Соната Людвига ван Бетховена Соната для фортепиано № 23 фа минор, Op. 57 (в просторечии известное как Appassionata, что на итальянском означает «страстный») входит в число трех знаменитых фортепианных сонат о его среднем периоде (другие - Вальдштейн, соч. 53 и «Адье», соч. 81а ); он был написан в 1804 и 1805 годах и, возможно, в 1806 году, и был посвящен графу Францу фон Брунсвику. Первое издание было опубликовано в феврале 1807 г. в Вене.
В отличие от ранней Сонаты № 8, Патетической, Аппассионата не была названа при жизни композитора, но была названа так в 1838 г. издатель аранжировки произведения в четыре руки.
Одна из его величайших и наиболее технически сложных фортепианных сонат, Бетховен считал Аппассионату своей самой бурной фортепианной сонатой до двадцать девятой фортепианной сонаты ( известный как Hammerklavier). 1803 год был годом, когда Бетховен осознал необратимость своего все более ухудшающегося слуха.
Среднее исполнение всей сонаты Аппассионаты длится около двадцати пяти минут.
Соната фа минор состоит из трех частей:
A форма соната-аллегро в. 8времени, первая часть быстро развивается благодаря поразительным изменениям тона и динамики и характеризуется экономичным использованием тем.
Основная тема в октавах тихая и зловещая. Он состоит из восходящего и нисходящего арпеджио в пунктирном ритме, который каденции тонизированной доминанты немедленно повторяются на полтона выше (в G). Это использование неаполитанского аккорда (то есть уплощенного супертоника ) является важным структурным элементом произведения, а также основой основной темы финала.
Как и в сонате Вальдштейна Бетховена, код необычайно длинен и содержит квазиимпровизационные арпеджио, охватывающие большую часть фортепианного диапазона начала 19 века. Выбор фа минор становится очень ясным, когда понимаешь, что в этом движении часто используется глубокий, темный тон самой нижней ноты F 1 на фортепиано, которая была самой низкой нотой, доступной Бетховену в то время.
Общее время исполнения этого механизма обычно составляет от 8 ⁄ 2 до 11 минут.
Набор вариаций в ре мажор на тему, замечательную своей мелодической простотой в сочетании с использованием необычно толстого голоса и своеобразной фишки. -мелодия в басу. Его шестнадцать тактов (повторяемых) состоят только из обычных аккордов, составленных из четырех- и двухтактовых фраз, которые заканчиваются на тонике. (См. Изображение.) Следуют четыре варианта:
Четвертая вариация заканчивается обманчивой каденцией, содержащей доминирующий аккорд, переходящий в мягкий суженный септакт, за которым следует гораздо более громкий суженный седьмой, служащий переходом (без пауз) к финалу.
Общее время выполнения этого движения составляет от 6 до 8 минут.
Соната-аллегро в почти вечном движении, в которой, что очень необычно, повторяется вторая часть, а не первая. Оно имеет много общего с первой частью, включая широкое использование неаполитанского шестого аккорда и нескольких записанных каденций. Движение достигает кульминации с более быстрой кодой (со скоростью presto, как показано выше и во многих редакциях), вводящей новую тему, которая, в свою очередь, ведет к расширенной финальной каденции фа минор. Согласно Дональду Фрэнсису Тови, это одно из немногих сочинений Бетховена в сонатной форме, заканчивающихся трагедией (другие - Фортепианное трио до минор, Фортепианная соната соч.. 27 № 2 («Лунный свет») и Соната для скрипки, соч. 30 № 2.).
Общее время исполнения этой части составляет примерно от 7 до 8 минут с повторами и от 5 ⁄ 2 до 6 минут без них.