушным экспертам по крису, традиция возрождается, и мастерство изготовления криса снова увеличивается.

За последние три десятилетия крисы утратили свое видное социальное и духовное значение в обществе. Хотя активных и заслуженных кузнецов, высококачественных крис традиционным способом, все еще можно встретить в некоторых местах, таких как Мадура, Суракарта, Джокьякарта, Макассар и Палембанг, их число резко сокращается, и им все труднее найти преемников. кому они могут передать свои навыки. Традиционная промышленность по изготовлению криса все еще существует в некоторых деревнях, таких как деревня Банью Сумуруп в подрайоне Имогири, Бантул, Джокьякарта, либо специально сделанная в качестве священного амулета, заказанная энтузиастом криса, который ищет его духовной силы, либо просто как сувениры для туристов.

Крис, производимый на Филиппинах, часто бывает в вариантах с полуволнистыми полупрямыми лезвиями. Он стал важным и символическим оружием для культуры моро, так же как он связан с яванскими культурами.

Описание

Физически крис представляет собой форму кинжала с лезвием длиной от 15 до 50 сантиметров, острым с обеих сторон и острием, более широкой и асимметричной формы возле рукояти, сделанная из комбинации нескольких видов металлов. Эстетическая ценность криса охватывает дхапур (форма и дизайн лезвия, около 150 вариантов), памор (узор из металлического сплава на лезвии, около 60 вариантов) и тангух, относящийся к возрасту и происхождению крис.

Клинок

Декоративный крис с фигуркой Семара на рукоятке. На клинке тринадцать луков.

Клинок криса называется вила или била. Лезвия Криса обычно узкие с широким асимметричным основанием. Крис известен своим волнистым лезвием; однако более старые типы крисов, относящиеся к эпохе Маджапахит, имеют прямые лезвия, как и более половины всех крисов до современной эпохи. Количество изгибов на клинке (известное как лук или лок) всегда нечетное. Обычное количество луков колеблется от трех до тринадцати волн, но некоторые лезвия имеют до 29. В отличие от старого прямого типа, большинство крисов сегодня имеют волнистое лезвие, которое, как предполагается, увеличивает тяжесть ран, нанесенных жертве.

Согласно традиционному яванскому kejawen, крис содержит все внутренние элементы природы: тирта (вода), байу (ветер), агни (огонь), бантоло (земля, но также интерпретируется как металл или дерево, которое происходит из земли) и аку (букв: «я» или «меня», что означает, что крис имеет дух или душу). Все эти элементы присутствуют при ковке криса. Земля - ​​это металл, выкованный огнем, выдуваемым нагнетаемым ветром, и водой, охлаждающей металл. На Бали крис ассоциируется с нага, или драконом, который также символизирует оросительные каналы, реки, родники, колодцы, водостоки, водопады и радуги; таким образом, волнистый клинок символизирует движение змеи. У некоторых крисов вырезана голованаги (дракона) рядом с основанием, а и хвост повторяют изгибы тело клинка до конца. Таким образом, волнистые крисы - это движущиеся наги, агрессивные и живые; прямой клинок - это тот, который находится в состоянии покоя, его сила бездействует, но он готов вступить в действие.

Гарантированно смертельный исход любой травмы был пропитан ядом во время их ковки. Яд, использование для полировки клинка криса, называется варанган. Процесс химического покрытия производился путем варангана или джамаса (промывки) лезвия кислотой и минералами, содержащими соединения мышьяка. Процесс этого держался в секрете среди кузнецов. Различные виды точильных камней, кислый сок цитрусовых и ядовитый мышьяк выделяют контраст между темно-черным железом и светлыми серебристыми никелевыми слоями, которые вместе образуют дамасский узор на лезвии.

Памор

Блестящий никелевый узор (памор) на фоне темного железа, видимый на клинке криса.

Значительные узоры памора имеют значения и названия, которые указывают на мифические свойства, которые они, как полагают, передают. Сегодня существует около 60 разновидностей памора в лезвиях криса. Некоторые примеры памора включают берас вутах, удан мас, кембанг качанг, кембанг пала и ладранг чендана. В ковке лезвия криса используется железо с небольшим содержанием никеля для создания этого рисунка. Слабый узор памора был обнаружен в крисе периода Маджапахит, который был получен из железных руд с небольшим содержанием никеля. Скорее всего, эта железная руда была импортирована с острова Сулавеси, так как памор Луву из региона Луву довольно хорошо известен на Сулавеси и Яве.

Однако лучший материал для создания памора получается довольно необычным способом, так как он сделан из редкого метеоритного железа. Традиционно памятный материал для кузнецов крисов, связанных с дворами Джокьякарты и Суракарты, происходит от железного метеорита, упавшего на землю в конце 18 века в окрестностях храмового комплекса Прамбанан. Метеорит был раскопан и доставлен в кератон Суракарты; С того времени кузнецы Форстенландена (королевских территорий) использовали маленькие кусочки метеоритного железа для создания узоров памора на крис, пиках и другом статусном оружии. После травления лезвия кислотными веществами именно небольшой процент никеля.

Рукоять

На Викискладе есть материалы, связанные с рукоятью Криса.
Богато украшенная балийская рукоять криса, покрытая золотом, украшенная рубинами.

Рукоять или рукоять (хулу) - это объект искусства, вырезанные с тщательной резьбой и сделанные из различных материалов: от частоценных редких пород дерева до золота или слоновой кости. Их часто вырезали, чтобы напоминать различных животных и индуистских божеств, хотя это стало менее распространенным с распространением ислама. На Бали ручки криса сделаны в виде демонов, покрытых золотом и украшенных полудрагоценными и драгоценными камнями, такими как рубины. Абстрактные стилизованное представление формы. В Java ручки kris бывают разных типов. Примеры рисунков эфеса включают эфес Tunggak Semi Putri Kinurung из Суракарты, Batara Guru и Pulasir из Мадура, Punukan эфес из Палембанга, Ratmaja из Бали, Pulungan эфес из Cirebon, Pekaka эфес из Паттани и эфес в виде морских птиц из Lampung и Sulawes. Крис обычно имеет изогнутую пистолетную рукоятку рукоять, которая помогает наносить колющие удары. Это позволяет ладони удерживающей руки большая сила давление на лезвие во время удара. Крис обеспечивает лишь минимальную защиту руки широкому клинку на рукояти.

Ножны

Ножны Кериса в стиле Ладранг Суракарта.

Как и рукоять, ножны криса (варанга) также являются предметом искусства. Он может быть изготовлен из различных материалов, обычно из деревянного каркаса для удержания лезвия, который может быть покрыт металлами, такими как латунь, железо, серебро или даже золото, обычно вырезанными в цветочных мотивах серы. Верхняя часть ножен представляла собой широкую изогнутую ручку из дерева, иногда из слоновой кости. Его можно было украсить драгоценными или полудрагоценными камнями.

Ковка

Изготовление криса было специализированной обязанностью мастеров-металлистов, называемых empu (букв. «Владелец») или pandai besi (букв. «Умелые железом»). На Яве почетным титулом empu называют тех кузнецов, которые обладают особым навыком ковки криса. Согласно яванским верованиям, обладает знаниями, техническими навыками, а также духовной доблестью, поскольку полагают, обладает физическим и духовным присутствием. Это должно было быть отличать мастеров от обычных пандай-беси, которые в основном представляют собой обычные металлические инструменты или крестьянское оружие, такое как паранг или голок. В старом Маджапахите кузнеца крисов называли пандэ, и все считались способными обрабатывать горячее железо голыми руками. Жители Маджапахита в конечном итоге сбежали на Бали, где по сей день оккупация сохраняется кланом Панде, члены которого также изготавливают украшения. Кузнец изготовет лезвие из различных железных руд и метеоритного никеля. Некоторые клинки можно изготовить для изготовления более короткого времени. В качественных лезвиях криса металл складывается в десятки или сотни раз и обрабатывается с максимальной точностью. Эмпу - очень уважаемые мастера с дополнительными знаниями в области литературы, истории и оккультизма.

Культурные верования

Различные способы ношения криса в яванской культуре.

Крисы носили на специальных церемониях с реликвии клинков передавались из поколения в поколение. Их могут носить как мужчины, так и женщины, хотя женские меньше. Вокруг оружия сложилась богатая духовность и мифология. Крисы используются для демонстрации, как талисманы с магической силой, оружие, освященные реликвии, вспомогательное снаряжение для придворных солдат, как аксессуар к парадной одежде, индикатор социального статуса, символ героизма и т. Д.

Баронг танцевальное представление с танцорами, владеющими крисом, и Рангдой на Бали.

В танце Баронг Бали есть отрывок под названием «танец керис», в котором злодей Рангда волшебным образом зачаровывает солдат Эйрланга на самоубийство, в то время как другой маг делает их неуязвимыми для острых предметов. В состоянии транса танцоры-мужчины наносят себе удар в груди собственным крисом, но остаются невредимыми.

В яванской культуре крис почитается как тосан аджи (яванский для «священного семейного оружия») и считается пусакой. Считается, что крис обладает способностью вселять в своего обладателя храбрость: это свойство известно как пияндел на яванском языке, что означает «придавать уверенность в себе». Пусака крис или копье с наконечником из криса, данным яванским королем знати или его подданным, должно было быть символизировать доверие короля, оказанное принимающему, и считается большой честью. Во время яванской свадебной церемонии крис должен быть украшен цепочками из цветочной композиции жасмин как важная часть свадебного костюма яванского жениха. Добавление жасмина вокруг криса было задумано как символ того, что мужчина не должен легко быть злым, жестоким, свирепым, слишком агрессивным, тираническим и оскорбительным.

Студийный портрет 19-го века местного яванского воина с железным крисом копье с острым концом (a)

Создатели крисов не просто выковали оружие, они выполняли старые ритуалы, которые могли наделить лезвие мистической силы. По этой причине крисы считаются почти живыми, потому что они могут быть сосудами духов, добрых или злых. Легенды рассказывают о крисах, которые могли двигаться по собственному желанию и убивали людей по своему желанию. Ходят слухи, что некоторые крисы встают прямо, когда хозяева называют их настоящие имена. Было сказано, что некоторые крисы помогли предотвратить пожары, гибель людей, сбой в сельском хозяйстве и многие другие проблемы. Точно так же они могли принести удачу, например, обильный урожай. Многие из этих верований были получены из-за того, что разные люди обладали разными крисами. Например, на Яве есть вид криса, который назывался Берас Вута, который, как считалось, давал своему владельцу легкую жизнь без голода. Этот крис в основном назначали правительственным чиновникам, которым платили, полностью или частично, продуктами питания, такими как рис.

. Есть несколько способов проверить, повезло ли крису или нет. Линия надрезов на листе, основанная на диаметре лезвия и других факторовх, могла определить лезвие хорошего или плохого. Кроме того, если владелец спал с лезвием под подушкой, дух криса общался с владельцем через сон. Если хозяину приснился дурной сон, лезвие не повезло и его нужно было выбросить, тогда как если хозяину приснился хороший сон, кинжал принесет удачу. Однако то, что лезвие было плохим для одного человека, не означало, что оно будет плохим для другого. Гармония между оружием и его владельцем критической.

Некоторые крисы священные и обладают магическими способностями, которые могут вызвать вызов злые судьбы. Существует также вера в то, что наведение криса на кого-то означает, что он скоро умрет, поэтому практикующие силат перед своей демонстрацией касаются кончиками лезвий земли, чтобы нейтрализовать этот эффект.

Легендарные и исторические крисы

Балийские крисы.

В нескольких сказках, связанных с историческими фигурами, упоминаются легендарные крисы, обладающие сверхъестественной силой и необычайными способностями. Большинство магических крис имеют яванское происхождение, в то время как сказки взяты из яванских древних рукописей, Бабад (яванские хроники) и Седжара Мелайу Малайзии.

Крис Мпу Гандринг

Одна из самых известных легенд из Явы происходит от Параратона (Книги Королей). В нем описывается легендарный кузнец по имени Мпу Гандринг или Эмпу Гандринг и его нетерпеливый клиент, Кен Арок, в последние дни царства Кедири в 13 веке. Заказчик приказал могущественному крису убить могущественного вождя Тумапела Тунггула Аметунга. Кен Арок в конце концов зарезал старого кузнеца, потому что тот все время откладывал запланированное завершение криса. Умирая, кузнец проклял крис через пророчество о том, что незаконченный или неполный крис убьет семерых человек, включая Кена Арока. Кен Арок использовал проклятый крис Мпу Гандринга, чтобы убить Тунггула Аметунга, хитро возложил вину на Кебо Иджо и построил новое королевство Сингхасари. Пророчество, наконец, сбылось, и четыре человека были внесены в список первых смертей крисов, в том числе сам Мпу Гандринг, Тунггул Аметунг, Кебо Иджо, которому Кен Арок одолжил оружие, и, наконец, сам Кен Арок. Незаконченный крис затем исчез.

Другая версия сказки описывает, что крис перешел к пасынку Кена Арока, Анусапати, который, в свою очередь, убил своего отчима, узнав это. его биологический отец был убит Кеном Ароком с той же крис. Кровавая вражда продолжалась и продолжалась до правления Кертанегара, последнего короля Империи Сингосари

Крис Укрощение Сари

Крис Укрощение Сари в третьем виде слева, среди остальных Перак королевских регалий, 1907.

Укрощение сари («цветочный щит») - один из самых известных крисов в малайской литературе, который, как говорят, был так искусно выполнен Создано, что никто, владеющий им, непобедим. В некоторых версиях легенды оружие предоставляло пользователю физическую неуязвимость. Легенда произошла где-то во время падения империи Маджапахит и возвышения Малаккского султаната в 15 веке. Книга Тун Шри Лананга, Седжара Мелайу, рассказывает, что она была сделана яванским эмпу и впервые использована чемпионом Маджапахита, пендекар по имени Укрощение Сари. Он был разбит на дуэли до смерти адмиралом Мелакана Ханг Туах, после чего король Маджапахита подарил оружие победителю.

После того, как его подставил ревнивый чиновник, Ханг Туаха было приказано казнить, но ему удалось сбежать и скрыться с помощью министра, знавшего правду. Крис Ханг Туаха и титул Лакшамана (адмирал) были переданы его товарищу Ханг Джебату. Разъяренный тем, что его лучший друг был несправедливо казнен, Ханг Джебат восстал против королевской семьи и захватил дворец. Отчаявшийся правитель Малакки простил министра до тех пор, пока Ханг Туах смог вернуть ему трон. Тренируясь у одного и того же учителя с детства, двое друзей были почти равными, но из двоих Туах был лучшим бойцом. Однако даже после долгой битвы во дворце ни один из них не смог победить другого, потому что Крис Укрощение Сари сравняло шансы. Только после того, как Ханг Туах забрал свое оружие, ему удалось зарезать Джебата, который вскоре умер.

Крис Сетан Кобер

яванский крис и ножны в музее Волкенкунде, Лейден, Нидерланды.

Другая яванская народная история рассказывает об Арье Пенангсанг, могущественном наместнике (адипати) из Цзипана, который был убит своим собственным крисом по имени Сетан Кобер («дьявол могилы»). Он был выкован Эмпу Баю Аджи в королевстве Паджаджаран, и на его клинке было 13 луков. Ближе к завершению, когда эмпу попытался наполнить оружие духовной силой, его побеспокоил плачущий демон (джинн ) с кладбища. В результате, хотя крисы были могущественными, они обладали злой темпераментной природой, из-за чего их владелец становился чересчур амбициозным и нетерпеливым.

Эта история произошла в 16 веке, во время падения султаната Демак, который сменил Маджапахита на посту правителя Явы. Сетан Кобер надежно хранился Сунаном Кудусом, одним из девяти исламских святых Явы. Однако Сунан Правото, сын принца Тренггана и внук Раден Патах украл его и использовал, чтобы убить своего дядю Радена Кикина у реки. С тех пор Радена Кикина также называют Секар Седа Лепен (цветок, упавший у реки). Раден Тренггана стал султаном, а позже его смерти был заменен Сунан Правото. Сын Кикина, Арья Пенангсанг из Джипанга с помощью своего учения, эээ, Сунан Кудус, отомстил, отправив убийцу убить Правото, используя крис Сетан Кобер. Младшая сестра Правото Рату Калиньямат стремится отомстить Пенангсангу, поскольку Пенангсанг также убил ее мужа. Она убеждала своего зятя, Хадивиджая (Джоко Тингкир ), правителя Паджанга, убить Арью Пенангсанг. Хадивиджая послал своего приемного сына, а также своего зятя Сутавиджая, который позже стал первым правителем династии Матарам.

Во время битвы Сутавиджая пронзил Пенангсанг копьем Кай Плеред прямо в живот. Арья Пенангсанг купается в собственной крови, и его кишечник свисает с открытого раненого живота. Однако, поскольку Арья Пенангсанг - могучий боец, обладающий аджи или кесактиан (духовной силой), он продолжает сражаться с открытым ранением в живот. Он обвил свои свисающие кишки рукоятью криса и продолжает сражаться. Пытаясь атаковать своего ножа, безрассудный, свирепый и нетерпеливый Панангсанг вытащил своего Сетана Кобера изен, по глупости перерезал себе внутренности и в конце умер.

Считается, что яванская традиция помещать жасминовые гирлянды вокруг рукояти криса, особенно на крис жениха во время свадебной церемонии, восходит к этой сказке. Это символизирует то, что жених не должен быть безрассудным, легко рассердиться, нетерпеливым и жестоким, как Арья Панангсанг. Чтобы заменить кишечник, крис скручен цветочной гирляндой из цепочки жасмина, напоминающей кишечник. Жасмин символизирует святость, терпение, изящество, смирение, доброту и доброжелательность - качества, нет в Панангсанге. Однако другой источник сообщил, что на самом деле Сутавиджая восхищался боевым духом Пенангсанга, который все еще сражался, хотя его кишки окружали его крис. Впечатленный поступком Пенангсанга, позже он повелел своим потомкам мужского пола следовать за ним, украсив крис «кишкой» из жасминовой цепи, как символ храбрости. История Арьи Пенангсанг вдохновила и представила яванский кетопрак драму.

Крис Дипонегоро

Во время государственного визита Королевства Нидерландов в Индонезию в марте 2020 года Король Виллем-Александр вернул крис принца Дипонегоро в Индонезии, принятый президентом Джоко Видодо. Сегодня считающийся национальный героем Индонезии, принц Дипонегоро из Джокьякарты был харизматическим лидером массового восстания против голландского колониального господства в Центральной Яве, которое было разбито и пленено после заключения Яванская война в 1830 году. Его крис долгое время считался утерянным, но теперь его нашли после того, как он был идентифицирован Голландским национальным музеем этнологии в Лейдене. Крис принца Дипонегоро имеет историческое значение как символ героической стойкости Индонезии и борьбы за независимость. Необычный инкрустированный золотом явный кинжал ранее хранился как государственная коллекция Нидерландов, теперь является частью коллекции Индонезийского национального музея.

Символ Криса

Густи Нгура Кетут Джелантик, властитель Булеленг, Бали (ок. 1870) г.), носил крис как символ власти и власти.

На всем архипелаге крис является символом героизма, боевой доблести, силы и авторитета. Как культурный символ, тщательно декорированный крис олицетворяет изысканность, искусство и красоту, являясь гордостью и ценным достоянием его владельца; однако как оружие он ассоциируется с насилием, смертью и кровопролитием. Вероятно, по этой причине, хотя крис широко распространен в яванской культуре, он не используется для обозначения яванской культуры или королевской власти, яванская традиция препятствует прямой конфронтации (отсюда и отсутствие ножей на индонезийских обеденных столах.). Вот почему яванцы традиционно носят крис на спине, чтобы символизировать насилие как последнее средство. балийцы и сунданцы также носят крис на спине. Однако в других частях архипелага, от Суматры до Малайского полуострова и до Сулавеси, крис носят спереди или слева на бедре.

Крис изображен на разных флагах, эмблемах, пальто и логотипах, например, Султаната Матарам, провинция островов Риау, Теренггану и Селангор. В бывшей эмблеме Сиама крис используется для обозначения южных территорий. Это также можно увидеть на лицевой стороне монеты медь-цинк-олово RM 1 с узором сонгкет на заднем плане. На монете Малайзии и доллар Британского Борнео 1 цент 1962 года также изображена пара скрещенных крисов.

С момента обретения Малайзией независимости стал чем-то вроде символа малайского национализма. Некоторые до сих пор считают его символом ketuanan Melayu, доктрины малайской расы как доминирующей расы на их родине, и он был включен в Санг Сака Бангса, официальный флаг Объединенная малайская национальная организация.

На Филиппинах калис, более крупный вариант меча криса, является символом моро и южной филиппинской культуры, а также сопротивлением испанскому правлению и влиянию. Он изображен на флагах Фронта национального освобождения моро и Исламского фронта освобождения моро. Он также был включен в исторические флаги Султаната Сулу, а также в эмблеме провинции Котабато.

Крис, изображенный на нескольких эмблемах в качестве символов:

Популярная культура

Крис был представлен в 6-м сезоне 7-го эпизода соревновательного шоу History Channel, Forged In Fire, как раунд предстоит создать три финальных оружия.

См. также

  • flag Индонезийский портал

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Крисом.
Последняя правка сделана 2021-05-26 14:20:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте