Экософия или экофилософия (чемодан экологической философии ) - это философия экологической гармонии или равновесия. Термин был придуман французским постструктуралистом философом и психоаналитиком Феликсом Гваттари и норвежцем отцом глубинной экологии, Арне Нэсс.
Экософия также относится к области практики, введенной психоаналитиком, постструктуралистом философом и политическим активистом Феликсом Гваттари. Частично использование этого термина Гваттари подчеркивает необходимость для сторонников социального освобождения, в борьбе которых в 20-м веке доминировала парадигма социальной революции, включить свои аргументы в экологические рамки, которые понимают взаимосвязь социальной и экологической сфер.
Гваттари считает, что традиционные экологические взгляды затемняют сложность отношений между людьми и их естественной средой, поддерживая дуалистическое разделение человеческих (культурных) и нечеловеческих (естественных) систем; он рассматривает экософию как новую область с монистическим и плюралистическим подходом к такому изучению. Таким образом, экология в гваттарианском смысле - это исследование сложных явлений, включая человеческую субъективность, окружающую среду и социальные отношения, которые тесно взаимосвязаны. Несмотря на этот акцент на взаимосвязи, на протяжении всех своих отдельных работ и более известных совместных работ с Жилем Делезом, Гваттари сопротивлялся призывам к холизму, предпочитая подчеркивать неоднородность и различие, синтезируя сборки и множественности по порядку. отслеживать ризоматические структуры, а не создавать единые и целостные структуры.
Без изменений в социальной и материальной среде не может быть изменений в менталитете. Здесь мы находимся в кругу, который заставляет меня постулировать необходимость создания «экософии», которая связала бы экологию окружающей среды с социальной экологией и ментальной экологией.
— Guattari 1992Концепция Гваттари трех взаимодействующих а взаимозависимые экологии разума, общества и окружающей среды проистекают из схемы трех экологий, представленных в Шагах к экологии разума, сборнике трудов кибернетика Грегори Бейтсона.
Нэсс определил экософию следующим образом:
Под экософией я подразумеваю философию экологической гармонии или равновесия. Философия как разновидность софии (или) мудрости является открыто нормативной, она содержит как нормы, правила, постулаты, объявления о приоритетах ценностей, так и гипотезы, касающиеся положения дел в нашей вселенной. Мудрость - это политическая мудрость, рецепт, а не только научное описание и прогноз. Детали экософии будут иметь множество вариаций из-за значительных различий, касающихся не только «фактов» загрязнения, ресурсов, населения и т. Д., Но и ценностных приоритетов.
— A. Дренгсон и Я. Иноуэ, 1995, стр. 8В то время как профессор Университета Осло в 1972 году, Арне Нэсс ввел термины «движение глубинной экологии » и «экология». в экологическую литературу. В основу своей статьи Нэсс положил доклад, который он произнес в Бухаресте в 1972 году на Третьей мировой конференции по исследованиям будущего. Как отмечает Дренгсон в своей книге «Экофилософия, экология и глубокое экологическое движение: обзор»: «В своем выступлении Нэсс обсуждал более долгосрочные предпосылки экологического движения и его связь с уважением к природе и присущей другим существам ценности». Взгляд Нэсса на человека как на неотъемлемую часть «полнопольного образа» Природы контрастирует с альтернативной конструкцией экософии, изложенной Гваттари.
Термин экологическая мудрость, синоним экософии, был введен Нэссом в 1973 году. Эта концепция стала одной из основ движения глубинной экологии. Все выражения ценностей Партии зеленых перечисляют экологическую мудрость в качестве ключевой ценности - она была одной из исходных четырех столпов партии зеленых и часто считается самая основная ценность этих партий. Это также часто ассоциируется с местной религией и культурными традициями. В политическом контексте его не так просто определить, как экологическое здоровье или научная экология.