Феликс Гваттари | |
---|---|
Феликс Гваттари | |
Родился | Пьер-Феликс Гваттари ( 1930-04-30)30 апреля 1930 г. Вильнёв-ле-Саблон, Уаза, Франция |
Умер | 29 августа 1992 г. (1992-08-29)(62 года) Клиника Ла Борд, Кур-Шеверни, Франция |
Альма-матер | Парижский университет |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия, психоанализ, постструктурализм |
Учреждения | Парижский университет VIII |
Основные интересы | Психоанализ, постмарксизм, политика, экология, семиотика |
Известные идеи | Сборка, желание-производство, детерриториализация, экософия, шизоанализ |
Влияния | |
Под влиянием | |
Семиотика |
---|
Общие понятия |
Поля |
Методы |
Семиотики |
похожие темы |
|
Пьер-Феликс Гваттари ( / ɡ ж ə т ɑː г я / ; французский: [ɡwataʁi] (слушать) ( помощь информация ) ; 30 марта 1930 - 29 августа 1992) была французский психотерапевт, философ, семиолог, активист и сценарист. Он основал как шизоанализ, так и экософию, и наиболее известен своим интеллектуальным сотрудничеством с Жилем Делезом, в первую очередь « Анти-Эдипом» (1972) и «Тысячи плато» (1980), двумя томами « Капитализма и шизофрении».
Гваттари родился в Вильнёв-ле-Саблон, рабочем пригороде на северо-западе Парижа, Франция. Он тренировался (и был проанализирован) психоаналитиком Жаком Лаканом в начале 1950-х годов. Впоследствии он всю жизнь проработал в экспериментальной психиатрической клинике Ла Борд под руководством ученика Лакана, психиатра Жана Ури. Ла Борд был местом общения многих студентов, изучающих философию, психологию, этнологию и социальную работу.
Одна особенно новая ориентация, разработанная в La Borde, заключалась в отстранении от классической пары аналитик / анализанд в пользу открытого противостояния в групповой терапии. В отличие от индивидуалистического стиля анализа фрейдистской школы, эта практика изучала динамику нескольких субъектов в сложном взаимодействии. Это привело Гваттари к более широкому философскому исследованию и политическому взаимодействию с широким спектром интеллектуальных и культурных областей ( философия, этнология, лингвистика, архитектура и т. Д.).
С 1955 по 1965 год Гваттари был редактором и сотрудником троцкистской газеты La Voie Communiste ( Путь коммунизма). Он поддерживал антиколониалистскую борьбу, а также итальянских автономистов. Гваттари также принимал участие в GTPSI, который собрал множество психиатров в начале шестидесятых и создал Ассоциацию институциональной психотерапии в ноябре 1965 года. Это было в то же самое время, когда он основал, наряду с другими боевиками, FGERI (Федерация групп) for Institutional Study amp; Research) и его обзор Recherche ( Исследования), занимающийся философией, математикой, психоанализом, образованием, архитектурой, этнологией и т. д. FGERI стал представлять аспекты многочисленных политических и культурных мероприятий Гваттари: Группа молодых Латиноамериканцы, франко-китайская дружба (во времена народных коммун), оппозиционная деятельность с войнами в Алжире и Вьетнаме, участие в MNEF, с UNEF, политика офисов психологической академической помощи (BAPU), организация университетских рабочих групп (GTU), а также реорганизация учебных курсов с центрами обучения методам обучения Activi связей (CEMEA) для психиатрических медсестер, а также создание Товарищества медсестер (Amicales d'infirmiers) (в 1958 г.), изучение архитектуры и проекты строительства дневного стационара для "студентов и молодых рабочих".
В 1967 году он появился как один из основателей ОСАРЛА (Организация солидарности и помощи латиноамериканской революции). В 1968 году Гваттари познакомился с Даниэлем Кон-Бендитом, Жан-Жаком Лебелем и Джулианом Беком. Он участвовал в широкомасштабных французских протестах 1968 года, начиная с Движения 22 марта. После 1968 года Гваттари познакомился с Жилем Делезом в Венсенском университете. Затем он начал закладывать основу для книги « Анти-Эдип» (1972), которую Мишель Фуко назвал «введением в нефашистскую жизнь» в своем предисловии к книге. В 1970 году он создал Центр изучения институциональной формации [ фр ]), который разработал подход, описанный в журнале Recherches. В 1973 году Гваттари был осужден и оштрафован за «оскорбление общественного порядка» за публикацию выпуска Recherches о гомосексуализме. В 1977 году он создал CINEL для «новых пространств свободы», прежде чем в 1980-х присоединился к экологическому движению со своей « экософией ».
В своей последней книге « Хаосмос» (1992) Гваттари вернулся к вопросу о субъективности: «Как ее производить, собирать, обогащать, постоянно изобретать заново, чтобы сделать ее совместимой с мутантными ценными вселенными?» Эта озабоченность проходит через все его работы, от « Психоанализа и трансверсальности» (сборник статей с 1957 по 1972 г.) до « Годы зимы» (1980–1986) и шизоаналитических картографий (1989), до его сотрудничества с Делезом « Что такое философия?». (1991). В « Хаосмосе» Гваттари предлагает анализ субъективности в терминах четырех функторов: (1) материальные, энергетические и семиотические потоки; (2) конкретные и абстрактные машинные типы ; (3) виртуальные ценные вселенные; и (4) конечные экзистенциальные территории. Эта схема пытается уловить неоднородность компонентов, участвующих в производстве субъективности, как ее понимает Гваттари, которые включают в себя как означающие семиотические компоненты, так и «означающие семиологические измерения» (которые работают «параллельно или независимо от» любой означающей функции. что они могут иметь).
29 августа 1992 года, через две недели после интервью для греческого телевидения, которое курировал Йоргос Велтсос, Гваттари умер в Ла Борд от сердечного приступа.
В 1995 году в посмертном выпуске книги Гваттари « Хаософия» были опубликованы очерки и интервью, касающиеся работы Гваттари в качестве директора экспериментальной клиники Ла Борд и его сотрудничества с Делезом. Сборник включает в себя такие эссе, как «Балансовая программа для желающих машин», подписанная Делезом (с которым он был соавтором « Анти-Эдипа и Тысячи плато»), и «Все хотят быть фашистами». Он представляет собой введение в теории Гваттари о « шизоанализе », процессе, который развивает психоанализ Зигмунда Фрейда, но преследует более экспериментальный и коллективный подход к анализу.
В 1996 году был опубликован еще один сборник эссе, лекций и интервью Гваттари, Soft Subversions, в котором прослеживается развитие его мысли и деятельности на протяжении 1980-х («зимние годы»). Его анализ искусства, кино, молодежной культуры, экономики и формирования власти развивает такие концепции, как «микрополитика», «шизоанализ» и «становление женщиной», которые стремятся освободить субъективность и открыть новые горизонты для политического и творческого сопротивления. к процессам стандартизации и гомогенизации глобального капитализма (который он называет «интегрированным мировым капитализмом») в «постмедийную эру». Например, он использовал термин «микрополитика» для обозначения определенного уровня наблюдения за социальными практиками ( бессознательная экономика, где существует определенная гибкость в выражении желания и институтов) и, практически, для определения в сегрегированном мире. поле вмешательства «людей, которые работают, чтобы заинтересовать себя в дискурсе о другом. »
Примечание: многие очерки, содержащиеся в этих работах, были переведены индивидуально и их можно найти в английских сборниках.
Другое сотрудничество: