В семиотике знак - это все, что передает , означающее, что не является самим знаком, интерпретатору знака. Значение может быть намеренным, например, слово, произнесенное с определенным значением, или непреднамеренным, например симптом, являющийся признаком определенного заболевания. Знаки могут общаться с помощью любого из органов чувств : зрительного, слухового, тактильного, обонятельного или вкусового.
Две основные теории описывают способ, которым знаки приобретают способность передавать информацию. Обе теории понимают определяющее свойство знака как отношение между рядом элементов. В традиции семиотики, развитой Фердинандом де Соссюром (называемой семиологией), знаковые отношения являются диадическими, состоящими только из формы знака (означающего) и его значения (означаемого). Соссюр считал это отношение по сути произвольным (принцип семиотического произвола ), мотивированным только социальной конвенцией. Теория Соссюра оказала особое влияние на изучение языковых знаков . Другая важная семиотическая теория, разработанная К. С. Пирс определяет знак как триадическое отношение как «что-то, что обозначает что-то, с кем-то в некотором качестве». Это означает, что знак - это отношение между носителем знака (конкретной физической формой знака), знаковый объект (аспект мира, который несет в себе значение знака) и интерпретант (значение знака в понимании интерпретатора). Согласно Пирсу, знаки могут быть разделены по типу отношения, которое удерживает знаковое отношение вместе, в виде значков, индексов или символов. Иконки - это те знаки, которые обозначают посредством сходства между транспортным средством знака и объектом знака (например, портретом или картой), индексы - это те знаки, которые обозначают посредством прямого отношения смежности или причинности между средством обозначения и объектом знака (например, симптом), а символы - это те, которые обозначают посредством закона или произвольной социальной конвенции.
Согласно Saussure (1857–1913), знак состоит из означающего (означающего) и означаемого (означающего). Они не могут быть концептуализированы как отдельные объекты, а скорее как отображение значительных различий в звуке с потенциальным (правильным) дифференциальным обозначением. Знак Соссюра существует только на уровне синхронной системы, в которой знаки определяются их относительными и иерархическими привилегиями совместного возникновения. Таким образом, это обычное неправильное толкование Соссюра - считать означающими все, что можно выразить, и означающее как вещи в мире. Фактически, отношение языка к условно-досрочному освобождению (или речи в контексте) было и всегда было теоретической проблемой для лингвистики (см. Знаменитое эссе Романа Якобсона «Заключительное заявление: лингвистика и поэтика» и др..).
В известном тезисе Соссюра говорится, что отношения между знаком и реальным предметом, который он обозначает, произвольны. Не существует естественной связи между словом и объектом, к которому оно относится, равно как и причинно-следственной связи между неотъемлемыми свойствами объекта и природой знака, используемого для его обозначения. Например, в отношении физического качества бумаги нет ничего, что требует обозначения фонологической последовательностью «бумага». Однако существует то, что Соссюр назвал «относительной мотивацией»: возможности сигнификации означающего ограничены композиционностью элементов лингвистической системы (см. Эмиль Бенвенист ). статья о знаковом произволе в первом томе его работ по общей лингвистике). Другими словами, слово доступно для приобретения нового значения только в том случае, если оно явно отличается от всех других слов в языке и не имеет существующего значения. Структурализм позже был основан на этой идее, что только в рамках данной системы можно определить различие между уровнями системы и использования или семантическую «ценность» знака.
Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) предложил иную теорию. В отличие от Соссюра, который подошел к концептуальному вопросу из исследования лингвистики и фонологии, Пирс, так называемый отец прагматической школы философии, расширил концепцию знака, чтобы охватить многие другие формы. Он считал «слово» лишь одним особым видом знака и характеризовал знак как любое посредническое средство понимания. Он охватил не только искусственные, лингвистические и символические знаки, но и все сходства (такие как родственные чувственные качества) и все индикаторы (например, механические реакции). Он считал символами все термины, утверждения и аргументы, толкование которых основано на соглашении или привычке, даже помимо их выражения на определенных языках. Он считал, что «вся эта вселенная наполнена знаками, если она не состоит исключительно из знаков». Сеттинг Пирса в изучении знаков - это философская логика, которую он определил как формальную семиотику и охарактеризовал как нормативную область, следующую за эстетикой и этикой, как более фундаментальную, чем метафизику, и как искусство разработки методов исследования. Он утверждал, что, поскольку всякая мысль требует времени, вся мысль выражается в знаках, что вся мысль имеет форму вывода (даже если она не является сознательной и преднамеренной) и что, как вывод, «логика коренится в социальном принципе», поскольку вывод зависит от точки зрения, которая в известном смысле безгранична. Результатом является теория не языка в частности, а скорее создания смысла, и она отвергает идею статической связи между знаком и тем, что он представляет: его объектом. Пирс считал, что знаки имеют смысл благодаря рекурсивным отношениям, которые возникают в наборах по три.
Даже когда знак представляет собой сходство или фактическую связь, не зависящую от интерпретации, этот знак является знаком лишь постольку, поскольку он, по крайней мере, потенциально интерпретируется разумом, и постольку, поскольку этот знак является определением разума или по крайней мере, квази-разум, который функционирует, как если бы он был разумом, например, в кристаллах и работе пчел - здесь основное внимание уделяется действию знаков в целом, а не психологии, лингвистике или социальным исследованиям (области, которыми Пирс также занимался).
Знак зависит от объекта таким образом, что позволяет (и в некотором смысле определяет) интерпретацию, интерпретант, зависеть от объекта, поскольку знак зависит от объекта. Таким образом, интерпретант является дополнительным знаком объекта и, таким образом, дает возможность и определяет дальнейшие интерпретации, дополнительные интерпретирующие знаки. Процесс, названный семиозисом, является несводимо триадным, полагал Пирс, и логически структурирован так, чтобы увековечивать себя. Это то, что определяет знак, объект и интерпретант в целом. Как выразился Жан-Жак Наттиез (1990: 7), «процесс отсылки, производимый знаком, бесконечен». (Пирс использовал слово «определять» не в смысле строгого детерминизма, а в смысле эффективности, которая может варьироваться как влияние.)
Далее Пирс охарактеризовал три семиотических элемента следующим образом:
Пирс объяснил, что знаки опосредуют между своими объектами и их интерпретаторами в семиозисе, триадическом процессе определения. В семиозисе первое определяется или находится под влиянием второго как своего объекта. Объект определяет знак, чтобы определить третьего как интерпретанта. Само по себе первенство является одной из трех категорий всех явлений , предложенных Пирсом, и является качеством чувства. Первенство ассоциируется с неясным состоянием ума как чувства и ощущением возможностей, без принуждения или размышлений. В семиозисе разум различает явление или явление, потенциальный знак. Второстепенность - это реакция или сопротивление, категория, связанная с переходом от возможности к определению действительности. Здесь, благодаря опыту, не имеющему отношения к данной знаковой или знаковой системе и сопутствующему ей, человек вспоминает или обнаруживает объект, к которому относится знак, например, когда знак представляет собой случайное подобие отсутствующего, но запоминаемого объекта. Именно благодаря сопутствующему опыту объект определяет знак для определения интерпретанта. Третье - это репрезентация или посредничество, категория, связанная со знаками, общностью, правилом, непрерывностью, привычкой и целью. Здесь формируется интерпретант, выражающий значение или разветвление знака об объекте. Когда рассматривается второй признак, может быть подтвержден первоначальный интерпретатор или могут быть определены новые возможные значения. По мере того, как обращаются к каждому новому знаку, появляется все больше интерпретаторов, самих знаков. Это может включать в себя чтение мыслей о природе, людях, математике, о чем угодно.
Пирс обобщил коммуникативную идею произнесения и интерпретации знака, чтобы охватить все знаки:
Признавая, что связанные Знаки должны обладать Квази-разумом, можно далее заявить, что не может быть изолированного знака. Более того, знаки требуют как минимум двух Квази-умов; квази-говорящий и квази-интерпретатор; и хотя эти двое составляют одно (то есть одно сознание) в самом знаке, они, тем не менее, должны различаться. В Знаке они, так сказать, сварены. Соответственно, не только факт человеческой психологии, но и необходимость логики состоит в том, что каждая логическая эволюция мысли должна быть диалогической.
Согласно Наттиезу, написанному с Жаном Молино, трехсторонним определением понятия знак, объект и интерпретатор основаны на «следе » или нейтральном уровне, «звуковом образе» Соссюра (или «означаемом», таким образом, «представителе» Пирса). Таким образом, «символическая форма... не является неким« посредником »в процессе« коммуникации », который передает смысл, задуманный автором, аудитории; это вместо этого результат сложного процесса создания (poietic process), который имеет отношение как к форме, так и к содержанию произведения; он также является отправной точкой для сложного процесса восприятия (эстетического процесса, который реконструирует «сообщение» »). (там же, стр. 17)
Диаграмма Молино и Наттиза:
Поэтический процесс | Эстезический процесс | |||
«Производитель» | → | След | ← | Получатель |
Таким образом, теория знака Пирса предлагала мощный анализ сигнификационной системы, ее кодов и процессов вывода и обучения, поскольку акцент часто делался на естественном или культурном контексте, а не на лингвистике, которая анализирует использование только в медленном времени, тогда как человеческое семиотическое взаимодействие в реальном мире часто имеет хаотическое размытие языка и обмена сигналами. Тем не менее, вывод о том, что триадные отношения структурированы для сохранения самих себя, приводит к уровню сложности, который обычно не встречается в рутине создания и интерпретации сообщений. Следовательно, появились разные способы выражения идеи.
К 1903 году Пирс пришел к классификации знаков по трем универсальным трихотомиям в зависимости от его трех категорий (качество, факт, привычка). Он классифицировал любой знак:
1. | 2. | 3. | |||
I. | Qualisign | or | Sinsign | or | Legisign |
и | |||||
II. | Icon | or | Index | or | Symbol |
и | |||||
III. | Rheme | or | Dicisign | or | Аргумент |
Из-за этих классификационных взаимозависимостей три трихотомии пересекаются, образуя десять (а не 27) классов знаков. Есть также различные виды значимых комбинаций. Знаки можно прикреплять друг к другу. Фотография - это указатель с значимым значком. Аргументы состоят из приговоров, а приговоры - из ремов. Законодателям (типам) для воплощения требуются знаки греха (токены) в качестве их индивидуальных копий или экземпляров. Символ как знак зависит от того, как он будет интерпретироваться, независимо от сходства или фактической связи с его объектом; но индивидуальное воплощение символа - показатель вашего восприятия объекта. Для символа используется специальный индексный знак греха. Такой символ, как предложение в языке, предписывает качества внешнего вида для своих экземпляров и сам по себе является копией символа, такого как предложение, помимо выражения на определенном языке. Пирс рассмотрел как семантические, так и синтаксические вопросы в своей теоретической грамматике, как он ее иногда называл. Он рассматривал формальную семиотику как логику, как, кроме того, включающую изучение аргументов (гипотетический, дедуктивный и индуктивный ) и методы исследования, включая прагматизм ; и как родственные, но отличные от чистой математики логики.
Пирс иногда упоминал «основание» знака. Фундамент - это чистая абстракция качества. Основание знака - это то отношение, в котором знак представляет свой объект, например как в буквальном и переносном языках. Например, значок представляет характеристику или качество, приписываемое объекту, в то время как символ приписывает объекту качество, представленное значком или символизируемое таким образом, чтобы вызвать мысленный значок.
Пирс назвал значок, помимо метки, легенды или другого индекса, прикрепленного к нему, «гипоиконом» и разделил гипоикон на три класса: (а) изображение, которое зависит от простого качества; (б) диаграмма, внутренние отношения которой, в основном диадические или так называемые, по аналогии представляют отношения в чем-то; и (c) метафора, которая представляет репрезентативный характер знака, представляя параллелизм в чем-то еще. Диаграмма может быть геометрической или состоять из массива алгебраических выражений или даже в общей форме «Все __ есть ___», которая, как и любая диаграмма, подлежит логическим или математическим преобразованиям. Пирс считал, что математика основана на схематическом мышлении - наблюдении и экспериментировании с диаграммами. Пирс разработал для дедуктивной логики систему визуальных экзистенциальных графов, исследования которых продолжаются и сегодня.
В настоящее время принято считать, что эффективность действий, которые могут преобразовать сообщение в текст (включая говорение, письмо, рисование, музыку и физические движения), зависит от знаний отправителя. Если отправитель не знаком с текущим языком, его кодами и культурой, то он или она вообще не сможет ничего сказать, будь то в качестве посетителя из другой языковой области или из-за состояния здоровья, например афазия (см. Роман Якобсон ).
Современные теории отрицают соссюровское различие между означающим и означаемым и ищут значение не в отдельных знаках, а в их контексте и в рамках возможных значений, которые могут быть применены. Такие теории утверждают, что язык является коллективной памятью или культурной историей всех различных способов передачи значения и может в той степени составлять весь жизненный опыт (см. Луи Ельмслев ). Ельмслев не считал знак наименьшей семиотической единицей, поскольку считал возможным его дальнейшее разложение; вместо этого он считал «внутреннюю структуру языка» системой фигур, концепцией, в некоторой степени родственной концепции фигуры речи, которую он считал конечной семиотической единицей.
Эта позиция подразумевает, что речь - это просто еще одна форма поведения, и смещает фокус внимания с текста как языка на текст как представление цели, функциональную версию намерение автора. Но как только сообщение было передано, текст существует независимо.
Следовательно, хотя писатели, которые сотрудничали для создания этой страницы, существуют, они могут быть представлены только знаками, фактически выбранными и представленными здесь. Процесс интерпретации в уме получателя может приписывать значения, совершенно отличные от тех, которые были задуманы отправителями. Но почему это могло произойти? Ни отправитель, ни получатель текста не владеют всем языком. Относительно небольшой запас знаний каждого человека является продуктом личного опыта и его отношения к обучению. Когда аудитория получает сообщение, всегда будет избыток коннотационных значений, доступных для применения к конкретным знакам в их контексте (независимо от того, насколько полны или неполны их знания, когнитивный процесс тот же).
Таким образом, первым этапом понимания сообщения является приостановка или отсрочка вынесения решения до тех пор, пока не станет доступной дополнительная информация. В какой-то момент индивидуальный получатель решает, какое из всех возможных значений представляет наиболее подходящее. Иногда неопределенность не может быть устранена, поэтому значение откладывается на неопределенный срок или назначается предварительное или приблизительное значение. Чаще желание получателя закрытия (см. гештальт-психология ) приводит к приписыванию простых значений из предубеждений и без ссылки на намерения отправителя.
В критической теории понятие знака используется по-разному.
Многие теоретики постмодернизма постулируют полное разъединение означающего и означаемого. «пустое» или «плавающее» означающее по-разному определяется как означающее с расплывчатым, сильно изменчивым, неопределенным или несуществующим означаемым. Такие означающие означают разные вещи для разных людей: они могут означать многие или даже любые означаемые; они могут означать все, что хотят их интерпретаторы.