Эмиль Гилельс

редактировать
Советский пианист

Эмиль Григорьевич Гилельс (Украинский : Емі́ль Григо́рович Гі́лельс; 19 октября 1916 г. - 14 октября 1985 г.) был советским пианистом. Он широко известен как один из величайших пианистов всех времен.

Содержание
  • 1 Ранние годы и образование
  • 2 Карьера
  • 3 Записи
    • 3.1 Известные записи
  • 4 Призы, награды и награды
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Ранние годы и образование

Гилельс родился в еврейской семье 19 октября 1916 г. (6 октября, Старый стиль ) в Одессе, Украине (тогда часть Российской Империи ) Гесе и Григорию Гилельсу. Его отец работал клерком на сахарном заводе. Его сестра Елизавета, на три года младше его, была известной скрипачкой.

Эмиль Гилельс и его сестра, скрипачка Элизабет.

Гилельс имели абсолютный слух, и в возрасте пяти с половиной лет он начал уроки с [ru ], известный в Одессе педагог по фортепиано. Быстро обучающийся, он сыграл все три тома исследований Лешхорна в течение нескольких месяцев, а вскоре и сонатин Клементи и Моцарта. Позже Гилельс приписывал эту строгую тренировку Ткачу как заложившую основу его техники. В свою очередь, Ткач прокомментировал Гилельса, используя уменьшительное: «Миля Гилельс обладает способностями человека, рожденного исключительно для того, чтобы стать пианистом, и что при должном внимании к его развитию, СССР в будущем обогатится. с приобретением всемирно известного пианиста ».

Пианисты Эмиль Гилельс (слева) и Яков Флиер, занявшие первое и третье места соответственно на Международном музыкальном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, Бельгия. Газета «Правда» (Советский Союз). Май 1938 года.

В мае 1929 года, в возрасте 12 лет, Гилельс дал свой первый публичный концерт. В 1929 году Гилельс был принят в [ru ] в класс [ru ]. Под опекой Рейнгбальда Гилельс расширил круг своих культурных интересов, особенно увлекшись историей и литературой. В 1932 году Артур Рубинштейн посетил Одесскую консерваторию и встретил Гилельса, и они остались друзьями до конца жизни Рубинштейна. Как и Ткач, Рейнгбальд тщательно руководила Гилельсом, разрешая ему давать живые концерты, и защищала свою ученицу от чрезмерных концертных выступлений. Он участвовал во Всеукраинском конкурсе, несмотря на то, что был младше возрастного предела для участия, но выиграл стипендию жюри.

В 1932 году Гилельс впервые посетил Генриха Нейгауза. В 1933 году Гилельс участвовал в Первом Всесоюзном конкурсе исполнителей в Москве и единогласно занял первое место. Эта победа прославила Гилельса на весь СССР и привела к гастрольному турне по стране. Однако гастрольный стресс заставил Гилельса сократить гастроли и вернуться в Одессу, чтобы закончить учебу, даже отклонив приглашение на перевод в Московскую консерваторию. Впоследствии Гилельс считал Рейнгбальда своим настоящим учителем, наставником и другом на всю жизнь.

Гилельс окончил Одесскую консерваторию осенью 1935 года. Впоследствии он был принят в класс Генриха Нейгауза в аспирантуру Московской консерватории, и Гилельс возобновил свое обязательство давать концерты. В 1936 году он участвовал в своем первом международном конкурсе - Международной Венской Музыкальной Академии. Гилельс занял второе место, а его друг и сокурсник Яков Флиер занял первое место. Два года спустя, в 1938 году, и Гилельс, и Флиер участвовали в Международном фестивале Исаи (Конкурс королевы Елизаветы ) в Брюсселе. Гилельс был удостоен первой премии, а Флиер занял третье место. Гилельс завершил учебу в Москве в 1938 году.

Карьера

После его деятельности в Брюсселе запланированный тур и американский дебют на Нью-Йоркской всемирной выставке 1939 года были прерваны, потому что начала Второй мировой войны. Сергей Рахманинов, живущий в изгнании из России, слышал о репутации Гилельса и начал слушать выступления Гилельса по радио. Рахманинов впоследствии считал Гилельса своим преемником-пианистом и прислал ему медаль и диплом. Эта медаль, на которой выгравирован профиль Антона Рубинштейна, и диплом однажды были вручены Рахманинову, чтобы символизировать его преемственность от Рубинштейна, и сам Рахманинов добавил имя Гилельса в документ. Гилельс хранил эти реликвии всю свою жизнь.

В 1944 году Гилельс представил премьеру 8-й фортепианной сонаты Прокофьева. Во время Второй мировой войны Гилельс развлекал советские войска с помощью сольных концертов под открытым небом на передовой, которые подбадривали советских солдат. В 1945 году он сформировал камерное трио со скрипачом Леонидом Коганом (его зять) и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. Гилельс был удостоен Сталинской премии в 1946 году. После войны гастролировал по странам советского блока Восточной Европы в качестве солиста. Он также дал сольные концерты на двух фортепиано с Яковом Флиером, а также концерты со своей сестрой-скрипачкой Елизаветой. В 1952 году он стал профессором Московской консерватории, среди его учеников Валерий Афанасьев, Ирина Зарицкая, Марина Гоглидзе-Мдивани, [ru ] (Лауреат Международного конкурса пианистов имени Маргариты Лонга и Жака Тибо в Париже), Игорь Жуков, Владимир Блок и [ru ]. Он был председателем жюри Международного конкурса Чайковского на первом конкурсе в 1958 году, на котором первая премия была присуждена Ван Клиберну. Он председательствовал на конкурсе много лет.

Гилельс был одним из первых советских артистов, вместе с Давидом Ойстрахом, которым разрешили путешествовать и давать концерты на Западе. Его американский дебют состоялся в октябре 1955 года с Philadelphia Orchestra и Eugene Ormandy. Его британский дебют состоялся в 1952 году в Королевском Альберт-Холле. Гилельс дебютировал на Зальцбургском фестивале в 1969 году с фортепианным концертом Вебера, Прокофьева и Бетховена в Моцартеуме, за которым последовало исполнение Третьего фортепианного концерта Бетховена. Джордж Селл и Венский филармонический оркестр.

В 1981 году Гилельс перенес сердечный приступ после сольного выступления в Концертгебау в Амстердаме, после чего его здоровье ухудшилось. Он неожиданно скончался во время медицинского обследования в Москве 14 октября 1985 года, всего за несколько дней до своего 69-летия. Святослав Рихтер, который хорошо знал Гилельса и был однокурсником в классе Генриха Нейгауза в Московской консерватории, полагал, что Гилельс был убит случайно, когда во время планового осмотра в Кремле был неправильно введен наркотик. больница. Однако датский композитор и писатель Карл Оге Расмуссен в своей биографии Рихтера отрицает эту возможность и утверждает, что это были просто ложные слухи.

Гилельс был дважды женат. Впервые он был женат на пианистке Розе Тамаркиной в 1940 году. Его второй женой была Фарисет (Лала) Хуцистова, выпускница Московской консерватории, на которой он женился в 1947 году. У них родилась дочь Елена, пианистка, которая окончила класс Флиера в Московской консерватории, выступала и записывалась вместе со своим отцом.

Записи

Гилельсом повсеместно восхищаются за его превосходный технический контроль и блестящий тон. У Гилельса был репертуар, варьирующийся от композиторов эпохи барокко до позднего романтизма и классических композиторов ХХ века. Его интерпретации центральных немецко-австрийских классиков составили ядро ​​его репертуара, в частности, Бетховен, Брамс и Шуман ; но он в равной степени просветительствовал с Скарлатти и композиторами 20-го века, такими как Дебюсси, Рахманинов и Прокофьев. Его записи Листа Hungarian Rhapsody No. 9 и Соната си минор приобрели в некоторых кругах статус классики.

Записи Гилельса на протяжении большей части его истории записи были для государственной звукозаписывающей компании репертуара классической музыки Мелодия. Эти записи, в свою очередь, были лицензированы на западе под EMI Records, а в Соединенных Штатах - под Angel Records (и бюджет EMI Seraphim Records ). В 2013 году Warner Classics поглотила EMI Classics, тем самым приобретя большую часть записей Гилельса.

Гилельс завершал цикл записи фортепианных сонат Бетховена для немецкой звукозаписывающей компании Deutsche Grammophon, когда он неожиданно скончался в больнице в Москве. Его запись Сонаты Hammerklavier получила премию Gramophone Award в 1984 году. Гилельс записал со своей дочерью, в том числе концерт Моцарта для двойного фортепиано с Карлом Бёмом и Венской филармонией и Шуберта. Фантазия фа минор для фортепианного дуэта. Он также сделал несколько камерной записи со скрипачом Леонидом Коганом и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем.

Известные записи

* = live.

Премии, награды и награды
Советский Союз
Иностранный
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 08:47:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте