Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Брамс)

редактировать
Концерт для фортепиано с оркестром ре минор
No. 1
Иоганнес Брамс
Иоганнес Брамс 1853.jpg Композитор в 1853 г.
КаталогOp. 15
Составлено1858 (1858)
Выполнено22 января 1859 (1859-01-22): Ганновер
Движениятри

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до ре минор, Op. 15, это произведение для фортепиано и оркестра, завершенное Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Композитор представил произведение для публики. в Ганновере, в следующем году. Это было его первое оркестровое исполнение и (в третьем исполнении) его первое оркестровое произведение, исполненное до одобрения публики.

Содержание

  • 1 Форма
  • 2 Инструменты
  • 3 Обзор
    • 3.1 Роли Иоахима и Клары Шуманн
    • 3.2 Композиция
    • 3.3 Версии фортепианного дуэта
    • 3.4 Ранние выступления
      • 3.4.1 Первое успешно исполненное оркестровое произведение
    • 3.5 Публикация
    • 3.6 Последующие выступления
    • 3.7 Биографические точки
    • 3.8 Симфоническая и камерная техника
  • 4 Избранные исполнения
  • 5 Использование в кино
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Форма

Бары 157–175, включительно, от I. Maestoso выполнено в феврале 2011 г.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Этот концерт написан в традиционных трех частях и длится примерно от 40 до 50 минут.

  1. Маэстосо (Ре минор )
    Первая часть в сонатной форме, разделена на пять частей: оркестровое вступление, экспозиция, развитие, перепросмотр и кода. Эта часть большая, продолжительностью от 20 до 25 минут. Хотя без каденции, строгое соблюдение форм, используемых в классический период, принесло Брамсу репутацию музыкально «консервативного», но его новаторские гармонии и аккорды вряд ли были такими. В теме широко используется арпеджио аккорды и трели. Во вступлении к оркестру представлены другие темы, и тематический материал дорабатывается как оркестром, так и солистом.
  2. Adagio (D Major )
    Это движение имеет тройную форму, с темой, представленной фаготами.
  3. Рондо : Allegro non troppo (ре минор → ре мажор)
    Структура финала рондо аналогична структуре рондо из Бетховена Концерт для фортепиано с оркестром № 3. в этом рондо присутствуют три темы; вторую тему можно считать сильной вариацией первой. Третья тема вводится в эпизоде, но никогда явно не развивается солистом, вместо этого солист «интегрируется в оркестровый эффект». Каденция следует за основной частью рондо, с обширной кодой, которая развивает первую и третью темы, появляющиеся впоследствии. Кода в параллельном мажоре ре мажор.

Инструменты

Пьеса оценивается для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнеты (B ♭ и A), 2 фагота, 4 валторны (первоначально 2 в D, 2 в B бас), 2 трубы ( D), литавры (D и A), фортепиано и струнные.

Обзор

Роли Иоахима и Клары Шуман

Брамс сам был пианистом профессионального уровня, который первым произвел сильное впечатление на ведущего скрипача Йозефа Иоахима, который вручил ему рекомендательное письмо к Шуману. Брамс и Иоахим стали близкими друзьями на всю жизнь. В 1853 году Брамс вызвал величайшее восхищение Шумана и его жены Клары, что стало поворотным моментом в карьере Брамса, сыграв для них некоторые из своих сольных фортепианных пьес. Клара была ведущей концертной пианисткой и композитором. Она и Брамс начали дружбу на всю жизнь, которая стала еще более важной, когда Роберт был помещен в психиатрическую больницу в 1854 году и умер в 1856 году. Клара, на 14 лет старше Брамса, написала о нем в своем дневнике в 1854 году: «Я люблю его как сына. " Любовь Брамса к ней была уважительной, более сложной и противоречивой, но он очень ценил ее мнения и советы.

Композиция

В процессе композиции произведение принимало разные формы. В 1854 году она началась как соната для двух фортепиано. К 27 июля того же года она была преобразована в четырехчастную симфонию. Брамс обратился за советом к своему близкому другу Юлиус Отто Гримм. «Брамс имел обыкновение показывать свои оркестровки Гримму, который, с его консерваторией, был лучше подготовлен к оркестровке». Включив некоторые предложения Гримма, Брамс затем отправил оркестровую первую часть Иоахиму. Очевидно, Иоахиму это понравилось. Брамс писал ему 12 сентября 1854 года: «Как обычно, вы смотрели на мою симфоническую часть через розовые очки - я определенно хочу изменить и улучшить ее; в композиции еще очень многого не хватает, и я даже не понимаю столько оркестровки, сколько проявляется в движении, поскольку лучшим из них я обязан Гримму ». К январю 1855 года Брамс написал вторую и третью части для фортепиано. В конце концов, он решил превратить это произведение в концерт для фортепиано, своего любимого инструмента в 1855–1856 годах, все еще консультируясь с друзьями по поводу оркестровки. Авинс пишет, что «Во всех многочисленных томах переписки с Брамсом и от него ничто не сравнится с письмами, которыми он и Иоахим обменивались во время его Первого фортепианного концерта (их более двадцати)... Ответы Иоахима, длинные, подробные, вдумчивые, и опытный, являются выдающимися свидетельствами его собственного таланта, а также трепета и восхищения, которые он испытывал к своему другу ". Брамс сохранил исходный материал только из первой части произведения; оставшиеся части были отброшены и были составлены две новые: вторая часть адажио, которую Гал назвал «спокойной и сказочной», и третья часть рондо, в которой Гал услышал «здоровое, энергичное творчество». Результатом стала работа в более привычной трехчастной концертной структуре. Уже в начале февраля 1858 г. Иоахим отправил рукопись обратно Брамсу «полностью исправленную», надеясь, что ему понравятся переработанные разделы. Брамс закончил свою Симфонию № 1 только в 1876 году.

Версии для фортепианного дуэта

Брамс также написал аранжировку для двух фортепиано, которая по сути была оригинальной партитурой до оркестровки. В 1853 году Роберт Шуман купил Кларе рояль, так что в семье было два. В сентябре 1856 года Брамс послал Кларе первую часть своего нового фортепианного концерта в партитуре для двух фортепиано. 1 октября 1856 года она написала в своем дневнике, что Брамс «сочинил прекрасную первую часть» для фортепианного концерта, и «я восхищена величием его замысла и нежностью его мелодий». Затем, 18 октября, «Иоганнес закончил свой концерт - мы сыграли его несколько раз на двух фортепиано».

В 1862 году издатель Концерта Ритер-Бидерманн попросил Брамса написать аранжировку для фортепиано в четыре руки.. Издателям понравились аранжировки для фортепиано в четыре руки, которые можно было продать покупателям, владеющим только одним фортепиано. Однако Брамс отказался, заявив, что для него это будет «непрактично». Два года спустя Брамс решил, что ему нужны деньги, которые он получит за это, и сделал аранжировку.

Ранние выступления

Клара услышала репетицию концерта в Ганновере в марте 1858 года, через девять месяцев. перед премьерой там, и написал другу, что «все прошло очень хорошо... Почти все это звучит красиво, некоторые части намного красивее, чем сам Йоханнес представлял или ожидал». Концерт был впервые исполнен 22 января 1859 года в Ганновере, Германия, когда Брамсу было всего 25 лет. Публика восприняла это холодно. Второй спектакль, пять дней спустя, был в Лейпциге. Лейпцигский Gewandhaus Orchestra был ведущим в Германии. Премьера Бетховена Фортепианный концерт № 5 («Император») в 1811 году. Феликс Мендельсон дирижировал Гевандхаусом с 1835 года до своей смерти в 1847 году. Во время его пребывания в должности оркестр исполнил премьеру Шуберта Симфонии № 9 («Большая симфония») после смерти Шуберта; Роберт Шуман раскопал рукопись в Вене и передал копию Мендельсону. Оркестр также исполнил премьеру собственной Симфонии № 3 («Шотландская») Мендельсона и скрипичного концерта. Похоже, что после смерти Мендельсона «стандарты в Лейпциге упали». Тем не менее, Гевандхаус оставался очень престижным оркестром. Его концертмейстер, Фердинанд Давид пригласил Брамса дать там свой концерт. Брамс, который был солистом на фортепиано, провел две репетиции с оркестром в Лейпциге. Он думал, что сыграл концерт «значительно лучше, чем в Ганновере, оркестр великолепно», но в конце лишь немногие из публики пытались хлопать в ладоши и вскоре были подавлены шипением. У концерта была только одна обнадеживающая рецензия из Neue Zeitschrift für Musik, бывшего журнала Роберта Шумана; он был подвергнут «жестокому обращению» со стороны других критиков. Брамс писал Иоахиму: «Я всего лишь экспериментирую и нащупываю свой путь, - с грустью добавлял, - тем не менее, шипение было слишком сильным».

Третье выступление было 24 марта 1859 г. Филармония, в которой также выступали Иоахим и ведущий баритон Юлиус Штокхаузен. Концерт имел большой успех. Каждого из трех ведущих исполнителей вызвали новые аплодисменты. Брамс написал Кларе, что Иоахим [как концертмейстер?] «Репетировал мой концерт и сыграл его на удивление хорошо... Короче говоря, лейпцигские рецензии не повредили» [в Гамбурге]. Хеллер написал «очень похвальную рецензию».

Брамс отредактировал концерт (гораздо менее обстоятельно, чем раньше) и в августе 1859 г. отправил исправленную рукопись Кларе, которая ответила, что у нее есть «часы». радости "от него. В сентябре она написала, что адажио «изысканно» и «красиво». Она сказала, что первая часть «доставила мне огромное удовольствие», хотя ей не нравились «некоторые вещи», которые она критиковала раньше, но Брамс не изменил их. Четвертое исполнение концерта (и первое из новой редакции) было с Гамбургской филармонией под управлением Георга Дитриха Оттена и не имело успеха.

Еще одно выступление состоялось 3 декабря 1861 года, опять же с Гамбургской филармонией. время с дирижером Брамса и Кларой как пианисткой. Она написала в своем дневнике: «Я была, конечно, самым счастливым человеком во всей комнате... радость от работы так переполнила меня», но «публика ничего не понимала и ничего не чувствовала, иначе она, должно быть, выказала должное уважение». К тому времени концерт был исполнен пять раз, но с успехом у одной публики. Брамс и Клара отложили это на несколько лет.

Первая успешно исполненная оркестровая пьеса

Первая серенада, вторая оркестровая пьеса Брамса, исполняемая на концерте, с успехом прошла 3 марта 1860 года. До этого концерт был исполнен трижды, с успехом в третий раз, 24 марта 1859 года, до серенады примерно на год.

Публикация

Летом 1860 года Брамс представил издателям Breitkopf Härtel пять пьес, концерт, свою первую серенаду, два хорала. сочинений и "Восемь песен и романсов", соч. 14. Была принята только Серенада. Концерт был отклонен из-за плохого приема в Лейпциге. По остальным трем материалам комментариев не было. Затем Брамс представил четыре отвергнутых произведения швейцарскому издателю Мельхиору Ритер-Бидерману, который принял их, а затем опубликовал многие другие произведения Брамса, в том числе Немецкий Реквием.

Поздние спектакли

в ноябре 1865 года. Брамс успешно исполнил концерт в Карлсруэ, и его «отозвали» для новых аплодисментов. Группа «друзей музыки», некоторые из которых пропустили концерт, наняла оркестрантов и организовала «частный концерт» в воскресенье утром, на котором также был исполнен фортепианный квартет № 2 Брамса. Брамс писал Кларе, что «музыканты были чрезвычайно преданы мне, так что все это было очень приятно».

В 1874 году Клара сыграла сольную роль в концерте в Гевандхаусе в Лейпциге, первом выступлении. концерта там с января 1859 года. Сам Брамс был приглашен членом совета директоров Gewandhaus и исполнил концерт в Лейпциге 1 января 1878 года. Концерт «на этот раз показал себя лишь немного лучше», чем в 1859 году.

Ганс фон Бюлов был концертный пианист и заслуженный дирижер. Весной 1882 года он написал Брамсу: «Я собираюсь участвовать в Рейнском музыкальном фестивале... в Аахене... Я планирую хорошо сыграть ваш ре минор [концерт] или, по крайней мере, постараюсь... несколько дней уединения, чтобы подготовиться. " Брамс ответил: «Вы... можете гордиться собой... принести на музыкальный фестиваль такое произведение с дурной репутацией, как концерт ре минор». Не секрет, что фон Бюлов восхищался Брамсом, назвав его третьим из Трех Б. В 1881 году Брамс закончил свой второй концерт для фортепиано. После этого фон Бюлов совершил концертные туры «с обоими фортепианными концертами Брамса, иногда дирижируя с помощью клавишных».

Биографические сведения

Биографы Брамса часто отмечают, что первые наброски драматической вступительной части последовали быстро. По следам попытки самоубийства в 1854 году близкого друга и наставника композитора Роберта Шумана, события, которое вызвало огромную боль Брамса. Он, наконец, завершил концерт через два года после смерти Шумана в 1856 году.

Трудно оценить степень, в которой личный опыт Брамса встроен в концерт, поскольку на музыкальное выражение пьесы повлияли несколько других факторов. Эпическое настроение явно связывает произведение с традицией симфонии Бетховена, которой Брамс стремился подражать. Финал концерта, например, явно смоделирован по образцу последней части Концерта для фортепиано с оркестром № 3 Бетховена, а тональность концерта ре минор такая же, как и у обоих Бетховена. 124>Симфония № 9 и Драматический концерт Моцарта Концерт для фортепиано № 20.

Симфонические и камерные техники

Произведение отражает стремление Брамса объединить фортепиано с оркестром как равноправными партнерами в симфонической структуре, подражая классическим концертам Моцарта и Бетховена. Таким образом, он отличается от более ранних романтических концертов, где оркестр эффективно аккомпанировал пианисту. Даже для юного Брамса концерт-шоу мало привлекал. Вместо этого он привлек и оркестр, и солиста на службу музыкальным идеям; технически сложные отрывки в концерте никогда не бывают бесплатными, а расширяют и развивают тематический материал. Такой подход полностью соответствует артистическому темпераменту Брамса, но также отражает симфоническое происхождение и амбиции концерта. Его усилия основывались на техниках камерной музыки и доклассическом барокко концерто гроссо, подход, который позже был полностью реализован в фортепианном концерте Брамса.. 2. Этот первый концерт также демонстрирует особый интерес Брамса к партитуре для литавр и валторны, обе части которых сложны и заметны.

Хотя этот концерт был написан в юности Брамса, он является зрелым произведением, которое указывает на его более поздние концерты и его Симфонию № 1. Наиболее примечательными являются его масштаб и величие, а также волнующие технические трудности, которые он представляет. Со временем популярность произведения росла, пока его не признали шедевром. Биограф Брамса Стира Авинс называет это «великим» произведением. Альфред Брендель считает его одним из «чистейших Брамсов», заявляя, что «... особенно Концерт ре минор, моя любовь».

Избранные выступления

Норманом Кригером с Джоанн Фаллетта Virginia Symphony 2008

Использование в фильме

Первая часть концерта была использована для усиления особо драматических моментов в британском фильме The L-Shaped Room (1963) в записи Питер Катин.

Ссылки

Цитаты

Итак urces

Последняя правка сделана 2021-06-02 04:50:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте