Семиотическая теория Чарльза Сандерса Пирса

редактировать

Чарльз Сандерс Пирс начал писать о семиотике, которую он также называл семейотикой, имея в философском сознании изучение знаков в 1860-х годах, примерно в то время, когда он разработал свою систему трех категорий. В течение 20-го века термин «семиотика» был принят для обозначения всех тенденций знаковых исследований, включая семиологиюдинанда де Соссюра , которая зародилась в лингвистике как совершенно отдельная традиция.

Пирс принял термин семиоз (или семейоз) и определил его как «действие или влияние, которое включает в себя сотрудничество трех субъектов, таких как знак, его объект и его интерпретатор, это тройное относительное влияние никоим образом не может быть разделено на действия между парами ». Этот специфический тип триадного отношения лежит в основе понимания Пирсом «логики как формальной семиотики». Под «логикой» он имел в виду философскую логику. В конце концов он разделил (философскую) логику или формальную семиотику на (1) спекулятивную грамматику или стехиологию по элементам семиозиса (знак, объект, интерпретант), как знаки могут означать и в связи с этим, какие существуют знаки, объекты и интерпретаторы, как сочетаются знаки и как одни знаки воплощают или включают другие; (2) логический критик, или собственно логика, по способам вывода; и (3) спекулятивная риторика, или методология, философская теория исследования, включая его форму прагматизма. Его умозрительная грамматика или стехиология - тема этой статьи.

Пирс понимает и обсуждает такие вещи, как представления, интерпретации и утверждения, в широком смысле и с точки зрения философской логики, а не с точки зрения психологии, лингвистики или социальных исследований. Он помещает философию на уровень общего между математикой и частными науками о природе и разуме, так что она черпает принципы из математики и принципов для специальных наук. С одной стороны, его семиотическая теория не прибегает к специальным опытам или специальным экспериментам для решения своих вопросов. С другой стороны, он постоянно опирается на примеры обычного опыта, а его семьотика не исходит из необходимых выводов о чисто гипотетических объектах или случаях. Как философская логика, это вывод дедуктивных, индуктивных или гипотетически объяснительных выводов. Семиотика Пирса с ее классификациями, критическим анализом видов умозаключений и теорией исследования - это философская логика, изучаемая в терминах знаков и их триадных отношений как позитивных явлений в целом.

Содержание

  • 1 Семиотические элементы
    • 1.1 Знаковое отношение
    • 1.2 Знак, объект, интерпретатор
  • 2 Классы знаков
    • 2.1 I. Qualisign, sinsign, judicign
    • 2.2 II. Значок, индекс, символ
    • 2.3 III. Рем, описание, аргумент
    • 2.4 Три типологии знаков вместе: ссылки десяти классов
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки и дополнительная литература
  • 5

Семиотические элементы

Это определение Пирса триадного знакового отношения, которое легло в основу его определения логики.

А именно, знак - это что-то, А, которое приводит нечто, В, его интерпретирующий знак, имеющий или созданный им, в такое же соответствие с чем-то, С, его объект, как то, в чем оно стоит С. (Пирс 1902, NEM 4, 20–21).

Этого определения, вместе определениями соответствия и детерминации Пирса, чтобы вывести все утверждения, которые обязательно верны для всех отношений знаков. Тем не менее, теория знаков - это гораздо больше, чем просто доказательство универсальных теорем об общих отношениях. Также стоит задача классификации различных видов и подвидов знаковых отношений. С практической точки зрения, конечно, знакомство со всем набором конкретных примеров необходимо как для теории, так и для практического применения.

В теории знаков Пирса знак - это то, что находится в четко определенном отношении к другому вещам, своему объекту и его интерпретирующему знаку. Хотя определение знака Пирсом не зависит от психологического предмета, и его теория знаков охватывает больше вопросов, чем одна только лингвистика, тем не менее, многие из наиболее известных примеров и иллюстраций знаковых отношений, естественно, будут взяты из лингвистики . и психология, а также наш обычный опыт работы с их предметами.

Например, один из способов приблизиться к концепции интерпретанта - это подумать о психолингвистическом процессе. В этом контексте интерпретант можно понимать как воздействие знака на разум или на все, что действует как разум, то, что Пирс называет квази-разум. Интерпретатор - это результат процесса интерпретации, одного из деятельности, подпадающих под понятие семиозиса. Обычно говорят, что знак означает объект для агента, переводчика. Однако в итоге влияние знака на агента имеет первостепенное значение. Этот эффект Пирс назвал интерпретирующим знаком, или для краткости интерпретантом. Интерпретант в своей самой простой форме - это значение, импликация или разветвление знака, и особый интерес привлекают семьозиса, которые переходят от неясных знаков к относительно ясным интерпретантам. Вики и математике самые ясные и краткие знаки для объекта называются каноническими формами или нормальными формами.

Пирс утверждал, что логика - это формальное изучение знаков в самом широком смысле, а не только знаки, которые являются искусственными, лингвистическими или символическими, а также знаками, которые являются подобиями или являются индексными, например реакциями. Пирс считал, что «вся эта вселенная пронизана знаками, если она не состоит исключительно из знаков», а также их репрезентативные и умозрительные отношения. Он утверждал, что, поскольку всякая мысль требует времени, вся мысль выражается в знаках:

Поэтому сказать, что мысль не может произойти в одно мгновение, но требует времени, - это всего лишь один способ сказать, что каждая мысль должна интерпретироваться в другое, или что вся мысль в знаках. (Пирс, 1868)

Мысль не обязательно связана с мозгом. Он проявляется в работе пчел, кристаллов и во всем чисто физическом мире; и никто не может больше отрицать то, что это действительно есть, чем то, что цвета, формы и т. д. предметов действительно присутствуют. Последовательно придерживайтесь этого неоправданного отрицания, и вы склонны к какой-то форме идеалистического номинализма, подобного фихтеовскому. Мысль не существует только в органическом мире, но и развивается там. Но как не может быть Генерала без воплощающих его экземпляров, так и мысли не может быть без Знаков. Здесь мы должны придать «Знаку» очень широкий смысл, без сомнения, но не слишком широкий, чтобы подпадать под наше определение. Признавая, что связанные Знаки должны обладать Квази-разумом, можно заявить, что не может быть изолированного знака. Более того, знаки требуют как минимум двух Квази-умов; квази-говорящий и квази-интерпретатор; и хотя эти двое составляют одно (то есть одно сознание) в самом знаке, они, тем не менее, должны различаться. Знаки они, так сказать, сварены. Соответственно, это не просто обратная психология, но необходимость логики, что каждая эволюция мысли должна быть диалогической. (Peirce, 1906)

Знаковые отношения

Знаки - это способ существования во взаимосвязи, а не способ бытия в себе. Все является знаком - не сам по себе, а в некотором отношении к другому. Роль знака составляет одну из трех ролей: объект, знак и интерпретирующий знак. Это неприводимое триадное отношение; роли различны, даже если то, что их заполняет, - нет. Ролей всего три: знак объекта ведет к интерпретаторам, которые, как знаки, приводят к новым интерпретантам. В различных отношениях одно и то же может быть знаковым или семиотическим объектом. Вопрос о том, что такое знак, зависит от концепции знакового отношения, которое зависит от концепции триадного отношения. Это, в свою очередь, зависит от концепции самого отношения . Пирс полагался на математические представления о взаимоотношениях - диадических, триадических, тетрадных и т. Д. Согласно Тезису редукции Пирса, (а) триады необходимы, потому что истинные триадические отношения не могут быть проанализированы в терминах монадических и диадических предикатов, и (б) триады достаточны, потому что нет подлинно тетрадических или более крупных полиадических отношений - все выше 258>арность n-адические отношения могут быть проанализированы в терминах триадических отношений и отношений меньшей арности и сводятся к ним. Пирс и другие, особенно Роберт Берч (1991) и Иоахим Херет Коррейя и Рейнхард Пешель (2006), представили доказательства тезиса редукции. Согласно Пирсу, истинно монадический предикат характерно выражает качество. Подлинно диадический предикат - сопротивление или сопротивление. Подлинно триадический предикат - представление или опосредование. Таким образом, теория отношений Пирса основана на его философской теории трех основных категорий (см. Ниже).

Расширение × интенсивность = информация. Два подхода к подходу к знаку отношениям, необходимые, но недостаточные, - это способ расширения (объекты знака, также называемые широтой, обозначением или применением) и способ интенсификации (объекты характеристики, качества, атрибуты, которые на упомянутый знак, также называемые глубиной, пониманием, значю или коннотацией). Пирс третий способ информации, включая изменение информации, чтобы объединить два других подхода в единое целое. То, что подразумевает «подразумевает» или означает «подразумевает» или означает, что меньше объектов, к которому «относится» или применяемый. Понимание предложения состоит в его последствиях.

Определение. Знак зависит от своего объекта таким образом, чтобы представить свой объект - объект включает и, в некотором смысле, определяет знак. Физически причинный смысл этого особенно выделяется, когда знак представляет собой указательную реакцию. Интерпретант также зависит и от знака, и от объекта - объект определяет знак, чтобы определить интерпретанта. Эта решимость не является последовательностью диадических событий, подобной череде опрокидывающихся домино; определение знака - триадное. Например, интерпретант не просто представляет то, что представляет объект; вместо этого интерпретант представляет что-то как знак, представляющий объект. Это информационный вид определения, передача чего-то более определенно репрезентативного. Пирс использовал слово «определять» не в строго детерминированном смысле, а в смысле «учитывается», bestimmt, подразумевая вариацию в мере, например влияние. Пирс пришел к определению знака, объекта и интерпретанта по их (триадному) способу определения, а не по идее репрезентации, поскольку это часть того, что определено. Объект определяет знак для другого знака - интерпретанта, который должен быть связан с объектом, поскольку этот знак с объектом, следовательно, интерпретант, выполняя свою функцию в качестве знака объекта, определяет следующий интерпретантный знак. Процесс логически структурирован, чтобы увековечить себя, и определяющим для знака объекта и интерпретатора в целом. В семиозисе каждый знак является интерпретатором в цепи, тянущейся как вперед, так и назад. Отношение информационного или логического определения, которое ограничивает объект, знак и интерпретант, является общим, чем частные случаи причинного или физического определения. В общих чертах, любая информация об одном из элементов в знаковых отношениях говорит вам кое-что о других, хотя фактическое количество этой информации может быть нулевым в некоторых знаковых отношениях.

Знак, объект, интерпретатор

Пирс считал, что существует ровно три основных семи семиотических элемента: знак, объект и интерпретант, как обрисовано выше и раскрыто здесь более подробно:

  • Знак (или представитель) представляет в самом широком смысле слова «представляет». Это нечто, что можно интерпретировать как нечто о чем-то говорящее. Это не обязательно символическое, лингвистическое или искусственное.
  • Объект (или семьотический объект) является предметом знака и интерпретатора. Это может быть что-нибудь обсуждаемое или мыслимое, вещь, событие, отношения, качество, закон, аргумент и т. Д., И даже может быть вымышленным, например Гамлетом. Все это особые или частичные объекты. Наиболее точным объектом является универсум дискурса, к которому принадлежит частичный или особый объект. Например, возмущение орбиты Плутона является знаком относительно Плутона, но, в соответствии с расчетом, не только для Плутона.
  • Интерпретирующий (или интерпретирующий знак) - это более или менее проясненное значение или ответвление знака, своего рода форма или идея. о различии, которое будет иметь верный или неумышленный знак. (Теория знаков Пирса касается значений в самом широком смысле, включая логическую импликацию, а не только значений слов, как правильно разъясняет словарь.) Интерпретант - это знак (а) объекта и (б) «предшественника» интерпретанта. (интерпретируемый знак) как знак того же объекта. Интерпретатор - это интерпретация в смысле продукта интерпретации, в котором интерпретирующее отношение достигает высшей, хотя этот продукт или содержание сами по себе запускают, состоянием возбуждения, поведением и т. Д. резюмируется, говоря, что знак обозначает объект интерпретатору.

Некоторое понимание, необходимое уму, зависит от знакомства с объектом. Чтобы знать, что обозначает данный знак, разуму необходимо некоторое переживание объекта этого знака, сопутствующего этого знака или знаковой системы, и в этом контексте Пирс говорит о побочном опыте, сопутствующем наблюдении, сопутствующем знакомстве - и все это примерно в одинаковых терминах.

"Репрезентамен "(собственно с длинным и подчеркнутым" а ": ) был принят (не придуман ) Пирсом в качестве общего технического терминала для любого и каждый Это вопрос о том, охватываемый теоретически «репрезентативным» только те случаи, охватываются популярным словом «знак». Когда подсолнечник не используется ничего, кроме поворота к солнцу, таким образом должен быть полностью воспроизведен подсолнечник, тогда первый поворот подсолнуха был бы представителем солнца еще не знак солнца. «репрезентативный».

Пирс сделал классификацию своих семиотических элементов, особенно слова и интерпретатора. т вызывает следующее: по отношению к знаку его объект и его интерпретант либо непосредственны (присутствуют в знаке), либо опованы.

  1. Имеет непосредственный смысл для самого себя, в тавтологическом смысле, существующий в себе или в себе, даже если он не является непосредственным для самого ума, или обеспечивает без обработки или общим, воспринимаемым только в его случаях.
  2. Объект
    1. Непосредственный объект, объект, представленный в знаке.
    2. Динамический объект, объект, который является непосредственным объектом, "основана, как на коренная порода", также называется динамоидным объектом, динамическим объектом.
  3. Интерпретант
    1. Непосредственный интерпретатор, качество впечатления, личность способного произвести, а не какая-либо реальная реакция, и этот знак несет с собой еще до того, как появился интерпретатор или квазиинтерпретатор. Это то, что обычно называют значением знака.
    2. Динамический интерпретант, фактическое воздействие (помимо ощущения) знака на разум или квази-разум, например возбуждение чувства.
    3. Окончательный интерпретатор, эффект, который оказал бы на поведение любого разума или квази-разума, если бы обстоятельства позволили достичь полностью этого эффекта. Это цель или цель знака. Последним толкованием вопроса о погоде является цель запроса, то есть влияние, которое ответит на планы на любой, кто на его месте. Конечным интерпретатором направления расследования как таковое истина как идеальное окончательное мнение, и она будет достигнута рано или поздно, но все же неизбежно в результате адекватно продленного расследования, хотя истина остается независимым от того, что вы, я или любое ограниченное сообщество исследователей верю.

Непосредственный объект, с точки зрения теоретика, в действительности своего рода знаком динамического объекта; но феноменологически это объект до тех пор, пока не появится причина выйти за его пределы, и кто-то, анализирующий (критически, но не теоретически) данный семиозис, будет рассматривать непосредственный объект как объект, пока не появится причина поступить иначе.

Пирс предпочитал такие фразы, как динамический объект, а не реальный объект, поскольку объект мог быть фиктивным - например, Гамлет, которому наделяют фиктивную реальность, реальность во вселенной дискурса пьесы «Гамлет».

Это изначально так. соблазн рассматривать непосредственные, динамические и окончательные интерпретанты как образующие временную последовательность в реальном процессе семиозиса, особенно потому, что их концепции относятся к началу, промежуточным стадиям и концу семиотического процесса. Но вместо этого их различия друг от друга являются модальными или категориальными. Непосредственный интерпретант - это качество впечатления, которое знак способен произвести, особая потенциальность. Динамический интерпретант - это действительность. Последний интерпретант - это своего рода норма или необходимость, не зависящая от реальных тенденций мнения или интерпретации. Фактически нельзя получить окончательного интерпретатора как такового; вместо этого можно успешно с ним совпасть. Пирс, фаллибилист, считает, что у человека нет никаких гарантий, что он сделал это, а есть только веские причины, иногда очень веские, чтобы так думать, а в практических вопросах иногда нужно действовать с полной уверенностью в том, что он сделал это. так. (Пирс сказал, что в практических вопросах часто лучше полагаться на инстинкт, чувства и традиции, чем на теоретические исследования.) В любом случае, поскольку истина является окончательным толкованием поиска истины, по сути, полагают, что это совпадает с окончательным интерпретатором некоторого вопроса о том, что является правдой, когда и в какой степени он верит, что он достигает истины.

Классы знаков

Пирс предлагает несколько типологий и определений знаков. На протяжении всей работы Пирса было собрано более 76 определений того, что такое знак. Тем не менее можно наблюдать некоторые канонические типологии, одна из важнейших - это различие между «значками», «индексами» и «символами » (CP 2.228, CP 2.229 и CP 5.473). Типология значок-указатель-символ является хронологически первой, но структурно второй из трех, которые подходят вместе как трио трехзначных параметров в регулярную схему из девяти видов знаков. (Три «параметра» (не термин Пирса) не являются независимыми друг от друга, и результатом является система из десяти классов знаков, которые показаны ниже в этой статье.)

Три основных феноменологических подхода Пирса. категории занимают центральное место в этих классификациях. Нумерация 1-2-3, используемая ниже при описании классов знаков, представляет ассоциации Пирса классов знаков с категориями. Категории следующие:

Категории Пирса (техническое название: ценопифагорейские категории)
ИмяТипичная характеристикаКак универсум опытаКак количествоТехническое определениеВалентность, «пристрастие»
ПервенствоКачество чувстваИдеи, случайность, возможностьНеопределенность, "некоторый"Ссылка на основание (основание - это чистая абстракция качества)По существу монадическое (quale, в смысле такого, которое имеет качество)
ВторостепенностьРеакция, сопротивление, (диадическое) отношениеГрубые факты, действительностьСингулярность, дискретность, это "Ссылка на коррелят (автор его отношение)По сути диадическое (отношение и коррелят)
ТретьяПредставление, опосредованиеПривычки, законы, необходимостьОбщность, непрерывность, "все"Ссылка на интерпретант *По существу триадная (знак, объе кт, интерпретант *)

* Примечание: int erpretant - это интерпретация (человеческая или иная) в смысле продукта интерпретации.

Три типологии знаков соответствуют, соответственно, от (I) самого знака, (II) того, как этот знак обозначает обозначаемый объект, и (III) от того, как знаки обозначают свой объект для интерпретатора. Каждый из трех типологий представляет собой трехстороннее разделение, трихотомию, с помощью трех феноменологических категорий Пирса.

  1. Квалификационные знаки, знаки греха и законы. Каждый знак является либо (qualisign) или качеством, либо (sinsign) реальной индивидуальной вещью, фактом, событием, состоянием и т. Д., Либо (законодательным) нормой, правилом, законом. (Также называются тонами, жетонами и типами, а также Potisigns, actisigns и famisigns.)
  2. Иконки, указатели и символы. Каждый знак указывает либо (значок) через подобие своему объекту, либо (указатель) через фактическую связь с его объектом, либо (символ) через интерпретирующую привычку или норму отношения к своему объекту.
  3. Ремы, знаки и знаки аргументы. Каждый знак интерпретируется либо как (обозначающий) подобный термину, обозначающий его объект в отношении качества, либо как (определяющий) подобный реыванию, обозначающий объект относительно факта, либо как (аргумент) аргументативный, обозначающий его возражать по привычке или закону. Это трихотомия всех знаков как электронных выводов. (Также называемые Sumisigns, dicent знаки и suadisigns, также semes, phemes и delomes.)

Каждый знак подпадает под тот или иной класс внутри (I), внутри (II) и 'внутри (III). Таким образом, каждый из трехзначных параметров каждого знака. Эти три фактора не являются независимыми друг от друга; многие соклассификации не найдены. В результате получается не 27, а десять классов, полностью определенных на этом уровне анализа.

В последующие годы Пирс предпринял попытку более тонкого анализа, определение знаков в терминах отношений только для знака, объекта и интерпретанта, но и для знака, непосредственного объекта, динамического объекта, непосредственного интерпретатора, динамического интерпретатора, и финальный или нормальный интерпретант. Он нацелился на 10 трихотомий знаков, которые перемежались три вышеупомянутые трихотомии, и среди выдал 66 классов знаков. Он не доводил эту систему до законченной формы. В этой системе значок, индекс и символ классифицировались по категории, как они обозначают динамический объект, когда рема, и определение аргумента классифицировались по категории, как они относились к окончательному или нормальному интерпретатору.

Эти концепции специфичны для теории знаков Пирса и совсем эквивалентны общему использованию понятий «значок», «указатель», «символ», «тон», «знак», «тип»., «Термин» (или «рема»), «предложение» (или «dicisign)», «аргумент».

I. Qualisign, sinsign, judicign

Также называется тон, токен, тип; и также называется potisign, actisign, famisign.

Это типология знака, выделенная феноменологическая категорией знака (изложенной в 1903, 1904 и т. Д.).

  1. Qualisign (также называемый тон, потисигн и знак) - это знак, который состоит из качества чувства, возможности, «Первого».
  2. Знак греха (также называемый знаком и актисигналом) - это знак, который из возникновения / сопротивления, действительное единственное число, реальное происшествие или факт, «Секунда».
  3. Законодательство (также называемое типом и родом) - это знак, который состоит из (общей) идеи, нормы, закона или привычки, репрезентативного отношения, «Третий».

Копия (также называемая инстанцией) законодательного акта - это знак, реальный индивидуальный знак, который воплощает это законодательство. Копия является знаком для законодательного органа. Все законодатели нуждаются в знаках греха как копии, для выражения. Некоторые, но не все законы являются символами. Все символы являются законами. Различные слова с одинаковым значением являются символами, состоящими из числа копий того числа, которые в их значении, но не определяют качества его реплик.

II. Значок, указатель, символ

Это типология марки, отличающаяся особенной категорией его обозначения объекта (изложенной в 1867 году и много раз в последующие годы). Эта типология подчеркивает различные способы, значок относится к своему объекту - значок по своему собственному качеству, указатель по реальной связи с его объектом, символ по привычке или правилам для его интерпретатора. Режимы могут быть объединены, например, в знак, который графически отображает линию развилки на развилке дороги.

  1. Значок (также называемый подобием и подобием) - это знак, обозначающий его объект на основании качества, которое разделяют они, но которое имеет независимый от объекта. Значок (например, портрет или диаграмма) напоминает или имитирует свой объект. Значок сам по себе имеет особый характер или аспект, который также может иметь объект (или должен иметь) и который позволяет интерпретировать значок как знак, даже если объект не существует. Значок означает, по существу, на основе его «основы». (Пирс определил основание как чистую абстракцию качества, а основание знака как чистую абстракцию качества, в котором знак относится к своему объекту, либо по сходству, либо как символ, приписывая качество объекта. Пирс назвал значок, помимо метки, легенды или другого индекса, прикрепленного к нему, «гипоиконом» и разделил гипоикон на три класса: (а) изображение, которое зависит от простого качества; (б) диаграмма, внутренние отношения, которые, в основном, диадические или так называемые, по аналогии представляет отношения в чем-то; и (c) метафора, которая представляет репрезентативный характер знака, представляя параллелизм в чем-то еще. Диаграмма может быть геометрической или состоять из множества алгебраических выражений или даже в общей форме «Все __ есть ___», которая, как и любая диаграмма, подлежит логическим или математическим преобразованиям. Пирс считал, что математика на схематическом мышлении - наблюдении и эксперименте с диаграммами.
  2. Индекс * - это знак, обозначающий его объект в силу действительной связи между ними, силу он также называет реальное отношение в том, что оно независимо от интерпретации. В любом случае это отношение, которое, в отличие от значка, имеет только основание для обозначения своего объекта, и отличие от символа, которое обозначает посредством интерпретирующей привычки или закона. Индекс, который привлекает внимание, является чистым индексом, который может быть идеальным пределом, который никогда не достигается. Если индексное отношение - это сопротивление или реакция, физически или вызывающая индекс с его объектом, то индекс - это реагент (например, дым, исходящий из здания, является реактивным указателем огня). На такой индекс действительно влияет или модифицируется объект, и это единственный вид индекса, который можно использовать для использования фактов о своем объекте. Пирс также обычно должен быть фактическим индивидуальным фактом. симптом болезни общая, встречаемость единичная; и он обычно считал обозначение указателем, например, собственным именем, меткой на диаграмме и т. д. (В 1903 году Пирс сказал, что только индивид является указателем, дал «семя» как альтернативное выражение для "указатель" и назвал обозначения субиндексами или гипосемами, которые были своего рода символом; он допускал "вырожденный индекс", указывающий на неиндивидуальный объект, примером является отдельная вещь, указывающая на ее собственные характеристики. В 1904 году он разрешил индексы стали прежними, которые вернулся к классификационным данным в качестве индексов в качестве индексов ранних более «сумизайн». и «рема».)
  3. Символ * - это знак, обозначающий его объект исключительно в силу факта, что он будет истолкован таким образом, что он состоит из естественного, условного или логического правила, нормы или привычки, привычки, которая не имеет (или Исчезла) зависимости от того, имеет ли символический знак сходство или реальная связь с обозначаемым объектом. аковое действие (семейоз) управляется, более или менее систематическим набором ассоциаций, обеспечивающих его интерпретацию. Для Пирса каждый символ является общим, и то, что мы называем реальным индивидуальным символом (например, на странице), Пирс называем копией или экземпляром символов. Символы, как и все другие законодательные акты (также называемые «типами»), нуждаются в индивидуальных копиях для выражения. Предложение является символом, который не определяет качества его копий. Слово, которое является символическим (а не индексным, как «это» или иконическим, например, «свист!»), Является примером символа, определяет качество (особенно внешний вид или звук) его реплик. Не каждая реплика актуальна и индивидуальна. Два слова-символа с одинаковым значением (например, английское «лошадь» и испанский caballo) - это символы, которые являются копиями того символа, который состоит в их общем значении. Книга, теория, человек - все это сложный символ.

* Примечание: в «Новом списке категорий» (1867) Пирс дал безоговорочный термин «знак» как альтернативное выражение для «указателя», и «общий знак» как альтернативное выражение для «символа». «Представитель» был его общим техническим термином для любого знака или похожего на знак предмета, охватываемого его теорией. Вскоре Пирс зарезервировал слово «знак» в его самом широком смысле, как индекс, так и для значка и символа. В конце концов он также решил, что символ - не единственный знак, который в некотором смысле можно назвать «общим знаком». Общий знак как таковой, всеобщность как знак, он в конечном итоге в разное время называл «законодательным» (1903, 1904), «типом» (1906, 1908) и «фамильным» (1908).

III. Rheme, dicisign, argument

Это типология знака, отличающаяся феноменологической категорией, которую интерпретатор знака приписывает способу обозначения объекта знаком (изложенному в 1902, 1903 и т. Д.):

  1. Рем (также называемый сумисигн и сем *) - это знак, который представляет свой объект с точки зрения качества, и поэтому в его означаемом интерпретаторе представлен как символ или знак, хотя на самом деле это может быть значок, индекс или символ. Рема * (сема) выступает в качестве его объекта для какой-то цели. Предложение, в котором оставлена ​​пустая тема, называется ремой; но предметные термины сами по себе тоже являются ремами. Предложение, по словам Пирса, можно рассматривать как рему с нулевым разрядом, предикат с нулевым разрядом.
  2. Дицизнак (также называемый dicent sign и pheme) - это знак, который представляет его объект в отношении реального существования и так что в своем означаемом интерпретаторе он представлен как индексический, хотя на самом деле он может быть либо индексом, либо символом. Дицизнак отдельно указывает свой объект (как субъект предиката). Дисисайн «призван оказать на интерпретатора некоторого компульсивного воздействия». Пирс обобщил идею предложения до того, что флюгер, фотография и т. Д. Могут считаться предложениями (или «дикзайнами», как он стал их называть). Утверждение в общепринятом смысле - это условный символ (также называемый символическим обозначением). Утверждения также являются dicisigns.
  3. Аргумент (также называемый suadisign и delome) - это знак, который представляет его объект в отношении закона или привычки, и поэтому в его означаемом интерпретанте представлен как символический (и действительно был символ в первую очередь). Аргумент отдельно «монстраирует» свой означаемый интерпретант (вывод аргумента); аргумент, лишенный всех признаков таких монстрастных отношений, является или становится дицизом. Он представляет собой «процесс изменения мыслей или знаков, как если бы вызвать это изменение в интерпретаторе» посредством собственного самоконтроля интерпретатора. Роман, произведение искусства, вселенная могут быть делом в терминах Пирса.

* Примечание: в его «Пролегоменах к апологии прагматизма» (Монист, т. XVI, № 4, октябрь 1906 г.)), Пирс использует слова «сем», «фема» и «делом» (стр. 506, 507 и т. Д.) Для типологии аргумента «рема-определение-аргумент», но сохраняет слово «рема». для предиката (стр. 530 ) в его системе экзистенциальных графов. Также обратите внимание, что Пирс однажды предложил «сем» в качестве альтернативного выражения для «индекса» в 1903 году.

Три типологии знаков вместе: десять классов знаков

Три типологии, обозначенные «I. "," II. "И" III. "Показаны вместе в таблице ниже. Как параметры они не независимы друг от друга. Как было сказано ранее, многих совместных классификаций не найдено. Наклонные и вертикальные линии показывают варианты совместной классификации данного знака (и появляются в MS 339, 7 августа 1904 г., здесь для просмотра в архиве Lyris peirce-l). Результат - десять классов знаков.

Слова в скобках в таблице - это альтернативные названия для одних и тех же знаков.

Феноменологическая категория :. Знак выделяется феноменологической. категорией ...1. Качество. чувства.. Возможность.. Ссылка на. землю.ИЛИ..2. Реакция, сопротивление... Грубый факт.. Ссылка на. коррелят.ИЛИ..3. Представительство,. посредничество.. Привычка, закон.. Ссылка на. толкователя.
И.... САМ ЗНАК :QUALISIGN. (Tone, Potisign)ORSINSIGN. (Token, Actisign)ORЗАКОН. (Тип, фамилия)
ИPeircelines.PNG
II.... способ обозначения знака своим ОБЪЕКТОМ :ЗНАЧОК. (Сходство и т. д.)ИЛИИНДЕКС. (Знак *)ИЛИСИМВОЛ. (Общий знак *)
ИPeircelines.PNG
III.... путь знака -. как представлено в ИНТЕРПРЕТАНТЕ -. обозначения объекта знака :RHEME. (Sumisign, Seme;. например, термин)ИЛИ.DICISIGN. (знак Dicent, Pheme;. например, предложение)ИЛИ.АРГУМЕНТ. (Suadisign,. Delome)

* Примечание: Как отмечалось выше, в «В новом списке категорий» (1867 г.) Пирс дал некорректное слово «знак» в качестве альтернативного выражения для «индекс» и «общий знак» в качестве альтернативного выражения для «символа». Вскоре Пирс зарезервировал слово «знак» в самом широком смысле для индекса, значка и символов и в конце концов решил, что символы - не единственные знаки, которые в некотором смысле можно назвать «общими знаками». Подробнее см. примечание в конце раздела «II. Значок, индекс, символ ».. Обратите внимание, что термин (в общепринятом смысле) - это не просто рема; это своего рода символический символ. Точно так же суждение (в общепринятом смысле) - это не просто какой-то дикзайн, это своего условный символ.

Десять классов знаков Пирса (CP 2.254-263, EP 2: 294-296, из MS 540 1903 г.)
Знак, классифицированный. по собственной. феномен-. номологической. категорииОтносительно. к. объектуОтносительно. к. интерпретаторуКонкретные избыточности. в скобкахНекоторые примеры
(I)QualisignIconRheme(Rhematic Iconic) QualisignОщущение "красного" "
(II)SinsignIconRheme(Rhematic) Iconic SinsignИндивидуальная диаграмма
(III)ИндексРемРематический индексический знакСпонтанный крик
(IV)ДисзайнDicent (Indexical) SinsignФлюгер или фотография
(V)LegisignIconRheme(Rhematic) Iconic LegisignДиаграмма, помимо ее фактической индивидуальности
(VI)IndexRhemeRhem ic Indexical ЗаконодательствоДемон стративное местоимение
(VII)DicisignDicent Indexical LegisignУличный крик (идентифицирующий человека по тону, теме)
(VIII)СимволРимРематический символ (–ic Legisign)Существительное нарицательное
(IX)DicisignСимвол Dicent (–ic Legisign)Предложение (в общепринятом смысле)
(X)АргументАргумент ( –Ative Symbolic Legisign)Силлогизм
Треугольное расположение Пирса из MS 540: 17. Жирный принадлежит принадлежит Пирсу и указывает на неизбыточные спецификации. Любые две соседние клетки имеют два внешних аспекта (II и VI; VI и IX; и III и VII); там граница между соседними ячейками утолщенной.. (Римские цифры присутствуют в рукописи, но. были добавлены редактором.).
(I). Rhematic. Iconic. Qualisign(V). Rhematic. Iconic. Legisign(VIII). Rhematic. Symbol. Legisign(X). Аргумент . Symbol. Legisign
(II). Rhematic. Iconic. Sinsign(VI). Rhematic. Indexical. Legisign(IX). Dicent. Symbol. Legisign
(III). Rhematic. Indexical. Sinsign( VII). Dicent. Indexical. Legisign
(IV). Dicent. Indexical. Sinsign

Примечания

  1. ^Брент, Джозеф (1998), Чарльз Сандерс Пирс: Жизнь, 2-е издание, Блумингтон и Индианаполис: Издательство Индианского университета (страница каталога ); Также NetLibrary.
  2. ^1906, EP 2: 411 и CP 5.484. Далее Пирс сказал: «Σημείωσις [Sêmeíôsis] по-гречески римского периода, еще во времена Цицерона, если я правильно помню, означало действие почти любого знака; и мое определение наделяет все, что действует так, название «знак». См. Σημείωσις в древнегреческом лексиконе Лидделла и Скотта в Цифровой библиотеке Персея.
  3. ^Определения философии Пирса см., Например, в «Программе определенных разделов логики», CP 1.183-186, 1903 г. и «Минутная логика», CP 1.239-241, 1902. См. Определения философии Пирса на CDPT в разделах «Ценоскопия » и «Философия ».
  4. ^Пирс, C.S., с. CP 5.448, из «Основы прагматизма» в 1906.
  5. ^«Вопросы, касающиеся некоторых способностей, заявленных для человека» (Arisbe Eprint ), Journal of Speculative Philosophy vol. 2 (1868), стр. 103-114. Перепечатано (CP 5.213-263, цитата из пункта 253).
  6. ^«Пролегомены к апологии прагматизма», стр. 492 –546, Монист, т. XVI, нет. 4 (неправильно обозначено "VI"), октябрь 1906 г., см. стр. 523. Перепечатанный CP 4.530–572; см. пункт 551 Отпечаток Архивировано 05.09.2007 на Wayback Machine.
  7. ^См. «Логика родственников», Монист, Том. 7, 1897, стр. 161 -217, см. стр. 183 (через Google Книги, регистрация явно не требуется). Печатается в Сборнике статей, т. 3, параграфы 456-552, см. Параграф 483.
  8. ^* Берч, Роберт (1991), Тезис о редукции Пирсена: основы топологической логики, издательство Texas Tech University Press, Лаббок, Техас
    • Анеллис, Ирвинг (1993) «Обзор тезиса о редукции. Пирсана: основы топологической логики Роберта Берча »в Modern Logic v. 3, n. 4, 401-406, пр. Euclid Open Access PDF 697 КБ. Критика и некоторые предложения по улучшению.
    • Анеллис, Ирвинг (1997), «Развитие Тарским логики отношений Пирса» (Поиск книг Google Eprint ) в Хаузере, Натан, Робертс, Дон Д.., и Ван Эвра, Джеймс (ред., 1997), Исследования по логике Чарльза Сандерса Пирса. Анеллис дает отчет о доказательстве тезиса редукции, обсужденном и представленном Пирсом в его письме Уильяму Джеймсу в августе 1905 г. (L224, 40-76, напечатано в Peirce, CS and Eisele, Carolyn, ed. (1976), The New Elements of Математика Чарльза С. Пирса, v. 3, 809-835).
    • Херет Коррейя, Иоахим и Пешель, Рейнхард (2006), «Теридентичность и алгебраическая логика Пирсе» в «Концептуальные структуры: вдохновение и применение» ( ICCS 2006): 229-246, Springer. Фритьоф Дау назвал его «сильной версией» доказательства тезиса редукции Пирса. Джон Ф. Сова в том же обсуждении утверждал, что объяснение в терминах концептуальных графов является достаточно убедительным в отношении тезиса редукции для тех, у кого нет времени понять, что говорил Пирс.
    • В 1954 году У. В. О. Куайн утверждал, что доказал сводимость более крупных предикатов к диадическим предикатам, в Quine, WVO, «Редукция к диадическому предикату», Selected Logic Papers.
  9. ^Пирс, CS (1867), «При логическом понимании и расширении» "(CP 2.391-426), (W 2: 70-86, PEP Eprint ).
  10. ^Пирс, К.С. и Лэдд-Франклин, Кристина, «Смысл (и применение в логике)», Словарь философии и психологии, т. 2, стр. 528. Перепечатано CP 2.431-4.
  11. ^ Пирс, письмо Уильяму Джеймсу, датированное 1909 годом, см. ЕР 2: 492.
  12. ^Пирс, К.С., «Письмо к леди Уэлби» (1908), Semiotic and Significs, стр. 80-81:

    Я определяю Знак как все, что определяется чем-то другим, называемым его Объект и таким образом определяет воздействие на человека, которое я называю его интерпретатором, что последний опосредованно определяется первым. Мое добавление «на человека» - подачка Церберу, потому что я отчаянно пытаюсь понять мою собственную более широкую концепцию.

  13. ^См. «76 определений знака CSPeirce », собранные профессором Робертом Марти (Университет Перпиньяна, Франция).
  14. ^ Письмо Уильяму Джеймсу, EP 2: 498, 1909, доступно для просмотра на CDPT в разделе Динамический объект
  15. ^Письмо Уильяму Джеймсу, EP 2: 492, 1909, см. CDPT в разделе «Объект ».
  16. ^См. Стр. 404-409 в «Прагматизме», EP 2. Десять цитат из сопутствующих наблюдений Пирса, предоставленных Джозефом Рэнсделлом, можно просмотреть здесь. Примечание: цитаты Рэнсделла из CP 8.178-179 также есть в EP 2: 493-4, где датируется 1909 годом; и его цитата из CP 8.183, также есть в EP 2: 495-6, где датируется 1909 годом.
  17. ^«Программа некоторых разделов логики», EP 2: 272-3, 1903
  18. ^Черновик письма к леди Уэлби, Semiotic and Significs, стр. 193, 1905
  19. ^В EP 2: 407, доступен для просмотра в CDPT в разделе «Реальный объект "
  20. ^. См. Рэнсделл, Джозеф,« Об использовании и злоупотреблении непосредственным / динамическим различением объектов » черновик 2007 г., Arisbe Eprint
  21. ^См. письмо (или письма) Пирса 1909 г. Уильяму Джеймсу, CP 8.314 и 8.315, и Essential Peirce v. 2, стр. 496-7, и письмо 1909 г. Lady Welby, Semiotic and Significs pp. 110-1, все в разделе «Final Interpretant » в CDPT. Также см. 1873, MS 218 (Робин 379) в Writings of Charles S. Peirce v. 3, стр. 79 об окончательном мнении и CP 8.184 об окончательном мнении в качестве окончательного толкователя в рецензии на книгу леди Уэлби.
  22. ^«Философия и поведение в жизни», 1898 г., лекция 1 Кембриджа ( MA) Conferences Lectures, частично опубликовано CP 1.616-48 и в книге Reasoning and the Logic of Things, Ketner (ed., Intro.) И Putnam (intro., Comm.), Стр. 105-22, перепечатано в Essential Peirce v.. 2, pp. 27-41.
  23. ^См. "76 Определений Знака К.С. Пирса", собранные и проанализированные Роберт Марти, факультет математики Университета Перпиньяна, Перпиньян, Франция, с приложением из 12 дополнительных определений или эквивалентов, предложенных Альфредом Лангом, факультет психологии, Бернский университет, Берн, Швейцария, Arisbe Eprint.
  24. ^" Minute Logic », CP 2.87, c.1902 и Письмо к леди Уэлби, CP 8.329, 1904. См. Соответствующие цитаты в разделе« Категории, сенопифагорейские категории »в Commens Dictionary of Peirce's Terms (CDPT), Bergman Paalova, eds., U. of Helsinki.
  25. ^См. Цитаты в разделе «Первенство, первое [как категория] » в CDPT.
  26. ^Земля чернота - чистая абстракция качества черного . Что-то черное - это что-то, воплощающее черноту, указывающее на абстракцию. Качество черного составляет ссылку на его собственную чистую абстракцию, землю черноту . Вопрос заключается не только в противопоставлении существительного (земля) и прилагательного (качества), но и в том, рассматриваем ли мы черный (сущность) как абстрагированный от приложения к объекту, или вместо этого как применяемый (например, к плите).). Однако заметьте, что Пирс проводит здесь различие не между общим свойством и индивидуальным свойством (троп ). См. «В новом списке категорий » (1867 г.) в разделе, приведенном в CP 1.551. Что касается земли, ср. схоластическая концепция основы отношений, Google limited preview Deely 1982, p. 61
  27. ^Квале в этом смысле является таковым, как качество есть таковостью. Ср. в разделе «Использование букв» в § 3 «Описание обозначения логики родственников» Пирса, Memoirs of the American Academy, v. 9, pp. 317–78 (1870), отдельно перепечатано (1870), из которого см. стр. 6 из книг Google, также перепечатанных в CP 3.63:

    Теперь логические термины делятся на три основных класса. Первый охватывает тех, чья логическая форма включает только понятие качества и которые поэтому представляют вещь просто как «а -». Эти различающие объекты самым элементарным способом, не предполагающим никакого осознания различения. Они считают объект таким, какой он есть сам по себе (quale); например, как лошадь, дерево или человек. Это абсолютные цифры. (Peirce, 1870. Но также см. «Quale-Consciousness», 1898, в CP 6.222–37.)

  28. ^См. Цитаты в разделе «Второстепенность [как категория] » в CDPT.
  29. ^См. Цитаты в разделе «Третье, третье [как категория] » в CDPT.
  30. ^ По поводу причин см. CP 2.254-263, перепечатанную в Philosophical Writings of Peirce pp. 115 -118 и в EP 2: 294-296.
  31. ^См. CP 8.343-75, из частичного черновика 1908 года письма к леди Уэлби.
  32. ^ "Новые элементы (Kaina Stoicheia") MS 517 (1904 г.); EP 2: 300-324, Arisbe Eprint, прокрутите вниз до / 317 /, затем первый новый абзац
  33. ^Cf. схоластическая концепция основы отношений, Deely 1982, p. 61 (Google Книги)
  34. ^Об изображении, диаграмме и метафоре см. «Гипоикон » в Словаре терминов Пирса.
  35. ^ в «Силабусе некоторых тем Logic ', EP 2: 274, 1903, и его можно просмотреть в разделе «Index » на CDPT.
  36. ^в «A Syllabus of Certain Topics of Logic», EP 2: 274, 1903, и доступно для просмотра в разделе «Субиндекс, Hyposeme » в CDPT.
  37. ^MS599 c.1902 «Правила разума», соответствующая цитата отображается в разделе «MS 599» в «Роль значков в предикации», Джозеф Рэнсделл, изд. Arisbe Eprint.
  38. ^«Программа по некоторым темам логики», EP 2: 274, 1903, и «Логические трактаты, № 2», CP 4.447, c. 1903. Соответствующие цитаты можно увидеть на CDPT, в разделе «Символ».
  39. ^«Программа по определенным темам логики», EP 2: 272-3. Соответствующая цитата доступна на CDPT, в разделе «Представитель»
  40. ^Письмо к леди Уэлби, Semiotic and Significs, стр. 33-34, 1904, доступно для просмотра на CDPT в разделе «Rhema, Rheme».
  41. ^ Пирс, 1906, «Пролегомены к извинению за прагматизм», стр. 506 -507 в 492 -546, The Monist, v. XVI, п. 4 (неправильно обозначено как «VI»), октябрь 1906 г., перепечатано в CP 4.538
  42. ^«Письмо к леди Уэлби», «Семиотика и сигнифика», стр. 33-34, 1904; также «Программа по определенным темам логики», EP 2: 275-276 и 292, 1903; все три цитаты можно просмотреть на CDPT в разделе «Dicent, Dicent Sign, Dicisign ».
  43. ^ «Новые элементы (Kaina Stoicheia)», Рукопись 517 (1904) и EP 2: 300-324, см. 308, можно просмотреть в Arisbe Eprint, прокрутите вниз до / 308 /
  44. ^» Программа по определенным темам логики », EP 2: 296, 1903, цитата доступна для просмотра на CDPT в разделе« Аргумент ».
  45. ^изображение предоставлено Бернардом Мораном Institut Universitaire de Technologie (Франция), Département Informatique.
  46. ^См. Peirce-l сообщение Андерсона Винисиуса Романини Архивировано 2011-05-20 на Wayback Machine "Re: представление десяти классов знаков (исправлено)" 2006-06-16 Eprint и peirce-l post by Joseph Ransdell "Re: 1-е изображение треугольника из ящиков (MS799.2) »2006-06-18 Eprint. Рукопись можно просмотреть (и увеличить, щелкнув по изображению) здесь в архиве Lyris peirce-l. Я Маг был предоставлен Джозефом Рэнсделлом, почетным профессором философии Техасского технологического университета.

Ссылки и дополнительная литература

Для сокращений его работ см. Сокращения

Пьесы Пирса по семиотике
  • Peirce, CS (1867), «В новом списке Категории ", Труды Американской академии искусств и наук 7 (1868), 287–298. Представлено 14 мая 1867 года. Перепечатано (Сборник статей (CP), v. 1, параграфы 545–559), (Writings of Charles S. Peirce: A Chronological Edition, v. 2, pp. 49–59), (The Essential Пирс (EP) v. 1, 1–10). Arisbe Eprint.
  • Пирс, C.S. (1867), «После логического понимания и расширения», Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences, pp. 416 -432. Представлено 13 ноября 1867 г. Переиздано CP 2.391-426, Writings v. 2, pp. 70–86. Eprint.
  • Пирс, C.S. (c.1894 MS), «Что такое знак?». Опубликовано частично в CP 2.281, 285 и 297-302, а полностью в EP 2: 4-10. Peirce Edition Project Eprint.
  • Пирс, C.S. (1895 MS), «Размышления в целом». Опубликовано частично в CP 2.282, 286-91, 295-96, 435-44 и 7.555-8, а также полностью в EP 2: 11-26.
  • Peirce, CS (1896), "The Возрожденная логика », Монист, т. VII, п. 1, pp. 19 -40, The Open Court Publishing Co., Чикаго, Иллинойс, 1896 г., для Института Гегелера. Перепечатан (CP 3.425-455). Интернет-архив, Монист 7, стр. 19.
  • Пирс К.С. (1897), «Логика родственников», Монист, т. VII, стр. 161 -217. Перепечатано в CP 3.456-552.
  • Peirce, CS (c.1902 MSS), "Minute Logic", CP 2.1-118.
  • Peirce, CS (c.1902 MS), " Правила разума "Eprint
  • Пирс, К.С." Программа определенных тем логики ", EP 2:
    • Пирс, CS (1903)" Разные логические концепции ", EP 2: 267-88.
    • Пирс, CS (1903) «Номенклатура и подразделения триадических отношений, насколько они определены», EP 2: 289-99
    • Пирс, CS (1904 MS) «Новый Elements (Kaina Stoicheia) », стр. 235–63 в издании Кэролайн Эйзель,« Новые элементы математики »Чарльза С. Пирса, том 4,« Математическая философия ». Перепечатано (ЕР 2: 300-24). Eprint.
  • Пирс, К.С. (около 1903 г.), "Логические трактаты, № 2", CP 4.418–509.
  • Пирс, К.С. (12 октября 1904 г.), Письмо леди Welby, CP 8.327–41.
  • Пирс, CS (1905), Черновик письма к леди Уэлби, Семиотика и Сигнифика с. 193
  • Пирс, К.С. (1906), «Пролегомены к апологии прагматизма», стр. 492 -546, The Monist, vol. XVI, нет. 4 (неправильно обозначено как «VI»), октябрь 1906 г. (ссылки, встроенные в номера страниц и номера изданий, можно получить через Поиск книг Google, полный доступ пока недоступен для широкого круга пользователей за пределами США). Перепечатано CP 4.530-572 Eprint.
  • Peirce, CS (1907 MS), "Pragmatism", EP 2: 398-433.
  • Peirce, CS (1908, 24, 25, 28 декабря)), Из частичного черновика письма к леди Уэлби, CP 8.342–79.
  • Пирс, CS (1911 MS), «Набросок логических критиков», EP 2: 451-62.
Коллекции Пирса
Прочее
  • Марти, Роберт (1997), "76 определений знака К.С. Пирсом", собранные и проанализированные Робертом Марти, факультет математики Университета Перпиньяна, Перпиньян, Франция, и "12 Дополнительные определения или эквиваленты, предложенные Альфредом Лангом, кафедрой психологии, Бернский университет, Берн, Швейцария. Эпринт. Семиотика Марти.
  • Бергман, Матс и Паавола, Сами, ред. (2003-), Словарь терминов Пирса от Commens. Определения самого Пирса, часто много на термин за десятилетия. Включает определения большинства его семиотических терминов.
  • Аткин, Альберт (2013), Теория знаков Пирса ", Стэнфордская энциклопедия философии.
  • Рэнсделл, Джозеф (черновик 2007 г.), «Об использовании и злоупотреблении непосредственным / динамическим различением объектов», Arisbe Eprint.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 09:48:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте